Как добиться эффекта масштабности в рисунках

Несколько базовых принципов от австралийского художника Уэйна Хаага, работавшего над «Пятым элементом» и «Властелином колец».

Работа <a href="https://www.ankaris.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Уэйна</a>, масло и холст.
Работа Уэйна, масло и холст.

Для передачи масштабности в рисунке недостаточно просто нарисовать объекты огромными. Они должны сочетаться с остальными элементами с помощью тона, цвета, повторения элементов, точки обзора и так далее.

Фотографические линзы и их связь с видимым масштабом — это малопонятный аспект иллюстрации, который тоже будет затронут в статье. А базовый дизайн освещения, выбор цвета и композиция как всегда добавят рисунку убедительности.

Этот урок не является всеобъемлющим исследованием масштаба в рисунках, но послужит хорошим началом.

Прим: автор использует карандаши и масляные краски, но вы можете применять эти принципы и для цифровых изображений.

Определите точку обзора

Воспринимайте окружение, которое собираетесь нарисовать, как оператор, снимающий сцену
Воспринимайте окружение, которое собираетесь нарисовать, как оператор, снимающий сцену

Это один из самых сложных аспектов любой иллюстрации: откуда вы смотрите на сцену/предмет? Какая точка обзора (POV) лучше всего передает концепцию?

Будем ли мы рисовать портрет человека прямо сверху или с уровня пола? Конечно, нет. Однако взгляд на предмет под более низким углом сразу передаёт высоту. Это ощущение можно передать и сверху, пробуждая страх высоты. Какой из них лучше подходит для сцены, зависит от замысла работы.

При создании сцены важно представить себя в нужном окружении и задать вопрос: «Где бы я был, если бы снимал её на камеру? Где бы я стоял во время развития действий?».

Наброски выше показывают два варианта одного сценария. Первый — это взгляд снизу с позиции фигур, движущихся к скалам, второй — взгляд вниз с вершины скалы. Оба варианта передают масштаб, и остается только выбрать, какая точка обзора больше подойдёт истории.

Выбирайте правильные линзы

Линзы позволяют оставлять детали на волю нашему воображению
Линзы позволяют оставлять детали на волю нашему воображению

Этот совет требует отдельной статьи, но линзы с более длинным фокусным расстоянием, например, со 150-миллиметровым увеличением, дают визуальное сжатие перспективы. Они сплющивают элементы снимка и показывают масштаб более достоверным. Один из побочных эффектов — обрезка объектов за рамкой изображения, которые остались бы видны на широкоформатном снимке.

Длиннофокусные объективы позволяют кадрировать большую часть информации перед вами, но все же показать значительную часть пейзажа в кадре. Всё, что выходит за рамки, остаётся на откуп воображению и обычно воспринимается крупнее, чем на самом деле. Этот эффект Уэйн Хааг использовал в картине «Крушение в пустыне» (выше).

Разные объективы обрезают разный объём деталей.
Разные объективы обрезают разный объём деталей.

На скетче выше можно увидеть оригинальную рамку рисунка и вид, который можно было бы нарисовать в воображаемом широкоугольном объективе.

Повторяйте объекты

Разные версии одного объекта помогают обозначить масштаб сцены
Разные версии одного объекта помогают обозначить масштаб сцены

Тут видно, как работает повторение объектов. Хотя мы и не видим корабль на переднем плане и посадочную платформу полностью, для зрителя этой визуальной информации достаточно, чтобы понять, что пришвартованный у платформы корабль на заднем плане является повторением первого. Крошечные фигурки на переднем плане платформы передают размер зоны стыковки кораблей.

Этот принцип используется в картине «Рандеву».

Как добиться эффекта масштабности в рисунках

Используйте тон для создания разнообразной атмосферы

Свет перекрывает тень, достигая далеких объектов
Свет перекрывает тень, достигая далеких объектов

Тон — это самый просто способ передачи масштаба объектов на расстоянии. Пыль в атмосфере, загрязнение и дым осветляют тон теней по мере их удаления в пространстве. Значение варьируется в зависимости от плотности и концентрации атмосферы.

У лучей света, отражающихся от объектов в тени, недостаточно сил для преодоления интенсивности света самой атмосферы, которая находится между нами и отдаленными затененными областями. Свет, падающий на бесчисленные атмосферные частички, перекрывает любую деталь, которую можно было бы заметить в этих тенях.

Чтобы увидеть этот принцип в действии, обратите внимание на более светлую область в тени (на рисунке выше это обведенная область #4).

Играйте с размерами одного и того же объекта

Зритель может сопоставить масштабы мысленно, как только увидит использование разных размеров одного и того же объекта
Зритель может сопоставить масштабы мысленно, как только увидит использование разных размеров одного и того же объекта

Этот пункт относится к повторению объектов в изображении. То, что на далеком объекте кажется маленькой деталью, при приближении может оказаться огромным элементом. Сопоставление человеческой фигуры с такими «незначительными» деталями также усиливает общее впечатление от масштаба.

Посмотрите на балки на изображении выше: фигуры рядом с большой балкой на переднем плане платформы дают зрителю представление о размере балок, видимых внутри дальнего корабля.

Регулируйте толщину линии

Эпичный масштаб можно передать даже на самом маленьком скетче
Эпичный масштаб можно передать даже на самом маленьком скетче

Если вы хотите показать расстояние и масштаб даже на этапе мельчайших тамбнейлов, изменение толщины линии и плотности штриховки поможет быстрее соотнести атмосферу с масштабом.

Используйте жёсткий карандаш 4Н и мягкие штрихи для дальних объектов, и более мягкий карандаш 4В для деталей переднего плана. Размер изображения выше — всего 12 сантиметров в ширину, но оно передает много визуальной информации благодаря линиям разной толщины.

Контраст в деталях переднего и заднего планов

Не позволяйте детализированным фонам переутомить зрителя и сбить ощущение дистанции
Не позволяйте детализированным фонам переутомить зрителя и сбить ощущение дистанции

Уровень детализации башни на переднем плане предоставляет всю необходимую нам информацию о возможных деталях на дальней башне. Не нужно детализировать дальние объекты, если можно обойтись близкими.

Если вам нужно нарисовать отдаленные детали, сведите их к освещенным областям объекта, обозначьте их едва заметно и умеренно.

Используйте минимум деталей в тенях

Детали в тенях должны быть едва обозначены
Детали в тенях должны быть едва обозначены

Количество деталей в тенях должно быть сведено к минимуму. В работе «Пылевой смерч» (выше) детали в тенях едва обозначены и постепенно сокращаются по мере приближения к транспорту на заднем плане.

Пусть расстояние между фигурой на переднем плане и транспортом на заднем не так и велико, детали всё равно сведены к минимуму. Это помогло главному герою остаться в центре внимания.

Передавайте масштаб при помощи человеческой фигуры

Человеческая фигура — это удобный и хорошо знакомый всем ориентир, с которым каждый может соотносить и сравнивать другие объекты
Человеческая фигура — это удобный и хорошо знакомый всем ориентир, с которым каждый может соотносить и сравнивать другие объекты

Человеческая фигура на картине — это самый простой способ передачи масштаба относительно других объектов окружающей среды, даже если они фантастичны по своей природе.

В работе «Рандеву» (выше) фигура рядом с колесами вездехода на переднем плане позволяет зрителю понять истинный масштаб вездехода на заднем плане — даже если мы не видим целиком тот, что на переднем.

Покажите разнообразие текстур

Вблизи располагайте детализированные текстуры, а на расстоянии делайте их более мягкими
Вблизи располагайте детализированные текстуры, а на расстоянии делайте их более мягкими

Текстура может создавать ложное впечатление детализации и, таким образом, ощущение близости, не нужное на дальних объектах. Небо нам кажется мягким, гладким и лишенным текстуры по сравнению с камнями у наших ног.

На этом рисунке Хааг сохранил мягкость фоновой атмосферы, чтобы она не перетягивала на себя внимание. Этого сложно добиться, рисуя маслом на холсте, но легко контролировать в цифровом рисунке. По мере того, как скалы отступают на задний план, количество деталей и текстур уменьшается.

Оставьте краям всю грязную работу

Мягкие края могут разделить объекты переднего и заднего планов, улучшив читаемость
Мягкие края могут разделить объекты переднего и заднего планов, улучшив читаемость

Уменьшение резкости там, где она не требуется, может помочь отделить объекты на переднем плане от тех, что на заднем, особенно там, где элементы перекрываются. Джон Сингер Сарджент был мастером работы с краями — изучите его работы!

Используйте нейтральные цвета

Для далеких объектов лучше использовать более нейтральную палитру
Для далеких объектов лучше использовать более нейтральную палитру

Цвета тускнеют по мере удаленности. Благодаря пониманию этого факта можно передавать масштаб и глубину далеких объектов с помощью цветов из более нейтральной палитры.

Более интенсивные цвета используйте для точки фокуса и позвольте удаляющимся элементам постепенно стать менее интенсивными. На переднем плане картины «Небесное кладбище #3» (выше) яркие обломки корабля подчеркнуты приглушенными цветами окружения.

Большинство пейзажной живописи это, в первую очередь, живопись в различных оттенках серого, которые были смещены в сторону определенного цвета. Представляйте нужный тон серого цвета, смешанный с оттенком, а не приглушенный яркий цвет.

Быстрее начать с нейтрального серого и подкрасить его пигментом — по крайней мере в традиционной живописи — чем дотягивать резко выраженный цвет до нужного тонового значения.

Помните о дизайне освещения

Точки фокуса не всегда нужно освещать
Точки фокуса не всегда нужно освещать

Хороший дизайн освещения не ограничивается масштабом, но необходим для создания хорошего рисунка. Как в цифре, так и в традиционной живописи, Уэйн начинает с областей света и его отсутствия, и определяет, что будет расположено на свету, а что в тени. Таким образом, на эскизе выше есть два значения: белый для света и серый для тени.

На этом этапе не зацикливайтесь на «как» — беспокойтесь только об организации отношений между светом и тенью. Точка фокуса не всегда находится на свету и может располагаться в тени напротив света.

Будьте проще

В простых композициях и рисунках можно добиться большой динамики
В простых композициях и рисунках можно добиться большой динамики

Этот совет говорит сам за себя, но о нем всегда полезно напомнить. Будьте проще. Проще в композиции, в концепции, в исполнении, используйте простые инструменты и материалы, и не усложняйте без причины оформление работы.

Все эти пункты в сочетании друг с другом помогут обеспечить мощный результат. К тому же, все они достижимы, а это значит, что вы закончите рисунок, а в этом и смысл. Завершите рисунок, научитесь с ним чему-то новому, и приступайте к следующему.

О конкурсе «Путешествие во времени»

Вы можете сразу применить эти знания на практике и заодно побороться за ценные призы, нарисовав масштабную иллюстрацию на конкурс «Путешествие во времени» от MYTONA, Smirnov School, MSI, Huion, 1С Интерес и ИД «Питер». В нем две номинации: для 2D и 3D художников. Первым нужно нарисовать иллюстрацию о путешествии во времени, вторым — создать персонажа и его машину времени.

В каждой номинации три призовых места и подарки для победителей: монитор, планшеты и Inspiration box. Работы участников отсмотрит разработчик и издатель игр MYTONA — лучшим кандидатам может быть сделано предложение о сотрудничестве. Подробности тут.

7070 показов
9.1K9.1K открытий
99 репостов
8 комментариев

Очень полезно, спасибо!

Ответить

Рады делиться полезностями :З ♡

Ответить

Вот эта картинка в 5 пункте неопонятная. И я не смог нагуглить вариант значительно больше.

Ответить

Ну смотри, на корабле сверху, в выделенной области есть что-то типа мостика, перекрытия. И вот на таком же перекрытии-мостике на переднем плане стоят люди, таким образом мы можем понять, что корабль огромнейший.

Ответить

Немножко оторванно (непонятно, для какого уровня), но очень интересная статья, большое спасибо.

Ответить