"Mass Effect" спустя 16 лет

Пару недель назад я решил в очередной раз перепройти одну из моих любимейших RPG от любимой студии.

Обложка "Legendary Edition"
Обложка "Legendary Edition"

Это мой первый опыт в написании лонг-ридов, так что открыт и рад любому фидбеку!

Сюжет

Внимание дальше присуствуют незначительные спойлеры!

Сюжет шикарен, интересно написанные диалоги, шикарная озвучка(особенно хочется выделить Дженнифер Хейл в роли Шепарда женщины), отличная постановка и чарующая музыка. Каждый раз мне интересно разговаривать с Властелином, каждый раз мне тяжело делать выбор в конце игры между Советом и флотом Альянса, этот сюжет вызывает во мне самые разные эмоции, а не этого ли мы ждем от любого художественного произведения? Именно этого как мне кажется, и масс эффект прекрасно умеет вызывать эмоции.

  • Главный Герой
Каноничная внешность Шепарда обоих полов
Каноничная внешность Шепарда обоих полов

Несмотря на то, что мы имеем возможность создать внешность, а также выбрать предысторию и класс я не буду углубляться создание персонажа, поскольку в масс эффект мы играем не за болванчика без личности, как в тех же Fallout, BG, DA:Origins и DA:Inquisition, а за конкретную уже сформированную личность которую мы можем лишь немного изменить с помощью системы Paragon/Renegade (позволяющей нам совершать условно «злые» и «добрые» поступки) .

Сделать из Шепарда психопата-ксенофоба-маньяка, мы при всем желании не сможем, лишь более благородным, или более мстительным. В любом случае наш ГГ будет солдатом желающим выполнить свой долг и защитить тех кто ему близок/отомстить.

  • Вселенная

На момент начала игры Человечество (Альянс систем) уже активно осваивает вовсе не безлюдную галактику и даже уже успело повоевать с другой расой — турианцами. Во многом похожих на людей гуманоидов с меритократической системой управления. Самой галактикой управляет Совет, местное ООН(по функционалу такая же бесполезная организация). В него помимо вышеупомянутых Турианцев входят Азари, гуманоиды одного пола с демократической системой управления, и Саларианцы, тоже гуманоиды, с феодальной системой управления.

Также существует большое количество других рас населяющих галактику:Кроганы, Дреллы, Ханары, Волусы, Батарианцы и Геты с Кварианцами.

Для всей трилогии помимо рас, представленных в совете также важны лишь Кроганы, Геты и Кварианцы, про остальных не имеет смысла рассказывать, поскольку в сюжете и лоре вселенной они играют куда менее важную роль. Кварианцы это эдакие космо-цыгане(с ярко выраженным почему то русским акцентом), впрочем бездомными гуманоидами в скафандрах они были не всегда. Задолго до начала игры они создали искусственный интелект под названием Геты, и в силу непонятных на момент первой и второй части обстоятельств Геты в конечном итоге восстали против своих создателей и выгнали их с родной планеты. Кварианцы поклялись, что не найдут себе другого дома и лучше будут жить на кораблях, покуда не вернут родную планету и не уничтожат гетов, впрочем, подробности их конфликта нам откроются лишь в третьей части игры.

Столицей галактики официально является цитадель, космическая мега станция, на которой проживает несколько миллионов существ, именно здесь располагается совет, а также культурный и экономический центр галактики.

Цитадель
Цитадель

Путешествие между системами происходит с помощью ретрансляторов, почти в каждой системе находятся эти мега сооружения, создающие нечто вроде гипер коридоров соединяющих всю галактику. Откуда взялась цитадель и ретрансляторы по началу нам неизвестно, но многие персонажи предполагают что их построила древняя, давно вымершая цивилизация Протеан.

Ретранслятор
Ретранслятор
  • Непосредственно сюжет

Начинается все с того, что мы берем на себя роль Джона\Джейн Шепард, солдата Альянса систем в 2183 году. Солдата отличного, настолько отличного что в самом начале игры нас приглашают стать первым человеком спектром, членом отряда специального назначения галактического совета. Но перед этим под присмотром другого спектра, а также нашего командира -Девида Андерсона пройти своего рода проверку выполнив миссию по защите человеческой колонии на Иден-Прайм от нападения Гетов. Несмотря на сумбурность происходящего, в первой же миссии происходит убийство нашего наставника спектра другим спектром, Сареном – главным злодеем первой части, а Шепард, коснувшись древнего Протеанского артефакта получает странное предупреждение о неких жнецах.

В дальнейшем мы будем распутывать и пытаться понять, что вообще произошло, путешествуя по галактике на собственном корабле "Нормандия SR-1" мы постепенно узнаем почему Геты начали нападать на людские поселения, о чем нас пытаются предупредить Протеане и докажем, что Сарен предатель.

Нормандия SR-1, наш корабль и основная хаб локация на протяжении всей трилогии
Нормандия SR-1, наш корабль и основная хаб локация на протяжении всей трилогии

Разбирать сюжет в текущей статье не вижу особого смысла, может в дальнейшем и запилю полноценный разбор сюжета каждой части. Хочу лишь заметить, что для первой части трилогии Mass Effect делает все правильно, аккуратно вводя игрока во вселенную, не перегружая лишней информацией и концентрируясь лишь на основных темах сюжета.

Геймплей

  • Шутерная часть

Пройдя в который раз всю трилогию я в очередной раз убеждаюсь в одном, геймплей в первом Mass Effect, мягко говоря, спорный, и спорный он в первую очередь из-за очень плохого баланса. В игре присутствуют разные классы, которые по идее должны специализироваться на разных вещах. По сути класса 3 - техник, биотик (эдакий космо маг) и солдат, оставшиеся классы являются перемешкой из выше названных трех. Биотик специализируется на контроле и нанесении урона способностями, техник на примерно том же, а солдат, ну он стреляет.

Также у нас всегда присутствуют все стандартные виды вооружения, пистолеты, снайперские винтовки, штурмовые винтовки, дробовики и пистолеты пулеметы, причем каждый класс может пользоваться любым из вышеназванных типов оружия.

Но, вот тут то и кроется основная проблема. У биотиков присутствует ветка прокачки пистолетов, игра как бы намекает что именно данным типом оружия стоит пользоваться, но, зачем? Если я нашел отличный ПП, перебивающий по всем показателям любой пистолет то зачем мне вообще вкладывать очки прокачки в пистолеты? В тоже время сам набор биотических способностей довольно скудный и малоинтересный. Тоже самое касается и техников и в особенности cолдатов, в любом случае твой геймплей будет представлять из себя либо зерг раш на легком и среднем уровне сложности либо томное сидение за укрытиями на высоком уровне сложности.

Также в игре присутствует возможность менять броню, но смысла это не имеет совершенно, бегать в легкой броне или в тяжелой сути не меняет, ты всегда одеваешь то, что лучше по показателям, хотя в Вики и написано, что тяжелая броня отрицательно влияет на точность, но я этого совершенно не заметил.

  • Исследование

Мирные локации, такие как Цитадель исследовать довольно уныло, один раз выполнив на них квесты новые появляться на них почти не будут, а в купе с низкой скоростью передвижения и довольно большим размером самих локаций их исследование постепенно сводится лишь к желанию побыстрее добежать от одного диалога к другому.

Окружение не интерактивно и представляет собой по большей части красивую декорацию, интерактивны разве что двери(очевидно) и «сейфы» - точки, которые мы можем взламывать в очень быстро надоедающей мини игре ради мусорного лута или денег. Да и к слову о луте, не надейтесь найти что-то действительно полезное и ценное, самое лучшее снаряжение что вы можете получить чаще всего продается в магазинах, а по-настоящему ценный лут присутствует лишь ближе к концу игры.

  • Планеты и "Мако"

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!"

