Лучший ремастер для лучшей TES. Поговорим о The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered
Oblivion можно сказать не повезло, она оказалась зажата аккурат между двумя столпами серии для разных поколений, геймерам постарше подавай Morrowind, а тем что помоложе Skyrim. Четвертая же часть свитков оставалась как будто гадким утенком, имея очень небольшую, но при этом преданную фанбазу. Со временем, как будто бы старички таки признали всю прелесть игрового Сиродила, а теперь вот вышел ремастер, призванный познакомить с классикой и самую молодую часть аудитории. И вот о том насколько качественным ремастер вышел и стоит ли вообще с игрой 2006 года выпуска пусть и в новой обертке знакомиться сейчас и поговорим.
По доброй традиции, для всех тех, кому стену текста читать не хочется, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
И знаете, я вот прямо так, с лету, могу сказать что Тодд Говард чертов гений. Каждая игра его студии, это уродливый монстр Франкенштейна, которого если начинаешь разбирать по кусочкам, то каждый кусок в отдельности будет откровенно слабым. Ну в плане, сюжет мусор, квесты скучные, боевка всратая, анимации никакие, и все в таком духе. Это если что не про Обливион конкретно, а скорее в общем. Но вот когда все эти слабые детали собираются в единую цельную массу, то это нечто приобретает душу и, внезапно, получается довольно круто, миллионы игрунчиков в эти миры залетают и кайфуют.
Я к чему я это все, да ровно к тому, что именно из-за боязни эту самую душу где-то в процессе работы потерять авторы и сделали только ремастер, пусть и крайне такой основательный, его и ремейком то назвать не зазорно. Нет, ну а что, это вам не подтянуть текстурки и поставить новый ценник, привет Sony, тут была проделана куда более глубокая работа.
Полностью переработали визуал, игра теперь выглядит ну просто потрясающе, ни больше ни меньше. Кроме того, изменения коснулись и ряда анимаций, которые подтянули и они стали выглядеть чуть менее топорно, пусть и все равно уступают качеству самой картинки. А сама картинка выглядит ну очень сочно, модельки врагов обалденные. А какой тут свет, ухх, отвал башки просто. Гулять по подземельям или ночным городам, освященным светом факелов еще никогда не было так приятно.
И это я еще без Lumen играл, ибо моя 3070ti уже таких технологий не вытягивает.
На самом деле, на момент релиза оригинала, игра как раз была где-то на пике технологий и восхищала всех своей картинкой. Никогда не забуду, как впервые прошелся по имперскому городу, как сражался в ордами демонов в разрушенном Кватче. А вот тот самый момент выхода из тюрьмы меня никогда не впечатлял особо, ибо до четвертых Свитков я третью Готику прошел, которая природу, особенно издалека куда круче отрисовывала.
Впрочем, я отвлекся. Главное, что ремейку снова удается вернуть меня в прошлое, где картинка впечатляет и дарит ощущение эпика. Ну и тормозит тоже, как положено. Вот Тодд красавец, конечно, подарил максимально аутентичный опыт с тормозами, необходимостью играться с настройками графики, чтобы в открытом мире держался хоть сколько-то приличный фреймрейт, ну и багами само собой.
Впрочем, с багами вообще забавная ситуация вышла, авторые ремейка настолько дотошно оригинальный год копировали, что перетащили и ряд старых багов, причем я говорю не о странностях, типа того, что во время диалогов весь мир замирал, это то как раз фишка была, а не баг. Я про то, что в некоторых квестах случаются затыки, типа того что человек перестает быть как бы человеком, а начинает считаться контейнером и потому ему нельзя подкинуть бутылку меда. Кто понял откуда это тот понял.
И такого прямо хватает. Теперь сверху это все еще и шлифанули ошибками пятого Unreal Engine, в частности у меня игра порой вылетала, довольно редко, но местами крайне обидно. Но косяки оптимизации я думаю со временем патчами полечат.
А вот что уже точно не полечат, так это цветовую гамму, которая очень многим не понравилась, ибо игра утратила ту сказочной оригинального Сиродила, заменив все серой скучной палитрой. И на скриншотах, мне тоже казалось, что ну прямо очень плохо сделали. Но в самой игре, знаете ли, нормально. По крайней мере меня от этого не корежило.
