Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Как сделать концепт броским и интересным? Как передать в нем личность героя? Разбираем первые шаги в создании персонажа.

Статья — пересказ этих видео от художницы Sauer.

Прим: статья — про базу и в первую очередь подойдет начинающим художникам. Если вы уже знаете основы, обратите внимание на текст про повествование через костюм персонажа.

С чего начать?

У каждого художника свой пайплайн (алгоритм работы), поэтому нет единого правильного способа создать персонажа. Но, как правило, начало у этих процессов одинаковое. Прежде чем поднести карандаш к бумаге или перо к планшету, художник должен начать с самого важного шага — подготовки.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Исследование и анализ

Полезно попытаться разобрать, почему определенные персонажи и их характеристики работают, а некоторые — нет. Изучите других персонажей и подумайте, что делает их такими успешными и что вам в них особенно нравится: их личность, выбор стиля или, может быть, вам просто понравилась прическа.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Необходимо глубоко изучить личность своего персонажа, чтобы получить визуальное представление о его внешнем виде.

Целевая аудитория

Важный фактор, влияющий на весь ваш дизайн, — это то, на кого нацелен ваш персонаж, для какой группы людей он предназначен. Эта группа — ваша целевая аудитория.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Подумайте о возрасте вашей целевой аудитории. Например, персонажи, предназначенные для детей младшего возраста, обычно имеют простые формы и яркие цвета. Не забудьте внимательно изучить пол и личность вашей аудитории, и даже субкультуру, частью которой они могут являться.

«Встречают по одежке»

Независимо от того, создаете ли вы ламу, робота или монстра, вы можете быть уверены, что существует уже сотня других подобных творений. Ваш персонаж должен быть сильным и интересным в визуальном смысле, чтобы привлечь внимание людей, даже его силуэт должен быть броским.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Итак, чем может запомниться ваш персонаж? Есть ли у него обычные или необычные фишки? Может быть, какая-нибудь классная шляпа или оружие, которое он всегда носит с собой, что-нибудь, иллюстрирующее какой-то аспект его личности.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Утрируйте!

Преувеличение определяющих черт вашего персонажа заставит его казаться более значимым. Утрированные черты также помогут зрителям определить ключевые качества персонажа.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Каким должен быть ваш персонаж — любопытным, умным, злым, добрым, сильным? Что вы можете сделать, чтобы преувеличить или подчеркнуть его черты характера?

Цвет

Цвет не менее важен в передаче индивидуальности персонажа, и у цвета есть свой язык.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Обычно темными цветами, такими как черный, фиолетовый и серый, изображают злодеев и злые намерения.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Светлые же цвета, такие как белый, голубой, розовый и желтый, выражают невинность, добро и чистоту. Меняя только цвет, вы можете изменить восприятие вашего персонажа.

Покажите личность

Сама по себе яркая внешность еще не делает персонажа хорошим, его личность не менее важна. Личность персонажа может быть раскрыта с помощью анимации или того, как он или она себя подает. В то время как некоторые персонажи кажутся уверенными в себе и держатся расслабленно, другие могут казаться очень робкими, сутулиться, держать руки близко к телу и избегать зрительного контакта с окружающими.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Личность вашего персонажа не обязана быть особенно приятной, но она должна быть интересной, если только вы не делаете его скучным намеренно.

Язык форм

Первая задача дизайнера персонажей — донести до аудитории цель персонажа. Чтобы сделать это эффективно, важно быть очень осмотрительным в решениях. Передать конкретную идею не так-то просто и требует больше усилий, чем может показаться на первый взгляд.

Основные формы, которые вы используете для создания персонажа, могут способствовать восприятию его личности.

Взгляните на этот простой треугольник:

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Он не переполнен эмоциями, но в нем можно почувствовать то, чего не чувствуешь в других фигурах. Во-первых, все эти острые углы не располагают к объятиям. Треугольник также кажется очень устойчивым, потому что у него плоское широкое горизонтальное основание, его вряд ли можно перевернуть. Когда все стороны треугольника равны, появляется ощущение баланса.

Если бы этот треугольник был острее, его форма воспринималась бы более нетактильной, отталкивающей.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Более плоский треугольник ощущался бы неповоротливым, неказистым.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

А если бы это был неправильный треугольник, появилось бы ощущение нестабильности, непредсказуемости.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

В любой форме общения опыт и владение языком влияет на то, как мы можем донести свою точку зрения. Чем лучше мы владеем языком, тем лучше мы сможем общаться.

Язык форм использует фигуры для передачи смысла. Различные формы вызывают в нас разные реакции, заставляя нас ассоциировать то, что мы видим, с определенными чувствами или значениями.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Базовые формы

Есть три базовых формы, как и три базовых цвета. Это круг, квадрат и треугольник. Каждая из этих форм имеет определенные психологические ассоциации. Например, круг ассоциируется с позитивом и женственностью. Квадрат — с физической силой и мужественностью. И, наконец, треугольник — с движением и резкостью.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Давайте разберем подробней каждую из этих фигур с несколькими примерами, чтобы вы могли увидеть, как они работают в дизайне персонажа.

Круг

Круг вызывает мысли о мире, доброте, мягкости, безопасности и цельности. Эти вещи мы обычно ассоциируем с женственностью. Он также может символизировать пустоту, одиночество, магию и таинственность.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Округлые фигуры можно использовать, чтобы мужской персонаж ощущался добрым, мягким, счастливым или даже слабым.

Квадрат

Квадрат олицетворяет стабильность, дисциплину, силу и надежность. Это наиболее мужественная из базовых фигур. Он также может выражать такие вещи, как скука, неподвижность и глупость.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Прямоугольные фигуры можно использовать для того, чтобы женский персонаж ощущался сильным, независимым или дисциплинированным.

Треугольник

Треугольник не отражает ни мужское, ни женское начало. Он представляет движение, отклонение и резкость. Чем острее угол, тем сильнее эффект.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Например, злодеи обычно создаются с особенно острыми углами, потому что они заставляют персонажа казаться далеким от героических черт. Таким образом можно показать менее приятную личность персонажа. В отличие от прямоугольных или округлых фигур, треугольники могут использоваться, чтобы персонаж ощущался жестоким, нестабильным и опасным.

Контрастные фигуры

Вот пример двух разных персонажей, созданных с двумя очень разными фигурами в основе, которые помогают изобразить два очень разных типа людей.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Квадратные угловатые формы мужского персонажа и округлые формы женского персонажа подчеркивают контраст в их идеализированных мужских и женских чертах. Понимание того, какие значения вкладываются в разные формы и фигуры, поможет анализировать работы и решения других концепт-художников.

А вот три варианта дизайна, каждый из которых использует одну из базовых фигур в качестве основы.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Обратите внимание на то, как меняется ощущение персонажа, несмотря на то, что его пропорции, поза и выражение лица остались прежними.

Сложные фигуры

Основные фигуры можно изменять и комбинировать множеством способов. Эти комбинации могут передавать более сложные значения. Абсолютно квадратный персонаж будет сообщать вашей аудитории что-то очень специфическое. Этот персонаж, скорее всего, будет ощущаться мужественным, упрямым и не слишком смышленым.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Большинство персонажей хорошей истории будут сложнее, что не передать адекватно лишь одним типом фигуры. Придавая сложности языку фигур, вы добавляете сложности персонажу.

Выразительность

Выражение лица, показывающее диапазон эмоций персонажа, лучше отразит его характер. Эмоции могут быть приглушенными и сдержанными или взрывными и сильно преувеличенными. Незначительные изменения в форме глаз, рта и даже бровей вашего персонажа могут кардинально изменить его выражение.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Эмоции можно увидеть по глазам. Даже имея возможность видеть только глаза каждого из этих персонажей, вы можете довольно точно догадаться, какие эмоции он или она может выражать.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм
Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Амбиции

Движущая сила личности персонажа — то, чего он хочет достичь.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Часто неполноценность или недостатки персонажа делают его интересным, и чтобы их выяснить, вашему герою нужна предыстория.

Предыстория

Разработка предыстории вашего персонажа важна, особенно если персонаж задумывается для комиксов или мультипликации. Откуда ваш персонаж? Как он появился? Какие события кардинально изменили его жизнь? Ответы на эти вопросы помогут сделать персонажа достоверным.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Иногда рассказ о предыстории персонажа может быть интереснее, чем его нынешние приключения. Чем продуманней история, тем более реальным будет ваш персонаж. Отношения, хобби, вредные привычки, распорядок дня, вещи, которые он собирает, то, что он ненавидит, каков его дом, чего он хочет достичь — список бесконечен.

Финализация

Даже когда вы думаете, что дизайн вашего персонажа почти закончен, подвергайте сомнению каждый элемент вашего творения, особенно такие детали, как черты лица — малейшее изменение может сильно повлиять на то, как персонаж будет восприниматься.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Такие вещи, как форма головы, прическа, черты лица и так далее что-то говорят о личности или предназначении персонажа.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм
Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Даже то, как одежда сидит на вашем персонаже. Мешковатые, удобные спортивные джоггеры, более прочные и надежные штаны или стильные зауженные джинсы. Вариантов очень много, поэтому обратите внимание на каждую деталь.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Заключение

Суть дизайна персонажа состоит в том, чтобы совершить творческое погружение в неизведанное и извлечь из этой бездны лучший дизайн, соответствующий описанию персонажа.

Основы дизайна персонажей: разработка образа и язык форм

Классные и запоминающиеся персонажи появляются в результате того, что художники вложили в их создание время и творческую энергию. Задумайтесь только: каждый персонаж, которого вы когда-либо видели по телевизору или в видеоигре, был кем-то разработан.

Эта статья — начало небольшой серии об основах дизайна персонажей, впереди еще две.

Перевод сделан Лилией Васильевой, автором в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

#урок #персонаж #дизайнперсонажей

146146
14 комментариев

Эх, когда-нибудь я всё-таки разберу свои закладки и буду применять эти уроки на практике.

6
Ответить

Обязательно, и можно даже пораньше! А то мы еще продолжение переводим, оно тоже (спойлер) оч крутое, и чем дольше откладывать - тем больше закладок придется разбирать.

1
Ответить

Очень крутой материал, только грустно от всего этого, когда вообще рисовать не умеешь)))

2
Ответить

В нашей школе абсолютное большинство сотрудников (авторы тоже, кстати) верят в практику. Если хочется рисовать - надо просто много рисовать, и все придет! 

Ответить

"Округлые фигуры можно использовать, чтобы мужской персонаж ощущался добрым, мягким, счастливым или даже слабым." – сразу Джаггернаут вспомнился

2
Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить