Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 51 (TRS-80 CoCo)

Сделав перерыв на Battlefront Classic Collection, я вернулся к ретро-марафону по ЗВ и цветной версии компьютера TRS-80. Самым интересным проектом подборки мне показалась Return of the Jet-I — кажется, первая игра, которая воспроизвела погоню на гравициклах из шестого эпизода в интерактивном формате. Также в статье я расскажу о двух совершенно непохожих друг на друга текстовых приключениях и парочке летных аркад про расстрел СИД-истребителей (куда уж без них!).

Проекты в подборке:

281. Return of the Jet-I (1983) — Возвращение Джета Ая

Платформы: TRS-80 Color Computer, Dragon 32

Издатель: Thundervision

Геймплей

Создатели проекта довольно интересно обыграли название шестого эпизода, чтобы избежать проблем с авторскими правами. Разумеется, игра посвящена не некому Джету Аю, а событиям «Возвращения джедая». Конкретно — погоне на гравициклах в лесу Эндора. С высокой вероятностью Return of the Jet-I — вообще первая игра, которая показала эту сцену в видеоигровом формате. Например, официальная Return of the Jedi вышла только в следующем году, да и среди неофициалок мы с Sightsaber других претендентов на это звание пока не находили.

Так как разработчики сделали что-то оригинальное, а не скопировали в очередной раз пролет по «Звезде Смерти», это уже было для меня значительным плюсом. Как оказалось, игра и сама по себе довольно неплоха.

Синее существо с ушками — это эвок
Синее существо с ушками — это эвок

Игровой процесс можно поделить на три части. В первой герой на гравицикле мчится по эндорскому лесу и старается не врезаться в многочисленные деревья, в том числе поваленные. В какой-то момент его начинают преследовать имперцы — разумеется, тоже на летающих мотоциклах. И тут Jet-I превращается в своего рода Road Rash, так как нам приходится бодаться с недругами, пытаясь впилить их в деревья и при этом не впилиться самому. А тех наглецов, что посмеют нас обогнать, можно подстрелить из бластерной пушки. Еще по пути встречаются эвоки, за подбор которых дают дополнительную тысячу очков.

Ворота на подлете к бункеру
Ворота на подлете к бункеру

Во второй части Jet-I требуется пролететь через ряд ворот, количество которых зависит от уровня сложности (всего их 14). Ну а в финале нужно взорвать бункер генератора щита, для чего надо метко попасть в небольшое центральное отверстие. После эпичного взрыва игра начинается по новой, но уже на более высокой сложности.

А это сам бункер. Точка по центру снизу — его уязвимое место
А это сам бункер. Точка по центру снизу — его уязвимое место

В целом проект оставляет приятные впечатления. Геймплей динамичный, управление отзывчивое, а сама идея оригинальная — по крайней мере, для игр по «Звездным войнам» первой половины восьмидесятых годов.

282. Laser Run (1984) — Не опять, а снова

Платформы: Dragon 32/64

Разработчик: Blaby Computer Games

Геймплей

Пару слов о том, что за платформы такие Dragon 32/64, и почему я рассказываю о них посреди игр для TRS-80. Dragon 32 и Dragon 64 — это клоны CoCo, распространяемые в Европе и Америке в восьмидесятые годы. «Драконы» имели то же железо, что оригинал, и были совместимы с ним на 95%. По сути, это тот же CoCo, но в немного иной обертке. Цифры в названии обозначают объем оперативной памяти в килобайтах.

Перед тем, как сесть за игру, я сделал в марафоне небольшой перерыв. Ну как перерыв, я дважды выбил платину в Star Wars: Battlefront Classic Collection — в версиях для PS4 и PS5. Рассказывать про нее отдельно не буду, так как в переиздании ничего толком не поменялось. Так вот, пока я воевал с ботами в трехмерной далекой-далекой галактике, то успел даже немного соскучиться по ее ретро-представителям. Однако, стоило мне сесть за Laser Run, я быстро осознал, что скучал очень зря…

Мне порой бывает трудно найти новые слова, чтобы описать очередной аркадный тир про траншею «Звезды Смерти». Ничего нового для себя в Laser Run я не обнаружил — с видом от первого лица мы выцеливаем летящие на нас СИД-истребители, а еще вроде как должны попасть по выпускному отверстию. Долететь до него мне, правда, не удалось, а всё из-за отвратительного и крайне чувствительного управления. Стоит чуть отвести аналог в сторону, как прицел тут же упирается в край экрана. И ладно, если бы им можно было водить по экрану, как в других аналогичных играх, но нет — отпускаешь стик, и перекрестие возвращается в точку (0,0). Нормально целиться во врагов в таких условиях у меня не получилось.

