История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Как в игровой серии уместить один шедевр, одно прекрасное продолжение, одну кальку на Final Fantasy Tactics, и ворох мобильных (и не только) помоев. Отделяем мух от котлет в одной из самых необычных JRPG-серий от tri-Ace.

Фантазия раздора – как появилась студия tri-Ace

Компания Telenet Japan Co., Ltd. решила связать себя с разработкой видеоигр в 1983 году. Но вот что плохо — связывать сотрудников в одно целое компания так и не научилась. Она выпустила довольно много игр для консолей четвёртого и пятого поколений, среди которых была и собственная версия игровой адаптации по мотивам новеллы Айи Ниситани Digital Devil Story: Megami Tensei (на фото ниже). Удача, впрочем, опять улыбнулась не Telenet, а молодой студии Atlus. Компания оставалась середнячком, тайтлы которого в большинстве своём не покидали Японию, где, впрочем, и сейчас находят поклонников в переизданиях.

Уже к середине 90-х её ведущие сотрудники создадут серии Tales of, Star Ocean и Wild Arms, разбежавшись кто куда. А сама Telenet к середине нулевых обанкротится на выпуске программного обеспечения для патинко и в 2009 году для погашения задолженности продаст свою библиотеку игр небезызвестной Sunsoft. Надо было слушать маму и не «валить в слоты».

В лучшие свои годы Telenet имела несколько студий, среди которых выделялась Wolf Team. К середине 90-х, когда Telenet уже отставала от индустрии и начала своё движение в сторону визуальных новелл и патинко, разработчики WT предложили собственный проект Tales of Phantasia для SNES издательству Enix. Но у Wolf Team начались проблемы с материнской компанией, а ещё для игры требовался расширенный объём памяти, что увеличивало затраты на проект — в Enix решили отказаться. А вот в Namco посчитали, что игра стоит свеч, и это знакомство стало судьбоносным. Tales of Phantasia стал хитом, породил знаменитую ролевую серию, а сама Wolf Team переименовалась в Namco Tales Studio.

Но проблемы с поиском издателя были не единственными, которые преследовали разработку первой игры серии Tales of... Оригинальная концепция игры и сюжет ToP принадлежали программисту Ёсихару Готанде, у которого, как и у нескольких других сотрудников, возник конфликт с коллективом Wolf Team. Так появилась tri-Ace, названная в честь трёх её основателей: программиста Ёсихару Готанды, геймдизайнера Масаки Норимото и режиссёра Дзё Асанумы.

Свою дебютную игру Star Ocean молодая студия выпустила также на SNES, как и Tales of Phantasia, на картридже с расширениями. Только вот Enix им уже не отказала, и tri-Ace оказалась под крылом издателя, так же как их коллеги из Wolf Team продлжили трудиться под покровительством Namco.

Так в 1996 году началась конкуренция в поджанре RPG с активными командными боями

Ещё до выхода Star Ocean: The Second Story в tri-Ace начали разработку новой игры, которая затянулась и успела выйти лишь ближе к концу жизненного цикла PS1.

Valkyrie Profile (2000) Playstation

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Желая разнообразить портфель проектов студии, Готанда задумал выпустить SRPG, в которой игроку предстояло готовить бойцов и отправлять их в битву в Вальгаллу. В целом ключевая идея сохранилась, но в итоге пересела на уже привычные для Star Ocean ARPG-рельсы.

Ёсихару Готанда
Президент студии tri-Ace

Чтобы Valkyrie Profile не стала очередной «SO», игре подарили 2D-окружение. Отсюда и слово Profile (профиль, срез, сечение), которым создатели хотели подчеркнуть намеренное использование пререндерённых плоских фонов. Портрет протагонистки Леннет на обложке также был сделан в профиль. Хотя игру слов никто не отменял: profile можно понимать и как «короткий биографический очерк», коих в игре было множество.

Именно эти истории сделали Valkyrie Profile жемчужиной жанра JRPG. Все спутники Валькирии — уже мертвецы; к живым в гости она не приходит. В мрачном мире игры герои, прежде чем стать эйнхериями, гибнут — от встреч с чудовищами, дворцовых интриг или же просто по воинской глупости, снискав немилость аристократии.

Так происходит и в стартовом эпизоде игры: прямолинейный ветеран Арнгрим, обозлённый на трусость короля, оскорбляет правителя своим поведением на церемонии награждения. Его юная дочь стремится отомстить обидчику отца и втирается в доверие к суровому воину, но становится пешкой в руках министра-шпиона. Обращённая магией в монстра, она гибнет от рук Арнгрима, который затем кончает с собой, не в силах поднять меч на собственного командира, присланного его задержать. Для королевства Артолия это конец: погибает наследница престола, а армия деморализована поступком и смертью своего героя.

В посмертии Арнгрим и Джеланда встретятся в одной компании эйнхериев Валькирии Леннет. И земные заботы короля Артолии с пригретым на шее шпионом уже мало будут их волновать. Вместо этого они отправятся по территориям гготовящегося к встрече Рагнарёка мира со своими новыми целями.

Идея неотвратимости смерти и обесценивания земной суеты в посмертии передана в Valkyrie Profile с филигранной точностью. Экзистенциальный шедевр, которого мы не ждали, садясь за игру с «альтернативным» нордическим сеттингом. Здесь нет проходных историй, и прощаться с сопартийцами, отпуская их к Одину, приходится через сожаление.

Масаки Норимото
сооснователь tri-Ace, геймдизайнер Star Ocean, Valkyrie Profile, Resonance of Fate

Творцом этого сюжетного изобилия стал Масаки Норимото — один из трёх «тузов» и основателей tri-Ace. История Леннет создавалась как завершённая и без надежды на продолжение. В более поздних интервью Норимото признавался, что не знает, что хотел бы написать в сиквеле, и хотел бы ли вообще.

Иллюстрации братьев Ёсинари

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Настоящим украшением этой игры становятся авторские иллюстрации братьев Ко и Ё Ёсинари. Ё Ёсинари был к тому моменту известен благодаря работе одним из ключевых аниматоров «Евангелиона», а впоследствии приложит руку и к созданию «Gurren Lagann».

Ё Ёсинари
иллюстратор Valkyrie Profile

Участие в Valkyrie Profile для Ё изначально было просто помощью старшему брату. Ну, все мы знаем ту самую «помощь», выливающуюся в полноценную занятость. Изначально он хотел сделать лишь скетчи персонажей, но потом ниточка потянулась — и вот его уже попросили раскрасить их. Так и появился полноценный арт к игре, который тоже станет её визитной карточкой.

Не чурался Ё Ёсинари и откровенного цитирования известных работ. Так, к примеру, нужно быть слепцом, чтобы не узнать в одном из протагонистов Арнгриме главного героя «Берсерка» Гатса. Аниме-адаптация манги отгремела всего пару-тройку лет назад и почти совпадала с началом разработки игры.

В мире игры нет смеха и почти нет улыбок. Иллюстрации Ёсинари — это тоже почти, что посмертные маски, изображения некогда живших с рекламы надгробий от бюро ритуальных услуг. Несмотря на то, что Ёсинари всё-таки раскрасил свои работы, они не добавляют оттенков радости этому миру.

А ещё это не тривиальное аниме или, как сделают в последующих играх серии, типичные CG-рендеры от Square Enix. В общем, визуал игры может и не обязан нравиться всем, но он точно претендует на оригинальность. А она — обязательная составляющая любого шедевра.

Музыка Мотои Сакурабы

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Если бы Рихард Вагнер был бы жив на момент разработки игры, то к сотрудничеству с японской студией пригласили бы, конечно же, его. Но к моменту создания игры один из крупнейших реформаторов оперы уже более века проводил в компании богини смерти Хель. Вместо него за дело взялся уже ставший штатным композитором Мотои Сакураба.

