Capcom: Великая. Любимая. Неоднозначная.

Мой альманах воспоминаний о творениях легендарной игровой компании: личные истории, краткие и не очень обзоры, размышления и эмоциональные впечатления. И о том, почему одна из лучших игровых компаний — это та, что подарила нам кучу файтингов, клона «Зельды», саму «Зельду», кроссоверы, роботов, зомби, демонов и даже адвокатов.

Во-первых, приветствую всех!

Во-вторых, здесь я делюсь личными и субъективными впечатлениями о проектах игровой компании Capcom — имейте это ввиду.

В-третьих, спасибо @Kirisame_Marisa за данное испытание. Читал предыдущий [Челлендж], и я... не играл ни в одну игру от Falcom, но скоро исправлюсь. А вот про текущую компанию мне действительно есть что рассказать.

На данный момент я прошёл 35 игр от Capcom, не считая модифицируемых версий некоторых из них. Если же учесть все игры, в которые я хотя бы немного поиграл, то это число будет чуточку больше. Так что материала накопилось прилично, и я с радостью поделюсь своими историями и впечатлениями.

Рассказ начну с серий, с которыми познакомился ещё давно, продолжу недавними открытиями, а завершу теми, что по разным причинам забросил или оставил на потом. О чём-то напишу подробно, где-то ограничусь парой предложений, а о некоторых и вовсе не захочу рассказывать. А в конце отвечу на вопрос: почему Capcom — это одна из лучших игровых компаний?

Не буду вас больше задерживать.

Let's rock, baby!

Данте из Devil May Cry
Заставка Capcom из конца 90-ых.
Capcom: Великая. Любимая. Неоднозначная.
Серия Mega Man X
Серия Mega Man X

С Мегаменом я познакомился через Соника, а точнее, через фанатские игры по Сонику. Попробовал тогда немало таких проектов, но особенно запомнилась серия флеш-игр Final Fantasy Sonic X, где был кроссовер вселенных Соника, Мегамена, Кастлвании и Финалки (кроме Соника, ничего из этого не знал тогда). Играл в них в детстве, примерно в 2009 году (мне тогда было 8–9 лет). Я мало что понимал из истории, но визуально это выглядело супер-круто, особенно для некоммерческого продукта. Очень нравилась заставка к шестому эпизоду.

Эх, как же хорошо на душе становится...

После этого мне захотелось поближе познакомиться с франшизой Mega Man, и я поставил Mega Man X7 на эмулятор PS2... Сейчас понимаю, что это был не самый удачный способ начать знакомство с серией — уже не помню, почему выбрал именно эту часть. Тогда она показалась мне слишком сложной и тёмной (из-за эмулятора, походу), и я поиграл в неё от силы час.

Проходит примерно 8 лет, и я снова решаюсь прикоснуться к серии Mega Man. На этот раз начал с первой Mega Man X. Основная линейка меня не привлекала из-за более медленного темпа, да и игры эпохи NES мне не заходили (ну и сейчас тоже).

Других мегаменов тоже не рассматривал
Других мегаменов тоже не рассматривал

В итоге я прошёл подряд первую, вторую, четвёртую, пятую и шестую часть. Третью не осилил — она оказалась слишком сложной с самого начала. Играл только за Икса, потому что у него дальние атаки, однако визуально всегда нравился больше Зеро. Очень зашёл визуальный стиль и саундтрек — MMX2 и MMX4 просто великолепны. А потом были не столь захватывающие продукты.

♫┤Mega Man X2 — Sonic Ostreague Stage├♫

♫┤Mega Man X4 — Cyber Peacock Stage├♫

♫┤Mega Man X4 — Jet Stingray Stage├♫

♫┤Mega Man X5 — Tidal Makkoeen Stage├♫

Было трудно, особенно на финальном уровне в каждой игре, но это был крутой опыт. К остальным частям до сих пор не прикасался, но хочу ознакомиться с Mega Man Zero и Mega Man 11, ну, возможно, и с Mega Man X8.

Смотрел ещё машиниму «Мегамен в конце умрёт», но она зашла мне куда меньше, чем та, что была по Сонику. Серию про Мегамужи... пацана из «Секретного уровня» тоже смотрел — жаль, что короткая.

Mega Man X: 7/10;
Mega Man X2: 8/10;
Mega Man X4: 8/10;
Mega Man X5: 7/10;
Mega Man X6: 6/10;
Мегамен в конце умрёт: 6/10.

Серия Devil May Cry
Серия Devil May Cry

С этой серией я познакомился благодаря аниме 2007 года, которое шло на 2x2 — Демон против Демонов. Смотрел его где-то в 10–12 лет. Плюс в то время часто натыкался на AMV-видосы, которые смотрела... моя мама (Нет, не я ей показывал, а она мне).

М-м-м музон из опенинга аниме

В 2013 году вышла DMC: Devil May Cry, которая мне очень понравилась своим стилем, музыкой и локациями, но до конца её так и не прошёл (вроде 2–3 уровня оставалось). А с основной серией познакомился только ближе к 2016 году. Начал, думаю, как и многие, с Devil May Cry 3: Dante’s Awakening.

Поначалу игра давалась мне с трудом из-за высокой сложности. Поставил лёгкий режим и спокойно прошёл её, но именно на этом уровне сложности полностью раскрылась игра для меня. Точно такая же ситуация будет и с первой MGS потом у меня. Иногда лучше снизить планку и просто получать удовольствие от игры, а потом постепенно повышать сложность. Так что не мучайте себя — играйте в своё удовольствие!

