[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Андрей Верещагин", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0433\u0435\u0439\u043c\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 16, "likes": 35, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "section": "pro" }
4 010
Gamedev

Советы игровым копирайтерам: как создавать персонажей

Рекомендации от креативного директора харьковской студии Plarium Максима Ерёменко.

Поделиться

В избранное

В избранном

Автор работал на позициях игрового копирайтера и руководителя команды «текстовиков» из семи человек в течение пяти лет. В третьей часть цикла статей о своих методах работы Максим Ерёменко расскажет, как создавать интересных персонажей и заставить игроков в них поверить.

В прошлых статьях мы обсудили, кто такой игровой копирайтер и как писать хорошие тексты. Сейчас я хочу поделиться методом разработки игровых персонажей, который сократит время на создание интересных историй.

Сразу оговорюсь: в первую очередь статья будет интересна тем, кто в индустрии недавно.

Существующие подходы к созданию персонажей

Создание убедительных персонажей — один из краеугольных камней сюжетной драматургии. Обычно оно тесно связано с подходом к структуре сценария. Вариантов структуры очень много — от классического трехактного, до легкого экстремизма Джона Труби. А ещё есть подходы Макки, Гулино, Шехтера, Снайдера, Проппа — тысячи их.

Но иногда гораздо проще и веселее отталкиваться не от сценарного плана, а от поведения самих персонажей: в таком случае сюжет рождается из поведения героев в различных ситуациях. При этом, на мой взгляд, не нужно расписывать биографию протагонистов на десяток листов. Ключевым драйвером развития характеров и истории будет речь.

Это даёт большую гибкость в разработке мобильных и браузерных игр, где требования к проработке сюжета проще и его роль не так важна, как в сложных проектах вроде «Ведьмака». К тому же, нужно учитывать специфику разработки таких игр: всё меняется очень часто и быстро — вплоть до core-геймплея. Поэтому гибкость и простота очень важны, если не хотите переписывать весь лор сверху донизу четыре раза подряд.

Прежде чем приступать к созданию персонажей, нужно хорошенько подготовиться. В этом помогут несколько простых принципов.

Глубоко понимайте сеттинг

Это важно на всех этапах работы с игровыми текстами.

Если в игре про пиратов Карибского моря главные герои общаются на языке пиратов Силиконовой долины, у игроков возникает диссонанс, который может испортить впечатление от геймплея.

Изучайте особенности сеттинга, чтобы заложить дополнительные детали в личность своих персонажей: их речь, внешний вид, особенности поведения.

Например, в «Войнах престолов» (Stormfall: Rise of Balur) Владыка Хаоса Балур говорит на смеси диалектов орочьего языка. Это сделало персонажа по-настоящему сочным и добавило глубины игровому миру.

В статье с советами игровым копирайтерам я поднимал тему фреймов — это очень полезный инструмент для проверки на соответствие сеттингу.

Играйте в вашу игру

Ключевой принцип для успеха в игровой индустрии.

Каждый день проводите минимум час в своих играх и ещё час — в лучших проектах конкурентов.

Если вы не играете в свою игру, не понимаете, где и в какой момент будут показываться персонажи, как это будет связано с геймплеем и какое целевое действие должен совершить игрок, — велика вероятность того, что на волю вырвется Внутренний Писатель.

Держите Внутреннего Писателя в узде

Иногда игровые копирайтеры усложняют там, где это никому, кроме них, не нужно. Особенно игроку, который хочет получить удовольствие от игры, а не пробираться сквозь портянки заумного текста.

Будьте проще. Помните: вы пишете не для себя, а для своей целевой аудитории. Персонажи должны помогать игроку выполнять определённые действия в игре — завершать задания обучающей кампании или проходить сюжетную миссию.

Выбирайте источники вдохновения

Правильно подобранные референсы важны не только для художников, но и для копирайтеров.

Сбор и изучение информации — первая стадия разработки лора и главных персонажей в новом проекте. Обычно это десятки тематических фильмов и сериалов, множество игр, хорошая стопка нон-фикшн литературы и огромное количество статей и видео. Иногда необходимо обращаться за консультациями к специалистам различных направлений — например, историкам или военным.

Основные источники вдохновения должны коррелировать с сеттингом: можно, конечно, в «Звездных войнах» искать идеи для игры про Вторую мировую, но лучше обратиться к «Спасти рядового Райана» и «Брестской крепости». Иногда существует деление даже в рамках одной темы: если вы хотите сделать игру про современную войну, лучше ориентироваться на «Апокалипсис сегодня» и «Поколение убийц».

Следите за качеством источников и фильтруйте идеи — в мире слишком много эклектичных игр, у создателей которых нет вкуса.

И, пожалуйста, пишите очень короткие, функциональные описания игрового бэка – лучше, по мере необходимости, доделывать небольшие его части, чем тратить ресурсы на пространные описания тысячелетней истории мира, которые всё равно никто не прочтет.

Когда база референсов готова, из неё можно выбрать подходящие типажи для героев. Иногда бывает совсем не зазорно взять чужого персонажа и творчески его переосмыслить — в конце концов, все мы воруем у древних греков.

Здесь на помощь приходит профайл персонажа.

Профайл персонажа

Простой документ на две страницы, в котором будет всё, что вам и любому участнику проекта нужно знать о герое. В предыдущей статье я рассказывал о разработке personas для работы с целевой аудиторией — по сути, нужно создать точно такую же «персону», но уже в качестве героя игры.

Старайтесь добавлять в профайл только те факты, которые помогут раскрыть личность персонажа и определят то, как он говорит, а значит — думает и действует. Отталкиваясь от профайла, вы будете строить свою историю.

Чтобы вам было проще, я поделюсь несколькими профайлами, которые мы создавали для игр Plarium.

Вот Юрий Гранин — безжалостный, но харизматичный торговец оружием из Soldiers Inc.

А это мой любимчик — бард Рагнар Лукавый, смышлёный малый и редкий раздолбай, советник (а иногда и вынужденный заместитель) помпезного короля Бьёрна.

Как вы уже заметили, в дело вступил главный драйвер развития персонажей и истории — живая речь. О ней и поговорим.

Живая речь

Мы добрались до самого важного: как говорят, мыслят и действуют персонажи. Дальше будет несколько достаточно известных приёмов написания диалогов с примерами из игр, над которыми я работал.

1. Знайте цель

Что должно произойти в игре? Какие действия совершает игрок? Что он получит в награду? Обычно есть каркас из плана целевых внутриигровых действий, на который наращивается сюжет, но иногда (гораздо реже) возможна обратная ситуация: сам копирайтер предлагает, что будет происходить в игре.

2. Используйте «что, если…»

Это базовый приём, который можно встретить во многих книгах по писательству. Любая хорошая история начинается с предположения «что, если…».

Что, если во время физического эксперимента в секретном научном комплексе молодой ученый спровоцирует вторжение монстров из параллельного мира?

(Half-Life)

Что, если Семь королей, правящих оставленным богами миром, в одночасье погибнут от рук неизвестного убийцы?

(«Войны престолов»)

То же правило справедливо и для небольших сцен — таких, как задания сюжетной кампании или игрового туториала.

Что, если во время очередной пьянки король Нордхейма бесследно исчезнет и его место займет истеричный бард, который обратится к игроку за помощью?

(«Норды: Герои Севера»)

Что, если легендарному командору космического флота нужно будет доказать свою крутость агрессивному лидеру инопланетной расы воинов?

(Mass Effect 2)

Как уже сказано выше, каждое «что, если» должно быть привязано к конкретному целевому действию в игре. Что должен в результате сделать или узнать игрок? Построить бараки? Получить информацию или предмет, нужный для квеста? Поскольку игры — это не литература, нужно совмещать развлекательный и утилитарный подходы.

3. Прислушивайтесь к разговорам вокруг

Хорошие диалоги рождаются из умения прислушиваться к разговорной речи окружающих в совершенно разных ситуациях.

Подмечайте характерные интонации, обороты, жаргонизмы, артикуляцию, акценты, дефекты речи — и записывайте их в блокнот. Это относится как к повседневной жизни, так и к просмотру качественных «разговорных» фильмов, где над диалогами потрудились мастера жанра — хорошим примерами будут недавний «Джобс» или новый сезон «Фарго».

Со временем вы научитесь чувствовать разговорную речь и создавать правдивые диалоги на основе своего опыта.

4. Оживляйте персонажей речевыми фишками

Этот пункт тесно связан с предыдущим: чем лучше вы знаете разговорный жанр, тем больше инструментов, приёмов и уловок сможете использовать для обогащения речи героев.

Именно из этих фишек создаётся убедительный характер — и именно они в результате определяют развитие той или иной ситуации в сюжете.

Это — бравый генерал Лапидус из «Правил войны», один из первых наших персонажей. В русской локализации мы решили «разукрасить» его речь военным жаргоном а-ля «ДМБ».

А этого парня вы уже знаете. Поскольку Рагнар — бард, иногда он говорит при помощи песен.

5. Раскрывайте характер

Используйте речь персонажей, чтобы раскрыть их мотивы, характер и прошлое. Несколько сказанных героем фраз могут сделать больше, чем пара страниц текста. Особенно круто не делать персонажей строго хорошими или плохими, умными или глупыми. Недавний сериал «Молодой Папа» можно рассматривать как золотой стандарт по созданию неоднозначных героев.

Вот несколько примеров того, как раскрыть характер через речь.

Безумный бог-трикстер Ловар из «Войн престолов» помогает игроку найти убийц Семи королей, чтобы остановить гражданскую войну.

Затем он обманывает игрока, чтобы устроить настоящий геноцид в Штормфолле.

Но потом оказывается, что он не такой уж и плохой парень — его жестокие методы продиктованы божественной сущностью.

6. Отдайте управление героям

Если вы всё сделали правильно и обладаете толикой писательского таланта, то в какой-то момент почувствуете, что персонажи берут контроль над развитием истории и начинают писать её за вас. В этом главный секрет подхода, который описан в статье, — и именно поэтому в ней нет примеров того, как писать диалоги.

В конце концов, если речь персонажей формирует сюжет — дайте им выговориться!

Самый классный способ отточить этот навык — быть мастером в настольных ролевых играх в офлайне. Если вас пугают сложные правила, играйте в «словески». В них упор делается именно на персонажей, историю и контактную импровизацию, а математические расчёты максимально упрощены.

7. Учитывайте окружение

Что происходит вокруг героя? Как это может повлиять на развитие событий или на то, как он говорит? Что можно выиграть на этом для истории и продукта?

Это лучше объяснить на практике: в этом эпизоде мистер Блэк, наставник игрока из Soldiers Inc., выдаёт очередную PvE-миссию.

8. Пишите кратко (и ещё короче)

Короткие фразы делают речь персонажей легче, быстрее, убедительнее. Они облегчают восприятие текста игроком и повышают шансы того, что он не «скипнет» сюжетную сцену. К тому же, короткие тексты рациональны с точки зрения продакшна: они сильно помогают при работе с пользовательским интерфейсом, сокращают расходы на локализацию и озвучку.

9. Воруйте как художник

Очень часто требуется написать большой объём текстов быстро, иногда даже внезапно. Бывает и так, что нужная мысль совсем не идет. В таких случаях я применяю небольшой лайфхак: открываю «Блокнот» и вспоминаю/гуглю цитаты из популярной культуры, а потом обыгрываю их в рамках игрового сеттинга.

В эпоху дикого постмодернизма это абсолютно нормально и при правильной реализации дает хороший результат. Например, в «Конфликте» использовались цитаты из таких фильмов как «Темный рыцарь», «Лицо со шрамом», «Форест Гамп», а в «Нордах» активно обыгрывались классические сюжеты из сказок.

В этом примере гениальный учёный Валериус Иванович Томпсон отдает свою жизнь ради великой цели — и я решил процитировать Рамиреса из «Горца 3».

Если такой метод кажется вам недобросовестным — вспомните, какое количество отсылок можно встретить, например, в любой части GTA. Можно также прочитать расшифровку доклада Жени Постебайло о тонкой грани между копированием и вдохновением.

10. Читайте свои тексты вслух

Этот волшебный метод помогает убрать нестыковки, шероховатости и тяжелые конструкции. Также чтение текстов вслух — необходимое условие подготовки финального материала для озвучивания персонажа.

Но о том, как сделать хорошую голосовую озвучку персонажа, мы поговорим в следующей статье.

Что мы узнали

  • Хорошо изучите сеттинг. Выбирайте правильные источники вдохновения.

  • Разберитесь в вашей игре. Изучите продукты конкурентов.

  • Создайте профайл персонажа. Держите Внутреннего Писателя в узде.

  • Определите цели персонажа с точки зрения игровых механик.

  • Придумайте «что, если» для того, чтобы начать историю. Помните о фрейме.

  • Развивайте историю через то, что и как говорят герои. Используйте речевые фишки и учитывайте окружение.

  • Если зашли в тупик — воруйте как художник (и если нет – тоже).

  • Читайте свои тексты вслух и сокращайте их минимум на 20%.

Описанные выше советы не касаются многих смежных тем — таких, как разработка лора, согласование образов персонажей с художниками, требования к текстам обучающих миссий и человеческие жертвоприношения продюсеру. Тем не менее, используя данный алгоритм, вы сможете создавать интересных персонажей для небольших игр, где импровизация часто важнее строгого плана.

#опыт #геймдизайн

Статьи по теме
Советы игровым копирайтерам: как писать хорошие тексты
Советы игровым копирайтерам: как собрать референс-лист для художника
Своя игра: руководство по настольным RPG
Художественное воровство: доклад Plarium
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться