Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Продолжаем говорить о том, как выделить объект в иллюстрации или подчеркнуть его свойства. Первая часть о тоновых и цветовых контрастах здесь.

Контраст размеров на примере Resident Evil Village
Контраст размеров на примере Resident Evil Village

В первой статье мы разобрали, что контраст — это противопоставление чего-то между собой, и он нужен, чтобы привлечь и удержать внимание зрителя. Контраст может быть изобразительным (тональный, цветовой, физических характеристик, пространств и проработанности) и смысловым (акцент на выводах о происходящем на картине). В первой части мы изучили тоновый и цветовой контрасты, а в этой — опишем остальные типы и расскажем, как привлечь внимание зрителя к картине.

Контраст физических характеристик предмета

К этой группе относятся:

1) Контраст форм

Простой способ создать такой контраст – добавить к однообразным формам уникальную:

Круг сразу же начинает притягивать внимание, хотя тут нет ни тонального, ни цветового контраста
Круг сразу же начинает притягивать внимание, хотя тут нет ни тонального, ни цветового контраста

Пары контрастных форм могут быть такие:

  • естественные, органичные — геометрические;
  • обтекаемые — жёсткие, угловатые;
  • объёмные – плоские;
  • простые – сложные

и другие.

Пример этого типа контраста:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdtmayer&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Dominik Mayer</a>
Автор: Dominik Mayer
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fnatalii&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Natalia Milushko</a>
Автор: Natalia Milushko

Как контраст форм помогает сделать силуэты интереснее — на примере камней:

Туториал <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2Fartofjeffp&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Jeff Parrott</a> о том, как нарисовать интересную кучу камней
Туториал Jeff Parrott о том, как нарисовать интересную кучу камней

Чтобы попрактиковать контраст форм, начните с небольших эскизов. Разбейте ваш концепт на простые фигуры и посмотрите, насколько они отличаются между собой. После этого можно будет добавлять тон, цвет и детали.

2) Контраст размеров

Пользуясь даже одним контрастом размеров, мы уже можем построить плановость в рисунке и направить взгляд зрителя:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Как может выглядеть этот контраст:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Falex_pi&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Alex Pi</a>
Автор: Alex Pi
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fkleinerhai&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kleinerHai</a>
Автор: kleinerHai
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Felliejcooper&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ellie Cooper</a>
Автор: Ellie Cooper

Важно, чтобы контраст размеров не сломал случайно глубину вашего рисунка. Например, точка фокусировки в нашем арте – средний план. А на заднем плане великан – чтобы он не перетянул на себя внимание, стоит снизить его детализацию и добавить воздушную перспективу.

3) Контраст толщины

Чтобы понять, что палка длинная, рядом с ней нужна палка короче – тот же принцип работает с контрастом толщины:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fprovokingperch&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Zak Coughlan</a>. Жёлтые провода кажутся тонкими на фоне широких труб
Автор: Zak Coughlan. Жёлтые провода кажутся тонкими на фоне широких труб

4) Контраст направлений

Здесь создают контраст с помощью направляющих линий:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fzhouqingtao&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">zhou qingtao</a>
Автор: zhou qingtao

В этом примере направляющие линии притягивают взгляд к капитанскому мостику и создают ощущение движения:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fpaulcheptea&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Paul Cheptea</a>
Автор: Paul Cheptea

5) Контраст контуров

Контраст контуров (краёв) – это разница между острым и мягким, смазанным контуром. С его помощью можно регулировать, насколько резко или плавно формы сочетаются друг с другом.

Простой способ использования такого контраста – это создание переднего и заднего планов в арте. Например, предметы на переднем или среднем плане могут иметь чёткие края, а объекты на заднем плане – размытые.

Можно комбинировать чёткие и смазанные края на одном и том же предмете, резкие контуры будут притягивать взгляд:

6) Контраст текстур

Текстуры могут быть:

  • гладкие – шероховатые;
  • матовые – глянцевые;
  • плоские – рельефные;
  • отражающие – не отражающие свет;
  • с повреждениями (потёртые, поцарапанные, ржавые) – без повреждений;
  • органические (кожа, листья, кость) – неорганические (пластик, металл, плёнка);
  • искусственные (геометрический узор) – естественные (кожа, шерсть, стекло);
  • разные материалы (дерево, металл, камень…) и другие.

Пример такого контраста:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fmanyhalfhalts&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Kim Martel</a>
Автор: Kim Martel

Контраст расположения

Чтобы привлечь внимание к какому-то объекту, можно изменить его расположение относительно других предметов:

В примере справа нижний левый круг привлекает внимание, потому что он находится дальше от остальных фигур
В примере справа нижний левый круг привлекает внимание, потому что он находится дальше от остальных фигур

Объёмные предметы можно не только двигать, но и поворачивать:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdamian94&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Damian Kijowski</a>. В каменной кладке не особо побалуешься с пустым пространством, но эта стена всё равно выглядит интересно, потому что камни расположены и повёрнуты хаотично.
Автор: Damian Kijowski. В каменной кладке не особо побалуешься с пустым пространством, но эта стена всё равно выглядит интересно, потому что камни расположены и повёрнуты хаотично.

