«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

Профессиональные коучи обсуждают деньги, ранги, меты и мамок.

Специально для торговой площадки FunPay

В Dota 2 можно играть, её можно обсуждать в интернете, её можно очень любить или презирать, а можно на ней зарабатывать. И для этого не обязательно работать в Valve или идти в киберспорт.

Пашамяу, Чаин и proksigod — как раз из последних, и все они делают деньги на тренерстве. Учат новичков основам, старичков новым трюкам, помогают освоить игру лучше и чувствовать себя в матчах увереннее.

Со всеми ними я побеседовал, чтобы узнать: сколько приносит работа тренера, чему там можно учить и насколько они сами хороши в своей дисциплине.

Про опыт в игре

— Давно в «дотку» катаешь? Что по MMR?

MMR — это Matchmaking Rating, буквально рейтинг профессионализма игрока. Чем выше, тем лучше. Официальная градация по версии Dota 2 заканчивается на ранге «Титан», это в районе 5500 MMR, — фактически же некоторые игроки набивают рейтинг в два-три раза выше. Все «Титаны» — это элита (при условии, что добились всего честно), но если MMR переваливает за 10000, то ты, скорее всего, в топе региона.

Пашамяу (25 лет): с 2013 года, коучингом занимаюсь приблизительно с 2018-го — примерно с того времени, как завёл аккаунт на FunPay. Рейтинг, в данный момент, 11к.

Чаин: с 2013 года. И я всегда любил подсказывать своим знакомым, что им лучше делать, играя в «доту», и, можно сказать, «коучил за респект». А за деньги стал примерно с того момента, как начал заниматься дотабустом [играть с аккаунта клиента, чтобы поднять его MMR] — около года назад. И сейчас, конечно, бывают моменты, когда вообще не хочется играть, но надо.

Максимальный рейтинг, который я достигал — 12к, когда это был нормальный на тот момент ранг. Сейчас примерно столько же, просто перестал играть на мейн-аккаунте [основном аккаунте].

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

proksigod (27 лет): для себя играю с 2014 года, коучингом занимаюсь плотно с 2016 года. Максимальный рейтинг, точнее, ранг — 70, был в 2016 году. Сейчас особо в доту не играю, но потихоньку возвращаюсь, поскольку есть свободное время. На данный момент у меня 12200 рейтинга. Кстати, когда перестал заниматься бустингом, игра стала приносить больше удовольствия... Плюс тренерство — это возможность развивать свои навыки, оттачивать мастерство игры. Так и ученикам приятнее выдавать информацию, поскольку больше людей начинает приспосабливаться к вечно меняющейся мете [всему, что игромеханически даёт наибольший шанс победить: это комбинация из выбора позиции, героя, приёмов и так далее].

— На протяжении всех этих лет в игре приходилось обсуждать матушек своих тиммейтов и оппонентов?

Пашамяу: конечно!

Чаин: нет, я positive mindset alive outside nevertilted :)

proksigod: конечно ругался, какой дотер этого не делал? Только в доте я и узнал количество партнёров своей мамы. В семье-то об этом речь не заходила...

— Кхм, к теме! Какие роли, герои — вот прямо твои?

Пашамяу: специализируюсь на «пятёрке», занимаюсь дотабустом и играю на мейне именно на этой позиции, пересел на неё году в 2020-м, до этого играл на миде. Но коучинг клиентов примерно до 8000 ММР могу спокойно проводить на всех ролях. Лично мои любимые герои — Висп, Тускар, Марси.

«Пятёрка» — это «фулл-саппорт», пятая из пяти позиций игроков в команде. У каждой позиции своя роль, у фулл-саппорта, как понятно из названия, полная поддержка тиммейтов. Он лечит, отводит врагов, следит за картой, покупает расходники. Идеальный боец обеспечения. Позиции от первой к пятой пронумеровали исходя из количества золота и опыта, в котором они нуждаются на протяжении матча.

