Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 52 (TRS-80 CoCo)

Так получилось, что этот материал я подготовил в рекордно короткие сроки — всего за день. В него вошли две Starwars, еще две Star Wars (смотрите, не перепутайте!) и Vader. Четыре из пяти — мои «любимые» примитивные тиры, где надо уничтожать СИД-истребители. Зато вот Star Wars Дональда Брауна — одно из самых приятных и комфортных текстовых приключений, что я когда-либо проходил. А еще я наконец закончил с платформой TRS-80 и уже в следующей части перейду к не менее культовому семейству персоналок от Apple.

Проекты в подборке:

286. Starwars (1988) — Тир 9/11

Платформа: TRS-80 Color Computer

Разработчик: Mike Moore

Геймплей

Сильно сомневаюсь, что игру делал тот же самый Майкл Мур, что снял «Фаренгейт 9/11». Но чем черт не шутит — вдруг разработка фан-игр по ЗВ была тайным хобби будущего именитого режиссера?

Сама Starwars примитивна и относится к «любимому» мной жанру тиров от первого лица про расстрел СИД-истребителей. В отличие от недавно пройденной мной Space Raider, здесь всё попроще, но зато и поудобнее. Не нужно искать врагов по всему космосу — они сами к тебе прилетают.

Мне уже даже подпись тяжело придумать — настолько эти тиры все друг на друга похожи
Мне уже даже подпись тяжело придумать — настолько эти тиры все друг на друга похожи

Начинается всё с выбора уровня сложности. Всего их пять, и от выбранного ранга (новичок, командир, ас) зависит юркость противников. После загрузки мы видим рамку прицела и появившегося в ней врага. Наша задача: поместить СИД в центр экрана и выстрелить. Если враг ускользнет за рамку, нам припишут его к сбежавшим имперцам. Всего на раунд дается 16 выстрелов, соответственно, в идеале надо подбить 16 истребителей. По итогам вылета игроку показывают статистику с количеством убитых и упущенных противников, а также повышают, понижают или оставляют его в том же звании.

Единственное, что мне не понравилось, что в игре отсутствует инверсия. Я привык так: когда направляешь стик вверх, пушка ведет ствол вниз — а здесь наоборот. Не то, чтобы это был серьезный недостаток, просто было непривычно и из-за этого я показывал явно худшие результаты, чем мог.

Ну вот, меня понизили :(
Ну вот, меня понизили :(

В целом Starwars Майка Мура — ничем не выделяющийся тир, который для 1988 года уже явно слишком примитивный. Впрочем, мне он всё равно понравился сильнее, чем более навороченная Space Raider.

287. Star Wars (1979) — Текстовое приключение здорового человека

Платформы: Apple II, TRS-80 CoCo 3

Разработчики: Donald Brown (оригинал), John Frontuto и Christian Miller (TRS-80 CoCo 3)

Прохождение

ПРИМЕЧАНИЕ: Как я выяснил позже, игра 1991 года для TRS-80 CoCo 3 — это лишь порт. Оригинал вышел на Apple II еще аж в 1979 году, а его автором является Дональд Браун (Donald Brown).

Я познакомился с текстовыми приключениями именно в ходе марафона по «Звездным войнам». Это довольно непривычный и сложный для современного игрока жанр, в котором каждое действие ты печатаешь на клавиатуре: «Иди на юг», «Выстрели в пехотинца», «Подними предмет». И зачастую у меня случались затупы, потому что я не знал, на что способен персонаж, а на что — нет. Да, у таких игр были инструкции, но они описывали лишь примитивные команды, в то время как для прохождения порой требовалось пропечатать такое, что даже носителю языка не сразу бы пришло в голову. В этом отношении эта Star Wars — приключение здорового человека. Уже в начале тебе прямым и открытым текстом говорят, что ты можешь приказывать герою. Если же вдруг забудешь команды, их всегда можно подсмотреть. И это именно то, чего не хватало мне для комфортной игры в прошлые текстовки.

Как и большинство уже отсмотренных мной приключений, Star Wars посвящена эпизоду про спасение Леи со «Звезды Смерти». Помимо вызволения самой принцессы, игра также ставит ряд дополнительных задач — по пути нашему герою требуется ломать всевозможное оборудование на станции и устранять имперских штурмовиков. В идеале же выполнить еще пару задач со звездочкой — убить самого Дарта Вейдера и устроить диверсию в энергетическом отсеке станции, чтобы уничтожить «Звезду Смерти». Не совсем канонично, но почему бы и нет?

Дарт Вейдер выскочил на наш отряд из кустов
Дарт Вейдер выскочил на наш отряд из кустов

У героя есть экипировка — лазерный меч и антибластерные щиты. Последние служат броней, а подбирать их можно с трупов. С мертвых врагов собираются и бластеры, которые можно использовать по прямому назначению самому либо же отдавать их спасенным со станции заключенным. Вызволить из темницы мы можем не только Лею, но и безымянного вуки — они оба помогут в бою.

Зачем герою огнестрел, когда у него есть световой меч? Всё просто — джедайское оружие в ходе миссии могут сломать, и, если у нас не будет запаса бластеров, с врагами придется разбираться вручную. Не очень эффективно, но лучше, чем ничего. Что интересно, сражаясь с Вейдером, мы можем повредить световой меч и ему, и тогда уже ситху придется отбиваться от нас голыми руками.

А вот тут я просто забыл включить световой меч (сделать этого во время боя нельзя), поэтому пришлось идти на имперцев с кулаками
А вот тут я просто забыл включить световой меч (сделать этого во время боя нельзя), поэтому пришлось идти на имперцев с кулаками

Отдельно про исследование локаций. Вспомнив Dog Star Adventure (1979), я сразу решил, что буду составлять карту «Звезды Смерти», чтобы не запутаться и всегда знать, куда идти. В этот раз я решил записывать ее не на листочке, а сделать в гугл-таблицах — чтобы в случае чего было проще править. Я поставил рядом с собой ноутбук и, словно настоящий исследователь-первооткрыватель, стал зарисовывать и записывать маршруты и изученные комнаты. К моему удивлению, этот процесс не напрягал и оказался не нудной рутиной, а наоборот, своего рода неким дополнительным слоем геймплея.

Впрочем, и без рукотворной карты игра заботится, чтобы пользователь мог нормально ориентироваться. Буквально каждая комната здесь так или иначе подписана. Даже если это максимально банальный коридор, он имеет свое название — оранжевый, синий, белый, зеленый. Насколько помню, раньше ничего такого в подобных играх я не встречал, из-за чего и путался в безликих лабиринтах «Звезды Смерти».

Легенда: голубая заливка — чисто; красная заливка — есть враги; жирный шрифт — комната с оборудованием, которое можно сломать; стрелками обозначен моментальный переход из одной области в другую
Легенда: голубая заливка — чисто; красная заливка — есть враги; жирный шрифт — комната с оборудованием, которое можно сломать; стрелками обозначен моментальный переход из одной области в другую

Играется Star Wars комфортно и интересно, по крайней мере, при первом прохождении. Мы должны бродить по коридорам станции, искать ключевые комнаты и персонажей, а также сражаться. Головоломок и бэктрекинга при этом совершенно нет, что меня только порадовало. И, конечно, отдельное спасибо за список доступных команд — раньше его мне жутко не хватало.

288. Vader (200X) — Прощай, TRS

Платформа: TRS-80 MC-10

Разработчики: Jim Gerrie, Charlie Gerrie

Геймплей

Наконец я добрался до последнего проекта с семейства компьютеров TRS! Что интересно, разработан он уже в нулевых и не просто под CoCo, а под MC-10 — своего рода слим-версию Color Computer (MC расшифровывается как Micro Color).

Сама по себе игра — довольно простенькая и не шибко выразительная аркада. Мы снова оказываемся в траншее «Звезды Смерти», только теперь бороться нужно не с десятками СИД-истребителей, а всего с одним — за штурвалом которого сидит Дарт Вейдер.

Редкий кадр, на котором удалось запечатлеть и крестокрыл, и СИД-истребитель Вейдера, причем последний раздвоился (вообще он должен быть вполовину меньше)
Редкий кадр, на котором удалось запечатлеть и крестокрыл, и СИД-истребитель Вейдера, причем последний раздвоился (вообще он должен быть вполовину меньше)

Крестокрыл игрока представлен в виде прямоугольника, который произвольно перемещается по траншее. Всё, что мы можем делать, лишь менять направление пушки и стрелять направо, налево или по центру. Если попасть по Вейдеру 10 раз, мы победим. А вот проиграть здесь, похоже, нельзя. Кажется, что количество энергии у крестокрыла бесконечное, а вражеский СИД не атакует игрока. Мало того, что азарта и интереса подобный геймплей не вызывает, так еще и картинка не радует — спрайты примитивные, а изображение постоянно мерцает.