Кадр из Devil May Cry 3

Также пробовал играть в 4-ку, но забросил где-то в начале. Ещё смотрел недавний мульт — мне, в отличие от многих, зашёл. Крутые сцены, отличная музыка, Данте на месте — а что ещё нужно? Лично для меня сам сюжет Devil May Cry всегда был не на первом месте. Получил то, что ждал. Жду второй сезон.

В принципе, вселенная меня прикалывает своим «рокерским» стилем, харизматичными героями, крутыми сценами и музыкой. В будущем хочу всё-таки вернуться и пройти как перезапуск, так и пятую часть.

Devil May Cry 3: Dante’s Awakening: 8/10;
Демон против демонов (2007): 6/10;
Devil May Cry (2025): 7/10.

♫┤t.A.T.u. — Friend or Foe├♫

Игры Capcom по манге «Невероятные приключения ДжоДжо»
Игры Capcom по манге «Невероятные приключения ДжоДжо»

Узнал о тайтле в 2013-ом, когда играл в Jump Ultimate Stars на эмуляторе Nintendo DS, где как раз были герои из этого тайтла. В 2015 году начал смотреть аниме 12-ого года и влюбился. Тут и стильная рисовка, и нестандартный сюжет, и множество колоритных персонажей, и драйвовый саундтрек, и ещё отсылки к музыкальной сфере. Примечательно, что благодаря этим самым отсылкам сформировался мой музыкальный вкус (до этого осознанно музыку не слушал отдельно).

Вот решил узнать, есть ли игры по этому тайтлу, и мне приглянулся старенький файтинг по третьей части манги — JoJo’s Bizarre Adventure: Heritage for the Future, разработчиком которого была как раз Capcom.

Интро игры

Прошёл версию для PS1, и, забегая вперёд, скажу, что на фоне многих файтингов Capcom того времени игра по «ДжоДжо» удачно внедряет свежие идеи: механика Стендов отлично смотрится в боях, а в сюжетном режиме встречаются мини-игры, интерактивные комиксы и даже уровни в других жанрах (Shoot ’em up и Side-scroller). Всё это отлично разбавляет основной игровой процесс, и жаль, что проекты, о которых я расскажу позже, не попытались сделать то же самое.

Что мне очень нравится в Capcom — так это их отношение к лицензионным проектам. Разработчики уделяют этим проектам столько же внимания и тщательности, сколько и своим оригинальным играм. Пусть игры не всегда хороши технически, но в них прям чувствуется уважение и любовь к первоисточнику — особенно это заметно в музыкальном плане.

♫┤JoJo’s Bizarre Adventure: Heritage for the Future — Muhammed Avdol's Theme├♫

♫┤JoJo’s Bizarre Adventure: Heritage for the Future — J.P. Polnareff's Theme├♫

Отличная и вполне самостоятельная игра — даже если вы не знакомы с оригиналом, могу порекомендовать в неё поиграть.

Геймплей JoJo’s Bizarre Adventure: Heritage for the Future

Перенесёмся в 2К17. Тогда я как раз прочёл пятую часть манги — «Золотой ветер». Позже решился поиграть и в игру для PS2, которая основана полностью на ней. Играть пришлось на японском, потому что даже фанатского перевода тогда не было (или просто не нашёл тогда). Я смотрел до этого скрины — игра выглядела весьма сомнительно (даже для 2002 года). После того как я сам в неё поиграл, понял — продукт действительно спорный.

Обложка GioGio’s Bizarre Adventure
Обложка GioGio’s Bizarre Adventure

GioGio’s Bizarre Adventure (название для запада, пока не отменили её выпус там) — это трёхмерный Beat ’em up с странными дизайнерскими решениями. Локации почему-то чересчур просторные для битв один на один — на всю карту всего один противник, а не группа врагов, как это принято в этом жанре. Враги часто просто убегают от игрока, а управления не всегда удобное. Были даже душные уровни, где было инвертированное управление (ненавижу когда такое делают).

Вопреки всем недостаткам, игра мне понравилась. К управлению привыкаешь, можно играть за каждого персонажа банды Буччелатти, хотя большинству доступен лишь один уровень (в режиме истории, а в другом можно пройти отдельную историю за каждого персонажа). Ещё в игре есть секретные катсцены (и просто диалоги), которые можно активировать при успешном выполнении условий на уровне.

Геймплей GioGio’s Bizarre Adventure

А саундтрек этой игры — один из моих самых любимых игровых саундтреков. Он напоминает мне музыку из игр по Сонику (которую тоже люблю), а также мотивы из заглавных тем GTA III и Max Payne. Мицухико Такано (композитор игры) просто изумительно передал атмосферу Италии, бодрых сражений и странноватого мира сериала.

Обязательно послушайте:

♫┤GioGio's Bizarre Adventure — CM tune├♫

♫┤GioGio's Bizarre Adventure — Synopsis 1├♫

♫┤GioGio's Bizarre Adventure —Buccellati (Arrange version)├♫

♫┤GioGio's Bizarre Adventure — King Crimson├♫

♫┤GioGio's Bizarre Adventure — Secco├♫

Хотя игра мне очень зашла (во многом благодаря потрясающему саундтреку, из-за которого даже завышу ей оценку), рекомендовать её всё же не стану — проект спорный.

JoJo's Bizarre Adventure: Heritage for the Future: 8/10;
GioGio's Bizarre Adventure: 8/10.

Символичная катсцена из игры

Играл и в другие игры по «ДжоДжо», но их уже Capcom не делала.

С 2017 по 2018 год рисовал ещё пиксель-арты по этому тайтлу. Вот, которые сумел найти:

The Legend of Zelda: The Minish Cap
The Legend of Zelda: The Minish Cap

Да, это серия не от Capcom, но те делали по ней несколько игр для портативок — так что считается.