Чаин: играю в основном на миде, но также могу на любой кор-позиции сыграть. Из героев у меня любимый — уникальный и сигнатурный мид Рубик. На нём, к сожалению, не так много играют, а я вот очень жадно и на любой позиции, могу с ним практически любую игру перевернуть. Из нелюбимых — какие-нибудь суммонеры по типу Мипо/Ликана/Визажа.

Кор-позиции — это всё туда же к пяти позициям, «кором» называют первые три. Грубо говоря, они основная ударная сила команды с немного разной спецификой. На первой позиции «керри» — тот, кто буквально carry («тащит») команду вперёд, основной раздатчик урона врагам. На второй — «мидер» или «мид», часто стратег команды, контролирующий ход боя и поведение тиммейтов. На третьей — «оффлейнер», что-то вроде знакомого по MMORPG «танка», то есть он чаще провоцирует бой и берёт самого плотного, выживающего героя.

proksigod: специализируюсь на мид/керри позициях. В первую очередь на таких персонажах, как Кез и Хускар. Кез — это вообще самый любимый персонаж в данный момент, он буквально вдохновляет меня на игру. Нелюбимые персонажи тоже есть — это, в первую очередь, Тинкер, потому что сломанный — ему бы «щиток» порезать. Ну и далее по списку любимцы игроков низкого рейтинга, поскольку они делают слишком большую разницу, если уметь на них играть: Pudge, Shadow Shaman, Lion и Legion Commander. Ну не люблю я, когда меня держат по 10 часов в д��аках.

Про тренерство

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

— Познакомились, теперь к главному: как можно кого-то научить играть в «Доту»? Какие у тебя методики?

Пашамяу: я не просто даю теоретические знания, а адаптирую обучение под стиль игры ученика, его цели и текущий уровень. Не просто объясняю, а учу думать и адаптироваться в игре, чтобы ученик мог самостоятельно расти.

Основные элементы методики: анализ игры — разбираю реплеи ученика, выявляю ошибки, объясняю, как их исправить; практика с разбором — играем вместе или смотрим конкретные моменты в тренировочном формате; макро и микро — учу не только механике (ластхит, позиции, скилл-билды), но и стратегии (карта, тайминги, ресурсы); психология и мышление — как мыслить правильно в игре, как избегать тильта и принимать решения на уровне про-игроков; персонализированные задания — после каждой сессии даю конкретные вещи для отработки.

Макро-игра — это принятие глобальных решений по ходу матча. Если «микро» это когда тебе непосредственно сейчас надо реагировать на противника, использовать скиллы, то «макро» — это когда ты решаешь, нужно ли сменить позицию, нужно ли перейти в нападение, надо ли сейчас отвлечься на фарм и тому подобное.

Чаин: методика обучения, в первую очередь, зависит от уровня игры игрока. Так, например, игроки низкого рейтинга зачастую страдают от ошибок, связанных, в первую очередь, с неумением нажимать кнопки и совершением неправильных действий в других базовых вещах.

С такими игроками идёт упор на затачивание этих умений и дальнейшее их улучшение, потому что многие даже из таких игроков хорошо разбираются в макро-доте. В противоположность этому идут игроки среднего и высокого рейтинга, которые уже смогли научиться нажимать прокасты, делать билды и добивать крипов. С ними упор идёт именно на макро-игру и понимание того, когда и что они должны делать.

proksigod: необходимо найти слабые моменты в игре ученика и постараться дать ему информацию, которая поможет ему решить проблему с этими моментами.

— На бумаге выглядит хорошо, а на деле как получается? Как ученики справляются? Попадаются ну совсем бездари?

Пашамяу: чаще всего испытывают сложности в макро-игре: не понимают, куда двигаться, когда фармить, а когда драться. Также часто проседают экономика и темп: неправильно распределяют ресурсы (хп, мана, тп, предметы) и теряют важные тайминги.

Ещё одна распространённая проблема — плохая коммуникация и принятие решений под давлением, из-за чего страдают тимфайты и общая координация. Чаще всего приходится заострять внимание на этих моментах, потому что именно они отделяют средних игроков от сильных.

Но, конечно, случаются и ситуации, в которых остаётся только умыть руки. Когда полная безнадёга.

Чаин: сходу так и не скажешь, что сложнее всего даётся людям, но, скорее всего, это азы «Доты», такие как: добивание крипов, правильное нажатие кнопок и билдостроение. Но, конечно, как и везде, бывают такие обучающиеся, которые сами не хотят учиться. Могут не слушать советы, могут не ставить себе целью обучиться, а просто хотят послушать критику про свою игру.

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

proksigod: самые проблемные моменты в игре учеников — это передвижение по карте, выбор персонажей и сборка правильных предметов для комфортной игры. А безнадёжных учеников у меня нет, но бывают люди, которые даже не пытаются применить что-либо из той информации, что я им даю. Они просто остаются на месте, не развиваясь и допуская одни и те же ошибки раз за разом. Но даже так, если я это замечаю, стараюсь акцентировать внимание на их ошибках, и тогда уже они пытаются что-то поменять.

— А наоборот, обнадёживающие таланты попадались? Выводил кого-то в киберспорт?

Пашамяу: высот киберспорта не достигали, но парочка людей апались с 5к до 8-9к, после чего отписывали в ЛС об этом. В основном у них на их рейтинге просто увеличивается винрейт [частота побед] с 40-50% до 60-70%, и это неплохой результат. Были клиенты, с которыми проводил по 5-10 тренировок.

Чаин: именно таких игроков, к сожалению, не тренировал, так как недавно только начал коучить. Многие поднимали много рейтинга, но именно киберспортивных достижений пока не было...

proksigod: на данный момент нет клиентов, которые хотят ворваться в киберспорт. Сейчас пробиться туда довольно сложно, многие потеряли желание заниматься этим. Но у многих был серьёзный прогресс, некоторые даже догоняли меня в рейтинге или играли против меня на некоторых турнирах.

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

— То есть обращаются в основном новички, которых нужно учить этим азам?

Пашамяу: в основном у учеников 0–5к MMR.

Чаин: чаще всего обращаются игроки низкого и среднего рейтинга (примерно до 6к). На рейтинге выше игроков, которые хотят коуча, намного меньше, что неудивительно.

proksigod: зачастую пишут люди, не достигшие ранга «Титан» [примечание: он же Immortal, наивысший официальный ранг в игре, от ~5500 MMR], так как хотят взять это заветное звание.

— Сколько времени тратишь на обучение игроков?

Пашамяу: по занятию у меня база — это час, но когда человек интересный, могу и бесплатно полчаса лишних выделить. По частоте таких может быть по 3 человека в день, а может быть 1 в неделю. И есть сезонность, она зависит от патчей и от каникул. В основном ажиотаж либо в январе, либо летом.

Чаин: обычно коучинг занимает час-полтора времени, что, как по мне, является достаточным временем, чтобы не перегрузить человека информацией и дать ему пищу для размышления.

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

proksigod: именно у меня в день чаще всего уходит на тренерство 1-2 часа, поскольку заказов не так много. Но в сумме за неделю доходит до 15-20 часов, поскольку на выходных коучинг может занимать куда больше времени. Спрос выше перед турнирами или после. Когда появляется возможность купить жетоны двойного рейтинга, тогда процветает буст.

Про деньги

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

— Если говорить именно о тренерстве, то сколько на этом зарабатываешь? Это твой основной источник доходов?

Пашамяу: нет, это процентов 10%. Основной доход идёт с буста (даже самый первый мой заказ был на буст, принёс около 2000) и привязок, коучинг может быть, а может и не быть (впрочем как и всё остальное). Если в целом говорить про мой заработок на FunPay, то это сезонно: патчи в Доте и каникулы сильно на это влияют. В лучшие времена могло быть и 200-300к в месяц, в данный момент выходит около 100к — популярность «Доты» просела изрядно, и это заметно.

