Место, где можно просто быть: Disco Elysium

Ни к чему не обязывающий текст по ни к чему не обязывающей игре.

Содержание

Предисловие

Эту статью я бы хотел начать с небольшого каминг-аута:

Я не люблю RPG

Как-то так повелось. Возможно, сказывается мой игровой опыт: я не застал ни одной RPG на их релизе в нулевых, а всё, что успел потрогать к тому моменту – было либо шутером, либо платформером, либо сайдскроллером/бит-эм-апом.

И, когда в руки мне попала мало-мальски мощная платформа, пригодная для игр, я конечно попробовал расхайпленный тогда и Skyrim, и его предшественников, но совсем не понимал их сути – прохождение сводилось к хоть какому-то пробеганию основной сюжетки и на этом заканчивалось.

Ситуация не менялась в течение десятилетия – я с удовольствием проходил различные экшены в виде серии соулсов, пробовал иммёрсив-симы в лице Dishonored, а чуть больше года назад открыл для себя экшен-адвенчуры, впервые запустив Breath of the Wild.

И только сейчас я понял, насколько большой культурный пласт остался вне моего поля зрения, и сейчас наконец обратил на него внимание – не знаю, что послужило тому причиной: то ли нечастые игровые сессии в настольные D&D с друзьями, то ли то, что я занялся писательством и ощутил, что мне категорически не хватает образования и кругозора в области, в которой я пишу.

Так что встречайте – я Rant, и это текст по первой моей осознанно пройденной RPG.

What kind of cop are you?

Disco Elysium встретил меня если не сказать «приветливо», то по крайней мере не «отталкивающе»: окно выбора характеристик персонажа не было запутанным или перегруженным, а определения, которые там давались, были близки к моей повседневности. Всего 4 характеристики – по две на физические и на ментальные параметры.

Для своего персонажа я уделил особое внимание на эрудицию – она отображалась как «Интеллект», – и на ловкость, она же «Моторика»: на обе характеристики я распределил по 4 очка статов из 5, а остальное раскидал на «Психику» и на «Физиологию» – по 3 и 1 соответственно.

Ни туда-ни сюда
Ни туда-ни сюда

Персонаж получился, как понимаете, ни рыба ни мясо – без больших преимуществ по какому-либо из параметров и с конкретным провалом в физической подготовке. У меня не было какой-либо стратегии на игру, и выбор я делал скорее интуитивно – на основе того, что близко лично мне. Как в итоге оказалось, решение было верное, но об этом несколько позже.

Выбрав в качестве коронного навыка «Риторику», я нажал кнопку «Подтвердить» и... Встречай меня, Ревашоль.

Город, полный противоречий

Город с первых кадров заботливо обволакивает мягкими пастельными мазками масляной краски холодных оттенков. Пасмурно. То ли начало весны, то ли конец зимы – грязь и снег соревнуются за власть над улицей, а с неба на покорные плечи и головы сыпется снег пополам с дождём, словно природа пока не решила, в какую сторону качнуть маятник ненастья.

Так меня поприветствовал Джемрок, а именно – его портовый район под названием Мартинез. Воображение дорисовывает порывы холодного ветра с океана, а на губах чувствуется солёный морской воздух. Ветер доносит обрывки речи с доков, а ботинки, увязая в грязи, с мягким звуком из неё вырываются.

Место, где можно просто быть: Disco Elysium

Оглядевшись, так сразу и не поймёшь, что оказался в одном из крупнейших торговых портов этого мира – городская бравада здесь соседствует с нищетой непарадных кварталов и убогих задних двориков, застенчиво спрятанных за беззубыми заборами, а дороги заняты вперемешку ёжащимися от непогоды прохожими и нерабочими грузовиками да мотокаретами.

И на всё это великолепие неопределённости сверху смотрит памятник давно уже свергнутого монарха, искалеченного временем, историей и воображением умников, которые решили вдруг, что забавно будет в районе, принадлежащем пролетариату, поставить памятник тому, кого этот самый пролетариат ненавидит всей душой.

Памятник многоликости (или безликости?) Ревашоля
Памятник многоликости (или безликости?) Ревашоля

Кто ты? Что ты? Совершенно ничего, никаких зацепок. Пара рассеянных диалогов намекает, что в городе произошло убийство, а твоя работа здесь – это убийство раскрыть. И ничего больше. От твоей личности остались потрёпанный пиджак, брюки клёш да вызывающе яркий галстук. А ещё физиономия – когда-то самонадеянная, но сейчас скорее вызывающая жалость.

