Игры Никита Белюшин
15 322

BioShock: две антиутопии в одном мире

Мы все делаем выбор. Но в конце концов наш выбор делает нас.

В закладки

Человек никогда не был полностью удовлетворён тем, что имеет, теми условиями, в которых он живёт. В этом лежит суть развития и прогресса — однажды смирившись с положением дел, мы бы перестали двигаться вперед.

Больше двух тысяч лет назад утопия как литературный жанр зародилась в Древней Греции. Труд Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство», написанные в третьем веке до нашей эры, считаются первыми утопическими произведениями. В них древние философы рассуждают над устройством идеального города, над людьми, которые в нём живут, и над государством, которое ими управляет, но каждый со своей точки зрения. Несмотря на прошедшие тысячелетия, и «Политика», и «Государство» до сих пор остаются источником актуальных знаний о мироустройстве.

Но были и те, кто пошёл дальше: начал размышлять о последствиях, о том, куда может привести стремление к идеальному миру. Так появился жанр антиутопии — как противопоставление утопическому видению будущего. В ХХ веке мы увидели легендарные произведения, нашедшие глубокий эмоциональный отклик у читателей — «1984», «О Дивный Новый Мир», «Мы», «Скотный двор», без которых сегодня невозможно представить жанр антиутопии.

Мысли о крахе, который может настигнуть человечество, не обошли и видеоигры. Мы видели и постапокалиптические, и безумные, и жестокие общества, государства и миры в сериях Half Life, Metro, Dishonored, Fallout, We Happy Few, Beholder. Но вселенная BioShock отличается от них. Общество тут находится в настолько печальном положении, что за 60 лет порождает две антиутопии одну за другой.

Восторг

Какие многообещающие слова, но выражение лица говорит слегка о другом

«Ни богов, ни королей. Только Человек» — нет ничего важнее, чем рационализм; нет выше авторитета, чем ты сам; нет больше счастья, чем свобода.

Немногие вступительные сцены видеоигр могут сравниться по атмосфере, стремительности и эффектности с тем, как начинается BioShock: пугающая авиакатастрофа, мрачный одинокий маяк на фоне белого диска Луны и захватывающее погружение в таящий ужасы подводный мегаполис — Восторг.

На фоне такого монстра чувствуешь себя по-настоящему ничтожным

Монологи — одна из сильнейших частей игры. Главный герой по имени Джек, от лица которого идёт повествование, молчалив, так что развитие сюжета происходит именно через речь немногих выживших и сохранивших рассудок. Монолог, который игрок слышит во время своего погружения в Восторг, не исключение — в нём сосредоточена вся важность того, с чем вскоре он столкнётся.

Я — Эндрю Райан, и я пришёл, чтобы спросить у вас: разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего? Нет, говорят нам в Вашингтоне. Всё принадлежит бедным. Нет, говорят в Ватикане. Всё принадлежит Богу. Нет, говорят в Москве. Это принадлежит всем.

Я отверг эти ответы. Вместо них я выбрал нечто иное. Я выбрал невозможное. Я выбрал… Восторг. Город, где художник не боится цензора, где великое не ограничено малым, где учёного не стесняет ханжеская мораль… Восторг может стать и вашим городом тоже.

Эндрю Райан
основатель Восторга

И тем сильнее нарастает напряжение, тем сильнее потрясён игрок, когда перед его глазами предстаёт умирающий город, разорённый гражданской войной, полуразрушенный, полузатопленный. Могила человеческой самоуверенности.

До своего падения Восторг вполне можно было называть лучшим городом на Земле

Всё общество в городе жило идеей превосходства интересов каждого человека над интересами общества, и на первый взгляд именно такой объективистский подход стал причиной развернувшейся катастрофы.

Объективизм, если кратко, это философия, разработанная американской писательницей русского происхождения Айн Рэнд, в которой во главу угла ставится ценность человеческой личности, где общество процветает благодаря процветанию каждого отдельного его члена и без «богов и королей» достигает вершины своего развития.

Но это только на первый взгляд. К моменту прибытия главного героя в Восторг город уже погряз во всех возможных пороках, а большинство жителей сошло с ума от чрезмерного употребления «АДАМа» — вещества, получаемого из моллюсков и обладающего широкими лечебными эффектами. Бывшие художники создают картины из человеческой кожи, бывшие врачи проводят жуткие эксперименты над людьми, а бывшие учёные разрабатывают всё более и более смертоносные плазмиды — генетические инъекции, дающие своим носителям сверхчеловеческие способности.

Атлантида современной эпохи

Эндрю Райан — основатель Восторга — это явная аллюзия авторов на Айн Рэнд. Оба родились в России, оба не ладили с советской властью и вынужденно эмигрировали в Америку. На этом параллели не заканчиваются: отец утопии похож одновременно на двух героев из романа «Атлант расправил плечи».

Как Эллис Вайет сжёг свои нефтяные вышки, так и Эндрю Райан сжёг принадлежащий ему лес, когда правительство захотело его национализировать. Второй такой персонаж — Джон Галт — полумифическая личность в романе, которая появляется лишь ближе к концу книги. Этот человек — гениальный изобретатель и миллионер, не захотевший делиться своими разработками и благами с другими людьми, которые, как он считал, не имеют права претендовать на то, чего не совершили сами.

В отчаянной попытке найти спокойное место он создаёт укромный город в горах Колорадо — приют для бизнесменов, изобретателей и предпринимателей, до которого не должна дотягиваться губительная рука государства. Более того, в романе одна из встретившихся главным героям женщин рассказывает историю про Джона Галта.

Джон Галт был миллионером. Он был сказочно богат. Однажды ночью, пересекая на своей яхте просторы Атлантики, он попал в страшный шторм. Тогда-то он и нашел её. В глубине океана он увидел остров, который затонул, став недосягаемым для людей.

Он увидел сиявшие на дне океана башни Атлантиды. Это было зрелище, однажды взглянув на которое, человеку больше не хотелось видеть остальной мир. Джон Галт затопил свой корабль и пошёл ко дну вместе со всей командой. Они сделали это добровольно.

Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»

Те же мотивы и привели Эндрю Райана на дно океана.

Но это будет позже.

Во времена же своих первых лет жизни в Америке Райан сколотил большое состояние, но последующий крах американской экономики и Великая депрессия заставили его разочароваться в местном «капитализме». Государство всё больше и больше контролировало частную жизнь, в новообразованных рабочих союзах Райан видел лишь увеличивающуюся силу коммунизма, а значит и ненавистного ему коллективизма. Ничто не пугало его больше, чем «изъятие» у человека его собственных достижений.