Набрать 120 очков мне удалось каким-то чудом
Набрать 120 очков мне удалось каким-то чудом

Кроме отвратного управления, игра ничем особым больше не выделяется, а потому долго на ней задерживаться не будем.

283. Syzygy (1984) — Задержи дыхание — и вперед!

Платформы: TRS-80 Color Computer, Dragon 32/64

Разработчик: Scott Cabit

Парень играет в Syzygy в ВР, с помощью дорожки Virtuix Omni VR и голосовых команд

Чтобы вам не пришлось гуглить: «Сизигия (от др.-греч. σύ-ζῠγος, “сопряжение, соединение”) — выравнивание трех или более астрономических тел в пределах Солнечной системы на одной прямой. Термин чаще всего используется для обозначения положения Солнца, Земли и Луны во время новолуний или полнолуний». Это малознакомое широкой общественно слово не имеет к обозреваемой игре никакого отношения, и взял его разработчик, скорее всего, с потолка — типа для крутости и уникальности. А вообще у нас тут полноценные «Звездные войны», причем довольно крутые.

Syzygy — пожалуй, одно из лучших текстовых приключений по Star Wars, что я встречал во время марафона. Во-первых, главный герой наконец управляется стрелочками. Другими словами, печатать каждый раз Go North/South/West/East не нужно, что здорово сказывается на динамике. Во-вторых, в игре есть графика, что не только приятно для глаз, но и помогает ориентироваться в лабиринтах. В-третьих, здесь даже какая-никакая боевая система есть, а не только команды Shoot или Kill. Нам придется дважды сражаться на световых мечах, для чего обязательно потребуется геймпад.

Сын с батей сцепились по пьяне и испортили всем праздник, каждую пятницу одно и тоже
Сын с батей сцепились по пьяне и испортили всем праздник, каждую пятницу одно и тоже

Итак, безымянный герой (очевидно, Люк Скайуокер) оказывается на борту «Звезды Смерти». После жестокой схватки с лордом Вейдером его силы почти на исходе, но он чувствует — враг где-то рядом. А еще ситх охраняет компьютер, информация с которого крайне нужна нашему герою. Чтобы у Люка был хоть какой-то шанс противостоять темному лорду, ему требуется отыскать световой меч, который он потерял во время предыдущей дуэли с Вейдером. Но и тут есть проблемка — оружие стережет огромный уродливый пришелец, с которым тоже придется как-то разбираться.

Думаете, это все проблемы, что ждут юного Скайуокера? Ну уж нет! Вейдер также разгерметизировал коридор, в котором находятся координаты для транспортера, сам транспортер и лифт, необходимый для побега. Как пройти по коридору, где нет воздуха? Честно, я бы вряд ли догадался — нужно напечатать: «Задержи дыхание». При этом важно потом не забыть снова разрешить Люку дышать.

Вот так выглядят коридоры «Звезды Смерти». Обратите внимание, что Люк таскает с собой одеяло — видимо, на случай, если не сможет быстро выбраться и придется тут заночевать
Вот так выглядят коридоры «Звезды Смерти». Обратите внимание, что Люк таскает с собой одеяло — видимо, на случай, если не сможет быстро выбраться и придется тут заночевать

Лифт приведет героя на другой этаж, но путь к спасению преградит силовое поле. Обойти его можно, только найдя светящийся изумруд, который заперт где-то на корабле, в помещении, которое, вот сюрприз, тоже охраняется Вейдером. Чтобы туда попасть, нужен уже названный транспортер, а также код для него. А еще потребуется спуститься в яму у подножия скалы за коммуникатором, который упал туда после схватки с темным лордом… Ох, звучит слишком трудно? Так и есть!

При всех своих достоинствах у игры есть один значимый для современного игрока недостаток — она сложная и далеко не всегда очевидная. Так, Syzygy распознает около 60 слов, и еще нужно понять, в каком месте и в каких комбинациях их использовать. Спасибо хоть, что все они перечислены в инструкции.

