Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 51 (TRS-80 CoCo)
Сделав перерыв на Battlefront Classic Collection, я вернулся к ретро-марафону по ЗВ и цветной версии компьютера TRS-80. Самым интересным проектом подборки мне показалась Return of the Jet-I — кажется, первая игра, которая воспроизвела погоню на гравициклах из шестого эпизода в интерактивном формате. Также в статье я расскажу о двух совершенно непохожих друг на друга текстовых приключениях и парочке летных аркад про расстрел СИД-истребителей (куда уж без них!).
Проекты в подборке:
281. Return of the Jet-I (1983) — Возвращение Джета Ая
Платформы: TRS-80 Color Computer, Dragon 32
Издатель: Thundervision
Создатели проекта довольно интересно обыграли название шестого эпизода, чтобы избежать проблем с авторскими правами. Разумеется, игра посвящена не некому Джету Аю, а событиям «Возвращения джедая». Конкретно — погоне на гравициклах в лесу Эндора. С высокой вероятностью Return of the Jet-I — вообще первая игра, которая показала эту сцену в видеоигровом формате. Например, официальная Return of the Jedi вышла только в следующем году, да и среди неофициалок мы с Sightsaber других претендентов на это звание пока не находили.
Так как разработчики сделали что-то оригинальное, а не скопировали в очередной раз пролет по «Звезде Смерти», это уже было для меня значительным плюсом. Как оказалось, игра и сама по себе довольно неплоха.
Игровой процесс можно поделить на три части. В первой герой на гравицикле мчится по эндорскому лесу и старается не врезаться в многочисленные деревья, в том числе поваленные. В какой-то момент его начинают преследовать имперцы — разумеется, тоже на летающих мотоциклах. И тут Jet-I превращается в своего рода Road Rash, так как нам приходится бодаться с недругами, пытаясь впилить их в деревья и при этом не впилиться самому. А тех наглецов, что посмеют нас обогнать, можно подстрелить из бластерной пушки. Еще по пути встречаются эвоки, за подбор которых дают дополнительную тысячу очков.
Во второй части Jet-I требуется пролететь через ряд ворот, количество которых зависит от уровня сложности (всего их 14). Ну а в финале нужно взорвать бункер генератора щита, для чего надо метко попасть в небольшое центральное отверстие. После эпичного взрыва игра начинается по новой, но уже на более высокой сложности.
В целом проект оставляет приятные впечатления. Геймплей динамичный, управление отзывчивое, а сама идея оригинальная — по крайней мере, для игр по «Звездным войнам» первой половины восьмидесятых годов.
282. Laser Run (1984) — Не опять, а снова
Платформы: Dragon 32/64
Разработчик: Blaby Computer Games
Пару слов о том, что за платформы такие Dragon 32/64, и почему я рассказываю о них посреди игр для TRS-80. Dragon 32 и Dragon 64 — это клоны CoCo, распространяемые в Европе и Америке в восьмидесятые годы. «Драконы» имели то же железо, что оригинал, и были совместимы с ним на 95%. По сути, это тот же CoCo, но в немного иной обертке. Цифры в названии обозначают объем оперативной памяти в килобайтах.
Перед тем, как сесть за игру, я сделал в марафоне небольшой перерыв. Ну как перерыв, я дважды выбил платину в Star Wars: Battlefront Classic Collection — в версиях для PS4 и PS5. Рассказывать про нее отдельно не буду, так как в переиздании ничего толком не поменялось. Так вот, пока я воевал с ботами в трехмерной далекой-далекой галактике, то успел даже немного соскучиться по ее ретро-представителям. Однако, стоило мне сесть за Laser Run, я быстро осознал, что скучал очень зря…
Мне порой бывает трудно найти новые слова, чтобы описать очередной аркадный тир про траншею «Звезды Смерти». Ничего нового для себя в Laser Run я не обнаружил — с видом от первого лица мы выцеливаем летящие на нас СИД-истребители, а еще вроде как должны попасть по выпускному отверстию. Долететь до него мне, правда, не удалось, а всё из-за отвратительного и крайне чувствительного управления. Стоит чуть отвести аналог в сторону, как прицел тут же упирается в край экрана. И ладно, если бы им можно было водить по экрану, как в других аналогичных играх, но нет — отпускаешь стик, и перекрестие возвращается в точку (0,0). Нормально целиться во врагов в таких условиях у меня не получилось.
Кроме отвратного управления, игра ничем особым больше не выделяется, а потому долго на ней задерживаться не будем.
