{"id":3842,"url":"\/distributions\/3842\/click?bit=1&hash=4c67e91a2a588f03561899c61c4eabfeb37008500c6498f3b9533b2e8845d454","title":"\u041e\u0431\u043e\u0436\u0430\u0435\u0442\u0435 \u043a\u043e\u043f\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445? ","buttonText":"\u0412\u0430\u043c \u0441\u044e\u0434\u0430","imageUuid":"11cfcef6-3125-52d0-8ef8-49fb205d3efe","isPaidAndBannersEnabled":false}
Gamedev
Smirnov School

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Продолжаем говорить о том, как выделить объект в иллюстрации или подчеркнуть его свойства. Первая часть о тоновых и цветовых контрастах здесь.

Контраст размеров на примере Resident Evil Village

В первой статье мы разобрали, что контраст — это противопоставление чего-то между собой, и он нужен, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Контраст может быть изобразительным (тональный, цветовой, физических характеристик, пространств и проработанности) и смысловым (акцент на выводах о происходящем на картине). В первой части мы изучили тоновый и цветовой контрасты, а в этой — опишем остальные типы и расскажем, как привлечь внимание зрителя к картине.

Контраст физических характеристик предмета

К этой группе относятся:

1) Контраст форм

Простой способ создать такой контраст – добавить к однообразным формам уникальную:

Круг сразу же начинает притягивать внимание, хотя тут нет ни тонального, ни цветового контраста

Пары контрастных форм могут быть такие:

  • естественные, органичные — геометрические;
  • обтекаемые — жёсткие, угловатые;
  • объёмные – плоские;
  • простые – сложные

и другие.

Пример этого типа контраста:

Автор: Dominik Mayer
Автор: Natalia Milushko

Как контраст форм помогает сделать силуэты интереснее — на примере камней:

Туториал Jeff Parrott о том, как нарисовать интересную кучу камней

Чтобы попрактиковать контраст форм, начните с небольших эскизов. Разбейте ваш концепт на простые фигуры и посмотрите, насколько они отличаются между собой. После этого можно будет добавлять тон, цвет и детали.

2) Контраст размеров

Пользуясь даже одним контрастом размеров, мы уже можем построить плановость в рисунке и направить взгляд зрителя:

Как может выглядеть этот контраст:

Автор: Alex Pi
Автор: kleinerHai
Автор: Ellie Cooper

Важно, чтобы контраст размеров не сломал случайно глубину вашего рисунка. Например, точка фокусировки в нашем арте – средний план. А на заднем плане великан – чтобы он не перетянул на себя внимание, стоит снизить его детализацию и добавить воздушную перспективу.

3) Контраст толщины

Чтобы понять, что палка длинная, рядом с ней нужна палка короче – тот же принцип работает с контрастом толщины:

Автор: Zak Coughlan. Жёлтые провода кажутся тонкими на фоне широких труб

4) Контраст направлений

Здесь создают контраст с помощью направляющих линий:

Автор: zhou qingtao

В этом примере направляющие линии притягивают взгляд к капитанскому мостику и создают ощущение движения:

Автор: Paul Cheptea

5) Контраст контуров

Контраст контуров (краёв) – это разница между острым и мягким, смазанным контуром. С его помощью можно регулировать, насколько резко или плавно формы сочетаются друг с другом.

Простой способ использования такого контраста – это создание переднего и заднего планов в арте. Например, предметы на переднем или среднем плане могут иметь чёткие края, а объекты на заднем плане – размытые.

Можно комбинировать чёткие и смазанные края на одном и том же предмете, резкие контуры будут притягивать взгляд:

6) Контраст текстур

Текстуры могут быть:

  • гладкие – шероховатые;
  • матовые – глянцевые;
  • плоские – рельефные;
  • отражающие – не отражающие свет;
  • с повреждениями (потёртые, поцарапанные, ржавые) – без повреждений;
  • органические (кожа, листья, кость) – неорганические (пластик, металл, плёнка);
  • искусственные (геометрический узор) – естественные (кожа, шерсть, стекло);
  • разные материалы (дерево, металл, камень…) и другие.

Пример такого контраста:

Автор: Kim Martel

Контраст расположения

Чтобы привлечь внимание к какому-то объекту, можно изменить его расположение относительно других предметов:

В примере справа нижний левый круг привлекает внимание, потому что он находится дальше от остальных фигур

Объёмные предметы можно не только двигать, но и поворачивать:

Автор: Damian Kijowski. В каменной кладке не особо побалуешься с пустым пространством, но эта стена всё равно выглядит интересно, потому что камни расположены и повёрнуты хаотично.

Контраст пространств

В теории фотографии и иллюстрации выделяют два вида пространств: позитивное и негативное.

Позитивное пространство – это предмет, на котором мы фокусируемся. А негативное – площадь, которая окружает этот предмет.

Художник Sycra на своём канале объясняет, как работают позитивное и негативное пространство. Представим перед собой белый лист:

Сейчас на нём ничего нет. Теперь добавим чёрный круг по центру:

Теперь мы знаем, куда смотреть. Круг становится позитивным пространством, а фон – негативным.

Негативное пространство – это зона, на которой наши глаза «отдыхают». Поэтому важно соблюдать баланс между пространствами – если позитивное пространство будет занимать всю площадь, нам куда сложнее будет сосредоточиться на главном в картине.

Ниже – набросок портрета. Негативное и позитивное пространства тут уравновешенны:

Попробуем изменить соотношение пространств:

Мы уменьшили эскиз, и негативного пространства стало больше. Автор замечает, что теперь персонаж как будто бы над чем-то размышляет. Изменяя лишь соотношение негативного и позитивного пространства, можно повлиять на настроение и восприятие рисунка.

