All Elite Wrestling. Рождение альтернативы

История о том, как создавался новый рестлинг-промоушен, ориентированный на соскучившуюся по NWA и WCW аудиторию.

All Elite Wrestling. Рождение альтернативы

Официальной датой рождения All Elite Wrestling – нового рестлинг-промоушена – считается не 1 января 2019 года, когда было объявлено о создании компании. И даже не 1 сентября 2018 года, когда в Иллинойсе провели шоу All In, которое станет прототипом будущих ивентов молодого промоушена.

На самом деле AEW зародился вообще не в США, а в Японии. В 2016 году. Когда в составе «резкой и как пуля дерзкой» группировки Bullet Club (поговорка про пулю тут, получается, не ради красного словца), находились борцы Кенни Омега и братья Джексоны – Мэтт и Ник, взявшие себе коллективный псевдоним Young Bucks.

Мэтт и Ник Джексоны
Мэтт и Ник Джексоны

Год спустя членом «Клуба» стал и Коди Роудс, один из двух сыновей знаменитого Дасти Роудса по кличке «Американская мечта».

Коди Роудс
Коди Роудс

«Пули» были кем-то вроде nWo новой эры – майки с их «клубными» цветами тому способствовали.

All Elite Wrestling. Рождение альтернативы

Надо мной издевались за то, что я такой маленький. И хотя эти насмешки были в основном словесными, меня они всё равно обижали.

Мэтт Джексон

Из-за своих небольших размеров братья Джексоны не вписывались в WWE. Хотя, если вспомнить братьев Харди, то утверждение это крайне спорное, если не сказать больше. Миниатюрные, по стандартным меркам про-рестлинга, братья Мэтт и Ник, возвели спот-фест в форму искусства. Для несведущих разжую – это вид поединка в рестлинге, когда во главу угла ставится голая акробатика и зрелищность. Соответственно, вид искусства этот на любителя. Но с их габаритами это было то, что им подходило.

Другое дело – их приятель Кенни Омега. Он боролся в Deep South Wrestling; промоушене, являвшимся одним из «фарм-клубов» WWE с 2005 по 2007 годы.

Кенни Омега
Кенни Омега

В DSW ему не нравилось. Бессмысленные, по его мнению, тренировки Билла ДеМотта (Хью Морруса), а также отсутствие должной оценки его борцовского потенциала и личности в целом, заставили его покинуть DSW в 2006 году. Но он об этом не жалел, так как не считал WWE и их дочерние промоушены местом своей мечты. Потому что Кенни всегда был японофилом, росшим на лучших образцах пуроресу. Одним из его кумиров был Кота Ибуши. Впоследствии, благодаря совместной работе с этим рестлером в токийском промоушене DDT Pro-Wrestling Кенни и прославится. В личностном же плане Омега для японцев встал в один ряд с такими священными для них монстрами, как Стив Уильямс и Стэн Хансен – он полюбил японскую культуру и даже бегло освоил японский язык.

Что касается Коди Роудса, который также засветился в Bullet Club, то он в WWE работал. Работал успешно и много. Был интерконтинентальным чемпионом. Но, как и Омега, был уверен, что егнедооценивают и не дают реализовать потенциал (читай – не дают главный титул промоушена).

All In как старт

В 2016 году Кенни Омега и братья Джексоны в шутку назвали себя «Элитой». Поговорка о том, что в каждой шутке есть доля правды здесь верна – и Кенни и Баксы были о своих профессиональных качествах самого высокого мнения.

Вскоре Баксы и Кенни начали выкладывать на YouTube ролики, постепенно превратившиеся в веб-сериал «Быть элитой».

Один из первых эпизодов ютуб-сериала

В нём они рассказывали о своей жизни – жизни путешествующих рестлеров, представляя себя довольно свойскими парнями с невысокими запросами. К примеру, в одной из серий Джексоны отказываются от авиабилетов в первый класс в пользу своих родителей, захотевших побывать на их матче.

Помимо NJPW, все четверо – Коди, Кенни и Джексоны – боролись ещё и в Ring Of Honor. В промоушене, одно время претендовавшем на неофициальное третье место в США после WWE и TNA. В отличие от Винса МакМэна, ROH делал ставку на борьбу, а не на шоу-элементы, что было востребовано публикой. Вернее, той её частью, которой не хватало альтернативы. Альтернативы в виде нового промоушена, продукт которого отсылал бы к старым временам, но адаптировал бы их к новой реальности.

Совсем уж небольшие инди-промоушены типа Pro-Wrestling Guerilla на это не годились. Компании типа CZW, ставящие на первое место «кровь и кишки», тем более. Нечто подобное – в смысле, «традиционное» рестлинг-шоу – зрителям пытался на первых порах предложить WWE NXT. «Третий сын» Винса МакМэна выглядел для «консервативных» фэнов адекватнее по сравнению со старшими братцами RAW и SmackDown, но всё равно – хотелось чего- то другого.

А тут ещё и NJPW наладили партнёрство с Ring of Honor, что придало последним веса на американском рынке. 1 и 2 июля 2017 года прошло совместное мероприятие – G1 Special In USA (посмотреть на Ютубе можно тут и тут). Билеты на оба дня расхватали за несколько часов. С точки зрения рестлинга всё прошло идеально. Вот только посещаемость была не очень. 2370 человек в первый день, и 2305 во второй.

Решившие посетить G1 Special In USA шли на трёх человек – Коди Роудса и братьев Джексонов. Сам Коди в какой-то мере считал себя и братьев обособившейся от остальной части Ring of Honor его движущей силой. Коди также считал, что с правильной картой и правильным маркетингом их тройка может распродать арену как у WWE, да ещё и организовать всё так, как надо.

Такой случай им вскоре представился. Известный рестлинг-журналист Дейв Мельцер в интервью сказал, что Ring of Honor, в котором тогда выступали Роудс и Баксы, точно не сможет в ближайшее время продать на своё шоу 10 000 билетов. Высказывание было расценено, как подбивка на спор, который троица приняла. И успешно его выиграла.

В 2018 году Джексоны и Коди Роудс организовали долгожданное шоу – All In совместно с Ring of Honor.

Плакат к шоу
Плакат к шоу

Победа в споре раззадорила этих троих, особенно Джексонов, которые в преддверии All In провели переговоры с ROH об улучшении контрактов. В частности, им хотелось иметь у себя право креативного контроля над сюжетными линиями со своим участием. Но им отказали, решив, что каждый должен заниматься своим делом: борцы бороться, а букеры – определять, как, где и с кем они будут это делать.

Ник Джексон, размышляя о том, как всё складывалось, говорит, что «New Japan и ROH могли бы легко объединиться и предложить нам контракты, которые они хотели, но они просто этого не сделали. Для NJPW я и Мэтт никогда не представляли серьёзной ценности. Они нам даже никогда не платили хорошо».

Нам бы там пришлось работать ещё лет двадцать, чтобы потом спокойно уйти на пенсию, а работать столько времени в стиле, который там практикуется, не каждому под силу. А вот в Ring of Honor платили намного лучше, чем в New Japan. Мы, вероятно, могли бы выйти на пенсию там, но уже через меньший срок – через десять лет. Ну и мы и предложили им обоим: почему бы вам, ребята, не заключить с нами двойной контракт? И они это проигнорировали. Мы бы легко остались, и не было бы All Elite Wrestling, если бы они выполнили то, что мы хотели, но, что сделано в итоге, то сделано».

Ник Джексон

Действительно, для кого-то это стало бы поводом к немедленному переходу в другой промоушен. Но Баксы решили делать это не сразу, а потихоньку, оценивая обстановку и возможные предложения. В том числе и от WWE.

Это одна из самых больших тайн. В смысле, не сами переговоры, а точно ли хотели ли Джексоны переходить в WWE или нет. Скорее нет, чем да. Бенджамин Саттерли (рестлер Пак, первый Всеатлантический чемпион AEW), работавший вместе с Баксами в Японии и бывший для них там кем-то вроде гида на первых порах, говорил, что работа в WWE – а Саттерли работал там 6 лет – выматывает морально и физически.

Повторюсь, что профессиональное эго братьев Джексонов было прямо противоположно их росту и количеству мышечной массы. Факт переговоров с WWE у них был. И предложенные им условия поражали. Мэтт и Ник должны были прийти в WWE на контракт в размере 500 000 долларов в год. Для WWE это были большие деньги. Подобные суммы компания платила только свои лучшим рестлерам.

Более того! Пол Левек, который на тот момент управлял WWE NXT и потихоньку возвышался в компании, убеждал Баксов, что от стандартного подхода к новичкам, когда им сразу же дают новый образ, игнорируя их предыдущие достижения, братья будут избавлены. Пол даже допускал появление новых вариаций группировки Bullet Club – говоря словами Сергея Пахомова из известного фильма, «ну, и чтобы вам совсем уж скучно не было…». А когда Джексоны вспомнили слова Саттерли по поводу чересчур утомительного рабочего графика, то Левек тут же сказал, что ничего страшного, сделаем ограниченный. Всё решим.

