Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Рассказываем, удалось ли ветеранам CD Projekt RED превратить классику научной фантастики в симулятор ходьбы.

Станислав Лем по праву считается одним из важнейших фантастов двадцатого века. В основном писатель работал в стиле «твёрдой» научной фантастики, где особое внимание уделяется вопросам науки и техники. Но и проблемы и чувства человеческого общества играют в поджанре далеко не последнюю роль.

Поэтому «твёрдую» научную фантастику всегда было тяжело перенести со страниц на экраны. Легко можно вспомнить экранизации Лемовского «Соляриса» от Тарковского и Содерберга. Но обе не смогли отказаться от чувственных прочеловеческих идей и по итогу оказались абсолютно другими произведениями.

Тем удивительнее было увидеть анонс The Invincible, основанной на, пожалуй, одной из самых тяжёлых книг великого фантаста. Впрочем, если «твёрдую» научную фантастику так сложно перенести на киноэкраны, то, возможно, куда успешнее получится это сделать в формате видеоигры?

Даже сумасшедшая гипотеза должна объяснять всё

«Непобедимый» — космический крейсер второго класса, несущий на борту десятки боевых и технических машин и укомплектованный сотней с лишним человек личного состава. Корабль вполне способен расколоть градом ядерных снарядов небольшую планету, а его стандартного вооружения достаточно, чтобы стереть в порошок целые армии.

Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Однако сейчас «Непобедимый» направляется не на боевую, а на разведывательную миссию. На планете Регис III исчез сигнал космического крейсера «Кондор» — того же класса, что и «Непобедимый». Экипажу нужно узнать, почему столь грозное оружие вдруг перестало выходить на связь.

Регис III встретил гостей бескрайними пустынными пейзажами, спокойными морями и непонятными металлическими конструкциями, прорастающими из почвы. Самое удивительное заключалось в том, что, судя по всем анализам и возрасту планеты, на её поверхности обязана бурлить жизнь. Однако вокруг только песок, проржавевшие металлические кусты и небольшие рыбёшки в воде.

Ещё запутаннее ситуация становится, когда экипаж «Непобедимого» находит «Кондор». Внутри корабля разруха и мёртвые люди без видимых следов насильственной смерти. Такое ощущение, что они просто упали замертво. Однако была небольшая деталь, которая ставила в ступор: мыло в ванной комнате со следами зубов. Кто-то пытался его съесть. Несмотря на то, что склады крейсера битком набиты провизией.

Далее идут спойлеры к книге, знание которых (по мнению автора) может негативно сказаться на впечатлениях от игры. Читайте на свой страх и риск или прыгайте сюда! 🤗

Оказывается, что экипаж «Кондора» (как и вся биологическая жизнь на поверхности Регис III) был уничтожен облаком неразумных маленьких машин. Они оказались на планете несколько десятков тысяч лет назад по приказу вымершей инопланетной расы лирян.

Сначала было два вида машин: продвинутые механизмы на атомной энергии и простые рабочие, живущие от солнечных батарей. Совместно они подготавливали планету к заселению лирянами, но что-то пошло не так и приказы от «хозяев» перестали поступать. Машины оказались предоставлены сами себе, постепенно видоизменяясь под условия окружающей среды.

Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Продвинутые роботы на атомной энергии перестроили себя под условные металлические кустарники, формируя из своих «корней» целые города, а рабочие упрощали себя до тех пор, пока не стали похожи на мелких мушек в форме буквы Y.

По одиночке они не представляли угрозы, но стоило им эту угрозу почувствовать, как микроботы моментально собирались в огромное живое облако и генерировали магнитное поле такой силы, что оно как буквально уничтожало электронные мозги продвинутых собратьев, так и нарушало функции мозга живых существ. Постепенно облако вытеснило биологическую жизнь с суши обратно в море, а их старшие братья оказались просто уничтожены.

В прибывшем на опустевшую планету «Непобедимом» были не только вояки, но и специалисты высочайшего уровня в разных предметных областях. Всё вышеописанное — это их теория произошедшего на Регисе III. Здесь и кроется главный элемент романа. Станислав Лем предлагает читателю порассуждать о том, что в эволюционной гонке победителем не всегда выходит самый умный и развитый вид. Вполне возможно, что если у менее развитого вида в силу его ограниченности появляется более эффективный метод выживания, то именно он может стать вершиной пищевой цепочки.

Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Более того, само развитие жизни на Регисе III оказалось в корне не таким, каким представляло эволюцию человечество. Электромагнитные «мушки» — это результат некроэволюции. Развития неживого организма по всем правилам биологической борьбы за выживание. Механизмы упрощали себя, адаптируясь под изменчивую окружающую среду ровно до тех пор, пока их форма не приняла вид, с которым не смогло справиться ни одно живое или неживое существо. «Непобедимый»… встретился с непобедимым.