Судя по цвету лица, Йоде за что-то сильно стыдно
Судя по цвету лица, Йоде за что-то сильно стыдно

Пройти лично Syzygy я так и не смог — честно, стало слишком влом заморачиваться. Однако я глянул видео зарубежного гика, который решил погрузиться в игру максимально. Во-первых, он проходил ее в ВР. Во-вторых, для передвижения использовал дорожку Virtuix Omni VR. В-третьих, вводил команды голосом. В-четвертых, задерживал дыхание, когда то же самое по сюжету делал персонаж! Мое уважение этому сумасшедшему господину.

284. Zector Adventure (1984) — Подсмотрено у Dog Star

Платформа: TRS-80 Color Computer, TRS-80 MC-10

Разработчики: Darrell Ulm (оригинал), jgerrie (порт на MC-10)

Прохождение версии для CoCo

Формально в Zector Adventure нет ни единого слова, напрямую отсылающего к «Звездным войнам» — возможно, чтобы не было проблем с Lucasfilm. Тем не менее некоторые моменты в проекте косвенно намекают именно на Star Wars, так что давайте познакомимся с ним поближе.

Итак, неназванный герой оказывается на борту неназванного врага. Наш Нелюк Нескайуокер должен отыскать некие планы боевого корабля, чтобы после передать их флоту повстанцев (полагаю, это отсылка к планам «Звезды Смерти»). Из оружия у него только бластер, а еще ему сообщили код (D$8), который где-то, когда-то и как-то точно да пригодится!

Имя разработчика запрятано в пасхалку. Также похоже, что изначально игра называлась Adventure #1
Имя разработчика запрятано в пасхалку. Также похоже, что изначально игра называлась Adventure #1

Может прозвучать странно, но игра сорокалетней давности показалась мне… устаревшей :D Давайте поясню. Перед ней я ознакомился с Syzygy — проектом того же жанра и того же года выпуска. В нем уже были более-менее современное перемещение на стрелочках, псевдотрехмерная графика и даже схватки на световых мечах. А здесь, в «Зекторе», я словно вернулся в 1979-й, когда вышла Dog Star Adventure — прародительница всех текстовых приключений.

Zector Adventure явно копирует геймплей и общую идею предшественницы. Как и там, главному герою нужно бродить по космическому кораблю (аналогу «Звезды Смерти»), подбирать предметы и взаимодействовать с элементами окружения, чтобы продвигаться по сюжету. Разумеется, как и подобает текстовым приключениям, все команды отдаются исключительно письменно: «Иди на север/юг», «Подними карту», «Осмотри компьютер» и так далее.

Не могу поиграть в игры внутри игры :(
Не могу поиграть в игры внутри игры :(

Как и в большинстве подобных игр, во время прохождения я застревал потому, что не знал списка доступных команд. Вот почему нельзя было включить их во внутриигровую подсказку? Кроме того, игра словно намеренно вводит пользователя в ступор и путает без причины. Приведу пример из начала прохождения. Оказавшись на борту вражеского корабля, герою доступно три помещения. В одном находится дверь с прорезью для карточки, в другом — кучка мусора, а в третьем — две кнопки, красная и синяя. Сперва я подобрал мусор (вдруг пригодится), потом потыкался в дверь, но так как карточки у меня не было, пошел разбираться с кнопками. Пишу: «Push red button» — «It had no effect». Ладно, а если «Push blue button»? Ответ тот же — эффекта нет. Ага, значит, кнопки не работают. Возможно, их надо как-то подключить. Начинаю бродить по этим трем комнатам, пытаясь понять, что делать дальше. Пробую осмотреть кнопки, игра сообщает, что таких предметов в комнате нет. Чего? Вот же они — прямо передо мной. Пробую press вместо push — безрезультатно. В итоге оказалось, что игра понимает только первую часть названия предмета… То есть, чтобы нажать кнопку, надо написать: «Push red» или «Push blue».

Нажал красный — и как вжух!
Нажал красный — и как вжух!

Запомнив это правило, я отправился дальше. Спустя какое-то время я наткнулся на члена команды корабля (crew member). Осмотрев его (look crew), я узнал, что он держит в руках ценный предмет. Ну я и решил kill crew, чего уж мелочиться. Не вышло. Тогда я попробовал hit crew. Снова не то. Может, shoot crew или blast crew? Не-а, не получается. А если talk crew? Опять не то. Ушел я, значит, дальше бродить по лабиринтам. Хожу, хожу — ну никак не могу продвинуться, нужен тот самый предмет от crew member. Полез в прохождение… Оказывает, надо было ПРИСТРЕЛИТЬ ЧЛЕН (shoot member) :D Я не знаю, как до такого можно додуматься в рамках здравой логики. Это реально единственное место, где почему-то взаимодействуешь со второй частью названия, при том что осмотр срабатывал именно на crew.