Последней каплей стало использование Соединёнными Штатами атомных бомб в конце Второй мировой войны. Уставший от недопонимания среди коллег и уверенный в скорой ядерной катастрофе, Эндрю Райан, — тогда один из самых богатых людей в США — решил построить город своей мечты там, где он будет свободен от оков окружающего мира, куда он сможет пригласить лучших людей планеты — под многокилометровую толщу Атлантического океана.

Выполненный в роскошном стиле ар-деко, Восторг в первые годы своего существования представлял из себя натуральную утопию — все лучшие умы мира, собранные в одном месте, не отягощённые государственными рамками, свободный развивающийся рынок, изоляция от опасного внешнего мира.

Через монологи и найденные аудиозаписи игрок узнает о недолгом периоде расцвета города, когда всё шло именно так, как планировал Райан.

Пышные вечера, балы и приёмы — типичный досуг для зажиточных жителей города

Но всё же не объективизм привёл мечту к катастрофе. Восторг погубила власть, которая, как известно, развращает. А абсолютная власть развращает абсолютно.

Так и лидер подводного мегаполиса пошёл против самой сути созданного его руками рая под водой. Запретив людям общаться с внешним миром, а затем и введя смертную казнь за контрабандизм, занимаясь цензурой и репрессией неугодных, Эндрю Райан превратился в то, с чем всю жизнь боролся — в жестокого тирана, который бессовестно вмешивается в частную жизнь граждан, исходя из личных мотивов.

Он считал, что Восторг должен быть так же автономен и независим от внешнего мира, как и каждый человек должен заботиться только о себе. Боязнь за своё творение довела Райана до состояния маниакальной паранойи, и люди, уставшие и ошеломлённые подобным предательством кумира, поняли, что он ничем не лучше тех, против кого так рьяно боролся.

Именно здесь выходит из тени Фрэнк Фонтейн — злейший враг отца надломившейся утопии (очередная отсылка к Айн Ренд: Фрэнк — имя её мужа, а фамилия Фонтейн — часть названия другого известного романа писательницы «Источник» на английском языке). Будучи гениальным предпринимателем, он поначалу стал монополистом производства плазмидов и АДАМа.

Чуть позже, наладив контрабанду в город, поддерживая права рабочих и создавая приемлимые условия для обслуживающего персонала, Фрэнк всё больше захватывал власть над людьми, а значит и над Восторгом. Он стал серьёзной проблемой для Эндрю Райана, а позже, не желая рисковать, подстроил собственное убийство и скрылся в тени. Под личиной Атласа — рыбака, героя пролетариата и семьянина — он объединил под своим началом всё больше обездоленных, обманутых и недовольных жителей города.

Чаша оказалась переполнена 31 декабря 1958-го, когда люди Атласа напали на несколько элитных мест Восторга, убивая и грабя безоружных жителей, мирно отдыхающих в ресторанах. Не успел Эндрю Райан произнести свою фирменную новогоднюю речь, как весь город уже пылал.

Кровавое противостояние, отягощённое зависимостью большинства людей от АДАМа, продолжалось почти четыре месяца, и многие либо были убиты, либо умерли от голода, либо покончили с собой, не выдержав творящегося вокруг ужаса. Город, который должен был стать спасением человечества, стал обителью мутантов, наркоманов и маньяков.

Роковой момент для всего города. А может быть, и всего человечества

Первая часть BioShock — это ни в коем случае не высказывание против объективизма. Скорее извечное предупреждение о том, что даже самые светлые мотивы и идеи могут быть извращены и доведены до абсурда воспалённым человеческим сознанием. Ведь если бы не разросшееся злоупотребление властью, то не появился бы и народный герой и не было бы кровопролитной войны. Кто знает, может быть, Восторг так бы и дальше мерно плавал на дне Атлантического океана как памятник человеческой самоуверенности.

Колумбия

Эндрю Райан не был одинок в своём стремлении. За десятки лет до его рождения над США уже парил город, судьбу которого был обречён повторить Восторг.

Вернувшись во времени на 50 лет назад, из синих глубин Атлантики в небеса свободной Америки, BioShock Infinite представляет игроку новый город для изучения — Колумбию. Как тонка грань между уместной отсылкой и самоповтором, так же грамотно разработчики показывают нам совсем другую историю. Но ту же самую. Но совсем другую.

Религия в первой части серии BioShock была ничем иным, как помехой, одной из проблем современного мира, наравне с красной угрозой и слишком жёстким государством. Во второй же части, хоть внимание на этом не акцентируется, религия предстает отправной точкой всего повествования, и ключевые события в игре происходят именно из-за неё.

Очищение через крещение в воде — центральный мотив баптизма — будет напоминать о себе в течение всей игры через визуальные образы, религиозные аллюзии и непосредственно игровой процесс. Более того, как бы смеясь над иллюзией выбора, разработчики не дают игроку вступить в Колумбию, не приняв баптизм. Символично, но дело не столько в религии в частности, сколько в вере в целом.

Как же обманчиво показанное в начале игры умиротворение

Букер Девитт — очень, очень плохой человек. Родившись в 1874 году, в 16 лет вступив в армию США, он участвовал в одной из последних стычек с коренным населением Америки — бойне при ручье Вундед-Ни. И её не зря назвали бойней. Через 20 лет после этого он — типичный нуарный герой, погрязший в долгах, беспросветно пьющий, смолящий сигареты в тесном кабинете. Детектив с тёмным прошлым и ещё более тёмным настоящим. С одним оставшимся шансом на искупление.

Он должен проникнуть в летающий райский город, прорваться через толпы врагов и пространственно-временные разрывы, увидеть падение очередного общества и спасти принцессу из высокой башни. Хотя, возможно, «спасти» — не совсем подходящее слово.

«Приведи девочку — и мы в расчётё»

Игра начинается с довольно избитого приёма, ссылающегося на открывающую сцену из первой части — игрок, как и главный персонаж, сразу же погружается в гущу событий. Оба не имеют полноценного представления о том, где они находятся и в чём их конечная цель.

Последний шанс, но далеко не первый

Цикличность повествования видна во всём: если в первой части BioShock мы терпели крушение на самолёте, оказывались в таинственном Маяке и были вынуждены спуститься вглубь океана, то в Infinite мы прибываем к Маяку на лодке и на своеобразной ракете поднимаемся в небеса, где видим Её. Колумбию.

Со стороны Колумбия действительно выглядит как город мечты

Город мечты. Рай в небесах. Удивительный симбиоз фантастической науки и не менее фанатичной религии. Светлые, просторные улицы, парящие в воздухе здания, фейерверки, праздники, ярмарки, приветливые и счастливые люди вокруг. Всё слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Колумбия — это город для богатых, обеспеченных людей, желающих провести свою жизнь в покое и уединении вдали от «Содома-Под-Нами». По крайней мере, так задумывалось изначально.

Чтобы жители не забывали тех, кому обязаны, в городе проходит постоянная пропаганда и героизация основателей Колумбии

В дизайне и устройстве города замечается влияние идей Всемирной Выставки 1893 года, которая символично называлась Колумбовой — в честь Христофора Колумба, за 400 лет до этого приплывшего в Новый Свет. Выставка проходила в Чикаго и должна была показать невиданную мощь прогресса Америки. Её влияние на Колумбию из BioShock Infinite проявляется и в архитектурном, и в идеологическом плане.

Как и Всемирная Выставка 1893-го, Колумбия изобилует тематическими парками. В Чикаго проходила первая ярмарка, где полноценно были представлены развлекательные и карнавальные зоны, а также проводились специальные показы технологических чудес. Колёса обозрения — ещё один яркий символ Колумбии — тоже были и в Чикаго как яркий и захватывающий для своего времени экспонат.

В отличие от Восторга, который был создан в атмосфере тотальной секретности и скрыт от всех посторонних глаз, Колумбия создавалась как триумф американского видения будущего.

Город в небесах был достижением троих людей: гениального физика Розалинды Лютес, которая открыла способ поддерживать огромные здания в воздухе; хитрого предпринимателя Иеримии Финка, который смог обеспечить летающий город необходимыми промышленными мощностями и дешёвой рабской силой; и Отца Захари Хейла Комстока — самопровозглашённого пророка, который смог убедить правительство США в необходимости финансирования своего творения.

После завершения строительства в последнее десятилетие 19-го века, Колумбия, ставшая символом победы и превосходства демократии, отправилась в турне по всем крупным городам мира. Однако вспыхнувшее в 1901 году вооружённое восстание в Китае и последующее убийство американских граждан заставило пророка и лидера Колумбии — отца Комстока — направить всю огневую мощь летающего города на виновников. Недовольные подобным вмешательством, власти США отозвали Колумбию обратно на родину. На что Комсток заявил об отсоединении своего рукотворного рая от Америки — и скрылся в небесах.

В мировом сообществе по разному восприняли новость об отсоединении Колумбии от США. Кто-то с одобрением официальной власти, кто-то с поддержкой города в небесах, но все — со страхом

Если в первой части BioShock мы могли увидеть и оценить объективизм, то в Infinite на месте объекта изучения находится американский эксепционализм — идеология исключительности американского народа в мировой истории, вера в то, что именно народу Америки суждено объединить мир под своим началом. Или захватить его.

И если в Восторге вопрос о приемлемости подобной философии, её этичности и эффективности оставался открытым, а выводы делал сам игрок, то с эксепционализмом всё слегка банальнее и без откровений: экспекционализм — это плохо, и сама игра показывает это при каждой удобной возможности. Можно было бы винить её за недостаточную глубину по сравнению с первой частью, однако так кажется только на первый взгляд и со своей главной задачей фон событий справляется полностью.

Различные районы города находятся в постоянном движении. Оно хоть и выглядит хаотичным, на самом деле происходит по чёткому расписанию, чтобы жители города могли планировать своё перемещение

Отделившись от США и паря на высоте более четырёх тысяч метров, Колумбия начала испытывать все тяготы изоляции. Общество, привыкшее к постоянному блаженству и достатку, столкнулось с неизбежной необходимостью заниматься грубой, ручной работой. Простые работяги и этнические меньшинства притеснялись, не имели полноценных прав. Итог был предрешён — две фракции начали войну за контроль над городом.

Основатели представляли собой правящую элиту. Под руководством Комстока, они пытались вернуть контроль над городом с помощью силы.

В плакатах Основателей видна та крайняя степень расизма и самопревознесения, которая и привела в результате к кровавому конфликту

Противостоял же им Глас Народа — коллектив простых рабочих, темнокожих и азиатов, которых свозили силой на Колумбию в качестве рабов. Взяв в руки оружие, каждый из них готов был кровью выкупить свою свободу.

В пропаганде же Гласа Народа очевидно прослеживается влияние агитационных плакатов советских времён

Именно в этот момент на Колумбию и прибывает Букер. Прорываясь через толпы врагов — что из Основателей, что из Гласа Народа — главный герой, а вместе с ним и игрок, всё отчетливее видит, что скрывается за внешним блеском города в небесах.

По дороге в башню к девушке, возвращение которой должно искупить все его грехи, Букер сеет хаос и смятение на спокойных улицах Колумбии, чем даёт возможность подпольщикам начать полномасштабную войну за город.

«Время губит всё, Букер. Даже надежду»

Падение Колумбии одновременно и похоже на падение Восторга, и в корне от него отличается.

С одной стороны, это очередное торжество диктатуры, которое закономерно привело к общественному диссонансу и последующей катастрофе. Что отец Комсток, что Эндрю Райан искренне желали счастья и процветания своему городу и своим людям. В погоне за недостижимым, но таким желанным идеалом, они предали саму суть своих идей, извратили их — и тем самым предали всех тех, кто пошёл за ними.

С другой же стороны, причины конфликта здесь совершенно иные. Ненависть к миру, ущемляющему человека в Восторге, и жестокий расизм, религиозная фанатичность в Колумбии. Пассивное участие главного героя первой части серии, прибывшего уже после катастрофы, и Букер Девитт, который стал невольным катализатором разразившейся гражданской войны.

Несмотря на своё название, BioShock Infinite — вполне законченное высказывание на тему важности выбора, ответственности за свои поступки, цены жизни и смерти.

Время — океан, а не река. Зачем гнать волну, если она все равно сойдет на нет?

Розалинда Лютес

Где-то между ними

Две части Burial at the Sea — дополнения для BioShock Infinite — наконец-то замыкают цикл истории серии, длящейся больше десятилетия.

Первый эпизод показывает нам привычных героев в очень непривычном месте. Букер и Элизабет оказываются в Восторге, в тот момент, когда город ещё процветал. И хотя спорные геймплейные решения, как и периодическое ощущение филлерности происходящего, могут испортить впечатления от прохождения, это всё тот же BioShock, что мы любим. Только показали нам его с новой стороны.

Мы знакомимся с персонажами ещё живого города и замечаем, что гибель Восторга произошла гораздо раньше рокового 31 декабря 1958 года. Опухоль, убившая в конце концов творение Райана, росла и множилась задолго до этого момента, и ростки безумия можно разглядеть почти в каждом встречном.

В дополнениях для BioShock Infinite нуарная атмосфера чувствуется во всём: в изменившихся персонажах, в диалогах, в постановке сцен, даже в цветокоррекции

Если первый эпизод и мог разочаровать тех, кто ждал сюжетных откровений и соответствующей главным частям серии глубины развития истории, то второй искупляет всё сполна.

Повествование ведётся от лица Элизабет. Изменённый геймплей сочетается с изменённым подходом к сюжету в целом. Вопросы, которые могли остаться у игрока после прохождения первых частей BioShock, аккуратно раскрываются по мере прохождения дополнений. Хронологически же конец второго эпизода происходит почти в то же время, что и начало первой части игры, то есть примерно в тот момент, когда Джек прибывает в Восторг.

Burial at the Sea — это определённо конец, которого заслуживает серия BioShock. Судьба двух утопий, классически превратившихся в антиутопии, связывается в единый клубок, замыкается сама на себе, как древний символ Уроборос — змея, пожирающая свой хвост.

Два мира, две истории из BioShock — запоминающиеся, по-своему уникальные и прошедшие свой путь от взлёта до падения. Что Восторг глубоко под толщей Атлантики, что Колумбия в небесах Америки — это миры, созданные людьми и ими же разрушенные. Почти классические антиутопии, они всё же освежают жанр и показывают события с непривычной стороны.

Человек не нашёл счастья ни за облаками, ни под водой. Возможно, стоит поискать его где-то между ними.

#bioshock #истории #месяцантиутопии

{ "author_name": "Никита Белюшин", "author_type": "self", "tags": ["bioshock","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u043c\u0435\u0441\u044f\u0446\u0430\u043d\u0442\u0438\u0443\u0442\u043e\u043f\u0438\u0438"], "comments": 101, "likes": 394, "favorites": 351, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 27380, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 24 Sep 2018 19:59:21 +0300" }
{ "id": 27380, "author_id": 81754, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/27380\/get","add":"\/comments\/27380\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/27380"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "possessions": [] }

101 комментарий 101 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
95

Ну что, всех хейтеров с Биошока уже триггернуло или еще не все набежали ? Чёрт возьми, мало какая серия оставляет людей настолько неравнодушными. И все повторяется как в Дне Сурка - если кто то слышит слово Биошок, значит обязательно напишут про оверхайп, про плохой шутер и что-нибудь в адрес Левина, это меня забавляет на протяжении всех этих лет.
Автор молодец, отличный вышел текст (а про Био писать всегда 1 удовольствие), комментарии лучше не читать, Infinite 1 из лучших (если не) игр прошлого поколения и наверное последняя большая авторская (впереди только Stranding), Bioshock 1 из лучших серий в истории, всем спасибо все свободны. 2K возрождать серию не нужно, просто оставьте всё как есть, ибо это не сработает без автора, как и с MG.

Ответить
47

На моей памяти, Инфинит единственная игра, после финала которой я был готов пинать стенку и вопиять "почему??", одновременно отчётливо, предельно ясно осознавая - почему. Такой коктейль из эмоций и ощущения понимания чего-то важного мне больше не попадался.
Это не значит, что Bioshock: Infinite - лучший. Но он безумно хорош.

Ответить
–1

Вот и у меня было "Ну почему такая хорошая игра скатилась в такой ужасный полный нелогичный бред в конце???" Не ну правда сколько я не пытался внятно понять концовку не смог... Зачем вообще менять бесконечные(!) вселенные. И главное как убийство взрослого(!) Букера который не принял(!!!) Крещение исправило ситуацию.

Ответить
12

Убив Букера до крещения, Элизабет убивала и все версии Комстока, что и замыкало историю.
Конечно, решение довольно спорное с логической точки зрения, и можно было найти более рациональные варианты, но я оставил это на плечах игры. В конечном счёте, это в первую очередь художественное произведение, в котором некоторые вещи могут приноситься в жертву в угоду повествования.

Ответить
0

Не ну идея понятна и в рамках истории согласен можно допустить но в том то и прикол что она убивала не только Букеров до крещения но и нашего ГГ его то за что?

Ответить
9

Ни за что, тут скорее выбора не было (или не было найдено именно Элизабет). И по её взгляду, по тому, что она переспрашивала Букера, действительно ли он хочет пойти до конца... имхо, она сама страдала от того, что должна была сделать. Сделать не ради себя или ГГ, а ради тех версий истории, где отец не отдавал свою дочь за долги, тем самым создавая цикл лютого ПЦ.
Она таким образом обрывала ВСЕ ветки истории, кроме тех, где ГГ вообще не отдавал ребёнка, и следовательно не мог появиться Комсток, насколько я понял. Но наш ГГ - это Букер, отдавший свою дочь, и он должен исчезнуть. Как исчезнет и сама Элизабет, ибо она порождение того поступка Букера.
Впрочем, в игре достаточно несогласованностей, так что если скрупулёзно разворачивать логику событий, то мы непременно нарвёмся на несостыковки. То, что я сказал, также следует воспринимать лишь как толкование на основе событий игры (ну и того, что нарыли фанаты серии), а не на основе квантовой физики. :)

P.S.: и должен признаться, что я не проходил второе дополнение. может быть, хотя бы там объясняется, каким образом хотя бы одна Элизабет НЕ исчезла?

Ответить
0

и должен признаться, что я не проходил второе дополнение.

Если проходил 1й BioShock, особенно советую. Да и в целом, это лебединая песня серии и студии. Не буду говорить что там, но пройти тебе стоит.

Ответить
5

Потому что убить надо всех и сразу, если оставить хотя бы одного Букера, так или иначе появится альтернативная вселенная, где он превратился в Комстока. Собственно всю игру к этому подводили.

Ответить
3

Безусловно, но я разумеется говорил про себя, персонально и субъективно. С 2013 ни 1 игра (да и до этого мало что могу вспомнить, хотя играю я очень давно), по крайней мере из больших игр (даже если считать инди) не дарила мне подобную палитру эмоций и впечатлений (про понимания чего-то важного отлично сказано), я все ищу этого хотя бы частично но не хожу эту совокупность нигде, поэтому остается только ждать следующего проекта от Левина и Кодзи и надеяться на сюрпризы, но врядли это уже случится.

я был готов пинать стенку и вопиять "почему??", одновременно отчётливо, предельно ясно осознавая - почему

Помню я через какое то время "развлекался" тем, что смотрел реакцию людей на финал BI и это были совершенно разные эмоции, но ни единой равнодушной. К сожалению, Кен отсек часть аудитории которая ничего не поняла (или поняла частично) и еще по некоторым причинам хейт не прекращается до сих пор (ну или это просто не их игра, но именно с Биошоком так), но если бы он сделал проще, понятнее, иначе - этого "почему" не возникло бы. Поэтому, и многим другим причинам, для меня индустрия в 10х разделилась на "до BI и после". И это еще 1 аргумент против того чтобы Био как либо продолжали, не нужно.

p.s. пожалуй такое почему и то о чем ты говоришь еще было в играх от Playdead, в частности Inside, хотя это и совсем иное.

Ответить
2

Specops The Line из той же серии.

Ответить
1

Не смог осилить геймплей, уж слишком он монотонен а так хотелось историей проникнуться, ибо о ней блещут все, коммуне попадя...

Ответить
0

А я вот еще от финала Prey был немного шокирован. Хотя и не много там было философии.

Ответить
9

Недостатки Биошоков раздувают просто до безумия. Послушать людей, так тот же Инфинит - худший шутер мира, хотя на самом деле он просто обычный. Не лучший в мире, но и ничего ужасного нет. Видимо, многим кажется, что так они демонстрируют свой отменный вкус или независимость мышления что ли.

Ответить
2

На заре времён, с появлением первых шутеров зародились и индивидуумы, сполна вкусившие прелесть спиномозгового геймплея, но шло время, игровая индустрия взрослела, а эти ребята нет. Им не дано преодолеть свой дофаминовый кризис. Можно, сколько угодно, убеждать их в ценностях вышеприведённых игр и, возможно, они даже согласятся с тобой, но поворачиваться к ним спиной не советую)

Ответить
0

В таком геймплее самом по себе нет ничего плохого, и это никак не связано со "взрослостью" кого бы то ни было. Просто когда-то ярлык "шутер" означал только такой тип игры. Ныне это уже не так, но старый ярлык и старое понимание его наполнения осталось. Проблема не в том, кому сколько лет (биологически или психологически), а в том, что кто-то отказывается расширять своё понимание жанра. Это их право, оставьте каждому своё.

Ответить
–1

Не, он просто худшая игра в серии. А так-то весьма неплохой шутерок на вечерок, который в основном хейтят из-за оверхайпнутости

Ответить
0

Именно. Более того, достаточно попробовать Биошоки (в том числе BI) на более высоких сложностях (тот же режим 99 без автоматов) и сразу и комбинации энергетиков/плазмидов и все виды оружия в ход идут и более интересный геймплей начинается. Мне еще кажется, что люди на тот момент ждали стрельбы в духе cod/bf, а получили нечто олдскульно-аркадное (в хорошем смысле) и не поняли как вообще в это можно играть - отвратительно же ! При этом альтернативы то и нет, а вот подражатели появлялись - тот же Singularity и т.п.

Ответить
0

Ну про 99 ты конечно загнул. Буквально пару месяцев назад добивал ачивки, всю игру пробежал со снайперкой+револьвер, хедшоты-ваншоты, все дела. Из плазмидов только шокер и дьявол. Биошок люблю всем сердцем, но наивысшая сложность - вообще не сложность

Ответить

0

Критикуешь предлагай .Какой по твоему мнению шутер топ ?

Ответить

0

кхм, я поперхнулся на этом, сравнивать деградирующий фиар, превратившийся после первой части в конвеер по производству недохороров, не говоря уж об огромнейших дырах в сюжете. Фиар это скример, и он работает только 1 раз. А в последних частя даже толики атмосферы нет. Да и вообще весь этот сюжет с альмой так высосан из пальца, что хочется забыть о нем и не вспоминать никогда, вот уж где бредятины полным полно.

Ответить
0

где вы этих хейтеров только находите

Ответить
1

Их находить не надо, нужно было следить за тем как Infinite приняли в момент релиза и как многие переодевались на ходу, как реагировали некоторые отдельные критики и часть игроков на сценарий/сюжет/концовку и стрельбу и в целом на игру (настолько, что аж до сих пор их вскрывает, просто напиши в какой-нибудь горячей теме про BI и посмотришь что будет, особенно у нас), сколько люди сменили вектор с любви до ненависти. Воистину, уникальный прецендент, думаю со Stranding'ом нас ждет нечто похожее, если не хуже.

Ответить
0

Все Биошоки по-своему круты, это бесспорно, но лично я предпочитаю им их "папу" - System Shock 2. Многие называют Биошок 1 одной из самых атмосферных игр, но второй Систем Шок уделывает его по атмосфере полностью. Хотя лор и философская подоплека там, пожалуй, не столь глубоки.

Ответить
0

Если бы авторы не обещали мне Систем Шок под водой, я мне бы было пофиг на серию, но её название вызывает щемящее чувство, что меня предали и вместо СС3 под другим названием, я получаю подводный код КоД по нижке Ренд.

Ответить
0

Почему про биошок 2 ни слова? Чуть что, там или первый или инфинит.

Ответить
0

Это не хейт, хейт - это когда необосновано и нерационально. Я свою нелюбовь к БИ могу аргументировать. Я большой поклонник первой части, и БИ в свое время предзаказал, ожидая умной политизированной аллегории и геймплейного шага вперёд.

Что же я получил? Кишкообразный левел-дизайн серии "Привет из две тыщи пятого" (еще и плохо замаскированный, и потому бросающийся в глаза), картонную стрельбу по идиотам-болванчикам, ненужные тоники и такую же сомнительную прокачку оружия.

Ну ладно, может хоть сюжет и идея вытащат? Ага, щас: получи фан-сервис с миленьким ангелочком Элизабет, сюжетные повороты с обоснованиями типа КВАНТОВАЯ ЗОПУТОНОСТЬ, и обескураживающий своей выхолощенностью и дешевизной исполнения посыл "ревалюцыанеры становятся хуже своих угнитателей....". Офигеть, даже у Шварца в его, на минуточку, детской пьесе "Убить дракона" это было подано куда взрослее, убедительнее и интереснее. Даже если рассматривать БИ только в рамках серии - полный провал и шаг назад по всем фронтам кроме визуала. Главное разочарование 2012 года. Имхо, игре все эти "10/10 на кончиках эмоций" обеспечила обаятельная кукла Элизабет, убери её - и станет очевидно, что король-то голый.

Ответить
17

Биошок - это целая эпоха игровой индустрии, на которую стоит равняться.
Финал правда ммм...ну да ладно)))

Ответить

44

Вы забыли главную причину -- плохенький шутер с красивой графикой, шикарнейшей атмосферой а так же отлично проработанным сюжетом и персонажами. А ну и Элизабет конечно же, 120 из 10 за Элизабет, однозначно.

Ответить

17

Некоторые студии вполне успешно выпускают игры с "линейным постановочным сюжетом" с иллюзией выбора, ну выпускали по край ней мере пока не разорились. Так вот, имея всего лишь сюжет можно завоевать миллионы фанатов и без геймплея. А между прочим в биошоке оный вполне себе сносный. Вот вам мой совет, ни в коем случае не вздумайте когда либо купить себе ПС или еще чего, ни при каких обстоятельствах не делайте этого, а иначе вы будете слишком сильно разочарованы тамошними эксклюзивами.

Ответить

2

Бладборн спорный эксклюзив на пс в плане геймплея, а вот хеви рейн или детройт, я об этом говорю, посидите помахайте в воздухом геймпадом пару вечеров, тогда поймете о чем я. Да и вообще игры с такими сюжетными поворотами встречаются крайне редко, за это все их и любят. Скажу честно по секрету, я сам пытался пройти и 1й, и 3й биошок раза 3, и наконец дойдя до конца я понял что оно того стоило. Ну и конечно же DLC, которое по моему скромному мнению вышло еще лучше в плане атмосферы и шизанутости, чем оригинальная игра. Вообще вы не с тем человеком спорите по этому поводу, как бы потому что вот:

Ответить

–3

Странно, у меня хоть и не было ни PS 2 ни PS 3, ни уж тем более PS 4, но вот мои любимые игры именно на них, в частности начиная с biohazard 4. Ооо, а какой же там "сочный" геймплей на ПК (хоть я и познакомился с ней на пс, прошел все же на пк), если головой об клавиатуру биться, и то выйдет порт лучше. Но тем не менее она считается одной из лучших частей, и это явно не за геймплей, уж поверьте.

Ответить
2

Ре4 считается лучшей как раз за отличный геймплей

Ответить
6

А там дело не в шутере, а в атмосфере и истории.

Ответить
5

Биошок

шутер

с красивой графикой

Ну чё так жирно?

Ответить
4

Графика может не самая технологичная, но арт очень хороший

Ответить
0

на любителя

Ответить
–1

Ну вообще он прав. Именно стрельба в 1 и 3 (за 2 не могу сказать, не играл) достаточно хуёвая.

Ответить
9

Очень жаль, что вы за шутером ни чего больше не увидели.

Ответить
4

Абсолютно солидарен

Ответить
0

А ничё что я говорил исключительно про стрельбу, а не игру в целом?

Ответить
0

Оценивать игру только по стрельбе?

Ответить
4

То есть в шутере нельзя оценивать его шутерную часть?

Ответить
0

Это не единственный критерий успешности игры, и ее влияния на индустрию.

Ответить
7

Если игра не реализует нормально свои 80% времени, то можно ли называть это хорошей игрой? Точно так же как нежно любимый мной Spec Ops: The Line никто (и я в том числе) не называет хорошей игрой. Произведением да, но как игра оно неимоверно уныло. В первый биошок несмотря на унылую стрельбу играть по большей части весело из-за тактического использования окружающей среды (хоть этого там и меньше чем хотелось бы) и для того времени занятного сюжета. А вот инфинит что геймплейно что сюжетно редкостная хуета.

Ответить

2

Если бы они не пытались сделать йоба-шутерок с криво прикрученной магией и бесячим балластом, а дали иммерсива хотя бы на уровне первой части, не говоря уж о десу эксе, то вышло бы годно и сюжетные дыры не бросались бы так в глаза.

Ответить

0

Я для себя это объяснил тем, что спальные районы было бы неинтересно показывать. Но вообще в данном случае не считаю "город-декорация" чем-то плохим, потому что атмосферу упадка он передавал как надо.

Ответить

4

Биошок это не безликий шутер.

Там атмосфера, сюжет, характеры, там моральные проблемы предательства, свободы, ответственности, вины, искупления вины, ирония, там моральная картина мира близка к античной классической трагедии, там присутствует эмоциональное вовлечение.

А пострелушки это КС ГО.

Ответить

2

Так могло бы быть, если бы ярлыки были не ярлыками, а действительностью.
Шутер - это ярлык, если что. Элемент произвольной классификации.

Ответить
0

что не мешает нью вегасу быть одной из лучших игр со стрелбой уровня обливион, а фоллауту 4 с отличной стрельбой из рэйджа(как и рейджу с хорошей стрельбой быть посредственной игрой) или дума быть сраной помойкой

Ответить
0

ну вот ей уже 10 лет а срач идет и тебя минусят. Так что влияния на индустрию оказано достаточно

Ответить
0

а если сказать что это не шутер а имерсив сим?

Ответить
0

А если читать все комментарии в ветке?

Ответить
0

а ты неплох

Ответить

0

рассматривать биошок как шутер? мдааааааа

Ответить
2

рассматривать биошок как шутер?

Ответить
0

стрельба там стоит в далеко не на первом месте

Ответить
0

А там можно в стелсе пройти или всех заболтать?

Ответить
0

BioShock includes elements of role-playing games, giving the player different approaches in engaging enemies such as by stealth, as well as moral choices of saving or killing characters; additionally, the game and biopunk theme borrow concepts from the survival horror genre.

BioShock received critical acclaim and was particularly praised by critics for its morality-based storyline, immersive environments, and its unique setting, and is considered to be one of the greatest video games of all time and a demonstration of video game as an art form.

Чтож ты дальше 6ти слов не читаешь? И это не оцениваешь

Ответить
0

есть такое :) хотя мне, как не большой поклоннице шутеров, зашло нормально :) я ее воспринимала как должное, что есть, то есть :) Биошок все таки не из за этого считается классикой :)

Ответить

1

Если ты читал статью (тут была как раз пару дней назад про биошок ).Они пытались сделать открытый мир и это очень чувствуешь, что были попытки как с этими рельсами и локациями. Насчёт шутерной части она на уровне других биошоков, не пойму предъявив к шутерной части , что ты хотел здесь увидеть реальное оружие , реалистичное поведение(максимум тоники новые можно было по интереснее найти )?.Зато есть интересные идеи когда Элизабет из портала турель призывает или Аптечки.И да здесь такая же шутерной механика как и в других частях может чуть хуже , но если до этого все нравилось то я не пойму как здесь может не нравится ?

Ответить
0

Я не вижу претензий по пунктам.
Лишь однотипные слова аля "плохо", "ужасно" и там далее.

Ответить
13

Ща меня заминусят, но для меня второй Биошок гораздо душевнее чем Инфинит, как сюжетно, так и атмосферно. История просто вышла несколько камернее и я ее воспринимаю как то лучше, чем раздутый Инфинит, в котором конечно неплохо реализовали смещение реальностей и все такое, но там все слишком сумбурно и рвано подано, а выдается чуть ли не за гениальность (даже в каком-нибудь лютом романе Филипа Дика ,"Три стигмата Палмера Элдрича" к примеру, сюжет лучше воспринимается, и там можно со временем понять весь подтекст).
Во второй части история Дельты и Элеоноры рассказана без излишних ненужных ответвлений, просто и понятно, а вкупе с решениями насчет маленьких сестричек и второплановых неписей благодаря концовкам выглядит душевнее. Да что там, даже в ДЛС "Логово Минервы" история Объекта Сигма и его жены была вполне интересно сделана, несмотря на то, что она короткая, плюс в этом длс раскрывается окончательная судьба Бриджит Тененбаум.
В Инфинит же дают тоже моменты для выбора. но они на сюжет ну никак не влияют, там все равно он идет по одной канве, сколько ни выбирай "Орел или решка" или "Птица или клетка".

Ответить
1

о, я нашел еще одного человека, который меряет дикость сюжета по Ф. Дику =)

Ответить
1

Ну если он отличный фантаст(имхо), аналогии произведений которого я нахожу во многих современных проектах, будь то кино или игры

Ответить
–1

"В Инфинит же дают тоже моменты для выбора. но они на сюжет ну никак не влияют, там все равно он идет по одной канве, сколько ни выбирай "Орел или решка" или "Птица или клетка"." -
но концовка и пыталась это доказать, что выбор ни на что не влияет и в итоге всегда все заканчивается одним и тем же, а соглашаться с этим или нет - это уже каждый для себя сам выбирает

Ответить
8

... я никогда не забуду интро первого Биошока, и то погруженте в Rapture... Ни одна игра не производила на меня настолько яркое впечатление как эта своим началом.

Ответить
8

Инфинайт был наверное первой игрой в которой я полностью охуел от дизайна окружения.

Ответить
5

Автору просто большое спасибо за отличный лонгрид. Тема отличная, игра прекрасная и статья замечательная.

Ответить
1

Мне нравится, что в первом биошоке все население города стало кровожадными маньяками потому что они обожрались наркоты, а в последнем - потому что они наелись РАСИЗМА.
Просто вот так дуром ломятся на чувака с пушкой рядочками, потому что: "ЗА РАСИЗМ! ААА!!!"
Глубокая серьезная игра, да. Поднимает философские вопросы.

Ответить
4

Очень остроумно (нет). Лишь бы кое-что приплести не к месту, да?

Комсток, вообще-то, с самого начала ЗНАЛ, что Букер придёт за Элизабет и успел подготовиться. Для начала, он своих последователей обратил в такую вот весёлую тоталитарную версию баптизма. А затем ему было достаточно своим подручным зомби сказать, что символ на руке Букера означает, что вот он, явился ложный пророк, устройте ему Геенну огненную. Ну, то есть, топят они не за выдуманный тобой "зарасизм", а за главного отца-основателя, который себя средствами религии и пропаганды превратил в божественную фигуру.

Ответить
2

Ну, на самом деле они самые обычные правые, на которых батька Кен нарисовал очередную карикатуру. Он верит, что немного баптизма плюс немного расизма - вполне достаточно, чтобы процветающий мирный город мгновенно превратился в сборище кровожадных маньяков.
Но так не бывает и это очень смешно.

Ответить
3

Понапишут свои статьи, потом бежишь перепроходить всю серию, а время я на остальное откуда возьму?
*недовольно ворчит.

Ответить
2

Кен Левин выбрал невозможное !

Ответить

2

Тоже мне проблема. Доживите лет до 40-50, когда здоровье начнёт утекать, как песок между пальцами, будете жалеть, что не бегали на работу с радостью, пока могли бегать. Мрачно, но для многих людей - объективная реальность.

Ответить
0

Хотя бы не иметь необходимости в еде, воде и сне уже было бы неплохо

Ответить
0

Во второй же части, хоть внимание на этом не акцентируется, религия предстает отправной точкой всего повествования, и ключевые события в игре происходят именно из-за неё.

Я конечно понимаю, что Левин нагло украл из божественного Биошок-2 половину сюжета для своего б-гомерзкого Калл Оф Дьюти: Инфинит, но всё же не надо порочить доброе имя второй части Биошока!

Ответить
1

В Burial at Sea Episode 2 зачем-то попытались, просите за каламбур, отмыть Фицрой, сделав из нее заложницу обстоятельств и просто хорошего человека. Без этого все стороны конфликта в Колумбии выглядели примерно одинаково плохо.

Ответить
0

я в целом люблю второй эпизод, но почему то там дико бесит Атлас, хотя в принципе это любимый персонаж серии :( я была рада увидеть его, так сказать, становление, но такого я не ожидала. Ей богу, показали какого то маньяка. Да за таким никогда в жизни народ бы не пошел, как показано в оригинале. Я понимаю Фонтейн, но там то показан именно Атлас. В общем у меня ощущение, что второй эпизод делали на отвали, чисто фанатов порадовать. А уж как там все по сюжету сложится - дело десятое.

Ответить
3

Эм, но Атлас показан мудаком и в первой части, лол.

Ответить
0

ни разу. Мудак как раз Фонтейн :)

Ответить
1

Атлас манипулировал тонной народу (в том числе ГГ), с удовольствием убивал маленький девочек ради Адама.

