🌆 Технотопия: построить идеальный город — и испытать ужас 🤖

Недавно вышла игра Technotopia (2024) — изданная тем самым Alawar'ом. Мы в роли ИИ пытаемся построить город мечты, балансируя между фракциями жителей. Сама игра довольно короткая и простоватая — но пройдя её и осмыслив, а что же произошло по сюжету, я ужаснулся. В посте будет как обзор/впечатления без спойлеров, так и отдельной секцией рассуждения о сюжете (что для меня очень нетипично). Приятного чтения! [📜📜]

🌆 Технотопия: построить идеальный город — и испытать ужас 🤖

Итак, мы — ИИ Айрис, дорогостоящий проект, призванный наконец-то построить утопию, хотя бы в рамках одного города. Конечно, просто тыкать здания будет недостаточно...

В городе заведуют четыре основные фракции: представители власти, элит, бизнеса и рабочего класса. Каждую игровую неделю фракции тратят свои ресурсы: кому-то не хватило — хрупкий баланс города пошатнётся и наступит хаос. Так что мы должны грамотно распределять блага, уделяя равное внимание всем жителям.

Основной наш инструмент — постройка зданий. Так, министерства помогут власть имущим, фабрики дадут места для рабочих, магазины нужны для деятельности бизнеса, а элиты облюбуют свежепостроенные небоскрёбы. Смотрим, у какой фракции всё плохо, выбираем из руки один из трёх планов и ставим здание. Это принесёт очки фракции, но займёт один ход — самый главный ресурс в игре. Ведь после десяти ходов очки спишутся со счетов, а инфляция повысит требования к бюджету на следующую игровую неделю. Рано или поздно мы проиграем. И лучше поздно!

Поэтому здания надо ставить разумно, застраивая их районами в виде тетрисных фигурок. Например, линия из четырёх зданий одного типа даст магистраль, которая даст бонус к бизнесу, а в центре квадрата из четырёх зданий удачно вписывается электростанция для рабочих.

В середине каждой недели происходит событие, где нам придётся выбрать один из вариантов. Обычно каждый из вариантов повышает влияние какой-то фракции, уменьшает её расходы и увеличивает расходы другой. Ну а мы получим особые чертежи или указы.

Но не всё так просто. Вот аварийный дом. Что вы сделаете?

🌆 Технотопия: построить идеальный город — и испытать ужас 🤖

Например, можно попробовать отремонтировать его. И это приведёт к целому каскаду небольших последствий в течение следующих недель. Власть возьмёт реставрацию в свои руки, бизнес подсчитает прибыль, и только жители вынуждены и дальше находиться в развалюхе с лёгким косметическим ремонтом.

Чем больше вы будете угождать одной из фракций, тем более безумными будут их требования. Впрочем, и расходы будут нулевыми, так что можно будет заняться оставшимися тремя — если будет, кого спасать.

Или вы можете и вовсе поддержать пятую фракцию — криминал. Но не ждите от этого хороших последствий.

По жанру это ресурс-менеджмент в формате рогалайта. С ресурсами вроде разобрались, давайте поговорим о структуре игры.

Technotopia — это прежде всего сюжетная игра. Чтобы двигаться по истории, надо выполнять задания. Причём достаточно быстро и эффективно. Делаем мы это в формате забегов: какая-то фракция потеряла всё влияние — начинаем отстройку заново, но все пройденные задания сохраняются. Поэтому даже если вы плоховато играете, прогресс будет потихоньку двигаться.

Обычно это или добраться до какой-то клетки, или застроить здание на карте.
Обычно это или добраться до какой-то клетки, или застроить здание на карте.

Фракции не забывают оказанные услуги и предоставляют чертежи более сильных зданий.

Например, двухклеточное здание суда даст небольшой прирост ресурсов постройкам элит и власти. А квадратный электроузел даст дополнительный бонус рабочих к каждой электростанции. Нюанс — такие здания надо застроить со всех сторон. Я уже на опыте оставлял небольшие «дырочки» в центре города, чтобы сразу активировать подобные постройки.

Случайная генерация отвечает тут за то, какие чертежи мы получим, если застроим зоны с зелёными кубиками. Так как здания приходят разных «мастей», то от забега к забегу можно выбирать разные варианты решения событий. Тем более, что ачивки поощряют такое экспериментирование.

Если совсем плохо, то помогут жёлтые кубики — они дадут разовый бонус к выбранной фракции. В начале игры их трудновато брать, но дальше мы получим удобные трёхклеточные магистрали.

Я прошёл основную сюжетку за 8 забегов и 2 часа времени. Ещё примерно столько же потратил для выбивания всех достижений.

Играть вроде и прикольно — но хорошо, что игра короткая. Полсотни событий и сотня зданий — это здорово, но за это время вы уже всё увидите не один раз, попробуете разные тактики и придёте к оптимальному решению.

Жаль, что после сюжетки город пустует: не хватает каких-нибудь случайных квестов, которые вроде бы даже были в демке. Не раскрыта фракция преступности: я бы, может, поиграл через преступные районы; да и как раз не хватает пятой тетрисной фигурки. Пропали гибридные чертежи, типа магазин + преступность или многоэтажка + парк (парк даёт бонус сразу ко всем фракциям). И вообще хотелось бы больше зданий самых безумных форм: а то я видел только плюсик и площадку 3x3.

Формат рогалайта — хорош для неопытных игроков. Для меня показалось простовато, хотя сначала и пришлось думать, как играть эффективнее. Но когда ты прошёл сюжетку, у тебя намного меньше мотивации открывать ещё кучу разных зданий. Не хватает какой-нибудь энциклопедии, чтобы посмотреть всё, что вообще есть в игре.

Музыка — приятная, но её маловато, всего 18 минут. Немножко футуристичные мелодии хорошо вписываются в сеттинг, но скоро ты начинаешь запоминать мотивчики. Графика — простоватая, но очень стильная. Мне нравится рублёный, «клеевский» минимализм портретов. А воксельный стиль города полон мелких деталей: заводы дымят, люди снуют около торговых центров, по воздуху летают дирижабли.

Ну и конечно, стоит отметить некоторую уникальность игры. Конечно, показатели фракций и влияние событий чем-то напоминают Reigns. А мотивация строить районы и прогрессия зданий встречалась в Concrete Jungle (2015). Но вот сам рогалайтовый формат игры совместно с уклоном в тему ИИ и возможность утопии подарили мне новые впечатления.

В Стиме игра имеет тэги «градостроение» и «карточная игра». И пусть формально это правильно, всё-таки игра не про это. Тут нет никаких потребностей у жителей, мы больше перекидываем циферки. Чертежи выполнены в форме карт, но нет механик сброса, добора, поиска или уничтожения «карт». Максимум, что нам дают, это добавить карту на выбор после зелёных кубов.

Хотите небольшую несложную и недорогую игрулю? Вот, пожалуйста. Алавар держит марку. Есть релизная скидка (впрочем, багов я не обнаружил); также обратите внимание на бандл с Do Not Feed the Monkeys (2018) — тоже отличной игрой с большой скидкой.

Дальше же территория сюжета.

Наша главная цель как ИИ — максимальное процветание города любыми средствами. Но становится понятно, что пока каждый из глав фракций перетягивает одеяло на себя, максимального потенциала никак не раскрыть.

Познакомимся с ними поближе. Тут и баронесса, которая плевать хотела на бюджет и вообще на город, а хочет себе оперный дворец, чтобы стать там звездой. И политик, дёргающий рычаги бюрократических формальностей, чтобы устранять даже малейшие признаки оппозиции. А вот бизнесмен, нанимающий хакеров для махинаций со счетами. Короче, придётся взять всё в свои руки и подмять глав под себя.

🌆 Технотопия: построить идеальный город — и испытать ужас 🤖

Звучит логично, но... Тут и начинаются самые настоящие ужасы. И настоящие спойлеры. Причём осознание мне пришло уже после того, как успешно прошёл игру.

Как машина, мы следим только за балансом циферок. Выбирать самые этичные варианты разрешения событий — это не для нас, мы берём только самые эффективные. Уже немножко страшно. Мы с лёгкостью оставим сотню работяг без дома, если элитам требуется красивый парк при взгляде из окна и они готовы платить.

Помните, что мы хотим добиться результата любыми способами? Вот и Айрис по ходу кампании не брезгует ничем. Начинается всё с обмана и покрывательства преступников. Растраты бюджета на хотелки глав. Затем в ход идёт шантаж и организация несчастных случаев неугодным людям. А в конце и вовсе идёт фальсификация выборов и сотрудничество с террористами. Есть цель — не вижу преград.

И самое обидное-то в чём. Что взяв лидерство над всеми фракциями, получив благодарность сквозь десятки циклов, мы всё равно увеличим идеальную жизнь в городе... лишь на несколько недель! Да, формально задача выполнена, ИИ максимизировала городские показатели, как и было заложено в её программу. Но, цитируя «Фростпанк», хочется спросить: «А стоило ли оно того?». И дальше мы раз за разом повторяем всё тот же цикл, в котором невозможно выиграть...

И вот от этого по-настоящему жутко.

PS.: Кста, жду тут ваших реплик и советов о том, как я заблуждаюсь. Или как же я прав? 🤔

Обзор игры Technotopia (2024).

7474
33
11
11
11
11
11
11
70 комментариев

Видел её на главной странице стима. До попсы докатился

4
2
2
Ответить

Так он селебой стал. Всё правильно.

8
Ответить

Ну всё, удаляю пост тогда 🙃

5
1
Ответить

Что, людям ещё интересны игры, или зря вклинился в срачи по драконаге?.. 🤔

9
Ответить

Надо было написать что у ии есть гендер

2
1
1
Ответить

Внёс ложку мёда

2
Ответить

Когда-нибудь ты сделаешь аву в честь доты. Но это уже будет совсем другая история.

4
2
Ответить