По словам Мэтта и Ника, WWE казалась чрезвычайно заинтересованной в том, чтобы мы были в их команде. Вот только не хотели ли они убрать конкурентов ещё до начала того, как они таковыми станут? Предположение интересное. С одной стороны, возможно всё. Достаточно вспомнить, как Винс МакМэн предложил Харли Рейсу перейти в WWF, что по задумке Винса сорвало бы первое мероприятие Starrcade, проводимое конкурентами из NWA. С другой стороны предположение иногда бывает просто предположением. В пользу этой версии говорит предложение Левека: если через три месяца Баксы будут недовольны своим новым местом работы, то они могут уйти.

Параллельно с Джексонами, на карьерном перепутье находились Коди Роудс и Кенни Омега. WWE нацелилась и на них тоже, согласившись подписать Кенни и Коди вместе с Джексонами. Но как бы профессионально не ездил по ушам Джексонам Пол Левек, убеждая перейти их в WWE, да ещё и захватить с собой друзей, желание стать королями у себя в провинции, а не переезжать, пусть даже и на хороших условиях, в большой город, взяло своё. Тем более, что и провинциального городка, который они замыслили, не было. Его предстояло строить, создавая если и не новый мегаполис, то, по меньшей мере, крепкий город-миллионник.

В карде All In было немало рестлеров, которые на сегодняшний день составляют костяк ростера AEW: Фрэнки Казарян MJF, Адам Пейдж, Пента Эль Зеро и, конечно же, Кенни Омега. Ник Джексон вспоминает: «Это было похоже на Comic-Con в Сан-Диего, но вместо супергероев Marvel были мы, мы сами».

Посмотреть шоу целиком на Ютубе

После шоу Мэтт спросил собравшихся, хотят ли они, чтобы такой ивент, как All-In повторился ещё раз. Толпа одобрительно загудела.

Вот только где и с кем всё будет? И насколько регулярными станут такие шоу? Ведь заявляя такое, они шли ва-банк. Если до своего проведения All In был просто разовым ивентом из-за спора с Мельцером, то после это уже стало не просто турниром по рестлингу. Это было заявкой на нечто большее. На то, что пока не могли сформулировать Коудс, Джексоны «и примкнувший к ним Омега», но о чём точно догадывались.

Заявкой на создание собственного рестлинг-промоушена.

Для такого шага был нужен солидный инвестор и прораб в одном лице. Им стал Тони Хан – совладелец клуба NFL Jacksonville Jaguars и клуба английской футбольной премьер-лиги «Фулхэм».

Хан выходит из тени

С Ханом Джексонов познакомил их общий друг. О том, идти на встречу с ним или не идти, они поначалу думали. Нику с самого начала не понравилась возможная идея о спонсоре-миллиардере. Но Мэтт столь категоричным не был, и встретиться решил.

Тони Хан (справа)
Тони Хан (справа)

…Про таких, как Тони, принято говорить, что они родились с серебряной ложкой во рту. Или с золотой, что дела не меняет. То ли дело его отец, пакистанец Шахид Хан. Он приехал в США учиться на инженера. Окончил бакалавриат в области промышленного машиностроения. Работать по специальности он начал ещё студентом – в компании Flex-N-Gate, которую потом выкупил у своего работодателя и превратил в одну из крупнейших частных компаний Америки.

Шахид Хан и Тони Хан
Шахид Хан и Тони Хан

Тони выучился на финансиста. В автомобильном бизнесе отца он не участвовал. Зато сразу и с охотой включился в папины спортивные инвестпроекты став одним из вице-президентов «Ягуаров». Позже стал операционным директором «Фулхэма». Но амфут и соккер для него были, скорее, работой. Настоящей отдушиной для Тони всегда был профессиональный рестлинг.

Юный Хан активно посещал шоу ECW в 90-х. Застал эпоху «Войн по понедельникам», где симпатизировал WCW Nitro. Серьёзно углубился в архивы, изучая наследие промоушенов Continental Memphis Wrestling Джерри Лоулера и Mid-South Wrestling Билла Уоттса. Компаний, где рестлинг не был «бродвейским шоу» в отличие от WWF/WWE, а реальной битвой. Любил и японский рестлинг.

Постепенно Тони формировал своё видение того, каким должна быть хорошая современная альтернатива прилизанному продукту WWE. То, о чём он мечтал, вполне было похоже на All In – то самое шоу Роудса и Джексонов, оказавшееся судьбоносным.

У масштабных задумок Хана было серьёзное препятствие. В 2018 году профессиональный рестлинг дошёл до точки падения – речь о телевизионных воротилах, которые о борьбе слышать не хотели. Речь здесь не о WWE, которое «вросло» в ДНК американских телезрителей. Речь, скорее, об альтернативах контенту от Винса МакМэна.

«Если бы вы знали, как сильно большинство телевизионных боссов не хотят, чтобы на их каналах транслировался профессиональный рестлинг, — говорил актёр, сценарист и бывший креативщик WWE Фредди Принс-младший, — то вы бы чертовски зауважали WWE за то, что они не сдаются и идут вперёд. Это вопрос вкуса, личных предпочтений, и большинство руководителей это всё не любят».

Впрочем, и у WWE с доходами от телевидения тоже было не всё в ажуре. К концу 2010-х годов промоушен привлекал основные деньги больше от своего бизнеса, как такового, в целом, чем от телетрансляций. К тому же в мире резко увеличивалась роль потоковых платформ и цифрового телевидения. А это, в свою очередь, наносило удар по локомотиву телевизионной индустрии – рекламе.

В этой ситуации важно отметить, что спортивные мероприятия куда больше подходили для «обычного» телевидения, чем для цифрового, которое потихоньку на него наступало. Футбольный матч ведь не промотаешь с помощью рекордера, как рекламу или неинтересный фильм – этого нельзя делать, потому что смысл просмотра матча как раз и заключается…в его просмотре от первой до последней минуты. Таким образом, спорт, включая рестлинг, выступил для телеиндустрии кем-то вроде спасителя, которого было рано списывать со счетов.

Было и ещё кое-что, не менее, а то и более значимое, что также сыграет свою роль в появлении AEW. Это средний возраст зрителей WWE. В 2016 году он составил 54 года. Телевизионных рекламодателей это не устраивало. На тот момент, по словам медиа-аналитика Джозефа Адалиана, они хотели «приклеить» к экранам демографическую группу от 18 до 49 лет (с учётом товаров, планируемых к раскрутке).

Диссонанс между малым количеством телезрителей WWE и высокой прибылью от продажи прав на показ RAW и SmackDown воодушевил Тони Хана и президента кабельного канала TNT Кевина Райли, под убеждением Тони загоревшегося идеей создания жизнеспособной альтернативы WWE. Но главным оставалась нужная рекламодателям целевая группа – следовательно, новый промоушен должен будет создавать такой контент, который гарантированно бы зацепил людей от 18 до 49 лет.

Обрисовывая проект

Первым рабочим названием будущего промоушена стало «World's Elite Wrestling». На включении в название слова «Элита» настаивал Мэтт Джексон, на что Хан пошёл нехотя. Но вскоре выяснилось, что в виде аббревиатуры (WEW) это будет напоминать глупую пародию на WWE, чего допускать было категорически нельзя. На помощь пришла спасительная идея: если шоу Роудса и Джексонов All In стало предтечей такого великого дела, то почему бы не смикшировать All In и Elite?

С названием определились. Как и с намерениями – Баксы решительно отклонили предложение Пола Левека, сказав (в первую очередь, самим себе), что времена, когда они были обычными рестлерами, для них закончились.

Осенью 2018 года «заговорщики» зарегистрировали товарные знаки: All Elite Wrestling, AEW All Out и AEW Double or Nothing. Новости об этом просочились в интернет, но их, до поры до времени, никто не подтверждал. Крис Джерико, например, шутил, что да, открываю новый промоушен. А ещё киностудию с Леди Гагой и кондитерскую с Боно из U2. Отжёг и Росс, сказав, что ищет инвесторов в свою Всемирную лигу домино. Криса и Джима Хан пригласил в промоушен одними из первых. Джерико стал связующим звеном между поколениями любителей рестлинга, а Росс – вернее, его голос – служил «хранителем наследия» борьбы во всех смыслах этого слова.

Звезда NJPW – гайдзин Кенни Омега. Новые звезды в командных поединках – Мэтт и Ник Джексоны. Амбициозный Коди Роудс. С такими людьми и деньгами Ханов (Тони заблаговременно представил их всех отцу, сначала колебавшемуся, но после согласившемуся инвестировать в новый проект) для успеха было всё.

