Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Смахиваем со стола ядерный пепел и вперёд.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Постапокалиптический сеттинг обычно знаком всем через игры и кино, но и настолки тут не отстают. Мир, полный опасности, постоянная борьба за ресурсы, поиск нового дома для человечества — отличный антураж для самых разных историй. Чтобы было проще ориентироваться, собрали для вас подборку заслуживающих внимания представителей этого настольного жанра. Будет, чем заняться, пока ждём The Last of Us: Part 2, Days Gone и Fallout 76.

Fallout: the Board Game

Подробности: 1-4 игроков, время партии — 90-120 мин.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Начнём, конечно же, со столпа постапокалипсиса в мире видеоигр — вселенной Fallout. Этой популярной франшизе скоро исполнится 20 лет, а первая полноценная настольная игра по лицензии вышла только в конце 2017 года.

Издатель Fantasy Flight Games заботливо перенёс в настольный Fallout все знакомые игрокам атрибуты вселенной. Здесь есть и свободное перемещение по карте пустоши, и квесты, и прокачка персонажей, и сражения с супермутантами, и даже система попаданий в различные части тела. Оформлены компоненты, разумеется, в духе интерфейса Pip Boy, а изображения на карточках выглядят практически как скриншоты из Fallout 3.

Любители настольного жанра «америтреш» здесь почувствуют себя как дома: в коробке с игрой огромное количество компонентов: карточек, миниатюр, гексов игрового поля. Одних только жетонов состояний с десяток различных видов. Характерная для «америтреша» рандомность тоже на месте: все спорные ситуации и бои разыгрываются бросками кубиков, и единственный способ на них повлиять — это прокачка персонажа.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Параметры героев завязаны на системе S.P.E.C.I.A.L., знакомой ещё по первым частям компьютерной игры. Каждая буква отображает определённый параметр — силу, восприятие, выносливость и так далее. Если на карте игрового события указана одна из тех букв, которые у персонажа «открыты», он может перебросить кубики. К сожалению, на этом система прокачки параметров заканчивается: здесь, в отличие от компьютерной игры, нет ни навыков, ни перков.

Зато в настольном Fallout очень достойно реализована нарративная часть. Есть основная сюжетная линия, для продвижения по которой нужно путешествовать по карте и исследовать новые локации. Но есть также и разветвлённая система побочных заданий. Выполнив квест, игрок замешивает в верхнюю часть колоды событий одну или несколько карт с его продолжением. Так можно видеть последствия своих действий: спасённый NPC может прийти вам на помощь, а обиженная ранее группа рейдеров вернётся с намерением отомстить.

Текста на игровых карточках много, но у российских игроков, к счастью, будет возможность прочитать его на родном языке: не так давно издатель Hobby Games объявил о намерении локализовать игру. Помимо этого, скоро настольная линейка Fallout пополнится ещё одним тайтлом — в 2018 году планируется релиз Fallout: Wasteland Warfare, настольной тактической игры с миниатюрами.

«Рейдеры великих пустошей»

Подробности: 2-4 игрока, время партии — 60-90 мин.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

В подобные подборки всегда приятно включать игры отечественной разработки, и «Рейдеры великих пустошей» за авторством Дмитрия Тэлэри — как раз одна из них. По своей стилистике она напоминает серии Borderlands и «Безумный Макс», а геймплей сочетает в себе сразу несколько жанров: тут есть и типичный для «еврогеймов» набор победных очков, и контроль территорий, и построение колод.

Каждый игрок берёт под контроль одну из шести банд рейдеров — все они отличаются по стилю игры. Кто-то хорош в нападении, кто-то — в найме новых рекрутов, а кто-то легко перемещается из одной локации в другую. Игра состоит из четырёх раундов, в каждом из которых игроки стараются разобрать как можно больше победных очков из доступных локаций.