Лично мне скорее не понравилось то, как новый визуал сказался на читаемости некоторых квестов. Там где раньше авторы ставили ярко заметные ориентиры, сейчас порой черт найдешь нужную деталь. Ну приведу пару примеров. Квест на поиск украденной картины замке, тут нужно опросить подозреваемых и с этим то порядок. А потом, нужно найти искать улики, и одна из улик это капли краски на ковре. В оригинале их найти очень легко, тут же, я бегал по замку ну минут 10, и это при том, что я еще примерно помнил что и где я должен был найти, если бы я игру впервые проходил, то вообще черт его знает как я бы выкручивался.
Или вот зачистка дома с призраками в Анвиле. Там в определенный момент по скрипту падает горшочек, и из него должна выпасть записка. Так вот, я эту записку в упор не видел, и опять бегал по этому дому из угла в угол, потом полез в прохождение, где про эту горе записку прочитал, и даже так смог найти ее только когда начал буквально лицом каждый сантиметр пола осматривать. Такое, справедливости ради, бывает довольно редко, кроме этих двух случаев я больше особо ничего вспомнить и не могу, а я меж тем прошел все квесты, так что знаю о чем говорю. Но оно есть и возможно, нужно какую то небольшую подсветку интерактивным объектам добавить или типа того, ибо на фоне крайне детализированного окружения они неплохо так теряются.
Еще в копилку минусов технической части я бы добавил то, что игра очень много физических фишек потеряла, те же весы, которые в оригинале работали корректно, или лампа на арене, о которую я постоянно бился головой, всего этого теперь нет и это даже обидно как то.
Но не так обидно как вечные подгрузки, ладно еще города и дома грузятся, мы уже к фирменному движку Тоддыча адаптировались, но блин, когда в рамках одного дома разные комнаты отдельно грузятся, это уже больно. Понимаю, что тогда, на старинном железе это было вынужденное ограничение, но неужели оно настолько все было вписано в код, что ну никак уж было не поправить.
Зато боям добавили импакт от ударов, враги теперь более-менее корректно на них реагируют, из-за чего больше нет чувства, что ты просто бьешь в молоко, а хп у супостатов снимаются по приколу. И в целом анимации живее стали как-то. Помните как императора били по спине, а потом он падал как мешок с картошкой? Так вот, тут под его убийство сделали специальную небольшую сценку, мелочь а приятно.
Драки все равно удовольствия не доставляют и чувствуется игра несколько деревянно, но если вы сразу после ремастера зайдете в оригинал, то сразу поймете насколько сильно все эти мелкие изменения влияют на игру в целом. Добавили даже немного отсебятины, тот же спринт, хотя про его схожесть с бегом из Наруто только ленивый еще не пошутил.
И вот тут у меня встал вопрос, если вы уже добавляете что-то от себя, то почему бы не добавить НПС небольших анимаций во время разговоров, чтобы оне стояли столбами? Почему бы не нарисовать каких-то контекстных действий, чтобы игра на тактильном уровне приятнее чувствовалась? Вопросы само собой чисто риторические, просто меня вот такой половинчатый подход напрягает, вы или крестик снимите или трусы наденьте. Просто что-то мы будем сохранять, вопреки даже здравой логике, а какие то вещи, ну чисто на свое усмотрение можно и поменять.
Вот как еще пример переработали прокачку, теперь нет нужды солить уровень, ожидая пока прокачаешь нужные навыки, чтобы получить +5 к статам, вам сразу доступно 12 очков, которые вы вольны перераспределять в любые три характеристики, как душе угодно. Исключение тут лишь удача, которую как и раньше можно качать лишь по единичке.
Еще и теперь игра четко пишет что дают уровни навыков, раньше это или на сторонних ресурсах надо было читать, или уже в самой игре после открытия навыка читать и офигевать чему ты обучился. Никогда не забуду, как максимум акробатики дал возможность по воде прыгать, это было так нелепо и смешно и одновременно с этим эпично, что ну прямо крутяк.
Все эти упрощения это явно шаг в сторону более казуальной аудитории Skyrim, чтобы не душить их ролевой системой, которая жестко наказывала, если ты максимум статов не лутал за уровни. Но мне это дело тоже понравилось, очень приятная фишка, которая да, немного снизила градус иммерсивности, но при этом избавила от огромной кучи духоты.