С этой частью я познакомился примерно в 2017-ом. На тот момент я уже прошёл несколько игр из серии: A Link to the Past, The Wind Waker и Twilight Princess. Проходил игру на смартфоне, куда поставил эмулятор GBA.

В ней отличные битвы с боссами (хотя были и боссы с другой просто покраской и способностью). Кардинально новых предметов очень мало, либо они переделанные из предшественников, либо же напрямую взятые из них. Саундтрек однообразен. Нет, он приятно передаёт яркую атмосферу, но ему попросту недостаёт своего уникального шарма.

The Minish Cap — это отличный выбор, чтобы познакомиться с серией в её классическом виде.

The Legend of Zelda: The Minish Cap: 8/10.

Игровой процесс
Ōkami 
Ōkami 

Впервые познакомился с игрой примерно в то же время, когда играл в The Minish Cap, но где-то 1-2 раза забрасывал её на первых часах. Только в феврале 2025-го осилил её полностью — чему я рад, ведь она стала одной из лучших игр, когда-либо созданных Capcom для меня.

Игра была вдохновлена японской мифологией и живописью. История рассказывает о богине-волчице Аматерасу, которая сражается с силами тьмы.

Можно сказать, что Ōkami — это клон The Legend of Zelda, однако она — лучший её клон. В игре красочные и разнообразными локациями, каждая из которых выглядит как ожившая картина. И даже спустя годы игра выглядит великолепно (ну и благодаря HD-переизданию ещё). А исследование мира останется увлекательным на протяжении всей игры благодаря интересным и забавным персонажам.

Понравилась механика «Божественная кисть», с помощью которой можно рисовать магические символы на экране. С её помощью можно восстанавливать разрушенные объекты, призывать ветер, поражать врагов молниями и многое другое.

Нарисовал круг — получи цветочек

Но сломанная экономика и прокачка лишили игру ощущения вызова и делают её слишком простой (даже для неопытных игроков). Изредка ещё возникали моменты, когда игра не распознаёт некоторые нарисованные игроком символы. А также бесил Boss Rush под конец игры, где приходилось биться с самым долгим боссом уже в 3-ий раз.

Тем не менее Ōkami остаётся одной из самых запоминающихся игр своего времени. Она обязательна к прохождению для любителей приключений.

Ōkami: 9/10.

Обложка Ōkami HD
Обложка Ōkami HD

Также игра имеет открытый финал. Лишь спустя 18 лет было анонсировано прямое продолжение. Интересно, каким оно получится.

Сборники файтингов
Сборники файтингов

Честно говоря, я не эксперт в файтингах — мне сложно осваивать сложные приёмы и выполнять многократные комбо. Но этот жанр, можно сказать, меня успокаивает. В такие игры приятно погрузиться на пару-тройку часов как в одиночку, так и в компании. Да-да, мой любимый файтинг — это Tekken. Хотя я пробовал и другие тайтлы: Mortal Kombat, Soulcalibur, The King of Fighters, Guilty Gear, всякие «анимешные» проекты и другие.

И вот месяц назад мне случайно на глаза попался сборник классических «драчек» от Capcom. Я подумал: а может там будет что-то стоящее? (Спойлер: да, там есть!) Также было интересно ознакомиться с «базой» файтинг-культуры и впервые поиграть в подзабытые серии вроде Darkstalkers и Power Stone.

В итоге я прошёл 3 сборника от Capcom подряд:

  1. Capcom Fighting Collection (8 игр и 2 разных вариации одной игры);
  2. Capcom Fighting Collection 2 (8 игр);
  3. Marvel vs. Capcom Fighting Collection (8 игр).

Перейду к самим играм из сборников.

Арт по Capcom Fighting Collection
Арт по Capcom Fighting Collection
Серия Darkstalkers
Серия Darkstalkers

Это был мой первый проект из сборников. Сначала было сложновато — проигрывал раз за разом, но, к счастью, в сборнике был большой выбор настроек, благодаря которым можно было подстроить игру под себя. Когда разобрался, где и на что нажимать — начал получать удовольствие и постепенно повышал уровень сложности.

Darkstalkers сталкивает между собой персонажей, вдохновлённые фольклором и сказками: вампир, чудовище Франкенштейна, гуль, суккуб и других существ. Но больше всего серия прославилась своими «аппетитными» дамами.

Морриган и Лилит

Понравился дизайн монстров и локаций, однако до сих пор не понимаю, зачем в сборник включили сразу две отдельных версий Vampire Savior (Vampire Hunter 2 и Vampire Savior 2). Они отличаются лишь списком персонажей и рескином интерфейса.

В целом, могу порекомендовать только Vampire Savior 2: The Lord of Vampire, где собраны почти все персонажи из предыдущих частей.

Darkstalkers: The Night Warriors: 6/10;
Night Warriors: Darkstalkers' Revenge: 7/10;
Vampire Savior: The Lord of Vampire: 7/10;
Vampire Hunter 2: Darkstalkers' Revenge: 6/10;
Vampire Savior 2: The Lord of Vampire: 7/10.

Игровой процесс Vampire Savior: The Lord of Vampire
Cyberbots: FullMetal Madness
Cyberbots: FullMetal Madness

А вот этот проект неожиданно стал для меня приятным сюрпризом. Удивился тому, что об этом проекте знают немногие. Никогда раньше не встречал эту игру ранее, а жаль — отличная же вещь!

Хотя я не большой любитель тематики мехов и гигантских роботов, время от времени появляется желание поиграть или посмотреть что-то про это. И вот тут игра попала точно в тайминг и настроение.

