Этот материал не для Вас (возможно)

В Windows 11 сломан SDR и это проблема для владельцов экранов с поддержкой HDR

Этот материал не для Вас (возможно)

Благодарность @Art bit за наводку на решение данной проблемы

В чем суть? Ключевой параметр отвечающий за яркость и контрастность вашего изображения это гамма-кривая. У нее могут быть разные значения. Для кино принят стандарт 2.4, для Персональных Компьютеров утвердили 2.2, который лучше подходит для работы в светлом помещении. Однако в Windows 11, по какой-то нелепой причине гамма кривая наглухо сбита в области черных тонов. Из-за чего и без того светлый вариант гаммы (2.2) в темных сценах превращаеться в щит-парад серой каши. Проблема довольно сильно ощущаеться на OLED и Мини-LED экранах.

На самом деле у данной проблемы есть вполне конкретная причина. А точнее целых две. Во-первых: У всех современных экранов есть трудности с отображением темно серых тонов. Классические IPS и даже VA, без зональной подсветки просто не способны отобразить эту часть спектра. У мини-LED вариантов дела обстоят лучше, но могут возникнуть проблемы при отображении контента где на соседних пикселях расположены яркий и темный участки сцены. У OLED другая проблема - Black crush. Ему свойственно выключать пиксели там где не надо, что может приводить к потере мелких деталей на очень темных участках изображения. Во-вторых: Темные участки изображения в условиях ярко освещенного помещения человеческий глаз просто не способен различать. И для лучшей читаемости изображения этот участок гаммы приподнимают.

Само по себе подобное поведение Windows не являеться крупной проблемой. При грамотно настроенном экране и подборе гаммы в самой игре вы все еще получите достойную картинку. Однако все меняеться при переходе в HDR-режим.

HDR режим в играх - фейк (Иногда)

Дело в том что реализация HDR в современных играх это все еще уникальная история. От игры к игре варианты исполнения рознятся. Однако в общем игры можно поделить на две категории: Те что выполняют HDR рендер как положено, используя PQ и правильной калибровки и те что просто растягивают SDR преподнося его в контейнере с широким динамическим диапазоном. Ко вторым так же относиться любой внешний вариант добавления HDR - будь то активация через ".ini" файл, или SpecialK или функцию автоHDR от Майкрософт. Во всех этих случаях базой выступает именно SDR режим игры. Тот самый который сломан. И при переносе изображения с покалеченной гамма-кривой в расширенный динамический диапазон проблема усугубляеться драматически.

Изображение с исходной кривой в Windows 11
Изображение с исходной кривой в Windows 11
Изображения с исправленной кривой и значением 2.2
Изображения с исправленной кривой и значением 2.2

Если вы смотрите на два изображения выше и такие: "А зачем он прикрепил два одинаковых изображения?" То статья и вправду не для Вас. А точнее не для вашего экрана. Проверено мной лично: На экране старого МакБука я при помощи лупы и такой то матери смог отыскать различия всего в паре мест и то с натяжкой. Дома на основном экране увидел их моментально.

Решение проблемы:

Решение проблемы нашел пользователь Дилан Рага с сайта GitHub. На выбор по ссылке есть два решения. Первый простой: Скачиваем калиброванный профиль для HDR и применяем его. Так как у Дилана в качестве экрана LG C2, то подойдет этот профиль для любого не привередливого владельца OLED телевизора от LG серий С и B от девятой до второй, а так же мониторов основанных на их матрицах, например GIGABYTE AORUS FO48U. Если же у Вас другой экран или вы просто такой же задрот по части настроек как и я, то Вам подойдет второе решение. Именно его я вам и рекомендую.

В статье автора оно описано весьма детально и реализуеться легко. Стандартные значения в генераторе кода подобраны отлично и можно ничего не менять, однако для себя я выбрал гамму 2.4. С ней изображение становиться чуть более темным и контрастным.

После проделанных манипуляций изображение во многих играх может Вас удивить. Даже там где вы этого не ждали. Ведь по сути, выше указанная манипуляция не должна затрагивать игры с настоящим HDR режимом. И она их и не затрагивает. В киберпанке уровень черного все еще завышен. Но, например, в WarThunder эффект, внезапно, есть.

Нативная подержка HDR, говорите? Ну-ну...

Впрочем для меня это не стало сюрпризом. Косвенно о реализации HDR в игре можно судить по настройкам которые та предоставляет и их эффекте на картинку. И если среди прочих Вы видете настройку гаммы, то сомнений быть не может: Игра лишь имитирует HDR.

Предлагаю в следующем материале об этом и поговорить. Расскажу на примерах о реализации HDR в играх. А так же покажу как граматно настроить, добавить или даже отключить HDR в той или иной игре.

А на сегодня все. Вполне возможно Вам данный материал покажется слишком пустым и бесполезным, но я Вас предупреждал. Спасибо что пришли и прочитали, и двойне спасибо, если оставили комментарий и поставили лайк. Всем удачи, Всем пока!

8888
130 комментариев

Зачем садиться на сырую винду?

1
Ответить

Ой вот этот тезис так утомил. Одно и то же. Я помню как семерку засирали во времена ХР, потом висту, потом то же самое про десятку долгое время. Теперь адепты десятки срут 11. Уже надоело.
Как и всегда в новой винде, вы не поверите, есть новые фишки которые людям необходимы. Нормальная поддержка HDR одна из них.

39
Ответить

так в 10 винде хдр ещё хуже реализован

8
Ответить
Комментарий удалён модератором

Много технических сложностей, и стандартизация шибко кучерявая. Плюс каждый хочет урвать свой кусок пирога своими псевдо-стандартами.

2
Ответить

покажеться

6
Ответить

Спасиб)

Ответить