Еще я очень много в отзывах и обзорах видел, что убрали абсолютно всратый автолевелинг из оригинала, ну или если и не убрали полностью, то существенно допили. И я на своем опыте этого не заметил. Классическая ситуация, когда после достижения персонажем 20го уровня все бандиты начинают рассекать в даэдрической или эльфийской броне на месте.
И для меня это ломает логику мира, ведь если представители криминалитета настолько хорошо экипированы, что им мешает взять Имперскую столицу, которую охраняют стражники в бомжовской броне и с железными мечами? Вопрос опять же риторический само-собой.
Как будто бы да, над балансом все же чуть чуть поработали, и потом новые уровни не так стремительно взвинчивают сложность вверх, но сам факт автолевелинга никуда не делся. Вообще показателем баланса для меня стал квест, в котором нужно в нарисованный мир залезть, в оригинале меня там тролли дрючили во все щели, их приходилось как то багоюзить, прячась от них на всяких кочках, горочках и прочем. В Ремастере я же их всех на раз-два положил и даже не заметил.
Добавили пару приятных изменений и в редактор персонажа. И нет, это по прженему генератор уродов еще тот, тут все по строму, хотя вариант сделать что то вменяемое все же появился.
Все же одной из главных фишек нового редактора я считаю добавление предысторий персонажа. И нужно это вовсе не для ролевого отыгрыша, хотя если вам оно в этом деле поможет, то, ну круто. Это способ подогнать своего персонажа под будущий стиль игры, при этом игра на любимой расе. Кто не в курсе, представители разных видов в Тамриэле имеют разные предрасположенности, кто-то лучше кастует заклинания, другие эффективнее будут стрелять из лука. На самом деле на дальней дистанции все эти вещи не особо роль играют, но все же.
Сейчас же, если вы решите играть, ну например за фурри, господь вас, конечно, осудит. Но вы сможете выбрать либо более сильный упор в воровские навыки, либо в боевые. Мелочь, но приятная мелочь, надеюсь что это только первые шаги к тому разнообразию, что будет ждать нас в шестых Свитках.
Как мне показалось, немного подкорректировали работу Radiant AI, впрочем тут могу и ошибаться, может мне просто так везло. Помните вот эти всратые, но такие потешные разговоры из пары бессмысленных фраз, после которых прохожие расходились? Наверняка помните, это же безумно уморительно было в основной игре. Вот в Ремастере оно у меня как будто бы встречалось реже, что накал идиотизма значительно снизило. Однако, повторюсь, может быть мне просто так везло и я поэтому на эти сценки не особо натыкался. Так что до конца в этом утверждении не уверен.
А вот в чем я уверен на все сто, и что мне очень нравиться, так это в том, что DLC, которые к слову изначально включены в ремастер (кроме как броня для лошади, ай-да Тодд, ай-да молодец, по второму кругу пошел ее продавать) теперь органично в игру вписаны. Сразу после выходы из тюрьмы нас не заваливает миллионом сообщений о безвременно погибшем дядюшке, и доставшемся нам в наследство десятке особняков. Каждый второй житель больше не сообщает нам что: “Анвил весь гудит”.
Эту фразу вы услышать можете, но она как бы аккуратно растворена в остальных, более важных для конкретного города слухах. Опять же маленькая, но крайне приятная мелочь, работающая на общую атмосферу.
А вот что тоже приятно и это далеко не мелочь, так это переозвучка огромного количества диалогов. В оригинальной Oblivion разработчики были ограничены не самым большим объемом диска, на который игра записывалась, и потому актеров дубляжа на всю игру было всего штуки три, что было слышно. Сейчас же денег у Bethesda вагон и каст существенно расширился и начал активно делать нашим ушкам приятно. Так что в этом плане я даже рад, что не стали добавлять русскую озвучку, которая хоть и да, ламповая, но на самом деле довольно таки всратая. Хотя давайте про локализацию чуть позднее, сперва еще пару слов про работу со звуком бы хотелось сказать.
В оригинале регулярно проскальзывала такая ситация, что голоса людей, говорящих на другом конце улицы, могли звучать прямо у вас в ушах, будто бы они стоят перед вами. Теперь все эти недочеты исправили и звук работает корректно, ну лично я косяков не заметил.
