«Microsoft теперь купит всех?» — короткие ответы на насущные вопросы о самой громкой сделке в игровой индустрии

То, о чём могло быть стыдно спросить, но хотелось бы всё-таки узнать.

«Microsoft теперь купит всех?» — короткие ответы на насущные вопросы о самой громкой сделке в игровой индустрии

Microsoft теперь просто возьмёт и скупит всех крупных издателей?

Нет, конечно. Во-первых, у компании всё-таки ограниченное количество свободных средств, а во-вторых — этого не позволят регуляторы. Даже если антимонопольщики дадут Microsoft купить ещё несколько издательств, потом они могут отменить это решение и потребовать продать часть активов (например, FTC хочет, чтобы Meta попрощалась с WhatsApp и Instagram — что пока, впрочем, выглядит нереалистичным сценарием). В любом случае Microsoft не может купить всех и во многом поэтому решила забрать самого главного third-party издателя.

Почему Microsoft просто не поглотит PlayStation или Nintendo?

Нечто подобное регуляторы бы точно расценили как устранение конкурента. Если Sony кто-то и купит в ближайшие годы, то это будет не Microsoft – по крайней мере, пока они сражаются на рынке консолей.

Просто взять и купить любую компанию без согласия её руководства и инвесторов нельзя — ActiBlizz приобретают по обоюдному одобрению двух сторон. Известно, что Бобби Котик не хотел продаваться именно Microsoft, но у компании после турбулентного периода осталось не так много вариантов.

Рыночная капитализация Nintendo — 53,79 миллиарда долларов, на 20 миллиардов меньше, чем Microsoft заплатила за Activision. Однако компания не бедствует и в реальности если бы и продалась, то намного-намного дороже. Даже за ActiBlizz заплатили на 45% больше её капитализации.

Строго говоря, капитализация — это лишь один из способов оценки компании, а не нечто высеченное в камне. На новостях о продаже Activision Blizzard Sony потеряла около 20 миллиардов капитализации, что вполне может отыграть в ближайшей перспективе.

Microsoft теперь самая большая игровая компания в мире?

Технически этого пока никто внятно не посчитал, однако по выручке она теперь точно в большой тройке вместе с Sony и Tencent, опережая Nintendo.

А что там с Ubisoft и EA?

Покупка Ubisoft кем-то из больших игроков рынка — не такой уж невероятный сценарий. Её рыночную капитализацию оценивают лишь в 7 миллиардов долларов, а у EA речь про 38 миллиардов. Обе компании обошлись бы Microsoft не дороже или хотя бы не сильно дороже, чем Activision Blizzard. Кроме того, у Ubisoft накопилось немало проблем.

С другой стороны, наличие денег на такую сделку не обязательно означает, что она состоится. Скажем, продаже Ubisoft может в определённой мере помешать правительство Франции — да и мы уже были свидетелями того, как компания яростно боролась за свою независимость в случае с угрозой поглощения от Vivendi.

If you are wondering about other big game companies that could be acquired, here's who remains (market caps):

-EA: $38B
-Take Two: $18B
-Nexon: $15B
-Bandai Namco: $15B
-Embracer: $10.8B
-Netmarble $7B
-Ubisoft: $7B
-Konami: $6B
-Square Enix: $5.6B
-Capcom: $4.9B
-Sega: $3.6B

PlayStation теперь конец?

Нет, хотя акции компании на фоне сделки заметно обвалились: многие инвесторы считают, что PlayStation 5 лишится Call of Duty и ряда других громких игровых серий.

Sony не сможет ответить Microsoft сделкой аналогичного масштаба, а это значит, что произошедшее для неё — действительно большой шаг назад. PlayStation зарабатывает на мультиплатформенных играх вроде Call of Duty огромные деньги — речь как о проценте от продаж, так и о подписке PlayStation Plus, необходимой для мультиплеера.

В то же время не стоит забывать, что немалая часть стоимости Activision Blizzard базируется на успехах её мобильного подразделения, с которым Sony по факту не конкурирует. В случае с AAA баланс изменился заметно меньше.

Microsoft вот просто так возьмёт и сделает эксклюзивами Xbox, ПК и xCloud в Game Pass все игровые франшизы купленных издательств?

Если говорить прямо, никто не знает. У Game Pass сейчас 25 миллионов платящих подписчиков. Даже если выкинуть в сторону все скидки, «двойки» и прочие лайфхаки, получается, что исключительно на этом сервисе Microsoft физически не может получать больше 250 миллионов долларов выручки в месяц (грубо допустим, что в среднем все платят по 10 долларов) и 3 миллиардов долларов в год. Даже если подписчиков сервиса станет 50 миллионов, эта выручка всё равно будет скромной на фоне стоимости сделки с Activision.

Многие аналитики считают, что это приобретение делает игровой бизнес Microsoft настолько огромным, что она начнёт не только гнать аудиторию на свою платформу, но и зарабатывать на других — в том числе на PlayStation. Мы просто не знаем, в какой мере она планирует это делать.

Так Call of Duty станет эксклюзивом Xbox или нет? Starfield же стала

Starfield и TES — гигантские одиночные игры, которые могут быть проданы десятками миллионов копий (у Skyrim — более 30 миллионов), но они всё-таки не так велики, как Call of Duty.

Call of Duty в деньгах — это как если бы TES выходила каждый год. Не стоит забывать о том, что франшиза приносит миллиарды через Warzone и микротранзакции, а не только через прямые продажи копий.

Автоматически перекидывать все решения Microsoft по Bethesda на активы ActiBlizz нельзя. Многие аналитики считают, что теперь Xbox будет придерживаться смешанной стратегии — количество эксклюзивов увеличится, но с некоторыми франшизами компания начнёт использовать более гибкий подход.

Microsoft может оставить Call of Duty на PlayStation как минимум в перспективе нескольких лет. При сохранении нынешних темпов к 2023 году будет продано не такое большое количество Xbox, чтобы резко отказаться от аудитории PlayStation, среди которой эта серия очень популярна. А вот дальше может случиться что угодно.

Чем может ответить Sony?

По большому счёту она и не обязана чем-то отвечать. Ситуация на рынке не изменится в одночасье. Sony по-прежнему производит и продаёт консоли быстрее, чем Microsoft, а к концу марта ожидается, что будет отгружено более 22 миллионов PlayStation 5 (по самым скромным прикидкам самой Sony) против более 12 миллионов Xbox Series (трудно сказать, сколько точно будет реализовано к марту, но явно на несколько миллионов больше).

Для борьбы с Game Pass Sony уже готовится запустить свой подписочный сервис, и компания наверняка продолжит покупать отдельные студии и инвестировать в них.

Но по большому счёту Sony, вероятно, просто останется Sony и продолжит прокачивать PlayStation 5 с помощью своего главного УТП — линейки эксклюзивов от студий вроде Insomniac, Sony Santa Monica, Bluepoint, Naughty Dog и Sucker Punch. Не стоит забывать и про PlayStation VR 2: она может подтолкнуть к развитию рынок, которым Microsoft на текущий момент не занимается.

Кроме того, Sony может расширять своё влияние не только поглощениями, но и долгосрочными партнёрствами с влиятельными компаниями вроде Epic Games.

Бизнес Activision под крылом Microsoft радикально изменится?

Скорее всего, нет. Сам факт сделки не означает, что Microsoft тут же кинется ломать машину, которая отлично работает. Например, из-за CoD: Vanguard 2021 год для серии был не слишком удачным, однако в целом франшиза в последние годы росла бешеными темпами — в том числе благодаря Warzone и мобильной версии.

Для Microsoft покупать Activision за миллиарды, а потом резко менять её основные методы, рискуя потерять деньги, было бы безумием. Если сдвиги и случатся, то спустя годы.

Microsoft теперь сделает все игры, о которых мечтали фанаты?

Как ни странно, вряд ли. Например, если Activision положила на полку серию True Crime, то сделала это, исходя из её коммерческого потенциала. Представить, что Microsoft вдруг снимет пачку студий с поддержки Call of Duty на то, чтобы возрождать старые IP, сложно. Как и Activision, как и любые другие публичные компании, Microsoft настроена на сверхприбыли, и такие решения даже от «дяди Фила» будут выглядеть странно.

Если же открывать под старые IP новые студии, то на это могут уйти годы — да и то без гарантий на успех. Это хорошо видно по ситуации с 343i — Microsoft специально создала супер-команду для выпуска Halo, но та не пришла в форму до сих пор. Infinite, конечно, стала успехом, однако перенос на год, встряски в руководстве и вырезанный контент — это всё ещё не лучшие знаки.

Тем не менее возрождение каких-то старых франшиз Activision в руках Microsoft всё же реально — если, например, ими заинтересуется какая-то из её уже активных студий. Но вряд ли процесс будет массовым.

Все игры Activision Blizzard упадут в Game Pass? Когда?

Конечно. Вероятно, это случится как только сделку одобрят регуляторы — в 2023 году. Microsoft не скрывает, что тратит миллиарды прежде всего для того, чтобы обеспечить контентом свой сервис, и уже готовые тайтлы из каталога ActiBlizz тут будут иметь огромное значение.

А сделку точно одобрят?

Вряд ли Microsoft стала бы предпринимать попытку поглощения, если бы шансы на отмену сделки были реально высоки. Запрет на продажу может стоить компании 3 миллиардов долларов.

Аналитики были уверены, что Activision Blizzard можно распродать по частям – отдельно Blizzard, отдельно Activision и отдельно мобильное направление. Но если кто может проглотить компанию целиком, так это Microsoft.

Под руководством Microsoft все купленные ей студии расцветут?

Этого никто пока не знает. Пока что даже команды Bethesda, о приобретении которой стало известно в 2020-м, не выпустили проектов, специально созданных для Microsoft.

Суровая реальность такова, что новый владелец может привести не только к процветанию, но и к закрытию — если будут приняты неверные стратегические решения.

Тем не менее настрой у всех сторон сейчас позитивный, а студии вроде Double Fine активно делятся своим приятным опытом работы с новым владельцем.

Game Pass рано или поздно подорожает?

Наверняка. Когда сервис станет доминирующим в игровой индустрии, Microsoft сможет постепенно поднять стоимость подписки, как это делает Netflix. Главное — набрать критическую массу контента, чтобы повышение цены не приводило к слишком большому количеству отписок. Тем не менее это естественный путь роста для подписочных сервисов, когда происходит насыщение рынка.

Фил Спенсер – красавчик?

Несомненно. За последние несколько лет он стал одним из самых влиятельных людей в игровой индустрии и теперь руководит гигантским конгломератом, охватывающим самые разные её сферы. При этом у Microsoft нет репутации абьюзивного работодателя и компания по-прежнему продолжает держать в первую очередь дружелюбный к геймерам курс.

669669
311 комментарий

Фил Спенсер – красавчик?НесомненноСуть статьи

601

Аминь!

20

ну рили симпатичный мужчина

13

Ну а че нет, скупил половину игровой индустрии, чем не красава?

4

Комментарий недоступен

141

Кстати, текст написано в основном на базе выкладок аналитиков WSJ, Bloomberg и других изданий. Я просто всё скомпоновал в одном месте.

133