Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Садитесь друзья мои, читатели моего блога и просто невиновные жертвы собственного любопытства, которых привела сюда извилистая интернет тропа, и я поговорю с вами о том, как сделать второпланового персонажа, интересным, продуманным и крутым, и как фэндом может это всё упустить.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять
Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Оглавление

Начнем, как водится издалека.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Супергероика прошла долгий и нелёгкий путь. Начинаясь, как мифы и легенды, переложения непонятых феноменов, или приукрашенные действия властителей, постепенно, жанр супергероики становился всё более и более приземленным.

И всё же можно провести чёткую грань, когда супергероика окончательно сложилась, как полноценный жанр. Это двадцатые годы, двадцатого же века. Можно так же однозначно быть уверенным и насчёт места, где это произошло.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

В США. Предпосылок было много, но я попробую предельно упростить ситуацию.

  • США это страна и нация, которая представляет собой искусственное образование, плавильный котёл из мигрантов, которые приносят с собой свою собственную культурную идентичность.
  • Основой в которую вплетается эта культурная идентичность, является английский протестантизм, как преобладавшая и доминировавшая при основании государства
  • Упрощая основные элементы протестантизма, он представляет собой выхолощенное христианство, которое отрицает языческие толкования и мифы, и предельно упрощает ряд догматов и церемоний
  • Таким образом в идеологическом-культурном плане, сознание среднего американца достаточно выхолощено, чтобы быть открытым ко всему новому, в нем (до определенного периода), не было устоявшихся догматов.

Немного проясню свою позицию здесь. Если мы говорим об Англии, как таковой, то там между собой соседствуют скандинавские, кельтские и саксонские мотивы, смешанные с христианством. Очень подробно тему раскрывает Толкиен, построивший свой Легендариум, на кропотливом анализе истории и культуры Британских остров. Король Артур, феи, Экскалибур, Дева из Озера, всё вот это.

Аналогичная ситуация встречается и в России. Культурологические события, изложенные в мифах (былинах), сосуществуют, адаптированы или одобрены религиозными структурами (чаще по принципу — не можешь победить, возглавь), поэтому богатыри отождествляются со святыми или апостолами, которые воевали не из-за личного желания славы или богатства, а с целью достижения религиозных свершений или защищая культурную идентичность (за землю русскую etc.)

Чтобы ещё попроще — Илья Муромец (т. е. из этноса мурома), Алёша Попович (т. е. сын попа из Ростова), Добрыня Никитич (князя Киевского сват), это жившие в разное время персонажи, из разных географических местностей, которых память народная, и различные политико-культурно-религиозные перипетии превратили в трёх побратимов, живших в одно время в одной местности.

Как-то так, чтобы не вдаваться в культурно-исторические срачи
Как-то так, чтобы не вдаваться в культурно-исторические срачи

Вернемся к Америке.

В двадцатом веке, американцы впервые за два столетия, сложились, как нация. Долгий период борьбы за независимость в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Сожжение Белого дома в 1814 году.
Сожжение Белого дома в 1814 году.

Период борьбы между аграрной и индустриальной половинами страны, а так же социо-культурное расслоение буржуа, Старого Юга и пролетариата вылившийся в Гражданскую войну

Битва при Геттисберге
Битва при Геттисберге

Индустриально-техническая гонка, колонизация региона и защита доктрины Монро.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

К концу 19 века, США уже состоялись, как самостоятельное государство. Мексика усмирена и превращена в покорного саттелита, внутренние территории освоены и проложена первичная инфраструктура, открыты богатейшие месторождения полезных ископаемых: нефть, золото, железо, уголь. Это новые рабочие места, Европу и Азию сотрясают неурожаи картофеля (Ирландия-Великобритания), голод (Индия) экономические коллапсы (Италия), войны (Франко-Прусская, Датская, Опиумная и восстание Ихэтуаней), поток мигрантов, как следствие только нарастает.

Люди говорят на разных языках, мыслят собственными культурными стереотипами, ощущения общности и единства нету, США остается для них пристанищем, но не является родиной, чем-то что они могли бы ценить и воспринимать, как собственную культурную идентичность.

Ладно не будем об этом
Ладно не будем об этом

К 1890-м США, это штаты, объединённые при помощи силы федерального правительства, и города которые разбиты на множество районов, порой этнически представляющих собой культурные острова основного этноса их населяющего (Чайна-таун, Литлл Итали, Адская кухня etc)

(Не сказать чтобы положение изменилось сейчас, но понятие американец, большинство жителей США поставит перед этносом т. е. американо-итальянец, американский немец, американо-ирландец и т. д., собственная культурная идентичность США оформилась и укоренилась именно на рубеже девятнадцатого-двадцатого века, в том числе в силу того, что федеральное правительство стало больше времени уделять этому вопросу (до этого шло уже упомянутое мной влияние на регион и его освоение, пока европейцы отходили от последствий Наполеоновских войн).

Испано-Американская война.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Итак, не вдаваясь в политические и геополитические причины, сосредоточимся на следующих моментах:

1) США необходимо было поиграть мускулами на международной арене

2) США были заинтересованы в идее, реализации и протекции над Панамским каналом

3) Испания отлично подходила на роль собачки для битья, а наличие у неё колоний в прямой близости от США, в Тихом и в Атлантическом океанах, давала возможность реализовать долгосрочную флотскую программу, которая позволяла утвердить доминирование над контролем важнейших торговых путей

4) Развитие технологий, в том числе массовой пропаганды и средств массовой информации, позволяло осуществлять крупномасштабные воинские призывы.

Выделяю я только эти причины, поскольку именно они важны в рамках моего конечного рассуждения, но тем не менее. И здесь мы сталкиваемся с появлением «четвертой власти».

Четвёртая власть.

Вернемся немного назад. Америка в период после Гражданской войны, и до Испано-Американской, это огромный плавильный котёл. На западном побережье, китайцы строят железные дороги, на северном англосаксонские иммигранты ползают по снегу в поисках золота, на восточном ирландские буйные молодцы устраивают погромы сталелитейных заводов, которые в ущерб им нанимают негров, а на южном немецкие крестьяне ругаются, на то что из отрытого колодца хлещет мутная жижа с токсичным ароматом, вместо артезианской воды.

Все эти пласты населения, говорят на разных языках и принадлежат к разным социальным пластам, но все они — американцы. Так или иначе их необходимо объединить, подвести к нужным выводам и помочь проголосовать или принять решение.

КАКОЕ НАДО решение.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Глупо считать, что первый комикс появился в Америке, США даже не близко родоночальники комикса, но именно в США впервые можно проследить, как комикс стал инструментом управления широкими массами. Карикатуры британцев, едкие сатирические шаржи французов, все они оставались уделом образованной элиты.

В США, как раз к периоду Испано-Американской, себестоимость производства газет, была снижена до минимума, от инфоповода, до его появления на страницах, проходили часы, а подачу инфоповода определяли, владельцы газет.

Для неграмотных или слабо знакомых с английским языком, создавались комиксы. Два ключевых элемента комиксов того периода:

1) Общедоступность. Газеты впервые выходили на миллионные тиражи. Милионный охват аудитории позволял донести позицию до общественности, за недели (что по тем временам, абсолютный рекорд). Более того, большой и масштабный тираж позволял оповестить все слои общества, от городских, до провинциальных, от обеспеченных до маргинальных. Если раньше газету клеили на тумбу, то реалии масштабных тиражей уже позволяли газету выбрасывать.

2) Доходчивость. Язык комикса был максимально простой, зачастую изображение даже не требовало пояснений. Не требуется пояснений — пропадает проблема языкового барьера.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Надо понимать, что я здесь говорю только про комиксы, хотя подобный путь прошла вся пресса, и Хёрст переехал Пулитцера на большом и чертовски твёрдом бульдозере, начав диктовать законы рынка.

Это была первая ласточка грядущих перемен, но она отложилась в головах у людей. Пресса и комиксы создали образ единой Америки выступающей против отжившей своё колониально-монархической системы, это был не просто какой-то конфликт на периферии, это был настоящий удар по морде устоявшемуся миропорядку, США вышли на международную арену, с ноги выбив оттуда Испанию, и заявив о себе.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Это был задел на глубокое будущее. Двадцать лет спустя, к моменту, когда Первая мировая во всю раскрутилась, у США было множество козырей на руках, которые они разыграли в геополитическом конфликте, придерживая их до последнего, а затем в нужный момент сыграв на повышение ставок.

Итоги:

1) Все платили США по ходу войны

2) США почти не понесла потерь в ходе войны

3) США даже эпидемия испанки задела в разы слабее

4) Максимальные выгоды, путем минимальных вложений.

Все хотели жить в США в двадцатые. Беженцы от войны, вынужденные иммигранты, невостребованные работники — все.

Pulp fiction explosion.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Итак, на выходе имеем огромную волну иммиграции, и волну не простую, а образованную, которую занесло в Америку не просто так, а глобальным геополитическим конфликтом. Как побочное следствие этой волны, имеется необходимость удовлетворять потребности социума по пирамиде Маслоу.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

20-е годы, это не современность. Нету портативных источников музыки.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Радио, распространяется в широких слоях населения очень медленно, до прорывного скачка в портативности ещё порядка двадцати-сорока лет.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Телевидение существует на стадии концепта

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Кино и театр — дорогое удовольствие, среднего достатка семья может позволить его себе примерно раз в месяц, хотя цена кино и будет впоследствии падать, не без дотации и спонсирования от государств, которые разглядят в новом медиа — инструмент пропаганды.

Одним из наиболее популярных способов досуга, сравнительно дешевым и простым является цирк. В том числе за счёт десятилетями укреплявшейся в США системы странствующих и бродячих цирков и цирковых представлений. А наиболее популярным внутри самого цирка, становится направление силовых состязаний, цирковые потасовки силачей, которые впоследствии превратятся в рестлинг. А силач в цирковом трико, станет прообразом, ориентиром на основе которого поколения комиксистов будут создавать образы супергероев.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но вернемся к прессе. Палп фикшен стал популярен именно в силу своей массовой доступности. Бумага — переработанная макулатура, качество которой позволяет чернилам не слишком сильно отравлять окружающую среду. Ближайший аналог сейчас — рекламные газеты, газеты муниципального типа (Мой Район, Вечерний Петербург, Из Рук в руки, и тому подобное).

Источник контента — начинающие писатели, литературные негры, которым не нужны авторские отчисления — один проданный рассказ тридцать пять-сорок центов, за четыре авторские страницы.

Иллюстрации? По одной на рассказ.

И здесь, я как и положенно хорошему фокуснику, слегка приподниму завесу своих многотомных объяснений за геополитику.

Широкомасштабный конвеер контента, стал возможен только благодаря тому что:

1) Ещё в период Испано-Американской войны и немного до неё, были отработаны тактика и стратегия многотиражности, типографский конвейер контента, поставленный не на еженедельную, а на ежедневную основу.

2) Большое количество иммигрантов = большое количество дешёвой рабочей силы, причем если мы говорим об иммигрантах периода 1914-1924 то мы говорим, не о китайском крестьянине Ксяо, который готов за миску кукурузы вкалывать прокладывая трансконтинентальную магистраль железной дороги, по знойным солончакам Калифорнии. Нет, мы говорим о серьезных специалистах, технической и рабочей элите (см. выше патент Зворыкина), и огромном количестве творческих специалистов.

Подобный уровень консолидации творческих специалистов, в период с двадцатых по восьмидесятые (когда ручной труд художников начал терять актуальность), могло позволить себе только два государства — США и СССР.

Причём в США свою роль сыграла капиталистическая система как таковая, когда тренд выстреливал, его стремились повторить, сотни издательств возникали и разорялись в течение года, а специалисты пусть и работали за копейки, но оставались востребованы.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

В СССР, концентрация специалистов возникла уже в тридцатые годы, и по ряду причин была больше ориентирована на массовый агитпроп.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Это не значит, что комикса в СССР не было, он в этом плане просто пошёл другим путем. А вот комикс американский, он начал потакать желаниям аудитории.

Палп-фикшен, это особое явление. Двадцатые годы сочетали в себе, ностальгию по потерянным временам, страх перед грядущим, веру в торжество научно-технического прогресса, ужас перед разрушительными последствиями научно-технического прогресса, стремление человечества к конфликту и пост-травматическое стрессовое расстройство ветеранов Первой мировой.

Период этот часто зовут «ревущие двадцатые», и огромный культурологический вклад, который был внесен в общую инфосферу человечества в тот период, мы пожинаем до сих пор, как в виде подражания эстетике или персонажам

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Так и в виде прямой экранизации/игроизации/новеллизации

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять
ИДИ НАХУЙ ГОЛЛИВУД.
ИДИ НАХУЙ ГОЛЛИВУД.

Ну и конечно последствия в виде последствий последствий. Хотя не все комиксы и герои зародились именно в двадцатые, комикс-индустрия, как значимое явление оформилась именно тогда.

Комикс стал гибким инструментом, реагирующим на желания социума. От научно-фантастических историй, до грязных нуарных детективов, по каждой нише прошлись жадные ручки издателей, талантливые (или не очень), ручки художников и трясущиеся от нетерпения грабки читателей.

Наполнение комиксов, так же росло по экспоненте. Сначала это были отдельные иллюстрации и развороты, дополняющие тот же палп. Затем отдельные сцены, диалоги, страницы и наконец, в тридцатые, особенно во второй половине, комикс как двадцати-тридцатистраничное отдельное издание, оформился и стал стандартом.

Первыми, трендовыми образцами такого рода комиксов, принято считать работы тридцатых, некоторые из которых могут быть знакомы и более современной аудитории. Это например Волшебник Мандрейк, Фантом и Тень, который если мне не изменяет память попал на страницы комиксов прямо из палп-рассказов, в ходе запутанной истории с авторскими правами.

Тем временем, подрастало поколение, дети мигрантов, родившиеся или жившие в Америке, преодолевшие вместе со своими родителями Великую Депрессию.

Поколение которое росло, уже на новых мифах и историях.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Героями этого поколения были Флэш Гордон, Бак Роджерс, Тарзан, Джон Картер, в меньшей степени Конан и Соломон Кейн, с Чёрным Турлофом.

Что отличало этих героев, от множества других, оставшихся в забвении?

Идея. Идея простого человека, который творит свою легенду, свою историю.

Джон Картер? Солдат попавший на другую планету, где он становится местной легендой и героем.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Тарзан? Вариация Робинзона Крузо, аристократ, который приключается в экзотических странах и выступает в роли благородного дикаря в цивилизованных.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Бак Роджерс? Освободитель, борец с рабством и диктатурой, проснувшийся в далёком будущем.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Подведём итоги и рассмотрим, что же определяло персонажей американского супергеройского мифа.

Большинство таких героев не были продуманы от и до, не всегда имели за плечами глубокую предысторию, но их отличало стремление к авантюризму и приключениям, подпитанное не малой степенью авторского произвола. Но они постепенно закладывали определенные черты, определяющие черты будущих героев комиксов, хребет мифологии, вокруг которого всё и закрутилось.

Этот хребет можно охарактеризовать следующими элементами:

1) Справедливость

Герои американского мифа, всегда ищут справедливости, порой с настолько маникальным упорством, что им мог бы позавидовать и Данила Багров, с его экзистенциальным поиском.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Причем понятие «справедливость», в американском мифе может принимать порой самые изощренно-трайбалистские формы. Так например если главный герой прилетел на другую планету, пинком сломал вековые нормы и работающий институт государства, захватил принцессу и довольный улетел назад — это по справедливости, ведь монарх тиран, рабство это плохо, а у женщины нет своего мнения. И пусть на место тирана придет ещё более худший, разваленная на части страна полыхнет гражданской войной, а принцесса превратится в степфордскую жену без какой-либо личности, дело по исправлению этой несправедливости, справедливо будет вручить другому герою.

Справедливости ради…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Эту черту так или иначе стремились менять или деконструировать, понятия «справедливости» у Карателя, Хеллбоя и Найтвинга будут очень серьезно отличаться, но стремление найти/доказать некую свою правду или идею, путь развития персонажа, через стабилизацию и саморефлексию это почти всегда неотъемлемая черта американского героического мифа, которая вызывает отклик у читателя.

2) Патриотизм

А так же американоцентризм и американский эксепционализм (исключительность, чувство самоизбранности и превосходства над другими нациями). Начну с простого вброса. Широко известная команда Justice League

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Как и её предшественник-предтеча Justice Society

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

В оригинале носят одну маленькую, но важную приписочку OF america

Понадобилось почти сорок лет и появление платежеспособной аудитории в Европе, чтобы подобную приписочку перестали активно добавлять, но как можно понимать, Метрополис и Готэм атакуют чаще чем Париж и Бомбей. Ну кто индустрией заправляет, тот и определяет тренды. В данном случае это не просто так, ещё на стадии формирования той самой Золотой эры комиксов, формирование осуществлялось по сути по принципу: Хороший — значит американец.

Это не отменяет того, что злодеи тоже бывали американцами, но как правило четкая установка, которая прослеживалась во многих ранних мифах американской супергероики, удивительно созвучна с аналогичными посылами в греческой или скажем скандинавской мифологии, где герой отсюда, а враги оттуда, и враги они именно потому что оттуда. Это довольно быстро стало очевидно и подобные посылы стали маскировать немного тоньше. Но тут подоспела Вторая мировая война.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Сначала от количества вступивших в армию и сражающихся с нацистами и их приспешниками, прихуели читатели комиксов. Им потом ещё подвезли сериалов где Бэтмен пиздил японских шпионов, чтобы окончательно добить

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Потом от количества вступивших в армию фанатов комиксов (ну не только, но в том числе), знатно прихуели американские военкомы, и к Корейской и Вьетнамской войне, впоследствии готовились в том числе накачивая определенными событиями умы американской молодежи, но вот во Вьетнами все пошло не совсем так. Об этом как-нибудь в другой раз.

Возвращаясь к американоцентризму, то помимо того что действия большинства этих мифов разворачивается в Америке, и главный герой этих мифов показательный американец, в частности Кларк Кент, он же Супермен, он же Геракл от мира супергероики, не просто герой-американец, он иммигрант, выросший в Америке, проникшийся и полюбивший её ценности, выросший в приемной семье самых истинных Американцев, в самом истинно Американском штате.

Если кому-то из вас кажется, что я сейчас сарказм включил, то нет, не включил.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Кларк Кент, Кал-Эл, Супермен, не важно, в своей первичной структуре это персонаж олицетворение здоровой американской мечты. Почитающий своих родителей и память о них ребенок, парень из Центральной (важно, не совсем Южной) части США, (позднее перенесли в Мэрилэнд, что тоже символично), который добился успеха в большом городе, и как человек и как герой города.

Возьмём прямого конкурента Супермена, Капитана Америку

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Сын ирландских имигрантов, житель Нью-Йорка, патриот, желающий служить несмотря на свои физические недостатки.

Оба этих персонажей, это воплощенная "американская мечта".

"Американская мечта", это такое сложное философско-концептуальное понятие, которое можно представить в виде желания иметь что-либо конкретное (как правило, материальный успех, место под солнцем или жизненное положение), делать определенные действия для этого, но без экстрима.

"Американская мечта", по факту это культурологическое явление корни которого скрываются в протестантизме. Оно, как я уже говорил, подразумевает необходимость делать действия, но оно не определяет что будет правильным действием. То есть тот же Стив, желающий служить своей стране, не идёт на какую-либо альтернативную службу (в кино кстати занимается сбором металлолома, были времена, когда Марвел пытались в режиссуру). Он пытается добиться своего в одном направлении, проявляя упорство, как бы проходя через испытание веры (веры в себя/свои убеждения).

Это испытание веры, как раз очень важно в культурологическом срезе, оно отсылается к отцам основателям США и первым кораблям, которые покидая владения короля не разделявшего их веру, совершали паломничество, доказывая чистоту своей веры. Ага, пуритане, пилигримы, Мэйфлаэр, вот это вот всё.

Я сейчас опять смешиваю некоторые моменты, утрирую, упрощаю и наверняка, я ещё десяток вещей тупо забыл упомянуть, но вот этот американоцентризм американского мифа, часто запрятан в персонаже глубже чем просто костюм в цветах американского флага.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Это может быть, как его ориджин, так и декларируемые им убеждения, так например почти никто из персонажей американских комиксов не цитировал Кодекс Наполеона, зато почти все они так или иначе могут процитировать или пообсуждать конституцию, или пару тройку законов. Опять же запомним этот момент на будущее.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

3) Преодоление

Супергерой, герой мифа, должен преодолевать препятствия. Эти препятствия он может создать себе сам, или их ему создадут другие, это может быть его злодейский антипод, несправедливость государственной системы, зелёный радиоактивный камень, но нет Геракла без его подвигов, нет Ахилесса без его пяты.

В погоне за читательской аудиторией, героя бросают совершать самые разнообразные деяния, побеждать Гитлера в его логове в 42-ом

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Или там на свадьбе кому в бубен зарядить

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Очень долгое время, герой в американской супергеройской мифологии, ассоциирован не с христианской добродетелью смирения, прощения и вспомоществования (протестантизм и католицизм её (добродетель), особо и не подразумевают), а идеи воздаяния, преодоления, борьбы за веру (в то что делает герой), а порой и полуязыческие мотивы, в духе викингов о стяжании личной славы или желания найти достойного соперника и разбить ему хлебало в борсч.

Мотив преодоления так же является одним из элементов американской культурной идентичности, подвиг пилигримов и трудности колонизации, война за Независимость, упорное путешествие пионеров (первопроходцев), через горы к Западному побережью. Стереотип крутого ковбоя/ганслингера или местечкового шерифа, который приехал в город и навел там порядок, подменяет пару револьверов, на лазеры из глаз, и то не всегда.

Багряный мститель, малоизвестный герой DC с травматом наперевес
Багряный мститель, малоизвестный герой DC с травматом наперевес

Золотой век

Эти три составляющих и создали большинство героев запомнившихся читательской аудитории. Более того, несмотря на всю клишированность и моральное устаревание, с точки зрения критического анализа, эти составляющие настолько универсальны, что они лежат в основе абсолютного большинства всей западной супергероики, как таковой. Просто где-то часть элементов может быть подменена деконструкцией, а где-то составляющие меняют местами в угоду обстоятельствам. Полюбившийся публике злодей или антигерой иностранного происхождения, может начать всё чаще помогать американским героям, или заиметь собственный сольник, который поставит его мотивы с ног на голову.

Глобальной деконструкции этих трех компонентов не будет почти полстолетия, до пришествия восьмидесятых и Алана Мура, с Фрэнком Миллером.

И если второй известен за то, как он ломал составляющие Золотого века, то Алан Мур и его Хранители, деконструировали Золотой век, как явление, этап или веху, на молекулярном уровне.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Двенадцать непримечательных выпусков, без броских обложек и кричащих названий, без позирующей сексуализации персонажей, взяли один из самых значимых и определяющих периодов американской новой мифологии, и со страшной силой сломали ему хребет, показав героев людьми.

Отделяя образ и персонажа, как вивисектор, Алан Мур показывает, что лежит в основе звучных лозунгов и броских костюмов,

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять
Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Сама по себе тема деконструкции Золотого века, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить (терпение дорогой читатель, терпение). Но, она значима в контексте создания интересных персонажей, ведь основоположник Золотого века, Супермен, остается популярным, иконическим персонажем супергероики, вот уже почти девяносто лет с момента создания, несмотря на весь трэш, угар и содомию, что с ним порой творили издатели.

Супермен объединяя в себе набор элементов патриотизма, преодоления и защиты справедливости, обладая огромной силой, придерживался моральных принципов. Это с одной стороны делало его недостижимым идеалом, но своим, близким и понятным по духу, в отличие от отморозка Геракла,

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

С другой стороны, его сила, сопровождалась скромностью, он идеалистичный репортёр, который старается быть полезным обществу и в основной роли, и как герой. Он окружен уязвимыми, страдающими и нуждающимися и он стремится помогать им. Характерной чертой Супермена Золотого века, является почти полное отсутствие у него поражений или неудач, его преодоление всегда заканчивается успехом.

Хотя для более позднего периода его деятельности, один не безызвестный мастер диалогов и любитель кадра из багажника, подметил очень важную вещь.

Именно в этом отношении Супермену нет равных. Супермен не вдруг стал Суперменом, Супермен был им рождён. Когда он встаёт с постели — он Супермен. Его альтер-эго — Кларк Кент. Его мантия с вышитой красной буквой "S" — это одеяло, в которое он был, завернут, когда его нашли. Это его одежда. А то, что он носит очки и деловой костюм — это маскарад. Это камуфляж Супермена, чтобы не отличаться от нас. Кларк Кент — это то, как Супермен видит нас. А что из себя представляет Кларк Кент? Слабый, неуверенный в себе, трусливый. Кларк Кент — Суперменова критика всей человеческой расы.

Билл

И тем не менее, три кита качеств Супермена, создали основу для всего Золотого века. Хотя сначала это и выглядело, как почти постоянные попытки, копировать Супермена, аудитория, да и индустрия, быстро поняла, что так дело не пойдет. Второй итерацией был набор героев, которые могли делать только что-то одно, что мог бы делать Супермен. Получили второй дыхание различные герои люди, которые бросали вызов превосходящим их по силе существам или злодеям, зажглись фонари на улице Бэтмена и Чудо-Женщины.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Уже упомянутый мной выше, скачкообразный рост популярности комиксов во время Второй мировой войны, был связан в том числе и с желанием посредством эскапизма, отрицать жестокость реальности, и опять же что может быть лучше для эскапизма, чем герой для которого нет преград?

Жестокая, грязная контркультура восьмидесятых и девяностых, просто не смогла бы выжить в сороковые и пятидесятые, потому что реальность была жестокой и грязной, не кризисной, как в восьмидесятые, а именно что жестокой и грязной.

Золотой век, продолжал существовать и после войны, его лебединой песней стал бум напарников, появление Робина, сделало наличие оптимистичного и любознательного напарника, почти обязательным.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Пириобразовательный: прежде чем критиковать костюм Робина, следует помнить, что в авторской задумке, он следовал логике и развитию эстетики цирковой тематики, которой (да, те самые трусы и трико) в те годы следовало большинство персонажей комиксов. Это была идентика персонажей, которая ссылалась на популярные и узнаваемые образы без необходимости пояснять почему персонаж носит именно такой костюм.

Кризис Золотого века наступал постепенно, но неотвратимо. Хотя часто говорят о том, что его причиной была книга «Совращение невинных» и введение Комикс-кода, фундаментальная причина кризиса Золотого века, была не просто в исчерпании интересных идей и концепций с поверхности, все простые и понятные образы были исчерпаны или становились не востребованы по мере того, как аудитория комиксов, вернувшаяся с войны или растущая на рассказах тех, кто войну пережил, вглядывалась в будущее, где маячила коммунистическая угроза, истерия Маккартизма и заботы о собственном благополучии, необходимость построить дом, платить налоги, содержать семью.

Идиллия «американской мечты», на короткое время стала реальностью для поколения сороковых и у них не было потребности в эскапизме в таком же количестве, в каком она была у поколения тридцатых.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Галопом по Серебрянному, Бронзовому, Темному, Цифровому и Соевому векам.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Поскольку фундаментальные элементы построения супергероического мифа и образа, я уже достаточно подробно рассмотрел в предыдущем тексте, в том числе затрагивая элементы деконструкции, а так же политической предвзятости и направленности, по остальным векам, подробно останавливаться особо не буду.

Серебрянный век это период свободного творческого поиска, который от простых и тупых концепций — А давайте возьмём популярный X и поставим его против героя Y, или Давайте сделаем подростковую/женскую/злую версию героя Y, медленно подходил к концепции репрезентации ущемленных меньшинств, посредством опосредованного их изображения в виде угнетаемых героев…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Или рассматривал вопросы дуализма человеческой личности, и её конфликтную природу, наличие подсознательной тяги к разрушению и подавленных желаний…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но конечно по своему прорывным и интересным стал комикс, который деконструировал ориджин героя.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Человек-Паук не просто попал в новое поколение аудитории и стал понятным им, он во многом являлся противоположностью героев Золотого века. Там где герой Золотого века никогда не пропустил бы грабителя мимо себя, Человек-Паук не стал вмешиваться, движимый личным эгоизмом. Там где герой Золотого века имеет личную установку, идеалы и понятия Человека-Паука это проявления его личной вины и сожаления, изложенные в виде моральной установки произнесенной другим человеком. Там где герой Золотого века идол, кумир, безгрешный и не имеющий ошибок, Человек-Паук регулярно косячит, сталкивается с личными проблемами, а общество смотрит на него, в контексте призмы личного и медийного образа.

И тут знающий читатель может вспылить:

Но Пири, раз уж ты решил зайти настолько издалека в своих унылых размышлениях, и начал говорить о Серебрянном веке, то почему ты упускаешь из виду и игнорируешь, формирование крупнейших и самых популярных команд и дуэтов?

Потому что концепция супергеройской команды или сабантуйчика на три-четыре маскированных рыла, не нова и встречалась ещё в Золотом веке.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

В том или ином виде команды существовали ещё тогда. Серебрянный век, посредством ретконов систематизировал супергеройские силы, сдул пыль со старых идей и создал командное взаимодействие, которое однако расцветёт только в середине Бронзового века, когда у героев внутри команд появятся личные счёты и противоречия. Порядка во всем этом по-прежнему не будет, и команды это скорее пример того, как работают и зачем нужны ретконы. Об этом как-нибудь в другой раз. А пока про Бронзовый век.

Серебрянный век стремился объяснить всё научным бла-бла-бла и следуя комикс-коду сам себя всё сильнее загонял в тупик. В то же время, намечались переломные перемены в общественном и культурологическом плане в самих США, сегрегация отмирала, страна пережила лихорадку Карибского кризиса, наркотические трипы шестидесятых и вьетнам. Сотрясаемые ломкой дети цветов, пришедшие в комикс индустрию хотели говорить и высказываться на интересовавшие их вопросы, и если темы наркомании и экологических проблем, тоталитарных режимов третьего мира и красной угрозы редакторы были готовы одобрить и пропустить, то американский кризис политического доверия, темы ПТСР, уличного насилия и секса, пропускать отказывались напрочь.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Потребность авторов высказаться нарастала всё сильнее, а публика все чаще отторгала приглаженные комикс кодом комиксы, в пользу андерграунда или европейского комикса, в котором в семидесятые эпатаж, чернуха и откровенность лились потоком, сплетаясь с матюками, кровищей и сиськами.

Пожалуй наиболее яркий и медийно раскрученный образчик подобных комиксов, это Hevy Metall/Metal Hurlant. Оставлю тут ссылки на два интересных материала по теме. Передавайте приветы авторам: <a href="https://dtf.ru/read/1250409-vse-eto-heavy-metal" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">раз</a>, <a href="https://spacemorgue.com/the-french-sci-fi-comic-that-inspired-blade-runner-and-akira/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">два</a>.
Пожалуй наиболее яркий и медийно раскрученный образчик подобных комиксов, это Hevy Metall/Metal Hurlant. Оставлю тут ссылки на два интересных материала по теме. Передавайте приветы авторам: раз, два.

В конечном счёте Бронзовый век, это расчётливый коммерческий шаг редакторов и издательств, пограничный и сравнительно короткий период перехода ко всё большей свободе.

Ну и пожалуй ключевой момент Бронзового и Тёмного века. Золотой век писали новаторы-первопроходцы. У них за плечами были культурологические знания и художественные навыки. Серебрянный век писали успешные и благополучные конвейерщики. Среди них были новаторы и геймченджеры, например Кирби.

Пошёл ты нахуй Стен Ли.
Пошёл ты нахуй Стен Ли.

Бронзовый и Темный век писали бунтари. Они были гиками, и они не скрывали этого. Они на хую вертели комикс код, они писали истории про героев на которых они росли, про которых они создавали истории в детстве, они писали про своих кумиров, и не боялись искать новые пути. Это вызывало живой отклик и интерес у аудитории.

Особняком среди них стояли старые и маститые авторы, разогнувшиеся от ярма комикс кода и не стеснявшиеся переизобретать и пересобирать то что уже работает, именно потому что они знали, как это работает.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

С точки зрения образа героев, и супергероического мифа, в Бронзовый век герой всё чаще представляет собой отфильтрованную, а затем и прямую версию антигероя — языческого героя мифов.

Он хмур, устал, идет на моральные компромисы с собой, совестью, злодеями, и идёт до конца. Часто он брутален и жесток, вызывающе бросает вызов сильным мира сего, критикует, свергает тиранов, возглавляет бунт против общественного большинства.

Образ вигиланта, всё чаще ассоциируется с героем, всё чаще авторы начинают залезать внутрь головы персонажа, и порой то что они находят там, простым и логичным анализом может читателя ужаснуть.

Так начинается Темный век комиксов, эра вседозволенности и мрака, деконструкции и трэша. Комикс код попран и забыт, история о команде героев, может содержать в себе твисты с изнасилованием их родных и близких, расчлененное тело девушки в холодильнике это обычная ставка. Чем более брутален и жесток герой тем больше он заходит публике, точки отсчёта — Сорвиголова, пересобранный из цветастого героя в несчастного и мрачного полупсиха, наивность которого высмеивает психически неадекватный Каратель и конечно же Бэтмен Тёмный рыцарь, кукуха которого окончательно признана покинувшей эту бренную планету.

Ещё одна черта Бронзового и Тёмного века, о которой мы не должны скучать, это некомпетентные художники кокаинисты. Было ли это такой попыткой сэкономить или творческими поисками нового стиля - а хуй его знает, честно говоря.
Ещё одна черта Бронзового и Тёмного века, о которой мы не должны скучать, это некомпетентные художники кокаинисты. Было ли это такой попыткой сэкономить или творческими поисками нового стиля - а хуй его знает, честно говоря.

Отдельным этапом Тёмного века, который смешивают с современностью или отказываются признавать, является Цифровой век. Комиксы не просто растут в популярности, они новое медиа диктующее правила и прогибающееся под них. Первая ласточка — фанатичный психопат девятьсот раз проголосовавший за смерть Робина.

Медийность комиксов, становится растущим снежным комом. Комиксы читают и покупают не потому что они интересные, а потому что это популярно, это хайпует. Старые фанаты возвращаются к чтению, потому что: Вау, Бэтмен похитил Робина и кормил его крысами, Вау Скруллы готовят Тайное вторжение, Вау Капитану Америке вышибли мозги.

Марвел изящным шагом переигрывает ДиСи, создав Ultimate-вселенную, которая оставшись верна истокам Сербрянного века, обыгрывает их в духе Бронзового. Сколько аудитории таким образом откушено от ДиСи, сосчитать невозможно, новая и старая аудитория смешиваются, одни читают новые истории, чтобы сравнить их, другие читают старые, потому что новые закончились, а время чем-то занять хочется.

Супергероический миф почти исчерпан, герои уже настолько близки к людям, что Гражданская война из потенциальной Титаномахии или Рагнарёка между богами, превращается в технотриллер и многоходовочку, которая аппелирует к терактам, глобальной слежке и продажности масс-медиа.

