Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Моё любовное письмо компании, выпускающей неудержимых ежей, обезьян, дельфинов, экстремалов, гангстеров, стратегов, школьников и героев боевиков. Вспоминаю и рефлексирую о творениях легендарной игровой компании: личные истории, краткие и не очень обзоры, размышления и эмоциональные впечатления.

Всем привет! Поделюсь своими историями и впечатлениями о ещё одной японской компании — Sega Corporation, тем самым завершу трилогию материалов о легендарных японских компаниях. (Тихо ко мне приближаются Nintendo и Square Enix — возможно, когда-то и о них поведаю). Спасибо Карнажу и Марисе за очередной [Челлендж], который я не мог пропустить. Пишите и свои личные истории с играми Sega — с удовольствием почитаю.

За свою жизнь я прошёл чуть больше 80 игр этой компании (где-то 50 игр было по Сонику ) — постараюсь почти о всех проектах поведать (да, я псих, сам знаю). Так как у меня не было ни одной консоли от Сеги, то сосредоточусь только на проектах компании, которых создавала она сама, либо просто выступала издателем или заказчиком, а не на сторонних релизах для её приставок.

Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Чтобы материал не казался чересчур громоздким полотном, разделю его на 2 части: сегодня игры без Синего ежа, а где-то в октябре выйдет отдельный рассказ о франшизе Sonic the Hedgehog.

Ещё раз напомню: здесь я делюсь личными и субъективными впечатлениями о проектах этой компании. Если тут не будет вашей любимой игры, то она мне не интересна (пока). О чём-то напишу подробно, где-то ограничусь парой предложений, а о некоторых и вовсе не захочу говорить. А в конце поразмышляю о корпорации и о том, что она значит для меня спустя все эти годы.

Пожалуй, хватит одних и тех же вступлений — пора в приключение!

Welcome to the Next Level

Слоган компании Sega с 1992 по 1994 год
Заставка компании из Comix Zone
Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]
Блок по всяческие аркады про веселье, скорость и любителей острых ощущений.
Блок по всяческие аркады про веселье, скорость и любителей острых ощущений.

Начну с бодрых, заряженных адреналином игр.

Серия Crazy Taxi
Серия Crazy Taxi

♫┤The Offspring — Way Down The Line (Crazy Taxi OST)├♫

В 2006 году папа купил мне две игры для PC: какой-то странный платформер про геометричные фигуры с ЛСД-эффектами (ничего кроме этого не запомнил) и Безумный таксист 3 (Crazy Taxi 3: High Roller).

Вторая игра мне хоть и понравилась своим ярким стилем, колоритными таксистами, драйвовым саундтреком и безбашенным геймплеем, но прошёл её за 1–2 захода, и она быстро вылетела из моей головы. Ни сюжета, ни глубины — просто набор миссий: от доставки клиентов до прохождения полосы препятствий. Также был и классический режим, где просто доставляешь клиентов по одному из трёх представленных городов за определённый промежуток времени. Но было весело и приятно играть, словно кто-то сделал отдельную игру из читов для машин GTA в эпоху 3D-игр, где даже проехать по дну моря не было помехой.

Игровой процесс Crazy Taxi 3

А значительно позже поиграл и в первую часть на смартфоне, где в принципе было всё тоже самое, но куда меньше городов и персонажей, что логично. Недавно играл в очень похожую игру — Smuggler’s Run от Rockstar Games, только вместо пассажиров там была контрабанда (на всякий случай, осуждаю). Кто любит такие аркады, можете заценить и её тоже.

Эта серия была прикольным залипаловом для поездок или очередей, но не более. Сегодня она идеально бы зашла в подборки игровых видосов для людей с СДВГ.

Crazy Taxi: 6/10;
Crazy Taxi 3: High Roller: 6/10.

Кадры из Crazy Taxi (1999)
Кадры из Crazy Taxi (1999)
Sega Extreme Sports (2000)
Sega Extreme Sports (2000)

♫┤Sega Extreme Sports — Track 19├♫

Вот это он скрытый алмаз моего детства, на которую я наткнулся ещё в 2011 году на сайте Small-games — Sega Extreme Sports (также известная как Pepsi Max Extreme Sports или Maximum Sports Extreme).

Это гоночная игра про экстремальные виды спорта, но ключевая фишка в том, что в одном заезде объединяют сразу несколько экстремальных дисциплин, которые идут по цепочке.

Всего 6 дисциплин: горный велосипед, квадроцикл, сноуборд, дельтаплан, скайсёрфинг и роуп-джампинг.
Всего 6 дисциплин: горный велосипед, квадроцикл, сноуборд, дельтаплан, скайсёрфинг и роуп-джампинг.

Например, заезд может начаться на квадроциклах по тропическому острову, потом QTE-момент пересадки на дельтаплан — облетаете часть острова на нём. Потом садитесь на велик — скатываетесь по склону горы, а потом ещё на сноуборде (без вопросов, я сам хз как) — мчитесь вниз к финишу. И всё это проходит в рамках одной гонки — и без экранов загрузки.

Тем не менее у игры есть 2 недостатка, которые взаимно дополняют друг друга: неудобное управление на некоторых средствах передвижения и технически игра сделана посредственно (по крайней мере, на PC). Сегодня в неё лучше играть на версии для Sega Dreamcast или через виртуалку с Windows XP — на более новых системах она просто не запустится.

Всё же эта игра в своё время мне подарила море веселья и драйва. Жалко, что идея с чередованием разных видов транспорта в одном заезде будет забыта на долгие годы — до начала десятых.

Sega Extreme Sports: 7/10.

Игровой процесс
Серия Super Monkey Ball
Серия Super Monkey Ball

♫┤Super Monkey Ball Deluxe — Futsal├♫

Ох, как же в детстве любил подобные продукты, где нужно проходить лабиринты, балансируя шарик: Hamsterball, Marble Blast Gold, Kula World (немного про другое, но тоже можно отнести) и серия от Sega — Super Monkey Ball не стала исключением.

Родоначальник жанра считается Marble Madness (1984). Кто тоже любил играть в такие игры?

Познакомился с серией позднее всех из перечисленных, где-то в 2011–13 годах, когда поиграл в Super Monkey Ball Deluxe на PS2. Как оказалось, это компиляция уровней из первой и второй части, при этом добавили ещё 47 новых уровней (всего 310 уровней). Сюжет в этих играх обычно либо отсутствует, либо укладывается в пару предложений.

В большинстве игр этой серии есть 2 основных режима: обычный, где нужно проходить лабиринты разной сложности, и мини-игры — разнообразные вариации спортивных и не очень игр для посиделок в компании. Игра весёлая, но немного бесили долгие загрузки, а на поздних уровнях игра иногда даже подтормаживала на физической PS2.

Кадры из Super Monkey Ball Deluxe
Кадры из Super Monkey Ball Deluxe

Потом пошёл в Super Monkey Ball Adventure, которая делала упор на открытые локации, квесты и немного экшна, Ближайшие ассоциации у меня — это Jak and Daxter: The Precursor Legacy или SpongeBob SquarePants: Battle for Bikini Bottom, только если игрока запереть в мраморный шарик. Мне игра не понравилась из-за частых диалогов и более медлительного геймплея.

Только сейчас узнал, что эта часть считается худшей в серии. Разрабы хотели развить серию, но перестарались и ушли явно не в те дебри. Мне кажется, что после неудачи этой части последующие игры были сосредоточены на мультиплеерном режиме и экспериментах с устройствами для управления.

Кадры из Super Monkey Ball Adventure
Кадры из Super Monkey Ball Adventure

Позже, уже в 2014-ом, я прошёл Super Monkey Ball 2: Sakura Edition на переменах в школе. Там использовался акселерометр смартфона (шар двигался за счёт поворотов смартфона). Такой подход всегда казался мне крутым, хотя управление во многих играх тех лет было кривоватым. Получилось неплохо, но и не так уж отлично.

А когда в 2021 году вышла Super Monkey Ball Banana Mania — я немного разочаровался. Это ремастер-компиляция, в которой собрали уровни из Super Monkey Ball Deluxe, которая также была своеобразным сборником уровней из первых двух частей (мда…). Кроме приятной и яркой графики, в игре чего-то принципиально нового почти нет, Тем не менее эту игру могу порекомендовать тем, кто никогда раньше не пробовал подобные проекты.

Кадры из Super Monkey Ball Banana Mania

В другие части этой серии не играл (и желания тоже нет), также большинство игр серии выходили именно на консолях Nintendo, чьи устройства отлично подходили для такого формата.

Мне всегда нравились такие аркадные игры с простым, но увлекательным геймплеем, где основная сложность строится на ловкости и умении удерживать баланс. В серии Super Monkey Ball всё это есть, но многие части страдали от повторного использования одних и тех же уровней.

Super Monkey Ball Deluxe: 7/10;
Super Monkey Ball Adventure: 5/10;
Super Monkey Ball 2: Sakura Edition: 6/10;
Super Monkey Ball Banana Mania: 6/10.

Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]
Серия OutRun
Серия OutRun

♫┤OutRun 2 — Passing Breeze├♫

В реальной жизни я не люблю пляжи и отдых у моря, но в фильмах и особенно в играх от этой атмосферы всегда кайфовал: от жарких городов и миров из GTA: Vice City, Final Fantasy X, Super Mario Sunshine до единичных уровней с пляжной тематикой из Ape Escape, Sonic Adventure и Spyro the Dragon 2. Всё началось с первой части, после чего я буквально замарафонил почти всю серию летом 2013-го.

Кадры из OutRun (1986)
Кадры из OutRun (1986)

OutRun цепляла меня в первую очередь своей яркой картинкой: красивые пейзажи, красивая тачка и красотка на соседнем сидении создавали ощущение жизнерадостного путешествия. Здесь нет привычных соперников — просто мчишься по трассе и кайфуешь от скорости и просторов, обращая внимание лишь на таймер.

Всего в игре 15 локаций, но за одно прохождение можно увидеть лишь пять — после каждого участка дорога плавно переходит в новый, а на развилках можно самому выбрать направление. Хорошая приятная игра, которая может тебя расслабит и подарит яркие эмоции.

Геймплей OutRun (1986)

Out-Run 3-D ощущался скорее как даунгрейд оригинала. Всё-таки игра выходила на Sega Master System, которая не могла передать ту же картинку, что и аркадный автомат. Насколько знаю, её делали под специальные 3D-очки, но у меня их, разумеется, не было. Пожалуй, это худшая часть серии.

Battle Out Run был странным поворотом для серии: тут не гонка на время, а охота на преступников. Можно даже улучшать тачку новыми деталями. Лично мне было не так интересно играть в неё, да и графика осталась на уровне прошлой игры.

А вот в Out Run Europa решили развить идеи прошлой части, добавив мотоциклы и водный транспорт. На этот раз события переносятся из США (там происходили события Battle Out Run) в Европу. Для Master System это лучшая игра в серии, хотя играл в детстве и в версию для Amiga, которая смотрится получше.

Кадры из Out Run Europa для Amiga
Кадры из Out Run Europa для Amiga

В Turbo OutRun подтянули графику, слегка обновили систему улучшений из Battle Out Run и улучшалки теперь выдаются после заезда на четыре зоны, но выбор пути у вас забрали. Основной фокус сделан на длинном путешествии через 16 городов США: от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Занятно, что помимо таймера появился и соперник, способный увести вашу девушку. Но, если приедете первым к следующей цели — она снова возвращается к вам (вот же ш...). Где-то сделали лучше, а где-то — хуже, но эта игра лучше, чем части для Master System.

OutRunners вернула серию к истокам: снова появились развилки и привычный игровой процесс. Наверное, лучшая 2D-часть в серии: в ней подтянули графику, сделали управление поудобнее, устроили мировое турне с разными стартовыми точками и локациями, а ещё добавили выбор машины вместе с водилой перед заездом.

Игровой процесс OutRunners

В OutRun 2019 современные бибики сменились на футуристичные автомобили и добавились другие виды дорог: развилки на две части, мосты и даже участки без дорог (через которые лучше перепрыгивать). Но что сбивало меня с толку в детстве, то это наличие обычных современных городов и деревушек, если посмотреть за пределами трассы — это противоречило сеттингу будущего. По ощущениям, ставлю игру где-то между OutRun Europa и Turbo OutRun.

OutRun 2006: Coast 2 Coast — это улучшенная версия OutRun 2 (которую я пропустил), с большим количеством машин и режимов. Был режим, где нужно выполнять задания от девушек (всяческие трюки или посбивать другой транспорт на дороге). Возможно, при переходе в трёхмерное пространство теряется сочность и долговечность графики, но до сих пор в неё приятно и весело играть, но всё же создавалось впечатление, что серия достигла своего потолка.

Игровой процесс OutRun 2006: Coast 2 Coast

Есть гонки про ощущение драйва и скорости — Burnout 3, NFS: Most Wanted и Split/Second, есть гонки про веселье — Серия Mario Kart, Crash Team Racing и прочие картинги, есть гонки про более глубокие ощущения от владения машиной и дисциплины — Gran Turismo, Forza Motorsport и F1, а есть гонки, где расслабляешься и кайфуешь от атмосферы и путешествия — и именно это давала мне серия OutRun.

OutRun: 7/10;
Out-Run 3-D: 4/10;
Battle Out Run: 5/10;
Out Run Europa: 6/10;
Turbo OutRun: 7/10;
OutRunners: 7/10;
OutRun 2019: 6/10;
OutRun 2006: Coast 2 Coast: 7/10.