Как ещё это может работать? Возьмём для примера наполовину белый, наполовину чёрный лист:

Пространства здесь уравновешены, и нет чёткого определения, кто из них негативный, а кто – позитивный. Но обычно мы воспринимаем чёрное как позитивное пространство – это связано с тем, как мы воспринимаем мир. Сейчас мы воспринимаем схему как что-то устойчивое, как, например, небо и землю. Но, если мы перевернём лист, наше восприятие кардинально изменится:

Такое расположение может вызывать чувство тревоги, будто что-то падает или давит на вас – потому что мы всё ещё воспринимаем белое пространство как небо.

Ниже – пара эскизов, каким может быть контраст пространств:

Здесь большее внимание привлекает воздушный шар, потому что его силуэт проще, чем у города, и он со всех сторон окружён негативным пространством.
Спутник – однозначно позитивное пространство, который окружён космосом (негативным пространством). Планета здесь может выступать как негативное, так и позитивное пространство. Всё зависит от того, на что мы смотрим.

Негативное пространство не обязательно должно быть белым или пустым – это может быть небо, вода, космос и т.д.

Можно накладывать пространства друг на друга. Так можно создать впечатление, что картина «вырывается» за собственные рамки:

Ещё один пример такого контраста – картина американского иллюстратора и монументалиста Дина Корнуэлла:

Источник. Мы обращаем внимание на пару справа, потому что она стоит особняком и её окружает негативное пространство.

На фото ниже художник Tilt создал контраст за счёт заполненного и пустого пространства:

«The Panic Room» (Комната паники), Tilt

Контраст количества

Этот тип контраста создаётся за счёт соотношения «много-мало»:

Автор: Guillem H. Pongiluppi. Просто пожелаем ребятам удачи…
Автор: Arthur Bourgeais. Одна большая дамба – и много маленьких скал внизу
Автор: Darek Zabrocki

Контраст проработанности (детализированности)

С помощью уровня детализации мы можем указать на главное в иллюстрации.

Первый способ сделать такой контраст – проработать план с точкой фокуса, а остальные планы – не детализировать или размыть:

«Reconnoitering» (Разведка), Джон Сингер Сарджент. Трава и горы размыты, на их фоне чётко нарисованный мужчина ещё больше привлекает внимание.

Точка фокуса может быть и на заднем плане:

Автор: Goran Bukvic. Несмотря на то, что правая фигура больше и ближе, мы всё равно обращаем больше внимания на фигуру слева.

Второй способ – проработать те места, на которые должен смотреть зритель:

Автор: Benedick Bana. Такой способ подходит, когда нам не так уж важно, как выглядят руки или колени персонажа, акцент – на оружии и лице. Разве что где-то в сторонке плачет 3D-художник…
Автор: Alexey Vorobev. За счёт контраста проработанности мы сразу понимаем, что на картине главные – не рыцари

И третий – не добавлять сложных, мелких и ярких деталей туда, где можно (и нужно) упростить:

Автор: wu shenyou. Тут акцент на груди, лице и правой руке – поэтому левая рука, плащ и всё, что ниже торса, упрощены, чтобы не привлекать к себе внимание

Смысловые контрасты

Они основаны на сюжете и эмоциях, которые передаёт рисунок — это контраст вещей, которые зритель осознает, когда размышляет о картине. Здесь акценты могут быть такими:

возраст, пол, национальность:

Например, молодая/пожилая:

Автор: Even Amundsen

человек/существо, человек/животное:

Источник. Постер к фильму «Веном»
«Хирон обучает Ахилла», Жан-Батист Реньо, 1782

роли, эмоции:

Радостный/в ужасе:

Мэр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Охотник/добыча:

Автор: Toni Muntean

религия, ценности, статус:

Представитель оппозиции/диктатор:

Автор: Branko Bistrovic

Злодей/героиня:

Автор: Guillem H. Pongiluppi. Битва между Дарт Вейдером и Асока Тано

одушевлённое/неодушевлённое, живое/неживое, наш мир/потусторонний:

Автор: Rayner Alencar
Автор: Insist

действие/бездействие:

Автор: daniel j burns

Контрасты можно совмещать, чтобы усилить выразительность. На постере ниже есть тоновый и смысловой контраст между героиней, её тенью и фоном:

Источник. Постер к игре «Контраст»

Нет одной волшебной формулы, которая бы решала все проблемы и задачи художника. Если вы чувствуете, что в вашем рисунке чего-то не хватает – попробуйте поработать над контрастом или выберите другую точку фокуса. Схемы и виды контрастов – лишь опорная точка, которая помогает понять, как выделить важное в рисунке, но не ограничивает вас.

Как не потерять внимание зрителя?

1. Перед началом работы решите, что на картине главное. Именно этот предмет должен контрастировать с фоном и другими объектами.

Автор: Bigball Gao. Автор сразу отделил статую и существо, сидящее на ней, от неба и пустыни

2. Определитесь с тоновой схемой — и для каждого плана задайте свой тон. Периодически переводите работу в Grayscale и проверяйте, не нарушили ли вы выбранную схему.

Автор: Elizaveta Kirsanova. Этапы работы

3. Выберите, какие цвета будут спокойно сочетаться между собой, создавая основное цветовое пространство, а какие — контрастировать, выделяя друг друга.

Автор: Misha Sviridenko. Поиск цветовой схемы

4. Не забывайте про другие виды контраста и их комбинации. Экспериментируйте!

5. Анализируйте работы других художников:

- Какие контрасты автор использует?

- Как их совмещает?

- Какую роль они выполняют?

- Что автор хотел донести этим контрастом?

- Удачно ли применён контраст, или можно было что-то улучшить?

- Как я могу это применить на практике?

Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null