Захватить уже занятую локацию можно, только отправив туда отряд большего размера, поэтому ресурсы приходится тратить осторожно. Разумеется, есть и обходные пути: у каждого рейдера есть особая способность, позволяющая тем или иным образом поменять баланс в сражении. Это открывает простор для различных хитрых комбинаций карт — декбилдинг во всей красе. Новичкам разобраться будет тяжеловато, но игроки с опытом в ККИ освоятся быстро. Есть в этом и минус: ситуация на игровом поле меняется с каждой разыгранной картой, и планировать свой ход заранее становится практически нереально. В результате появляется досадный даунтайм между ходами.

Из однозначных плюсов стоит выделить оформление игры: арт на карточках отличный, и даже дублирующие друг друга карты снабжены разными иллюстрациями. Отдельной хвалы заслуживают «жетоны» победных очков в виде настоящих крышечек от газировки — всё по канонам жанра.

Wasteland Express Delivery Service

Подробности: 2-5 игроков, время партии — 90-120 мин.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Квесты из разряда «доставь предмет из точки А в точку В» — привычное явление в мире компьютерных игр. Pandasaurus Games, создатели настолки Wasteland Express Delivery Service, решили пойти ещё дальше и построить вокруг «курьерских» квестов целую игру, не забыв при этом поместить её в постапокалиптический сеттинг. Постапокалипсис бывает разный, и здесь он опять по духу ближе всего к Borderlands и «Безумному Максу» — слегка сумасшедший и с хорошей долей юмора.

Каждый игрок выступает в роли курьера в ядерной пустоши. Задача — раньше конкурентов выполнить три больших квеста. Есть квесты и поменьше — за них можно получить ресурсы для апгрейда своей боевой машины. Разумеется, просто так кататься по пустыне никто не даст: рейдеры только и ждут, чтобы урвать ценные ресурсы с вашего грузовика. С другой стороны, если вооружения хватает, можно напасть на разбойников самому и поживиться уже за их счёт.

Визуально игра выглядит шикарно: детализированные миниатюры машинок, в кузов которых помещаются пластиковые жетоны ресурсов, карточки со стильным артом и яркое игровое поле. Компонентов в игре много — чтобы уместить все колоды карт, планшеты игроков и стопки картонных жетонов, понадобится стол внушительных размеров. Игровое поле, кстати, составляется из набора отдельных тайлов, и поэтому каждую игру оно выглядит по-разному. Минус в том, что никогда не знаешь, как это скажется на выпавших квестах — иногда достаточно доехать до соседнего тайла, чтобы выполнить задание, а иногда попросту не везёт, и из-за этого приходится целую игру мотаться через всю карту.

Впрочем, для поклонников жанра «америтреш» это не будет в новинку: рандом — это тоже часть фана. А вот любителям баланса и стратегии здесь будет явно не по себе. Жаль только, что оценить игру смогут только те, кто готов заказать её из-за рубежа: в России Wasteland Express Delivery Service пока не издавалась.

Badlands: Outpost of Humanity («Badlands: Аванпост человечества»)

Подробности: 2-4 игрока, время партии — 60-120 мин.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Продолжая тему поездок по радиоактивной пустыне, стоит упомянуть об ещё одной отечественной игре — Badlands: Outpost of Humanity. Разрабатывали её Jet Games Studio, дочерняя компания российского издательства Lavka Games. Помимо классического постапокалиптического сеттинга, игра примечательна ещё и тем, что средства на её издание собирались на площадке Kickstarter — настолка сразу же создавалась с прицелом на западный рынок.

О том, с какими трудностями пришлось столкнуться во время запуска кампании и почему необходимую сумму удалось собрать за семь часов, но лишь со второй попытки, нам недавно рассказал руководитель Lavka Games Роман Шамолин.

С точки зрения геймплея, Badlands — это смесь нескольких жанров. Как в классических «еврогеймах», побеждает здесь тот, кто первым набирает определённое число победных очков. В то же время, прямое противостояние между игроками (которого здесь хватает) и бои с использованием кубиков — это более характерные атрибуты игр американской школы геймдизайна.

