Давайте вспомним и ту восхитительную чепуху, которую писали А. Э. Ван-Вогт и Чарльз Харнесс, и представления о будущем, бытовавшие в 50-е годы на страницах «Popular Science» и «Mechanix Illustrated» (позже спародированные Гибсоном в рассказе «Континуум Гернсбека»), рваные ритмы Альфреда Бестера и промышленную рекламу из павильонов Всемирной Выставки 1964 года, певца пустынных улиц Харлана Эллисона и японское коммерческое искусство, панковские выходки Джона Ширли и постепенный отход от аркадианизма — пасторально-антитехнологического утопизма 60-х.
В общем, смешайте в сильных дозах ранних Дилэни и Желязны, добавьте нескольких писателей-нефантастов, немного Варли и щепотку Стэплдона – вот вы и получите первичный бульон, из которого выросла впоследствии эта новая форма жизни.
Киберпанк будет мёртв, пока занимающиеся им люди не осознают, что главным антагонистом в жанре должны быть не технологии, которые якобы отбирают у нас человечность, а корпорации, которые стоят между нами и пользой, которую эти технологии способны принести.
Никогда клятый копетализм не портил житуху и вот опять.
Ну идея киберпанка в другом. Точнее нет никакой идеи. Особенно идеи типа "менять общественный строй" или "делать революции". В классическом киберпанке каждый решает свои насущные проблемы (хакеры воруют данные корпораций, корпорации нанимают хакеров), никто не хочет ничего изменить кроме, возможно уровня своей жизни (Джонни-мнемоник, трилогия муравейника). Гибсон в своих киберпанк-произведениях тщательно избегал тем революций и прочих глобальных идей принципиально, чтобы они не стали похожи на набившие тогда оскомину космические оперы. Остальное (даже матрица) - посткиберпанк.
Очередн_ая мамкин_а коммунист_ка пытается вплести идеологию туда, где ее никогда не было. Ни Гибсон, ни Стивенсон, (ни, тем более, "киношный киберпанк" типа бегущего и призрака в доспехах) главной проблемой киберпанка видели не корпорации, не технологии, а непредсказуемую трансформацию общества, связанную с технологическим бумом. Этика, мораль, ее метаморфозы в антураже возможного недалёкого будущего - это совсем про другое, как бы тебе этого не хотелось.
Трилогия Моста Гибсона заканчивается в мире самой малостью отличающейся от нашего. Киберпанк мертв потому что те самые технологии, которых так боялись классики вошли в нашу жизнь и... ничего не изменилось! Люди остались теми же самыми, одна индустрия корпораций зла сменилась другими, государства не развалились, преступность резко пошла вниз (на западе в 90-ые, у нас чуть позже), а человечество шагает в сторону "Прекрасного нового мира" с легальными наркотиками и островами дауншифтеров.
Ой, а кто же без корпораций создаст хоть какие-то технологии? Совок 2.0 и пургинян, небось? Таз 2101 опять?
киберпанк это технологичный нуар