В книге описано множество событий, напрямую демонстрирующих всю тщетность сопротивления бездумным организмам. У них нет сознания, они не чувствуют злости, ненависти, раскаяния. Мушки просто существуют и реагируют на угрозу. И так уж получилось, что в процессе борьбы со своими старшими собратьями, они стали воспринимать любое электромагнитное излучение как угрозу. Даже то, что исходит от нашего мозга.

Можно ли бездумное создание обвинять в появлении естественного защитного рефлекса? Есть ли вообще смысл сражаться с тем, что можно назвать чуть ли не природным явлением? Гораздо безопаснее и мудрее будет его не трогать. Тогда никто не пострадает.

«Непобедимый» Лема будоражит воображение простым предположением о том, что вся наша эволюционная теория может быть ошибочна. Ошибочна потому, что слабейший может измотать сильнейшего, и потому, что механизмы способны развиваться самостоятельно. И сейчас это предположение даже не кажется абсурдным — достаточно вспомнить любую самообучающуюся современную нейросеть.

Один из персонажей книги в критический момент даже напрямую декламирует центральную мысль произведения:

Каким смешным и одновременно безумным выглядит это «покорение любой ценой», это «героическое упорство человека»... Человек ... ещё не поднялся на нужную высоту, ещё не заслужил прекрасного звания галактоцентрической фигуры, прославляемой издавна. Дело не в том, чтобы искать только себе подобных и только таких понимать: нужно ещё уметь не лезть не в свои нечеловеческие дела... не нападать на то, что существует, что за миллионы лет создало своё собственное, никому и ничему, кроме законов природы, не подчиняющееся равновесие существования…

Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Человек, может, и вершина эволюции на своей родной планете, но только столкнувшись с мушками Региса III, можно понять, что таких «вершин» в галактике великое множество. Глупо считать, что ваши корабли, стреляющие антиматерией бластеры и огромные автоматизированные бронетранспортёры справятся с чем-то, вам совершенно непонятным. Ведь ваши механизмы — это плод вашей же рукотворной эволюции. А ей никогда не справиться с тем, что выросло из-под крыла природы.

Пускай в романе есть полноценные и прекрасно написанные экшен-сцены, во главе угла здесь остаются рассуждения учёных о природе нового противника. Вполне реалистично описывается долгий процесс эволюции робо-мушек и их атакующие способности. Мушки генерируют электромагнитное поле такой огромной силы, что оно нарушает работу человеческого мозга. Роботы стирают человеческое сознание вместе со всеми воспоминаниями, после чего остаётся только живое существо без намёка на какую-либо мозговую деятельность.

Поэтому в ванной комнате «Кондора» лежали надкусанные куски мыла. Низведённые до состояния новорождённых люди пытались утолить голод чем-то достаточно мягким для укуса.

Не всё и не везде существует для нас: The Invincible — интерактивное наследие Станислава Лема

Текст выше крайне важен для понимания специфики оригинального произведения. Он спойлерит все важнейшие сюжетные моменты, но без их упоминания не получилось бы рассказать: почему «Непобедимый» Лема — настолько увлекательный роман. И мы вынуждены вас настойчиво попросить: не читайте верхний блок до того, как пройдёте игру. Просто потому, что она разработана с оглядкой на то, что вы не читали оригинальный роман. Почему так получилось? Сейчас расскажем.

Природа не знает ни оценок, ни ценностей

Ещё до релиза вокруг The Invincible сложилась аура таинственности. По трейлерам и превью нельзя было понять, чем является игра «на самом деле». Может быть, это кинематографический экшен, а может, абсолютно линейный симулятор ходьбы? Оказалось, что второе — симулятор ходьбы, но отнюдь не линейный.

Главная героиня, биолог Ясна, приходит в себя посреди песчаных барханов Региса III. Ясна помнит, кто она, на какой планете оказалась и что с ней должна быть целая команда исследователей. Однако часть воспоминаний покрыта туманом. Вспоминать предшествующие отключке события мы будем по ходу прохождения, параллельно разбираясь, почему потеряли память и что случилось с командой.

Первое, что бросается в глаза — это графика и визуальная эстетика. Благодаря Unreal Engine 5 игра выглядит восхитительно. Открывающийся в самом начале The Invincible бескрайний инопланетный пейзаж моментально поражает красотой.

А когда буквально первые 5 минут игры нас заставляют вручную взаимодействовать с исследовательским оборудованием, которое похоже на инвентарь экипажа программы «Аполлон» — сразу становится ясно, что бал здесь правит ретрофутуризм.

Разработчики решили не переставлять созданный Лемом мир на рельсы современной научной фантастики. Наоборот: все технологии в игре выглядит так, будто сошли с экранов или страниц «сайфая» 70-80-х. Взаимодействовать с предметами нужно, нажимая кнопки, поворачивая тумблеры и дёргая за рычаги.

Например, если нам нужно воспользоваться компьютером и посмотреть на мир глазами дрона, то сначала нужно повернуть тумблер в нужное положение, наклониться к выпуклому чёрно-белому экрану и только потом взять на себя управление роботом. Если же мы садимся в вездеход, то прежде чем ехать поворачиваем ключ зажигания, а при желании можно пересесть на соседнее сидение и попереключать десяток рычажков, которые ни на что не влияют, или залезть в бардачок.

Всё это мы рассказываем не просто так, а для того, чтобы объяснить, насколько «тактильной» получилась игра. Заставляя нас напрямую взаимодействовать со всеми ретрофутуристичными технологиями, разработчики погружают игрока в мир произведения. Даже карта здесь выглядит как большой журнал в руках героини, в котором можно переворачивать страницы и читать небольшие заметки.

Однако вся эта «тактильность» — это единственный «настоящий» геймплейный элемент The Invincible. В остальном это типичный симулятор ходьбы, где просто нужно двигаться из точки А в точку Б, при желании отвлекаясь на другие объекты интереса. Никаких перестрелок, погонь и челленджа в игре нет.

Скрашивать наше путешествие по Регис III призваны в первую очередь диалоги между Ясной и её астрогатором (так называются капитаны космических кораблей в мире The Invincible). Как раз эти диалоги и ответственны за то, пройдёте вы игру до конца или выключите через первые полчаса.

Дело в том, что написаны они так, будто изначально предназначались для печатного произведения. Персонажи любят пускаться в пространные рассуждения о природе жизни, месте человека во вселенной и тому подобные темы. Порой эти беседы могут настолько затянуться, что приходится стоять на месте в нескольких метрах от следующей точки интереса, чтобы дать им договорить перед активацией сюжетного скрипта. Не поймите не правильно: сами диалоги написаны хорошо и их действительно интересно слушать. Но порой они ломают динамику и так крайне неторопливой игры.

Хочется похвалить режиссёра и актёров озвучки за то, что не стали пихать зачастую неуместный акцент в английскую речь. Пусть игра и изобилует большим количеством имён, фамилий и слов, взятых напрямую из книги Лема, речь остаётся чистой и не режет слух.

Незадолго до релиза сыгравшие в превью-версию журналисты писали, что The Invincible очень медленно разгоняется. К сожалению, это правда, и для любого незнакомого со спецификой симуляторов ходьбы игрока первые полтора-два часа будут очень мучительны. Главная героиня ходит медленно и моментально выдыхается при беге, а сюжетные повороты подаются настолько аккуратно и постепенно, что поневоле складывается ощущение, будто до самого конца игры так и придётся гулять по песчаным барханам.

По итогу это ощущение оказывается ложным, но до точки, где The Invincible превращается в интересный триллер, нужно дойти. Видите ли, действие игры происходит незадолго до начала книги. То есть мы посетим все иконические локации по типу железных лесов, встретимся с мушками и даже окажемся внутри «Кондора». Вся игра буквально забита визуальным фансервисом для фанатов оригинала: нам с нуля расскажут причины произошедшей катастрофы, объяснят как появились мушки и тому подобное. Однако всё это начнётся только в середине игры.

И тут возникает вопрос: зачем терпеть первую унылую половину, если вся вторая забита фансервисом? Затем, что The Invincible — не обычный симулятор ходьбы.

На протяжении всего прохождения через диалоги и некоторые геймплейные моменты мы будем совершать выборы. Их действительно много, порой от них зависит выживание членов экипажа, но главное — выборы действительно сильно влияют на сюжет. Из-за них происходят уникальные ситуации или и вовсе полностью меняется концовка. В The Invincible одиннадцать концовок, каждая из которых по-своему уникальна. А все ваши выборы моментально отображаются во внутриигровом комиксе, в который в любой момент можно заглянуть через главное меню.

Комикс, кстати, нарисован отлично и даёт представление о хронологии событий на Регисе III, если вы вдруг запутаетесь. Поверьте, это не сложно, учитывая как много в игре диалогов и мелких деталей, которые порой мимолётно пробрасываются посреди абсолютно необязательной беседы.

Глобально о геймплее The Invincible сказать больше нечего. Помимо ходьбы и выборов в диалогах здесь ничего нет. Однако чем игра по-настоящему может захватить внимание — это своим ретрофутуристичным дизайном и саундтреком. Пусть поначалу мы бродим в преимущественно природных локациях, постепенно нас пустят и внутрь исследовательских станций и в сам «Кондор».

