Dragon Age: Origins - разбор духовного наследника Baldur's Gate.
Мне хорошо запомнилась громкая пиар-кампания Dragon Age в 2009 году. BioWare не поскупились на мощные CGI-трейлеры под музыку Мэрилин Мэнсона. Выпустили видео-дневники с работой художников и звуковиков. Запустили сервис для хвастовства достижениями. А сам Dragon Age преподносился в качестве духовного наследника Baldur’s Gate! Это заявление особенно воодушевило игроков, ведь к 2009 году потребность в фэнтезийной партийной CRPG стояла невероятно остро!
Это восстановленный разбор из черновика за май 2024 года.
Содержание:
Достоинства:
- Выбор биографии главного героя (ГГ) определяет начальную локацию, влияние на события и реакцию NPC. Это гарантирует очень высокую реиграбельность. 
- В целом я остался доволен ролевой составляющей DAO. В наличии моральные дилеммы, выборы с последствиями, неотложные задания, цепочки заданий, несколько основных и множество комбинированных концовок. 
- Игроку предстоит выбрать союзников и усилить армию. 
- В игре более 30 всевозможных спутников, но лишь 8 из них основные. У каждого индивидуальный набор параметров и характер. При общении постепенно раскрываются детали биографии, новые способности и задания. 
- Особенно мне понравились диалоги между спутниками. Подколы Морриган, как и она сама, бесценны. Морриган, Алистер и Огрен - самые яркие персонажи на моей памяти в CRPG. 
- Никогда прежде сражения в партийных CRPG не были настолько динамичными. Ушли в прошлые долгие атаки и частые промахи. У персонажей выросла отзывчивость и личная самодостаточность. 
- Зрелищности добавляют анимации добивания, обезглавливание троллей, драконов и котов. Кровью забрызганные физиономии друзей и врагов. Противники умеют хватать, грызть и дубасить героев об землю. Всё это не оставит равнодушным психически здорового человека. 
- Можно индивидуализировать поведение героев в бою, что помогает игроку избегать рутинных команд. Тактическая пауза позволяет не спеша раздавать команды. 
- Зевран.
- Бестиарий небогат. Однако грамотная комбинация противников, их расстановка и засады делают сражения увлекательными. 
- Добротный экономический баланс. Лишь к концу игры мне удалось снарядить всех спутников самой дорогой экипировкой. 
- Холодное оружие можно улучшать с помощью рун. Кузнецы могут собрать уникальную броню из редких компонентов. 
- История Ферелдена раскрывается через диалоги и собрание кодекса. 
- Общий инвентарь партии. 
- Путешествовать по карте мира можно только по дорогам, но даже так создаётся приятное ощущение свободы. Некоторые локации открываются по мере прохождения, зато исследовать основные локации можно сразу. В пути ожидают различные встречи. 
- Переход между локациями не требует сбора всей партии. 
- Автоматическое восстанавливление параметров после сражения. 
- Быстрый выбор реплик. Пропуск реплик, кат-сцен и заставок. 
- Выделение объектов нажатием клавиши. 
- Импорт персонажа из компании в DLC. Импорт решений из DAO в Dragon Age 2 и Dragon Age: Inquisition. 
- Официальная поддержка модификаций (редактор и загрузчик). 
- DAO принято ругать за огрехи русского дубляжа. Но в действительности ошибки встречаются редко (локально). В целом NPC озвучены очень хорошо. Я никогда не променяю русский дубляж Морриган (Ольга Плетнёва) на английский. 
Вкусовщина:
- Графика вполне соответствует своему времени. Портит впечатление текстуры низкого разрешения и небольшая дальность прорисовки. Местами дизайнеры поскупились на детализацию локаций, арены часто повторяются. 
- Сюжет DAO представляет собой типичное фентези. Здесь нечего подчеркнуть опытному игроку ролевых игр. 
- Редко спутники могут “забыть” диалоги. 
- Партии из 4 героев часто предстоит сражаться с многократно (x4-5) превосходящими силами противника. 
- Иногда NPC исчезает после диалога, новые задания появляются на месте старых, мирные NPC соседствуют с бандой головорезов. 
- Отсутствие интриги и (запоминающихся) детективных заданий. 
- Щедрое вознаграждение за обезвреживание ловушек. 
- Вначале общий инвентарь партии ограничен 70 слотами. 
- Вещи из DLC могут значительно испортить баланс, особенно в начале игры. В игре дефицит магических предметов (компенсируется платными DLC). 
- Текст русской локализации содержит незначительные ошибки. 
