Геймдев, мыши и Ереван

А как это все связано с моим новым релизом я расскажу в этой статье.

Gif-версия короткого трейлера

Очень коротко обо мне:

  • Живу на деньги с собственных игр
  • MiceGard - это мой четвертый релиз
  • Активно занимаюсь разработкой игр уже шесть лет
Постеры моих игр 
Постеры моих игр 

Статья будет поделена на 3 основные части:

1) Gamedev-retreat или как мы с друзьями улетели в Ереван, сняли коттедж, разбились на две команды и целый месяц делали игры.

2) Разработка игры, пайплайн, команда и релиз

3) Описание игры, выводы, вишлисты и маркетинг

Gamedev-retreat и прекрасный Ереван

Дисклеймер – эта часть приоритетно про организацию ретрита, опыт путешествия и сопутствующие истории. Эта часть почти не затрагивает разработку игры, так что можно смело пропускать и пролистать до “Gamedev-retreat”

Сколько стоит такси в Ереване?

В общем и целом – Армения прекрасная страна. Люди добрые, кормят вкусно, а еще тут очень много моих друзей, которые ранее покинули Россию. Поэтому хвалить Армению я начну с рассказа о том, насколько гостеприимно меня приняли.

Дело было в конце апреля 2023-го года. Я приехал в аэропорт в полночь, отсидел пару часов в накопителе, 4.5 часа в самолете и примерно в 3 часа ночи выполз в главный зал Ереванского аэропорта. Мой друг мне сказал: “Не разговаривай с таксистам! Шли их всех! Тут работает яндекс такси!”. Хоть перелет и оказался для меня крайне тяжелым, я смог отбиться от толпы таксистов и отойти в сторону. Только я достал свой телефон, чтобы заказать такси, как из-за угла появился приятного вида человек:” Ты Яндекс такси ждешь? Это здесь, иди сюда, поехали!”.

В армянском такси намного интереснее кататься. Горы видно. (Фото взято из интернета)
В армянском такси намного интереснее кататься. Горы видно. (Фото взято из интернета)

“Обманут ли меня в первые 15-ть минут нахождения в стране?” – подумал я и убрал телефон в карман. Видать перелет оказался тяжелее, чем казалось, раз я поверил в то, что таксист не попытается меня нагреть на бабки. К слову, я впервые летал на самолете один. Это так, чтобы хоть немного оправдать свою тупость.

Армянский андер
Армянский андер

Стрельнул у посадчика сигаретку, пообщался с ним на отстранённые темы и пошел в такси. Убитая старая тачка и пожилой армянин. Никаких наклеек Яндекса нету. Все еще ничего не предпринимаю. Сажусь в такси, заводим беседу. Я не буду пересказывать весь диалог, просто опишу самые интересные фразы:

- Чаеви знаешь? Ну чаеви? Ну ты в ресторане покушал, чаеви официанту дал!

- Нууу, даэхать тоже дорога, пять тыщ. Нее, не драм (Армянская валюта) рубел, рубел.

- Я тебя по своей безопасной дороге везу, понимаешь, Андрей-джан? Тут маршрут подольше, но зато чисто все, аккуратно, безопасно, джан!

К слову, Армения очень темной страной оказалась, ночью даже в центре не везде есть фонари. А меня в неизвестном направлении, по темным улицам катал пузатенький армянин и всё продолжал свой монолог: “Я вот в аэрапорт стоял да? Тебя ждал, знаешь, сколько парковка стоит! Два тыща! Это рублей! Ну, что, как мне парковку то платить? Мне самому платить за парковку что ли?”

К этому моменту я уже успел побледнеть, покраснеть, испугаться, вспомнить что мой чемодан в багажнике, короче зассал я прям знатно и отдал за такси… Около 6 тысяч рублей.

Когда хитрый Армянин продолжил нагревать меня на бабло рассказами о дорогой парковке, я смог набраться смелости и гордо сказать: “Ща мы до адреса доедем, я у друга спрошу сколько у вас такси и парковка стоит. Ща ща, доедем только.”

Повисло неловкое молчание.

Слово из трех букв 
Слово из трех букв 

“Ааай, Хороший ты мужик Андрей-джан! Ладно, с другого человека попрошу за парковку! Ладна, приэхали!” и неприятно так посмеялся.

Мы вышли из машины посреди темного, буквально черного двора, где вообще никого не было. Таксист отдал мне чемодан и с очень грустным лицом пожал мне реку. Надеюсь, он погрустнел из-за того, что хорошего человека на деньги обманул, а не из-за того, что не смог с лоха еще больше денег получить. Ха-ха.

ШТОШ, бывает, еще в такси я успел принять свою собственную глупость и подумать: “Ну, будет уроком. Дорогим уроком”

Сделав кружок вокруг дома, я понял, что яндекс-карта не может показать мне нужный дом. Не успел я придумать план, как тишину прервал лай собаки на противоположной стороне улицы.

Одна собачка. Две собачки. Пять собачек и все они, блин, окружают меня. А собачек я боюсь. Вооружившись чемоданом, я начал умолять своего интернет-друга встретить меня, иначе меня совершенно точно загрызет стая диких собак.

"Дикая и агрессивная " большая собака посреди веранды в армянском ресторане
"Дикая и агрессивная " большая собака посреди веранды в армянском ресторане

Друга этого, кстати, я никогда не видел. Мы несколько лет общались в интернете в общем чате про разработку игр. Узнав, что я еду в Армению, он решил приютить меня на пару дней, пока я не сниму себе жилье.

Ситуацию представили? Ночь, темнота, стая собак, а на помощь тебе идет человек, которого ты лично не знаешь. Красота!

А потом то мне рассказали, что собаки тут не опасные, чипированные все, но любят полаять. Все хорошо, все живы и здоровы, меня накормили, напоили. И вот с этого момента все стало по-настоящему круто!

У Славы есть крутая кошка!
У Славы есть крутая кошка!

Я поздравил Славу (тот самый друг) с прошедшей свадьбой и вручил его жене свадебный подарок. Мы мило пообщались, а на следующий день пошли в офис некой студии разработки мобильных игр, они там как раз джемили на людуме.

Я даже внес свой вклад!!! Нарисовал небольшой концептик, а художница превратила его в арт для игры. В самом офисе мне очень понравилось, я даже на секунду подумал, что хотел бы в таком работать.

Летучая крысо-мышь 
Летучая крысо-мышь 

Gamedev-retreat

Суть всей поездки была в том, что мы, организаторы Siberian Game Jam, съезжаемся из разных уголков мира в одну точку – в Армению. Армения была “нейтральной” территорией, где никто из нас не был. Все просто – мы приезжаем в Армению, снимаем коттедж, объединяемся в команды и целый май-месяц делаем игры. Основным условием было то, что нужно было сделать демку и под конец ретрита релизнуть её в стим.

Как tik-tok house, но gamedev house
Как tik-tok house, но gamedev house

В начале ретрита мы познакомились с замечательными ребятами – Никитой, Иваном и Индирой. Они почти каждый день приходили к нам и делали игры вместе с нами. Всего нас было семь человек и иногда заходили еще разные люди, чтобы пообщаться с нами.

Команда Siberian Game Jam в Ереване
Команда Siberian Game Jam в Ереване

У нас получилось две команды. Моя команда была совсем небольшая – я и моя подруга Вика, если вы участвовали в сибгеймджеме, то совершенно точно поняли о ком идет речь. В первый день, когда мы уже заселились в наш коттедж, собрали всю аппаратуру и запустили стрим, я запитчил свою идею “МЫШИ ВИКИНГИ!”. Всем понравилось. Взяв баночку пива японского бренда “EBOSHI” я принялся “EBOSHI”ть.

И целый месяц я жутко кранчил. Примерно за 22 дня я потратил на разработку игры около 250-ти часов. Атмосфера была волшебная, просто сказка. Каждый день мы сидели в нашем импровизированном офисе, везде был геймдев – кто-то питчит новую идею для игры, кто-то с микрофоном в руках кидает лапшу на пол, у кого-то рабочий созвон, на большом телевизоре идет очередная серия аниме, про которое уже все забыли, а я в наушниках пританцовываю на рабочем месте и пытаюсь объяснить мышам, что они команда и должны ходить строем, а не разбегаться кто-куда. И все это – на круглосуточном стриме! Целый месяц мы стримили нашу жизнь – как мы делаем игры и гуляем по Еревану.

Безудержное веселье
Безудержное веселье

Иногда мы ходили гулять по крутым местам – симфония камней, каскад, старинные монастыри и просто классные ресторанчики. На самом деле, к камере привыкаешь за первые пару дней, потом перестаешь обращать на неё внимание или наоборот, начинаешь еще больше кривляться в камеру. Хоть такой огромной темп и вытягивал все силы, но атмосфера, новые места и люди, вайб и геймдев давили сил, чтобы продолжать тусоваться между бесконечным редактированием цветных слов.

Целая толпа замечательных людей из сферы разработки игр
Целая толпа замечательных людей из сферы разработки игр

Честно говоря, когда я только начинал делать MiceGard, я хотел сделать небольшую забавную демку, выложить её в стим и оставить там собирать вишлисты до тех пор, пока я не доделаю свой предыдущий проект, но потом решил, что надо уж доделать игру и сел писать план на дальнейшую разработку

Разработка игры и релиз

Ориентировочно мы планировали выпустить игру в сентябре, но после ретрита у меня было еще 2 поездки и переезд в другой город, это в сумме отняло месяц. Еще месяц я просто отдыхал от проекта, потому что делать его мне чуток надоело, а причин торопиться с релизом не было. Лениво доделав игру в середине декабря, я отложил релиз еще на один месяц, чтобы целый месяц заниматься маркетингом.

Немного о разработке игр в современном мире. Тут тоже есть забавная история.

В августе 2023 года я потерял возможность выводить деньги с зарубежного счета через киви. Пришлось принимать экстренные меры – брать ближайшие билеты в Киргизию. Это был такой одиночный бизнес-трип. Я приехал, снял наличные доллары и начал гулять по всему бишкеку в поисках банка, который не только согласится сделать мне карту, но и будет иметь мобильное приложение, через которое можно переводить деньги сразу в Россию. Ну и нашел. Не с первого раза, но я нашел замечательный Bakai банк, который за 48 часов сделал мне карту и подключил мобильное приложение. Теперь все выплаты приходят мне на эту карту. А уже с карты бакая я напрямую (без свифта) отправляю рубли себе на карту МИР.

В киргизии любят строить красивые ТЦ в которых продают паленые шмотки известных брендов
В киргизии любят строить красивые ТЦ в которых продают паленые шмотки известных брендов

На тот момент все было хорошо, если бы не одна загвоздка – деньги у меня были в наличных долларах, а возможности перевести их на карту мир не было, потому что мне нужен был привязанный киргизский номер телефона (уже потом появилась возможность отправлять банковские коды на почту). Поэтому я просто взял всю наличку, распихал по карманам и прям так пошел на таможню. Сумма немного превышала таможенный лимит, но платить кучу денег за превышение суммы я не хотел, поэтому просто положил две пачки в левый и правый карман. На таможенном контроле меня остановили и попросили поднять руки. Контролер нащупал пачку в левом кармане и молча поднял на меня глаза. “Деньги” – ответил я. Спросили сумму, я сказал, что меньше лимита. Вторую пачку не нащупал, и я пошел в накопитель. “Шалость удалась”. Ну или “Слабоумие и отвага”, как угодно

Сроки разработки:

Итоговый пайп-лайн получился таким:

25 апреля – придумал концепт викингов и основную механику

25 апреля вечером – Мне сказали, что викинги отстой.

26 апреля – нашел картинку фигурок мышиной стражи. Придумал мышей-викингов.

1 мая – 25 мая – начало разработки и выпуск демки

Июнь – Октябрь – разработка билда для фестиваля демоверсий

Ноябрь – декабрь – доделываем игру до релиза

Январь – Маркетинг и релиз

Картинка, которая вдохновила меня на MiceGard
Картинка, которая вдохновила меня на MiceGard

Если вычесть два неактивных месяца, то получается, что на разработку я потратил примерно 6-7 месяцев или 850 часов, если верить трекеру времени внутри движка.

ЛИЧНО для меня – это идеальный срок разработки. За полгода мы сделали демку, которая все время висела в стиме, постоянно обновлялась и собирала вишлисты, поучаствовали в фестивале демо-версий и до начала следующего фестиваля выпустили игру. Я думаю, что для формата маленьких игр это очень хороший сценарий разработки.

Команда:

5 человек.

Композитор, сценарист, художник, программист и “менеджер”

Первый месяц, в самом Ереване, нас было двое – Я и Вика. Я писал код, а Вика помогала со всякой мелочью. Создала страничку в стиме, сделала локализацию на 9-ть языков через Chat-GPT, помогала с редактированием ассетов. Чуть позже Вика нашла нам сценариста – он написал диалоги и придумал персонажей по моему сценарию миссий. Для меня это был отличный опыт – я первые три месяца даже не знал, как нашего сценариста зовут, но он сделал очень крутую работу и при этом написанный мной сценарий не пострадал.

Первый фейк-шот игры
Первый фейк-шот игры

Потом, уже после Еревана, Вика нашла нам очень крутую художницу. Художница, хоть и не прямом текстом, намекнула, что “Ассет полный отстой, переделываем” и молча перерисовала ВООБЩЕ ВСЁ.

Ассетная графика
Ассетная графика

Нашему потрясению не было предела – из инди-игры с посредственной графикой, МисГард превратился в сказку. Новый арт сильно улучшил восприятие игры. На скриншотах явно видно, насколько большая разница.

Финальный вариант
Финальный вариант

Потом мне позвонил композитор. А точнее – муж девушки-композитора.

Вот тут нужно рассказать про небольшой и забавный факт, но к моменту, когда к нам пришла композитор, сценарист уже закончил свою работу и мы его отпустили. В итоге получилось так, что у меня был… эээ Геймдев-гарем? В 2024 году вообще можно так шутить? Художница, композитор и менеджер – дамы. И я, программист-геймдизайнер. Неудивительно, что в итоге мой геймдизайн для “маленькой игры, которую я сделаю за 3 месяца” сильно просел на фоне всего остального. Хе-хе.

Мои друзья любят делать крутые мемы 
Мои друзья любят делать крутые мемы 

По своему личному опыту могу сказать, что никаких принципиальных отличий в работе с только дамами или с только джентльменами нету.

Так вот. Позвонил мне муж девушки-композитора, мы с ним мило пообщались на множество разных тем, а потом он как выдал “Давай я тебе продам свою жену?”. Конечно же он просто предлагал мне вместе поработать над игрой, но эта формулировка была настолько забавной, что меня прям зацепило и я решил поработать с ними. Ребята хоть и часто опаздывали, и не попадали в сроки, но в итоге написали очень хороший саундтрек к нужной дате.

Вся разработка прошла достаточно гладко. Работая по графику 5/2 мы постепенно выполняли задачи, которые определяли раз в неделю на созвонах.

Описание игры, Выводы, вишлисты и маркетинг

Вот такой вот дружной командой мы создали MiceGard - приключенческую игру, где мыши-викинги сражаются за честь, славу и выживание. Исследуйте мир, вдохновлённый скандинавской мифологией, встретьте богов и колдунов, и станьте самым свирепым воином-мышонком в этой динамичной саге.

MiceGard - release trailer

Основные особенности

· Вы управляете отрядом из 6-ти мышей. Мышки могут бегать свободно и крушить все вокруг (прям как бесы в overlord’e), вставать спиной к спине с поднятыми щитами образуя круг или становиться “клином” расталкивая все на своем пути

· Восстановление деревни. Хоть это и не полноценный сити-билдинг, но в своей деревни вы можете чинить уничтоженные здания. За каждое отремонтированное здание вы будете получать один из 6-ти уникальных эффектов.

· Мини игры! На паре уровней можно пострелять из баллисты или поплавать на драккаре.

· Сюжет, мир и атмосфера. Мы всей командой старались создать небольшой уютный мир, где постоянно будет что-то происходить (и хоть немного влиять на геймплей). Предательства, месть, честь, отвага, грабежи и разбои – вот про что МисГард.

· Это игра на один вечер. Всю игру можно легко пройти за один сеанс, геймплея примерно на 2-3 часа.

Основные выводы, которые я для себя сделал:

· Мне не нравится работать в команде. Даже когда вся команда слаженно работает и каждый хорошо выполняет свою часть – мне не нравится. Ну не люблю я контактировать лишний раз с людьми, ТЗ писать, объяснять что-то, созвоны все эти. А еще, чем больше людей, тем труднее со сроками и выходными. Если я на недельку исчезну, то кому-то точно придется объяснять, куда я пропал и какое актуальное ТЗ. Совсем не мое. Я понял, что лучший для меня вариант – работать соло или с фрилансерами. Но в основном я, конечно, просто эгоист и хочу контролировать и делать всё сам.

· Срок разработки небольшой игры в 5-7 месяцев (без учета подготовки концепта и маркетинга) мне очень нравится. Можно сказать, что я испробовал этот формат на мисгарде, буду всегда стремиться к такому, но улучшая качество игр. Хочу делать маленькие, но уютные игры

· Мне нужно больше внимания уделять геймдизайну основного геймплея, делать его глубже и разнообразнее. Пока что у меня с этим проблема

Стоимость разработки.

