Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Несмотря на то, что некоторые платформы в этой статье вышли до рождения многих из читателей, их эмуляция не стоит на месте. Чего только не вышло за 2023 год: сборки игр, шейдеры, цветовые пресеты старых мониторов, новые способы эмуляции. Об этом и об играх для данных платформ. Это #лонг

Просто стильный TRS-80 (Tandy), который мы эмулировать в этой статье не будем.<br />
Просто стильный TRS-80 (Tandy), который мы эмулировать в этой статье не будем.

Как и у многих пост-советских геймеров 90-ых, моё знакомство с миром игр началось с Денди, после чего мне купили Сегу, а в 1997 я сидел за своим первым компьютером. Таким образом, я пропустил эру DOS игр, а вся Россия и СССР успешно пропустили эру западных "домашних компьютеров" — Atari 8 bit, Atari ST, C64, Amiga, Apple IIgs, BBC Micro и прочих. Разве что легенды о ZX Spectrum ходили среди более взрослых товарищей, которые его где-то видели издалека. У отдельных везунчиков дома стоял "386-ой" и они успели зацепить кусочек истории ДОСа, но лишь малую её часть.

В связи со своим ограниченным личным опытом, я не буду пытаться слыть за эксперта. Погрузившись в мир компьютеров в 1997, события развивались настолько быстро, что ни у кого из нас не было времени для ретроспективы. Некогда было изучать "старенькие" игры 1993 года, когда чуть ли не каждый день выходила новая игра с таким графоном, от которого буквально падала пачка.

Сейчас же в 2024, когда графика устаканилась, а захватывающие игры выходят, дай бог, раз в год, мы наконец можем прекратить сумасшедшую беготню вперед, перевести дыхание, взглянуть назад и прогуляться по временам, которые мы когда-то пропустили.

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Dendy (NES, Famicom)

Вышла в Японии в 1983 году под названием Famicon, затем в США в 1986 под именем Nintendo Entertainment System, а у нас появилась как Dendy в конце 1992. На нашей коробке — мотогонщик Карлос Кардус.

Разрешение выдаваемой картинки: 256x224 (NTSC) / 256x240 (PAL)

Первая цена в Японии: $150 — с учетом инфляции, сегодня это $462.
Первая цена в США: $99 (сегодня $277).
Певрая цена у нас: $94 (сегодня $199).

Приставка к приставке — <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Famicom_Disk_System" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a><br />
Приставка к приставке — Источник

На волне успеха, в 1986 Nintendo также выпустила Famicom Disk System. Как можно видеть на фото, она вставлялась в Фамиком заместо картриджа, а сама имела дисковод. Игры для неё продавались на простых дискетках, что значительно удешевляло производство носителя, плюс приставка предоставляла немного улучшенную аудиокарту. У нас эту приставку в глаза не видели, но раз уж мы занимаемся эмуляцией, то обычно более предпочтительно качать игры на FDS, чем на NES, т.к. в них слегка лучше звук и иногда графика. Впрочем, зачастую изменения касаются и наполнения игры, поэтому свои фанаты имеются как у FDS-, так и у NES-версий игр.

Сравнение звука NES / FDS, заставка первой Зельды

Однако, вернемся к нашей Денди. Приставка подключалась к телевизору коаксиальным кабелем, либо композитным. Коаксиальный кабель работал через радиочастоты и не особо хорошо экранировался. Во время настройки каналов на телевизоре можно было случайно "поймать" канал с играющим соседом. Картинка была еле различима, а звука не было вовсе, но за неимением своей приставки можно было смотреть своего рода стрим и завидовать.

В то время телевизор в России хоть и не был роскошью, но лишнего телевизора "Панасоник" ни у кого на антресоле не валялось, поэтому юным геймерам часто отдавали, что найдут. Мне повезло, и мама купила 13-дюймовый Grundig на барахолке в Финляндии. Кто-то играл на "кухонном" телевизоре, как небезызвестный стример "Кинаман" делает и по сей день. У кого не было второго телевизора — играли только на "главном", когда родители были на работе или чем-то заняты. Кому повезло, играл на какой-нибудь мелкой Юности, т.к. телевизор был дачным и во время учебного года простаивал без дела.

Юность 32ТЦ-309/Д, был в вариантах SECAM/PAL и производился до ~1995 года. Узнали?<br />
Юность 32ТЦ-309/Д, был в вариантах SECAM/PAL и производился до ~1995 года. Узнали?

NTSC/PAL

Многие помнят, что телевизоры тогда были форматов NTSC, либо PAL. Говорят, инженеры того времени шуточно расшифровывали аббревиатуры как Never The Same Color и Perfection At Last. Первый формат предлагал 60 кадров в секунду и распространился в Японии и США, тогда как у нас в Европе был PAL с 50 кадров в секунду. В СССР был SECAM — это что-то вроде PAL, но с другим форматом цветопередачи.

Самая первая в России Dendy выдавала картинку в формате Secam, что позволяло играть на советских телевизорах. Последующие, более массовые, шли в PAL. При подключении PAL Dendy к SECAM телевизору, картинка была черно-белой. Сам так играл как минимум один раз, кажется на дедушкином "Горизонте" или "Рубине".

Но для нас суть тут не в цветах. В связи с более медленным FPS, европейские картриджи игрались на 17% медленнее. Большинство разработчиков не делало правильную скорость игры для PAL. Я лично предпочитаю играть как задумывали авторы, поэтому всегда стараюсь качать ромы, помеченные как Japan/USA (впрочем даже USA иногда упрощали по сравнению с Japan), но если вы хотите максимально знакомых ощущений из детства, то можете качать ромы с пометкой Europe.

Плюсом же PAL была более высокая картинка, т.е. было больше вертикальных полос. NTSC отрезала 8 пикселей сверху и снизу.

Провод

Большинство советских телевизоров не имело композитного соединения, но у коаксиального качество было бы слегка хуже, однако разница не велика, поэтому можете эмулировать любой из них. Об этом чуть ниже, во время настройки эмулятора.

Решетка

ЭЛТ кинескопы делятся на три типа маски: теневая маска, апертурная решётка, щелевая маска (shadow mask, aperture grill, slot mask). Выглядят они следующим образом:

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Изображения с их использованием выглядят слегка по-разному:

В первых телевизорах в середине прошлого века использовалая теневая маска, но уже к 70-ым была заменена щелевой (ярче картинка, меньше муаров, т.е. ряби). В ЭЛТ-мониторах теневая использовалась с их зарождения и до самого конца.

Что же касается апертурной решётки, она использовалась в дорогих Sony Trinitron, мелкие модели которых стоили несколько тысяч долларов, а цены на 20-дюймовые кинескопы доходили до нескольких десятков тысяч.

Так что если вы хотите точной эмуляции, используйте щелевую маску. Не все шейдеры дают возможность выбора, но мы воспользуемся таким, который даёт.

RetroArch

Практически вся эмуляция теперь происходит через RetroArch. Это универсальный фронт-енд, под который разработчики эмуляторов кодят отдельные ядра (cores). RA предоставляет удобный пайплайн шейдеров, сейв-стейты, кооп через Steam, единую настройку джойстика под все ядра и прочее. Поэтому просто скачивайте его в Стиме.

Ядра к RA качаются как бесплатные DLC. Для Денди считается, что Mesen — самое точное ядро, установите его. Но если с ним возникнут какие-то проблемы, например с игрой в онлайн, есть еще Nestopia. В списке DLC также значатся FCEUMM и QuickNES, но скорее всего они вам никогда не понадобятся.

Для игр на дискетках, требуется биос. Погуглите и скачайте [BIOS] Nintendo Famicom Disk System (Japan), раззипируйте, переименуйте полученый .bin файлик в disksys.rom и положите в <RA>/system

Основные хоткеи RA:
F1 для выхода в меню из игры.
ПКМ для навигации "назад" в меню.
F8 скриншот. Скриншоты лежат в <RA>/screenshots/

Настройте себе хоткеи для сейвстейтов, зайдя в Settings -> Input -> Hotkeys.
Я себе поставил F2 — Save, F4 — Load,
F6
— предыдущий слот, F7 — следующий слот.

Чтобы ваши друзья в Стиме видели, во что вы играете, включите Rich Presence в Settings -> Steam.

Все в курсе моей важной деятельности<br />
Все в курсе моей важной деятельности

Чтобы иметь ачивки для старых игр, зайдите на https://retroachievements.org, создайте там аккаунт и вбейте логин/пароль в RA в Settings -> Achievements. Таким образом у вас будет и список пройденного, и можно сравнить себя по ачивкам с другими.

Только что сам зарегистрировался. Интерфейс очень интуитивный и знакомый.

Для простого запуска игры, Main Menu -> Load Content и выберите .zip файлик с ромом. Дальше игра запустится.

Чтобы составить библиотеку игр, выставить им каверы и прочее, сложите все игры в одну папку, а затем сделайте Import Content -> Scan Directory. У вас в левом меню появится раздел с играми для Денди.

Шейдеры

Помимо целей сугубо исторически-реконструкционного характера, шейдеры еще нужны для того, чтобы эмулировать специфику ЭЛТ экрана и коаксиального/композитного соединения, что позволяло расширять цветовую палитру, сглаживать пиксели, отрисовывать прозрачность и прочие визуальные трюки. Без этого, картинка будет просто неполноценной.

Самый известный пример — вода в Сонике.

Слева голые пиксели, справа по композитному соединению. <a href="https://www.youtube.com/watch?v=x0weL5XDpPs" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Слева голые пиксели, справа по композитному соединению. Источник

Также в Сонике в главном меню создается градиент из дополнительных оттенков голубого, которые приставка не умеет выдавать:

Слева голые пиксели, справа композитное соединение. <a href="https://www.youtube.com/watch?v=x0weL5XDpPs" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Слева голые пиксели, справа композитное соединение. Источник

Еще один известный пример это глаза Дракулы на PS1:

Обратите внимание, как глаза из красной точки слева превращаются в полностью красный глазной белок справа. Да и детализация вырисовывается. <a href="https://youtu.be/nw2QfPREu-Q" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обратите внимание, как глаза из красной точки слева превращаются в полностью красный глазной белок справа. Да и детализация вырисовывается. Источник

Приступим к включению шейдеров.
В зависимости от того, выберете вы GL или Vulkan как video driver, вы сможете использовать glsl или slang шейдеры, а также настраивать их. Большинство ядер имеют софтварный рендерер и прекрасно работают с GL, который выставлен по умолчанию. Однако мы воспользуемся шейдером, написанным на slang, так что переключитесь на Vulkan в Settings -> Drivers -> Video.

Также установите Settings -> Video -> Scaling -> Integer Scaling: ON.

Скачайте последнюю версию шейдеров CRT-guest-advanced. Когда-то CRT-royale был "королем" шейдеров, но в последнее время crt-guest его превзошел. Это самый навороченный шейдер с большим количеством настроек. Распакуйте архив в <RetroArch>\shaders\shaders_slang\crt, перепишите существующие.

Далее скачивайте шейдеры от Sonkun (видео презентация). Это профили настроек шейдеров от Guest.

Запустив игру, жмите F1, Main Menu -> Quick Menu -> Shaders -> Load
Подключите shaders_slang/sonkun/slot-mask/flat/4k/03-4k-crt-guest-advanced-ntsc-slot-mask-u-normal-composite-standard.slangp

Пусть ntsc в названии вас не смущает, если вы планируете играть в режиме PAL. Название лишь унаследовано от шейдера, который был взят за основу, но подходит для обоих режимов.

Естественно, если у вас не 4k, то выбирайте своё разрешение. Если вы хотите не щелевую маску, то выбирайте другую. Если не хотите Composite, выбирайте RF и так далее.

Результат: Без шейдера, Composite, RF, фото реального ЭЛТ (источник фото).

Цвета/контраст с фотографии сравнивать бессмысленно, т.к. фотография на мобилу их не передаст, но в остальном картинки достаточно схожи. RF выдаёт чуть больше мыла, я лично предпочитаю Composite.

Я много разглагольствовал про аутентичность эмуляции, но качественно откалибровать изобрежение (гамма, цвета, контраст) не представляется возможным за неимением настоящей консоли, телевизора и спектрофотометра, поэтому я не пытаюсь дополнительно настраивать шейдер, гадая на кофейной гуще. Но вы, если хотите, то пробуйте (Shaders -> Shader Parameters). Моя задача лишь познакомить вас с процессом, чтобы вы не играли как на первом скрине. Дальше — дело за вами.

Испробовав множество других именитых шейдеров, ничего даже близкого по схожести с фотографями ЭЛТ найти не удалось. Шейдеры, которые позиционируются специально для NES и набирают тысячи просмотров на ютюбе, при внимательном сравнении выглядят совершенно несоответствующе.

Закончив с настройками шейдера, заходите в Shaders -> Save -> Save Core Preset. Теперь он будет использоваться для всех игр на Денди.

А где сканлайны?