Контраст пространств

В теории фотографии и иллюстрации выделяют два вида пространств: позитивное и негативное.

Позитивное пространство – это предмет, на котором мы фокусируемся. А негативное – площадь, которая окружает этот предмет.

Художник Sycra на своём канале объясняет, как работают позитивное и негативное пространство. Представим перед собой белый лист:

Сейчас на нём ничего нет. Теперь добавим чёрный круг по центру:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Теперь мы знаем, куда смотреть. Круг становится позитивным пространством, а фон – негативным.

Негативное пространство – это зона, на которой наши глаза «отдыхают». Поэтому важно соблюдать баланс между пространствами – если позитивное пространство будет занимать всю площадь, нам куда сложнее будет сосредоточиться на главном в картине.

Ниже – набросок портрета. Негативное и позитивное пространства тут уравновешенны:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Попробуем изменить соотношение пространств:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Мы уменьшили эскиз, и негативного пространства стало больше. Автор замечает, что теперь персонаж как будто бы над чем-то размышляет. Изменяя лишь соотношение негативного и позитивного пространства, можно повлиять на настроение и восприятие рисунка.

Как ещё это может работать? Возьмём для примера наполовину белый, наполовину чёрный лист:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Пространства здесь уравновешены, и нет чёткого определения, кто из них негативный, а кто – позитивный. Но обычно мы воспринимаем чёрное как позитивное пространство – это связано с тем, как мы воспринимаем мир. Сейчас мы воспринимаем схему как что-то устойчивое, как, например, небо и землю. Но, если мы перевернём лист, наше восприятие кардинально изменится:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Такое расположение может вызывать чувство тревоги, будто что-то падает или давит на вас – потому что мы всё ещё воспринимаем белое пространство как небо.

Ниже – пара эскизов, каким может быть контраст пространств:

Здесь большее внимание привлекает воздушный шар, потому что его силуэт проще, чем у города, и он со всех сторон окружён негативным пространством.
Здесь большее внимание привлекает воздушный шар, потому что его силуэт проще, чем у города, и он со всех сторон окружён негативным пространством.
Спутник – однозначно позитивное пространство, который окружён космосом (негативным пространством). Планета здесь может выступать как негативное, так и позитивное пространство. Всё зависит от того, на что мы смотрим.
Спутник – однозначно позитивное пространство, который окружён космосом (негативным пространством). Планета здесь может выступать как негативное, так и позитивное пространство. Всё зависит от того, на что мы смотрим.

Негативное пространство не обязательно должно быть белым или пустым – это может быть небо, вода, космос и т.д.

Можно накладывать пространства друг на друга. Так можно создать впечатление, что картина «вырывается» за собственные рамки:

Ещё один пример такого контраста – картина американского иллюстратора и монументалиста Дина Корнуэлла:

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D9fknSkyN6_0%26amp%3Bt%3D2s&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>. Мы обращаем внимание на пару справа, потому что она стоит особняком и её окружает негативное пространство.
Источник. Мы обращаем внимание на пару справа, потому что она стоит особняком и её окружает негативное пространство.

На фото ниже художник Tilt создал контраст за счёт заполненного и пустого пространства:

«The Panic Room» (Комната паники), Tilt
«The Panic Room» (Комната паники), Tilt

Контраст количества

Этот тип контраста создаётся за счёт соотношения «много-мало»:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fguillemhp&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Guillem H. Pongiluppi</a>. Просто пожелаем ребятам удачи…
Автор: Guillem H. Pongiluppi. Просто пожелаем ребятам удачи…
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Farthurbourgeais&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Arthur Bourgeais</a>. Одна большая дамба – и много маленьких скал внизу
Автор: Arthur Bourgeais. Одна большая дамба – и много маленьких скал внизу
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fzabrocki&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Darek Zabrocki</a>
Автор: Darek Zabrocki

Контраст проработанности (детализированности)

С помощью уровня детализации мы можем указать на главное в иллюстрации.

Первый способ сделать такой контраст – проработать план с точкой фокуса, а остальные планы – не детализировать или размыть:

«Reconnoitering» (Разведка), Джон Сингер Сарджент. Трава и горы размыты, на их фоне чётко нарисованный мужчина ещё больше привлекает внимание.
«Reconnoitering» (Разведка), Джон Сингер Сарджент. Трава и горы размыты, на их фоне чётко нарисованный мужчина ещё больше привлекает внимание.

Точка фокуса может быть и на заднем плане:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fcrazybrush&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Goran Bukvic</a>. Несмотря на то, что правая фигура больше и ближе, мы всё равно обращаем больше внимания на фигуру слева.
Автор: Goran Bukvic. Несмотря на то, что правая фигура больше и ближе, мы всё равно обращаем больше внимания на фигуру слева.