Ну и, конечно же, был Кевин Райли из THT. То, что рестлинг от AEW появился на телевидении, целиком и полностью заслуга Тони Хана, убедившего в этом Кевина. Который, в свою очередь, пробил возвращение рестлинга на ТНТ в своей компании, которая когда-то позволила наслаждаться трансляциями Nitro от WCW.

Кевин Райли
Кевин Райли

Беседуя с Райли, а также и с другими людьми из Warner Bros. Discovery, Тони продвигал свою «мегаидею»: альтернативу WWE. Да, он апеллировал к опыту WCW – но речи о том, чтобы тупо ностальгировать или выводить МакМэна из бизнеса, о чём грезил Эрик Бишофф, разумеется, не шло.

И хорошо.

1 января 2019 года с монумента сдёрнули покрывало. В очередном эпизоде ютуб-сериала «Быть элитой» было объявлено о создании нового рестлинг-промоушена – All Elite Wrestling. Тони Хан становился президентом. Коди Роудс, Кенни Омега и братья Джексоны стали исполнительными вице-президентами. На май 2019 года анонсировалось и первое платное шоу AEW – «Double or Nothing».

2019 год. Презентация нового промоушена
2019 год. Презентация нового промоушена

Всё или ничего. Это было не просто слоганом для их первого большого мероприятия. Это было девизом, под которым им предстояло жить и работать ближайшие годы.

2019 год. На крыльях дебюта

Бразды правления взял Тони Хан. Он категорически отверг идею Баксов объявить о создании промоушена на майском шоу Double or Nothing. По словам Ника Джексона, исходящее от Хана давление – имеется в виду в позитивном плане, как настрой на большую работу – они почувствовали сразу же.

Вообще история с инвестициями семьи Ханов в AEW заслуживает отдельных слов. По словам Тони, первая реакция Шахида на идею с промоушеном, где его сын будет президентом, была негативной. Однако Хана-младшего уже было не остановить.

Вскоре сдался и отец Тони. И достаточно быстро оттаял, переменив первоначальный скепсис на одобрение и позитив.

Я совершенно не был уверен в том, что это хорошая идея. Но я сказал Тони: «Послушай, когда я умру, я оставлю тебе и твоей сестре много денег. Почему бы тебе не освоить часть наследства сейчас, пока я жив?

Шахид Хан

Шахид вспоминает, как он отвёл Тони, только что сдавшего вступительные экзамены в Лабораторную среднюю школу Университета Иллинойса в 1996 году на шоу ECW в Филадельфии. Где, по мнению Тони, офигел от увиденного.

Мой папа не мог поверить в то, что видел. Он сказал: «Это смесь андеграундного рок-шоу и какого-то культа.

Тони Хан

Да, и насчёт размера состояния. Шахид Хан на самом деле богаче, чем Винс МакМэн. На конец 2021 года капитал Хана-старшего составлял около 9 миллиардов долларов, что в несколько раз больше, чем у Винса МакМэна. И даже у Дональда Трампа.

8 января 2019 года появились первые новости о борцах в ростере. Одним из первых подписали того самого Бенджамина Саттерли – Пака. Затем к промоушену присоединились Скорпио Скай,Фрэнки Казарян и Кристофер Дэниелс. Следом пришли Бритт Бейкер и Джоуи Джанела.

Главным сюрпризом стало подписание Криса Джерико.

Крис Джерико
Крис Джерико

Но...куда большим сюрпризом стали обстоятельства, при которых Крис появился в AEW – он рассказал, что Винс МакМэн одобрил его решение уйти в AEW. Сам Джерико видел в своём уходе из WWE параллели с уходом из WCW: не хотел сидеть на вторых ролях, хотя у них был отличный сюжетный фьюд с Кевином Оуэнсом, в котором Винс не видел перспектив. Но сразу после подписания Крисом контракта с AEW ему позвонил МакМэн и спросил, может ли он отмотать всё назад? На что удивлённый Крис ответил: «Так вы же сами дали мне добро на всё это?». В общем, как считает сам Джерико, МакМэн имел все шансы не допустить его, Криса, появления в AEW, как это было с переходом Скотта Холла в WCW в 1996 году.

10 февраля стартовала предпродажа билетов на первый платник «Double or Nothing». Билеты разошлись менее чем за полчаса. Было запрошено 22 000 кодов для подключения к платной онлайн-трансляции. А за 10 дней до шоу AEW и WarnerMedia выпустили пресс-релиз. В нём сообщалось о том, что новый промоушен и его новые программы представят «веселые, захватывающие и аутентичные спортивные матчи, которые сделают борьбу более доступной для широкой аудитории».

В заявлении отмечалось, что «фанаты рестлинга слишком долго хотели чего-то другого, аутентичного и лучшего (чем продукт WWE – прим. авт.)». Поэтому AEW предложит всем заинтересованным лицам «меньше мыльных драм, больше атлетизма и реальной спортивной аналитики, придавая рестлингу легитимность, которой раньше не было». Борцы также получат больше свободы в плане развития своих персонажей и «подчёркивания их спортивных способностей».

Термин «спортивно-ориентированный», фигуровавший в новостях от AEW, обозначал подход компании к созданию контента. Никаких заранее прописанных промо, как в WWE, никаких сюжетов, больше напоминающих сериалы, чем спортивные события (да, я в курсе, что мы говорим о рестлинге, но тем не менее). В целом подтекст пресс-релиза, смахивающего на манифест, был прост: AEW – это «спортивная» альтернатива WWE.

Действительно, на фоне WWE, воспринимающегося местом, где актёры из сериала иногда «играют в рестлинг», новый промоушен и его первое PPV были приняты на ура. Нет, от «драмы» полностью отказываться никто не собирался. Вопрос, в каком количестве. На том же первом Double or Nothing Коди Роудс за кулисами пикировался с Крисом Джерико, который был недоволен тем, что Коди – его фактический босс. Ещё перед тем выпустили документальный фильм – по факту, расширенный тизер к предстоящему PPV. В нём показали тренировки Кенни Омеги (где-то в канадской глуши), рассуждения Джерико о том, что он изобрёл новый финишер, основанный на боевых искусствах. Хотя это, на мой взгляд, скорее было отсылкой к WCW, а именно – к матчу между Риком Флэром и Вейдером за титул чемпиона в супертяжёлом весе, когда приезд Флэра на поединок начали снимать у него дома.

Casino Battle Royale | AEW: Double or Nothing 2019 (full match)

Первое PPV действительно должно было стать либо «всем», либо «ничем». Реализовать первый вариант помогли Брет Харт, представивший на Double or Nothing пояс мирового чемпиона AEW, и Джон Моксли – Дин Эмброуз из WWE. Он появился с целью подтвердить, что подписал контракт с с AEW.

Интермедия. Джон Моксли: явление чемпиона

Я не ожидал, что кто-то с такой известностью и таким большим опытом выступлений на телевидении, как Джон Моксли, станет доступным для переговоров о контракте так быстро. Он был большим благословением для компании. Он был великим чемпионом во время пандемии. Он по-прежнему остается одной из наших самых важных звезд сегодня.

Тони Хан

О Тони Хане Мокс впервые услышал от Криса Джерико. О AEW он знал, но поначалу думал, что это очередной распиаренный инди-промоушен из множества «двухсот компаний, состоявших из трёхбуквенных аббревиатур». Но Крису поверил, решив, что такой человек, как Джерико, врать не станет. Джерико заверил Мокса, что там есть реальные (а не обещанные) деньги и неглупые люди, намеренные делать всё по уму.

Джон Моксли
Джон Моксли

И Джон заинтересовался по-настоящему. Вскоре ему позвонил один из основателей AEW – Коди Роудс, который окончательно распропагандировал Мокса в пользу перехода к ним. Однако решение Моксу далось непросто. После WWE он был морально выжат и опасался, что в новой компании он может столкнуться с тем же самым, с чем сталкивался у МакМэна. Но Джона обнадёжили с порога, сказав, что «свою музыку он может играть так, как хочет играть её сам». И с учётом своего отношения к микро-менеджменту Винса МакМэна, Моксли понял, что пришёл по адресу.

Сам того не зная, Джон уловил одну из возможных ошибок нового промоушена, которую уже успел сделать «неофициальный предшественник» AEW – WCW. Мокс не хотел приходить в новую компанию в качестве «бывшей суперзвезды WWE». А ведь именно в таком статусе, по сути, пришли в WCW Халк Хоган и Рэнди Сэвидж. А ведь именно таким статусом – прибежище непригодных звёзд WWE – награждают детище Тони Хана интернетные острословы. И первой задачей Мокса, как свежеподписанного рестлера AEW, стало понимание того, что за «продукт» он вобще «продаёт». Одним словом, нужно было начинать всё с самого начала.

Если бы Джону, как Крису Джерико, сразу же предложили бы главный титул, то он, по его словам, отказался. Мокс говорит, что не хотел бы, чтобы его «ставили на первое место в новой компании лишь потому, что у него уже было наработанное имя». В конце концов, это новая компания и зрители хотят видеть альтернативу.

…На переговорах с Тони Ханом Моксли поразился тому, насколько у его потенциального босса высок интерес к рестлингу. Мокс вспоминал, что Хан знал о нём почти всё, а если о чём-то был не в курсе, то стремился как можно скорее ликвидировать пробел. Джон говорит, что на первой встрече они говорили о ECW и вообще обо всей «старой школе». Наконец, Мокса подкупило то, что Хан следил за его карьерой ещё тогда, когда тот выступал в ультравайоленсе – в CZW.

Мокс и Тони Хан ударили по рукам. Вскоре все увидели тизерный ролик, рекламирующий возвращение Джона в рестлинг. Важным аспектом тизера было то, что по качеству он ничуть не должен был уступать видео от WWE – пусть фанаты помучаются загадками.

Трейлер, рекламирующий появление Джона Моксли в AEW

Для нового образа Моксли понадобился свой товарный знак. Для этого он обратился к Дэнни Хэвоку – рестлеру CZW и талантливому художнику, ныне ушедшему из жизни. Именно Дэнни стал автором гранаты, которая ему очень понравилась.

«Мне кажется, что сейчас мне снова 18, — говорил Моксли. «Каждый раз, когда я покидаю ринг, я просто не могу дождаться, чтобы вернуться туда снова». А на вопрос о том, что стало для него самым большим открытием в AEW, Джон отвечал, что там никто никому не вручает листки с расписанием матчей, потому что ты сам можешь поучаствовать в составлении своего расписания.

Появление бывшего Дина Эмброуза, превратившегося в Джона Моксли, было серьёзной заявкой на то, что AEW намерена не просто существовать, а полноценно конкурировать с WWE. Не брать ношу не по себе, не выдавливать конкурента из бизнеса, а работать в той нише, которая на данный момент пустует.

Сложные первые месяцы

AEW рванули вперёд что есть мочи. Сразу после проведения «Double or Nothing», промоушен запланировал ещё два платника – «Fyter Fest» и «Fight For The Fallen». Именно на втором мероприятии перед публикой «дебютирует» амфитеатр Daily's Place, спроектированный Ханом-старшим. Место, примыкающее к стадиону Jacksonville Jaguars, впоследствии станет домашней ареной для проведения хаус-шоу AEW на период пандемии. Все доходы от прямой трансляции обоих ивентов пошли на благотворительность.

Зрители на хаус-шоу AEW в амфитеатре Daily's Place
Зрители на хаус-шоу AEW в амфитеатре Daily's Place

Помимо того, что два очередных PPV, по мнению критиков якобы проигрывали дебютному платнику (если даже и так, то это естественно), дело омрачилось ещё и тем, что запуск специальных выпусков с помощью B/R Live (стримингового сервиса) оказался экономически невыгодным. А это ещё одна статья потраченных впустую расходов, если говорить о видеоконтенте. Дело в том, что эти выпуски были бесплатной дополнительной рекламой для AEW. На экран они уже не возвращались.

Следующее PPV – All Out – омрачилось слухами. Из шоу выбыл Джон Моксли, перенесший стафилококковую инфекцию в локте. С точки зрения ожидаемого зрительского успеха это была подстава. Дело в том, что ещё на «Double Or Nothing» между Моксли и Кенни Омегой начался сюжетный фьюд, который должен был если не развиться, то разрешиться в матче на «All Out». Не в этой жизни: к досаде зрителей и организаторов Мокса заменил один из старожилов (если так вообще можно говорить про новорожденный промоушен) Пак. Посмотреть шоу можно тут и тут.

Впрочем, мейн-ивент «All Out» с лихвой окупил все недочёты и несбывшиеся ожидания – это был матч между Крисом Джерико и Адамом Пейджем за титул первого чемпиона AEW. Победил Джерико, у которого через несколько дней украли из машины чемпионский пояс. Титул, разумеется, быстро восстановили.

Впрочем, главный «мейн-ивент» был впереди. Речь о новом телевизионном противостоянии между двумя промоушенами – WWE и очередным кандидатом на место в большой двойке американского рестлинга.

Не на первое место. Именно на второе.

Новые войны. Теперь по средам

Винс МакМэн как-то сказал, что не считает себя виновником краха WCW, что, в общем то, правда. Он сказал, что WCW привело к краху в первую очередь мышление его руководства, во что бы то ни стало пожелавшими быть царями горы. МакМэн мудро замечал, что если ты, как руководитель компании, тратишь всю свою энергию на то, чтобы вышибить своего конкурента из бизнеса, то твоя компания обязательно пострадает. «Это как драка. Если твой противник будет без устали продолжать тебя дубасить, то он довольно быстро утомится».

24 июля 2019 года AEW объявили, что запускают еженедельное двухчасовое телешоу AEW Dynamite в прямом эфире. Первый выпуск был анонсирован на среду, 2 октября. Место проведения – Capital One Arena в Вашингтоне.

Вскоре стали появляться ожидаемые слухи о том, что WWE готовит на вечер среды «что-то своё». Предполагалось, что это будет WWE NXT – многострадальная (с точки зрения скитания по эфирам) программа, наследница реинкарнированного МакМэном в 2006 году WWE ECW. Так оно в итоге и вышло. В 2019 году NXT решили дать двухчасовой слот в прямом эфире на USA Network. Премьера должна была состояться 18 сентября, за две недели до первого выпуска AEW Dynamite.

Шон Росс Сапп из Fightful вбросил любопытный инсайд. У себя в соцсети он написал, что решение о запуске NXT в прямом эфире было продиктовано противостоянием с AEW. Большие цели в плане доходов на NXT не возлагали. Запуск был ни чем иным, как отвлекающим манёвром, чтобы внести раздрай в аудиторию зрителей AEW и, возможно, переманить кого-то оттуда.

Тони Хан гнул свою линию и на дешёвые провокации не поддавался. Начав позиционировать своё детище в качестве альтернативы монополисту, он периодически повторял, что это хорошо, что на рынке появился конкурент. Потому как «одна из худших вещей, которые произошли в американском спорте в моей жизни, — это закрытие WCW. Всегда должна быть еще один национальный рестлинг-промоушен».

Решение WWE возобновить противостояние с конкурентом – теперь уже по средам, а не по понедельникам – было, мягко говоря, спорным. WWE давали понять, пусть и между строк, что боятся. Если не боятся, то опасаются. Или же просто в очередной раз показывали маниакальное желание быть везде, чтобы задавить конкурента. Но говорить о телевидении, то никакой конкуренцией даже и не пахло – программ от WWE на ТВ не было. И ещё один штришок. Студия, откуда транслировали NXT, на тот момент выглядела полнейшим андеграундом (тёмные тона, клетки), тогда как Dynamite с его «тропическими» оттенками демонстрировал всем свежесть и новизну.

Старая студия "старого" NXT
Старая студия "старого" NXT

Борьба, напомним, велась за ключевую для рекламодателей демографическую группу «от 18 до 49». Надежды Кевина Райли и других людей из TNT промоушен оправдал. Первый выпуск – первая победа. В том числе и по демографии. «Динамит» посмотрело 1 409 000 зрителей, что утроило ожидания TNT. Из этого количества 878 000 (0,68 в процентах от выборки Nielsen) человек представляли тех самых «от 18 до 49». Общий итог: AEW Dynamite попал на второе место в общем рейтинге кабельных программ после NBA.

В WWE вскоре поняли, что предлагать NXT в качестве альтернативы «Динамиту» просто так, по факту, было опрометчиво. Чёрно-желтому бренду решили сделать дополнительную рекламу в виде «сюжетного вторжения» рестлеров NXT в синий бренд – WWE Smackdown. Но никакого долгосрочного эффекта это не возымело. Ну а сводная таблица по количеству просмотров NXT и «Динамита» за 2019 год говорит сама за себя:

All Elite Wrestling. Рождение альтернативы

В новый 2020 год AEW входили со смешанными чувствами. С одной стороны, они дали людям возможность выбора, и выбора качественного, что само по себе великолепно. С другой – такой задел нужно было доказывать, доказывать и ещё раз доказывать. На это AEW было готово. Вот только в условиях наступающего по всему миру коронавируса и связанного с ним нервяка, настроиться на продуктивную работу было крайне сложно…

2020 год. Испытание ковидом

До того, как ВОЗ объявила пандемию, AEW делали то, что должны были делать. Работали. Строили свой стиль. Например, 12 февраля на очередном «Динамите» борец Марк «Сантана» Санчес давал интервью Джиму Россу, рассказывая о непростом детстве, в котором он ухаживал за отцом, ослепшим в 14 лет. Кадры интервью перемежались фотографиями молодого Санчеса, гуляющего с отцом по окрестностям.

То самое интервью

Это было «нормальное жизненное» интервью вместо выдуманного «сериального», ставшее представлением Сантаны в качестве рестлера-фейса. Представление, основанное на действительно реальных, а не выдуманных эпизодах из жизни, написанных профессиональными «криэйторами».

Не забывали и про «спортивную эмуляцию», отсылая к временам, когда рестлинг был спортом. Перед матчем за титул чемпиона AEW на первом платном шоу 2020 года «Revolution» было проведено взвешивание Криса Джерико и Джона Моксли. 29 февраля на PPV Моксли выиграл этот матч и стал чемпионом, что стало одним из значимых моментов в развитии промоушена: Мокс в AEW – это всерьёз, надолго и не для мебели.

Нарезка хайлайтов с "Революции"

И хотя по посещаемости «Революция» не вывезла, по количеству купивших право на платный просмотр всё было в ажуре: 100 000 – 105 000 и второе по величине количество покупателей PPV за всю молодую историю промоушена. На инерции после «Революции» следующие два эпизода «Динамита» заняли самые высокие места по просмотрам за две недели во всех видах спорта в рамках ЦА 18–49 лет.

Но потом началось…

Лучше всего абсурд рестлинга без зрителей выразил Кенни Омега. «Я разговариваю с ареной, где никого нет, но на самом деле я разговариваю с людьми из телевизионной бригады. Трудно по-настоящему прочувствовать энергию, исходящую из зрительского зала, но мы знаем, что зрители где-то рядом».

«Динамит» от 4 марта 2020 года стал последним мероприятием со зрителями на ближайшие месяцы. На 18 марта AEW планировали провести в Нью-Джерси специальный эпизод AEW Dynamite: Blood and Guts. Этого не случилось. Разве что название несостоявшегося ивента стало мемным. На телефонной конференции с акционерами Винс МакМэн, отвечая на вопрос о возможно «более резком» направлении контента WWE, ответил, что они не будут «делать кровь, кишки и всякое такое, например, что делает наш новый потенциальный конкурент».

«Динамит» от 18 марта открыл временную «новую эру» в организации и проведении спортивных событий. У ринга стояли борцы в качестве замены зрителям. Глупо? Ни в коем случае – однозначно лучше, чем вообще ничего. Первым забил тревогу Крис Джерико, утверждавший, что борьба перед пустым залом – маразм. Тони Хан был согласен. Сначала он предложил нанять диджея, чтобы тот ставил «шум толпы», но потом решил, что живой шум, издаваемый реальными людьми, будет лучше.

В апреле власти Флориды приказали всем оставаться дома. В AEW стали думать, как выкручиваться. Хану пришлось работать с кастрированным ростером – у него осталось около трети состава, остальные были заблокированы по месту жительства. Подумав, чем можно развлечь людей и освежить контент, Хан решил ввести второстепенный титул – «чемпионство TNT», в честь канала, на котором выходил AEW Dynamite. Уже что-то новое и интересное в трудные для фанатов времена. Появление же нового титула дало возможность строить все сюжеты «Динамитов» вокруг того, кто станет обладателем нового пояса.

В промоушене ввели строгие протоколы тестирования на COVID – на счету был каждый человек. Что касается «живого шума» – главного источника «силы и надежды» для рестлеров – то и тут дела настраивали на позитив. Толпа у ринга увеличилась: матчи смотрели борцы не только из середины, но и из низов ростера, а также не работающие в компании инди-рестлеры, которых приглашали поболеть за коллег из крупного промоушена.

Фрагмент одного из апрельских эпизодов Dynamite

6 мая 2020 года AEW разрешили вернуться в амфитеатр Daily's Place в Джексонвилле, Флорида. С начала пандемии и до этого момента «Динамит» снимался в тренировочном центре AEW. Но до полного возвращения зрителей было ещё очень и очень далеко.

Поняв, что опускать в отчаянии руки от творящейся вокруг ковидомании нельзя ни в коем случае, промоушен решил оборачивать минусы в плюсы. Парковки и любые другие пустые пространства превращались в места для неожиданного начала или столь же неожиданного продолжения матчей. Апогеем всего этого стал матч между группировками Inner Circle и Pinnacle на стадионе TIAA Bank Field, домашней арене Jacksonville Jaguars. Хотя, конечно, ничего нового AEW тут не создали. «Кинематографические» матчи проводили, наприер, Мэтт Харди и Гробовщик.

Реклама матча Stadium Stampede

Поработали не зря. «Double Or Nothing» купили от 115 до 120 000 зрителей. Проведенные в том же 2020 году «All Out» и «Full Gear» по количеству покупок почти не уступили. По крайней мере, если сравнивать с «Double or Nothing», ниже 100 000 они не опустились. А ещё – устояли на среднегодовом показателе 0,32 по целевой аудитории. То есть, пусть и не привлекли новых зрителей от 18 до 49 лет, но не потеряли старых.

2021 год. Выстоять и идти

Привлечение новых рестлеров и повышение качества контента – в особенности, платных шоу. Именно такие задачи были для AEW на первом плане в первый постковидный год, в который они входили закалёнными и уверенными в своих силах. Успешное решение первой и второй задач означало решение и третьей – увеличение доходов. А это было жизненно важно, если не сказать больше. Ведь большую часть 2020 года на шоу AEW не было зрителей, а это значило, что промоушен жил на сборы от телевизионных прав от TNT.

По оценкам экспертов, в пандемийном 2020 году выручка AEW составила около 64 миллионов долларов. По его мнению, большая часть этих денег поступает от американского партнера по вещанию WarnerMedia, которому принадлежат сети Тернера TNT и TBS. Ковид, как ни странно, AEW даже помог. По словам Дейва Мельцера, график записи Dynamite существенно сократился, что снизило производственные затраты. Помогло и то, что все сидели в одном месте, а не ездили по городам. Всё это, в сочетании с «телевизионными» деньгами и доходами от онлайн-торговли помогли выстоять.

Основная статья доходов AEW – это, безусловно, телевидение. В 2020 году промоушен продлил соглашение с WarnerMedia до 2023 года с возможность пролонгации ещё и на 2024 год. Мельцер дал инсайд, что новая сделка стоит 175 миллионов долларов: из них чистый доход AEW составляет чуть менее 45 миллионов долларов в год. Именно так. По мнению Forbes это сумма в 43,75 миллиона долларов. По меньшей мере, можно было не морщась смотреть в будущее и предпринимать всё, чтобы оно было как можно безоблачнее.

В том, что продление сделки – правильный шаг и что в AEW не ошиблись, руководители TNT вскоре убедились. В апреле 2021 года WWE NXT капитулировала – программа перешла на вечер вторника. AEW Dynamite победил незадачливого конкурента (которому и самому то это было не очень нужно, не то, что раньше) со счетом 71-1 (не считая «технических» ничьих, когда Dynamite не было в эфире) в демографической группе 18-49.

Ещё в 2021 году Хан задумал развивать направление видеоигр, что можно отнести к общей задаче по «развитию контента». Тони уговорил отца инвестировать в студию Epic Games, разработчика и издателя Fortnite 20 миллионов долларов.

Одними Epic Games дело не ограничилось. Хан наладил партнерство с разработчиком консольных игр Yukes и мобильных – KamaGames (создателем игры для казино AEW) и Crystallized Games (создателем AEW GM). Всё это означало, что компания пока что вкладывается в себя и продвигается вперёд не так сильно, как многим хотелось бы. Что абсолютно нормально – промоушен, созданный 2 года назад стать суперприбыльным не может априори.

В 2022 году AEW всё же выпустил первую полноценную (в смысле, не мобильную) видеоигру под названием Fight Forever.

AEW Fight Forever Gameplay Trailer

Следующей, помимо инвестиции в разработку игр, вещью, не дающей доходам AEW расти так быстро, как многим хотелось бы, стали траты на еженедельные шоу – Dynamite и Rampage. Обозреватель и аналитик рестлинга Брайан Тёрстон считает, что каждое шоу обходится компании более чем в 500 000 долларов. Именно на таких расходах, напомним, Хан сэкономил во время ковида.

В сентябре 2021 года Хан подвёл предварительные годовые итоги. В интервью Associated Press он заявил, что «AEW уже в плюсе», в очередной раз упомянув продление контракта с TNT. Так что это, скорее всего, очередное веское доказательство тому, что продажа телевизионных прав – единственная значимая статья дохода AEW на данный момент.

И сообщил, что над тем, чтобы эта статья так и не осталась «единственной значимой» ведётся работа.

Работу вести начали загодя. 7 марта 2021 года на PPV «Revolution» свою карьеру рестлера возобновил Стинг.

Возвращение Стинга

Шоу посмотрели 125 000 человек. Следующий за «Революцией» очередной «Double or Nothing» посмотрело ещё больше – от 135 до 150 000 запросов на подключение. Громких дебютов не было, зато к AEW присоединился экс-звезда WWE Марк Генри – в качестве комментатора, аналитика и тренера-скаута.

Проведённый 5 сентября All Out – с «полноценным» дебютом СМ Панка – принёс промоушену 205 000 покупок платных трансляций. На нём состоялся ещё один громкий дебют – экс-чемпиона WWE и звезды Ring of Honor Брайана Дэниелсона.

Дебют Брайана Дэниелсона

Если повысить качество видеоконтента AEW удалось, то задачу по привлечению в промоушен новых имён решили на четвёрку с минусом. Речь идёт не о том, что подписали на контракты «не тех» или «бывших из WWE». Речь о налаженном в 2021 году партнёрстве с TNA Impact, несостоявшимся претендентом на место в двойке рядом с WWE. Этот коллаб стал одним из самых спорных и противоречивых проектов Тони Хана на посту президента AEW.

Партнерство с Impact: вы – нам, мы – себе

Когда Impact и AEW начали работать вместе, фанаты удивились и обнадёжились одновременно. Все были заинтригованы, но, как оказалось, зря. Партнерство между Impact и AEW оказалось односторонним, что и предопределило последующий его крах.

Далеко не так много борцов Impact появлялись на Dynamite. Чего не скажешь про рестлеров AEW. Но это, как ни странно, сыграло для Impact в плюс – просмотры их еженедельников за счёт звёздных инъекций в виде Мэтта Харди или Кенни Омеги возросли. Другой прокол был в том, что Impact мало упоминали в Dynamite. Чего, опять же, не было по отношению к AEW. Но и это тоже стало неким «продолжением плюса» упомянутого выше, даже несмотря на то, что такая маркетинговая привязка явно играла в одну сторону.

В общем, вернуть в профессиональный рестлинг «дух территорий», когда в одном промоушене участвует чемпион из другого, AEW не удалось. Возможно, в современных реалиях это не совсем эффективно. Возможно, сыграли свою роль ошибки Хана, речь о которых шла выше. Однако спустя некоторое время Тони найдёт решение – он купит промоушен Ring of Honor, чьи рестлеры будут переходить в AEW, и проведёт летом 2022 года совместное шоу с NJPW под названием Forbidden Door. На последнем мы ещё остановимся.

В любом случае, в AEW, выражаясь футбольным языком, в конце 2021 года и так образовалась большая скамейка запасных. Сам Хан говорит, что старается чередовать тех, кто борется на телевидении. Цель – давать телевизионное время разным борцам, чтобы в компании было как можно больше людей с импульсом «показать себя», и чтобы шоу не теряли актуальность. По словам Хана, в «обычном» спорте также нужно чередовать спортсменов, чтобы молодежь получала опыт и развивалась, а ветераны не загонялись до состояния полудохлых лошадей, работая круглые сутки.

2022 год. Первые трудности

Три года – уже вполне себе срок. Поэтому 2022 год должен был стать для AEW не менее важным, чем предыдущие. Промоушен, если можно так выразиться, должен был осознать себя «личностью, начавшей формироваться».

Осознание – это, скорее, шаг. А чтобы успешно шагалось, нужно было продолжать выполнять поставленные задачи. Подписывать новых рестлеров и делать контент всё лучше и лучше.

Компания с самого начала привлекала не только действующих рестлеров, но и бывших, которые могли бы передать AEW свои знания. Первым был «голос рестлинга» Джим Росс. Практически следом за ним пришёл Дин Маленко, представлять которого не нужно никому, кто хотя бы раз натыкался на «Титанов рестлинга».

2022 год принёс компании ещё одно ценное приобретение. В марте в AEW появился уволенный из WWE NXT Даррен Кеннет Мэтьюз – великий (без иронии и пафоса) и неподражаемый Уильям Ригал.

Уильям Ригал
Уильям Ригал

«Сальножирный англосакс», как Ригала называл в своё время Николай Фоменко, был одним из самых недооцененных рестлеров с точки зрения главных титулов тех промоушенов, где он работал. Поработавший как в WCW, так и в WWF/E, поколесивший по всему миру (Ригал боролся в Европе и даже в Индии), Уильям стал тренером в подготовительном центре WWE, а позже возглавил WWE NXT. Откуда и был уволен в начале 2022 года.

Не подписать такого человека молодой промоушен просто не имел права. Как рассказывал сам Ригал, после своего увольнения из WWE он собирался «годик отдохнуть». Но внезапно ему позвонил Брайан Дэниелсон. Все мысли об отпуске ушли так же внезапно, как и появились. Уильям вдруг понял, что рестлинг нужен ему как воздух.

В AEW Ригал появился в качестве менеджера команды Джона Моксли и Брайана Дэниелсона – ещё одной суперзвезды, перешедшей в AEW в 2021 году. Дуэт со временем превратился в одну из наиболее ярких группировок современного рестлинга под названием Blackpool Combat Club, в который вошли Уилер Юта и Клаудио Кастаньоли.

Ребята косплеят группу Madness, а не то, что вы все подумали
Ребята косплеят группу Madness, а не то, что вы все подумали

В названии есть отсылка к началу карьеры самого Ригала, когда тот только начинал бороться и выступал в английском Блэкпуле на «Золотой миле». Принцип формирования фракции отсылает к легендарным «Четырём всадникам», где у каждого борца была своя фишка. В BCC всё распределено так: Моксли – забияка и скандалист, Дэниелсон – технарь, Юта – молодой и подающий надежды. Образ же Кастаньоли вполне можно охарактеризовать, как рестлер, телосложение и стиль которого «скроены по лекалам старой школы начала 80-х».

Стилизованный под ретро плакат BCC с молодым Ригалом
Стилизованный под ретро плакат BCC с молодым Ригалом

А ещё стоит отметить и то, что Ригал приложил усилия к тому, чтобы сохранить для AEW Джона Моксли, у которого в 2022 году завязалась особенно сильная дружба с алкоголем. Ведь Уильям, сам по молодости любивший заложить за воротник и залакировать всё это таблетками, понимал, что это всё значит для рестлера. Разговоры с Ригалом повлияли на то, что Мокс, который по его словам уже начинал тяготиться еженедельной работой в AEW, отправился в реабилитационный центр.

С рейтингами AEW Dynamite, а также с посещаемостью и количеством покупок платных шоу всё было в порядке. «В порядке» – это хорошо, но почивать на лаврах Хан явно не собирался. И в 2022 году он объявил о проведении PPV «Forbidden Door», организуемого вместе с промоушеном New-Japan Pro-Wrestling, сотрудничество с которым началось у AEW ещё в феврале 2021 года.

О будущем шоу объявили в апреле. Подготовка к PPV съела у боссов AEW немало нервных клеток. Травмы рестлеров, нестыковки в рабочем графике…но кто очень хочет, тот обязательно добьётся своего, а недовольные («почему этот рестлер, а не тот») найдутся всегда. Шоу прошло на высочайшем уровне, а его посещаемость в оффлайне превысила аналогичные показатели у двух предыдущих платников промоушена в 2022 году – мартовского Revolution и майского Double or Nothing. Живых зрителей оказалось больше, чем «онлайновых»: это говорило о том, что идея пришлась поклонникам по душе.

AEW & NJPW Forbidden Door - хайлайты

Перед шоу Хана спросили о том, будет ли новый ивент ежегодным. «Ага. Я думаю, мы надеемся, что так оно и будет». Чуть позже, правда, он начал юлить. Отвечая на вопрос, станет ли Forbidden Door пробным шаром для AEW в плане увеличения количества PPV, Хан ответил отрицательно. Но при этом отметил, что всегда открыт для того, чтобы пояса NJPW защищались на шоу AEW. Ну а что касается возможности проведения Forbidden в Японии, то этого, по словам Тони, точно не произойдёт, несмотря на желание президента NJPW Таками Обари. Причиной тому часовые пояса и прибыль. Правда, что он имел в виду, говоря о прибыли, не совсем ясно.

…На Forbidden Door должен был выступать чемпион AEW – СМ Панк. Но он оказался травмирован. Это один из тех поводов, который мусолился поклонниками, оценивающими будущий успех шоу. Было бы оно успешнее с Панком или наоборот, нет? Уже неизвестно. Однако то, что новый толчок для формирования и дальнейшего развития дал AEW в 2022 году именно СМ Панк – очевидно.

Компания меняется. Хан выходит на первый план

21 июля 2021 года Шон Росс Сапп из Fightful вбросил очередной инсайд. «СМ Панк ведет переговоры о возможном возвращении на ринг». Вот только куда? Неужели в All Elite Wrestling?

В то, что Панк появится в AEW, многие не верили. Но когда это случилось, то стало одной из главных «бомб» в мире профессионального рестлинга. Человек, ставший для фанатов нового поколения Халком Хоганом и Стивом Остином в одном лице вёл переговоры с Ханом вполне себе «по-халкстерски». В смысле, не рубил сплеча на переговорах, присматривался, принюхивался и ещё множество всяких «при…».

