[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["vr","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 30, "likes": 33, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "gamedev", "id": "3096" }
Вадим Елистратов
8 535
Gamedev

Чем похожи и чем отличаются попытки Sony продвинуть 3D-гейминг и VR в массы

История двигается по спирали.

Поделиться

В избранное

В избранном

3D

Январь 2011 года. Главная тема технологической выставки CES для Sony — домашнее 3D. Компания показывает 3D-телевизоры, плееры Blu-ray 3D и даже 3D-ноутбуки, а также обещает яркое будущее 3D-гейминга.

Несколькими месяцами ранее один из топ-менеджеров Sony Говард Стрингер (Howard Stringer) предсказывает, что 2011-й — это год, когда «3D станет по-настоящему личным» и докажет всем, что оно больше чем «научная безделушка».

Ещё до E3 2011 года Sony анонсирует несколько громких игр с поддержкой 3D — Uncharted 3, SOCOM 4, Mortal Kombat, Virtual Tennis 4. Геймерам в этих проектах обещают два режима: обычный 2D и 3D с ухудшенной графикой.

На E3 2011 немалая часть презентации тоже посвящена понятно какой технологии. Sony обещает, что как минимум 100 игр получили или получат поддержку 3D в ближайшее время, а PlayStation называют «ультимативным решением для 3D».

В компании понимают, что технология является недоступной для многих геймеров из-за цены и анонсируют готовое решение — 24-дюймовый 3D-телевизор в комплекте с 3D-очками, HDMI-кабелем и копией шутера Resistance 3. Стоимость набора — 499 долларов.

Спустя полтора месяца после E3 представитель Sony Мик Хокинг (Mick Hocking) даёт обширное интервью порталу Develop на тему 3D. Он больше всего сожалеет, что разработчикам не всегда удаётся сделать качественный 3D-контент.

Тем не менее Хокинг считает, что это всего лишь проблемы роста. Разработчиков можно обучить, а 50 миллионов проданных PS3 должны обеспечить технологии мощную поддержку.

История 3D — это хроника взлётов и падений, поэтому люди относятся к очередному позитивному витку со скепсисом и спрашивают, задержится ли 3D надолго в этот раз. Мы думаем, что 3D точно пришло надолго. [...]

Размер рынка 3D напрямую связан с размерами рынка 3D-телевизоров. Я думаю, что в Великобритании сейчас 2,5% телевизоров поддерживают 3D, а к 2015 году их доля вырастет до 40%.

Цена 3D TV падает, так что мы ожидаем большой рост спроса на 3D-рынке.

Мик Хокинг, представитель Sony

Что из этого получилось

В марте 2016 года компании Philips и Samsung объявили об отказе от использования технологии 3D в своих телевизорах. LG и Sony также запланировали заметное сокращение подобных устройств в своих линейках.

3D мертво. Оно никому на самом деле не нужно. А ещё оно слишком усложняет телевизоры. Технология просто-напросто не отвечает запросам потребителей.

Дэнни Тэк, директор по планированию продуктов Philips

Впрочем, для Sony 3D «скончалось» ещё в 2013 году. Последней 3D-игрой на PS3 стала Gran Turismo 6, после чего компания тихо похоронила свои планы по захвату мира с помощью этой технологии. Sony даже не выполнила своего красивого обещания: на PS3 вышло всего 78 3D-игр, а не 100.

3D-гейминг исчез и на ПК, а сама технология как явление осталась только в кинотеатральных версиях голливудских блокбастеров (да и то не всех). Рынок телевизоров пошёл в сторону увеличения традиционных характеристик — чёткости и цветового охвата (4K и HDR).

VR

СМИ регулярно называют 2016-й «годом виртуальной реальности», и ожидания он начинает оправдывать ещё с января.

Рассказав о своём VR-шлеме заранее, Sony пропускает выставку CES, позволив разгуляться на ней конкурентам из HTC и Oculus VR: они также планируют выпустить свои решения на рынок до конца года.

Однако на E3 2016 ситуация 2011-го во многом повторяется. Показав несколько обычных игр для PlayStation 4, Sony объявляет стоимость PS VR. В отличие от 3D-телевизора, шлем стартует без игры в комплекте и по меньшей цене — 399 долларов.

PS VR напоминает дешёвый 3D-телевизор от Sony идеологически: на рынке есть другие решения, но своим поклонникам компания предлагает опцию с низким ценовым порогом вхождения. Только вот с PlayStation 4 другие шлемы не работают.

Поскольку PS VR — почти отдельная платформа, Sony обещает выпустить для шлема всего 50 игр до конца года, а не 100, как в случае с 3D.