Победные очки можно получить разными способами: в качестве трофеев за убийство монстров, за захваченных в плен лидеров чужих поселений. Они же используются в качестве игровой валюты. Основных боевых единиц у каждого игрока четыре: пешие поселенцы, огромный тяжёлый грузовик, быстрый багги и вооружённый до зубов пикап. Каждый из отрядов хорош в чём-то одном: большой грузовик, например, лучше всего отправлять торговать с центральным поселением, а боевые машины лучше засылать в рейды к отдалённым локациям — заброшенным шахтам и военным базам.

Главное — затем успешно вернуться на базу с награбленным: место в машине ограничено и приходится балансировать между вооружением и свободным местом в багажнике. Если весь кузов занят пулемётами, много добра в нём не увезёшь. Если же ехать без огневой поддержки, можно стать лёгкой добычей добрых соседей — других игроков.

Во время кампании на Kickstarter игра планировалась к изданию сразу же на нескольких языках. Недавно было принято решение издать Badlands в том числе и на русском, так что со временем её можно будет найти и на отечественном рынке.

Neuroshima Hex! («Нейрошима-6»)

Подробности: 2-4 игрока, время партии — 30-45 мин.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Neuroshima Hex! — это тактический варгейм в постапокалиптическом сеттинге, чем-то напоминающем вселенную «Терминатора»: после сокрушительной войны остатки цивилизованного человечества сражаются с разумными машинами и параллельно бьются за ресурсы с агрессивными мутантами и бандами разбойников.

Собственно, эти четыре фракции и составляют основу игры. Хотя при желании набор доступных сторон в сражении можно расширить: «Нейрошима» вышла в 2006 году, и с тех пор неоднократно переиздавалась и дополнялась расширениями с новыми фракциями. В 2018 году планируется выпуск Monolith Arena — новой настольной игры со схожей механикой, но на этот раз в фэнтезийном сеттинге.

Партия в Neuroshima Hex! проходит довольно быстро, а игровой процесс заключается в размещении жетонов войск на гексагональном поле с последующим розыгрышем сражения между ними. Каждый ход игроки вытаскивают по три жетона из стопки своей фракции и оставляют себе два из них. Большая часть выкладывается на поле — это жетоны войск и «модулей», дающих бонусы другим юнитам, но есть и жетоны с мгновенным эффектом: например, перемещение уже выложенных на поле бойцов.

Задача в игре проста: уничтожить вражескую базу или остаться с наименее повреждённой базой в конце партии. Тактическое размещение юнитов играет ключевую роль: значение имеет как направление и тип атаки (ближний или дальний бой), так и порядок, с которым они будут активироваться во время битвы.

Третье издание Neuroshima Hex! выпускалось в России под названием «Нейрошима-6». Для тех же, кто не хочет искать печатное издание, есть электронная версия игры, доступная в iOS. Ну а тем, кто заинтересовался вселенной «Нейрошимы» и историей фракций, стоит ознакомиться с оригиналом, на основании которого был сделан варгейм: настольной ролевой игрой Neuroshima от польской компании Portal Games Publishing.

Dark Sun

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Раз уж речь зашла про настольные ролевые игры, переключимся с обычных настолок именно на них. И сразу необычный пример — сеттинг Dark Sun. Именно «сеттинг», а не «ролевая игра» потому, что Dark Sun традиционно выпускался в виде книг с расширением правил Dungeons & Dragons, ещё со времён второй её редакции. То есть механика игрового процесса идентична D&D, но игровая вселенная значительно отличается от привычного всем эпического фэнтези.

Dark Sun — это ни что иное, как фэнтези-постапокалипсис. Мир сгорел в огне магического катаклизма и теперь представляет из себя выжженную пустыню с несколькими крупными поселениями. Каждым из этих поселений железной рукой правит один из местных королей-полубогов — Sorcerer Kings. «Железная рука» — это определённо метафора: в мире Dark Sun металлы настолько редки, что самый обычный железный меч по цене может сравниться с мощнейшими магическими артефактами. Поэтому жителям приходится довольствоваться оружием и инструментами из других, менее прочных материалов: дерева, камня и кости.

