«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Мнение о мультсериале в контексте культового феномена оригинальной киноленты

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

«Бегущий по лезвию 2049» от Дени Вильнёва был в основном тепло воспринят критиками и ценителями кино, но не принёс достаточно много денег, что перечеркнуло дальнейшие планы на третий фильм. Вместо этого нынешние обладатели прав на франшизу решили освоить лицензию через стороннюю продукцию: стали выходить новые артбуки, комиксы. Ещё Alcon Entertainment замахнулись на малые экраны, заказав у японской студии Sola Digital Arts мультсериал и заключив с Amazon сделку на производство художественного телепроекта.

<i>Как же я люблю BTS, вот они слева направо</i>
Как же я люблю BTS, вот они слева направо

Если к книгам с концептами, раскадровками и рассказами о съёмках 2049 претензий никаких, то всё остальное похоже на попытку поставить на конвейерные рельсы произведение, которое изначально с ними не совместимо. Подобные мысли приходили ещё во время анонса второй части фильма, прямого продолжения самодостаточной картины Ридли Скотта. Однако если к созданию были привлечены люди, которые хорошо понимали дух первого Blade Runner и пытались его хоть как-то воспроизвести в новой ленте, то создателям «Чёрного лотоса» повезло гораздо меньше. Проекту даже не помогло участие Синъитиро Ватанабэ (создателя «Ковбоя Бибопа») в качестве креативного продюсера.

Культовый феномен

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Попытаемся разложить художественный успех фильма на составляющие:

1) Это нуар в футуристическом сеттинге. Формально перед нами история про детектива/полицейского/наёмника не без участия привлекательной женщины, необязательно femme fatale. Окружение не особо радует жизнеутверждающими красками, но обволакивает своей мрачной атмосферой, впрочем, не лишённой особого шарма. Этим миром можно любоваться долго, другой вопрос, захотели ли бы вы там жить.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

2) Это полноценный артхаус, авторское кино. Эта картина больше про атмосферу и мироощущение, а не увлекательный сюжет или зрелищный экшн. Благодатный материал для любителей размышлений о будущем, природе человека, экзистенциональных терзаниях и прочих философских темах.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

3) Это концентрация талантливых людей c неординарными идеями. Тут и Ридли Скотт, режиссёр-визионер с художественным образованием, и промышленный дизайнер Сид Мид, и ветеран спецэффектов Дуглас Трамбалл, и волшебная музыка Вангелиса, и дуэт сценаристов, сумевших переработать чужое произведение во что-то самобытное. Список можно продолжать и дальше, я только отмечу, что создать произведение подобного уровня и влияния в теории можно, но очень сложно. Это естественный процесс, нельзя родить шедевр по чёткой математической формуле, просто расставив составляющие и ожидая, что они сработают.

<i>Дуглас Трамбалл</i>
Дуглас Трамбалл

Ни один из фильмов франшизы «Чужой» так и не достиг культового статуса первых двух частей. Ни одна из последующих после «Судного дня» лент серии «Терминатор» не оправдала возложенных ожиданий и начала соревноваться с соседними частями в категории «кто хуже». Картины уровня и влияния «Космической Одиссеи» и «Бегущего» появляются раз в десятилетие, если не больше.

Форма или содержание?

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Форма в Blade Runner заметно возвышается над содержанием, однако эти два элемента находятся в постоянной связке. Если бы не сюжет, то вряд ли ценители фильма так полюбили знаменитый монолог Роя Батти, колоритных персонажей и то, каким образом развивается история в третьем акте киноленты. С другой стороны, если убрать всю атмосферу беспросветного города, сузив всё до дешёвой постановки «на картоне и нитках» — это убьёт если не весь шарм, то уже точно большую его часть. Замените хоть одну переменную этого уравнения и сразу получится совершенно нечто иное, чем Blade Runner. Вопрос лишь в том, насколько оно будет паразитировать на наследии первоисточника.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Именно из-за такой формулы картина Ридли Скотта в своё время провалилась в прокате, а сиквел Дени Вильнёва тоже не нашёл большой отклик у массовой аудитории, ведь он был исполнен в духе оригинала. А каким получился «Чёрный лотос»? Его создатели старались максимально соответствовать внешнему облику фильма, но «нуар» с «артхаусом» были выкинуты на мороз, а ведь они важнейшие составляющие Blade Runner. Их заменил банальный сюжет о мести, взятый словно из какого-нибудь второсортного боевика 80ых, что ожидаемо не сработало. Вероятно, таким подходом создатели хотели привлечь к франшизе молодую аудиторию — ту самую, которая про оригинальный фильм то узнала только благодаря выходу сиквела.