Дебют СМ Панка в AEW

После того, как Панк появился на AEW Dynamite в United Center, он вместе с Ханом поучаствовал в пресс-конференции, где рассказал, почему решил вернуться. Первым, что обратило на себя внимание, стали слова Панка о том, что с Тони «он общается, наверное, уже полтора года». Оказывается, что Панк говорил едва ли со всеми из AEW, чтобы убедиться, что Тони можно доверять. Потому что иначе он, «параноик, невротик, человек, одержимый тревогами», просто не может. И что пандемия ему в этом помогла – у него было время всё взвесить и принять нужное решение. К тому же, по мнению Панка, он не смог бы полноценно работать на ринге, если бы в зале не было людей, так что это даже и к лучшему.

СМ Панк стал самым крупным подписанием AEW на сегодняшний день. С Панком стал ассоциировать себя Тони Хан, часто появляясь вместе с ним перед телекамерами. Казалось, что повторяется история с переходом в WCW Халка Хогана, после чего там всё изменилось навсегда…

Несомненно, Панк – одна из самых больших звёзд профессионального рестлинга второй половины нулевых и начала десятых. И то, что он решил возобновить карьеру именно в AEW, что сделало промоушену честь и, пожалуй, авансом закрепила за компанией роль «нового лидера» американского рестлинга, существующего «вне» WWE (примерно, как чемпионат Шотландии по футболу «вне» мини-противостояния «Селтика» и «Рейнджерс»). Казалось, что всё идёт так, как надо.

Но нет. Знал ли Панк, что его ожидает… знали ли основатели AEW что ожидает их всех…

С самого начала появления AEW Хан отмечал, что он «не сторонник принципа полного невмешательства» в дела компании. Его задача – не давать деньги и тут же отходить в сторону. Он общается и с Коди Роудсом, и с Кенни Омегой и с Мэттом и Ником Джексонами. Однако наличие у компании нескольких директоров с более-менее равными правами – путь в никуда. Успешное сосуществование таких тандемов – скорее редкие исключения из железобетонного свода правил. Поэтому то, что рано или поздно Хан может отодвинуть компаньонов на задний план, волновало многих.

И это произошло. Так, по крайней мере, утверждают источники.

Информация об изменениях в компании подтвердилась в мае 2021 года, когда обозреватели сайта PWTorch Уэйд Келлер и Джейсон Пауэлл в своем подкасте рассказали, что исполнительные вице-президенты AEW (речь не о Хане) в последнее время между собой даже не разговаривают. А в сентябре очередной инсайд выдал сайт Bodyslam Net, рассказавший, что все «вице» в AEW лишились креативного контроля. Идеи они предлагать могут, но окончательно всё будет утверждать Тони Хан, ставший единоличным букером.

Никаким СМ Панком в промоушене и связанными с ним неурядицами ещё и не пахло.

У Джексонов и Кенни Омеги остались свои участки работ. Мэтт вместе с женой ответственен за мерчендайз, Ник Джексон сосредоточился на веб-сериале Being the Elite. Кенни Омега курирует направление видеоигр и помогает продюсировать женские матчи. Влияния на букинг и найм новых рестлеров и сотрудников компании у них больше нет. Ну а Коди Роудс вообще ушёл из AEW и вернулся туда, где, по его словам, его недооценивали. В WWE. Причины ухода не раскрываются, о чём договорились сам Коди и Хан. Но всё и так ясно. С развитием AEW Коди явно больше не видели в числе главных звёзд компании, к тому же хотел иметь больше влияния в букинге матчей.

Ну а 4 сентября произошло событие, после которого дверь с обратной стороны могли закрыть и остальные «исполнительные вице» промоушена – Омега и Баксы. Между ними, недавно ставшими чемпионами в командных боях трое на трое и СМ Панком, ставшим на All Out чемпионом AEW, за кулисами произошла реальная драка. Поводом послужило недовольство Панка некоторыми вопросами на пресс-конференции в его адрес, после чего он начал обвинять Кенни Омегу и братьев Джексонов в распространении слухов на «околорестлинговых» сайтах (речь шла о непростых взаимоотношениях Панка со Скоттом Колтоном – рестлером Кольтом Кабаной). Затем сказал, что ему приходится работать «с грёбаными детишками» и в целом «безответственными людьми».

Та самая эпичная прессуха 
Та самая эпичная прессуха 

Конфликт явно представлял собой нарыв, который давно наливался и вот-вот готов был лопнуть. Крис Джерико, один из «основы» AEW, сказал Панку в лицо, что он – «раковая опухоль раздевалки» и что ему стоит уйти.

Сам факт того, что сотрудник компании, сидя рядом с её президентом, может оскорблять других её руководителей, оценить очень трудно. А с учётом того, что этот сотрудник один из значимых, то дело усложняется вдвойне. Получается, что в компании появился человек, которому дозволено больше, чем остальным. Человек этот, что немаловажно, пришёл со стороны и находится в компании условно без году неделя.

Спустя некоторое время на версию о том, что у Панка не сложились отношения с коллегами на новом месте работы, намекнул бывший «братишка Дадли» Булли Рэй, посчитавший, что Панк поставил себя выше компании.

О произошедшем в промоушене экс-брат Дадли на самом деле высказался максимально объективно. Он говорит, что не понял, как можно было Панку пуститься на пресс-конференции в обсуждение сплетен и слухов, касающихся его персоны, когда его ожидает многообещающий сюжетный фьюд с Максвеллом Джейкобом Фридманом? «Посмотрите на выражение лица Тони», говорит Булли. «Тони не хочет мешать Панку говорить, не хочет прерывать его, хочет проявить к нему уважение, но Панк говорит лишь о себе, выставляя Тони в плохом свете».

Вполне естественно, что мало кому понравится, когда «сотрудник-суперзвезда» начинает критиковать своих коллег (ранее Панк жёстко проходился по рестлеру AEW Адаму Пейджу) и своё руководство, одновременно являющееся его же коллегами по раздевалке. Поэтому Хан просто расписался бы в своей несостоятельности, если бы не напомнил кое-кому, что босс тут он, а не кто-либо ещё. Булли Рэй продолжает: «В рестлинге вы не можете такого позволять. Да, одни борцы могут в чём-либо контролировать друг друга, но вот позволять им делать всё, что угодно, нельзя. Иначе любой промоушен превратится в Дикий Запад».

Я своими глазами видел, как Пол Хейман садится вместе с большими крутыми мужиками и говорит им: «Значит, слушаем сюда. Вы либо будете делать так, как я скажу, либо можете проваливать». Я был свидетелем, когда точно так же поступал Винс МакМэн, либо те люди, которым он давал такие полномочия и которые пользовались большим уважением у рестлеров».

Булли Рэй

Рассуждения об уважении – намёк на то, что в AEW есть проблемы с наличием таких людей, которые бы могли «усаживать за стол» рестлеров. Но даже если таковых там на самом деле нет, то есть хотя бы босс. Который не смог оставить всё как есть, а проявил власть. СМ Панк был лишён главного титула компании, а вступившие с ним в физическую конфронтацию Джексоны и Кенни Омега были лишены «тройного» чемпионства. И то, что эти трое в 2019 году основывали вместе с Ханом компанию, вовсе ничего не означает.

"Баксы" и Кенни Омега с титулами чемпионов в тройных командных боях
"Баксы" и Кенни Омега с титулами чемпионов в тройных командных боях

Босс должен быть один. И точка.

Со снятием поясов компания, основанная четырьмя друзьями и «подружившимся» с ними богатым инвестором, изменилась навсегда. И в этом нет ничего экстраординарного. Это, в первую очередь бизнес, в котором разногласия между партнёрами были, есть и будут всегда. Главное – во что они выльются в итоге. Да и глупо превозносить скандал, коих в рестлинг-бизнесе было и будет огромное количество, как нечто судьбоносное для той компании, в которой он произошёл. Подобный подход – удел соцсетевых «знатоков», концентрирующихся на отдельных событиях и цифрах, и уверенных в собственной правоте, которая не выходит (и не выйдет) за пределы этих самых соцсетей.

Итог пока не общий, а годовой. Потому что история AEW ещё не закончена. Вернее, она только начинает писаться. И в их силах показать, кем они станут. Либо это будет Joy Division, записавшие 2 альбома и распавшиеся, чтобы остаться в виде воспоминаний, либо AEW превратится в очередных рок-мастодонтов, бросающих вызов всему и вся, делающих то, что им кажется верным. И ещё – гарантированно собирающих свой зал везде, куда бы они не приехали.

