Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Потрясающая анимация, от которой невозможно оторваться.

Адаптации приключений Человека-паука — любые, будь то фильмы, анимации или игры — уже давно пора рассматривать в общей категории. Почти все они в очередной раз переносят на экраны то, что в комиксах произошло почти полвека назад. Снова героя в руку кусает паук, снова Паркер усваивает урок об ответственности — а на оригинальную историю остаётся буквально половина экранного времени.

В последние годы авторы всё же поняли, что в сотый раз смотреть, как убивают Дядю Бена, зрителям не так интересно. В «Возвращении домой» эта история осталась за кадром, а в недавней игре от Insomniac действие начинается спустя аж семь лет.

В то же время «Через вселенные» окончательно отказывается от этих стереотипов и клише — и даже открыто высмеивает их. Уже по этой причине мультфильм хорош: он не боится переворачивать стандартную историю о дружелюбном соседе с ног на голову.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Даже типичная история про школьника, который обнаружил в себе суперспособности, подана оригинально — не в пример «Возвращению домой». Изменения в своём теле после укуса Майлз Моралез воспринимает совершенно иначе — просто потому что в его мире уже есть один Человек-паук.

В это же время герою на голову обрушивается ворох проблем. Кингпин запускает коллайдер, который приводит к пространственно-временному катаклизму: мир начинает объединяться с параллельными измерениями. Так к Майлзу попадают ещё несколько Пауков. Все абсолютно разные и все совершенно без понятия, как помочь юному герою в его становлении.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Казалось бы, это совершенно обычная завязка для супергеройского кино — ещё и мультфильма с рейтингом 6+. Однако раскрывается история нестандартно: «Через вселенные» сильно полагается на взрослую аудиторию, поднимая совершенно не детские темы.

Второй Питер Паркер — чистое воплощение кризиса среднего возраста. Из-за жизненных трудностей у него практически не осталось мотивации для геройства — что уж говорить о наставничестве над Майлзом.

Ещё немного, и создатели наверняка показали бы, как Паркер глушит депрессию выпивкой — но рейтинг не позволяет.

Питер выглядит как измученный жизнью человек, который, глядя на личностную трансформацию Моралеза, хочет оградить ребёнка от всего того, что следует за жизнью супергероя. Когда Майлз пытается напомнить о «большой силе», Питер обрывает его на полуслове — просто чтобы тот не заканчивал эту фразу.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

«Через вселенные» честен со зрителем. Когда фильм хочет показать историю о подростке, у которого в одночасье всё перевернулось — он это делает: красиво, без лишних «соплей» и с достойной драмой. Когда хочет погрузить в безумный экшен — зритель вжимается в кресло от потрясающей постановки боёв.

Конечно, сюжет не оригинален: в который раз нам рассказывают историю о странной дружбе очень разных людей. Однако в контексте такого персонажа, как Человек-паук, она потому и приобретает ценность: все герои успели кого-то потерять, всем приходится одинаково трудно. Быть супергероем — лишь со стороны просто.

Особенно на этом фоне интересно следить за взаимоотношениями Майлза и его отца. Обычная история про то, как никто не хочет понимать подростка — но всё ещё трогательная.

Не все Пауки играют большую роль в сюжете. Всё крутится вокруг лишь трёх из них — Моралеза, Паркера и Гвен Стейси. Персонажи — абсолютно типичные для кино архетипы, но следить за этим трио хочется как минимум потому, что таких Людей-пауков на экране ещё попросту не показывали.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Остальные Пауки находятся в основном на втором плане — но сказать, что они в фильме не нужны, было бы сильным допущением.

Питер Паркер из 1939 года — суперклишированный герой нуарных фильмов. Как Макс Пейн, но только доведённый до абсурда: слушать его истории в духе того, как он вычищал ячейки нацистов, а между делом просиживал вечера в баре, уморительно.

Пэни Паркер — типичная аниме-девочка (с характерной анимацией!) в боевом меха SP//dr. А Свин-паук — воплощение старых мультиков от Warner Bros. У каждого из Пауков есть комиксный прототип — но именно в таком виде и составе они появляются впервые.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Поэтому «Через вселенные» — праздник для любого фаната Паука, да и для современного гика в целом. Мультфильм ломится от отсылок: от научной фантастики до поп-культуры, от старых комиксов про Человека-паука из шестидесятых до последних кино-перезапусков. И почти везде авторы не теряют шанс над чем-то пошутить — как минимум, пара издёвок над трилогией Сэма Рэйми встретится уж точно.

От сцены после титров под кресло укатится любой, кто хотя бы просто следил за интернетом последние пару лет. Фанаты и подавно.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Но так сильно восхищаться мультфильмом было бы трудно, не будь у него потрясающей анимации. Стилизованные под комикс сцены (и дело не только в селл-шейдинге и эффекте глянца), яркие и почти что кислотные цвета, каким-то образом уживающиеся с приятной пастельной палитрой — порой мозг отключается от того, что происходит на экране. Хоть весь фильм режь на кадры.

Пожалуй, это самая красивая адаптация приключений Человека-паука — в любом виде. У мультфильма такое точное и выраженное чувство вкуса, что от просмотра не хочется отрываться. А отличный саундтрек это лишь подчёркивает.

Стёб над клише: обзор мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

От «Человека-паука: Через вселенные» можно ожидать всего, но только не стереотипного мультфильма о герое. Во-первых, он очень красивый. Во-вторых, здесь отличная оригинальная история, которая привносит много крутых идей в череду бесконечных адаптаций любимого персонажа.

Теперь становится понятно, почему критики окрестили «Через вселенные» лучшей картиной о Человеке-пауке со времён фильмов Сэма Рэйми — просто потому, что так на самом деле и есть. Это тот самый дружелюбный сосед, который прибыл со страниц комиксов — не испорченный постоянными перезапусками и сменами вселенных.

В кино с 13 декабря.

11 показ
22K22K открытий
169 комментариев

"понятно, почему критики окрестили «Через вселенные» лучшей картиной о Человеке-пауке со времён фильмов Сэма Рэйми"

Данунахрен. Потому что это мульт про женщину-паука, негра-паука и кого там еще-паука?

Ответить

А что не так? Это канон, против него не пойдешь.

Ответить

Видел этот коммент до просмотра и просто прошел мимо, но после просмотра могу сказать, что фильм вовсе не про женщину-паука, негра-паука и «ещё какого-то паука». Это намного большее. Да, формально главный герой там Майлз, но он нужен был именно для раскрытия остальных героев и классического паука в частности. Дело там не в цвете кожи героя. Этот мультфильм показывает становление героя под грузом внезапно свалившихся проблем и «великой силы и великой ответственности». И показывает, что даже Человек-паук не всегда готов с этим справиться.

Ответить

Ты охренел? Там есть анимедевочка, так что я уже бегу в кино!

Ответить

Стоп!! В фильме должен быть еще человек-павук-гей, человек-паук-больной спидом, человек-паук-жертва сексуальных домогательств.
Ну а так, хорошая рецензия, пойдем в кино

Ответить

Забыл про человека-паука-васянасдтф

Ответить

А потом люди возмущаются, чего это Джеймса Ганна уволили

Ответить