Второй способ – проработать те места, на которые должен смотреть зритель:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fbenedickbana&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Benedick Bana</a>. Такой способ подходит, когда нам не так уж важно, как выглядят руки или колени персонажа, акцент – на оружии и лице. Разве что где-то в сторонке плачет 3D-художник…
Автор: Benedick Bana. Такой способ подходит, когда нам не так уж важно, как выглядят руки или колени персонажа, акцент – на оружии и лице. Разве что где-то в сторонке плачет 3D-художник…
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Falexey_vorobev&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Alexey Vorobev</a>. За счёт контраста проработанности мы сразу понимаем, что на картине главные – не рыцари
Автор: Alexey Vorobev. За счёт контраста проработанности мы сразу понимаем, что на картине главные – не рыцари

И третий – не добавлять сложных, мелких и ярких деталей туда, где можно (и нужно) упростить:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fwushenyou&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">wu shenyou</a>. Тут акцент на груди, лице и правой руке – поэтому левая рука, плащ и всё, что ниже торса, упрощены, чтобы не привлекать к себе внимание
Автор: wu shenyou. Тут акцент на груди, лице и правой руке – поэтому левая рука, плащ и всё, что ниже торса, упрощены, чтобы не привлекать к себе внимание

Смысловые контрасты

Они основаны на сюжете и эмоциях, которые передаёт рисунок — это контраст вещей, которые зритель осознает, когда размышляет о картине. Здесь акценты могут быть такими:

возраст, пол, национальность:

Например, молодая/пожилая:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fmischeviouslittleelf&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Even Amundsen</a>
Автор: Even Amundsen

человек/существо, человек/животное:

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.imdb.com%2Ftitle%2Ftt1270797%2Fmediaindex%3Fref_%3Dtt_ov_mi_sm&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>. Постер к фильму «Веном»
Источник. Постер к фильму «Веном»
«Хирон обучает Ахилла», Жан-Батист Реньо, 1782
«Хирон обучает Ахилла», Жан-Батист Реньо, 1782

роли, эмоции:

Радостный/в ужасе:

Мэр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»
Мэр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством»

Охотник/добыча:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fmontanat&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Toni Muntean</a>
Автор: Toni Muntean

религия, ценности, статус:

Представитель оппозиции/диктатор:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fbranko_bistrovic&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Branko Bistrovic</a>
Автор: Branko Bistrovic

Злодей/героиня:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fguillemhp&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Guillem H. Pongiluppi</a>. Битва между Дарт Вейдером и Асока Тано
Автор: Guillem H. Pongiluppi. Битва между Дарт Вейдером и Асока Тано

одушевлённое/неодушевлённое, живое/неживое, наш мир/потусторонний:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Frayneralencar&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Rayner Alencar</a>
Автор: Rayner Alencar
Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fzhiruiwang&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Insist</a>
Автор: Insist

действие/бездействие:

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fdeckard&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">daniel j burns</a>
Автор: daniel j burns

Контрасты можно совмещать, чтобы усилить выразительность. На постере ниже есть тоновый и смысловой контраст между героиней, её тенью и фоном:

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsteamcommunity.com%2Fapp%2F224460%2Fscreenshots%2F&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>. Постер к игре «Контраст»
Источник. Постер к игре «Контраст»

Нет одной волшебной формулы, которая бы решала все проблемы и задачи художника. Если вы чувствуете, что в вашем рисунке чего-то не хватает – попробуйте поработать над контрастом или выберите другую точку фокуса. Схемы и виды контрастов – лишь опорная точка, которая помогает понять, как выделить важное в рисунке, но не ограничивает вас.

Как не потерять внимание зрителя?

1. Перед началом работы решите, что на картине главное. Именно этот предмет должен контрастировать с фоном и другими объектами.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fbigballgao&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Bigball Gao</a>. Автор сразу отделил статую и существо, сидящее на ней, от неба и пустыни
Автор: Bigball Gao. Автор сразу отделил статую и существо, сидящее на ней, от неба и пустыни

2. Определитесь с тоновой схемой — и для каждого плана задайте свой тон. Периодически переводите работу в Grayscale и проверяйте, не нарушили ли вы выбранную схему.

Автор: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fhios&postId=990622" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Elizaveta Kirsanova</a>. Этапы работы
Автор: Elizaveta Kirsanova. Этапы работы

3. Выберите, какие цвета будут спокойно сочетаться между собой, создавая основное цветовое пространство, а какие — контрастировать, выделяя друг друга.

Типы контраста в иллюстрации: от пространства до смыслов

Автор: Misha Sviridenko. Поиск цветовой схемы

4. Не забывайте про другие виды контраста и их комбинации. Экспериментируйте!

5. Анализируйте работы других художников:

- Какие контрасты автор использует?

- Как их совмещает?

- Какую роль они выполняют?

- Что автор хотел донести этим контрастом?

- Удачно ли применён контраст, или можно было что-то улучшить?

- Как я могу это применить на практике?

Текст написала Вероника Меликова, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

6666
Начать дискуссию