Tembo the Badass Elephant (2015)
Tembo the Badass Elephant (2015)

♫┤Tembo the Badass Elephant — Controlroom├♫

Не помню уже, как впервые наткнулся на этот проект, но впечатления остались… более-менее нормальные. Это средненький сайд-скроллер про Слона, пародирующий серию Contra и фильмы про Рэмбо.

Смущал только визуал: сам слон был в 2D, а всё остальное в трёхмерной графике. В статике всё классное и сочное, а вот в динамике — такое себе. В чисто двумерной рисовке проект заиграл бы куда лучше. По геймплею — ничего нового здесь точно не увидите.

Просто проходная игрушка, которая с звёзд ничего не хватает. Можно ещё пошутить, что это НАШ слоняра, но давайте двигаться дальше.

Tembo the Badass Elephant: 5/10.

Кадры из игры
Кадры из игры
Jet Set Radio (2000)
Jet Set Radio (2000)

♫┤Jet Set Radio — Yellow Bream├♫

О JSR я впервые узнал благодаря Sonic & Sega All-Stars Racing — как и о многих франшизах этой замечательной компании. Но сам поиграл в неё только в 2016 году на... смартфоне. Не уверен, был ли он официальным, но зато в нём можно было вставлять свои картинки вместо граффити на стенах. Ради рофла тогда загружал туда мемы и лица одноклассников. А сама игра мне очень понравилась.

Кадры из игры
Кадры из игры

Аркадный симулятор роллера-граффитиста, где надо выполнять разные задания: закрашивать стены граффити на время, догонять болванчиков и метит их баллончиком, ну и гоночки 1 на 1.

В отличие от Crazy Taxi, Jet Set Radio предлагает куда больше контента, включая сюжетную линию о противостоянии уличных банд. Проект выделяется своим визуалом (это первая полноценная игра с сел-шейдинг графикой), ещё тут много стильных урбанистических локаций: от оживлённых улиц и площадей до строительных карьеров и канализаций. Да и визуально-колоритных героев тоже много, каждый со своими характеристиками. При этом постоянно мешают копы и разные силовики (ещё и с техникой), а также и другие банды: панки, эмари, мафия...

и шейхи?!

Всё здорово в игре, кроме управления, к которому привыкал долго (ну влияло ещё то, что играл на смартфоне). Навигация тоже не всегда удобна, нередко приходилось открывать карту. Ну и проблемы с камерой — куда без неё. А сюжетку можно было урезать или сделать более продуманней: ближе к концу задания начинают повторяться и наскучивать, да она нужна в принципе для связки уровней и экспозиции, а персонажи интересны только визуально.

Тем не менее Jet Set Radio — отличная и весёлая игра с фирменным стилем, крутой музыкой, множеством локаций и броских роллеров. Хочется добраться ещё и до её сиквела, а вот духовный наследник Bomb Rush Cyberfunk — вообще не зашёл, хотя и ждал его.

Jet Set Radio: 8/10.

Игровой процесс
Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Sega часто выступала в роли издателя для игр по различным фильмам, мультфильмам и даже по Олимпийским играм. О них и пойдёт сейчас речь.

The Golden Compass (2007)
The Golden Compass (2007)

♫┤The Golden Compass — Lyra & Iorek Explore├♫

Вот эта игра по фильму мне как раз зашла в детстве, когда мне было лет девять. Сам фильм я до сих пор не смотрел, но посмотрел первый сезон сериала, когда тот только вышел. Игра делилась на 2 части: в одной играешь за белого панцирного медведя Йорека — это уровни в жанре beat ’em up, а в основной играем за школьницу Лиру, где геймплей строился уже на головоломках, мини-играх и стелсе.

Как же долго я мучился на втором уровне, где Лира бегает по крышам университета, я просто не понимал, что от меня хотят. Механика с Золотым компасом тоже казалась запутанной, но атмосфера и сеттинг понравился тогда — что-то среднее между Гарри Поттером и Вокруг света за 80 дней. Огорчил только финал — история обрывается, и понятно, что игра по фильму, который экранизировал только первую из книг, но ощущение незавершённости всё же осталось.

Игра по Золотому компасу — это норм продукт, где чудная атмосфера, а местами есть удачные идеи вроде механики с призывом животных, но всё же это из тех проектов, что пытаются привлечь внимание к фильму, а не к себе самим.

The Golden Compass: 6/10.

Кадры из игры
Кадры из игры
Iron Man (2008)
Iron Man (2008)

♫┤Black Sabbath — Iron Man├♫

Сейчас устоялось мнение, что игры по фильмам почти всегда получаются либо посредственными, либо откровенно плохими. В детстве мне так не казалось, но именно 3 творения убедили меня в обратном: X-Men: The Official Game, Transformers: The Game и Iron Man.

С последней я познакомился в 2009-ом на PC, фильм ещё не смотрел, в первые миссии было плюс-минус всё хорошо — жаль, что это единственные хорошие уровни в игре. Но дальше всё ликвидировалось: управление полётами неудобное, монотонные бои с болванчиками, ужасная графика, а главный герой вообще был бессмертен.

Казалось, что потенциал у игры явно был, но разработчики не стали его раскрывать, а даже напротив испоганили. Вроде для консолей была другая версия, где лучше графика — но хуже управление. А версия для компов была как будто портом версии для PSP — еле вытерпел, но всё же прошёл.

Это ущербная игра по крутому фильму, возможно, версии для портативок были лучше, но не играл в них.

Iron Man: 4/10.

Кадры из игры
Кадры из игры
Bleach: Versus Crusade (2008)
Bleach: Versus Crusade (2008)

♫┤Bleach — On The Precipice Of Defeat├♫

Одним из первых аниме для меня стал Блич. Я смотрел его ещё на 2x2 в 2010 году, когда мне было девять лет. Из Большой тройки (Ван-Пис, Наруто и Блич) я выбирал как раз именно последнее. Меня цепляли стиль, эстетика, саундтрек и зрелищные бои на мечах. А второй и тринадцатый опенинги для меня до сих пор — одни из самых топовых.

Хотя сейчас для меня лучшее — это Ван-Пис.
Хотя сейчас для меня лучшее — это Ван-Пис.

В 2010–2012 я в основном смотрел аниме на сайте NarutoPlanet, и там однажды заглянул во вкладку Аниме игры. Там лежал сборник игр по Бличу: какой-то муген, Bleach GC: Tasogare Ni Mamieru Shinigami и Bleach: Versus Crusade. Две последние как раз издавала наша сегодняшняя гостья, тм не менее поиграл только в Versus Crusade.

Это был 3D-файтинг для Nintendo Wii (на сайте уже шёл комплектом с эмулятором и ромом). В нём до четырёх игроков могли драться на больших аренах, порой даже чересчур больших. Играть приходилось на японском, из-за чего я толком не мог разобраться, где находится экран для сохранения. Сюжет охватывал события от начала арки Арранкаров до битвы с Улькиоррой в Уэко Мундо (но без его финальной формы).

Короче, игра получилась кривой и однообразной, хотя и предлагала нелинейный сюжет и кучу персонажей. По Бличу были и куда более удачные проекты, была даже некая Bleach: Dark Souls на NDS, которая вышла ещё задолго до творения одного любителя болот.

Bleach: Versus Crusade: 5/10.

Кадры из игры
Кадры из игры
Видеоигры по Олимпийским играм
Видеоигры по Олимпийским играм

♫┤Laurent Lipszyc — Mighty Masters (London 2012 OST)├♫

Никогда не любил смотреть олимпиаду, максимум смотрел церемонию открытия, но играл в четыре компьютерных игры, связанных с этим международным событием. О двух из них расскажу в следующий раз, а о Vancouver 2010 и London 2012 поведаю сейчас.

Ладно, Сочи 2014 было годным событием, даже некоторые дисциплины посматривал.

Vancouver 2010 посвящена зимним видам спорта: слалом, бобслей, скелетон, фристайл, сноуборд, прыжки с трамплина и конькобежный спорт. Странно, но я помню, что был там биатлон ещё, но оказывается, что у меня просто произошёл эффект Манделы. Но в целом, выбрали самые интересные дисциплины, еще и графика была хорошей, что удивительно для такого проекта, однако само управление было калом.

London 2012 — это уже летние дисциплины: настольный теннис, волейбол, стрельба из лука и пистолета, гребля, гимнастика, лёгкая атлетика, велоспорт, плавание и их разновидности. Впечатляющий список, но сами режимы были скучными: почти всё сводились к бездумной добилки по кнопкам. Не хватало свободы и более глубоких направлений, вроде футбола. Нравилось играть только в волейбол и пинг-понг — хотя в ирл я их ненавижу.

Зимние ещё казались занятными и прикольными в своё время, а летние — однообразные и быстро наскучили, хотя оба проекта довольно проходные. Лучшую олимпиаду уже показывали синий грызун и итальянский водопроводчик.

Vancouver 2010: 6/10;
London 2012: 4/10.

Кадры из обеих игр
Кадры из обеих игр
Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Проекты компании в жанре японских ролевых игр (одна из них ещё и тактическая), в которые успел поиграть.

Valkyria Chronicles (2008)
Valkyria Chronicles (2008)

♫┤Valkyria Chronicles — Beautiful Gallia├♫

Одна из первых пройденных мной JRPG и тактик, которую я смог осилить, а прошёл её в в 2015 году. Во время прохождения я ловил лютые вайбы Стального алхимика: альтернативная Европа, вдохновлённая первой половиной 20 века, военный антураж, магические приколы.

Кадры из игры
Кадры из игры

История разворачивается в альтернативной Европе 1930-ых годов и рассказывает о дивизии солдат из приграничного города Галлия, которые противостоят вторжению могущественной Империи, борясь за свободу своего народа и один стратегически важный ресурс.

Несмотря на масштаб войны, игра уделяет внимание личным историям героев: товариществу, страхам, потерям и жертвам. История хоть и казалась где-то во многом шаблонной и наивной, но ощущалась живой и душевной. А визуальный стиль и саундтрек отлично передавали эти качества.

Основные персонажи игры
Основные персонажи игры

Но больше всего понравился игровой процесс, который тогда посчитал нечто уникальным (так как не играл ничего подобного до этого). Сначала планируешь ход на тактической карте, а затем управляешь каждым бойцом на поле боя (бегать, прятаться и стрелять).

Была и система прогресса солдат: опыт в миссиях повышает навыки, а в лагере можно тренировать персонажей, улучшая их показатели и открывая способности. Каждый боец был со своими сильными и слабыми сторонами, а у многих были прописаны привычки и имелся характер.

Кадры из игры

Игра действительно продуманная и глубокая: нужно следить за боеприпасами, выбирать маршруты и цели, учитывать тактические преимущества местности, грамотно использовать укрытия и особенности оружия, ремонтировать. В середине игра резко усложнялась из-за плохо сбалансированного босса, да и в целом проблемы с балансом ощущались и ранее.

Замечательная и душевная игра, которая в своё время поразила меня сочетанием тактики, шутера и ролевых элементов, хоть у игры были проблемы с ИИ противников и балансом сражений. Сейчас уже многое подзабыл, но думаю, что когда-то я обязательно перепройду её.

Valkyria Chronicles: 8/10.

Из-за неё чуть не бросил игру
Серия Megami Tensei
Серия Megami Tensei

♫┤Persona 3 — Iwatodai Dorm├♫

В 2013-ом Sega приобрела компанию Atlus, известную серией Shin Megami Tensei. С тех пор Сеа выступала издателем её проектов, включая ремейки и переиздания старых игр, которые раньше выходили без её участия. Поэтому их тоже можно смело отнести к продуктам Sega. В этом материале я остановлюсь в основном на двух тайтлах из этой масштабной франшизы.

Ещё в 2023 году Сега купила Rovio, но о ней я рассказывать не буду.

Sega продолжает владеть студиями, которые разработали эти игры.
Sega продолжает владеть студиями, которые разработали эти игры.

Я узнал о данной серии только в 2017 году, а точнее, с подсерией Persona. Тогда выбрал играть именно в Persona 3 FES, а другие части визуально не понравились.

Первое впечатление было замечательным: стиль, музыка и система активностей очень понравились. Но чем дальше, тем больше проблем. Новые персонажи, вроде плаксы и андроидши, раздражали, а Тартар стал более однообразным, спасали только социальные активности и боёвка. Концовка оставила неприятное послевкусие, а эпилог я и вовсе дропнул. В итоге игра хорошая, но её бы стоило подсократить и разнообразить подземелья.

Когда вышел ремейк в 2023 году — решил перепройти, но он моё мнение о игре не изменил: да, визуально — шикарно, но мне показался сам факт его существования спорным. Зато порекомендовал его другу, который вообще не пробовал до этого JRPG — он остался доволен, что даже потом пошёл проходить пятую часть.

Кадры из Persona 3 Reload
Кадры из Persona 3 Reload

В остальные части Персоны я так и не поиграл, но посмотрел всю Историю серии. И, честно говоря, это было лучшим решением для меня. Планирую ещё поиграть в Shin Megami Tensei III: Nocturne, но как-то отталкивают локации. Хотелось от тех же разработчиков чего-то другого: не про школу и не про научную фантастику (в итоге я получил, что хотел).