Про член-то я и не подумал… Тест на натурала пройден?
Про член-то я и не подумал… Тест на натурала пройден?

Впрочем, скидку игре сделать можно, так как похоже, что писал ее очередной школьник. Так, в тексте встречаются орфографические ошибки вроде exemine вместо examine, а некоторые слова с ie написаны с ei. Возможно, юное дарование вдохновилось той самой Dog Star Adventure Лэнса Миклуса и решило сделать что-то свое в том же духе.

Оказывается, в Zector Adventure есть команда Map, которая показывает карту корабля. Как здорово, что узнал я об этом не из самой игры, а лишь когда застопорился и полез в прохождение -_-
Оказывается, в Zector Adventure есть команда Map, которая показывает карту корабля. Как здорово, что узнал я об этом не из самой игры, а лишь когда застопорился и полез в прохождение -_-

Zector Adventure нельзя назвать ужасной, но по меркам CoCo она явно слабовата. Нечто подобное, практически без графики, больше походит на проект с оригинального TRS-80. Ну и не всегда очевидная логика добавляет игре минусов.

285. Space Raider (1987) — Все воюют, кроме тебя

Платформа: TRS-80 Color Computer

Издатель: T&D Software

Геймплей

Игра относится к «любимому» мной жанру тиров от первого лица про расстрел СИД-истребителей. При этом Space Raider — далеко не лучший его представитель, в котором мне не понравилось практически всё.

Начнем с того, что здесь есть условно-открытый и как бы трехмерный космос. Ты не просто летаешь и стреляешь по врагам, сперва противников нужно еще отыскать. Вроде как в этом должна помогать мини-карта, но со своей задачей она справляется плохо. По ней невозможно сказать, спереди от тебя враг или сзади, удаляешься ты от него или приближаешься. А еще управление, которое… На языке вертится слово «хреновое», но у нас тут серьезный обзор, так что я напишу: неинтуитивное. Ты не чувствуешь, поворачиваешь или нет, движешься вверх или вниз. Когда же враги окажутся в поле видимости, нацелиться на них тоже будет непросто.

Вроде бы враги и близко, а попасть ни в кого не удалось
Вроде бы враги и близко, а попасть ни в кого не удалось

А еще здесь есть запас топлива, которого хватает буквально на минуту. Сорок секунд ты пытаешься хоть кого-то найти в космосе, наконец видишь СИД-истребитель, с трудом ловишь его в прицел, а игра уже закончилась. Да, можно подрывать топливные цистерны, чтобы добавлять бонусное время, но ведь их тоже надо найти и вылецить.

Из комментариев на YouTube я узнал, что стиками можно менять скорость корабля, а еще переключаться с передней пушки на заднюю кнопкой H. Шибко веселее от этого не стало, и игра как была хреновой, так и осталась. А как понять, что скорость изменилась, я вообще не понял.

Вот как ориентироваться с такой навигацией? На экране контейнер находится слева сверху, при этом на мини-карте — справа снизу (синяя точка)
Вот как ориентироваться с такой навигацией? На экране контейнер находится слева сверху, при этом на мини-карте — справа снизу (синяя точка)

Space Raider — это неинтересный и неудобный тир от первого лица, в котором большую часть времени смотришь в пустоту космоса, нежели воюешь с врагами.

Конец пятьдесят первой части. Продолжение следует…

6.5K6.5K показов
359359 открытий
13 комментариев

Я то думаю, каким образом рубрика ещё жива, оказывается ты неофициальные игры тоже обозреваешь, странное решение

Ответить

Сперва я хотел сделать ультимативную подборку с играми по ЗВ, а потом решил сделать ультимативнейшую :D

Ответить

Какой-же огромный пласт работы. Респект :) Было бы здорово ещё все эти статьи сохранить потом где-нибудь архивом, просто на всякий случай, для потомков, хехе

Ответить

Кстати, есть идея сделать файловый архив с образами всех игр с симуляторами и инструкциями по запуску. Чтобы каждый мог, прочитав, запустить понравившееся по описанию и прикоснуться к классике самостоятельно.

Ответить

Тут можно целую книжку выпускать :D

Ответить

)))

Ответить

Сколько же там вообще было игр, и да же не по звездным войнам, а вообще вот на всех этих TRS-80. Прям целый пласт.

Ответить