Другая особенность мира Dark Sun — это нестандартный взгляд на привычные фэнтезийные расы. Скажем, эльфы здесь — это не возвышенные дети лесов, а кочующие бандиты-налётчики. А маленькие халфлинги — и вовсе племена каннибалов-ксенофобов. Но самая, пожалуй, важная особенность мира Dark Sun в том, что в нём нет магии в привычном для D&D понимании.

Божественной магии нет, потому что боги перестали слышать молитвы жителей этого обречённого мира. А арканическая магия в буквальном смысле высасывает остатки жизни из земли и растений. Поэтому её использование запрещено под страхом смерти — в конце концов, именно она когда-то стала причиной гибели мира. Но жителям вселенной Dark Sun удалось адаптироваться: во многих проснулись псионические способности. Никуда не делись и духи природы — шаманы и друиды всё ещё могут с ними общаться, только вот от самой природы почти ничего не осталось.

Для того, чтобы поиграть в Dark Sun, нужно освоиться с какой-нибудь из редакций Dungeons & Dragons: соответствующие книги с описанием сеттинга выходили как минимум для трёх редакций: AD&D, D&D 3.5 и D&D 4.0.

Gamma World

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Gamma World — это ещё одна «надстройка» к D&D, хотя она, в отличие от Dark Sun, никогда не позиционировалась как официальный сеттинг. История Gamma World уходит в 70-е, она считается первой постапокалиптической настольной ролевой игрой из когда-либо выходивших. Gamma World семь раз переиздавалась, но на протяжении всей своей истории всегда была основана на текущей версии правил D&D. Последняя версия, седьмая, вышла в 2010 году и в основу своих механик взяла правила четвёртой редакции D&D.

Традиционный сеттинг Gamma World — это Земля 25-го столетия, разрушенная ядерной войной. В самом свежем издании к причинам уничтожения цивилизации подошли с юмором: катастрофу вызвала не война, а запуск адронного коллайдера — это событие впоследствии окрестили The Big Mistake («Большая ошибка»).

Разрушение мира и радиация привели к многочисленным мутациям, и вокруг них строится большая часть геймплейных особенностей — игроки по умолчанию играют именно за мутантов. Отличительная черта сеттинга в том, что при создании персонажей игроки не сами выбирают мутации, а определяют их рандомно, бросками кубиков.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Огромные таблицы со всевозможными мутациями и их свойствами — это визитная карточка Gamma World. Причём кому-то могут достаться «банальные» вещи вроде дополнительных конечностей, а кому-то могут выпасть тип тела «рой» и атрибут «кошачий», и тогда придётся играть либо за рой насекомых в форме пантеры, либо за аморфную кучу котят, объединённых общим сознанием — тут уж у кого на что хватит фантазии.

Впрочем, подобные безумные вещи — вполне в духе Gamma World. То же самое прослеживается и в экипировке персонажей: щит в виде крышки от мусорного бака, копьё из дорожного знака и старая форма для регби вместо брони — и вот ваш персонаж готов к спасению мира. В последних редакциях этот безумный настрой виден особенно хорошо, даже книги с правилами написаны с юмором и поощряют участников креативно подходить к игровому процессу.

Как и в случае с Dark Sun, версию Gamma World следует выбирать исходя из того, какую вы предпочитаете редакцию D&D. Единственное, что следует учесть — в последнем, седьмом издании Wizards of the Coast попыталась сделать из Gamma World коробочную игру на стыке настольных ролёвок и ККИ. Большого успеха они в этом не добились. Но если смириться с тем, что способности персонажей написаны на карточках и вытаскиваются вслепую из заранее подготовленной колоды, то система остаётся вполне играбельной.