Пока я писал статью, один из пользователей ДТФ приобрел ЭЛТ телевизор для своей Сеги и разочаровался, создав тему "Прогрели гоя на старый ЭЛТ-телек". Суть темы была в жалобе на то, что де сканлайны в его телевизоре вертикальные. На самом деле вертикальными полосами оказались не сканлайны, а зазоры между колоннами щелевой маски. А сканирующих линий у его кинескопа нет. Сканлайны настолько распиарили в ретро сфере, что кто-то начал переоценивать их значение или считать, что в любом ЭЛТ-кинескопе их можно было с легкостью разглядеть. Это не совсем так, смотрите сами:

Super Mario на Денди — <a href="https://www.reddit.com/r/nes/comments/aenr5k/nes_and_15_crt_tv_i_love_it/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a><br />
Super Mario на Денди — источник

Обратите внимание — вертикальные полосы действительно разглядеть можно, если очень постараться.

Оставлю еще пару примеров с других приставок:

На первых двух фото, сканлайнов не увидеть под микроскопом. На третьей картинке их видно на некоторых участках, например особо сильно бросаются в глаза линии в районе рта Соника. Однако это не норма, а скорее исключение.

Телевизоры создавались не с целью отображать чёткий, читабельный текст, а для приятного отображения реального мира, поэтому у них низкий параметр dot-pitch, т.е. низкое количество дырочек в маске (что заставляет делать дырочки больше по размеру). Также влияет и техника интерлейса, что в итоге на телевизионных экранах сканлайнов просто нет. Забудьте про них, пока мы не начнем говорить о мониторах.

РОМы

Найти сайты с бесконечным количеством ромов (картриджи) — дело несложное, поэтому я не буду их называть, чтобы не было проблем с редакцией. Если возникнет вопрос о том, качать headered или headerless ром, то всегда качайте headered. Хедер — это дополнительная информация для эмулятора.

Джой

Для полноты ощущений можете приобрести джойстик от 8BitDo. У них отличная сборка, работают по блютусу или по проводу. Есть разные комплектации, в т.ч. для настоящих приставок, так что смотрите, чтобы случайно не купить джой для настоящей Денди.

На озоне за 1,3к по скидке на момент написания статьи. Обычно 2,2к. Возможно, на Али найдется дешевле.<br />
На озоне за 1,3к по скидке на момент написания статьи. Обычно 2,2к. Возможно, на Али найдется дешевле.

Небольшой минус: если по проводу джойстик опознается как xbox'овский, то по блютусу как generic gamepad, и следовательно его надо настраивать отдельно. Но один раз настроив, можно больше не париться.

Игры

Я не буду вас утомлять повторением в сотый раз одних и те же Супер Марио и Черепашек Нинзя, кои кочуют у нас в ретро среде из статьи в статью. Заместо этого, начну с популярных игр в среде аркадного Западного/Японского сообществ, с которыми у нас мало знакомы, однако они являются неотъемлемой классикой приставки. А вторая часть списка уже будет состоять из всем знакомых Punisher и прочих.

57 рекомендуемых игр — авторский скриншот.<br />
57 рекомендуемых игр — авторский скриншот.

Вживую со списком можно ознакомиться на сайте, который я состряпал для создания картинки (так легче, чем пыхтеть в фотошопе). Репо настроена на автоматический билд и деплой, поэтому желающие с легкостью могут внести свою лепту, дополнив данный текстовый файлик.

Для незнакомых с приставкой, отмечу что именно на ней вы можете ознакомиться с началом легендарных серий вроде Castlevania и Zelda.

Помимо этого списка, на сайте MobyGames есть топ по рейтингу критиков и игроков.

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Commodore Amiga

Слева направо: Commodore 64 с 13'' телевизором, Amiga 500 с монитором Commodore 1084 (с отломанной панелькой, как у всех в то время), IBM с 15'' монитором Trinitron. Источник: <a href="https://www.amigalove.com/viewtopic.php?f=11&amp;t=1593&amp;p=10458" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Норвежский энтузиаст</a>.<br />
Слева направо: Commodore 64 с 13'' телевизором, Amiga 500 с монитором Commodore 1084 (с отломанной панелькой, как у всех в то время), IBM с 15'' монитором Trinitron. Источник: Норвежский энтузиаст.

В 1977 выходит троица, положившая начало зоопарку домашних компьютеров: Apple II, Commodore PET 2001, Tandy TRS-80. Первый доживет до сегодняшнего дня в виде Мака. Компьютеры Tandy станут совместимыми с IBM, что в свою очередь станет просто ПК. А Commodore выпустит C64, а затем Amiga, которые в короткий промежуток времени будут самыми продаваемыми компьютерами. О них-то мы и знаем меньше всех, т.к. они прошли нас стороной. Была целая гурьба и других конкурентов, например в Японии доминировали NEC PC-8800, Fujitsu Micro 7 и Sharp X1.

Эра 8-битных компьютеров — <a href="https://arstechnica.com/features/2005/12/total-share/4/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a><br />
Эра 8-битных компьютеров — источник

В 1982 выходит Commodore C64, попавший в книгу рекордов Гиннесса по продажам конкретной модели компьютера. Он был дешевле IBM в несколько раз и имел более мощное железо. Цена: $595 (сегодня $1878).

Его подключали к телевизору, либо к монитору. Имел выходы: коаксиальный, композитный, и то, что впоследствии станет S-Video (в 1982 этого стандарта еще не было).

На волне успеха, Commodore выпустит серию "Амиг" — Amiga 1000 (1985), Amiga 500 (1987) и Amiga 2000 (1987) и далее еще несколько. И хотя Амига не получила популярность своего предшественника, Commodore создал замечательную машину: ОСь умела мультитаскать, а железо в определенные годы с отрывом обгоняло IBM.

Amiga A1200 — <a href="https://www.amigalove.com/viewtopic.php?t=1878" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a><br />
Amiga A1200 — источник

Так, в 1985, Amiga 1000 умела отображать 32 цвета из богатой палитры в 4096 цветов, тогда как IBM мог похвастаться EGA стандартом, отображая 16 цветов из палитры 64 цветов. Для сравнения, Денди, популярная в те годы, тоже умела отображать лишь 56 цветов вообще.

IBM начнет переходить на VGA стандарт (256 цветов из палитры 262 тысяч цветов) лишь в 1987, и то далеко не сразу, т.к. цена видеокарты была заоблачная, в районе $1300, что соответствует $3300 в сегодняшнем эквиваленте. Многие пользователи продолжали сидеть на графике EGA, некоторые даже на CGA. Помимо этого, IBM использовал процессор для рендеринга, а у Амиги были графический и звуковой ускорители.

В 1987, лишь 5% игр на IBM поддерживали VGA. В 1989, лишь 15%. <a href="https://blog.johnnovak.net/2023/01/02/gaming-on-the-amiga-part-1-amiga-500-is-all-you-need/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.<br />
В 1987, лишь 5% игр на IBM поддерживали VGA. В 1989, лишь 15%. Источник.