Ещё немного играл в мобильную Shin Megami Tensei: Liberation Dx2. Выглядела она отлично (по меркам мобильных игр), но вертикальный экран и отсутствие чего-то интересного, кроме боёв, быстро наскучила.

Кадры из Shin Megami Tensei: Liberation Dx2
Кадры из Shin Megami Tensei: Liberation Dx2

Persona и уж тем более сама франшиза MT — игры точно не для каждого. Одни в этих играх находят частички себя или отображения собственных переживаний в этих нездоровых мирах, для других — это любимые герои, которые со временем становятся своими, несмотря на то что порой бесят. Кого-то расслабляют эти игры, а кто-то ещё скучает по более мрачной атмосфере и стилю первых двух частей. Есть и те, кому хочется более серьёзного, комплексного сюжета или разнообразия в контенте.

Разные проекты по Megami Tensei
Разные проекты по Megami Tensei

Но чего у Persona не отнять — так это изумительной работы над аудиовизуалом. Именно это делает её уникальной, влюбляет в себя миллионы игроков по всему миру и вдохновляет будущих разработчиков.

Persona 3 FES: 7/10.

Metaphor: ReFantazio (2024)
Metaphor: ReFantazio (2024)

♫┤Metaphor: ReFantazio — Recurring Thoughts├♫

Проект заинтересовал меня сразу на своём анонсе. Наконец-то игра от авторов Персоны про более традиционное фэнтези, а не про современных школьников. К тому моменту я уже успел потерять интерес к JRPG, но именно эта игра вернула меня в жанр.

Сюжет держал в напряжении благодаря множеству неожиданных поворотов. История богата на интриги, политические мотивы и размышления о дискриминации, что делает ее актуальной и по-настоящему захватывающей. Персонажи живые и запоминающиеся, их истории трогают и заставляют переживать. И, наконец-то, почти все герои не раздражают и не бесят – в команде нет типичных крикливых или комично-глупых персонажей, что делает взаимодействие с ними приятным и естественным.

Разве что главный антагонист разочаровывает, он ощущается типичным злодеем, который просто плохой из принципа. Пожалуй, это единственный персонаж в игре, который вызывает у вас всё большее раздражение по мере прохождения.

Кадры из игры (1)
Кадры из игры (1)

Боевая система была более динамичной и стратегически насыщенной, что делает каждую битву увлекательной. Однако к финалу баланс сложности хромает, а последние подземелья душные и затянутые. Уровень сложности здесь явно завышен, а монотонность окружения и заданий делает этот этап игры утомительным.

Темы, поднимаемые в игре, заставляют задуматься о политике, расизме и социальной несправедливости, а также мотивирует к добрым поступкам. Это делает приключение не только увлекательным, но и значимым на эмоциональном уровне.

Игровой процесс

Мир игры детально проработан и наполнен красками, в нём хочется потеряться. Локации разнообразны и красочны, а внимание к деталям придает им особую уникальность. Однако графика осталась на уровне Persona 5, что вызывает некоторое разочарование, особенно учитывая повышение технических требований.

Аудиовизуальное оформление — один из главных козырей игры. Саундтрек великолепен и отлично дополняет атмосферу, а интерфейс выполнен в узнаваемом и стильном дизайне, как и в прошлых проектов Atlus.

♫┤Metaphor: ReFantazio — Flight from the Mines├♫

♫┤Metaphor: ReFantazio — Skyrunner Charadrius├♫

♫┤Metaphor: ReFantazio — Warriors in Valour├♫

Дизайн пользовательского интерфейса выделяется своими потрясающими визуальными элементами, включая акварельное изображение главного героя на экране паузы. Интерфейс и саундтрек продолжают традиции Персоны, оставаясь стильными и запоминающимися, что создаёт неповторимую атмосферу.

Кадры из игры (2)

Несмотря на свою оригинальность, Игра всё же сохраняет ощущение вторичности. Многие элементы игры явно заимствованы из предыдущих проектов студии, что может разочаровать тех, кто ожидал более смелых экспериментов. Однако это не мешает игре оставаться качественным продуктом, который доставит удовольствие поклонникам жанра.

Умопомрачительная игра, в которой заложено множество увлекательных и впечатляющих моментов, хоть и не без изъянов.

Metaphor: ReFantazio: 9/10.

Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]
Блок, где рассказываю об играх, которые прошёл специально ради этого материала.
Блок, где рассказываю об играх, которые прошёл специально ради этого материала.

В двух сборниках (Sonic Mega Collection Plus и Sonic Gems Collection), о которых подробнее напишу в посте про Соника, некоторые игры нужно было разблокировать. В своё время этого так я и не сделал этого, поэтому сейчас решил закрыть гештальт и пройти их все. Брал версии для Sega Master System и Genesis.

Flicky (1984)
Flicky (1984)

♫┤Flicky — Main BGM├♫

Аркада про голубую птичку Флики, которая спасает потерявшихся птенцов от кошаков. На каждом уровне нужно найти всех птенчиков и довести их до выхода. Теперь я понимаю, чем вдохновлялась Sonic 3D Blast — там задача та же, и птички названы в честь этой игры.

На уровне всего два вида врагов: кошки и лягушки, а их ИИ удивительно умён для 1984-го — не раз оказывался в патовой ситуации и погибал. Врагов можно временно обезвредить, если кинуть в них предмет. А если враг коснётся до птенца, которого вы ведёте, тот сразу отделится, и придётся снова его ловить.

Кадры из игры
Кадры из игры

Но у игры есть 2 недостатка:

  1. Прыжок и бросок задействованы на одну и ту же кнопку. Нельзя применить предмет, не прыгнув при этом;
  2. Флики чересчур резвый — из-за этого создаётся сильная инерция и трудно попадать в щели.

Прохождение займёт около 40 минут, если пройти всё с 1–2 раза. Всего в игре — 48 уровней, где каждый можно пройти за 30 секунд. А через каждые три этапа встречаются бонусные раунды, где нужно ловить падающих птенцов ради очков и дополнительных жизней.

Занятная аркадка, которая способна дать игроку вызов, при этом ещё и залипательная.

Flicky: 6/10.

Игровой процесс
Ristar (1995)
Ristar (1995)

♫┤Ristar — Shooting Ristar├♫

Единственное, что слышал про эту игру — она очень красивая. Это оказалось правдой, тут очень красочные и разнообразные уровни, прям в каждом есть своя механика и локация. Это платформер, в котором основной упор сделан не на прыжки, а на хватание объектов. Герой умеет растягивать руки, цепляясь за врагов и предметы, а затем использовать руки, словно резину рогатки. Тем не менее отмечу, что в ней не столь удобное управление, к которому не сразу привыкаешь.