Оглядываясь по сторонам, по инерции делая свою работу, поневоле оглядываешься на город в поисках подсказок к определению своей сущности. Но город, который последние несколько десятилетий терзали политические и экономические катаклизмы, кажется, не горит желанием тебе помочь. «Дружище, делай, что хочешь. Таких, как ты, тут побывали сотни, если не тысячи. Я даже сам не знаю, что я такое. Мне уже плевать».

Трущобы
Трущобы

Чувство, что все вокруг знают о тебе больше, чем ты сам, уже начинает раздражать. И пока одни просто потешаются над этим, другие откровенно шантажируют тебя, предлагая рассказать тебе всё, что пожелаешь, в обмен на небольшую услугу. От которой никто не пострадает. Конечно, никто не пострадает. Никогда.

Ты идёшь. Не уверен, куда именно. Неопределившийся путник в потерявшем надежду на определение городе. Просто идёшь. Хоть куда-нибудь.

Город, полный надежд

Впервые попав в Ревашоль, в именно район Мартинез округа Джемрок – теряешься. Ты не знаешь, кто ты. Ты не понимаешь, где ты. Город давно потерял своё лицо, взамен приобретя с десяток масок, и сейчас от него остались точка на карте да несколько страниц в учебнике истории. А город... теперь просто город. Безликие жилые массивы и их обитатели, такие же потерянные, но отчаянно жаждущие жить.

Нет правил, нет рамок и границ. Их здесь повидали столько, что они сейчас выглядят просто смазанным пятном бюрократии, в котором не разберёшь, какие правила ещё работают, а какие остались пережитком истории.

Всем плевать на тебя настолько, что ты поневоле просто сливаешься с местностью, становясь при этом частью чего-то большего, чем ты сам. Город отражается в тебе, как в микрокосмосе, а ты – это просто ты.

И покачаться с коллегой на качели – необязательно развлечение для детей
И покачаться с коллегой на качели – необязательно развлечение для детей

Неправильных мыслей не существует. Нет места для неправильных действий. Есть только твои внутренние демоны и ты, им сопротивляющийся – иногда успешно, иногда нет. Иногда из этого что-то получается. Иногда нет. Ты не уверен даже, что тебе самому есть до этого дело, что уж говорить про тех, кто тенью бродит по округе, застрявших в колесе собственной обыденности.

Покрась стену на свой вкус. Спой в караоке. Постирай куртку незнакомцу. Устрой ночной клуб в церкви. Иногда вспоминай, что ты вообще-то коп. Или, если не хочешь – не вспоминай. Пробуй поймать несуществующих тварей. Сними проклятье с книжного магазина. Попробуй снова вспомнить, что ты коп. А если не получилось – оставь этот неудобный факт за рамками.

Самый серый округ в мире кричит о том, что его хорошо бы наполнить красками и впечатлениями. Самый серый и несчастный человек в мире слышит его зов. Что же может пойти не так? Ответ: ничего. Любое действие – правильное. Остановись, когда захочешь. Ты всегда в выигрыше. Всё что захочешь – тебе по плечу. А то, что не по плечу – тебе и не нужно.

Неочевидный персонаж

За всё время прохождения у меня ни разу не сложилось впечатления или даже чувства, что игра как-то давит на меня, гонит по сюжету или настойчиво намекает, что в Мартинезе я вообще-то оказался по делам. В чём же магия этого города, что он не просто обещает, а действительно позволяет игроку бесцельно проводить время и это всё равно увлекательно?

Я думаю, здесь фокус в том, что Мартинез в этой игре тоже своего рода персонаж, со своими особенностями и странностями. Ему действительно уже давно плевать на происходящее в нём, но именно в этом незаинтересованном отношении есть что-то заботливое и поддерживающее. Он как бабушка, которая понятия не имеет, что ты там делаешь на своей работе, но она рада, что ты счастлив и занимаешься тем, что тебе нравится.

Мартинез с высоты птичьего полёта
Мартинез с высоты птичьего полёта

И в этом есть своя изюминка. Для меня игра – это всегда набор правил, и попасть в игровой мир, правила в котором достаточно эфемерны, абстрактны и в общем даже не особо не имеют значения, было более чем странно. Но при этом – невероятно вдохновляюще.