И да, русского языка нет. По крайней мере официально. И это не Тодд Говард русофоб если что, как многие тут же побежали писать в комментариях на DTF и смешивая ремастер с известной субстанцией. На самом деле тот перевод, который вы все знаете и помните был сделан студией 1C сильно после релиза самой игры и Bethesda банально не имеет к нему отношения. Конечно, они могли бы его выкупить и вшить в игру, но камон, она даже официально не доступна в РФ, зачем им заморачиваться?
Тем более что замечательные люди уже заморочились за вас и сделали и текстовый и звуковой русификатор. Текст работает на ура, а все проблемы, что люди в нем находят довольно оперативно правяться, звук же пока что работает через одно место, и ломает лицевую анимацию большинства персонажей, так что я не рекомендую его ставить, по крайней мере пока что. Может быть со временем это все допилят и станет совсем хорошо, и вы сможете те самые, родные, знакомые с детства голоса снова услышать.
В общем Ремастер получился довольно таки качественным и делающим явно гораздо больше, чем обычно у переизданий с таким подзаголовком принято. Однако, и отрицать это довольно глупо, он делает и слишком мало, чтобы игра нормально смотрелась в 2025 году. Просто, как бы вам так сказать, если посмотреть на игру со стороны то получается очень уж пресная по нынешним меркам песочница, в которой вы сами себя должны развлекать.
Игра если что этого делать даже стараться не будет, ну почти, я вот-вот перепрошел Темное Братство и Гильдию Воров, так что не спешите писать мне в комментариях о том какие же тут обалденные миссии, я это и сам знаю. Вот только крутые о��и именно по меркам остальных The Elder Scrolls, что прямо скажем не самая высокая планка, а кроме них, игра банально нечего вам предложить.
Основная кампания, пусть и предлагает крайне интересную концепцию, где главным действующим лицом выступает не наш персонаж, а Мартин, который и проходит путь становления героя, все равно довольно пресная. А если, вдруг, она вам все же зайдет, то ее хронометраж очень уж небольшой.
Большие квестовые линейки гильдий тоже крайне неровные вышли, уже упомянутые мной Темное Братство и Гильдия Воров хороши, Гильдия Магов уже не особо, ну вернее так, сами квесты тут в большинстве своем это максимально душная зачистка данжей с некромантами, но за этим всем хотя-бы стоит самостоятельная история. Гильдия Бойцов же, ну это уже совсем позорище, это буквально набор radiant-квестов из Skyrim, где нам нужно будет раз за разом чистить пещеры гоблинов и лишь в самом конце произойдет небольшая история с конкурентами, которая ну никакого интереса не вызывает.
С одиночными квестами на карте тоже все не слава богу, и я уверен, сейчас у вас в уме всплыли лучшие из них: по поиску вора картины, история эльфа параноика или коррумпированного начальника стражи, ну и квесты даэдрических принцев само собой и то не всех. Но на этом все, все остальные задачи это довольно скучная зачистка данжей или убийство призраков/зверей/вампиров/бандитов нужное подчеркнуть. Вишенкой на торте тут служат квесты по закрытию Врат Обливиона, они оказывают влияние на основной сюжет, но при этом это буквально Ctrl+C и Ctrl+V одного и того же данжа раз за разом. Просто кошмар.
В общем, квесты тут считаются хорошими, именно на фоне всей остальной серии Свитков, где в том же Skyrim буквально ничего кроме зачистки данжей нет. Но там хотя-бы данжи интересные были. В Oblivion же это просто ад говна. Точек “интереса” на карте то много, вот только того самого интереса в них ноль, ибо это несколько видов данжей, которые процедурно сгенерированы из одних и тех же ассетов и потом просто ничем друг от друга не отличаются.
Справедливости ради, в одном из двадцати подземелий может произойти что-то интересное и явно сделанное разработчиками вручную, как человек зачистивший почти все(да-да у меня есть проблемы с манчкинизмом) могу сказать что это капля в море и исследование Сиродила дело максимально скучное. Мало того, еще и бесполезное, ибо ценные награды разве что за квесты дают, а в данжах почти всегда мусор, более-менее полезный на ранних стадиях игры.
То есть весь открытый мир можно просто выкидывать на помойку, ибо как самостоятельная единица он буквально никакого интереса не представляет. Загуглите карту, на которой все святилища даэдра отмечены, по ним покатайтесь, а на все остальные важные ��очки вас слухами наведут, поверьте, это самый оптимальный способ прохождения.