И тут по сути индустрия начинает жрать сама себя и уходит на высокой ноте в Соевый век. Долго рассусоливать я тут не хочу. Комиксы начали читать слишком много людей, но в определенный момент потенциал аудитории которая хочет читать комиксы был исчерпан, взоры маркетологов обратились в сторону тех кто не читает комиксы, и выяснилось что комиксы очень сексуализированы, представляют мало меньшинств, слабо отвечают на политическую повестку. Набранные по квотированным требованиям специалисты, напряглись и начали выдавливать из себя всякое.

Как метко заметили: Одним анонсом, Марвелы сплотили либералов, консерваторов, комикс-хейтеров, комикс-гиков, ЛГБТ+ и гомофобов в едином порыве ненависти против такого-то говна.
Как метко заметили: Одним анонсом, Марвелы сплотили либералов, консерваторов, комикс-хейтеров, комикс-гиков, ЛГБТ+ и гомофобов в едином порыве ненависти против такого-то говна.

Супергерои, как переиздание мифов окончательно закончились и добиты, в пользу бездушных маркетологических расчётов прибыли и попыток высосать внимание у аудитории, которая хочет привлекать внимание, а не делится им. Больше того, бездушная индустрия масс-медиа повторяет худшие решения Золотого века, превращая супергероику в конвейер готовых и простых, однотипных решений по принципу "оно работает". Это приводит к тому, что трэш-деконструкция и деконструкция самой супергероики привлекает всё больше людей, просто потому что она выглядит не так, как супергероика, она может удивлять и заинтересовывать

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но это не задуманная контркультура, это протест против постоянства основной культуры. Он не принесёт ничего нового и исчерпывается куда быстрее, чем стереотипы клише Золотого века.

Авторский путь, Хорикоши Кохэя.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Да, внезапно это статья про персонажа из манги и аниме. Да внезапно, это даже не про основного персонажа. Да, внезапно это не будет подробное эссе-биография автора.

Но вот какой момент, я считаю необходимым подчеркнуть. Нельзя смотреть на вещи в отрыве от контекста, нельзя смотреть на персонажа, в отрыве от жанра в котором его разместили. Огромный пласт вещей и интересных моментов можно понять, просто понимая сценарные основы и клише, тропы по которым существует то или иное произведение. А значит, рассмотрев основы супергероического мифа, можно анализировать персонажей японской супергероики со спокойной душой.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Ведь если я анализирую персонажа из манги, а у манги кроме супергероики завязан определенный формат, то надо анализировать и формат самой манги. Ну что, поехали.

My hero academia.

Я не часть фэндома МГА. У меня не особо с ними складываются отношения, я там случайный прохожий. Можно понять, что с моим подходом разложить на кирпичики то что я вижу, мне в таком фэндоме особенно нечего делать, но так уж получилось, что периодически появляясь на моем горизонте, МГА долгое время не была предметом моих целенаправленных изысканий.

Как огромный фанат супергероики, разумеется я был в курсе основных деталей сеттинга, но глубоко в него не погружался. Это не Wildcards, не Darkhorse, не Super Powereds, не DC, не Марвел, не Червь.

Но, надо понимать, что все чаще начали всплывать научные дебаты по вопросам фэндомов, когда фанаты одного фэндома влезают в другой. Я говорю не про всратые коллабы, или прости господи битву-кроссовер, а про вполне интересные споры например чем отличаются Sense of danger и Spider sense.

А, для того чтобы понимать, аргументировать и спорить за такие вещи, надо в них разбираться, знать первоисточник уметь находить в нем информацию, и так далее. Поэтому, ну и по ряду других причин, я взялся за МГА поплотнее. И был…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Приятно удивлен. Поймите меня правильно, роль играл и тот факт, что я изначально не делал очень большие ставки и не ждал многого. Но это не отменяет того факта, что как супергероика, МГА это очень крепкое произведение, правильное и интересное, креативно работающее с собственными возможностями и имеющее огромный потенциал. И в тот момент, когда я ознакомился с ним, я задал для себя ряд вопросов и сделал некоторые выводы, часть даже оказалась правильной. Ну, а с остальными я вас ознакомлю.

Начнем издалека.

Спокойно! Сейчас я перейду к сути дела. Отложите тапок, отложите револьвер, запаситесь чаем и вкусняшками
Спокойно! Сейчас я перейду к сути дела. Отложите тапок, отложите револьвер, запаситесь чаем и вкусняшками

僕のヒーローアカデミア публикуется в 週刊少年ジャンプ…

少年 — переводится с японского как мальчик или юноша.

Ну ладно-ладно, попробую попроще. Итак, в 2014 году в одном из самых популярных журналов Японии с аудиторией на 2 миллиона, начинает публиковаться история за авторством Хорикоши Кохэя, Boku no…

Не пропаганда. Не гуглить. 
Не пропаганда. Не гуглить. 

Boku no Hero Academia.

И, мы имеем на руках сёнен, опубликованный в самом популярном сёнен журнале. Это уже само по себе интересно, Shonen Jump не всегда прямо аналог успеха, но их критерии отбора позволяют доверять тому, что выбранное произведение, как правило, будет минимум качественным. В разное время или под эгидой издания или непосредственно в еженедельнике выходили такие вещи как: Ублюдок Сокрушитель тьмы, Кулак Полярной звезды, Бродяга Кеншин, Шаман Кинг, Бакуман, Тетрадь Смерти, Токийский гуль, Человек-Бензопила, Ван Пис и Доктор Стоун.

Ну и множество других.

Я это к чему, многое из перечисленного записано в сёнены, то есть фактически подростковую литературу, приключенческого толка, о котором сейчас распространены штампы и шутки про обязательный гарем, турнирную арку и плоского злодея.

Ну, а если так подумать, то манга вообще и сёнен в частности это своеобразная реинкарнация палп-фикшена, с азиатской спецификой. Чтение потакающее интересам аудитории, её потребности в эскапизме. И это всё работает не просто так.

Не стоит забывать, что оставаясь мангой и сёненом, Кулак Полярной звезды это постапокалипсис, Ван Пис пиратское приключение, в духе Саббатини, Бродяга Кенсин драма в декорациях реальной истории, Бакуман история о самопознании и становлении, Тетрадь Смерти детектив с элементами триллера, Токийский Гуль городское фэнтези в декорациях неонуара.

Таким образом бытие сёненом и приверженность произведения сёненских же клише, не означает, что оно не может быть интересным и качественно сделанным.

Формула сёнена, как правило построена по принципам мономифа, и факты таковы, что качественно сделанный или замаскированный мономиф будет работать на аудиторию всегда.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Развитием идей и концепций сёненов, как правило, пытаются заниматься сэйнэн, произведения с более взрослым рейтингом (хотя некоторые из них и попадают в сёнен журналы, а другие по концепции куда более черно-белые чем многие простые сёнены). Это важная ремарка, но углубляться в тему сэйненов глубже, пока не имеет смысла, важно обозначить, что они есть и как форматное произведение, могут отходить от простого мономифа в пользу глубокого и разветвленного произведения посвященного не только и не столько очередному нагибанию, ради очередной победы над очередным злодеем.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Потихоньку суммируем, у нас есть произведение опубликованное под подростковую аудиторию, в определенных рамках формата сёнен, которое публикуется массово так. Золотым веком комиксов пахнуло, вкусненько.

Но ведь за каждым произведением стоит его автор и история, и помнится прочитав первые пару глав, я словил очень интересный вайб. Несмотря на простоту и линейность повествования, энтузиазм автора, его желание рассказать эту историю, подать своих персонажей, чувствуется от и до.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

И да, как оказалось это была не первая попытка и по факту, выстрелившая (ну точнее набравшая значимую популярность) история, в чем-то повторяла карьеру автора, став его значимым достижением после серии неудачных попыток. И поверьте, ты понимаешь что человек знает о неудачах, когда он может экранизировать фразу, падали, но поднимались.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Есть интересный момент, который вы можете заметить в любом произведении. Если его автору было не похуй, если замешанные в процесс люди были заинтересованы, то даже если это простой фильм/сериал/сценарий, его в разы интереснее смотреть чем самую навороченную суперфантастику, читать ультрапродуманную, но написанную коммерции ради книгу или потреблять попкорновый продукт, старающемуся актеру простят любую роль, в любом говне и будут смотреть только ради таланта и вовлеченности, ради энергетики которой этот актер будет заряжать своих зрителей или автор своих читателей. И коммерческий успех и расчёт играть роли тут не будут. Помнить будут то что действительно искренне и талантливо.

И если посмотреть на то, как Хорикоши стремился к тому, чтобы стать автором, и как он работал над своей историей, то можно понять и то, насколько проникновенно показано стремление Деку стать героем, и то насколько он восторжен своими и чужими успехами.

My Hero работа, которую публиковали в 2008 году, ваншот
My Hero работа, которую публиковали в 2008 году, ваншот

С 2007 года, а может и раньше, человек, фанат и гик (был прямо очень милый момент, когда его фанарт более чем десятилетней давности, ещё раз опубликовали в журнале (кажется по Ван Пису, подробности не помню извините), с примечанием, что вот, человек теперь сам стал популярную мангу рисовать) продумывает сценарий и детали своего мира, пробует, проваливается, пробует ещё раз и таки вырывает и выгрызает свой успех, заслуженный по совокупности стараний.

Вернемся однако к ранней работе. Можно проследить, что несмотря на ряд проблем, у работы действительно был потенциал, но она была неформатной, хотела рассказать слишком много и обо всем сразу, перегружая читателя. Но всё же огонь истории, то что позднее Хорикоши пронесет через весь МГА, и то что станет хребтом его манги, в My Hero присутствует.

Здесь и далее все страницы из манги переводили и оформили https://vk.com/mharomance
Здесь и далее все страницы из манги переводили и оформили https://vk.com/mharomance

Итак, семь лет и две успешные работы спустя, My Hero Academia выходит и становится весомым бэнгером, более восьмидесяти миллионов проданных копий, это пусть и не полмиллиарда ванписовских, но таки место в тридцатке самых продаваемых. А ведь потом ещё залетит недурно сделанная экранизация, так что похлопаем пришедшего к успеху автора, и посмотрим, так о чем же история.

Обычный японский школьник Идзуку Мидория, живет в мире где 4\5 населения обладает теми или иными суперспособностями, они же причуды или квирки.

Но сам Идзуку, беспричудный, у него нету суперспособностей.

Его школьный товарищ и бывший друг, Кацуки Бакуго (далее Каччан (Кац-чан)) напротив, одарен уникальным квирком и задирает Идзуку.

Их общим кумиром является Всемогущий/Оллмайт, герой мирового масштаба, символ мирной эры победивший большинство злодеев представлявших опасность для планеты. По случайности, пути Идзуку и Всемогущего пересекаются и тот узнает несколько секретов от своего кумира, а так же впечатлив того, становится следующим наследником силы Оллмайта, квирка- Один-за-всех, способного передаваться от владельца к владельцу, накапливая силу.

Я немного изменил официальную аннотацию, потому что она некоторые вещи (важные причём), упускает из виду и заодно сразу ввалил пусть микро, но спойлер. Тем не менее пусть вас не обманывает простота концепции, в ходе повествования Хорикоши не раз и не два вывернет некоторые вещи наизнанку, и мир показанный поверхностными мазками, будет становиться все более глубоким и проработанным.

Проработка героя и определяющие черты героя по Хорикоши Кохэю.

Ещё немного рассуждений и измышлений, придется пока потерпеть. Итак, стержневой точкой мира, предлагаю считать определение героя которое дается в первой главе, и не раз рассматривается и стреляет в дальнейших главах.

Слева - 1 глава. Справа 385.
Слева - 1 глава. Справа 385.

Герой по Кохэю, это потребность, маяк не просто помогающий другим, но указывающий путь, КАК помогать другим. Я мог бы растекаться мыслью по древу, с конкретными примерами, но они требуют от читателя знания манги, поэтому я зайду с другого конца.

В мифологии, как правило герои былин или мифов, самодостаточны. Они могут контактировать с другими героями, строить боевое братство…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но ситуация, когда герой вдохновлен на путь героя, другим героем или его образом, встречается достаточно редко. Обычно подразумевается преемственность карьеры от отца к сыну, ну или там от дяди к племяннику. Американские супергерои тоже в большинстве своем самодостаточные (что как раз проистекает от лежащей в их основе идеи местечкового патриотизма и градоцентризма), и идеи последователей (не путать с сайдкиками/напарниками), там рассматриваются не так чтобы часто, и обычно в контексте национальных героев.

Помножим это на уже упоминавшуюся местечковость, и наконец дифференциацию героев, по уровню силы, когда ты не можешь стать Суперменом, потому что Супермен литерали бог и альфа, так что тебе остается стезя бытия Бэтменом.

Поэтому когда в супергероике подразумевается наличие последователя, оно обычно выглядит так:

Герой X заявляется в город Z и находит там героя Y, подмечает что в том есть потенциал, предлагает тому свое наставничество.

Не говорю, что это плохо, но давайте сравним с тем, что нам показывает Кохэй:

Существуют три ученика, назовём их K, B, M. Существует два героя, один из них A другой C.

Ученик M, почти до фанатичности одержим героем A, он хочет помогать людям. Ему предлагают наставничество.

Ученик B, тоже фанат героя A, но он желает превзойти его и стать топ-героем и главой списка. Он пробивается сам.

Герой A является топовым героем, C намного менее известный, хотя и популярный.

Пробивающийся сам Ученик K, тем не менее вдохновляется и находит мотивацию, в словах героя C и это не просто слова

Расскажите мне сказку о том что MHA наивное черно-белое произведение после такого
Расскажите мне сказку о том что MHA наивное черно-белое произведение после такого

Второй важный момент этого монолога я оставляю за рамками, но вот у нас есть уже три концепции героев в мире MHA:

1) Повторение

Героем становятся, потому что твой кумир герой. Таким образом герои оставляют след в сердцах людей и их последователи повторяют их путь, так или иначе.

2) Конкуренция

Героем можно стать из желания кому-то что-то доказать. Преодолеть личные проблемы или стать лучшим, лучше других, в том числе, как герой.

3) Жертвенность

Героями становятся, те, кто готов идти на самопожертвование, инстинктивно, на основании морального выбора или на основании трезвого расчета, неважно. Готовность жертвовать собой ради других — это путь героя в МГА.

Так или иначе большинство героев в МГА будут смешивать эти опорные точки, но корневая идея — готовность к жертвенности, готовность поставить себя на передний план за других, будет рассматриваться снова и снова.

ГГ приносит себя в жертву, его друзья готовы принести себя в жертву, и всё это возникает не просто так, это последствие и воздействие решений других персонажей и мира вокруг основных персонажей. Кстати о нем.

Золотой век по Кохэю. Утопия пожравшая себя саму.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Хотя анализ и разбор мира Геройской академии и не является моим приоритетом в рамках текущей статьи, по некоторым его аспектам, которые помогают лучше понять героев, я всё же пробегусь.

Впервые показанный, как достаточно светлый и близкий к наивности мир, выглядит, как костюмированное представление о Золотом п Серебряном веке из американской супергероики.

Злодеи и герои театральны, опереточны, показушные боевые сцены привлекают внимание толпы, и вызывают скорее зевоту у обывателей, которым надо на работу, а тут какая-то злобная макака дорогу перекрыла.

Но уже с первых страниц внимательный зритель заметит, что далеко не все злодеи именно показушны, жестокость некоторых натуралистична, необоснованна и соседствует со страхом по отношению к героям. Из простых и проходных элементов, складываются частички мозаики, идиллия Золотого века загнала злодеев в глубокое подполье, но раз они существуют, что-то вызывает их появление.

Что интересно, такая подача мира, сопоставление его опереточной части и жестокой реальности прослеживается в первой опубликованной работе My Hero и позднее является одной из ключевых тем Vigilantes, спиноффа My Hero Academia, который как раз выходя за рамки сёнена, перебегает в ряды сэйнена.

Глава за главой, кусочек за кусочком, мир Геройской академии становится всё более глубоким и объемным. Утопия Золотого века, здесь держится на плечах Всемогущего, который всего два или три поколения назад, смог разгромить организованные злодейские силы, вмяв их лидеру лицо в затылок. Это, впрочем, не решило системных проблем и несовершенства человеческой природы.

В коротких историях, которые часто показывают мир вне Декуцентричной (Деку - никнейм ГГ) системы координат, можно очень многое понять, о глубине и детализации сеттинга
В коротких историях, которые часто показывают мир вне Декуцентричной (Деку - никнейм ГГ) системы координат, можно очень многое понять, о глубине и детализации сеттинга

Утопия, перестает быть утопией ещё в первой главе, не все рождены одинаковыми, не все смогут стать героями и в одной огрызающейся реплике Бакуго, это разделение становится понятным. Почему же я продолжаю называть это состояние сеттинга утопией?

Потому что, таковым оно является в глазах обитателей мира. Примерно два поколения (поколение Мидории и поколение его старшего товарища Мирио), живет в мире спокойствия и благополучия (возможно три поколения, точную точку отсчёта сравнительно мирного периода сложно вывести, но точно понятно что старшее поколение от 35 лет, ещё помнит некоторое дерьмо). Нету парачеловеческих войн, организованная преступность побеждена, остается лишь очаговая уличная, которую может забороть даже пенсионер с парой кастетов, при желании.

Эра спокойствия построенная на лжи и интеграции героев в общество.

Квирки используются повсеместно, в медицине, в спасательных службах, в органах правопорядка, но фактически их применение жестко регламентировано и ограничено рядом ситуаций, попытки использовать свои способности в собственных целях или для помощи другим, могут быть наказуемы. Более того, хотя подобная ситуация и оправдывается тем фактом, что использование квирка без особой подготовки может нанести вред, как помогающему, так и спасаемому, подоплекой является необходимость государственного и экономического контроля и стабильности политической системы, которая может быть подорвана, как случайно, так и намеренно.

Для примера, есть носители квирков способные трансформировать материю, взламывать компьютеры, создавать предметы через трансмутацию химических элементов, иллюзионисты и т.д.т.п.
Для примера, есть носители квирков способные трансформировать материю, взламывать компьютеры, создавать предметы через трансмутацию химических элементов, иллюзионисты и т.д.т.п.

Эра спокойствия построенная на лицемерии и равнодушии.

Не все обладатели квирков равны, некоторые равнее. Более полезные квирки будут давать своим носителям более высокий социальный статус, ситуация настолько неоднозначная, что к моменту начала действия манги, быть героем в ней, означает не столько делать что-то полезное, сколько занимать место в определенном рейтинге востребованности, тянуть лямку определенной работы. Это не означает, что все герои — показушники без достижений за душой, зато с яркой и броской способностью или внешностью, но определенно таковых постепенно становилось всё больше. При этом уже с середины (даже и раньше) манги мелькали намеки, что герои или носители квирков, не обладающие яркой внешностью или квирком, едва ли добьются успеха. Более монструозных или страшных обладателей квирка, в городах научились терпеть, а вот в провинции считают за существ второго сорта, обладателей простых способностей могут высмеивать и отрицать их право на успех или место под солнцем.

Ну и наконец есть некоторые квирки, носителей которых записывают в злодеи и преступники по умолчанию. Пьешь кровь? Ах ты тварь и монстр. Управляешь теми кто с тобой заговорил? Ууу, все девки будут твои, а ты и рад! Превращаешься в других? Ах ты извращенец.

В более поздних арках, чувствуется, насколько автор желает превратить свою историю в более взрослую работу и насколько формат сёнена начал ограничивать его творческий потенциал. Но это не мешает ему делать годноту.
В более поздних арках, чувствуется, насколько автор желает превратить свою историю в более взрослую работу и насколько формат сёнена начал ограничивать его творческий потенциал. Но это не мешает ему делать годноту.

Эра спокойствия, карточный домик, которому нужен всего один неудачный день.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Количество социальных противоречий в сеттинге достаточно велико, чтобы хватило всего одного, достаточно харизматичного и озлобленного человека, чтобы всколыхнуть общественное сознание. Но надо понимать один важный момент, появляющийся в сеттинге злодей не является первоисточником, он является катализатором реакции. Общество бурлит не потому что, злодей поджёг котел, он снял крышку и дал огню доступ к кислороду, выразив то, что многие чувствовали, но не говорили об этом.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Это не первое в череде из многих действий, но одно из имеющих долгосрочные последствия. Понятие героя, тот самый мифологичный образ, не совпадает с реальными действиями большинства «героев», с их меркантилизмом, приглаженным медийным образом и конечно же потайными делишками, большинство из которых пытаются скрывать от общественности, но это не значит, что их нет.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

И получается очень интересная ситуация, обладая всеми чертами Золотого века, мир Моей Геройской Академии, на самом деле прошёл большую часть этапов в обратном порядке, от Тёмных и Бронзовых времён с парачеловеческими войнами и расизмом, до Серебряного века с образованием правил и структур, того каким герой должен быть, к Золотому веку, расцвету героев, каковой однако существует по принципу подавления всего предыдущего, на очень неустойчивом фундаменте.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

И вот эта благостная пора, как раз и порождает новых героев, которые верят и поддерживают её принципы (в большинстве своем), и хотя они намного более наивные, чем их предшественники и наставники, у них есть своя отличительная черта.

Они несут в себе веру в эти новые идеалы утопии, как факел, зажигая своим энтузиазмом других, и возвращая веру в них тем, кто её утратил.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Минору Минета, отброс, изгой, извращенец. Герой.

Дав общее понимание, как супергероического мифа, так и мира Геройской академии, я мог бы рассказать о многих героях, которые получили свое развитие на страницах манги.

Например о Мидории, Декуцентричная картина мира которого, и создает ложное впечатление о чёрно-белой парадигме МГА.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Или о Каччане, взрывной и яростный характер которого, вместе с комплексом превосходства, затмевает его реальные достижения и серьезный комплекс самозванца и неуверенности в себе.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

О тёмной истории ненависти и саморазрушения Тодороки, о стойкости и упорстве Киришимы, о социальной интроверсии Тамаки, о непростом прошлом Шоджо, об эмпатии Цую или личностном кризисе Очако или конфликтной природе Аоямы. Персонажей в МГА не мало, и абсолютное большинство из них Кохэй умело раскрывает короткими эпизодами или историями, позволяя понять их мотивы и пронаблюдать дугу личностного роста в те или иные моменты.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но поговорить я хочу об одном из самых противоречивых и невзрачных персонажей сеттинга, о персонаже который разрывает англоязычному фандому афедроны, и в то же время умудрился заполучить крепкую и креативную фанбазу, о персонаже в отношении которого авторский замысел мог быть, как предельно серьёзен, так и выступать извращенной шуткой юмора.

Знакомьтесь, Минору Минета, он же Виноградный сок.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Минору, не герой первого плана, хотя, что интересно из однокласников Мидории по геройскому классу, он получает первое долгое знакомство с Идзуку, в ходе которого, на контрасте раскрывается, как трусливый и не уверенный в собственных силах персонаж, с личными мотивами.

В то время, как при нападении злодеев на тренировочное поле, Мидория пытается быть собранным и хранить спокойствие, Минору паникует, истерит и плачет. В то время, как Мидория рвётся помочь сражающимся героям, Минета мечтает полапать сиськи своей однокласницы.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Ну чтож, интересный портрет. А что ещё есть у нашего второстепенного героя? Рост метр с кепкой (108 см в 15 лет), фетишисткая одержимость откровенными женскими героинями, и квирк — Моги-моги, который превращает его волосы в комковатую массу, которая намертво прилипает ко всему, кроме самого Минеты.

Довершает его облик, несколько придурковатый костюм, который однако не его задумка, а несколько странное дизайнерское решение других людей.

Без понятного ТЗ
Без понятного ТЗ

В итоге, половина читателей и зрителей думает, что его забавные штаны-чашка, это на самом деле подгузник.

Результат всегда ХЗ
Результат всегда ХЗ

Есть у нашего второпланового персонажа и пара тузов в рукаве, но я пока о них промолчу. На выходе, Минета выглядит комичным и отталкивающим персонажем, не без своих коронных моментов сексуально озабоченного юмора.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Для него геройство, это путь к личной славе и успеху, который воплощён в мечтах про гарем девчонок, который он обязательно заполучит став героем. И вот, когда портрет персонажа уже получен и начинает выглядеть нелицеприятно…

(А англоязычную аудиторию рвёт и корёжит настолько, что Минета записан в сексуальные маньяки и извращенцы)

А давайте посмотрим, что ещё может стоять за тем, каким мы видим Минету в МГА, и может ли что-то сделать из комик-релифа, слабака и сексуально озабоченного персонажа, персонажа глубоко продуманного и настоящего героя?

Порой достаточно одного фрейма, чтобы понять о персонаже, больше, чем некоторые пытаются рассказать используя 2 часа кинохронометража. В нашем случае отсчетной точкой будет вот этот фрейм.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Изгой в собственном классе, лишённый внимания, в том числе возможно и из-за внешности, неуверенный в себе подросток, который не отличается выдающейся способностью. Я не оправдываю секситско-сексуально озабоченные заскоки Минеты, но понять откуда они идут, можно вполне легко: подростково-пубертатный спермотоксикоз вкупе с растущим комплексом неполноценности, который персонаж пытается закрыть самоуверенным поведением, а возможно и вполне успешно маскирует при помощи портретной маски извращенца, которую он носит на публике. Подвергался ли он нападкам однокласников или нет, фрейм нам не расскажет, но просто по положению Минеты в классе и компании рядом с ним, знающий поймет достаточно.

Но в то же время, неполноценность персонажа дает ему толчок, необходимость в преодолении препятствия, желание стать лучшим и добиться успеха.

Но чего персонаж хочет, и что получит, это две большие разницы.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Кстати очень интересный набор информации, где мы как раз можем поговорить о том, что за тузы есть у Минеты в рукавах. Абстрагируясь от дальнейших его сексуальных предпочтений, с учетом того что автор, сам говорит, как персонаж частично базирован на некоторых авторских же чертах, так и проблеме сбалансировать подход между подачей персонажа и грязными шутками.

Автор говорит и показывает нам две вещи. Первое — персонаж Минеты вообще-то умный. Второе — даже если его способность кажется тупой на первый взгляд, она таковой не является.

Второе вытекает из первого, а откуда вытекает первое? Ну, как правило, если ты хочешь чего-то добиться, не обладая внушительными физическими возможностями, или предпосылками для них…

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Надо вкладываться в интеллект. Согласно официальным статам Минеты интеллект у него 5 из 5, просто включает он его реже чем стоило бы. И тем не менее, на голом интеллекте он затащил вступительные экзамены в собственно топовую Геройскую Академию, да и там между просмотром ночных шоу с кэтфайтом милф и больших женщин, сдает экзамены не худшим образом и судя по всему особо не напрягаясь.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

А есть ли у нас подтверждение его интеллекта? Ну вступительных мы же не видели, а? И тут можно только похвалить Хорикоши, за его подход к проработке деталей и сеттинга.

Видите ли, Хорикоши далеко не всегда дает пояснения к действиям персонажей, или проработке их плана, но он мастерски может проработать несколько штрихов, которые при их анализе показывают, что не так-то всё просто и семь лет с момента первой работы, японский мангака не пинал балду, а вполне прорабатывал сеттинг и способности персонажей.

Итак, злодеи напали и за несколько минут, через паническое состояние, Минета почти без объяснений вникает в план Мидории, и используя свою способность связывает и обезвреживает с десяток противников, которые и его, и Мидорию и девочку-лягушку Тсую при чуть менее удачном раскладе, могли бы пустить на шашлыки.

Как я уже говорил, в сцене нет прямой координации плана, она завязана на интуитивном понимании момента и того, что конкретно можно в этот момент сделать.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Я не буду говорить, что это прямо гениальность персонажа или автора, но это хорошо показанная синергия персонажей и подсветка их качеств. Понимание того, как и когда использовать свою способность для максимизации эффекта, и подобное Минета будет демонстрировать ещё не раз. Его расчетливая натура позволяет ему находить нестандартные пути к победе. Не можешь бегать? Приклейся к тому, кто может бегать, так, чтобы тебя нельзя было просто взять и прокинуть.

Способность Минеты так же делает его весьма качественным командным игроком, несмотря на всю его проблематичную личность, в командном взаимодействии с ним не отказываются работать даже те кого он домогался.

Причем авторские подсветки, того насколько непростая и интересная в потенциале способность у Виноградного, можно увидеть в тех самых тонких штрихах, о которых я упоминал раньше. Будьте уверены, если нам покажут, что герой может упруго отскакивать от собственных шаров, это будет играть роль в дальнейшем, порой создавая весьма интересные параллели.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Разобравшись с тем, что персонаж собой у нас представляет, в отрыве от своих собственных сексуальных перверсий, умного, расчетливого, командного игрока с неплохой способностью, попробуем посмотреть на дугу его личностного роста. И тут всё становится ещё интереснее. Меркантильные расчётливые мотивы героя, меняются, в том числе под влиянием главного героя, который, тем самым факелом энтузиазма заряжает всех вокруг себя. И вот в арке с экзаменом, где задача сводится к необходимости пройти через ворота, Минета не просто перехитрил более умного и опасного противника, с годами опыта, заманив учителя в ловушку, но ещё и затащил вместе с собой своего напарника.

И в то время пока читатели ругали автора, за то что он показал Минету хитрым, мало кто заметил, что вообще-то помимо победы над сильным противником, Минета не бросил товарища, а вытащил его.

Не идет ли такое поведение вразрез с обликом отбитого сексуального извращенца и эгоиста, который Минору лепит коммьюнити? Ну вообще-то идёт, потому что фэндом какфсигда видит то что хочет видеть, и извращенность Минеты выросла в разы именно стараниями отбитых хейтеров персонажа. Как прекрасно, что автор их продолжил игнорировать и Минета продолжил быть персонажем способным на высоте двухсотого этажа ползти по отвесной вертикальной стене, движимый жаждой внимания и женских бубсов.

Кстати про дубляж. Не знаю будет ли прилично пожелать актрисе рак гортани, за решение сделать Минету гнусавым и шепелявым, но учитывая насколько это изменяет восприятие персонажа, очень хочется.
В оригинале у персонажа высокий подростковый голос, который однако не добавляет ему извращенности, извращенность Минеты это исключительно то что он говорит, а не добавочные интонации. Юмор он в этом, да.

Но личностная дуга роста Минеты на этом не останавливается, со временем персонаж становится посерьезнее, и в условиях пиздеца, войны людей с суперспособностями и локального апокалипсиса, неплохо начинает держать себя в руках, демонстрируя и выросший уровень эмпатии и саморефлексии

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

И выросший уровень навыков и командного взаимодействия

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Но пожалуй завершающим штрихом его личной дуги, финалом арки преодоления, когда никто больше не сможет сказать, что Минета НЕ крут, будет гранд-финал всей манги.

Десятки героев сходятся в без шуток, апокалиптического размаха битве, которая и я опять же не шучу, вполне сопоставима с лучшими арками битв Марвел или ДиСи, местами переплюнув их с запасом.

В этом грандиозном противостоянии, которое показывает и рост автора, которому уже тесно в рамках формата сёнена и хочется врубить сэйнен, кишки, расколбасило, превзойти спинофф Vigilantes, в рамках жесткости и жестокости, чтобы показать потенциал вселенной, злодей одерживает очередную победу.

Бросившие ему вызов размётаны, сильнейшие повержены, сопротивление сломано, вера и решимость людей, увядают на глазах, кризис усугубляется. И среди всех героев, находится один, который пытается встать и спасти своего друга. И подается это всё, уже без какой-либо шутки, как было десятком глав ранее, рисовка, несмотря на диалог, подает серьезность момента от и до.

И герой, который встает против злодея это не просто герой. Когда мы в последний раз видели, как его ровесники вставали против этого злодея в похожей ситуации, всё на что их хватало в присутствии монструозного повелителя зла — дрожать и собирать остатки решимости в кулак.

Злодей не просто так берёт паузу, он хочет наказать бросивших ему вызов. Казнить одних, отобрать силу у других. И герой, который бросает ему вызов не просто готов пожертвовать собой, привлекая внимание монстра, он готов пожертвовать своей жизнью, он готов пожертвовать своим квирком, тем что позволяет ему добиться успеха, фактически идёт на жертву собственной мечты, ради своего друга.

И это Минору Минета.

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

И это жертвенность персонажа, его финальный штрих трансформации, от паникующего, не верящего в собственные силы и эгоистичного, в верного, надежного товарища, героя — готового идти на жертву, даже в самой обречённой ситуации, пытаясь, выиграть время.

И это показано короткими эпизодами развития второстепенного персонажа, шаг за шагом, деталь за деталью, сценарием и взаимодействием. Герой развивается, становится лучше и интереснее, он не заперт в рамках трёх с половиной клише, какое бы впечатление он не производил по началу.

Многомиллионные супергеройские блокбастеры и ведущие комикс издания, не способны такое сделать порой и с главным героем фильма или комикса

Немного размышлений, о мотивации персонажа, и о том, как заставить его сиять

Фанат и гик Хорикоши Кохэй, который десятилетия шёл к своей мечте рассказать историю, и не смотря на отказы и неудачи, делает это почти для каждого второстепенного персонажа. Закрывает арки, заботливо заряжает и разряжает Чеховские ружья, показывает личностное развитие и рост персонажей, создает глубокий и проработанный в деталях мир, который не просто существует вокруг персонажей, а формирует и направляет их, изменясь от их действий.

Это воспроизводство множества решений которые в своё время сделали и создали Золотой и Бронзовый век комиксов.

Вот, что должно быть примером и стандартом для индустрии в плане создания и проработки персонажей и второстепенных деталей сеттинга и сюжета.

Такое, достойно уважения. Такое, достойно признания. И пусть для фанатов, куда более приятными персонажами станут Очако, Бакуго или Мидория, успех Геройской академии стоял и будет стоять на плечах вот таких вот историй второстепенных персонажей. Они могут быть проигнорированы основной массой читателей и фанатов, но именно они останутся тем, что запомнится и сделает историю запоминающейся.

Plus ultra, и на этом у меня всё.

Лайк, подписка, репост. Коммент если дожил до комментариев, скачай пост если не понравилось.
Лайк, подписка, репост. Коммент если дожил до комментариев, скачай пост если не понравилось.
2K2K показов
699699 открытий
13 комментариев

Впечатляющее эссе, разложил как б-женька

Ответить

Ста просмотров нет, хуле толку =(

Ответить

Кривая пунктуация убивает всю напыщенность рассуждений, читать не захотел

Ответить

=( ладно. Где дропнул пойду спеллчекер включу буду исправлять

Ответить

Не лонг, а лонгище!)

Ответить

Не, обычный лонг. Вот если скажем делать просто обзор всей манги или развитие персонажей главных, то вот тогдаааааааааааааа

Ответить

Опять люди "нелицеприятный" используют в значении "неприятный"

Ответить