О пресетах в музыке

Размышления о том, должно ли быть стыдно музыканту, если он не до конца является автором своего творения.

Долгое время мне казалось, что использовать пресеты (ранее предустановленные параметры) синтезаторов или семплы — это халтура. Всегда думал, что настоящие профессионалы настраивают синтезаторы на желаемое звучание с исходных настроек. Мне было недостаточно многочисленных лекций о том, что все используют семплы, и что это нормально. Мнение поменялось, когда я наткнулся на две любопытные ситуации, связанные с виртуальным синтезатором Sylenth1.

Hotline Miami и лунная пыль

По моему мнению, Hotline Miami — настоящее произведение искусства. В игре, сделанной на конструкторе, прекрасно всё: визуальный стиль, сеттинг, сюжет, геймплей и музыка. Особенно музыка. Во многом благодаря превосходному саундтреку, которым можно наслаждаться вне контекста игры, а значит, делиться с друзьями, игра обрела популярность и коммерческий успех. Но есть одно но: трек M.O.O.N. — Dust, являющийся главной темой игры, использует в качестве главной мелодии пресет Sylenth1. Что интересно, пресет даже никак не перенастроен, т. е. в секвенсоре не была изменена хотя бы одна нота.

M|O|O|N — Dust

Стало ли это скандалом? Конечно, нет. Трек определенно хорош, хоть и не заседал бы так в голове, не будь в его основе той самой мелодии из пресета. А если никто от этого не пострадал, то ничего плохого в этом и нет.

Фильм Ex Machina и The Prodigy

При прослушивании трека Wild Frontier с последнего альбома группы моего детства, The Prodigy, меня не покидало странное ощущение. Первые несколько секунд казались до боли знакомыми, а в голове в это время неизбежно появлялся образ Донала Глисона. Так продолжалось несколько месяцев, и связь между рыжим ирландским актёром и вступлением песни не хотела проявляться.

The Prodigy — Wild Frontier

Был как-то день, когда мне захотелось переслушать саундтрек к научно-фантастическому фильму Ex Machina. На одной из композиций меня стало беспокоить в точности то же чувство.

Ben Salisbury & Geoff Barrow — Bunsen Burner

Донал Глисон исполнил в фильме главную роль. Связь стала ясна. Мелодия вступления Wild Frontier и мелодия из фильма чудовищно похожи, причём не только нотами, но и звучанием. Мне показалось это слишком удачным совпадением, ведь, согласно базе данных Gracenote, в мире всего около 130 миллионов выпущенных песен. Вероятность такого совпадения катастрофически мала, поэтому у меня возникла другая гипотеза, позже получившая подтверждение: The Prodigy и авторы музыки к Ex Machina использовали один и тот же пресет на одном и том же синтезаторе.

Сначала компания Lennar Digital, разрабатывающая Sylenth1 гордо заявила о том, что The Prodigy использовали в своей песне пресет 392: ARP Firefly:

Спустя два месяца в комментариях к аналогичному посту на Фейсбуке представители компании подтвердили, что этот же пресет используется в саундтреке к фильму:

О пресетах в музыке

Стало ли на этот раз использование пресета без изменений поводом для скандала? Снова нет. Результат в обоих случаях снова вышел достойным, и снова никто не пострадал от этого.

Либо Lennar Digital создаёт для своего синтезатора настолько качественные пресеты, что их можно использовать сразу или с минимальной регулировкой, либо полное авторство мелодии никого не волнует, если композиция вышла достойной и приятной. Верными, конечно, могут оказаться оба утверждения.

Deadmau5 и орган

Оригинальная инструментальная версия трека Ghosts’n’Stuff была выпущена Джоэлем Циммерманом в 2008 году, а в 2009 Deadmau5 выпустил «ремастер» — новую версию композиции, в этот раз с вокалом Роба Свайра, солиста The Pendulum. После этого трек прошумел по всему миру, принёс Циммерману (и Свайру тоже, наверное) оглушительный успех и стал классикой поп- и EDM-сцены. Лично я всегда любил эту песню за невероятно удачное сочетание органа и голоса Свайра. И тот, и другой звучали по отдельности гармоничнее некуда, а вместе заставляли уши сходить с ума.

Deadmau5 feat. Rob Swire — Ghosts'n'Stuff

А у того самого органа, как оказалось, весьма простая основа — это всего лишь пресет под номером 179 встроенного в FL Studio синтезатора Sytrus, который называется 4 drawbars. Это лишний раз доказывает, что первичен прежде всего талант творца, а не его инструменты.

Страшные монстры и классные спрайты

Другой, не менее культовый трек, Scary Monsters and Nice Sprites Скриллекса был частью основы, на которой будет строиться почти вся EDM-сцена с 2011 года, нравится вам это или нет. В треке используется еще один пресет Sylenth1 — на этот раз LD Screamer.

Skrillex — Scary Monsters And Nice Sprites

Nero и их «судный день»

Что общего у Borderlands 2 и у сериала «Отбросы»? В них так или иначе использовалась композиция Nero — Doomsday:

Nero — Doomsday

А в ней в свою очередь используется пресет, благодаря которому звучание трека может показаться весьма знакомым. Это связано с тем, что пресет № 23 HOV: Dominator из всё того же Sylenth1 обрёл большую популярность у EDM-продюсеров. И не только! Так, например, ближе к концу песни Childish Gambino — Earth: The Oldest Computer вы можете услышать знакомый звук:

Childish Gambino — Earth: The Oldest Computer

The Chemical Brothers и танец лосося

Последний пример — песня Salmon Dance дуэта The Chemical Brothers:

The Chemical Brothers — Salmon Dance

Здесь используется пресет Big Deeper синтезатора Massive, также весьма популярного инструмента в арсенала электронного музыканта.

Вывод

Пока я занимался этим мини-исследованием, я пришёл к мысли о том, что неважно, используются ли в той или иной песне наработки других людей.

Во-первых, важен прежде всего талант и мастерство композитора / продюсера / исполнителя. От них зависит, как хорошо будет звучать в конечном счёте песня.

Во-вторых, искусство по сути и основано на переосмыслении и комбинировании прошлого опыта — everything is remix.

В третьих, это не вредит конечному результату. Количество реальных и виртуальных синтезаторов исчисляется тысячами, и для каждого подготовлены десятки пресетов. Из-за этого мы не страдаем от однообразия музыки (на самом деле страдаем, но это уже другая тема для обсуждения).

Любите музыку и изучайте её с разных ракурсов :)

Источники

Ссылка на оригинальную статью — http://blog.ildarkarymov.ru/all/presets-and-samples/

Есть идеи для крутых статей? <a href="https://dtf.ru/flood/37891-dobro-pozhalovat-v-dtf-gang" rel="nofollow noopener" target="_blank">Присоединяйся!</a>
Есть идеи для крутых статей? Присоединяйся!
5353
33 комментария

Комментарий недоступен

33

Надо начать с того, что надо самому зачать козла.

2

Комментарий недоступен

1

Удивлен, что не упомянут этот трек, потому что в 2007 он играл везде, и был написан ТОЛЬКО дефолтными семплами из fl studio.

3

Комментарий недоступен

1

О, а это для меня открытие )

При прослушивании трека Wild Frontier с последнего альбома группы моего детства, The Prodigy, меня не покидало странное ощущение

3