И вот я сижу и критикую и критикую, и встает вопрос, а че же вообще хорошего то в этом вашем Обливионе? И хорош в нем довольно высокий, особенно для времени выхода игры, уровень свободы дарованной игроку. У нас есть целая куча инструментов, позволяющих абсолютно легально, без всяких читов ломать эту игру, и при этом делать это со вкусом. Ну от совсем банального, что все воровские квесты можно пройти вообще не качая скрытность и взлом, просто получив заклинание невидимости и открывания замков, до более интересных примеров.
Давайте я просто приведу один случай из детства, который просто взорвал мне мозг. В Обливион я залетел уже будучи матерым игроков в РПГ, за спиной и Готики были, Neverwinter Night и еще ряд тайтлов уже позабытых, и все эти игры приучили меня к некой прямолинейности. Ну то есть дают мне задание убить кого-то, я беру верный меч и иду резать, чего изголяться то. И вот тут один школьный приятель показывает мне нечто, от чего у меня просто глаза на лоб полезли. Он просто взял яблоко, отравил его, подкинул в карман к НПС, тот это яблоко съел и умер. Такого я доселе никогда не видел, понимаете, это не скрипт, не катсцена, это он все делает прямо здесь и сейчас в реальном времени, с абсолютно рандомным кривозубым крестьянином.
Вы учтите, что на тот момент я еще не играл в immersiv-симы, ну разве что в Arx Fatalis, да может быть Dark Messiah. Но все равно подобный подход, когда разные квесты можно решать разными креативными путями просто приводил меня в экстаз. Нужно ли говорить, что после этого я буквально начал разбирать игру по кирпичикам и экспериментировать с разными механиками. Например, зачаровывать броню на нанесение урона своему носителю, и подкидывать ее в инвентарь к ничего не подозревающим болванчикам.
Те ее тут же на себя напяливали, и дальше мне с ехидным лицом последователя хитрого, но сильного Горки и сильного но хитрого Морки оставалось лишь смотреть за бесславной кончиной бедолаги. Я еще кучу таких же забавных штук мог рассказать, но оставлю это вам на самостоятельное исследование.
В общем, если вы захотите поиграть в Oblivion сегодня, то эта игра при всех своих минусах, умудрилась сохранить крайне уникальный набор плюсов, делающих ее настоящим сокровищем для ценителей. Но повторю эту мысль еще раз, тут разработчики вас развлекать не будут, это дело всецело ложится на ваши плечи и если такой опыт вас устраивает, то welcome, если же нет, то игр с иной концепцией хватает и вы, я уверен, и без Обливиона найдете во что поиграть.
Что касается именно ремастера, я считаю, что перезапуск игры, не важно будь то ремейк или ремастер или любое другое название, подразумевает под собой, что после его выхода вам нет смысла возвращаться в оригинал. И во многом, авторам Ремастера удалось эту планку выдержать, особенно если подождёте полгодика когда все это дело запатчат и полечат проблемы движка, то вообще замечательно будет. Единственное, что пока что современная версия не вывезет, это глобальные модификации, которых за годы с выхода оригинала навыходила целая куча. В ту же Neherim или “Живые и мертвые” вы пока что только на базе ванильной версии сыграть сможете, так что старушку на полочку рановато убирать пока что. Смогут ли, и главное будут ли мододелы свои творения адаптировать под Ремастер покажет только время.
Оно же покажет смогут ли авторы Skyblivion сделать более интересную версию, чем оригинальный Ремастер, как будто бы на данный момент их конверсия, с переделкой данжей и локаций выглядит более интересной, так что ждем и обязательно посмотрим что там на релизе получиться, надеюсь, что годнота, ибо много Обливиона не бывает.
А наше с вами время на сегодня подошло к концу, надеюсь, что было интересно и этот обзор вам понравился. Я, честно говоря, вообще не хотел его изначально делать, ибо об игре уже все кому не лень высказались, но решил рискнуть. В Oblivion то я стал играть в любом случае, хоть с обзором, хоть без него, а так получается приятное с полезным совместил. И вы тоже можете это сделать, оставив под постом комментарий какой или даже не мой YouTube подписавшись.
А еще у нас есть свое собственное Темное Братство, для вступления в которое, не нужно знать каков цвет ночи, а достаточно лишь подписаться на мой Boosty. А на этом я с вами и прощаюсь, всего вам хорошего. Пока.