Загубленный потенциал

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

На первый взгляд задумка сериала не совсем уж безнадёжная. Сюжет про персонажа, потерявшего память и узнающего что-то новое об окружающем мире по ходу событий вполне подходит для зрителя, который впервые сталкивается с незнакомым для себя сеттингом. Проблемы начинаются на этапе реализации этого концепта – прописана и обыграна история банально и неубедительно. Где-то берутся знакомые нотки Blade Runner, ассоциации, отдельные персонажи, которые впоследствии заглянут в 2049. Мишура из фан-сервиса вызывает стойкую аналогию с заманчивой коробкой из-под пирога, внутри которой вас ждёт маленькая просроченная конфетка.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Постепенно собирая крупицы правды, главная героиня мстит своим обидчикам и в финале доходит до «главного босса». Вот и весь сюжет. Ожидали чего-то ещё? Считаете оба полнометражных «Бегущих» идеальным снотворным перед сном? Тогда распишитесь и получите сценарное ничто на протяжении общей продолжительностью в пять часов (13 серий), которое забудется сразу после просмотра. А я напоминаю, что оно ещё имеет фирменную приставку Blade Runner.

Вселенная из одного города

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

При просмотре у меня возникало постоянное ощущение узости вселенной, словно она законсервирована только в одном лишь городе и за его пределами ловить особо нечего. Вспомним эволюцию серии: в первой части действие происходило только в Лос-Анджелесе (если не считать альтернативного финала из кинотеатральной версии), продолжении герои выбираются за город, где нам показывают солнечные фермы, мусорные дюны, детский приют-фабрику и даже отдельный мегаполис-призрак. Но это ещё не предел, авторы комикса «Бегущий по лезвию 2019» в какой-то момент вообще переносят действие во Внешние Миры, и только «Чёрный лотос» топчется на месте, немного показывая пустыню вокруг города.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Жёсткие географические рамки подчинены вялой сюжетной линией про ушлого и жадного до власти Ниандера Уоллеса. В «Бегущем по лезвию 2049» не объяснялось, каким образом этот пафосный корпорат с комплексом бога ослеп, в «Лотосе» нам дают наглядный ответ. Стоило ли это объяснение того, чтобы разворачивать вокруг него целый сюжет?

Неравный бой

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Cериалу не повезло стартовать примерно в одной премьерной сетке вместе с нашумевшим «Аркейном». С визуальной точки зрения «Лотос» не особо впечатлял, а на фоне мощного произведения французской студии Fortiche и вовсе померк. Модельки персонажей одновременно напоминают человечков из какого-нибудь The Sims и невольно заставляют вспомнить CGI ролики эпохи старых видеоигр. Лишь в прорисовке локаций и освещении «Чёрный лотос» хоть как-то пытается соответствовать своему прародителю, но этого явно недостаточно, когда ваша история по большей части игнорирует нарратив старших «кинобратьев» (более успешных в художественном плане) и делает немалый акцент на экшене.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Некоторые схватки получились не совсем уж допотопными, но когда другие элементы проекта выполнены не на самом высоком уровне, то такая трата ресурсов и времени кажется сомнительной. Я не против экшена во вселенной «Бегущего», но в «Лотосе» он выступает заглушкой, призванной хоть как-то развлечь приунывшего зрителя. Истоки проблемы идут из «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022» от Ватанабэ. Однако, что простительно для 15-минутной короткометражки, созданной специально для продвижения «Бегущего по лезвию 2049», то весьма критично для многосерийного проекта с раздутым хронометражём.

Проблески света

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Есть ли в «Чёрном лотосе» успешные идеи и решения? Положительные эмоции возникают при просмотре серии про клубную певицу-репликанта и влюбившегося в неё охотника. Даже плохой коп Марлоу, рассекающий воздушное пространство Лос-Анджелеса на стильном красном спиннере винтажного дизайна, кажется удачной находкой, несмотря на то, что прописан он довольно одномерно. Но все эти приметные находки и детали не способны перевесить минусы, особенно когда сюжет даже по меркам Blade Runner слишком затянут и не несёт в себе ничего глобального для полноценного развития и расширения этой вселенной.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

По сути перед нами серый филлер с уже традиционным фан-сервисом, как обычно водится в подобных пустышках. На примере «Лотоса» понимаешь, что мало воссоздать атмосферу и дух Blade Runner только по мрачному дождливому мегаполису, неону, вездесущей рекламе, летающим автомобилям и игре с освещением. Чем тогда этот визуальный шаблон будет отличаться от других произведений с подобной стилистикой?

