Про мотивацию, когда учишься 3D
Приветствую. Я давно не публиковал новых материалов, но вижу, что интерес к предыдущим статьям остаётся: они продолжают получать отклики, а мой профиль новых подписчиков. Ранее я писал такие статьи:
- Как улучшить качество текстур: разбор методов оптимизации UV
- Трипланарное проецирование текстур. Substance Painter
- Текстурирование — создание смарт-материала в Substance Painter
- Текстурирование — cоздание сложного смарт-материала в Substance Painter
- Что такое тайловое текстурирование — общие принципы и использование
- Трудности поиска работы 3D моделлером
Планирую вернуться к созданию обучающих материалов и обновить часть старых статей, в первую очередь ту, что касается оптимизации UV-развёртки. Параллельно осваиваю видеоформат, в будущем запланирован выпуск видеокурса.
Начну с темы, о том как выстроить процесс обучения так, чтобы сохранить к нему интерес и не перегореть.
Почему уходит мотивация: ошибки начинающих 3D-художников
Распространённая проблема в обучении любой творческой или технической специальности, будь то геймдизайн, программирование или работа с графикой. В этом тексте я разберу, почему это происходит и какие шаги помогут сохранить увлечённость. Текст написан с опорой на 3D-моделирование, но рекомендации можно адаптировать и к другим направлениям в геймдеве.
Краткое содержание статьи для ленивых:
- Нет видимых результатов - падает мотивация
- Не спешите с самостоятельностью и сложными задачами
- Ставьте конкретную цель и стройте план обучения
- Не прыгайте между курсами, программами и направлениями
- Не обесценивайте себя и свои результаты
- Окружите себя информацией и сообществом по теме
- Идеал безграничен, доводите работу до финала как сможите
Ожидание быстрых результатов и обход курсов
Некоторые новички начинают с мыслями вроде: «Я уже создал модель пончика, теперь можно начать свой проект» или «попробую дальше сам, если застряну спрошу у кого то / найду в интернете»
К чему это может привести:
- Непонимание, как правильно сформулировать вопрос по реализации какой-либо задачи. Трата времени на изучение терминов, названий, техник моделирования и возможностей программы.
- Отсутствие планирования следующих шагов в создании модели. Можно потратить время на моделинг и позже осознать, что сетка непригодна для анимации или содержит ошибки, которые ухудшат текстуры.
- Поиск ответов в интернете, выхватывание отдельных техник из разных уроков. Получаемый опыт окажется фрагментированным, знания неструктурированными
- Результаты будут приходить медленно, а это ведёт к снижению мотивации
Даже если вы прошли курс по моделированию детализированного оружия и почти полностью повторили модель ведущего, сначала проверьте, насколько хорошо усвоились эти знания. Попробуйте применить их в более простых самостоятельных проектах. Например, после завершения курса дополните сцену объектами или возьмитесь за что-то самостоятельное, но на уровень проще.
Пройдите ещё несколько уроков, возможно от других авторов. Может быть, они расскажут то, что упустили в предыдущих курсах.
Придётся потратить немного времени на больше чем один или два урока, чтобы в будущем не тратить время на постоянный поиск решений и исправление одних и тех же ошибок. Это поможет быстрее выходить на результат и двигаться вперёд без лишних задержек.
План обучения, цели
Когда ставишь себе цель вроде «научиться 3D» или «стать хорошим художником», мозгу не за что зацепиться. Такие формулировки слишком расплывчаты и не дают понимания, с чего начать и как отслеживать прогресс.
Без плана легко перепрыгивать с темы на тему, пробовать одно, бросать другое, не доводя до результата. Чтобы этого не происходило, полезно заранее определить порядок тем, на которых вы будете сосредоточены. Это поможет не тратить время на случайный выбор, а понимать, зачем вы изучаете конкретный материал и как он пригодится дальше.
Гораздо полезнее разбивать обучение на небольшие, чёткие этапы. Например, сначала освоить базовые инструменты трансформации объектов и вершин, чтобы уметь моделировать без подсказок. Затем перейти к модификаторам и проработке формы, а после к развёртке и подготовке модели для текстурирования.
