«Вряд ли ключи от игр пропадут»: разбор ситуации с G2A и мнение издателей

Возможно, полный отказ от кодов — слишком радикальное решение.

Последнее время в индустрии стали всё чаще говорить о проблеме игровых ключей. Из-за того, что они используются почти во всех площадках цифровой дистрибуции на ПК, появляются «серые» магазины игр.

Так в начале июля в центре скандала вновь оказалась площадка G2A — инди-разработчики бойкотировали сервис. Ключи, которые продаются реселлерами на платформе, могли быть добыты при помощи махинаций с крадеными кредитными картами — а сами издатели зачастую не получают долю с этих продаж. На PC Gamer вышла колонка с разъяснением ситуации и мнением разработчиков — мы выбрали из неё главное.

«Вряд ли ключи от игр пропадут»: разбор ситуации с G2A и мнение издателей

Почему ключи нужны многим издателям

На данный момент единственный способ, которым можно решить проблему — это отказаться от использования ключей насовсем. Многие издатели уже пошли по этому пути: в мае Ubisoft рассказала, что собирается внедрить технологию SKA («silent key activation» — «скрытая активация ключей»). Пользователь никогда не сможет увидеть код активации и, соответственно, скопировать его и куда-то переслать.

В том же направлении движется Epic — сейчас магазин вместе с Humble Bundle работает над функцией активации проданных там игр без ключей, как в Battle.net у Activision и Blizzard. Впрочем, усилий этих компаний недостаточно, чтобы искоренить проблему — тут всё зависит от действий лидера рынка Valve. А сама корпорация в ближайшее время вряд ли станет что-то менять.

Главное преимущество ключей заключается в том, что их можно свободно передать покупателю — без привязки к его аккаунту. Издатели продолжают их использовать, а игроки — покупать, просто потому что так удобнее для обеих сторон.

Особенно ключи полезны инди-разработчикам. По мнению сооснователя издательства New Blood Interactive Дэйва Ошри, переусложнённая система покупки может отпугнуть потенциального покупателя.

Всё, что усложняет покупку — вроде регистрации и привязки к аккаунту, — плохо для инди-игр. Шансы, что твою игру кто-то купит, уменьшаются, когда магазин заставляет пользователя открыть больше одного окна или кликнуть больше двух раз.

Дэйв Ошри, сооснователь издательства New Blood Interactive
Amid Evil от New Blood Interactive
Amid Evil от New Blood Interactive

И в то же время Ошри считает, что большого дохода с площадок перепродажи не добьёшься. Это подтвердил в своей статистике сам G2A: например, инди-игру Descenders купили на площадке всего 226 раз.

Я игнорирую их запросы [о покупке ключей] — мы распространяем игры только через Steam, Humble и GOG. У меня нет никакого интереса размещать их на сторонних площадках только ради того, чтобы зарабатывать на несколько долларов больше каждый месяц. [...] Хотите купить наши игры? Сделайте это в нормальном магазине как нормальный человек, или просто спиратьте их, если не можете потратить деньги сейчас. Так вы хотя бы не будете поддерживать G2A.

Дэйв Ошри, сооснователь издательства New Blood Interactive

Генеральный директор tinyBuild Алекс Ничипорчик же, наоборот, уверен, что продажа на сторонних площадках значительно увеличивает доходы — особенно если речь о давно вышедших мультиплеерных играх.

Бандлы и магазины ключей в самом деле увеличивают доход. Важно лишь то, как ты с ними обращаешься. Потому что есть такие игры, для которых есть смысл создавать ключи и продавать их — к примеру, для поддержания онлайна.

Если никто не играет в твою мультиплеерную игру, то она мертва — так что мы генерируем набор ключей и добавляем их в бандлы. В итоге мы получаем не так много денег, но прибавка игроков значительная. [...] Лучше всего у нас это удавалось со SpeedRunners: игра была в куче бандлов и распродаж и до сих пор расходится как горячие пирожки.

Алекс Ничипорчик, CEO tinyBuild
SpeedRunners от TinyBuild
SpeedRunners от TinyBuild

Пропадут ли ключи в ближайшие годы

Несмотря на то, что почти вся инфраструктура «серых» магазинов построена на ключах Steam, сама Valve также старается ограничивать их выпуск. В правилах для издателей есть пункт, где сказано, что при продаже ключей по низкой цене на сторонних площадках скидка того же размера должна появиться в Steam «через некоторое время».

Нечёткую формулировку правил используют многие компании. Так, в декабрьском Humble Bundle в наборе за 12 долларов находилось полное издание Metal Gear Solid V, Cities Skylines и ещё восемь игр. Наименьшая цена, по которой MGS V продавалась в Steam — также 12 долларов, причём это было на июньской летней распродаже.

Сейчас игру можно купить в G2A за 9 долларов. Очевидно, что большинство нынешних ключей в магазине получили с Humble Bundle — то есть, куплены они законно.

Если Valve и другие компании ужесточат правила, обязав назначать скидку в собственном магазине как можно раньше, то надобность в ключах отпадёт: зачем покупателю идти на стороннюю площадку, если в «родном» магазине цена та же?

Metal Gear Solid V
Metal Gear Solid V

Многие издатели уверены, что будущее ключей на ПК сейчас напрямую зависит от Valve — как от компании, которая контролирует значительную часть рынка. Более того, именно она пятнадцать лет назад и изобрела концепт ключей в играх, благодаря чему платформа наконец отошла от сомнительной верификации лицензии через диск в дисководе.

Если Valve откажется от ключей и внедрит систему «тихой активации», то эра использования ключей в дистрибуции сразу же подойдёт к концу. Огромное количество магазинов рассчитывают на ключи от Steam — им придётся быстро искать новое решение или закрываться. Речь в том числе и про дрянную G2A.

Дэвид Мартинез, сооснователь инди-издателя Raw Fury

Это мнение подтверждает и то, что сама G2A начала искать активное решение для проблемы. После последнего скандала площадка предложила реализовать систему блокировки ключей, которая бы сверяла сгенерированные разработчиками ключи для инфлюенсеров или бандлов. Однако магазин пока никто не поддержал.

Впрочем, вряд ли сервису стоит беспокоиться: некоторые разработчики уверены, что полный отказ от ключей вряд ли когда-нибудь случится.

Если честно, я не уверен — на концепте ключей построена целая экосистема. Не знаю, возможно Valve когда-нибудь изменит свою позицию по этому поводу — потому что компания несёт много затрат.

Алекс Ничипорчик, CEO tinyBuild
3434
43 комментария

У стима есть функционал для SKA, апиха позволяет это делать и есть готовые реализации. Более того, у хамбла примерно лет пять назад был такой вариант, что пользователь не видел ключи и просто нажимал на активировать.

6
Ответить

У хамбла с этим проблемно было, если хотелось подарить игру. Иногда кидал ссылку на гифт кому нибудь, а ему не нравилось, что нужно регистрироваться на каком то сайте, про который он зачастую впервые слышит, привязать к нему Steam, и всё только для активации одной игры. Но тут их схема больше виновата. Можно было просто давать активировать без создания Humble аккаунта

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну да, у тебя и без этого прекрасно получается

4
Ответить

1. Торгуешь ключами мимо стима, чтобы не отдавать процент габену
2. Ключи попадают на всякие г2а
3. Жалуешься, что г2а - плохие

¯\_(ツ)_/¯

2
Ответить

Мне кажется GOG уже придумал идеальное решение этой проблемы)000

2
Ответить

Какое?

Ответить