О солдате замолвим мы слово

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Возможно, немногие знают, но у первого Blade Runner существует духовный последователь или, если можно так выразиться, неофициальный спин-офф. История, написанная сценаристом «Бегущего» Дэвидом Пиплзом и поставленная Полом У.С. Андерсоном, пока ещё не заражённым вирусом бесконечных сиквелов «Обители зла».

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

В «Солдате» (1998) присутствовали многие намёки и отсылки на знаменитую кинокартину Ридли Скотта. Можно сказать, что герой Курта Рассела тоже своего рода был репликантом, ведь он фактически представлял из себя невозмутимую боевую машину, готовую в точности выполнить любой приказ, чего бы это не стоило. В ходе событий фильма он постепенно приобретал черты нормального человека с эмпатией и постепенно трансформировался из послушного биоробота в личность, способную принимать собственные решения. Идея перерождения наряду с непривычным для Курта Рассела актёрским перфомансом и драматургией Пиплза ставила «Солдата» на уровень выше других одноразовых боевичков.

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Это тот случай, когда фильм далеко не идеален, его сложно поставить в один ряд с общепризнанной культовой классикой. Но есть в нём нечто такое, что вызывает эмоции и оставляет приятное послевкусие после просмотра. Примерно таким вполне мог бы стать и «Чёрный лотос», как ответвление от основной истории, не претендующее на лавры своего прародителя. Но увы, звёзды не сложились. Может когда-нибудь на Земле или во Внешних Мирах этой вымышленной вселенной появится что-то достойное. Хотя бы на уровне фильма Вильнёва или около того.

Призрачное будущее

«Чёрный лотос»: Как конвейер убил магию «Бегущего по лезвию»

Сейчас идут съёмки мини-сериала «Бегущий по лезвию 2099» от Amazon и я заранее занижаю все ожидания до нуля. Компания может хорошо вложиться в продукт, потратиться на графику и декорации, сделав его стилистически привлекательным, но если идейная основа у 2099 будет опять собрана из тех же тухлых ингредиентов, то нас ждёт очередной «Чёрный лотос».

Больше всего вопросов у меня вызывает шоураннер Силка Луиза, у которой за плечами из полновесных проектов лишь один сериал от Apple — психологический НФ-триллер «Сияющие» (2022) по книге Лорен Бьюкес. Про него ничего не могу рассказать, пока не видел. Если кто смотрел, то расскажите, пожалуйста, о своих ощущениях в комментариях. В глубине души хотелось бы верить, что перед нами не очередная Лорен Хиссрич со своим чудным авторским подходом к материалу («Ведьмак» от Netflix не даст соврать).

Все материалы по вселенной «Бегущего» c 2015 cобираю в отдельном паблике. Буду следить и за выходом сериала.

1212
16 комментариев

Синдзи Арамаки вот главная проблема Лотоса, это стервятник сделал себе карьеру пируя на останках чужих франшиз. Без шуток это Уве Болл от мира 3-d аниме. Снимает он их по одному лекалу берет франшизу и лепит по ней унылый 3-д боевичок. Содержание франшизы не имеет значение, на выходе всегда будет стрёмный боевичок. При этом я не противник жанра фантастических боевиков, но даже такую простую вещь он снимает без всякого старания. Отсюда и сюжет Лотоса типичный для Арамаки. И самое смешное Арамаки процветает на этой ниве.

4
Ответить

Ну аниме по Звездному десанту у него на 3 из 5. Но если включить мозг, то на 1 и то за графен.

Ответить

"Солдат" противопоставляется аниме? "2049" воспринимается, как непогрешимой продолжение картины Скотта? Что я только что прочитал?..

2
Ответить

2049 ближе по смыслу и духу к книге Дика, чем к первому фильму.

Ответить

Оно очень вторичное. Аниме Видоизмененный углерод больший блэйдраннер чем это аниме.
Это потому что на волне блэйдраннер японцы за 30 лет наклепали столько аниме по мотивам что попытка пойти обратно на тех же клише смотрится блекло.

Ответить

но не принёс достаточно много денегТочнее провалился с треском

Ответить

Я бы посмотрел что-нибудь еще по Блейд ранеру от Синтиро Ватанабе. Его короткометражка зашла.

Ответить