Шепард в очередной раз изучая планету в "Мако"
Наше "потрясающее средство передвижения"
Наше "потрясающее средство передвижения"

Игра представляет нам возможность исследовать некоторые не сюжетные планеты используя транспортное средство «Мако», вездеход, снаряженный пушкой и пулеметом. И о господи, сколько же я натерпелся с ним. Начать можно с того, что само исследование мало имеет смысла, последствий в последующих частях игры от нахождения различных сокровищ нет, награда большая да, но при поломанном балансе смысл в этой награде теряется, но это лишь полбеды.

Главная проблема «Мако» в его абсолютно отвратительном управлении, помню многие игроки жаловались на управление техникой в Halo, где поворот и направления движением осуществлялось с помощью мышки, а клавиши отвечали лишь за передний и задний ход, но господи, если сравнивать Halo и Mass Effect по управлению транспортом, то Halo находится на совершенно ином, непостижимом как мотивация жнецов уровне. Его так и норовит перевернуться и на любой кочке устроить Шепарду с его напарниками экранизацию знаменитого видео.

В очередное прохождение, данный отрезок игры я честно скипнул, если вы новый игрок, то я советую вам исследовать пару планет, а в дальнейшем сохранить свои нервы и больше никогда не садится за руль этой адской машины.

Напарники

Поскольку Mass Effect является RPG, да и не просто RPG, а CRPG, то о напарниках как по мне рассказать нужно обязательно.

1.Эшли Уильямс

Скриншот с вики из третьей части
Скриншот с вики из третьей части

Это тот самый случай, когда сказать о персонаже нечего, буквально, все что о ней можно узнать так это то, что она любит Уолта Уитмана, как один небезызвестный химик, а также, мягко говоря, испытывает недоверие к другим расам. Извиняюсь за спойлеры, но самое интересное что есть у Эшли это возможность оставить ее погибать при миссии на Вермайере, причем забегу немного вперед и скажу, что даже в третьей части Эшли никак не исправили, докрутили одну особенность, а именно хамоватость, все.

Является возможным любовным интересом для Шепарда мужчины.

2. Кайден Аленко

Скриншот с вики из третьей части
Скриншот с вики из третьей части

Почти что зеркальная копия Эшли в плане проработки, но даже хуже, если про Эшли можно сказать хоть что то, то о Кайдене лишь то, что он нытик. Довольно скучный и пустой персонаж. Зато его как и Эшли можно оставить погибать при миссии на Вермайере. Лучше его, Эшли хоть какие то эмоции вызывает кроме раздражения.

Является возможным любовным интересом для Шепарда женщины.

3. Гаррус Вакариан

Скриншот с вики из первой части
Скриншот с вики из первой части

Турианец, работающий в службе охраны цитадели. Не лишенный чувства юмора и обладающий потрясающим голосом выступает в роли некоего протеже Шепарда постоянно спрашивая того совета по различным вопросам, один из двух персонажей который пройдет с нами всю трилогию, очень душевный и компанейский персонаж.

4.Тали’Зора

Скриншот с вики из второй части
Скриншот с вики из второй части

Кварианка, проходящая на момент первого масс эффекта паломничество (особый ритуал Кварианцев), выступает в качестве некоего проводника в первом масс эффекте, ибо она, как и игрок впервые познает галактику. Один из самых разносторонних персонажей во всей трилогии и второй персонаж, который будет с нами все три части. Тали способна как рассмешить, так и растрогать, отлично проработанный персонаж с которым я не раз проходил трилогию, а момент, когда она напивается в третьей части до сих пор вызывает у меня радость и смех.

5.Лиара Т’Сони

Скриншот с вики из первой части
Скриншот с вики из первой части

Азари, молодая ученая (всего то 106 лет), именно с ее помощью мы будем раскрывать тайну Протеанского маяка, очень милая, умная, нежная и в чем то ранимая девушка, как и Тали выступает для игрока некоторого рода проводником по вселенной, от нее часто можно услышать о тех или иных явлениях вселенной, расах и прочем. Главная вайфу трилогии.

Является романтическим интересом для Шепарда обоих полов.

6.Урднот Рекс

Скриншот с вики из третьей части
Скриншот с вики из третьей части

Кроган, кроганы это воинственный народ по сути выращенный Саларианцами для борьбы с расой космо – жуков Рахни, успешно победив их и начав развиваться Кроганы довольно быстро подняли восстание против по сути своих создателей, в результате тяжелой войны Турианцы и Саларианцы заразили всех Кроганов «Генофагом», болезнью в результате воздействия которой лишь один новорожденный из тысячи выживал, что привело к по сути полной изоляции и большому упадку Кроганской цивилизации в галактике. И это все я рассказал не зря, ведь именно на «Генофаге» и строится по большей части персонаж Рекса. Если же забыть про болезнь, то перед нами на первый взгляд типичный агрессивный варвар из любой другой фентези/космо-оперной вселенной. Тем не менее даже классический архетип Bioware умудрились развить и сделать интересным. При всей своей недоверчивости он очень быстро может сдружится с Шепардом и станет настоящим боевым товарищем для нашего ГГ, и под пули прыгнет и на машину с врагами с разбегу спрыгнет и в нужный момент пошутит над кем-либо. По моему мнению один из лучших персонажей всей трилогии.

Вывод

Обложка к первой части из "Legendary Edition" из журнала Game Informer
Обложка к первой части из "Legendary Edition" из журнала Game Informer

В конце я хотел бы сказать, что несмотря на проблемный геймплей, небольшую сумбурность сюжета, а также двух откровенно скучных спутников, первый Mass Effect великолепен. Чудесная музыка, интересные персонажи и злодеи, интригующий сюжет и неплохая вариативность даруют потрясающие чувства при прохождении. Каждый раз проходя его я как будто возвращаюсь в детство, я вновь встречаю персонажей что стали мне как родные, я вновь узнаю об ужасных жнецах и трагедии Кроганов. Вновь слышу невероятно пафосную и от того немного глупую и смешную речь, заканчивающуюся фразой - «Держать строй!» капитана Саларианцев при прохождении миссии на Вермайере. Вновь выбираю кого из двух балбесов оставить умирать и вновь убеждаю главного злодея совершить «роскомнадзор» в конце игры. Это то, что я хотел бы сказать как фанат и человек прошедший трилогию далеко не один раз.

А вот как человек играющий в игру 2007 года в 2023 году, хочу сказать, что игра отлично сохранилась, а издание Legendary Edition позволяет не резать глаза об устаревшую графику.

Пока в God of War: Ragnarök главный злодей — это скучный дед, а в Spider-Man 2 обыкновенный нытик, в игре 2007 года неоднозначный персонаж со своей интересной мотивацией, с которым в чем-то можно и согласиться. Пока в Call of duty:MWIII нас заставляют в сюжетных миссиях бегать по пустым полям, игра 2007 года дарует эпик и запоминающиеся сражения с хорошей постановкой. Пока Starfield раскрывается и дарит нам просто НЕВЕРОЯТНЫЙ в своей скукоте дизайн Nasa Punk, игра 2007 года покажет нам чудесные локации (а не пустые планеты, господи прости меня, но в Mass Effect хотя бы Мако есть, Тодд видимо не знает о существовании транспорта) и собственный интересный дизайн, вдохновленный произведениями Азимова и научно фантастическими фильмами 70-80х годов.

Тем, кто никогда не прикасался к серии до этого я настоятельно рекомендую это сделать.

28K28K показов
8.3K8.3K открытий
121 комментарий

Купил сегодня, чтоб перепройти.

Ответить

Геймплей в первой части конечно кал редкостный, все проблемы исчезают как только достаешь оружие спектра, каждый раз терплю чтобы потом с кайфом перенести перса в некст часть.
А ну и условная обязаловка таскать с собой(либо самому быть) техника, чтобы открывать все замки со шмотом, иначе будешь бомжом с 0р в кармане.

Ответить

Ну первую я еще могу перетерпеть, а на второй уже 3 раз дропаю.

Ответить