Заключение

Эту статью я хотел бы завершить небольшим каминг-аутом:

Теперь я люблю RPG

Disco Elysium подарил мне несколько десятков часов свободы от вообще всего: материального и нематериального. Даже, как бы это странно ни звучало, от игровых условностей. Я понимаю, что на самом деле это неправда, но для меня, после множества игр с превалирующими action-механиками, отыгрыш Гарри Дюбуа был ни много-ни мало – открытием.

Оказывается, и так можно. Можно быть кем хочешь, а не конкретным персонажем с конкретной историей. Можно быть каким хочешь, а не мириться с конкретным способом преодоления препятствий, который тебе предоставили разработчики. И можно быть где хочешь, а не бежать строго из точки А в точку Б.

Свободы быть собой часто не хватает. Нас окружают миллиарды условностей, которые мешают нам действовать в соответствии с нашими предпочтениями и пожеланиями. Что самое нелепое – эти условности даже необязательно на самом деле существуют, являясь просто нашими внутренними барьерами, принесёнными из детства или юности. Когда-то сказали, что вот так нельзя, и теперь «так нельзя» всю жизнь.

Пример ревашольского копа может напомнить нам, что правила не всегда существуют на самом деле, а самым главным препятствием для нас можем быть всего лишь мы сами.

И именно этим прелестен Ревашоль: это место, где правила меркнут, а условности исчезают. Место, где ты волен самостоятельно выбирать, какие пути приведут тебя к желаемому результату наиболее подходящим тебе способом. Где ты можешь сам решить, кем тебе быть и как тебе быть. Или нет, даже не так.

Это то место, где можно просто БЫТЬ.

Горящая надпись «Однажды я вернусь к тебе». Художники Синди Череп и Гарри Дюбуа
Горящая надпись «Однажды я вернусь к тебе». Художники Синди Череп и Гарри Дюбуа

Постскриптум

Что ж, как-то вот так получилось погулять по Ревашолю и наворотить там всяких делов. Опыт отыгрыша для меня получился потрясающим – честно, не знаю, по какой именно причине: может быть, сказывается мой куцый опыт игры в ролёвки, а может, игра и правда сделана замечательно. Руководствуясь оптимизмом, для себя я выберу второй вариант.

⚡И, по традиции – напоминаю, что если вы читаете эти строки, значит, уже 2 недели назад этот текст был доступен на моём Boosty, и, более того, там уже доступен новый материал. Подписка стоит всего 100 рублей в месяц, обладая которой вы буквально становитесь «на шаг впереди». А ещё я там делаю анонсы, делюсь новостями и советуюсь с бустерами, о чём писать дальше. Посты дважды в месяц – 15 и 30 числа. Такие дела.

✅ Ну и само собой – подписывайтесь на мой блог здесь, конечно! Это не первая и не последняя статья, которая в нём появляется, а дальше – больше! Кто я такой, что тут забыл и вообще какого чёрта – можно почитать тут:

Этот пост недоступен

Благодарности

🔥 И я в очередной раз хочу сказать спасибо наикрутейшему Rogotch, который мало того, что поддерживает этот блог монетой на Boosty, так ещё и очень тепло и осознанно откликается на статьи и делится своим опытом прохождения тех или иных игр. Это очень круто и очень ценно, ради таких прекрасных людей и хочется продолжать писательствовать.

249249
50 комментариев
1000 ₽

Мегахарош

2

Город с первых кадров заботливо обволакивает мягкими пастельными мазками масляной краски холодных оттенков.

41

Мне надо открывать форточку, если меня резанули "ПАСТЕЛЬНЫЕ мазки МАСЛЯНОЙ краски"?) Это же блин две разные вещи, все-таки пастель или масло? Это типа как гуашные мазки акварельной краски...

17

мне так нравится эта пикча

1

На фоне моей игровой импотенции, DE оказалась просто чем-то невероятным. Это когда ты на 12 часов вспомнил, что игры могут в сюжет и драматургию. Завидую тем, кто не проходил)

13

я как старый уже человек впервые за годы буквально скакал домой чтобы поиграть немного и вставал пораньше за тем же.
из минусов - после диско начинаешь искать в играх литературную составляющую хорошую и становится больно

7