В самом деле, рассказывать историю явления, которая ещё пишется, очень трудно. Пробираться через заросли и паутину слухов, сплетен, недовольства фанатов WWE, вечно критикующих всё, что находится за пределами «единственно правильного» промоушена. Но это и нормально, когда объект критики и создавался в качестве альтернативы WWE. AEW ориентируется на тех, кто любил смотреть NWA и WCW в свое время, на тех, кто скучает по ECW, на тех, кто недоволен контентом WWE. На тех, кто хочет иметь возможность выбора, а не диктат монополии. Потому что выбор должен быть всегда. То, насколько хороша альтернатива на самом деле, это уже другой вопрос – но то, что она есть, это уже половина дела, если не больше.

Если с точки зрения миссии нового бренда всё ясно и хорошо, то с точки зрения финансов всё мутнее. Хотя бы потому, что AEW, не являясь пока публичной компанией, не раскрывает все данные о доходах. Но на словах, по крайней мере, всё идёт хорошо. На обещания Тони Хан не скупится. Недавно он заявил, что в 2022 году промоушен заработает более 100 миллионов долларов. Заявление смелое. Оно было сделано сразу после того, как AEW в третий раз подряд получили 1 миллион долларов от PPV «All Out».

Поэтому мы и не будем строить догадки о финансовой части за неимением точной и объективной информации.

Людям нравится то, что делают в AEW. На продукт нашёлся свой потребитель. 90% публики на шоу AEW из тех, кто, по словам посетившего Dynamite журналиста Bleacherreport «уже могут легально покупать себе пиво», тогда как на шоу WWE фанаты, в основном, не достигли этого возраста. На шоу AEW другая атмосфера. Зрители сильнее чувствуют себя частью происходящего.

Громкие имена? Да, одной из проблем роста является то, что на каждую, более-менее состоявшуюся звезду, есть несколько инди-рестлеров, которые только что выходят на национальный уровень. Отчасти именно из-за этого приходится приглашать выходцев из WWE, что стало одним из поводов для насмешек над молодым промоушеном. Простой вопрос – а как быть иначе, если львиную долю американского борцовского рынка занимает одна большая компания, являющаяся уже не просто рестлинг-промоушеном, а одной из ведущих бизнес-империй Америки? В таких условиях каждый второй-третий рестлер с более-менее звёздным статусом будет иметь за спиной WWE-шный бэкграунд. Многим хочется работать в компании №1.

Но это всё именно проблемы роста, которые со временем преодолеваются. Главное, что есть конкуренция – «топливо» для эффективного функционирования отрасли. Без неадеквата, то бишь, без планов по «вышибанию из бизнеса конкурентов в точно прописанные сроки». Об этом, рассуждая о развитии AEW, говорит Джим Росс.

Кто, черт возьми, сказал, что нашей реальной целью будет это: «Мы собираемся вывести WWE из бизнеса или забрать их долю на рынке? Это же нелепо. Это показывает, насколько невежественны некоторые люди, потому что это вообще не является целью и не должно ею быть. О каком вообще соперничестве идёт речь, скажите мне, ради всего святого? Если вы обращаете внимание на WWE, на то, сколько денег они зарабатывают, на то, как много стоят их акции, то тогда вы тратите всё своё время на них, несмотря на то, что говорите якобы о нас. Я же собираюсь тратить все свое время на AEW.

Джим Росс

Сосредоточиться на себе, на своём бизнесе и не превращать здравые амбиции в маниакальные наполеоновские планы. Это – первое. Второе – пожелание от одного из основателей промоушена, Коди Роудса.

Мы нанимаем только тех, кто искренне любит рестлинг, и именно таких людей мы будем нанимать и дальше. Если вы не в курсе, кто такой Лу Тес, то можете смело закрывать дверь с другой стороны. Всё просто. У моего отца был независимый промоушен, и я думал, что это самое крутое место на свете. Потому что первое, о чём он спрашивал людей, это просто выбирал наугад случайного чемпиона и спрашивал о том, кто это такой. Кто такой Харли Рейс, кто такой «Великолепный» Джордж, кто такой Бадди Роджерс.

Коди Роудс

Так что рецепты успеха – даже два – на самом деле более чем просты.

Что ещё прочесть, чтобы лучше врубиться в контекст упоминаемых в этом материале событий:

«Эра территорий». История развития профессионального рестлинга в США от эпохи «местечковых» промоушенов до появления WCW и WWF. Части первая, вторая и третья.

«Понедельничные войны» или «Остаться должен кто-то один». История противостояния WCW и WWF. Части первая, вторая и третья.

«Эра «Крутых Нравов». Как и за счёт чего Винс МакМэн победил в «Понедельничных войнах». Части первая и вторая.

Спортивно-маркетинговый триллер (с драматическим оттенком) о рестлинг-промоушене Exterme Championship Wrestling - компании, опередившей своё время, но не рассчитавшей силы для полноценного соревнования с "большой двойкой" WCW и WWF.

Часть первая - Пол Хейман и как всё начиналось

Часть вторая - восхождение к славе и постепенное падение вниз

Часть третья - закрытие промоушена и всё, что этому способствовало

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на подсайт!

548548 показов
1.9K1.9K открытий
11 репост
33 комментария

Сразу лайк и в закладки. А я только сегодня вспоминал что-то давно от тебя статей нет.

Ответить

Я под одной из последних публикаций говорил про творческий отпуск. Тут тысячу раз верна версия Вольфа Хоффмана из группы Accept - "когда ты молодой, ничего ещё не записал, то альбомы один за другим прут. А когда уже много чего сделал, то тебе требуется все больше и больше времени, чтобы осмысливать то, что ты делаешь, дабы не выдавать проходняк и не повторяться".

То же самое и с блогами и текстами, как мне кажется.

Ответить

Год уже параллельно смотрю AEW и WWE, и изначально AEW выигрывало в моих глазах, но последние полгода все скатывается в какую-то безумную кашу. У чемпионов постоянно есть "джоббер недели" из какого-то левого промоушна, о котором я впервые слышу (не смотрю RoH и Японию), которого он очевидно запинает, невероятное количество филлерных сквош-боев. Большая часть фьюдов какие-то невнятные, помимо центральных (БКК и фракция Джерико например), чемпион может 2-3 недели не быть забукан на шоу (бедный Уордлоу). Куча травм у рестлеров.

Про Ремпейдж я вообще молчу, мрак какой-то а не полноценное шоу. И это все происходит в то время когда Игрок делает WWE великим опять.

Я все равно буду смотреть AEW, хотя бы из-за MJF, лучший хил за все время моего просмотра реслинга, боженька на микрофоне. И Acclaimed тоже вполне себе доставляют, особенно в роли командных чемпионов. Но в целом большую часть шоу просто хочется промотать, не знаю сколько их еще сможет тянуть на себе один заебанный Моксли, который вместо рыбалки снова на еженедельной основе месит каких-то ноунеймов, особенно если в 2024 MJF таки перекупит WWE.

А за статью как всегда большое спасибо

Ответить

МЖФ - красавчик
Простой еврейский паренек из Святой Земли. Я сейчас не про Израиль. Я - про Лонг-Айленд

Ответить

Сорри за некропост. МЖФ все больше и больше вызывает адовый интерес. Он офигенен и лишать его титула смерти подобно)))

Ответить

1)То что в aew появляются реслеры из инди и других промоушенов, за счет которых продвигают основных реслеров и дают сторонним реслерам появиться на национальном тв америки, нет ничего плохого,еженедельники до сих пор могут порадовать хорошими небольшими матчами, когда в том же WWE по 100 раз сталкивают одних и тех же лиц, да и тот 3-х часовой raw насыщен скучными проходняками. "невероятное количество филлерных сквош-боев"- этого в как раз и в wwe много,даже при ННН осталось.
2) То что кого то букает, это нормально, реслеры не всегда должны заходить всем подряд, в чем тут слив aew,если такое есть везде
3)То же и по травмам, в WWE график реслера куда больше, и следовательно как мы видим травмы там часто бывают чаще чем в aew.
4)Rampage - это второстепенное шоу где упор был на матчах, а сегменты убрали из-за времени, верно одно в последнее время карды не очень яркие,но это не удивительно ведь они запустили колизиум,а значит шоу отойдет еще больше на задний план и станет как дарк
5) Какие сюжеты? Ты слышал вообще о том что стори можно рассказывать через ринг в матчах,как это делается в том же NJPW,что AEW также взаимствует. AEW делает больше упор на матчах, и это та альтернатива которые люди хотят, автор просто хочет чтоб AEW стал клоном WWE и делал также как они, много лишних сегментов и больше урезанных матчей ради ради кривляний реслеров на камеру за кулисами.

Ответить

Надеюсь, что вскоре история с Панком, как и сам Панк, забудутся. Надеюсь, что Тони все же научится на своих ошибках и надеюсь, что компания дальше пойдет по тому же пути, по которому она изначально шла.

Ну а панк - после слов "с 2005 года я ушел из про рестлинга" я надеялся, что карма ему прилетит за то, что он не понимает, кто его сделал действительно популярным. В итоге прилетела, да еще и с каким размахом.

Ответить