Интро игры

Здесь есть множество детализированных боевых роботов с разными классами и уникальными способностями. Даже имеется возможность отрывать противнику части тела в бо, что выглядит впечатляюще и добавляет глубины в геймплей. Изредка на экране бывает «каша» из-за чересчур большого количества визуальных эффектов.

А дизайн персонажей напоминает героев из других работ Capcom:

Короче, Cyberbots — отличная игра, из всех проектов в сборнике именно в неё я провёл больше всего времени. Даже сюжет немного зацепил.

Cyberbots: FullMetal Madness: 8/10.

Игровой процесс
Red Earth
Red Earth

Ещё один проект, который приятно удивил и, как ни странно, тоже довольно малоизвестен. Это не совсем классический файтинг — скорее Boss Rush с элементами RPG.

У каждого из четырёх героев, а их всего четверо, есть разные концовки. Например, концовка у Лео изменится, если в бою с предпоследним боссом игрок завершит сражение специальным комбо-приёмом (это же фаталити!). Персонажи также вооружены элементарными сферами, вроде льда или пламени, которые можно найти ещё в сундуках во время боя. Также надо зарабатывать очки опыта, чтобы прокачаться после битвы.

Все персонажи игры
Все персонажи игры

Хотя в игре и присутствует прокачка персонажей, она реализована крайне скудно — отсутствуют как ветки развития, так и возможность выбора, куда потратить очки. Все улучшения, например, новые приёмы или иммунитет к негативным эффектам, выдаются автоматически и служат лишь для отражения прогресса героя.

Добротный продукт с небольшими огрехами.

Red Earth: 7/10.

Геймплей
Серия Street Fighter
Серия Street Fighter

Настала очередь Hyper Street Fighter II: The Anniversary Edition и Street Fighter Alpha 3 Upper. Хотя одна из них входила в первый сборник, а вторая — во второй, я решил объединить их в единый рассказ о моём знакомстве с серией Street Fighter.

В детстве с батей играл в Street Fighter EX2 Plus на PS1 — это была моя первая игра из этой серии. Больше всего запомнились задники локаций и мини-игра с пинанием бочек. Позже, в 2012 году, попробовал Street Fighter X Tekken, но почти ничего не помню из неё.

Арт по Street Fighter X Tekken
Арт по Street Fighter X Tekken

Сейчас же прошёл Street Fighter II и особого удовольствия не получил (особенно в финале против Акумы) — скорее, закрыл гештальт. Наверное, стоило начать марафон именно с неё, а я начал с более развитых файтингов — после них SFII ощущается очень примитивным. Узнал позже, что рынок был буквально завален различными версиями её и прямых продолжений (включая и их улучшенные версии) ещё в 90-ые (где-то 16 проектов за 10 лет вышло тогда).

Игра — фундамент файтингов, но сейчас она не имеет особых преимуществ. Единственное, что зацепило — это музыка. Да, выбрал, походу, самые популярные треки, но мне они правда понравились.

♫┤Hyper Street Fighter II: The Anniversary Edition — Guile's Theme├♫

♫┤Hyper Street Fighter II: The Anniversary Edition — Akuma's Theme [Arrange]├♫

SFA3 Upper был более динамичным и приятным, но всё равно не произвёл на меня такого впечатления, как остальные игры из Capcom Fighting Collection 2.

Street Fighter EX2 Plus: 6/10;
Street Fighter X Tekken: 6/10;
Hyper Street Fighter II: The Anniversary Edition: 6/10;
Street Fighter Alpha 3 Upper: 7/10.

Геймплей Street Fighter Alpha 3 Upper
Plasma Sword: Nightmare of Bilstein
Plasma Sword: Nightmare of Bilstein

В сборнике была только вторая часть дилогии Star Gladiator (оригинальное название). Не играл в первую, да и желания вообще нет. Проект в целом можно охарактеризовать как сборную солянку из научной фантастик и космоопер. Героев будто собирали из набора популярных фантастических образов 80-ых и 90-ых.

Тем не менее персонажи выглядят невыразительно — будто это не полноценные герои, а ранние концепт-арты или жалкие копии своих прототипов. Визуально и тематически всё вроде бы есть, но вот индивидуальности и изюминки прям многим не хватает. После прохождения узнал, что изначально это был файтинг по «Звёздным войнам» — теперь многое становится понятным.

Игра неплохая, но не более того.

Plasma Sword: Nightmare of Bilstein: 6/10.

Игровой процесс
Project Justice
Project Justice

Дальше шёл ещё один 3D-файтинг, но теперь про разборки школьных и уличных банд. В игре представлено множество колоритных персонажей, представляющих разные типажи школьной и уличной среды: спортсмены, ботаны, задиры, учителя, байкеры и гопники. Мне бойцы напомнили персонажей из аниме «Небо и земля», где тоже были разборки суперсильных школьников.

А вот дизайн локаций считаю унылым — этим местам не хватает той же фантазии и проработки, что были вложены в дизайн бойцов.

Боевая система позволяет устраивать командные атаки — в паре или втроём (в некоторых других играх такое тоже было, но поиграл в них позже этой). У каждой школы есть свой полноценный сюжет: хотя он не поражает неожиданными поворотами, всё равно помогает раскрыть персонажей и придаёт игре атмосферу цельного мира, чего так не хватало большинству проектов.

Спец-приём из трёх людей

Заметил, что мне больше понравились малоизвестные проекты, чем популярные серии (Street Fighter и Marvel vs. Capcom) в этих сборниках. Хотя были и свои исключения, как Plasma Sword.

Потрясный файтинг с броскими персонажами.

Project Justice: 8/10.

Дилогия Power Stone
Дилогия Power Stone

Когда был мелким, часто натыкался на клонов этой серии: Shrek SuperSlam, Tom and Jerry in Fists of Furry, One Piece: Grand Adventure и Gang Beasts. Первая мне очень нравилась — она весёлая и разнообразная, но временами становилась довольно хардкорной.

Геймплей Shrek SuperSlam

Попробовал Power Stone — проект тоже приятно удивил в этом марафоне. Это арена-файтинг с множеством интерактивных элементов. Здесь можно бросаться предметами, кататься на шестах для ускорения во время атаки и собирать кристаллы, которые превращают героя в ультимативную форму с уникальными приёмами. Однако в сиквеле начинается настоящая неразбериха из-за присутствия уже четверых игроков (вместо двух в оригинале), движущихся объектов, ловушек и боевых транспортных средств.

Арены во второй части выглядят сочно и разнообразно: битвы на движущихся подлодках, в храме среди облаков и даже среди руин, напоминающих строение из Майнкрафта.

Игровой процесс Power Stone 2

Рекомендую поиграть только в сиквел, поскольку в нём больше арен, персонажей и возможностей для веселья, особенно в мультиплеере.

Power Stone: 7/10;
Power Stone 2: 8/10.

Персонажи второй части
Персонажи второй части
Игры Capcom по вселенной Marvel
Игры Capcom по вселенной Marvel

Пришло время перейти к менее весёлым играм. Начал проходить The Punisher и обнаружил, что это классический beat’em up, а не файтинг. Не знаю, почему его включили в этот сборник, но, пожалуй, это даже к лучшему — игра оказалась увлекательнее, чем оба файтинга про супергероев Marvel. Ей хорошо удалось передать суровую атмосферу Карателя и привнести в мой марафон приятное разнообразие, уйдя от файтинг-формата, от которого уже начал понемногу уставать.

Просто хорошая и качественная игра о похождениях Фрэнка Касла (и Ника Фьюри) с большим арсеналом оружия.

Геймплей The Punisher

Потом пошёл в проекты по «Людям Икс» и «Мстителям». В итоге запомнилось только 2 момента:

  1. В этих играх я умирал больше всего. В первой игре на Джаггернауте, который не станился, а любое попадание по нему не прерывает его действия. Во второй «занозой» был Танос, который спамил спец-атаками, независимо от уровня сложности. Даже Акума не был столь сложен.
  2. В Marvel Super Heroes добавили механику с «Камнями Бесконечности», которые дают бонусы, такие как повышенную силу или восстановление здоровья. Некоторые бойцы получают особые способности при использовании определённых камней. Несмотря на стремление разнообразить геймплей, эта механика малоэффективна — на 2D-арене просто не успеваешь следить за камнями, которые быстро теряются из поля зрения. Эта механика гораздо лучше будет реализована в Super Gem Fighter Mini Mix, а ещё лучше — в Power Stone, где просторные 3D-арены действительно раскрывают потенциал подобной механики.

Неплохие проекты, но они скорее ощущаются как заготовки для будущих хитов.

The Punisher: 7/10;
X-Men: Children of the Atom: 6/10;
Marvel Super Heroes: 6/10.

Размышления о кроссоверах Capcom
Размышления о кроссоверах Capcom

За 5 лет (с 1996 по 2001 год) Capcom выпустила аж 8 кроссоверов (именно те, что были включены в эти сборники). У меня возникает вопрос: а зачем столько? Да, между играми есть различия, одна даже в другом жанре, но всё равно чувствуется перебор, и всё превращается в откровенный конвейер.

Особенно странно выглядела последовательность: сначала выходят две отдельные игры про Людей героев Marvel, затем — два кроссовера только с персонажами Street Fighter, а после этого — ещё две игры уже со всей Capcom против всей Marvel. Странно, что не было ещё X-Men vs. Darkstalkers, где мутанты сражались бы с монстрами — вполне лучше звучит, чем очередной кроссовер с героями из SF, которые выходили каждые полгода-год тогда.

Сама идея кроссоверов прекрасна, но когда их выходит столько и с такой скоростью, впечатления от каждого становятся менее яркими и насыщенными. Изменения ограничиваются одной-двумя механиками, при этом основное обновление касается лишь смены списка играбельных персонажей.

Ладно, малость подушнил — давайте двигаться дальше.

Capcom: Великая. Любимая. Неоднозначная.
Super Puzzle Fighter II Turbo
Super Puzzle Fighter II Turbo

Играл в похожие проекты ещё в детстве: Dr. Robotnik’s Mean Bean Machine и Tecmo Stackers, так что сразу вник в игру. Super Puzzle Fighter II Turbo — это соревновательный тетрис (не нашёл более точный термин для подобных проектов) с чиби-версиями героев из Street Fighter и Darkstalkers.

Правила такие: собирай одинаковые блоки, создавай цепочки и закидывай поле соперника «камнями». Проигрывает тот, чьё поле первым заполнится до потолка.

Отличительные черты: у каждого персонажа здесь своя уникальная схема сброса блоков и атаки. А при правильной стратегии можно выстраивать мощные комбо, запускать цепные реакции и даже отбивать встречные атаки, если очистить своё поле до падения «камней».

Визуал милый и приятный, а герои очень живо реагируют на происходящее, чего раньше не было в подобных играх. В конце они даже делают фаталити.

Славный тетрис с яркой картинкой.

Super Puzzle Fighter II Turbo: 7/10.

Игровой процесс
Super Gem Fighter Mini Mix
Super Gem Fighter Mini Mix

При первом запуске игры меня охватила тёплая волна ностальгии (несмотря на то, что я не играл в неё раньше), будто я снова оказался в раннем детстве, где всё вокруг казалось ярче, красочнее и добрее. Визуально всё превосходно: насыщенные цвета, милые персонажи и уютная атмосфера, в которой просто приятно находиться.

Pocket Fighter (японское название игры) — это удачное сочетание механик из прошлых файтингов Capcom. Во время боя можно собирать самоцветы, которые усиливают персонажа (как было в Marvel Super Heroes), а также использовать элементарные сферы (как в Red Earth). Например, заморозку или превращение в камень (способности монстров из Darkstalkers). Также на аренах появляются сундуки с бонусами и еда для восстановления здоровья (тоже из Red Earth).

Очаровательный файтинг с уморительными анимациями и пародийным юмором.

Super Gem Fighter Mini Mix: 8/10.

Хм, это было забавно.
Дилогия Capcom vs. SNK
Дилогия Capcom vs. SNK

Первое, что понравилось — интерфейс обеих игр. Обе оформлены в телевизионной стилистике, но поданы по-разному: одна — монохромная, а другая — яркая и насыщенная.

Второе — арт-дизайн, и он здесь представлен в двух стилях: от Capcom и от SNK. Стиль SNK — более мультяшный и комиксный. Стиль Capcom, напротив, отличается большей реалистичностью и сдержанностью. Но это не значит, что у каждого бойца только один стиль: в меню и заставках можно увидеть оба варианта, вне зависимости от того, из какой игры персонаж. При этом во время боя используется единый визуальный стиль. Кроме того, каждая локация впечатляет высоким уровнем детализации.

Третье — боевая система, которая включает в себя 2 ключевые механики:

  • Ratio. Определяет состав команды: можно взять одного крайне сильного бойца или собрать команду из трёх послабее. Баланс достигается за счёт очков силы (от 1 до 4), которые распределяются между участниками для определения их мощи.
  • Groove. Выбор боевого стиля, основанного на механиках из прошлых работ Capcom и SNK. Всего есть 6 стиля боя, и каждый из которых влияет на процесс накопления шкалы для специальных приёмов. Например, в K-Groove шкала заполняется при получении урона, а в C-Groove шкала разделена на три уровня, определяющих мощность специального приёма.

Четвёртое — драйвовая музыка (только в первой части). Без лишних слов, вот:

♫┤Capcom vs. SNK: Millennium Fight 2000 — SNK Stage├♫

♫┤Capcom vs. SNK: Millennium Fight 2000 — Stage of Sagat├♫

♫┤Capcom vs. SNK: Millennium Fight 2000 — Stage of Vega├♫

♫┤Capcom vs. SNK: Millennium Fight 2000 — New Challenger ~Character Select├♫ (из PS1 версии, в сборнике её не было)

Capcom vs. SNK — отличный пример того, как можно гармонично объединить разные подходы в рамках одного проекта (дилогии в целом) без утраты целостности и индивидуальности. В первой игре создатели только экспериментировали с механиками, а во второй — довели их до совершенства.

Две компании, два подхода и две отличные игры.

Capcom vs. SNK: Millennium Fight 2000 PRO: 7/10;
Capcom vs. SNK 2: Mark of the Millennium 2001: 8/10.

Игровой процесс Capcom vs. SNK 2: Mark of the Millennium 2001
Кроссоверы Street Fighter с героями Marvel
Кроссоверы Street Fighter с героями Marvel

С каждым последующим файтинг-кроссовером становилось всё труднее сохранять к ним интерес. К тому же начал уставать от файтингов в целом и стал немного жалеть, что решил проходить их подряд, не чередуя с другими играми. Игры сделаны вроде норм, но зач... Даже не хочется про них что-то говорить толком. Они просто заурядные.

X-Men vs. Street Fighter: 5/10;
Marvel Super Heroes vs. Street Fighter: 5/10.

Геймплей Marvel Super Heroes vs. Street Fighter
Дилогия Marvel vs. Capcom
Дилогия Marvel vs. Capcom

Первая часть казалась чуть-чуть улучшенной версией Marvel Super Heroes vs. Street Fighter, только вместо некоторых бойцов из SF добавили Мегамена, Страйдера и ещё пару персонажей из других тайтлов. Да и сам ростер бойцов в целом скучный. Могли бы хотя бы добавить персонажей из поддержки, которые были введены как новая механика. Но мне кажется, многих героев решили не дорабатывать до полноценных бойцов, чтобы побыстрее выпустить игру — ведь кроссовер Marvel с SF вышел всего за полгода до неё.

Играбельные персонажи в Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes
Играбельные персонажи в Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes

А в сиквеле как раз добавили целую кучу играбельных персонажей: тут и герои из прошлых файтингов, и персонажи недавних игр Capcom (например, Джилл из Resident Evil), а также несколько новых бойцов, придуманных специально для этой игры. Но так как я играл в неё уже после дилогии Capcom vs. SNK — она зашла мне намного меньше: боевая система не такая крутая, музыка не вызывает боевого настроя, а локации выглядят не так интересны, как CvsSNK, да и сохранились они куда хуже.

Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes — всё же неплохая игра с большим количеством разнообразных героев, которые могут выполнять совместные атаки вдвоём или втроём, создавая на экране настоящий хаос. Однако, кроме этого, удивить она вряд ли сможет вас.

Marvel vs. Capcom: Clash of Super Heroes: 5/10;
Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes: 6/10.

Геймплей Marvel vs. Capcom 2: New Age of Heroes
Capcom Fighting Evolution
Capcom Fighting Evolution

Последняя игра из сборников оказалась худшей в моём марафоне. Создатели задумали кроссовер, в котором персонажи из разных серий имеют свои уникальные боевые системы: бойцы из SFII сражаются по одной механике, монстры из Darkstalkers — по другой. На первый взгляд механика кажется интересной (для тех, кто не знаком с Capcom vs. SNK), но реальные различия между стилями минимальны — из-за этого баланс между бойцами ещё и нарушен. Браво!

К тому же спрайты персонажей напрямую были взяты из своих игр (кроме героев SFII — они из CvsSNK2), поэтому стилистика и уровень детализации сильно разнятся: одни выглядят проработанными (как Алекс из SFIII или Лео из Red Earth), а другие — упрощёнными (как Джеда из Darkstalkers).

Ладно, если бы это был один из первых кроссоверов — ещё можно было бы простить. Но игра вышла в 2004 году, когда уже вышли MvC2 и CvsSNK2. На их фоне Fighting Evolution выглядит откровенно устаревшей и посредственной.

Это не эволюция сражений, а их деградация.

Capcom Fighting Evolution: 4/10.

Игровой процесс
Итоги по всем пройденным мной сборникам
Итоги по всем пройденным мной сборникам

С одной стороны, круто, что я ознакомился с классикой (Street Fighter II и Darkstalkers) и даже нашёл для себя скрытые алмазы (Cyberbots и Project Justice). Но с другой — зря решил проходить все игры из трёх сборников подряд. Лучшими назвал бы Capcom vs. SNK 2, Cyberbots и Power Stone 2, а худшими — Capcom Fighting Evolution и кроссоверы Marvel со Street Fighter. Файтинги — явно не лучший жанр для игрового марафона, но в целом я остался доволен.

Что касается качества самих сборников — над ними в целом хорошо потрудились.

В сборниках имеются:

  • Гибкие настройки сложности и управления (идеально как для ветеранов, так и для новичков);
  • Выбор фильтров, разрешения и границ для экрана;
  • Полноценный онлайн-режим;
  • Система квик-сейвов;
  • Достижения по каждой игре;
  • Музей с концепт-артами, гайдами и саундтреками.

Хотелось бы ещё каких-нибудь материалов по мультфильмам, комиксам и прочей продукции по играм — как это делали в Sonic Mega Collection Plus (наверное, это самый лучший для меня сборник). Также не особо удобно сделана система выбора игровых режимов. Ну и меню выглядит простовато, Capcom Arcade Stadium в этом плане выглядел куда лучше со своими моделями игровых автоматов. Но в неё не играл, так что могу ошибаться.

Кадр из Capcom Arcade Stadium
Кадр из Capcom Arcade Stadium

Изначально этот лонгрид был сфокусирован только на личных впечатлениях от трёх сборниках, но в процессе написания стартанул как раз [Челлендж] про истории знакомств с играми Capcom. С одной стороны, хочется рассказать про сборники, а с другой — поведать и о других сериях. В итоге всё-таки решил написать о всех творениях Capcom, которые встречались на моём пути. Конечно, можно сделать несколько постов про разные серии игр, однако мне по душе больше формат одной работы, где воедино всё собрано.

Capcom Fighting Collection: 8/10;
Capcom Fighting Collection 2: 8/10;
MARVEL vs. CAPCOM Fighting Collection: Arcade Classics: 8/10.

Блок про истории знакомства с проектами, которые когда-то дропнул
Блок про истории знакомства с проектами, которые когда-то дропнул

Я поведал о пройденных играх — теперь перейдём к тем, что я не осилил по разным причинам.

Серия Resident Evil
Серия Resident Evil

Пробовал 3 раза вкатиться в эту серию:

  1. В 6—9 лет пытался поиграть в одну из первых трёх частей на PS1, но не смог разобраться с управлением.
  2. В 2012-ом решил сыграть в Resident Evil 4, по-моему, на PS2, но не смог пройти дальше деревни — было страшно.
  3. В 2021-ом играл в ремейк RE2, но не осилил после первого босса из-за высокого уровня напряжения.

Смотрел ещё фильмы с Миллой Йовович — первые четыре были неплохими, а дальше пошла «блевотина». Единственное, что зашло — это «История серии» от Васи Гальперова, хоть она скомканной получилась.

Возможно, ещё вернусь к серии, когда придёт время, но не сейчас.

Обитель зла: 6/10;
Обитель зла 2: Апокалипсис: 6/10;
Обитель зла 3: 6/10;
Обитель зла 4: Жизнь после смерти: 6/10;
Обитель зла: Возмездие: 5/10;
Обитель зла: Последняя глава: 3/10.

DuckTales: Remastered
DuckTales: Remastered

В детстве очень нравился этот мультик (перезапуск 2017-го тоже очень зашёл), а в 2013-ом сыграл ремейк Capcom'овской игры — DuckTales: Remastered, а в оригинал на NES не играл. Тогда мне понравилось решение сделать персонажей полностью нарисованными, а не использовать 3D-модели. Но в целом визуальный стиль не нравился тем, что 2D-персонажи слабо сочетались с 3D-локациями, из-за чего игра казалась визуально недоработанной. Лучше бы весь визуал выдержали в одном рисованном стиле или добавили бы эффекты, чтобы сгладить контраст.

Можно было сделать вот так:

Жаль, что это была шутка на первое апреля.
Жаль, что это была шутка на первое апреля.

Прошёл 2–3 уровня и удалил.

Серия Ace Attorney
Серия Ace Attorney

Пробовал играть в первую часть Ace Attorney примерно в 2011 году, но не смог пройти дальше второго дела — не понимал, какие улики нужны для прохождения. Решил ещё в шестую часть сыграть, когда та вышла для смартфонов, но поиграл 2 часика. Ну и посмотрел пару серий аниме — не зашло. А вот мемы крутые.

Auto Modellista
Auto Modellista

Познакомился с игрой в 2018 году. Очень нравился визуальный стиль, но дропнул из-за неудобного управления и того, что она больше напоминала Gran Turismo, чем Ridge Racer (c этой познакомился только недавно, но она больше подходит для аналогии, чем NFS). Мне не заходят спортивные симуляторы.

Asura's Wrath
Asura's Wrath

Видел раньше видосы по ней, но сам смог ознакомиться с ней только в 2024 году. Но ни геймплей, ни сюжет не смогли меня увлечь, хотя мне нравятся подобные ей аниме — «Драконий жемчуг Z» и «Кулак северной звезды».

Kunitsu-Gami: Path of the Goddess
Kunitsu-Gami: Path of the Goddess

Заинтересовался игрой ещё на её анонсе. В игре мне понравился визуальный стиль и анимации протагониста, даже сам геймплей казался мне нестандартным — это синтез Beat ’em up и RTS (как мне казалось по трейлерам).

А когда поиграл на релизе — игра оказалась скучной. К тому же рутинные задачи, такие как посещение каждой деревни для обустройства, быстро надоели. Да и сюжет обходится одним-двум абзацам. Из обзоров узнал, что игра рассчитана на 30 часов, но я забросил её где-то на 8-м часу прохождения.

Да, это необычно, но не увлекательно.

Проекты, которые оставил на потом
Проекты, которые оставил на потом

Помимо тех игр, которые я уже упоминал, в будущем хочу попробовать ещё:

  • Onimusha: Warlords. Хочется ознакомиться с этой серией;
  • God Hand. Другие крайне рекомендуют эту игру;
  • Breath of Fire IV. Нравятся JRPG, да и визуал прикольный;
  • P.N.03. Хочется какой-то необычный экшн из 00-ых;
  • Monster Hunter: World. Просто хочу попробовать;
  • Dragon's Dogma II. Привлекает мир и геймплей игры;
  • Pragmata (ещё не вышла). Понравилось, что в боях нужно решать головоломки для дебаффа противников.

Есть ещё много тайтлов, которые лично меня пока не интересуют, например, Dead Rising, Lost Planet и Dino Crisis.

Кадр из Breath of Fire IV
Финальный вывод о компании Capcom
Финальный вывод о компании Capcom

Вопрос: Могу ли назвать Capcom лучшей игровой компанией?

Ответ: Нет.

Вопрос: Capcom — это моя самая любимая игровая компания?

Ответ: Тоже нет.

Но не могу не признать, что на протяжении всей своей истории Capcom делала игры самых разных жанров и для самой разной аудитории. В Японии пользовалось успехом одно (как Monster Hunter), на Западе — другое (Resident Evil). Детям — одно (Mega Man Battle Network), а взрослым — совершенно иное (Dead Rising). Ведь много поклонников есть у серии Devil May Cry, немало фанатов Resident Evil, а также верные любители Mega Man, Street Fighter и Ace Attorney. Есть и те, кто скучает по Dino Crisis, God Hand и Breath of Fire и ждёт новые проекты по ним. Вот такая она — Capcom.

При всём этом у компании есть ещё одно редкое качество — стабильность. Да, не всегда всё было у неё гладко и ровно. Бывало, что одни серии надолго замораживались, уступая место новым, а спустя годы всё менялось — старые возвращались, а новые названия отходили на второй план. Но если посмотреть на другие подобные компании, например, Konami и Ubisoft, то отношение к Capcom будет намного позитивным у людей, чем к ним (если рассматривать прошлое, настоящее и будущее компании).

Capcom: Великая. Любимая. Неоднозначная.

Как и у любой крупной компании, у Capcom есть свои недостатки. Они делали полно годных игр, но и с ними выходили проходные, спорные и откровенно посредственные проекты. В них были странные дизайнерские решения, технические проблемы и спорные нововведения. Можно вспомнить такие игры, как Street Fighter: The Movie, Devil May Cry 2, Mega Man X7, Capcom Fighting Evolution, Umbrella Corps, Resident Evil 6, Steel Battalion: Heavy Armor и Exoprimal и ещё парочку.

Однако хочется похвалить Capcom за их умение не ставить крест на своих сериях и продолжать вкалывать и развиваться. Они учатся на ошибках и возвращаются с топовыми играми, такими как Devil May Cry 3, Mega Man X8 и Resident Evil 7, которые не только вернули доверие игроков, но и привлекли новую аудиторию, а возможно, даже стали одними из самых любимых игр в принципе.

Вот поэтому Capcom — это великая, любимая и неоднозначная компания!

Capcom: Великая. Любимая. Неоднозначная.
Эпилог
Эпилог

*Хух*

Вот это у меня целое эссе получилось, хотя хотел всего лишь личные истории рассказать. Думал, что напишу всё это за 3–5 дней, но потратил почти две недели. А мог бы просто из ChatGPT взять описания для всех игр за пару часов — и готово. Влечу с удовольствием ещё в другие [Челлендж]'и, например, по играм от Square Enix и Konami, а также от внутренних игровых студий крупных компаний: Microsoft Game Studios и Sony Computer Entertainment.

Надеюсь, вам понравился мой материал — мне было очень приятно над ним работать. Ещё раз большое спасибо, @Kirisame_Marisa, за то, что послужила катализатором для всего этого, и за крутые лонги. Так что поддержите и её тоже (ну и меня, если хотите). А я пойду наконец-то проходить новый Ninja Gaiden.

Всем Adiós!
132
15
8
2
1
1
1
77 комментариев