Что касается цели обучения, на старте стоит выбрать какое-то направление, чтобы понимать, с чего вообще начинать: какие редакторы изучать, какие работы делать в портфолио. Но при этом не нужно бояться, что выберете «не то». 3D-моделирование широкая сфера, и нормально, если в процессе обучения вы поймёте, что вас тянет в другую сторону: вместо геймдева - в визуализацию интерьеров, вместо рекламы - в 3D-печать или наоборот. Выбранный в начале опыт никуда не пропадёт и пригодится в дальнейшем.
Для примера: лично я в начале своего обучения стремился в геймдев, но сейчас работаю в компании, которая занимается медицинскими симуляторами, а параллельно выполняю небольшие заказы на 3D-печать запчастей. Моя нынешняя работа меня устраивает, и она тоже оказалась интересной, хотя я и не представлял, что окажусь в таком деле.
Сравнение себя с более опытными, обесценивание
Вы заходите на ArtStation и видите работы профессионалов: детализированных персонажей, качественные пропсы, реалистичные локации или что-то с интересной стилистикой
- Начинает казаться, что ваши собственные работы слишком простые, «не дотягивают» до нужного уровня и не имеют смысла
- Возникает ощущение, что вы двигаетесь слишком медленно, хотя другим, кажется, всё даётся легко
- Мысли переходят в самокритику: «У меня не получится», «Я не такой талантливый», «Это не моё»
- Исчезает желание публиковать что-либо, так как всё кажется недостойным или стыдным на фоне других
- Вы начинаете отказываться от попыток - не потому что не можете, а потому что заранее решили, что не получится так же
Все это негативное сравнение, сомнения и самообесценивание которое может возникнуть у любого.
"Художник", "программист", "дизайнер" - это не звания, которые выдают вместе с дипломом в какой-то школе, а описание деятельности. Если вы систематически создаёте контент по этой теме, вы уже находитесь в этой сфере. А ваши работы отображают ваш уровень, который можно постоянно поднимать.
В любой сфере всегда есть кто-то лучше. Это не признак вашей несостоятельности, а естественное положение на кривой развития навыка. Важно сравнивать себя не с «всеми», а с собой в прошлом.
Посмотрите на работы профессионалов по-другому, задавайтесь вопросами: как это было сделано, какие методы и техники применялись. Что вам нужно изучить на текущем этапе, чтобы приблизиться к такому результату? Воспринимайте сильные работы не как повод для сравнения, а как источник вдохновения.
Сохраняйте свои старые работы и периодически просматривайте их. Даже если сейчас вам кажется, что вы стоите на месте, скорее всего, прогресс есть, просто он постепенный.
Обратите внимание на других новичков (например, в тематических чатах или на форумах) вы увидите, что у многих есть те же трудности, и это абсолютно нормально.
Прыжки между курсами и прогами
Начали курс по Blender, но увидели крутой рендер в Unreal Engine и переключились. Потом наткнулись на видео про ZBrush, бросили UE.
В итоге за полгода десяток начатых и брошенных курсов, а толком ничего не освоено.
Что происходит
- Тратите время на изучение интерфейсов: пару недель на Blender, пару на Maya — и всё поверхностно
- Умеете немного моделировать в одной программе, немного в другой, но не можете собрать полноценный проект
- Настройка новых программ и поиск уроков съедают кучу времени, создавая ощущение, что вы стоите на месте
Выберите одну программу для изучения, освойте в ней хотябы моделинг, перед тем как переходить к чему то другому, не пытайтесь сразу сесть на оба стула.
Для новичков, могу посоветовать начать с Blender или Maya как наиболее популярные. Если вы готовы к расширению знаний, то посмотрите на специализированные программы, как например Substance Painter для текстурирования и marmoset toolbag для запекания и рендера. Изучение разных программ полезное дело, главное подойти к этому аккуратно и без спеха.