Кадры из игры
Кадры из игры

Игра повествует о антропоморфном существе, напоминающий звёздочку, по имени Ристар, который снизошёл на планету Нир, чтобы помочь её жителям (а заодно и другим планетам) свергнуть диктатора Гриди и вернуть мир во всей системе. Сюжет отличается немного в разных версиях, но саму суть, надеюсь, передал верно. Если так посмотреть, то игре не хватает самобытности в истории и мире — для платформера в 90-ых это вовсе не критично. Однако чуть больше уникальности в подаче и проработке мира выделили бы проект на фоне конкурентов.

Игровой процесс

Игра даже слишком напоминает классическую трилогию о Сонике: её создавала та же студия, арт-дизайн персонажей, да и сама концепция борьбы с диктатором, заколдовавшим вождей планет и превратившим их в грозных противников, чтобы поработить весь мир — уже встречалась в играх о голубом еже. Она также напомнила мне первую часть Rayman, которая выйдет позже в том же году, где тоже многое строилось на возможностях рук протагониста и впечатляющем дизайне уровней в двухмерном пространстве.

Ristar — это всё ещё достойный продукт, где геймплей разнообразен и увлекателен, а локации сочны и проработаны, но сильное ощущение вторичности и не самое удобное управление мешают игре полностью раскрыться. Если выбирать между первым Соником, этой игрой и первым Рейманом — Ристара я выберу как раз последним.

Ristar: 7/10.

В третьем Сонике любил момент, когда герой едет на сноуборде в начале снежного уровня — здесь есть что-то похожее. Смотреть на это тоже приятно, но новизны в этом нет. Слишком много уже заимствовано из прошлого.
The Ooze (1995)
The Ooze (1995)

♫┤The Ooze — Plague Factory (Parts I & II)├♫

Единственная игра, о которой не знаю ничего, кроме названия и парочки скриншотов. И лучше не знал и дальше, потому что проект оправдывает своё название по всем параметрам. Это грязная жижа!

Учёный спокойно работает в корпорации, пока не узнаёт то, что ему знать явно не следовало. В его кабинет заходит злобный начальник, делает укол мутагеном — и герой превращается в токсичную лужу, после чего его смывают в унитаз. Ваша цель: отомстить боссу и вернуть человеческий облик. Звучит всё это даже как-то нестандартно и мрачно, а сам сюжет подаётся через визуальный рассказ, что даже можно было бы назвать смелым и хорошим решением, если бы это не был набор из шести слайдов.

Кадры из игры
Кадры из игры

Это экшн с видом сверху, где в каждом уровне нужно пройти из точки А в точку Б, попутно решая лёгкие загадки (находить рубильники для открытия дверей) и собирая атомы. Таких по игре штук 50, и нужны для того, чтобы вернуть себе человеческий облик. Только вот можно вообще их не искать, оно того не стоит — вам покажут всего лишь корявую анимацию в конце, где герой либо вернул привычный облик, либо остаётся лужей, и без всяких объяснений.

А проект так-то хардкорный: один удар в голову — смерть, случайно шагнул за границу берега — смерть, увидел бочку с токсинами и решил сломать её, подумав, что это лечилка — нет, взрыв и смерть. А улучшения вроде ускорения или метательных снарядов — почти бесполезны. Три жизни, никаких сохранений, даже паролей нет. Будь лучше, а я (игра) лучше точно не стану.

Я понимаю, что до середины 90-ых было нормой не объяснять игроку, что делать и куда идти — всё писали в мануале. Но даже с поправкой на это игра совершенно не пытается увлечь. Ещё и интерфейс в геймплее отсутствует. Хорошее решение с точки геймдизайна, если только игра не была такой однообразной и скучной.

Видя визуал самой игры, я вообще не ожидал увидеть руководство вот с таким дизайном, хоть это и японский мануал.
Видя визуал самой игры, я вообще не ожидал увидеть руководство вот с таким дизайном, хоть это и японский мануал.

Визуал выглядит очень бедно для 1995 года, в котором вышла Ristar, Chrono Trigger и следующая игра, о которой поговорю чуточку позже. Похвалю продукт лишь за музыку и боссов, а также за плавную и проработанную анимацию главного героя — но толку от неё мало, когда управление в игре дубовое. На первых трёх уровнях игра кажется уникальной, но затем идеи быстро стекает в водосток, и продолжать её попросту скучно. Мне совсем не зашло — может, вам зайдёт она лучше.

Концепт смелый и нестандартный, но реализация — жидкий кал. Если эта игра была бы реальной жижей, то я тоже смыл бы её в унитаз.

The Ooze: 5/10.

Игровой процесс
Comix Zone (1995)
Comix Zone (1995)

♫┤Comix Zone — Later, in the Mountains├♫

Не буду врать, что весь блок был лишь для того, чтобы наконец-то пройти эту игру. О ней слышал много положительного: уникальный проект, но при этом жутко сложный. Правда, тогда я ещё не вдавался в подробности — что же именно делает её такой трудной?

Кадры из игры
Кадры из игры

Игра рассказывает о Скетче Тёрнере — художнике комиксов, музыканте и просто классном мужике. Во время работы в его дом ударяет молния, и главный злодей Мортус затягивает героя в мир комикса, при этом сам вырывается во внешний. Теперь Скетч должен одолеть антагониста и вернуться домой, а помогать ему будет генерал Алиса Кейн, подсказывая и направляя. А злодей будет всячески мешать, например, нарисует ещё одного противника.

Немного поиграв, я понял, в чем причина её сложности. Герой получает урон не только от ударов врагов или столкновения с ловушками вроде горящих бочек, но и от своих же ударов: каждый удар по противнику или разрушаемому объекту отнимает часть здоровья. Забавно, что в первом бою в каждой главе шкала вообще не падала но после пары панелей она начинает заметно снижаться. Ещё бесили внезапные ловушки, враги за пределами экрана и длинные пропасти. Умрёшь — начинай всю игру заново и без второй попытки.

Игровой процесс

Но всё так уж и хардкорно. В начале дают сразу три предмета: нож, динамит и аптечку. А позже можно найти и питомца Скетча — крысу, вот она уже самый ценный предмет. Она помогает искать скрытые предметы (например, хилку), а также активировать рычаги, до которых сам не достанешь без получения урона. А крысу можно использовать сколько угодно раз, главное — не дай её в обиду.

Comix Zone добавляет немного нелинейности: есть две концовки и множество развилок на уровнях. Один маршрут приведёт к битве с врагами, другой — к панели с головоломкой. Кроме этого, игра поощряет за остроумие и сообразительность. Например, босса можно убить предметом, если грамотно его поставить.

Ну и ещё такие приёмчики можно делать

Благо, эта игра так-то короткая (в отличие от The Ooze), и пройти всё можно за полчаса (если не умирать): 3 главы по 2 уровня, а после каждой главы здоровье полностью восстанавливается. Поэтому я понимаю, зачем разработчики сделали её такой сложной… но до конца всё же не принимаю. Я добавил бы тумблер в опциях, который отключает получение урона от собственных ударов.

Тем не менее Comix Zone — это крутой продукт, где сочетаются стильная подача, бодрый саундтрек, забавный юмор и изобретательные идеи.

Comix Zone: 8/10.

Bonanza Bros. (1990)
Bonanza Bros. (1990)

♫┤Bonanza Bros. — Bonanza Brother's Duty├♫

До этого встречал этих героев лишь в Sonic & Sega All-Stars Racing, где они были одними из гонщиков, а про их первую игру узнал только при написании этого материала. Проект напомнил мне Payday из-за схожего, хоть и намного упрощённого геймплея, а также Little Big Adventure, в котором похожий визуальный стиль.

Bonanza Brothers — кооперативный экшен про двух грабителей, ворующих драгоценности из ювелирок, казино и даже древних пирамид. Здесь десяток небольших уровней, где в каждом нужно найти и вынести за пару минут добычу, при этом не быть пойманным копами. Играть можно и в одиночку, но вдвоём выходит куда быстрее и эффективнее, тем более что время на прохождение уровня даётся одинаковое в обоих случаях.

Занимательная игра для двоих на один часок, но поводов для веселья и угара игра предлагает мало, что чуточку даже жаль. Советую играть именно в версию для аркадных автоматов, где побольше уровней, а также графон поприятнее и чётче.

Bonanza Bros.: 6/10.

Игровой процесс аркадной версии

Планировал ещё пройти дилогию Vectorman и трилогию Streets of Rage в рамках этого испытания, но не успел до конца этого челленджа по Sega. Поэтому про них расскажу уже в материале о франшизе Sonic the Hedgehog, где в одном из сборников как раз были обе эти серии.

(Пока) не зашли и планы на будущее
(Пока) не зашли и планы на будущее

Теперь перейдём к тем, что я не осилил по разным причинам, но, возможно, к ним ещё вернусь. А также игры, которым мне хочется в будущем прикоснуться.

Worms Forts: Under Siege (2004)
Worms Forts: Under Siege (2004)

♫┤Worms Forts: Under Siege — Menu├♫

Это единственная часть Червячков, которую издала Sega, и также и моя первая игра по ним. Она шла в сборнике вместе с играми по мультфильмам, которые оказались куда увлекательнее. Одному играть в неё было не так уж и весело, но благодаря этому своеобразному стилю и юмору остались у меня тёплые воспоминания.

Кадры из игры
Кадры из игры
Серия Ecco the Dolphin
Серия Ecco the Dolphin

♫┤Ecco: The Tides of Time — Title Theme├♫

Впервые увидел Ecco the Dolphin в 2011 году у одноклассника, когда тот запускал её на портативке с различными эмуляторами старых систем. Нам казалось, что это просто милая игра про дельфинчика. Дальше первого экрана мы так и не продвинулись — пошли в другую игру.

А в 2018-ом я узнал, что на самом деле это не безобидная аркадка про дельфина, а целый героический эпос с путешествиями во времени, вдохновлённый работами дизайнера Ханса Гигера и безумного учёного Джона Лилли. Когда-нибудь я пройду её целиком и, возможно, сиквел тоже.

Для меня это как раз тот редкий случай, когда игра оказалась совсем не такой, как казалась по обложке и скринам.
Billy Hatcher and the Giant Egg (2003)
Billy Hatcher and the Giant Egg (2003)

♫┤Billy Hatcher and the Giant Egg — Dino1├♫

У каждого свои тараканы: кто-то вздрагивает при виде пауков, кого-то пугают скопления дырок, кто-то боится женщин, а у меня странная слабость — яйца. Нет, я их не боюсь, но вызывают лёгкое отвращение: сама форма отталкивает, неприятно смотреть, как их разбивают, иногда даже чуточку подташнивает. А тут игра как раз про обилие яиц, однако в детстве это меня почти не смущало.

Не помню уже, почему тогда её забросил, но сейчас хочется перепройти. Я люблю такие 3D-платформеры, тем более она от студии Sonic Team. После релиза проект быстро забыли, о нём вспоминала разве что сама Сега, иногда включая главного героя в кроссоверы. Хотя оценки у игры были хорошие, сейчас о ней вообще никто не вспоминает.

Кадры из игры
Кадры из игры
Alien: Isolation (2014)
Alien: Isolation (2014)

♫┤Alien: Isolation — It's Here!├♫

Как вы могли заметить из моих прошлых материалов, хорроры — не мой жанр. Тем не менее, эту игру я попробовал ещё на релизе. Но до появления самого ксеноморфа в геймплее так и не добрался: затупил и не понимал — куда вообще идти. Возможно, даже словил баг, из-за которого не сработал нужный триггер. Ситуацию не спасли даже перезапуски игры и прохождения. Хочу всё же попытаться пройти её когда-нибудь.

Ксеноморф — одна из страшнейших тварей в кино, что я видел.
Серия Shenmue
Серия Shenmue

♫┤Shenmue — Shenmue├♫

Не помню уже когда именно играл в Shenmue, но какая же там чарующая атмосфера. Наверное, только дилогия Shenmue может похвастаться такой неповторимой атмосферой и графикой на стыке поколений. Даже низкокачественная английская озвучка придаёт им особый шарм.

Были в ней решения и спорные, и прорывные, но всё перекрывал вайб, который одновременно чужой и до боли родной. Это словно мрачное, но в то же время и тёплое время, которое прошло и останется только в прошлом. Когда-нибудь точно попробую пройти дилогию, хоть и знаю весь сюжет.

Кадры из первой и второй части
Серия Yakuza
Серия Yakuza

♫┤Yakuza: Like a Dragon — Main Menu├♫

В детстве я думал, что Yakuza — это спин-офф Tekken про молодость Казуи Мишимы. Ведь про Нину Уильямс была своя отдельная игра, и мне казалось, что то же самое сделали и про Казую. Лишь значительно позже узнал, что это совершенно другая серия.

Серия Теккен в моей восьмилетней голове
Серия Теккен в моей восьмилетней голове

Решил всерьёз попробовать Yakuza только в 2021 году, сыграв в мягкий перезапуск — Yakuza: Like a Dragon. До этого я видел только видосы, мемы и стримы. Смена жанра на JRPG показалась очень занятной идее. Мне зашли и пафосные, но в то же время драматические диалоги, и абсурдные ситуации, и боёвка, и сам мир игры.

Однако мне помешал гринд. Это нормальное явление в ЖРПГ, но если нужно просто повысить свои статы, то это одно. А вот когда для прохождения дальше по сюжету нужно накопить достаточно денег в начале игры — это уже чересчур. Помню, что такая же ситуация у меня была с GTA: Chinatown Wars, только там этот момент появлялся ближе к последней трети. В итоге я забросил пока семёрку.

Кадры из Yakuza: Like a Dragon
Кадры из Yakuza: Like a Dragon

А в 2023 году предпринял странный шаг — сыграть в Like a Dragon Gaiden: The Man Who Erased His Name. Странный, потому что это пролог к восьмой части, а я почти не знаком с предыдущими частями. Тем не менее всё было понятно и интересно. Я даже прошёл игру полностью, но думал, что она будет мелкая, на 5–7 часов, но оказалась на 15 часов. История понравилась, но от постоянных драк (которых вернули к истокам серии) порой уставал, а дополнительные активности не особо зашли здесь.

В будущем планирую допройти седьмую часть, возможно ремейки первых игр, а может ещё и Judgment. Ещё этой серии не хватает профессионального русского дубляжа. Японская озвучка, безусловно, шикарна, но уверен, что игры зайдут ещё лучше именно с русской. Тем более материала тут для актёров целый океан: персонажи глубокие и эмоциональные, так что есть где развернуться.

Like a Dragon Gaiden: The Man Who Erased His Name: 7/10.

Геймплей Like a Dragon Gaiden: The Man Who Erased His Name
Проекты, которые оставил на потом
Проекты, которые оставил на потом

Помимо тех игр, которые я уже упоминал, в будущем хочу попробовать ещё:

  • Nights into Dreams…. Видел переделанный момент из этой игры в Sonic Adventure и Sonic Robo Blast 2, хотелось бы попробовать полноценную версию, но руки не доходили.
  • Skies of Arcadia. Хочу прикоснуться к классике JRPG, да и тема пиратов мне нравится, хоть они и в небе.
  • Bayonetta. Хоть я не фанат слэшеров, но попробую её.
  • Vanquish. Давно хотел поиграть, но что-то постоянно останавливало. Возможно, меня смущал футуристический стиль.
  • Total War: Warhammer. Я в стратегии мало в жизни играл (2–3 игры), тем не менее хочется попробовать одну из частей этой подсерии. Подскажите в комментах — в какую лучше попробовать?
  • Unicorn Overlord. Видел восторженные отзывы, но в то же время о ней мало говорят, также она всё ещё консольный эксклюзив.
  • Football Manager 26. Недавно всерьёз увлёкся футболом, который до этого вообще не котировал. Думаю, что эта серия даст мне буст в понимании игры: тактика, нюансы управления командой и профессиональные аспекты футбола.
  • Shinobi: Art of Vengeance. Поиграл в демку — очень даже замечательно, мне очень понравилось. Однако хочу отдохнуть пока что от 2D-игр.
Кадры из Shinobi: Art of Vengeance
Итоги и размышления о компании
Итоги и размышления о компании

♫┤Phantasy Star Online — The whole new world├♫

Sega для меня всегда была чем-то большим, чем просто компанией с кучей игр. В её проектах было то запредельное чувство веселья и драйва, ярких и тёплых, реально душевных моментов. Конечно, ни одна игра не оказывалась шедевром на 10 из 10 для меня, бывало и немало провалов и посредственных игр — особенно среди игр по лицензии. Однако в каждой попытке угадывался дух эксперимента и искреннего желания подарить игрокам что-то новое и нестандартное.

Пройдя через несколько десятков тайтлов, я заметил главное: Sega всегда делала упор получение удовольствия от самого геймплея, в меньшей степени уделялось проработке сюжета. При этом у компании хватало амбиций создавать масштабные истории, в которых можно потеряться на десятки и даже сотню часов. При этом во многих играх компания Sega старалась подарить игроку яркий и тёплый лучик радости — пусть он иногда и был мелким и неидеальным.

Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Были у неё весёлые аркады на час-другой (OutRun или Crazy Taxi), захватывающие экшены, файтинги и платформеры (Shinobi, Virtua Fighter и Sonic the Hedgehog). Она также продвигала подвижные ритм-игры (Space Channel 5 и Samba de Amigo), атмосферные ролёвки (Phantasy Star, Skies of Arcadia, Valkyria Chronicles), вдумчивые стратегии и симуляторы (Total War, Football Manager), а ещё не забывала про сюжетно-ориентированные серии (Shenmue и Yakuza), даже ММО-игры она делала (Phantasy Star Online). Нередко ещё компания сталкивала между собой героев из собственных франшиз, превращая всё в один большой праздник.

Sega почти всегда была готова рискнуть, попробовать новое и дать шанс идеям, которые другие компании сочли бы слишком странными или безнадёжными. Благодаря этому рождаются проекты, которые остаются в памяти навсегда — даже если они не становятся хитами (The Ooze, Comix Zone, Vanquish и Unicorn Overlord).

Рекламный постер Sega Genesis дразнит своего конкурента
Рекламный постер Sega Genesis дразнит своего конкурента

Можно ещё отметить отношение компании к творчеству фанатов. В отличие от многих других издателей, вроде Nintendo, Сега в целом занимала лояльную позицию к фанатским проектам по её франшизам. Сколько же таких игр только по Сонику, иногда просто удивляюсь их мастерству и упорности. Да, иногда случались скандалы, но это скорее редкость. Главное — чтобы фанатское творчество оставалось некоммерческим путём и было вложено в него немало собственно труда. Более того, бывали случаи, когда компания сама приглашала талантливых фанатов работать над официальными проектами.

Эволюция консолей, выпускаемых этой корпорацией.
Эволюция консолей, выпускаемых этой корпорацией.

Хотя я не застал её консольную продукцию, да порой кажется, что лучшие времена компании остались в прошлом, я всё же хочу верить, что Сега не растворится и не потеряет свой фирменный характер. Надеюсь, что она ещё не раз удивит нас чем-то неординарным, а может, и вернётся к старым сериям, при этом добавив что-то свежее, и создаст качественный и незаурядный продукт.

Оглядываясь назад, понимаю, что без этой компании моя игровая жизнь была бы совершенно другой, а, возможно, могла бы закончиться ещё в начале моего игрового пути. Искренне благодарю эту замечательную игровую корпорацию и всех её сотрудников!

To be this good takes AGES, To be this good takes SEGA

Слоган компании в начале 90-ых
Sega: Магия, веселье и драйв в четырёх буквах [МЕГАЛОНГ]

Не думал, что напишу столько про эту компанию. Сначала планировал ограничиться лишь рассказом о сборнике классических игр по Сонику, но захотелось поговорить и про другие игры компании, о которых сейчас мало можно встретить материалов в ру-сегменте. Увидимся во второй половине рассказа в октябре, посвящённой серии Sonic the Hedgehog. Всем пис!

Жди-жди, нахальный синий комочек.
24
3
2
1
1
1
35 комментариев