Пожалуй, именно крейсер и его интерьер являются настоящими звёздами игры. Читая книгу, слабо представляешь масштабы этого космического исполина. Но стоит только войти внутрь — и начинаешь понимать, насколько это мощное оружие.

Первые несколько этажей корабля уставлены огромными вездеходами и боевыми роботами, а верхние палубы заполнены личными каютами. Убранство их как внутри «Кондора», так и внутри исследовательских станций, не выглядит «стерильным»: тут и там разбросаны личные вещи экипажа, стоят компьютеры, на одном из них можно даже сыграть в Понг.

Создается ощущение, что всеми этими помещениями и устройствами пользовались настоящие люди. Даже самые маленькие палатки и комнатушки содержат внутри себя небольшой отпечаток жизни. Благодаря этому нет чувства, что мы исследуем заранее спроектированные локации, не теряется связь между погружением и геймплеем.

Музыкальное сопровождение и вовсе заслуживает всех возможных похвал и наград. Это не эпический оркестровый саундтрек, а спокойные синтезаторные мелодии, звучащие именно в духе классической киношной научной фантастики

The Invincible — однозначно игра не для всех. Более того: после прохождения создаётся ощущение, что её разрабатывали фанаты для фанатов. Выбранный сеттинг сам по себе говорит о том, что на массовую аудиторию проекту рассчитывать не стоит. Мало кто знаком с оригинальной книгой Станислава Лема и уж точно мало кто её перечитывал только ради игры.

Проекту просто нечего предложить игроку, который не интересовался научной фантастикой и не любит симуляторы ходьбы. Он слишком долго разгоняется даже по неприхотливым меркам своего жанра. По-настоящему интересные события вроде атаки роя мушек или исследования «Кондора» начинают происходить только во второй половине игры.

Но если вы фанат ретрофутуризма, для вовлечения в игру вам достаточно бесконечно красивых пейзажей и прекрасной музыки, а длинные философские разговоры по рации не навевают тоску, то The Invincible — игра именно для вас.

Здесь сплошная пустыня, потому что эти механизмы ничего не строят, не создают никакой цивилизации, никаких ценностей, не имеют вообще ничего, кроме себя; поэтому мы и должны рассматривать их как явление природы. Природа ведь тоже не знает ни оценок, ни ценностей. Эти создания просто являются самими собой, существуют и действуют так, чтобы это существование продолжать…

Текст написал Павел Зуев для FunPay. Мы рассказываем про игры, а ещё помогаем их покупать 😉

491491
11
188 комментариев

Ах да, я и забыл, что нахожусь на сайте про игры

94

Это фанклуб слова пацана, ты о чем?

93

Тоже подумал, что это про мультсериал?

2

The Invincible — однозначно игра не для всех.

А для тех кто не читал роман!

Я сделал глупость, не удержался и прочёл его до выхода игры. И по итогу игра долгое время бывшая в вишлисте была удалена от туда не потому что я её купил и поиграл, а потому что понял что теперь мне будет просто неинтересно и скучно в это играть.

Не повторяйте мою ошибку!

17

наоборот же должно быть интереснее, странная какая-то логика

41

Я оказался в похожей ситуации, но не жалею, что прочел роман.
В нем же по-сути Лем рассказывает куда больше, чем про взаимодействие людей и тучи.
Например, в его романе абсолютно всё персонажи обладают крайним чувством гуманизма и за этим интересно наблюдать. Один разговор между капитаном и ГГ особенно явно дает это прочувствовать, но помимо этого, ГГ по-сути отправляют же на крайне опасную миссию, ради ЧЕТЫРЕХ человек из сотни экипажа, которые к тому же скорее всего мертвы.
Вот это противопоставление полной самоотдачи и гуманизма (следствием которого по-сути является лишь абсолютное разрушение), против природы и ее разрушительной воли, является абсолютной фишкой романа. По-сути Лем тут сравнивает человека будущего с Богом и показывает как этот человек поведет себя с непонятным и неизвестным для него, а также дает читателю возможность прочувствовать это. Лем всегда хотел показать, как опасен антропоцентризм.
Мне кажется никакая игра не способна передать этот контраст идей через персонажей, хотя я пока и не играл в нового Непобедимого.
Но жалеть о прочтении книги все-таки не стоит. У меня мурашки шли от общего собрания на Непобедимом, когда все рассказывали про находки на Кондоре. И я чуть ли не плакал, когда ГГ беседовал с капитаном. Мне кажется все-таки неправильно так обесценивать книгу и жалеть о ее прочтении.

16

Если игра держится только на подобной интриге, то это явно плохая игра. У Лема всё же фантастика более сложная и интересная, которую можно перечитывать, даже зная сюжет наперёд — игра в таком случае предстаёт бледным отражением вдохновлявшей литературы.

5