283. Syzygy (1984) — Задержи дыхание — и вперед!
Платформы: TRS-80 Color Computer, Dragon 32/64
Разработчик: Scott Cabit
Чтобы вам не пришлось гуглить: «Сизигия (от др.-греч. σύ-ζῠγος, “сопряжение, соединение”) — выравнивание трех или более астрономических тел в пределах Солнечной системы на одной прямой. Термин чаще всего используется для обозначения положения Солнца, Земли и Луны во время новолуний или полнолуний». Это малознакомое широкой общественно слово не имеет к обозреваемой игре никакого отношения, и взял его разработчик, скорее всего, с потолка — типа для крутости и уникальности. А вообще у нас тут полноценные «Звездные войны», причем довольно крутые.
Syzygy — пожалуй, одно из лучших текстовых приключений по Star Wars, что я встречал во время марафона. Во-первых, главный герой наконец управляется стрелочками. Другими словами, печатать каждый раз Go North/South/West/East не нужно, что здорово сказывается на динамике. Во-вторых, в игре есть графика, что не только приятно для глаз, но и помогает ориентироваться в лабиринтах. В-третьих, здесь даже какая-никакая боевая система есть, а не только команды Shoot или Kill. Нам придется дважды сражаться на световых мечах, для чего обязательно потребуется геймпад.
Итак, безымянный герой (очевидно, Люк Скайуокер) оказывается на борту «Звезды Смерти». После жестокой схватки с лордом Вейдером его силы почти на исходе, но он чувствует — враг где-то рядом. А еще ситх охраняет компьютер, информация с которого крайне нужна нашему герою. Чтобы у Люка был хоть какой-то шанс противостоять темному лорду, ему требуется отыскать световой меч, который он потерял во время предыдущей дуэли с Вейдером. Но и тут есть проблемка — оружие стережет огромный уродливый пришелец, с которым тоже придется как-то разбираться.
Думаете, это все проблемы, что ждут юного Скайуокера? Ну уж нет! Вейдер также разгерметизировал коридор, в котором находятся координаты для транспортера, сам транспортер и лифт, необходимый для побега. Как пройти по коридору, где нет воздуха? Честно, я бы вряд ли догадался — нужно напечатать: «Задержи дыхание». При этом важно потом не забыть снова разрешить Люку дышать.
Лифт приведет героя на другой этаж, но путь к спасению преградит силовое поле. Обойти его можно, только найдя светящийся изумруд, который заперт где-то на корабле, в помещении, которое, вот сюрприз, тоже охраняется Вейдером. Чтобы туда попасть, нужен уже названный транспортер, а также код для него. А еще потребуется спуститься в яму у подножия скалы за коммуникатором, который упал туда после схватки с темным лордом… Ох, звучит слишком трудно? Так и есть!
При всех своих достоинствах у игры есть один значимый для современного игрока недостаток — она сложная и далеко не всегда очевидная. Так, Syzygy распознает около 60 слов, и еще нужно понять, в каком месте и в каких комбинациях их использовать. Спасибо хоть, что все они перечислены в инструкции.
Пройти лично Syzygy я так и не смог — честно, стало слишком влом заморачиваться. Однако я глянул видео зарубежного гика, который решил погрузиться в игру максимально. Во-первых, он проходил ее в ВР. Во-вторых, для передвижения использовал дорожку Virtuix Omni VR. В-третьих, вводил команды голосом. В-четвертых, задерживал дыхание, когда то же самое по сюжету делал персонаж! Мое уважение этому сумасшедшему господину.
284. Zector Adventure (1984) — Подсмотрено у Dog Star
Платформа: TRS-80 Color Computer, TRS-80 MC-10
Разработчики: Darrell Ulm (оригинал), jgerrie (порт на MC-10)
Формально в Zector Adventure нет ни единого слова, напрямую отсылающего к «Звездным войнам» — возможно, чтобы не было проблем с Lucasfilm. Тем не менее некоторые моменты в проекте косвенно намекают именно на Star Wars, так что давайте познакомимся с ним поближе.
Итак, неназванный герой оказывается на борту неназванного врага. Наш Нелюк Нескайуокер должен отыскать некие планы боевого корабля, чтобы после передать их флоту повстанцев (полагаю, это отсылка к планам «Звезды Смерти»). Из оружия у него только бластер, а еще ему сообщили код (D$8), который где-то, когда-то и как-то точно да пригодится!
Может прозвучать странно, но игра сорокалетней давности показалась мне… устаревшей :D Давайте поясню. Перед ней я ознакомился с Syzygy — проектом того же жанра и того же года выпуска. В нем уже были более-менее современное перемещение на стрелочках, псевдотрехмерная графика и даже схватки на световых мечах. А здесь, в «Зекторе», я словно вернулся в 1979-й, когда вышла Dog Star Adventure — прародительница всех текстовых приключений.
Zector Adventure явно копирует геймплей и общую идею предшественницы. Как и там, главному герою нужно бродить по космическому кораблю (аналогу «Звезды Смерти»), подбирать предметы и взаимодействовать с элементами окружения, чтобы продвигаться по сюжету. Разумеется, как и подобает текстовым приключениям, все команды отдаются исключительно письменно: «Иди на север/юг», «Подними карту», «Осмотри компьютер» и так далее.
Как и в большинстве подобных игр, во время прохождения я застревал потому, что не знал списка доступных команд. Вот почему нельзя было включить их во внутриигровую подсказку? Кроме того, игра словно намеренно вводит пользователя в ступор и путает без причины. Приведу пример из начала прохождения. Оказавшись на борту вражеского корабля, герою доступно три помещения. В одном находится дверь с прорезью для карточки, в другом — кучка мусора, а в третьем — две кнопки, красная и синяя. Сперва я подобрал мусор (вдруг пригодится), потом потыкался в дверь, но так как карточки у меня не было, пошел разбираться с кнопками. Пишу: «Push red button» — «It had no effect». Ладно, а если «Push blue button»? Ответ тот же — эффекта нет. Ага, значит, кнопки не работают. Возможно, их надо как-то подключить. Начинаю бродить по этим трем комнатам, пытаясь понять, что делать дальше. Пробую осмотреть кнопки, игра сообщает, что таких предметов в комнате нет. Чего? Вот же они — прямо передо мной. Пробую press вместо push — безрезультатно. В итоге оказалось, что игра понимает только первую часть названия предмета… То есть, чтобы нажать кнопку, надо написать: «Push red» или «Push blue».
Запомнив это правило, я отправился дальше. Спустя какое-то время я наткнулся на члена команды корабля (crew member). Осмотрев его (look crew), я узнал, что он держит в руках ценный предмет. Ну я и решил kill crew, чего уж мелочиться. Не вышло. Тогда я попробовал hit crew. Снова не то. Может, shoot crew или blast crew? Не-а, не получается. А если talk crew? Опять не то. Ушел я, значит, дальше бродить по лабиринтам. Хожу, хожу — ну никак не могу продвинуться, нужен тот самый предмет от crew member. Полез в прохождение… Оказывает, надо было ПРИСТРЕЛИТЬ ЧЛЕН (shoot member) :D Я не знаю, как до такого можно додуматься в рамках здравой логики. Это реально единственное место, где почему-то взаимодействуешь со второй частью названия, при том что осмотр срабатывал именно на crew.
Впрочем, скидку игре сделать можно, так как похоже, что писал ее очередной школьник. Так, в тексте встречаются орфографические ошибки вроде exemine вместо examine, а некоторые слова с ie написаны с ei. Возможно, юное дарование вдохновилось той самой Dog Star Adventure Лэнса Миклуса и решило сделать что-то свое в том же духе.
Zector Adventure нельзя назвать ужасной, но по меркам CoCo она явно слабовата. Нечто подобное, практически без графики, больше походит на проект с оригинального TRS-80. Ну и не всегда очевидная логика добавляет игре минусов.
285. Space Raider (1987) — Все воюют, кроме тебя
Платформа: TRS-80 Color Computer
Издатель: T&D Software
Игра относится к «любимому» мной жанру тиров от первого лица про расстрел СИД-истребителей. При этом Space Raider — далеко не лучший его представитель, в котором мне не понравилось практически всё.
Начнем с того, что здесь есть условно-открытый и как бы трехмерный космос. Ты не просто летаешь и стреляешь по врагам, сперва противников нужно еще отыскать. Вроде как в этом должна помогать мини-карта, но со своей задачей она справляется плохо. По ней невозможно сказать, спереди от тебя враг или сзади, удаляешься ты от него или приближаешься. А еще управление, которое… На языке вертится слово «хреновое», но у нас тут серьезный обзор, так что я напишу: неинтуитивное. Ты не чувствуешь, поворачиваешь или нет, движешься вверх или вниз. Когда же враги окажутся в поле видимости, нацелиться на них тоже будет непросто.
А еще здесь есть запас топлива, которого хватает буквально на минуту. Сорок секунд ты пытаешься хоть кого-то найти в космосе, наконец видишь СИД-истребитель, с трудом ловишь его в прицел, а игра уже закончилась. Да, можно подрывать топливные цистерны, чтобы добавлять бонусное время, но ведь их тоже надо найти и вылецить.
Из комментариев на YouTube я узнал, что стиками можно менять скорость корабля, а еще переключаться с передней пушки на заднюю кнопкой H. Шибко веселее от этого не стало, и игра как была хреновой, так и осталась. А как понять, что скорость изменилась, я вообще не понял.
Space Raider — это неинтересный и неудобный тир от первого лица, в котором большую часть времени смотришь в пустоту космоса, нежели воюешь с врагами.
Конец пятьдесят первой части. Продолжение следует…