Выберите парочку курсов именно для новичка, где все изложено от знакомства с интерфейсом до рендера и постарайтесь довести их до конца.
Не делайте поспешных выводов с мыслями «Мне уже все понятно, дальше сам» Возможно автор урока расскажет вам что то, что вы не проходили в других видеоуроках.
Завершение курса до финала поможет выработать привычку доведить проекты до конца, но самое главное, вы сможете видеть и понимать свой прогресс, что положительно повлияет на мотивацию
Поддержка интереса и обучения на фоне
Как поддерживать интерес и закреплять знания, находясь вне компьютера: на работе, в дороге или во время отдыха. Ниже приведены несколько способов, которые помогают продолжать обучение в фоновом режиме.
- Короткие видео: TikTok / Shorts / Reels
Полезно подписаться на авторов, публикующих короткие видеоролики с советами по 3D моделированию, фишками Blender, разбором инструментов и горячих клавиш. Даже несколько секунд информации, просмотренные в перерыве или перед сном, со временем откладываются в памяти.
- Подкасты и видео, не требующие визуального сопровождения
Существует множество образовательных роликов и подкастов, которые передают суть через голосовое объяснение, без необходимости наблюдать за экраном. Полезно выбирать материалы не только по конкретному ПО, но и по смежным темам: создание игр, геймдизайн, разработка пайплайнов, история профессии, технические аспекты моделирования и текстурирования.
- Уроки в тексте и в картинках
Помимо традиционных текстовых уроков, полезны одностраничные гайды, картинки и гифки. Такие материалы встречаются на Pinterest, ArtStation, X (Twitter) и в профильных сообществах. Это могут быть шпаргалки по топологии, клавишам, логике моделирования или анимации. Их можно сохранять для быстрого просмотра в любое время.
- Моделирование в уме
Глядя на предметы в помещении или на улице, можно мысленно разбирать их как 3D модель, представлять порядок моделирования, методы создания текстур и выбор инструментов для их реализации. Это формирует навык анализа формы и логики построения объектов.
- Моделирование в игре
Аналогично предыдущему пункту, но в контексте игр, мобильных или компьютерных. Обращайте внимание на модели, текстуры, повторяющиеся элементы и уровень детализации. Может вы сможете понять, как в играх реализовывают кастомизацию?
Какие приёмы используются для оптимизации, как упрощают геометрию, повторяют элементы и как это прячут от игрока. Вы сможете заметить многие шероховатости прямо в игре. Можно пойти и дальше, начать выгружать модели из игр для их изучения.
Это полезно для обучения 3D-графике и геймдизайну, потому что помогает понять, как создаются оптимизированные и функциональные модели. Анализ игровых объектов и уровней позволяет изучить приёмы их реализации.
- Общение в тематических чатах
Наблюдение за обсуждениями в профессиональных чатах и форумах (Discord, Telegram, Reddit) позволяет быть в курсе актуальных проблем и решений. Даже пассивное чтение таких обсуждений может дать понимание терминологии, подходов к решению задач и популярных инструментов.
В добавок
- Переутомление
Можно просто банально выгореть. Даже любимое занятие надоедает, если не давать себе отдых. Сделайте осознанный перерыв, без чувства вины, чтобы вернутся с новыми силами.
- Наблюдайте за своим прогрессом
Не обязательно выкладывать свою работу в сеть, если она кажется недостаточно хорошей, сохраните её для себя, чтобы видеть свой прогресс. Указывайте дату создания, чтобы потом сравнить себя с тем, кем вы были месяц, полгода или год назад. Это поможет видеть свой рост.
- Одинокий путь
3D может быть довольно одиночным занятием, и в тишине легко потеряться. Постарайтесь найти хотя бы одного товарища по ремеслу, делитесь прогрессом, обменивайтесь знаниями, ошибайтесь вместе и помогайте друг другу справляться. Это положительно скажется на вашей вовлечённости. Выше я упоминал общение в тематических чатах, там как раз можно найти единомышленников и завести онлайн-знакомства.
- Дотошность, желание довести до идеала
Иногда работа откладывается не из-за лени, а из-за страха сделать недостаточно хорошо. Заметили какую то ошибку и решили забросить проект в пользу нового, более идеального?
Возвращаясь к теме работ профессионалов - там тоже есть ошибки, они могут быть скрыты, где то не оптмизированная модель, где то растяжки, кривая форма и тд. Многие на это не обратят внимания и именно это стоит помнить, когда смотришь на чужие работы и чувствуешь себя хуже.
Довести до полного идеала не выйдет, так как само понятие в данном случаи растяжиемое. Без неудачных работ не накапливается опыт и не происходит развитие. Доводите все до конца, развивайте эту привычку.
- Опасения насчёт будущего
Некоторые, начиная учиться в IT, боятся, что через год-два профессия потеряет смысл из-за стремительного развития технологий и нейросетей. Да, сейчас ИИ уже умеет создавать базовые 3D-модели и даже локации, и этот тренд будет только усиливаться.
Но 3D-моделлеры не просто «рисуют» объекты — они создают сложные, уникальные проекты с учётом задач, ограничений и индивидуальных требований, адаптируют модели под конкретные движки, оптимизируют их и встраивают в сложные системы.
Можно привести ещё массу аргументов, почему многие IT-специальности, в частности 3D-художники, останутся актуальными ещё долгое время. С куда большей вероятностью нейросети станут мощным инструментом для ускорения и упрощения работы, а не заменят человека полностью.
- Опасения насчёт доступной работы
Когда вкладываешь время и силы в обучение, легко начать думать: «А вдруг всё это зря? Может, после курса я так и не смогу найти работу?» Это нормальная часть пути, особенно в сферах с высокой конкуренцией, как IT и 3D-моделирование.
На самом деле, вариантов, куда пойти и как применить навыки 3D-моделлера полно. Есть фриланс: огромный рынок удалённых заказов, где можно начинать с небольших проектов и постепенно наращивать опыт. Многие студии и компании открыты к сотрудничеству на удалёнке или даже с релокацией, особенно если у есть портфолио и вы умеете работать в команде.
Можно работать на себя, создавая и продавая 3D-модели на маркетплейсах вроде Sketchfab, TurboSquid и маркетов игровых движков. Это позволяет получать пассивный доход и развивать портфолио. Да, сейчас с этим есть сложности для тех, кто в РФ, связанные с выводом средств, но есть обходные варианты.
Идеальную работу с первого раза находит не каждый. Шанс устроиться туда, куда действительно хочется, будет напрямую зависеть от уровня навыков и качества портфолио, а на это потребуется время. Иногда придётся начать с фриланса, мелких заказов или временных вариантов.
- Демотивация со стороны
Когда я сам обучался 3D моделированию, я не получал какой-либо поддержки со стороны родственников, по их мнению, я занимался ерундой и тратил время. Моментами я действительно ловил себя на мысли, что это трата времени и мне тут не место, моментами наоборот получал толчок к действию, чтобы что-то доказать или показать им.
Тут сложно дать какие-то советы из-за индивидуальной реакции каждого. Но если вы не готовы слушать какую-то негативную критику относительно вашего стремления, то просто не говорите о своих планах, а только о достижениях. Со временем ваши результаты и уверенность будут настолько серьезными, что мнение окружающих просто потеряет вес. В крайнем случае, найдите своё сообщество людей, которые разделяют интересы, поддерживают и понимают.
Как упоминал в начале, у меня есть планы вернуться к созданию обучающих материалов и обновить старые. Правда, иногда не хватает не столько мотивации, сколько свободного времени.
Можете предлагать свои темы для статей, если я в них что-то понимаю, то попробую собрать материал.
Если вам интересно про видео курс, в котором я буду в роли ведущего, то вот ТГ канал, в котором будут публикации о 3D, статьи и новости про сам курс:
Простая подписка это способ дать понять, что мои материалы кому-то действительно помогают. И на этом пока что все.