- Саундтрек хороший, но в нём напрочь отсутствуют убойные треки. Весь драйв остался в промо-роликах. 
Недостатки:
- Поначалу сложность боёв вызывает восторг. Интересно попасть в засаду, подбирать тактики и превозмогать. Игра подкидывает новых противников и ситуации. Но чем дальше, тем сражения приедаются однообразием. Проще выбрать минимальную сложность и наблюдать со стороны. 
- Строение локаций коридорного типа. Будь это дворфские пещеры в Морозных горах, Башня Круга и другие. 
- Финал разочаровывает бессмысленностью и монотонностью. Вместо грандиозной осады Денерима игрока ждут однообразные стычки и утомительные блуждания по дворцовым коридорам. Бой с Архидемоном и вовсе ощущается безучастным к игроку. 
- Засилье почтовых заданий, из-за чего игра кажется однообразной, а связь с сюжетом теряется. Эти задания редко предлагают даже минимальную вариативность. 
- Существенный переизбыток активных навыков, многие из них друг на друга похожи. При этом пассивных навыков дефицит. 
- Навык “Воровство” полезен только для кражи некоторых ингредиентов (создание бесполезных ловушек и варки сомнительных зелий). 0-1 применение в заданиях. Около четверти NPC невозможно обокрасть. 
- Навыки “Выживание” и “Травничество” единожды используются в заданиях. 
- В основном диалог с NPC строится по односторонней схеме вопрос - ответ. У большинства реплик одинаковый смысл.
- Заявлялась продвинутая система отношений, индивидуальный подход, невозможность расположить всех спутников. Однако на практике подарками легко задобрить сразу всех. В релизной версии даже убрали порицание ГГ за разрыв романтических отношений, но хотя бы сохранили ревность у NPC. 
- Локации очень скудны на головоломки и потайные двери. 
- Пёс приносит предметы, но количество и тип глобально ограничен. Боевая эффективность пса уступает любому спутнику. Пса нельзя призвать на помощь. 
- Иногда спутники застревают или теряются. 
- Оружие можно усилить рунами только в полевом лагере у торговца. Руны нельзя сохранить при извлечении. 
- Спутники не могут создавать предметы в полевом лагере! 
- Личный сундук доступен только в локации Пик Солдата из платного DLC. Сундук не переносится в полевой лагерь. 
- Без ряда платных DLC игра ощущается пустоватой и более сюжетно-ориентированной. 
- Отсутствие описания параметров монстров. 
- Часто не хватает обзора, камера отталкивается от стен и издевательски скачет вверх-вниз. Особенно неудобно в узких пространствах, при подъёме в гору и виде от третьего лица. 
- Мелкие субтитры расположены вверху экрана! 
- Отличную работу актёров русского дубляжа омрачает отвратительная работа звукорежиссёра! 
Баги (1.05):
- Незначительные баги в заданиях. Все задания проходимы! Все или почти все баги описаны на WIKI.
- Qwinn's Ultimate DAO Fixpack - исправляет более 850 багов! Отдельно доступен перевод на русский язык. К сожалению, мной мод не использовался.
- Awakening FixPack - исправляет баги DLC Awakening.
- Patch FixRuDAO - исправляет звук русской локализации (не полностью).
Оптимизация (Windows 10, i5-3570, 1050Ti, 16Gb):
- Чудовищно частые вылеты, пропадание текстур, повреждение сохранений. Критически необходим ремастер!
Вывод: 8.6/10
Для меня Dragon Age: Origins остаётся добротной ролевой игрой, выделяющийся высокой реиграбельностью и отменной боевой системой. Но, честно-говоря, я никогда не видел в Dragon Age того самого духовного наследника Baldur’s Gate. И если опустить оба достоинства, то Dragon Age не многим отличается от Neverwinter Nights 2, а по части эпичности далеко-далёк от Baldur’s Gate 2. Уже в 2009 году хотелось от BioWare более глубокого ролевого отыгрыша, а получилась вполне типичная фэнтези. Сегодня Dragon Age: Origins не уступает большинству ролевых игр, однако игра нуждается в обновлении графики и оптимизации. Поклонникам партийных CRPG рекомендую не затягивать с приключением, иначе скоро будет поздно.
Dragon Age: Origins стала отдушиной для поклонников CRPG в 2009 году. Игра оказалась коммерчески успешной. Боссы Electronic Arts поспешили выпустить Dragon Age 2 через 1 год и 4 месяца, а наивные фанаты поддержали их рекордным предзаказом.