Таким образом, Амига "уделывала" IBM в 1985 и оставалась лучшей примерно до 1991.

Игры в то время старались делать порты на все виды компьютеров и выглядели на всех по-разному. Многие из них разнились следующим образом:

На Амиге лучшая картинка — автор <a href="https://twitter.com/felipepepe/status/805371106223734786" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Felipe Pepe</a><br />
На Амиге лучшая картинка — автор Felipe Pepe

Еще пример, в 1988 выходит игра Death Sword. На DOS её выпустили с графикой CGA (та самая фиолетовая палитра), которую сегодня не стоит трогать даже палкой. Авторские скриншоты.

Годом позже, в 1989 выходит Strider, одновременно на двух платформах. DOS снова слева, теперь уже в режиме EGA, когда 3 года существует VGA. Справа Амига. Авторские скриншоты.

Впрочем случалось и обратное, хоть и намного реже. Sierra славилась своей ленью и топорными портами на Амигу. В 1991 выходит Conquests of the Longbow: The Legend of Robin Hood на DOS и на Amiga. Выглядели они следующим образом: слева DOS, справа Amiga, авторские скриншоты.

Тем не менее, с 1986 по 1991, лучшая версия интересующей вас игры часто будет именно на Амиге, поэтому сложно переоценить её значение в контексте ретро-гейминга (с 1986, потому что в 1985 на неё еще ничего не успело выйти).

Иногда, лучший порт всё же мог быть на Apple IIgs или Atari ST, но они за рамками этой и так длинной статьи. С удовольствием бы предпочел прочесть про их эмуляцию в лонге на DTF. В очередной раз подкидываю отличную тему для публицистов в тематике ретро.

Игры, выпущенные под представленные ОСи — <a href="https://blog.johnnovak.net/2023/01/02/gaming-on-the-amiga-part-1-amiga-500-is-all-you-need/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.<br />
Игры, выпущенные под представленные ОСи — Источник.

Причины, по которым Amiga выпала из гонки, детально описывать не буду. Как говорится в известной цитате, все войны проигрываются из-за двух слов: слишком поздно. К 1992, Амига отстала технически по видео и аудио параметрам когда IBM мигрировал на VGA и обзавелся аудио картами Soundblaster и Roland MT-32. Чтобы забить последний гвоздь в гроб, в 1993 на IBM вышел Doom, который невозможно было воспроизвести на Амиге. В 1994 Commodore обанкротился.

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

В отличие от C64, Amiga предназначалась для использования с 13-дюймовым монитором Commodore 1084 (или Philips CM8833 с идентичными кинескопом). C1084 был чем-то средним между телевизором и монитором — мог работать в режимах 50/60 герц (PAL, NTSC), имел 600 вертикальных полос, весьма крупную для монитора щелевую маску, подключался композитным или аналоговым соединением — это 9-pin D-sub штекер. У аналогового соединения нет размытости, как у композитного. Оно отображает чистейшую картинку и именно её мы и будем эмулировать.

Слева настоящий монитор C1084. По-середине CRT-шейдер, которым мы воспользуемся. А справа — картинка с соотношением сторон в режиме PAL и без CRT-шейдера как пример неправильного подхода к эмуляции. <a href="https://blog.johnnovak.net/2022/04/15/achieving-period-correct-graphics-in-personal-computer-emulators-part-1-the-amiga/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.<br />
Слева настоящий монитор C1084. По-середине CRT-шейдер, которым мы воспользуемся. А справа — картинка с соотношением сторон в режиме PAL и без CRT-шейдера как пример неправильного подхода к эмуляции. Источник.

Кто-то может сказать, что раз у телевизоров не было сканлайнов, то и тут наверное не было, ведь как уже было упомянуто, монитор этот имел крупную, телевизоро-подобную фосфорную маску. Однако у Commodore 1084 они были, причем забавно, но только в режиме NTSC. Растягивая картинку, монитор увеличивал расстояние между полосами и проявлялись сканлайны. Убедитесь сами.

The Secret of Monkey Island, 320×200 NTSC —<a href="https://forums.libretro.com/t/calling-all-crt-owners-photos-please/36593/23" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> источник</a><br />
The Secret of Monkey Island, 320×200 NTSC — источник

Специфика железа

Непривычной для нас спецификой того времени являлось то, что домашние компьютеры часто шли без жесткого диска. Операционная система жила во встроенном РОМе (что позволяло ей загружаться моментально), а игры запускались напрямую с дискет. Причем сейв-геймы писались в место, отведенное под это, на саму дискету с игрой.

В связи с тем, что разработчикам давали низкоуровневый доступ к железу, писать они могли даже в скрытые секторы дискет, выходить за рамки файловой системы и устраивать любые выкрутасы. Эмулировать сохранение игр чаще всего не выйдет на компьютерах того времени, т.к. делали они это чёрт знает как. Порой сохранения делались настолько как попало, что некоторые игры даже навсегда "открывали" ту или иную локацию в дискетке, и в итоге передав игру другу, он не смог бы поиграть в чистую версию игры. А иногда, проверяя скрытые секторы, разрабы убеждались в том, что игра спирачена и запарывали сейв, что всплывало лишь через 20, 30, 40 часов. Из-за этого, ретроэнтузиастам иногда было весьма тяжело найти "чистые" версии, чтобы оцифровать их в первозданном виде.

Однако отчаиваться не стоит — к счастью, в эмуляторах есть сейв-стейты, поэтому сохраняться мы сможем, просто не аутентичным способом.

Amiga 500 — <a href="https://www.reddit.com/r/DnD/comments/lyqpp1/oc_my_vintage_commodore_amiga_500_running/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>
Amiga 500 — источник

WinUAE Amiga Emulator

Для эмуляции воспользуемся WinUAE. По сравнению с РетроАрком, эта программа сложна в управлении, как самолет. Подробно её описывать стоит не в отдельной статье, а в отдельной книге. Я пробегусь по её настройке максимально быстро, выкладывая готовые конфиги.

1. Скачайте в интернете Kickstart Rom под названием "Kickstart v1.3 rev 34.5 (1987)(Commodore)(A500-A1000-A2000-CDTV)[!].rom" — это часть операционки, которая жила в РОМе. У AmigaOS была еще и вторая часть (графическая), которая грузилась с дискетки и называлась Workbench. Версия Воркбенча должна соответствовать версии Кикстарта, так что качайте и Workbench 1.3, например Workbench v1.3.3 rev 34.34 (1990)(Commodore)(A500-A2000)(Disk 1 of 2)(Workbench).adf (второй диск Воркбенча нам не понадобится).