Похоже, проект уж сильно любительский, и его авторы набивали на нем руку в программировании. Кстати, интересный факт: в 2015 году один из разработчиков Vader сделает порт Trenchfire с Commodore 64 на всё тот же MC-10. С вашего позволения, отдельно я его рассматривать не буду.

Крестокрылов тоже может оказаться два, так как игра не успевает быстро стирать старые спрайты
Крестокрылов тоже может оказаться два, так как игра не успевает быстро стирать старые спрайты

289. Starwars (1980) — Результат двухмесячных мучений

Платформа: Sol-20

Разработчик: David Armstrong

Геймплей

Прежде чем перейти к новой платформе, а именно Apple II, вернемся ненадолго к Sol-20. Sightsaber отыскал еще два проекта для этого компьютера, причем оба довольно проблемных — то есть просто так они не запускаются. Конкретно с этой Starwars мой товарищ провозился пару месяцев, а вот с другой и вовсе разобраться пока не удалось (но мы не теряем надежды). О технических трудностях и проделанной им работе Sightsaber расскажет чуть ниже, но сперва давайте поговорим о геймплее.

Вы удивитесь (нет), но перед нами очередной тир от первого лица, где нужно уничтожать СИД-истребители. При этом да, игра довольно примитивная, но по меркам Sol-20 реализация у нее очень даже недурна. Если сравнивать со Star Wars I 1978 года, видно, что детализация и эффекты здесь получше, хотя в целом принцип и геймплей очень похожи.

Современному игроку это может показаться странно, но Level 1 — это самая высокая сложность
Современному игроку это может показаться странно, но Level 1 — это самая высокая сложность

Как и в прочих подобных тирах, нам нужно «подводить» СИД-истребители к центру экрана и жать кнопку «Огонь». Что интересно, если промешкать, то враг выстрелит в ответ, и тогда усё — Game Over. На выбор дается девять уровней сложности, от которых зависят юркость и скорость реакции противников.

Пожалуй, больше про проект особо и не расскажешь, так что передаю слово Sightsaber:

«На журнал с листингом Starwars я наткнулся в декабре 2023 года, а в феврале 2024-го набрал код. Проблема была в том, что игра написана не на обычных для Sol-20 диалектах BASIC/5 или Extended BASIC, а на каком-то малоизвестном на тот момент диалекте. Покопавшись, выяснил, что это бейсик, выпущенный компанией North Star, одним из крупнейших производителей ПО во второй половине 1970-х (в любопытную историю про то, как Processor Technology, производитель Sol-20, подавал в суд на North Star из-за якобы эксклюзивности North Star BASIC и проиграл его, мы вдаваться не будем).

Последнее, что игрок видит перед смертью
Последнее, что игрок видит перед смертью

Иду на www.sol20.org, крупнейший сайт по данному компьютеру, ищу там полувиртуальный образ дискеты с бейсиком, читаю, как его запускать, пробую — при запуске эмулятор выдаёт ошибку. Пробую и так и этак, пробую уже целый месяц — ошибка и всё. Пробую создавать копии диска со скопированным бейсиком — ошибка. Пишу специалистам по Sol-20 — те не отвечают. Ну что за бяка! Наконец что-то ударило в голову: а попробую-ка я заменить исходный полувиртуальный диск, и вуаля — бейсик запустился! Забыл я в самом начале настоятельную рекомендацию производителей ПО: при неправильном обращении с исходным диском его очень легко испортить, делайте копии, дорогие пользователи! Запорол, похоже, ещё при первом запуске…

На любом уровне сложности для победы надо уничтожить 5 врагов
На любом уровне сложности для победы надо уничтожить 5 врагов

Дальше дело пошло гораздо проще: за полдня отловлены и исправлены ошибки как в самой игре, так и в инструкции, реализованной отдельным файлом, и обе программы записаны на копию диска с бейсиком, чтобы наладить между ними взаимные ссылки. Очередной шутер от первого лица готов к знакомству с современными игроками!»