Мотои Сакураба
Композитор серии Valkyrie Profile

Он так же, как и основатели tri-Ace был был бывшим сотрудником Wolf Team, в которую попал, уже имея за плечами записанный сольный и групповой альбомы. Опыт был интересным, но не прибыльным и прокормить музыканта не мог. Индустрия видеоигр росла, а работать в нее уходили все больше и больше тех, кто ранее мечтал о работе или подрабатывал в аниме, манге, кино и прочих традиционных видах развлечений.

По словам Сакурабы, работая над саундтреком Valkyrie Profile ему приходилось прочитывать множество диалогов и смертная хтонь этого мира довела его до депрессивного состояния. Кроме этого он записал и звуковые эффекты, которые для автора этой статьи являются одними из любимейших в играх.

Но в отличие от композитора серии Final Fantasy Нобуо Уэмацу, который имел безграничное доверие от своего друга и продюсера Хиронобу Сакагути, Сакурабе приходилось уметь переводить в музыку язык желаний гейм-дизайнера Масаки Норимото. А самые частым его запросом было что-то вроде «мне нужны крутые, стильные песни с запоминающимся припевом/мелодией». Идеальное техзадание, не так ли?

Сакураба хотел сделать саундтрек более мрачным и тихим, чтобы он соответствовал скандинавской мифологии, но получил указание работать с динамичными роковыми композициями. С прогрессив-роком, который исполнял Сакураба в составе группы у него проблем не было. Да и стоит, хотя бы посмотреть на цифры продаж в Японии пластинок фронтменов жанра в лице Dream Theater и выбор стиля не кажется таким уж странным. Музыка в игре иногда диссонирует визуалу, но отлично справляется с функцией динамичного сопровождения для бега, прыжков и боя. А в сценах смерти, коих в игре множество она бесподобна.

Впрочем для того, чтобы оценить задумки Сакурабы во всей их полноте лучше послушать оригинальный саундтрек к игре, в котором игровые композиции включены без купюр. Звуковой чип Playstation и количество памяти на дисках ударили именно по музыкальной части и из песен вырезали некоторые вокальные партии и сэмплы.

Гейм-дизайн Масаки Норимото

Небольшие по размерам локации вы проходите в формате 2D-платформера, используя способность Леннет забираться в труднодоступные места с помощью выстрелов кристаллами. Так перед вами открывается ещё одна грань игры с загадками и поиском сокровищ… которые, кстати, не разочаровывают своей ценностью.

У игры нелинейное прохождение: вы вольны отправлять эйнхериев в Вальгаллу или нет, отдавать Одину или оставлять себе найденные артефакты и вообще решать, на что тратить оставшееся для Рагнарёка время: сбор и отправку эйнхериев или прокачку текущей партии. Всё это определит одну из трёх концовок.

Valkyrie Profile — игра из нетолерантных 90-х. Кроме табуированных ныне сцен, она предлагала ещё и не жалеть любителей режима Easy. По словам Ёсихару Готанда, будь его воля, он бы выпустил игру с единственным режимом сложности Hard. Но приходилось мириться с тем, что к концу эпохи PS1 игры из состязания уже превратились в развлечение, и в игру добавили режимы Easy и Normal. Впрочем, из Easy вырезали лучшую концовку, а из Normal — некоторые локации, доступные только в режиме Hard. Подсказку на то, каким образом вам стоит отыгрывать роль Валькирии в игре для получения концовки A, запрятали в фразе, окружающей силуэт Леннет на обложке игры.

Не отдавайте Одину всего и будет вам счастье.
Не отдавайте Одину всего и будет вам счастье.

Тем же, кому и режима Hard было мало, в игру добавили опциональный данж Seraphic Gate с самыми изнуряющими противниками и боссами. Он станет естественным атрибутом серии.

Микс необычной ролевой системы, несложной метроидвании, мрачности мира и боевой системы с таймингами заслужил 35/40 от журнала Famitsu. Оценка, опередившая множество ролевых (и не только) игр, ввела Valkyrie Profile в зал славы игр PlayStation от бывшего тогда эталонного игрового издания. Выше неё за всю историю оценки ролевых игр для платформы поднялись лишь Vagrant Story (40/40), Dragon Quest VII, Final Fantasy VII, Final Fantasy IX (38/40), Final Fantasy VIII, Dragon Quest: Torneko — The Last Hope (37/40) и Chrono Cross (36/40).

По словам гейм-дизайнера Масаки Норимото, для него Valkyrie Profile изначально была игрой без возможного продолжения. У неё есть три концовки и вполне законченная история, хотя и не без недомолвок. Но ставить точку в том, на чём ещё можно заработать, не собирались ни в tri-Ace, ни в объединённой к моменту разработки второй игры корпорации Square Enix.

Valkyrie Profile 2: Silmeria (2006) PlayStation 2

Для понимания того, как Square Enix обращалась со своей интеллектуальной собственностью в 2000-е, приглашаю вас сюда. Впрочем, Valkyrie Profile 2 хотя бы в чём-то повезло.

Период 00-х для студии tri-Ace стал самым продуктивным и подарил нам не только россыпь проектов на разные поколения консолей, но и оригинальные ролевые (Radiata Stories) и боевые (Valkyrie Profile 2, Resonance of Fate) механики. Игры компании в окружении многочисленных конкурентов денег мешками не несли, но дарили оригинальность и альтернативу всем, кто хотел вырваться за рамки доминировавшего финалкоперсонаквестового «пошага».

Если первая сестра в серии Valkyrie Profile была умной, то вторая — красивой

Игра брала уже имевшуюся концепцию 2D-локаций и доводила картинку и элементы платформера до совершенства. VP 2 получила невероятно красивую графику, а её визуал стал определяющим для следующих проектов всей студии. Печальную стилистику арта персонажей и мрачность мира, к сожалению, убрали.

VP 2 предложила довольно вдумчивую боевую систему. Передвижение к противникам было тактическим, а при атаке противника игра переходила в привычную экшн-свалку наподобие Star Ocean/Tales Of. В бою имели значение тайминги, положение противника, оглушения, а ещё добавили отсечения конечностей. Все факторы влияли на получение опыта и предметов. Система боя Valkyrie Profile 2 — одна из самых динамичных на PlayStation 2 и самый острый крючок, держащий игрока на леске игрового процесса.

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Но за всей графической и геймплейной красотой стоял вполне посредственный сценарий. К сожалению для серии, Масаки Норимото уже никогда не займёт место ведущего сценариста, а лишь ограничится «соучастием». В команде сценаристов решат отказаться от концепции множества частных историй и сконцентрироваться лишь на протагонистке. Так в классическом линейном повествовании от игры отвалятся вариативные концовки, а сами эйнхерии станут бездушными пешками. Их изначально вообще хотели исключить из игры, но смилостивились, и несгибаемый Арнгрим в этой истории исполнит роль доходяги-подкаблучника. Да и сама игра запутает полюбивших первую часть альтернативным таймлайном и не вполне очевидным участием уже знакомых персонажей.

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Valkyrie Profile 2 выпускали в горячий для JRPG 2006 год. История мягкой и девочковой Сильмерии показала средние результаты продаж. Перенасыщение жанра в предыдущие годы угомонило выручку и Persona 3 FES (которая, впрочем, догребала после оригинала), и Xenosaga III, и Wild Arms V. Всем «счастливчикам» угораздило выпуститься в один год с Final Fantasy XII. Зато игра позволила студии неплохо поработать над обновлением собственного физического движка для игр… чтобы потом создавать игры для X360, ведь по мотивам жалоб разработчиков на архитектуру PS3 впору писать отдельный лонгрид. Но справедливости ради упомянем, что готовясь к следующему поколению консолей, в японскую версию всунули апскейл-режим 1080i против обычных 480i в американке, куда апскейл уже не добрался.

Если абстрагироваться от довольно посредственного сценария, эта игра, пожалуй, лучшая точка входа в серию за счёт своих геймплейных преимуществ. Увлекательнейший мордобой и Seraphic Gate скрасят любой томный вечер или пытливое желание исследовать необычное в жанре. Имей игра сюжет на уровне первой части — перед нами был бы шедевр на все времена. Которому, опять же, не факт, что повезло бы с продажами. Вспомним уже упомянутый Vagrant Story с его 40/40 от Famitsu и невпечатляющими продажами.

Куда разработчиков ведут низкие продажи больших игр? Ну, конечно же, на портативные приставки от Nintendo. Именно туда и устремилась следующая часть серии.

Valkyrie Profile: Covenant of the Plume (2008) Nintendo DS

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Невысокие продажи оставили серию за бортом большой разработки Square Enix. И пока основные команды работали над Infinite Undiscovery, Resonance of Fate и Star Ocean: The Last Hope, в tri-Ace занимались переизданиями собственного игрового наследия. Так, в 2006 году вышла PSP-версия первой Valkyrie Profile (с припиской Lenneth), а в последующие два года — ремейки для PSP первых двух частей серии Star Ocean, которые еще и хорошо продались. VP: Covenant of the Plume со скромным бюджетом отправилась покорять сердца пользователей Nintendo DS.

Для этой игры из чулана достали оригинальную концепцию тактической RPG, которую хотел воплотить Готанда, но сделали её, копируя не основателя жанра SRPG — Fire Emblem, а Tactics Ogre и Final Fantasy Tactics от Ясуми Мацуно. Для знакомых с жанром всё оставалось на месте: клеточная карта, важность правильного направления атаки, учёт перепадов высоты и прочее. Но в бою вы всё также привычно выкручивали комбо, выбивая кристаллы и шары дополнительных действий.

Стилистически игра возвращалась к истокам, и для работы вновь привлекли братьев Ёсинари, а сценаристы опять погружали нас в мрачный мир, где с порога младшая сестра протагониста умирала от голода, мать сходила с ума, а он сам приносил в жертву богине смерти Хель лучшего друга.

Несмотря на бюджетность, игра в полной мере является достойным членом серии. Учитывая скромные характеристики консоли, ролевые концепции tri-Ace смогли упаковать в оригинальную игровую механику.

По сюжету главный герой, погибающий в самом начале, заключает завет с богиней смерти Хель. От неё он получает способность приносить своих спутников в жертву и за это во время боя получает сверхсилу, за которую они расплачиваются жизнью. Погибшие после окончания боя спутники не становятся эйнхериями, как в первых частях, но их специальные способности передаются протагонисту. Принесение в жертву сопартийцев влияет на сюжетные сцены и концовку игры. Covenant of the Plume переворачивает концепцию оригинальной игры: в ней вы не спасаете павших воинов от забвения, а сами становитесь смертоносцем. Сюжет достаточно мрачный, насколько это возможно для консолей Nintendo. Сценарной жестокости уровня Fear & Hunger не ждите: для таких игр ворота магазина большой N закрыты.

По понятным причинам для западной аудитории изменили и оригинальное название "Bearer of Sin" (Носитель греха) на "Covenant of the plume" (Завет пера).

Если быть честным, уровень сложности первого прохождения толкает вас принести в жертву всех сопартийцев, получить с них полный пакет специальных способностей, а вместе с ними — и плохую концовку. А вот уже во втором прохождении, перенеся героя со всеми шмотками и абилками, можно удариться в спасение человечества и изучить новые сюжетные развилки.

Подражание Мацуно проявилось не только в кальке тактических решений, но и в страсти к староанглийской лингвистической эквилибристике. Иногда придётся играть со словарём, обогащаясь новыми и вряд ли нужными оттеночными значениями привычных понятий. Что, впрочем, не портит добротный сюжет.

Эту игру можно смело рекомендовать всем, кто разочаровался в детскости Final Fantasy Tactics Advance и A2 и ищет достойное продолжение тактического банкета... на который Ясуми Мацуно, по-видимому, возвращаться не собирается.

Ну и не забываем, что tri-Ace — компания, любящая ставить игроков на растяжку нетривиальными поворотами геймплея. Любителям хардкора игра придётся по вкусу

Со своими скромными 230 тыс. проданных копий игра даже умудрилась попасть в ежегодную отчётность Square Enix, где был представлен топ проданных компанией игр. Год оказался кошмарным, в котором лидировала Crisis Core: Final Fantasy VII с жалкими по меркам корпорации 2,1 млн копий.