VR предлагает полностью новую парадигму геймплея и управления, поэтому VR-адаптаций почти нет (на общем фоне выделяется Resident Evil 7). Вместо какой-либо доработки уже существующих проектов разработчики предпочитают выпустить новые — вроде Batman Arkham VR. Об играх уровня Uncharted на VR приходится только мечтать.

В интервью, последовавших за E3, сотрудники Sony более осторожны в прогнозах, чем в случае 3D, но вновь возлагают надежды на количество проданных консолей и, соответственно, внушительную пользовательскую базу.

Мы полностью уверены в нашей линейке из 50 игр: они позволят геймерам почувствовать первоклассный VR-экспириенс.

У нас под ногами «твёрдая земля» из 40 миллионов проданных PlayStation 4: все они прекрасно подходят для PS VR.

Джим Райан, представитель PlayStation

Что из этого получилось

К концу 2016 года для PS VR вышло как минимум 46 игр. В основном это тиры, недорогие «бродилки», наборы демо-версий и различные нинтерактивные проекты.

Только семи из них удалось набрать рейтинг Metacritic выше 75 из 100. Первую строчку занимает схематичный экшен Rez Infinite, который прекрасно чувствует себя и без VR.

А о продажах представители Sony до сих пор молчат, отвечая на прямой вопрос об отгрузках размытыми фразами: «Устройство можно купить где угодно». Как и в случае с 3D, компания ждёт, когда разработчики найдут подход к технологии.

Я ожидал, что уйдёт время на то, пока разработчики разберутся с PS VR и найдут для неё наилучшие сценарии использования.

Я всё ещё верю, что это ключевой момент. Но даже те игры, которые уже вышли, играются на PS VR просто невероятно.

Сюхэи Ёсида, президент Sony Worldwide Studios

По данным аналитиков из SuperData, в 2016 году Sony отгрузила меньше 750 тысяч PS VR. Хотя официальные цифры могут заметно отличаться, это говорит о том, что за рождественский период компания пока не набрала достаточную базу пользователей, чтобы на платформе можно было выпускать дорогостоящие проекты.

Аналитики отмечали, что многих геймеров от PS VR могла отвлечь PS4 Pro. Более мощная версия PS4 вышла почти одновременно со шлемом, тогда как пользователи получили от компании явный сигнал: сначала нужно поменять приставку.

СМИ до конца года создавали завышенные ожидания от виртуальной реальности, которые рынок не был способен оправдать чисто физически. Отсюда — негативные публикации.

Например, в конце ноября SuperData назвала VR-шлемы «главными лузерами» сезона распродаж 2016 года. А портал Engadget и вовсе назвал 2016-й «годом дополненной реальности», намекая на то, что феномен Pokemon Go уже наверняка изменит игровой рынок, а вот виртуальная реальность — не факт.

Тем временем инди-разработчики поочерёдно жалуются на то, что в VR-индустрии денег не заработаешь: и весь рынок пока что держится на субсидиях от платформодержателей.

Взлетит или не взлетит

Если посмотреть на то, как Sony пять лет назад продвигала 3D-гейминг, можно сказать, что нынешняя уверенность компании в PS VR не значит практически ничего.

Никто не гарантирует, что года через два для шлема Sony не выйдет последняя игра, а разработчики не начнут искать новые пути развития. Никто не гарантирует того, что HTC Vive и Oculus Rift не превратятся в узкоспециализированные инструменты.

Сторонники VR часто напоминают, что технологию поддерживает гиганты уровня Facebook и Samsung со своими миллиардами и почти неограниченными ресурсами, и свято верят в то, что VR всё-таки получит существенную роль в жизни людей. Однако и этот аргумент легко парировать, если вспомнить, что Google Glass не помогла «взлететь» Google, а Apple вот уже второй год не может протолкнуть Apple Watch.

Битва за виртуальную реальность только-только вступила в активную фазу, и шансы у технологии закрепится всё ещё высоки. Но не стоит забывать о том, что пять лет назад вся медиаиндустрия, включая ту же Sony, с треском провалилась, попытавшись заставить зрителей потреблять контент в достаточно лёгких очках. Что уж говорить о тяжёлых, дорогих и полностью отрывающих от реальности шлемов.

#VR #аналитика

Статьи по теме
Британская компания научила шлем PS VR работать с играми для Windows
Гарнитура виртуальной реальности PS VR стала одним из лучших изобретений 2016 года по версии Time
Аналитики снизили прогноз продаж гарнитуры PS VR до 750 тысяч экземпляров
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться