📕🍎 Blue Prince: случайность против логики 🧧🌹

Привет. Сегодня предлагаю обсудить игру Blue Prince (2025) в экспериментальном жанре рогалайт-головоломки. Игру расхваливали критики, но значительная час��ь игроков приняла игру прохладно. Постараюсь без спойлеров рассказать, какие же впечатления у меня сложились за 50 часов от начала игры. Приятного чтения!

📕🍎 Blue Prince: случайность против логики 🧧🌹

Красна птица пером, а человек — умом

Мы играем за юного мальчишку. Его дядя помер и оставил необычное завещание: всё отойдёт племяннику, если тот зайдёт в комнату номер 46. Только судя по планам поместья, в нём всего 45 комнат! Вот такую непростую задачку нам и придётся решить.

Главная механика игры в том, что мы прокладываем пути между комнатами. Из каждой двери можно выбрать одну из трёх новых комнат на выбор. Причём придётся думать...

Часть комнат — это просто тупики. Построишь такую — и дальше никуда не пройдёшь. Но и игнорировать их нельзя, а то вылезут все в неподходящий момент.

Чем дальше продвигаемся, тем больше дверей закрыто: для них нужны одноразовые ключи.

Более крутые комнаты требуют самоцветов — одного из здешних расходников.

📕🍎 Blue Prince: случайность против логики 🧧🌹

Скорее всего, вы быстро зайдёте в тупик. И тут познаётся вся боль игры. Хитроспроектированный особняк в конце дня обнуляет все комнаты, а по условиям завещания нам не разрешено выносить никакие вещи. Так что следующий день мы начинаем тоже ни с чем.

Спрашивается: а как тогда в это играть? Что ж, на ранних этапах мы получаем самое главное, что есть в игре, — знания.

Читаем записки и запоминаем.
Читаем записки и запоминаем.

Насколько темно в тёмной комнате?

Оказывается, очень темно, что даже не видно чертежей новых комнат.

Насколько хорош двор? Оказывается, тут довольно часто можно найти лопату, покопаться в кучках земли и съесть свежевыкопанную репку для пополнения сил.

Некоторые комнаты, вроде гостиной и бильярдной, помечены особыми значками 🧩. И не спроста: в одной комнате логическая головоломка, в другой — математическая. На долгое время эти комнаты станут нам лучшими друзьями.

Хотя бы одна шкатулка лжёт, хотя бы одна говорит правду.

Так и проходят наши первые дни — радостно от изучения нового. Порой встречаются целые комнаты-головоломки, типа бойлерной. Чтобы получить доступ к одной из дверей придётся попотеть!

Я смело утверждаю, что когда головоломки самостоятельны и не связаны с рандомом, решать их — одно удовольствие.

Красна ягодка, да на вкус горька

Поиграл я несколько часов, и на смену радости пришло недоумение: а как игру-то пройти? Хорошо, я могу стараться максимально использовать коридоры, кидать тупики в начале. Я знаю про комнату безопасности и настройки электронных дверей: если есть ключ-карта — настрою по одному, если нету — по-другому.

Но это плохо спасает, когда остаётся единственный выход и игра тебе всё равно кидает три тупика.

Игра, хватит душить тупиками, пожалуйста!
Игра, хватит душить тупиками, пожалуйста!

Понимаю, хочется психануть, сказать, что игра глупая, нечестная и вообще переоценённая, удалить и забыть.

Но давайте вспомним, что это рогалайт, а значит, тут где-то должна быть метапрогрессия. Пожалуй, самое сложное — это не отчаяться и найти хоть что-то. Увидели незнакомую комнату — тащите. Не хватает самоцветов — запомните, где её увидели, и попробуйте найти завтра.

Я вам гарантирую: в начале игры есть ключевая комната, которая намного упростит вам дальнейшую игру.

Ну, или остаётся только молиться богу рандома 🙏🏻
Ну, или остаётся только молиться богу рандома 🙏🏻

Даже если ничего не получилось, есть одна комната, накапливающая свой прогресс — обсерватория. Смотрите в телескоп и с каждым днём получайте больше бонусов: если в начале это монетка, то дальше небеса даруют нам ключи и самоцветы. Тут и разгуляться можно!

Насмотрел! 👀
Насмотрел! 👀

Я очень советую в каждом забеге как можно раньше строить лабораторию. Если вы совсем отчаялись, ищите эксперименты про почту: в письмах будут полезные советы. Я очень пожалел, что полсотни игровых дней СТОЛЬКО ВСЕГО пропускал прямо под носом.

Эта комната позволит проводить эксперименты, состоящие из двух частей: например, если [вы выкопали мусор], то [в холле появится сундук]. 
Эта комната позволит проводить эксперименты, состоящие из двух частей: например, если [вы выкопали мусор], то [в холле появится сундук]. 

Вся метапрогрессия тут запрятана за головоломками: некоторые простые и решаются в пределах одной комнаты, другие же потребуют определённую комбинацию. Не получается одно, беритесь за другое. Теоретически до 46-ой комнаты можно добраться даже за первый день — за это есть даже отдельное достижение.

Без секретного кода для калитки никак не пройти...
Без секретного кода для калитки никак не пройти...

Дурак всегда красному рад

Давайте поговорим теперь о билдостроении. Что? Да, тут тоже такое есть.

Например, можно специализироваться на зелёных — природных — комнатах. Так, терраса уберёт стоимость у зелёных комнат, веранда увеличит шанс найти там полезные предметы, теплица увеличит шанс зелёных чертежей... Видите, уже намечается синергия?

А можно пойти немного в сторону. Среди полезных вещей есть лопата. А есть замечательная комната под названием псарня. Если вы покопались лопатой внутри комнаты, то двери открываются. Очень удобно! Одна из моих любимых комбинаций.

Хороший мальчик!
Хороший мальчик!

Можно пойти более опасным путём через красные комнаты. В игре это — цвет власти и опасности. Красные комнаты всегда не стоят самоцветов, но платить придётся по другому. Церковь будет забирать по монетке, в тёмной комнате придётся тянуть чертежи наугад, проходя по спортзалу наш пацан не сможет удержаться, чтобы не потратить энергию на игру в баскетбол. Впрочем, почти на каждую такую комнату находится управа.

Денег жалко, но красиво!
Денег жалко, но красиво!

Если каким-то образом у вас скопилось состояние, то добро пожаловать в жёлтые комнаты. На кухне можно подкрепиться, в комиссионке прихватить парочку ключей или предметов, а книжной лавке — пополнить библиотеку. Скорее всего, для более поздних этапов игры вам понадобится новая подсказка — за этим вам сюда.

Для любителей поспать подойдут фиолетовые спальни. Они подкинут вам и шагов, и самоцветов, и даже кости для переброса чертежей. Но существенные бонусы дают только при большом числе.

А теперь немного о грустном. Игра позволяет вам не только прокачаться, но и полностью запороть билды. Но это уже территория небольших спойлеров. В особо тайных уголках поместья можно найти...

...дискеты для улучшения. Часть комнат можно просто немного прокачать, а часть — полностью изменить, в том числе, поменять цвет. И я рекомендую очень подумать, прежде чем делать выбор! Например, обычный шкафчик хранит два небольших предмета, часто это самоцвет и ключ. Но можно превратить его в пустой шкафчик, и теперь он содержит 0 предметов, но если вытянется из красной комнаты, то аж 4. Это может показаться хорошей идеей, но обычно красные комнаты тащатся, когда надо избежать тупика любой ценой. Будет ли такая комната вообще работать?

📕🍎 Blue Prince: случайность против логики 🧧🌹

Другой способ подпортить себе жизнь — это поиграться с разводным ключом или устроить непотребство в консерватории. Это позволяет...

...сменить редкость чертежа. Делайте это, только если понимаете последствия! Если вы понизите редкость до минимальной, то подобная комната будет мешаться весь забег, пока её не вытащишь. И наоборот, комнаты максимальной редкости можно вообще больше никогда не встретить.

Просим на избу: красному гостю красное место

Стоит ли говорить, что посещение комнаты 46 не конец игры, а лишь её первая треть (кстати, не забудьте войти в комнату, а то я забыл 😅)? Если вы кинули пару монеток в определённый автомат, то понимаете, что нужно ещё кой-чего найти. А если вы нашли путь в заветную комнату, значит, видели и ещё кое-чего другое. И это ваши две глобальные цели на оставшуюся игру. Так сказочная история о дядюшкином наследстве, смышлёном племяннике и мистической комнате перерастает в нечто большее.

📕🍎 Blue Prince: случайность против логики 🧧🌹

И тут стоит отметить весьма неприятный факт: игра требует знания английского, причём весьма на неплохом уровне. Пришлось узнать, как на английском будет «шалфей» :) Причём это очень важная головоломка, которая позволит продвинуться по куче мест и полутать приятные бонусы.

Ну и для понимания глобального сюжета придётся читать, причём много. Часть подсказок запрятаны в переписках — я советую скриншотить полностью каждую записку, каждую книгу, каждую табличку с надписью — всё может пригодиться.

Всё пригодилось 😅
Всё пригодилось 😅

Конечно, впечатления от подобных задачек у меня тоже полярные. Например, я восхитился, когда мне понадобилось собрать информацию из библиотечной книжки, пачки проверенных контрольных работ с ошибками и предметов в одной из комнат, чтобы решить сложную загадку.

Ключевой документ для прохождения игры.
Ключевой документ для прохождения игры.

А бывает и такое, что ты напрягаешь мозги, решаешь пятислойную задачку, требующую одной вещи, про которую ты уже и вовсе забыл, и совершенно особый предмет — ты с намёками из обсуждений Стима решаешь... чтобы понять: а сюда ещё рано соваться и ничего ты сделать пока не можешь.

Вообще, финальная треть игры вызывает фрустрацию. Порой ты знаешь, что надо сделать, но тебе не выпадают нужные комнаты или предметы. Один раз я потратил 50(!) рероллов, чтобы найти нужную мне комнату, — уж больно хотелось продвинуться. Да, к концу игры у вас будет НАМНОГО больше возможностей, но это не значит, что рандом перестанет вам гадить.

А бывает всё наоборот. Ты с радостью проворачиваешь хитрый трюк, чтобы получить подсказку... которая была бы полезна часов двадцать назад. Увы, из-за переплетения случайности и нелинейности я не раз был разочарован подобным образом. А самое печальное, что это порой твоя единственная зацепка. Как говорится, «ВЫ НАХОДИТЕСЬ ЗДЕСЬ» 😌

Красному яблоку червоточинка не в укор?

Так что же в итоге: хорошая игра или нет? Что ж, плохие новости: у меня нету для вас однозначного ответа.

Игра прекрасна... но советовать её с чистой душой я вряд ли могу, как бы парадоксально это не звучало.

Когда случайность открывает для тебя новую комнату — это кайф. Когда тот же рандом не даёт нужную комбинацию комнат/предметов, хоть с ты бубном пляши — это раздражает.

🙃
🙃

Если ты не догадался, где открывать метапрогрессию, ты обречён на вечные страдания, потому что без неё инструментов контролировать рандом — ноль.

Игра очень неоднородна. Ты можешь час тыкаться и десять игровых дней не иметь никакого прогресса. А потом за следующий забег решить десяток тайн и превратиться в метапрокачанного бога. Кстати, сохранений тут тоже нету, так что успешный забег может длиться и полтора часа, и придётся его тянуть до конца.

Застроил всё!
Застроил всё!

Игра полна прелюбопытнейших головоломок... Но для части из них нужно знание английского, что даже у носителей порой возникают проблемки. Порой ты знаешь, что надо скомбинировать кучу знаний из разных источников... А порой единственная подсказка от игры — это маленький крестик, который ты мельком видал пару десятков часов назад.

Я восхищаюсь, как игра спрятала кучу тайн у тебя прямо под носом! А потом мне приходится ждать полчаса реального времени для решения другой задачки, ведь игрок не должен случайно подобрать решение, верно же? 🤬

Рыба, что ты скрываешь?! 🐠
Рыба, что ты скрываешь?! 🐠

Вообще, игра преступно не уважает время игрока. Десять секунд заставки перед каждым днём. Медленное плетение по комнатам. Минута, чтобы ввести пароль в компьютерный терминал, подождать подключение к серверу, пройтись по меню и настроить всё. Когда ты делаешь это каждый игровой день, у тебя уходит реальный час ни на что.

Как эксперимент по сочетанию рогалайта и головоломки Blue Prince кажется неплохим. Но главный вопрос: а был бы он лучше, если бы рандома не было? И, кажется, защитники игры знают правильный ответ, но принимать его не хотят.

Обзор игры Blue Prince (2025).

82
12
3
2
1
1
1
1
1
86 комментариев