Когда я написал свою прошлую статью, мне сказали, что я неправильно считаю стоимость разработки и я должен учитывать примерную стоимость своего времени. Хорошо, в этот раз так и сделаем!

В месяц я трачу примерно 60.000 рублей.

Итого, 60.000 Р * 6 месяцев = 360.000 Р – стоимость потраченного времени

Еще примерно 140.000 тысяч я потратил на арт, музыку, сценарий и маркетинг. Больше всего на арт и музыку.

Маркетинг обошелся примерно в 14.000 Р ($150) – годовая подписка на поддержку игры на Keymailer’e

Итого – 500.000 рублей на полгода разработки пиксельной игры на 2 часа геймплея.

Маркетинг

Вообще, маркетингом надо заниматься еще до запуска странички, страничку нужно создать как можно раньше и все такое, но я таких методов не придерживаюсь, потому что у меня нету времени и возможности постить какой-то стоящий контент в течении разработки. Я веду паблик вКонтакте для души и других разработчиков, не в маркетинговых целях. Именно по этой причине я отложил выход игры на месяц, чтобы полноценно заняться маркетингом настолько, насколько у меня получится. И в этот раз у меня получилось немного лучше, чем обычно.

Какими методами я продвигал игру:

· Написал данную статью

· Сделал на steamgifts раздачу ключей от трех своих выпущенных игр с предложением добавить МисГард в список желаемого

· Сделал пару постов на Reddit

· Оплатил годовую поддержку игры на KeyMailer за $150

Подробнее про кеймайлер.

1) 10 дней фичера внутри кеймайлера, чтобы инфлюенсеры заметили мою игру и присылали свои заявки на получения ключика

2) Рассылка моего пресс-релиза в 100 отобранных по моим критериям СМИ.

3) Дополнительно кеймайлер разослал информацию о моей игре внутри своих каналов и соц.сетей

4) 450 “оутричей” (что-то типо валюты на кеймайлере) для связи с более популярными инфлюенсерами. Выбираешь 450 инфлюенсеров из их базы и отправляешь им ключ с предложением рассказать о твоей игре

В общей сложности вышло 200+ видео и стримов про мисгард.

Подавляющее большинство видео было с 0-100 просмотров. Потратьте время на то, чтобы отобрать контент-мейкеров с живыми каналами
Подавляющее большинство видео было с 0-100 просмотров. Потратьте время на то, чтобы отобрать контент-мейкеров с живыми каналами

Отчет с кеймайлера

Вишлисты

На момент релиза у игры 2.250 вишлистов.

Геймдев, мыши и Ереван

~950 вишлистов игра получила на фестивале демо-версий

~850 вишлистов натекла органически за всё время существования страницы

~450 вишлистов игра получила за счет маркетинга в течении месяца перед релизом

Игра попала в трендинг по России
Игра попала в трендинг по России

Стоило ли оно того?

Теперь можно очень грубо подсчитать потенциальный доход с вишлистов в первый месяц:

2250 вишлистов * 5% (примерная конверсия вишлистов на релизе) * 900 (рублей за копию)* 0.4 (релизная скидка, региональные цены и комиссия стима) = 40.500 рублей прибыли за 6 месяцев разработки при вложениях 500.000! Звучит грустно, но если вспомнить, что на релизе будет много покупок не по вишлистам, что игра будет продаваться еще много лет и, самое главное, выйдет на консолях – то я могу уверенно сказать, что релиз успешный.

Если после релиза игры я могу продолжать делать игры и не работать – значит релиз был успешным.

Примерно так я пытаюсь убедить вас в том, что мисгард стоит купить
Примерно так я пытаюсь убедить вас в том, что мисгард стоит купить
14K14K показов
2.5K2.5K открытий
11 репост
50 комментариев

Взял сразу всю коллекцию. Желаю творческих и финансовых успехов!

Ответить

Спасибо! Клевый никнем!

Ответить

От всех души удачи и творческих успехов :D

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить
Комментарий удалён модератором

На самом деле я не против пиратства, особенно своих игр
Но сам я не релакант, просто иногда путешествую) А так я с каждом годом все больше и больше пускаю корни в России. К следующему релизу планирую ипотеку взять, чтобы сделать себе геймдев-логово
Как ты вообще пришел к мысли, что я релакант, если статья буквально о том, как я уехал, чтобы вернуться в Россию с новой игрой и свежей головой :D Я ведь там даже месяца не провел)

Ответить