290. Star Wars (1980) — Пунктик закрыт

Платформа: Sol-20

Разработчик: Stephen Maguire

Геймплей

Буквально стоило мне закончить с обзором предыдущей Starwars, как пришли добрые вести от Porkbelly с сайта zeitgame. Он прислал нам рабочую версию второй проблемной соловской игры, а также инструкцию для нее. Напомню, этот парень уже помогал нам, когда мы делали спецвыпуск про самые ранние неофициальные ЗВ, и вот сейчас подсобил в очередной раз. Причем настолько быстро, что мы с Sightsaber даже не ожидали. Porkbelly, если ты вдруг читаешь эти строки, спасибо тебе огромное — благодаря тебе гештальт закрыт!

Что до самого проекта… Помните мой «любимый» жанр SW-игр? Вот это он и есть! Опять или снова — не важно, ведь перед нами тир от первого лица, где надо расстреливать СИД-истребители! Ура, товарищи, ура!

Как и в предыдущей Starwars, чем меньше цифра у уровня сложности, тем он сложнее
Как и в предыдущей Starwars, чем меньше цифра у уровня сложности, тем он сложнее

В принципе, всё стандартно и почти точно так же, как было и в предыдущей Starwars — нужно наводиться на врагов и стрелять. Отличаются только мелочи, поэтому давайте просто по пунктам:

  • шесть уровней сложности,
  • есть таймер на 99 секунд,
  • боезапас ограничен 25 выстрелами,
  • если метко стрелять, дают бонусные время и патроны,
  • враги не атакуют в ответ,
  • неплохие детализация и анимации взрывов по меркам платформы.
А вот здесь мне дали бонусные время и патроны
А вот здесь мне дали бонусные время и патроны

Так как мне больше нечего написать про игру, я опять попросил Sightsaber помочь и рассказать о технических особенностях этого релиза. Даю ему слово:

«Для компьютера Sol-20 вышло много различных приблуд, среди которых была система хранения данных Helios II на 8” магнитных дискетах, позволявшая существенно расширить дорогую твердотельную память внутри самого компьютера (всего-то за 1895 баксов). Система управлялась с помощью операционной системы PTDOS и обеспечивала феноменальную скорость доступа к дискетам (и столь же феноменальную склонность к поломкам).

Для этой системы была выпущена библиотека дисков, один из которых содержал программы, которые написал Стивен Магуайр — в то время 19-летний компьютерный джениус из Аризонского университета, а сейчас исполнительный вице-президент по развитию компании-создателя сайтов. В число этих прог входит и видеоигра по “Звёздным войнам”.

Анимация взрыва
Анимация взрыва

Имеющийся файл Star Wars представляет собой исходный код для ассемблера. Ввиду того, что эмулятор Solace не в полной мере поддерживает эмуляцию Helios II, а также в силу скромных знаний того, как работать с ассемблерами, мы обратились за помощью к Porkbelly с форума zeitgame.net. Вскоре он прислал нам обработанную программу с инструкцией для запуска на эмуляторе (за что ему огромное спасибо!). Поскольку код программы был написан для ассемблера, отличного от als8, входящего в комплект Solace, он внёс в неё минимальные изменения, удалив попутно ссылку на Helios. К счастью, модифицированная программа запустилась без всяких проблем, и теперь мы можем легко прикоснуться к этому любопытному образцу игростроя более чем 40-летней давности. Porkbelly добавляет, что исходник программы — по-настоящему хорошо прокомментированный пример того, как нужно программировать игру на ассемблере 8080».

Конец пятьдесят второй части. Продолжение следует…

3636
3 комментария

Это мы читаем и сохраняем.

2
Ответить

Мне вот этот СИД почему-то постоянно напоминает низкокачественный логотип "Скайрима")

1
Ответить

Игра Starwars (1980) для Sol-20 стала для меня аж двумя уроками: а) иногда решение проблемы может лежать на поверхности; б) не пренебрегай написанным в инструкции - их не всегда пишут дураки. А вообще, ужасно рад тому, что удалось-таки запустить эти две игры для Sol-20 - если честно, уже стал терять на это надежду.

Star Wars (1991) - к 1991 году создатели научились делать дружелюбные текстовые адвенчуры. Надо посмотреть современные образцы жанра (не верю, что их сейчас никто не пишет!) - до какой стадии казуальности они эволюционировали... Но вообще, Сергей, у тебя здорово их освоить - щёлкаешь как орехи. Кстати, забавно, что в игре есть личные энергощиты - в лукасовском каноне они тоже имелись.

1
Ответить