Ответить
1

Потому что Атлас - это Фонтейн. А Фонтейн - это человек, которого боялся весь Рапчур, по сути. И Фонтейну нужен был Атлас для свержения Райана. Человек, который делает все, ради народа. Именно таким он описан в первой части. Во втором эпизоде Burial at Sea это все еще какой то маньяк :)

Ответить
3

ПРосто во второй части показывают не "образ" Атласа, а самого Атласа, который не видит смысла вести себя порядочно в компании потенциальнйо покойницы и группы верных гопников-прихлебателей. Плюс, не стоит забывать, что Атлас повел за собой не невинных овечек, а класс местных работяг, которые не были пушистыми гуманистами =)

Ответить
0

а местные работяги что, не люди, что ли? Тем более бунт там подняли не только гопники-прихлебатели, а вполне себе элита, приближенные Райана. А если слухи разойдутся о том, как лидер сопротивления с неугодными поступает, много ли за ним народу на баррикады пойдет?:) Если Атлас такой говнюк, подстать Фонтейну, зачем Фонтейну было в принципе придумывать Атласа?:) Мог бы сам революцию устроить. Уж средства у него точно были. Однако загвоздка в том, что за таким, как Фонтейн никто не пойдет, все знают, что это за человек. А за таким, как Атлас народ пошел. Интересно почему?:) Может быть потому, что он в принципе другой? Имхо, если бы тут показали Фонтейна в изгнании, перед тем, как появился Атлас, у меня и претензий бы не было. Но показали то именно Атласа. А Атлас должен был быть дико осторожен, чтобы не дай бог кто то чего не заподозрил. Маклинток поплатилась за это же, по сути. Оказалась не в то время не в том месте. А там он, извините, расправы устраивает просто потому что...
Но это имхо, просто увиденное во втором эпизоде Burial at Sea у меня категорически расходится с тем, что нам выдали в оригинале. Кто то увидел другое. Ну и замечательно :)

Ответить
0

Действительно. Народ же никогда не ходит за ублюдками вроде большевиков, Гитлера, Муссолини, не поддерживает Пол Пота или Путина. Народ мудр.

Ответить
–3

Не позорься своими школьными высказываниями.

Ответить
1

именно первый Биошок вернул меня в мир видеоигр после долгого перерыва. И только первому Биошоку я готова прощать все. И невнятный шутер, и невнятную вторую половину игры (после встречи с Райаном игра очень сильно проседает, имхо). Второй и Инфинит люблю, но исключительно как часть серии. Их ошибки уже не так хочется прощать :)

Ответить
1

К
Классный текст. Проникся атмосферой без самой игры. Автору респект)

Ответить
1

Инфинит одна из крайне немногих которую я предзаказывал на физическом носителе. Там еще отзыв канобу прямо на коробке, лол

Ответить
0

С другой же стороны, причины конфликта здесь совершенно иные. Ненависть к миру, ущемляющему человека в Восторге, и жестокий расизм, религиозная фанатичность в Колумбии.

Сюжет после стольких лет уже немного подзабыл, но неужели все это действительно так преподносится? Негров угнетали, рабочих эксплуатировали, и упс, они сами восстали и всех победили? Уж религиозная фанатичность явно мимо - потому что в те времена такими истово верующими были почти все американцы.

Ответить
5

Не сами, а с помощью вмешательства Букера. Который только некоторое время спустя понял, что он-то и стал главным катализатором этого ада. Я только не согласен с тем выводом автора статьи, что в Infinite якобы вся критика направлена только против американского национализма, истории расизма и тому подобного. Когда я проходил игру впервые, то у меня даже не возникло сомнений, что революционеры и прочий "пролетариат" там тоже свою порцию пиздюлей получили на линии раздачи, а когда вышел в Интернет, то вдруг ОКОЗАЛОСЬ, что Левин-де поддерживает и одобряет кровожадных леваков-коммуняк.

Уж религиозная фанатичность явно мимо - потому что в те времена такими истово верующими были почти все американцы.

Тут автор статьи недостаточно развернул мысль, но в целом не то, чтобы он был неправ.
Колумбия - это концентрированный и гиперболизированный (причём, я бы сказал, лишь чуток) портрет "идеальной Америки", точнее, как её видели американские националисты. Собственно, идеология "американской исключительности", окончательно сложившаяся в 19 веке - это и есть старый-добрый национализм, просто с рядом особенностей. А любой национализм почти всегда продвигается союзом государственных и церковных институтов, и в Америке роль последних выполняли многочисленные ветви протестантизма. Та ещё ирония, кстати, учитывая, что протестантизм зародился в том числе как движение против всеобъемлющей и деспотичной власти католической церкви, а многие отцы-основатели США во многом придерживались принципов секуляризма при создании основополагающих идеологий, легших в основу государства и общества США (на всякий случай уточню: это не значит, что они были атеистами - это до сих пор предмет изрядных срачей и споров в некоторых кругах, но в академических уже как-то принято считать, что большая часть их была деистами на манер Ньютона, т.е. верила в бога, может даже и конкретно в христианского, но не в божественное вмешательство в историю мира).

Короче говоря, американский "классический" национализм неотделим от локальных американских "переизданий" протестантизма. Тут уж pick your poison, как гритца, хотя полагаю, что конкретно на баптизме Левин остановился, потому что он идеально поддерживает и иллюстрирует в истории некоторые темы, про которые частично говорится в статье, как личные и "общечеловеческие" (осознание ответственности и цены выбора, вины, раскаяния за прошлые деяния и т.д.), так и политические. Ну, то есть, смысл в том, что в баптизме обряд крещения совершается не в младенчестве, а в осознанном возрасте - предполагается, что человек должен осознать свои грехи и всё такое прочее, а не получить небесные баффы, накладываемые при крещении, за просто так.

Ответить

3

Ни для чего. Жизнь в целом не имеет смысла :-)

Ответить

0

Я из тех, кто любит эти игры за атмосферу, сеттинг и сюжет, но терпеть не может геймплей.
Скорее просто не мое, вряд ли он сам по себе плох.

Ответить
0

Левин - ГЕНИЙ!

ПС. Левин, где мой подземный коммунизм с мутагенными грибами?

Ответить
0

Левин — гриб!

P.S. Тоже хотел бы в эту игру сыграть.

Ответить
0

Посоветуйте игр, подобных первому Биошоку, чтобы проникнуться духом Источника и Атланта. Я было надеялся, что вторая часть продолжит начинания, но говорят, там все наоборот и один мраксизм.

Ответить
0

Всегда, когда вижу новости о биошоке, вспоминаю те крутые вечера, которые провел за серией этой игры. Боже, опять захотелось пройти Т_Т

Ответить
–1

Не читал статью, просто скажу, что до сих пор не прошел даже первую игру)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления