Сколько PlayStation заработала в Steam и почему «прибыль» в $1,2 млрд не имеет ничего общего с реальностью
На днях Alinea Analytics выпустила отчет о выручке игр PlayStation в Steam. Мне есть что сказать (и показать).
Давайте по порядку.
Любой аналитический сервис, в том числе Alinea, оценивает валовую выручку (gross revenue) игр в Steam. Это общий доход с продаж до вычета комиссии стора, уплаты налогов, учета рефандов и других факторов. Именно на основе валовой выручки продукты ранжируются в официальном чарте продаж. На руки разработчик или — в случае с PlayStation — издатель получает меньше.
По оценкам Alinea, совокупная выручка ПК-каталога Sony — игр, изданных PlayStation в Steam — превышает $1,5 млрд долларов. Допустим, но есть, как говорится, нюанс.
В начале статьи аналитик Рис Элиотт использует общую валовую выручку для расчета суммы, которая досталась Sony от продаж игр в сторе Valve.
Всем известно, что Steam берет комиссию с каждой транзакции в сторе. Alinea учитывает это и указывает прогрессивную шкалу снижения доли Valve: 30% (базовая) → 25% (после достижения выручки в $10 млн) → 20% (после $50 млн).
И вот что пишет Элиотт: «Я рассчитал доли Valve и Sony для каждой игры от PS Studios в Steam на основе наших оценок. Sony получила почти $1,2 млрд, а Valve — более $350 млн».
Проблема в том, что это так не работает. Элиотт слишком упростил подсчет данных и выбрал крайне неудачную формулировку. Из-за этого в том числе в заголовке редакционной новости на DTF появилось максимально неподходящее слово «прибыль». Рассчитывать ее по формуле «гросс – комиссия Valve» нельзя ни при каких раскладах.
Другой важный нюанс — отсутствие необходимых сносок и уточнений для определенных игр в каталоге. В общий зачет попали все тайтлы под лейблом PlayStation Publishing LLC, в том числе от сторонних студий.
Самый яркий пример — Helldivers 2, не только крупнейший хит Sony на ПК, но и в принципе ее главный игровой успех за последние годы. Да, компания финансировала разработку и владеет правами на IP, но сама игра создана сторонней студией Arrowhead, которой полагаются отчисления.
Доступа к Alinea Analytics у меня нет, но данные других аналитических сервисов (VG Insights и Gamalytic) в целом дают схожие оценки. На заглавном графике из начала заметки я собрал десятку самых кассовых игр в Steam-каталоге Sony. Helldivers 2 с заметным отрывом опережает все прочие релизы. Оно и неудивительно, учитывая одновременный релиз на обеих платформах и популярность шутера на ПК (в прошлом году аналитики не раз подчеркивали, что основная аудитория игры находится именно в Steam).
К релизам от сторонних разработчиков также относится ПК-версия Stellar Blade (примерно $130 млн). Интересно, что вместе Helldivers 2 их валовая выручка в Steam превышает суммарные показатели топ-4 релизов от внутренних студий Sony (Horizon Zero Dawn, God of War, Spider-Man и Ghost of Tsushima).
Если посмотреть на усредненные данные VG Insights и Gamalytic, гросс всего Steam-каталога Sony оценивается более чем в $1,6 млрд. Почти на уровне Alinea. Из них порядка $1 млрд сгенерировали тайтлы от внутренних студий Sony.
С точки зрения проданных копий Helldivers 2 также вне конкуренции. Совокупные продажи всех игр под лейблом PlayStation Publishing LLC превышают 47 млн копий. Из них примерно 28 млн копий приходятся на тайтлы от внутренних студий.
Если посмотреть на усредненные данные VG Insights и Gamalytic по валовой выручке и продажам игр за пределами топ-10, получим:
- Spider-Man 2 — $37 млн, 766 тысяч копий;
- Horizon Forbidden West— $36,6 млн, 771,5 тысячи копий;
- Ratchet & Clank: Rift Apart— $21,1 млн, 462,4 тысячи копий;
- Returnal— $13,5 млн, 296,6 тысячи копий.
Alinea верно отмечает, что ПК-версии сиквелов выступают заметно хуже оригинальных игр — как в плане выручки, так и в плане продаж. Это касается всех ключевых франшиз: Horizon, God of War, Spider-Man и The Last of Us.
Резюмируя, ни один аналитический сервис не покажет «прибыль» компании от продаж игр. Да и в статье Alinea такого слова в принципе нет. Что, впрочем, не отменяет того факта, что не самые удачные формулировки могут ввести в заблуждение (особенно неподготовленных читателей).
Также стоит помнить, что всегда, когда в текстах упоминаются слова типа «заработала», речь идет именно о валовой (гораздо реже — чистой) выручке. Но никак не о прибыли.
И напоследок очевидное и банальное — любой сервис аналитики (Alinea, VG Insights, Gamalytic, неважно) не выдает данные без погрешностей. Это скорее примерные бенчмарки, а не истина в последней инстанции.
Недавно я завел телеграм-канал — там я делюсь разными графиками, данными и наблюдениями. А здесь постараюсь периодически постить более осмысленные и развернутые заметки.