Но никакие попадания во внутренние топы и чарты не помогли игре остаться последней, над которой трудились разработчики tri-Ace. Для неё начнётся эпоха выдаивания фанатов и цифрового компоста.

Valkyrie Anatomia (2016) Android/iOS

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Square Enix одной из первых оценила рынок мобильных устройств. Отрываясь от реалий японского рынка игр для i-Mode, компания выпустила в цифровые магазины для iOS/Android множество своих топовых тайтлов, среди которых Dragon Quest VIII, Final Fantasy VII–IX и FF Pixel Remaster. Ставка на портирование проектов с домашних платформ в итоге не оправдала себя, и Square Enix переключилась на создание всевозможных мобильных спин-оффов своих самых известных IP.

«Омобиливали» как полагается и серию Valkyrie Profile. В 2016 году вышла мобильная игра Valkyrie Anatomia. В компании стали всячески избегать использования слова Profile в названии игр с геймплеем, отличным от основной серии. Для веса непродолжительной разработки привлекли некоторых ветеранов серии, а саундтрек, как и прежде, написал Мотои Сакураба. Сюжет игры эксплуатировал оригинал, а игроков отправляли на помощь Валькирии Леннет.

На пике интереса игру скачали более миллиона раз всего за две недели после релиза. Но очень быстро стало ясно, что это совсем не то, чего ждали фанаты. «Профильные» издания ругали игру за премиум-доступ к банальным функциям ускорения боя и посредственный сценарий.

Англоязычные серверы, запущенные три года спустя, не смогли добавить пользователей и монетизации и были закрыты спустя год, а в 2021 году кабель отключили и в Японии.

«Успех» Valkyrie Anatomia повторила и мобильная Star Ocean: Anamnesis, для которой регулярно выходили коллаборации со многими сериями Square Enix, включая Valkyrie Profile.

Valkyrie Elysium (2022) PS4/5, PC

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

В 2020 году, отмечая 20-летие серии, Ёсихару Готанда и Масаки Норимото дали интервью, в котором заявили, что если геймеры хотят новых игр серии Star Ocean и Valkyrie Profile, им нужно обратиться к Square Enix.

Наседали ли на компанию фанаты, или в Square Enix решили, что неплохо бы протереть пыль с крыльев Валькирии, мы не знаем. Но в 2022 году геймерам нам презентовали «новую историю Валькирии». Беспокойство у фанатов вызывал разработчик — ничем не отметившаяся компания Soleil — и публичное открещивание tri-Ace от проекта. «Трёхтузовые» в это время были заняты выпуском Star Ocean: The Divine Force.

По словам продюсера проекта Такахиро Хондо, эта игра — «свежий взгляд на легендарную серию VALKYRIE — экшен-RPG с захватывающими боями, потрясающей музыкой и интересным миром, вдохновлённым скандинавской мифологией».

Elysium стал полным перезапуском серии, который с самого начала разрывал любые сюжетные и геймплейные связи с оригиналом. Перед игроками предстал слэшер с полупустыми локациями, унылым исследованием и крайне примитивными побочными миссиями.

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Контента в игре было настолько мало, что «развлекаться» приходилось разрушением бесчисленных ящиков, скамеек, лестниц, в которых выпадали необходимые для крафта самоцветы. Это напоминало примитивизм геймплей Blue Dragon, где намеренно замедляли скорость игры и заставляли обшаривать каждый уголок помещения в поисках предметов, денег или крохи опыта. «Интересный мир», ничего не скажешь.

Единственное, чем игра могла привлечь — «захватывающие бои». Но отсутствие разнообразия противников и примитивные мувсеты быстро разочаровали игроков и критиков. Эйнхериев в игре было мало, их истории пресны, бог Один походил на сутенёра, а неплохой графический дизайн погибал под тяжестью общей недоработанности. Игра хотела казаться мрачной, но была просто пустой: сэкономили даже на лицевой анимации, и в некоторых сценах Валькирия, по всей видимости, говорила чревовещанием. Оценки критиков и игроков оказались низкими — средний балл 6/10. Но, по мнению автора этой статьи, даже это многовато.

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

На свою голову разработчики выпустили демоверсию игры, которая ужасала большинство игроков. Ещё одним спорным решением стало исключение платформы Nintendo Switch, хотя игра сделана на Unreal Engine 4, с которым консоль вполне справляется. О конечных продажах проекта до сих пор ничего не известно.

Вполне возможно, это провал и забвение серии

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Судя по интервью tri-Ace, компания ограничена в бюджетах и сроках со стороны Square Enix, что, в частности, по их словам повлияло на качество Star Ocean: The Divine Force. Последней игрой студии стала пересадка Star Ocean: Second Story на 2D-HD движок, с которым Square извлекает неплохие доходы на переизданиях старых игр. Примечательно, что именно доступ к Switch дал этой игре продажи, которых не было ни у Valkyrie Elysium, ни у Star Ocean: The Divine Force. Ситуация для Square Enix выглядит вполне сложившейся.

Exist Archive – если очень хочется Valkyrie Profile

История серии Valkyrie Profile – надо уметь вовремя останавливаться [ЛОНГ]

Проблема многих студий, и tri-Ace не исключение, — отсутствие прав на собственные серии. Молодая студия, создавая Star Ocean и Valkyrie Profile, получала софинансирование и выгодные условия от Enix, а вместе с тем переставала не только владеть своими играми, но и влиять на их дальнейшее развитие.

В 2015 году tri-Ace в сотрудничестве с небезызвестной Spike Chunsoft выпустила духовного наследника Valkyrie Profile. Игра во многом повторяла механики первых двух частей приключений Валькирий. Но в остальном она была чем-то вроде Tokyo Mirage Sessions — «SMT наоборот», постулирующей яркие цвета в противовес мрачности основной серии. Так и Exist Archive стала цветастой историей про 12 погибших подростков, которые после смерти переместились в новый для них мир.

Продажи остались секретом Spike Chunsoft, которая не публикует открытых отчетов.

История Valkyrie Profile — это почти руководство по тому, как убить великую идею постоянным само копированием. Tri-Ace выдала миру игру, которую до сих пор вспоминают как эталон — мрачную,несколько философскую JRPG про смерть, выбор и бессмысленность земных сует. Но права на серию остались у Square Enix, а значит, судьбу Валькирии решали вовсе не её создатели. Дальше всё шло по накатанной: Silmeria блестала боевой системой, но утонула в проходном сюжете; Covenant of the Plume радовала жанровыми находками, но осталась нишевым экспериментом; мобильные спин-оффы и Elysium превратили имя серии в пустой фан-сервис. Tri-Ace даже честно попыталась вернуться к своим корням через Exist Archive — но под чужим названием, потому что Валькирия им уже не принадлежала. Тоже не получилось. Но, будем честны, что-то случилось и с tri-Ace, которая после Resonance of Fate резко снизила качество выдаваемых публике игр.

В итоге у нас есть история одной-единственной по-настоящему великой игры и охапки «таких себе» продолжений

Первая Valkyrie Profile получилась завершённой и самодостаточной — всё, что появлялось потом, лишь доказывало, что чудеса в индустрии случаются редко и повторить их достаточно сложно.

И это, пожалуй, честный финал для игры о смерти.

Если вам интересно расширить RPG-опыт, обязательно сыграйте в первую часть (лучше в версии для PSP), но углубляться дальше узкожанровой Covenant of the Plume я бы не советовал. Valkyrie Elysium — игровой мусор в чистом виде, а свое время тратить нужно только на хорошие проекты, ведь вторая жизнь с Валькирией вам, скорее всего, не светит. И это хорошо.

Спасибо, что прочитали эту статью, а для коротких заметок у меня есть Telegram-канал.

88
52
4
57 комментариев