Иногда игры запускались через Workbench, а иногда игре нужны все ресурсы системы, поэтому после Кикстарта в систему сразу загружался флоппи с игрой. Какой способ использовать, можно узнать методом тыка. Пробуете загрузиться с дискетки — если не получается, грузитесь в WB и запускаете оттуда дискетку.

Открывайте WinUAE и воспроизводите настройки:

По поводу последнего скрина следует сказать пару слов.

Здесь включаются шейдеры (от того же самого Guest), которые вы можете скачать по ссылке и положить в <WinUAE>/plugins/filtershaders/direct3d/
В зависимости от игры, следует выбирать PAL или NTSC, а также скейлинг в зависимости от ваших личных предпочтений. Я лично играю на 3.5 шейдере и x7 скейлинге.

Большинство игр сделано для NTSC, поэтому поначалу можете не задумываться на эту тему.

Кол-во сэмплирования: минимум 1 по горизонтали, 3 по вертикали. Желательно 2 и 4. Зависит от мощности вашей видеокарты.

В скейлинге следует указывать цифры по определенной формуле.
Например если вы хотите N скейлинг, вы указываете для горизонтали: (N-2) * 1000
А для вертикали: ((N*1.2)-2) * 1000 для NTSC. Для PAL, умножение на 1.2 не нужно.
Таким образом, при х3 скейлинге (для 1080p монитора) для NTSC игр, указываете 1000 и 1600. Ниже таблица с различными значениями. Рекомендую создать несколько пресетов с этими настройками прямо в последнем окне.

Сохраните основные значения как пресеты.<br />
Сохраните основные значения как пресеты.

Однако учтите, что Амига оверсканирует, т.е. рисует за обещанной областью. Видимая область на 20% превышает формальную, поэтому берите с запасом, если не собираетесь выключать оверскан.

Defender of the Crown (1986), авторский скриншот.<br />
Defender of the Crown (1986), авторский скриншот.

Настройте хоткеи в разделе Input. Нажимаете Test, затем хоткей на клавиатуре, затем F12 и задаете ему значение. Мои забиндены на кнопки, которых не было на клавиатуре Амиги:

Отсутствуют F11-12 и блок клавиш над стрелочками. Зато есть клавиша Help. <a href="https://retrorepairsandrefurbs.com/2023/05/19/commodore-amiga-500-500-keyboard-repair/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.<br />
Отсутствуют F11-12 и блок клавиш над стрелочками. Зато есть клавиша Help. Источник.
Left Windows = Left AMIGA Right Windows = Right AMIGA HOME = ReShade — это устанавливается не здесь, просто для заметки F11 = Help Insert = Quick Save Sate Del = Quick Load State PageUp = Save State PageDown = Restore State END+PrtSc = Screenshot -- это установлено по-умолчанию F12 = пауза эмуляции и выход в меню, стоит по умолчанию

Если ваша видюха позволяет, поставьте себе Beamraced VSync в Display. Это дорогая опция. Моей 2080 RTX в 4k не хватает сил. Количество слайсов: попробуйте 4 или около того. Это снизит инпут лаг примерно с 20 мс до 5 мс.

Сохраните этот профиль в табе Configurations, назвав например Default.uae.

Теперь в ярлыке на WinUAE автоматически подключайте его следующим образом: winuae64.exe -config=Default.uae

Для запуска некоторых игр нам понадобится файл CAPSImg.dll, который берется на сайте Software Preservation Society — "версия 5.1 -> Download -> распаковываете, находите файл в подпапке x64 -> кладете в корень с WinUAE".

Этот плагин позволяет читать рипы игр, скопированные не посредством ОСи, а на уровне магнитного поля, что в свою очередь копирует и защиту от пиратства из технических секторов, т.к. создаёт физическую копию легальных дискет.

И вишенка на торте, установим ReShade, чтобы откалибровать картинку под кинескоп C1084, который желтил, т.к. стандарта D65 в то время просто не существовало и каждый производитель делал, что хотел. Иными словами, производитель считал идеально белый не тем цветом, что принято сегодня.

Скачайте ReShade и установите в папку с WinUAE. Во время установки выберите DirectX 11 и компонент reshade-shaders by Daodan, но сами эффекты из него (.fx) нам не понадобятся. По ссылке, указанной выше, вы уже успели скачать пресет для ReShade. Кладите Commodore-1084S.ini в папку с WinUAE, а fx-файлы из "ReshadeShaders" в <WinUAE>/reshade-shaders/Shaders/

В ReShade.ini укажите PresetPath=.\Commodore-1084S.ini

После запуска эмуляции в WinUAE, не забудьте нажать Home и поставить галочку в Performance Mode.

На этом, настройка закончена.

XCopy demo. Слева до ReShade, справа после. Авторский скриншот.
XCopy demo. Слева до ReShade, справа после. Авторский скриншот.

База игр

Кажется, мы уже подбираемся к играм. Самое простое — это засунуть их в Disk Swapper, как на скрине ниже, а затем просто вставлять нужную дискетку в дисковод через END+номер дискеты прямо во время эмуляции.

Пример сетапа с 11 дискет.<br />
Пример сетапа с 11 дискет.

Однако существует способ удобнее. Есть фронт-енд GameBase (маленькая кнопочка Download в шапке). К ней есть датабаза игр, которая включает в себя 5 тысяч игр с мануалами, скриншотами, музыкой, несколькими видами копий (точные магнитные копии и крякнутые), фото с коробки, читы и прочие ништяки. Фронт-енд будет скармливать информацию в WinUAE при запуске игры.

Gamebase Amiga<br />
Gamebase Amiga

Введите в гугл Gamebase Amiga 2.3, ссылка будет на форуме gb64.com и весит эта сборка всего лишь 8 гигов на Mega. После скачивания и распаковки, вам нужно положить её таким образом, чтобы в корне GameBase у вас была папка Amiga 2.3, в которой бы лежал файл Amiga 2.3.mdb.

После этого, фронт-енд надо немного настроить, зайдя в Tools -> Paths.

Для второго скрина, вам понадобятся два конфига GameBase Amiga Pure.txt и GameBase Amiga WB.txt. Первый конфиг запускает первую дискетку игры в дисковод при запуске Амиги. Второй конфиг запускает дискетку с WB, и путь к WB вам следует поменять на свой.

Скопируйте Default.uae из WinUAE в корень в GameBase/Amiga 2.3 и назовите его GameBase Amiga.uae.

Чтобы настроить проигрывание музыки в GameBase, установите BZR player, а затем поставьте ему наивысший приоритет в Tools -> Amiga 2.3 Options -> Music Players.

Одна из опций запуска игр является WHDLoad. Изначально, это был эмулятор, полезный для обладателей более поздних Амиг, неспособных запускать игры от более ранних версий. И хотя некоторые ей пользуются и сегодня, игры запущенные таким образом зачастую будут тормозить, иметь неправильную скорость курсора и прочие проблемы. Запускайте либо Play Game (это спираченая версия), либо SPS — это идеальная копия лицензии. Иногда в ней не будет защиты, либо будут заданы легкие вопросы, на которые вы найдете ответ в мануале. В крякнутых версиях часто есть читы, но иногда кряк детектируется игрой и прохождение специально запарывается разработчиками. Предупрежден — вооружен.

Теперь запуск максимально автоматизирован, а вы можете гулять по библиотеке игр, смотреть скриншоты, наслаждаться саундтреком, выбирать интересное для себя и сходу запускать (ну или почти сходу, всё таки иногда потребуется установка на жесткий диск, иногда потребуется потыкать конфиг с запуском через/без WB, а иногда потыкать лицензионку/пиратку).

Если игра требует не мышь, а джойстик, просто нажмите на A на X-box геймпаде в начале эмуляции — WinUAE отключит мышь и подключит джой. Основные кнопки X-box геймпада это крестовина и A = первая кнопка джоя, B = вторая, X = третья.

AmigaOS

Если вы решите немного покопаться в ОСи, вот пара полезных советов, которые сэкономят вам время.

  1. В AmigaDOS, переход к созданному вами диску cd dh0:
  2. Переход к рам диску cd ram:
  3. Пути здесь вида dh0:Games/Test/File.txt
  4. Выход из консоли endcli
  5. Из-за отсутствия кнопок home/end, используйте shift+стрелочки
  6. Некоторые команды работают несовсем привычно. Например, makedir папку действительно создаст, но она не появится в местном "эксплорере". Дело в том, что у папки должен быть .info файлик, который указывает на иконку. Нет файлика => нет иконки => нет отображения. Изначально задумывалось, что вы мышкой будете создавать папку, копируя папку Empty из дискетки с WB.
  7. Зажимайте правую кнопку мышки и в верхней панеле у вас будет контекстое меню. Это касается всего софта в WB.

Игры

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Рекомендации по играм следует разделить на две категории.

1-ая опциональная категория: Версии игр в этой категории на Амиге слегка лучше, чем DOS. Например, легендарная Populous Питера Муленё, создавшая новый жанр, первой вышла на Амиге. Естественно, набрав популярность, её начали портировать на все вообразимые платформы. Музыку с Амиги перенести на них было невозможно, поэтому там писалась своя. В итоге, при почти равной графике, музыка на Амигу была написана легендарным Rob Hubbard и является оригинальной. Является ли это весомой причиной, чтобы кидаться в эмуляцию Амиги? Не знаю, пусть каждый решит сам. Именно в этом смысл первой категории: в ней находятся игры, эмуляция Амиги для которых не является критичной, т.е. нацелена на ценителя.

2-ая обязательная категория: вам абсолютно точно нужна Амига. Например, игра в DOS вышла на EGA или же звук без поддержки midi, или вообще нет DOS порта — тут уж не выкрутишься. Это касается почти всех игр до 1991 года.

Следует предупредить, что т.к. я еще лишь составляю свой бэклог, я не всегда могу точно определить к какой категории относится игра.

1. Игры, для которых Amiga опциональна

Та же судьба, что и Populous, постигла такие легендарные игры как Lemmings, Worms, Cannon Fodder. У них неплохие порты на DOS, но музыка не оригинальная. Lemmings в DosBox еще и играется быстрее из-за высоких дефолтных циклов CPU. А у Canon Fodder начисто вырезали интро.
К этой категории можно отнести Sensible World of Soccer и Elvira.
Здесь и далее — скриншоты с Moby Games.

Курьёзно, что такой ретровик, как Xanathar (до пермабана, который вредит сайту), перечисляя свой топ РПГ, судя по всему проходил старые РПГ на DOS, тогда как почти все они выглядят/звучат/играются лучше на Амиге. Ну или просто не считал нужным уточнять платформу? Речь сейчас о Dungeon Master, Eye of the Beholder I & II, Pool of Radiance и пр.

2. Игры, для которых обязательно нужна Amiga

Аркады/экшн:
Uridium 2
Apidya
Rick Dangerous

РПГ:
Dungeon Master: Chaos Strikes Back
Black Crypt
Starflight
The Immortal
Liberation: Captive II
Darkmere: The Nightmare's Begun
Legend of Faerghail
Perihelion
Ambermoon
Серия Ishar

Стратегии:
Dragon Lord

PowerMonger
North & South

Квесты:
Cybercon III
Flashback: The Quest for Identity
- лучший звук на Амиге
It Came from the Desert
Beneath a Steel Sky
Scapeghost

Без категории:
Sid Meier's Pirates!
Midwinter
Elite (Замечание: порт на DOS — немного другая игра)

Дополнительно игры можно искать на Hall of Light, где есть топ-100 для каждого жанра.

Будущее Амиги

Практически все, о чем я пишу в этой статье, кроме самого эмулятора, появилось в 2022-2023 годах и история не зашла в тупик. В данный момент John Novak готовит сборку из 100 преднастроенных игр на основе WinUAE, что сделает эмуляцию намного более доступной для новичков.

Также для RetroArch есть ядро для Амиги, которое постепенно дорабатывается, а в сам RA планируют добавить beam racing vsync, достигнув таким образом паритет с WinUAE.

ЖКТ мониторы постоянно улучшают свои характеристики и в какой-то момент смогут физически эмулировать ЭЛТ отрисовку, а с разрешением 8к смогут физически имитировать теневую маску. Словом, ретро эпоха еще только начала раскрываться.

Ну а если вы вздумаете поковырять это железо своими руками, есть и такая возможность.

Авито на момент написания статьи. Правда, без монитора.<br />
Авито на момент написания статьи. Правда, без монитора.
Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Sega

Рендер <a href="https://www.artstation.com/artwork/qQnzD2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Johnathan Tambakis</a><br />
Рендер Johnathan Tambakis

Вышла под названием Sega Mega Drive в Японии в 1988, а годом позже уже была в США, где стала известна как как Sega Genesis. У нас появилась в 1994.

Примечание: Nintendo в ответ выпустила SNES уже в 1990, но у нас приставка не имела широкого распространения. А до этого, у Сеги был свой конкурент NES, именуемый SG-1000, который потерпел крах, а затем Master System, который тоже не особо взлетел. А во время Мега Драйва, были еще и конкуренты от NEC в виде PC-Engine и пр. У консолей своя богатая история, которая выходит за рамки данной статьи. Надеюсь кто-нибудь соберет материал и напишет свой лонг. Ведь даже у какой-нибудь Sega Saturn есть свои эксклюзивы, положившие начало жанру анимешных файтингов. Сатурн проиграл первой "плойке" в 3D, но по 2D её уверенно опережал. Есть о чем содержательно писать, вместо того, чтобы в очередной раз описывать своё прохождение Battletoads.

Разрешение: 320×224 (NTSC) / 320×240 (PAL).
Цена Sega в Японии: $189 (сегодня $486)
Цена у нас: $130 (сегодня $267)

Если вы освоили эмуляцию Денди в RetroArch, то все действия будут знакомыми.

Установите DLC Genesis Plus GX. Включайте тот же шейдер.

Джойстик для Сеги у 8BitDo тоже имеется. Я лично использую его и для Сеги, и для Денди.<br />
Джойстик для Сеги у 8BitDo тоже имеется. Я лично использую его и для Сеги, и для Денди.

Как и у Famicom, у Сеги тоже была своя приставка к приставке, только игры на ней шли не с дискеток, а с CD и называлась она соответственно Sega CD.
Это давало возможность записывать полноценный диск с музыкой. Во многих играх добавлялся контент — бонусные уровни или же просто улучшался визуал в существующих уровнях. Если интересующая вас игра вышла на Sega CD, отдавайте предпочтение этой версии.

В следующем сравнении Earthworm Jim, CD версия отличается наличием автобуса на заднем плане и, конечно, музыкой.

Авторская нарезка.

Игры

Точно так же, как с Денди, первой половиной списка является мало знакомая нашему коммьюнити аркадная классика Запада/Японии, а вторая — всем знакомые игры из наших 90-ых.

Рекомендуемые 79 игр. Авторский скриншот.<br />
Рекомендуемые 79 игр. Авторский скриншот.

Также со списком можно ознакомиться вживую на сайте. И загляните в топ на MobyGames.

Часто в лучшие игры также включают Dune, Mega-lo-mania, Cannon Fodder, Flashback, The Lost Vikings, Worms и другие, но эти игры либо изначально не были сделаны для Сеги и лучше играются на своих оригинальных платформах, или как в случае с Дюной, элементарно лучше играются с мышкой на Dos, о котором сейчас и пойдет речь.

DOS

Обложка ExoDos<br />
Обложка ExoDos

В 1991 выходит Gravis Ultrasound, отправляя железо Амиги в глухой нокаут, а чуть позже выходит Sound Blaster AWE32, который делает контрольный выстрел. VGA становится устоявшимся стандартом графики. Начинается золотая эпоха Dos игр.

К счастью, в отличии от тяжелейшей настройки WinUAE, DosBox во-первых настраивается легче, а во-вторых уже почти как двадцать лет собирается компиляция с преднастроенными конфигами, именуемая ExoDos. Настроена в ней даже игра по сетке, и даже работа принтера (некоторые игры имели такой функционал). За многие годы был создан клиент, который позволяет через встроенные торренты скачивать нужную игру и запускать в один клик. Либо вы можете просто скачать полную сборку в 1 терабайт и закинуть её на внешний диск (ценой в пару тысяч на озоне), как я собственно и сделал.

Почему 1 терабайт? Дело в том, что Exo засунул в сборку вообще все игры, которые запускались на DOS. Игры до 1997 часто имели такую возможность, хоть и были в основном для Win95. Таким образом в компиляцию попал, например, первый Fallout, весящий 600 метров. Из-за таких тайтлов сборка весьма разжирела.

Сайт проекта: https://www.retro-exo.com/exodos.html

Лайтовая версия весит 5 гигов и докачивает игры по необходимости, а полная, как я уже говорил, под терабайт. В неё также включено около 100 гигов старых журналов, правда только на английском языке. Для желающих почитать старые журналы на русском, могу посоветовать обратиться к рутрекеру вбивая в поиск Навигатор, Game.EXE и Игромания.

Сборка ExoDos работает через фронт-енд Launch Box и включает в себя: обложки, скриншоты, мануалы, видео трейлеры, дизайн документы, хинт буки, книги, карты, в общем всё, что можно было найти для каждой игры.

Бонус-контент к Leisure Suite Larry 6 — авторский скриншот<br />
Бонус-контент к Leisure Suite Larry 6 — авторский скриншот

Игры можно категоризировать по жанрам, издателям, по наличию поддержки различного железа, вроде Roland MT-32 или 3dfx и прочим параметрам. По-дефолту, при клике на игру, нам включается саундтрек, что впрочем можно отключить в настройках.

Вывел игры от id Software — авторский скриншот<br />
Вывел игры от id Software — авторский скриншот

В 2023 в DosBox-Staging (самый активный форк на данный момент) добавили шейдер auto-crt, который автоматически настраивает всё, что нужно. Многие игры на DOS выходили в нестандартном разрешении 320*200, тогда как играть в них следует в 320*240, растягивая картинку по вертикали на 20%. Для ЭЛТ это было не проблемой, но нам следует сохранять целые значения, поэтому единственный способ, это умножать картинку на 6, т.е. внезапно для корректного отображения нам требуется 1200 пикселей по высоте.

Автор Filipe Pepe — <a href="https://rpgcodex.net/forums/threads/felipepepes-article-on-getting-the-correct-aspect-ratio-in-dos-games.98783/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a><br />
Автор Filipe Pepe — источник

По хорошему, вам необходим 4к монитор для ретрогейминга хотя бы по этой причине. Второй же причиной выступают реалистичные сканлайны. Их просто некуда всунуть в картинку высотой в 1080п.

Однако auto-crt выжимает из 1080п всё что можно, а на 4к работает просто идеально.

В последнем релизе ExoDos v6, в сборку включили Dosbox-Staging в экспериментальном режиме и теперь игры выглядят просто великолепно. Пока что по-дефолту Staging не используется, поэтому для запуска с auto-crt правый клик на игру -> Pixel Perfect & Shader Options.

Результат:

Если у вас возникнут какие-то проблемы со сборкой, есть очень активное коммьюнити в Дискорде. К сожалению, за 20 лет компиляции, автор Exo немного поехал кукухой, постоянно хамит и часто банит за некоторые баг-репорты, которые считает фейками, т.к. де у него они не воспроизводятся. "Какой ценой ты создал величайшую компиляцию DOS-игр? Ценой всего."

Хинт: скриншоты в Staging делаются по Alt + F5 и лежат в eXoDOS\eXo\emulators\dosbox\staging0.81.0a\capture.

Игры

Об играх на DOS можно писать отдельную статью. Я лишь приведу картинку, которая мне крайне понравилась как по содержанию игр, так и по своим мини-ревьюшкам. Она очень хорошо подходит для желающих вкатиться.

Автор мне, к сожалению, неизвестен. Если дтф сшакалит картинку, <a href="https://ic.pics.livejournal.com/master_sto/50816465/11076/original.jpg" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a> 4к.<br />
Автор мне, к сожалению, неизвестен. Если дтф сшакалит картинку, тут 4к.

Win98

Как я писал в своей прошлой статье, игры на Win98 иногда просто невозможно запустить на современном железе. Однако теперь и для них есть простое решение.

Для RetroArch вышло ядро Dosbox-Pure, которое идеально запускает Win98 с поддержкой 3dfx. Я портанул auto-crt шейдер из Dosbox-Staging на RetroArch. Скачать его можно здесь — два файла — glsl или slang на ваш выбор.

Покдлючить его просто — создав дескриптор. В папке shaders\shaders_glsl\crt создайте файлик crt-hyllian-best.glslp и вставьте туда путь до .glsl, например следующего содержания:

shaders = 1 shader0 = shaders/hyllian/crt-hyllian-best.glsl filter_linear0 = false srgb_framebuffer0 = true

А сам .glsl положите, соответственно, в shaders\shaders_glsl\crt\shaders\hyllian\

Установка Win98 на DosBox описана в данном видео:

Игры подключаются крайне легко — вы просто выбираете .zip архив и все CD в нем автоматически подгружаются как CD в винде, а "не-дисковые" файлы типа патчей лежат как файлы на одном из виртуальных дисков — остается лишь установить игру и накатить патчи. Очень удобно.

Также в ядре есть опция презервации диска C:, т.е. любые изменения слетают после перезагрузки, что позволит вам сохранять винду в идеальном состоянии и избегать корраптов, которые часто случались на старых осях. Однако опцию нужно выключать при установке новых игр, т.к. они добавляют информацию в регистр.

После захода в систему, не забудьте нажать ScrLk, что перенаправит все инпуты на ОСь, иначе кнопки на клавиатуре стриггерятся как хоткеи ретроарка.

Результат:

Так выглядит 640*480 на 4к с auto-crt. Картинка немного темновата, требуется донастройка. Авторский скриншот.<br />
Так выглядит 640*480 на 4к с auto-crt. Картинка немного темновата, требуется донастройка. Авторский скриншот.

Win11

Недавно появилось ядро WinCast для RetroArch, которое захватывает любое окно на Windows 11. Таким образом, можно легко накатить шейдеры на любую современную пиксельную игру.

Souldiers, игра 2022 года с шейдерами от RA. <a href="https://forums.libretro.com/t/official-release-thread-for-windowcast-core/40464/79" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a><br />
Souldiers, игра 2022 года с шейдерами от RA. Источник

Инструкции описаны по ссылке, также у проекта есть форумный тред с поддержкой.

Несколько замечаний, которые не очень очевидны:

  • Используйте Software-only версию в комбинации с рендером Vulkan.
  • Если у вас несколько мониторов, всегда включайте игру на основном.
  • Обязательно используйте wininst для получения имени окна. Например, для включения Fallout 2 мне потребовалось вбить FALLOUT II @sfall 4.3.7 [DX9], т.к. иначе приоритет получала открытая папка с игрой, которая тоже называлась Fallout II.
  • В настройках RA, выключите Settings -> User Interface -> Pause content when not Activate (OFF), иначе при переключении фокуса на игру с помощью хоткея Ctrl+Alt+T, RA просто запаузит рендерер.

Лично я так играю в Fallout 2, для которого моды работают лучше всего на современном железе, а вот Highres мод отправляет камеру в космос и создается ощущение, что играешь со спутника. Так игра не задумывалась, поэтому лучше всего играть в 640*480 с CRT шейдером на 4к мониторе.

Авторский скриншот.<br />
Авторский скриншот.

Послесловие

Другие консоли

Для консолей 1-4 поколения (snes, atari, turbografx и пр.) используйте шейдер sonkun rf/coaxial. Для 5-6 поколения (ps1, saturn, n64, dreamcast, ps2, gamecube) используйте sonkun svideo. Для аркад, sonkun rgb.

ShaderGlass

Чтобы потестировать/понастривать шейдеры RetroArch, есть отличная программа ShaderGlass.

Точная эмуляция, игры и CRT-шейдеры: Dendy, Amiga 500, Sega, DOS, Win98, Win11

Особенно в ней удобно настраивать параметры шейдера в реальном времени.
Единственное, что нужно, это чтобы ваша изначальная картинка, откуда бы вы её не брали, апскейлилась целыми числами (integer scaling), т.е. например 320*240 апскейлится в 4 раза, получая 1280*960, а уже на неё вы накладываете шейдер через любой софт.

ReShade

Если ваш эмулятор выдаёт DirectX или OpenGL, то через ReShade также можно накладывать ЭЛТ-шейдеры. Лично не пробовал.

FFCRT

А еще есть вот такая забавная тулза, которая накладывает шейдеры через ffmpeg. Работает с картинками и видео.

Благодарности

  • Rincewind с RPGCodex за консультации по Амиге, без которых я бы врядли разобрался с WinUAE и Workbench, а также с составлением списка игр.
  • Nutmeg с RPGCodex за помощь с составлением списков игр на NES и Sega.
3д рендер от <a href="https://www.artstation.com/artwork/nExel6" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Andrey N</a>
3д рендер от Andrey N
19K19K показов
14K14K открытий
55 репостов
123 комментария

Привет! Редакция выбрала твой текст победителем нашего конкурса лонгридов — прилагаем награду и благодарим от всей команды DTF. Все детали — в этом посте: https://dtf.ru/life/2490660

Ответить

Нихрена ж себе.
Спасибо.

Ответить

Вот это офигенный лонг чел. Надеюсь взлетит. Самому иногда хочется что-то такое написать, но кажется что никому не будет интересно. Тем более дома несколько ЭЛТ разных типов и разрешения, и MiSTer FPGA, можно много чего наворотить, но лень + времени нет + "кому это надо".

Ответить

Слишком специфичная тем)
Далеко не все оценят.

Ответить

Аналоги Спектрума выпускались в СССР/России несколькими заводами, так что его распространенность была существенно выше, чем считает автор.

Ответить

Согласен, у меня был Брестский "Байт". До сих пор помню кассетки с развалов на местном ВДНХ у себя в газетках и характерную дубовую клаву, которую всегда прожимать с усилием приходилось).

Ответить

Даже у меня был :))

Ответить