Привязки — это нечестный способ быстро получить высокий MMR в игре. Если очень просто объяснять, то с одного компьютера последовательно заходят в опытный и в новый аккаунт — и, при соблюдении определённых правил, новый аккаунт впоследствии получит ранг от опытного. Причина «привязаться» может быть относительно невинной — помочь другу быстрее втянуться в игру или разогнать собственный же второй аккаунт. Но чаще это платная услуга для игроков, которые не любят ждать. И порой за это приходится расплачиваться банами от Valve.

Чаин: точную цифру, сколько приносит именно коучинг, сказать не могу, но точно меньше, чем бустинг. Но при этом да, это, скорее, один из основных способов дохода, как и бустинг. На еду хватает, могу не отказывать себе во многом, но пентхаус ещё не купил. Но вот морально именно коучинг в выигрыше, бустинг больше утомляет, потому что ответственности больше.

proksigod: на жизнь хватает, не жалуюсь. Могу себе позволить заказывать доставки, ходить по всяким киношкам и снимать квартиру. Но это не основной источник дохода, поскольку «дотой» всё не ограничивается.

— Самый дорогой заказ сколько принёс?

Пашамяу: 60к рублей за аренду аккаунта на хай ммр.

Чаин: самая большая сумма единовременно — в районе 20-30 тысяч примерно.

proksigod: один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер. Я ему саппортил, хотя роль не была моей основной. Мы так играли порядка 2-3 дней в неделю на протяжении трёх месяцев.

Про всё остальное

«Один клиент так любил со мной играть, что платил 50 тысяч за вечер»: сколько зарабатывают и чему учат частные тренеры по Dota 2

— Тильтуешь?

Тильтовать — это на эмоциях выходить из матча, бросать команду. Не очень красивое поведение, но иногда нервы просто не выдерживают (а порой другие игроки намеренно провоцируют тильтануть). Итоги брошенного матча в любом случае пойдут в счёт MMR, сбежать, чтобы не проиграть, не выйдет.

Пашамяу: такого ещё не было.

Чаин: иногда, конечно, бывает, например, когда не очень удачно пошёл буст. Это давит морально, так как все клиенты по-разному относятся к такому. Но я за свою недолгую работу дотабустером научился успокаивать клиентов и избавляться в этом деле от любых признаков тильта.

proksigod: тильты случались постоянно, пока занимался бустингом, поскольку твой заработок напрямую зависит от победы или поражения. В тренерстве таких вещей нет, хоть иногда и случаются моменты, когда видишь «бесполезность» своего преподавания, поскольку ученик просто-напросто не хочет тебя слушать. Но это редкость.

— Обязательный вопрос: какими советами для новичков поделишься бесплатно?

Пашамяу: играй на 3–5 сигнатурных героях, следи за картой, правильно распределяй ресурсы, принимай решения быстро и без лишних сомнений, а, главное, не тильтуй, анализируй ошибки и продолжай развиваться.

Чаин: ставьте себе цель и идите к ней.

proksigod: в первую очередь, относитесь к игре именно как к игре — она не стоит ваших нервов. Если ты находишься на каком-либо рейтинге, и очевидно, что человек не забущенный, а просто допускает ошибки, либо день/игра не пошла, то не стоит его винить.

В игре обычно 10 идиотов, а не 9, как считают некоторые. «1 vs 9» не существует, если люди играют, а не встали афк. И ещё: стримеры тоже допускают ошибки. Даже «ультра-хай ммр» игроки. Часто вижу, как они винят других игроков, а в чате их поддерживают. Как говорится: «В чужом глазу соринку увидишь, а в своём и бревна не заметишь». Поэтому не стоит идеализировать стримеров и считать их игру за эталон. У каждого игрока бывают хорошие и плохие игры.

— И наконец, если бы ты оказался перед Гейбом, о чём бы ты его попросил?

Пашамяу: обнулил бы ты рейтинг.

Чаин: систему рейтинга измени)))

proksigod: пофикси баги и сделай что-нибудь с врождённой способностью Dawn Breaker: день начинается, а у тебя 10 фпс.

56
25
12
5
2
2
1
1
98 комментариев