Exodus

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

В 2006 году компания Glutton Creeper Games начала разрабатывать настольную ролевую игру во вселенной Fallout. Уже тогда вопрос назрел довольно сильно: Fallout — одна из самых располагающих к настолкам вселенных, и она до сих пор оставалась без официальной ролевой игры. Забегая вперёд, можно сказать, что она остаётся без неё и по сей день. В то время выпуску игры на рынок помешала покупка Bethesda прав на торговую марку Fallout. Glutton Creeper Games, тем не менее, продолжили разработку и довели её до публикации, хотя официальную привязку ко вселенной Fallout она всё же потеряла. Так в 2008 году на свет появилась настольная ролевая игра Exodus.

Игра создавалась по Open Gaming License и в своей механике основывается на системе d20 — так же, как и Pathfinder, d20 Modern и третья редакция D&D. Так что знакомым с этими системами игрокам освоить правила будет нетрудно.

Несмотря на потерю лицензии Fallout, все атрибуты мира остались на месте: играть можно как за людей, так и за «гулей» и супермутантов, а действие игры происходит в 2042 году в пустошах на юго-западе США. В наличии также имеются силовая броня и знакомый бестиарий, хотя и с немного видоизменёнными названиями.

С точки зрения механик и баланса, у Exodus определённо есть минусы, но она всё ещё остаётся самым близким ко вселенной Fallout коммерческим продуктом. Если же хочется познакомиться с некоммерческими инди-играми, можно обратить внимание на свободно распространяемую игру Fallout PnP (Fallout Pen and Paper RPG). Она полностью соответствует видеоигре по сеттингу, а механики основываются на системе S.P.E.C.I.A.L., прямо как в оригинале.

Numenera

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

После ухода из Wizards of the Coast легендарный геймдизайнер Монте Кук основал свою собственную компанию Monte Cook Games, а настольная ролевая игра Numenera стала её первым большим релизом. Numenera — это довольно необычный подход к постапокалиптическому жанру. Если быть точнее, мир Numenera стоит на стыке трёх жанров: фантастики, фэнтези и постапокалипсиса.

Действие игры происходит на Земле, но в очень отдалённом будущем: через миллиард лет после нашей эры. За это время восемь великих цивилизаций на нашей планете достигли вершин своего развития и затем пали. Возможно, среди них была и наша цивилизация. Возможно, не все они были с Земли. Возможно, не все цивилизации были органическими формами жизни. Описание вселенной в книге с правилами не даёт ответов на эти вопросы: их придётся искать игрокам и их персонажам — жителям Девятого мира.

Какие-то ролевые системы заточены под сражения, какие-то — под ролевой отыгрыш. Numenera же вся построена на исследовании мира и разгадке тайн, оставленных древними империями. Исследование огромного зависшего в воздухе обелиска, поиск причин внезапных скачков гравитации, попытка запуска древнего механизма размером с город — всё это типичные сюжеты приключений в Numenera.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

С точки зрения механики, игра основана на двадцатигранном кубике, но работает несколько иначе, чем привычная d20 System из D&D или Pathfinder. Персонажи в Numenera создаются быстро, и даже на первом уровне игроки могут почувствовать себя крутыми. Во многом, благодаря системе «шифров» — одноразовых, но очень мощных артефактов, оставшихся от прошлых цивилизаций.

Их природа остаётся на фантазии гейммастера: можно ограничиться банальными «зельями лечения», а можно выдать игрокам что-нибудь в духе плазменной пушки, работающей только под водой, или какого-нибудь портативного инвертера гравитации. «Шифры» находятся игроками без инструкций к их применению, поэтому отдельное веселье во время игровой партии — это попытки персонажей разобраться, как работает очередной непонятный девайс.

Из минусов системы можно выделить несколько однообразные бои, но даже тут есть механика, позволяющая сделать их интересными. В любой момент гейммастер может придумать игрокам какую-нибудь непредвиденную сложность и создать драматичный игровой момент: внезапно начала рваться верёвка, отбитое вражеское оружие попало прямо в контрольную панель и так далее. Разумеется, в случае успешного преодоления этих сложностей игроки получают награду — предполагается, что примерно половину очков опыта персонажи будут получать за преодоление подобных ситуаций. А ещё в Numenera механика устроена так, что гейммастер вообще не кидает кубики — можно полностью сосредоточиться на повествовании.

Про удивительный мир Numenera у нас ещё обязательно выйдет отдельная статья. Ну а пока можно ознакомиться с прошлогодней видеоигрой и изучить книги с правилами. В сентябре 2017 года Монте Кук запустил новую кампанию на Kickstarter под названием «Numenera 2» — по её завершении основные рулбуки будут обновлены и переизданы. Обратная совместимость с оригинальными правилами сохранится, так что это не новая редакция системы, а скорее глобальный апдейт текущей версии.

Mutant: Year Zero

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

В 2014 году шведская компания Free League Publishing пополнила рынок настольных RPG своей игрой Mutant: Year Zero, и игра сразу же завоевала кучу престижных наград. Mutant действительно есть за что похвалить: простые правила сочетаются в ней с удобными инструментами сторителлинга и мрачным постапокалиптическим сеттингом.

Сама игра при этом является перезапуском оригинальной ролевой игры Mutant 1984 года. Франшиза существует не только в настольном варианте: в 2018 году на ПК, Xbox One и PS4 должна выйти Mutant Year Zero: Road to Eden — пошаговая тактика в духе XCOM.

С точки зрения игрового мира, в Mutant всё довольно стандартно: будущее, мир лежит в руинах. Необъятные пустоши, называемые здесь «Зоной», населены монстрами и, естественно, мутантами. Человечество существует в маленьких общинах и выживает за счёт остатков ресурсов и технологий бывшей цивилизации. Слово «человечество» довольно условно: игра по умолчанию предлагает играть за мутантов с различными способностями — от второй пары рук до управления магнитными полями. В книгах с расширениями вселенной доступны другие расы. Mutant: Genlab Alpha предлагает поиграть за разумных животных, другая же, ещё не вышедшая книга добавит роботов в качестве играбельной расы.

В Mutant: Year Zero очень здорово реализован аспект «выживания». Чтобы восстанавливать жизни, нужно тратить запасы еды и воды, а их всегда не хватает. В качестве оружия и брони приходится использовать что попало, а самые обыденные вещи из «прошлого мира» считаются мощными артефактами и могут стать причиной покушения на жизнь персонажа: простой револьвер, разводной ключ, пачка болеутоляющих.

Ещё один интересный момент — это «превозмогание себя» в критических ситуациях. Персонажи могут тратить очки параметров, чтобы перебрасывать кубики, но если этим злоупотребить, есть риск остаться с тяжёлой травмой — различным увечьям посвящена огромная таблица в правилах.

Настолки после конца света: игры и настольные RPG в жанре постапокалипсис

Также большая часть правил охватывает процесс путешествия по Зоне. Игра предлагает набор готовых карт, которые можно использовать в любой кампании. Они разбиты на сектора — при переходе из одного сектора в другой игрокам нужно сначала его исследовать на предмет угроз и возможной наживы. Разумеется, материалы для гейммастера снабжены подробными таблицами возможных опасностей и наград, с которыми игроки могут встретиться в каждом новом секторе Зоны. Где-то их ждёт магнитная аномалия, где-то — переправа через ядовитый ручей, где-то — засада мутировавших монстров.

Для тех, кто хочет попробовать систему, но не желает изучать целую книгу правил, в сети доступен бесплатный буклет «быстрого старта»: помимо основных правил, в нём есть готовые персонажи и довольно объёмное нелинейное приключение со всеми необходимыми дополнениями — картами Зоны, описаниями NPC и вариантами развития сюжета.

3636
24 комментария