Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Захватывающий рассказ о том, как создатели Angry Birds неожиданно взлетели и плавно пошли ко дну.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Зарождение и первые попытки прийти к успеху

Никлас Хед с детства увлекается программированием. Не оставив своего увлечения, он поступает в Хельсинский Технологический Университет, где знакомится с Ярно Вякевяйнен и Кимом Дикертом.

Никлас Хед
Никлас Хед

С 1992 года в Финляндии проводится The Assembly demoparty — некая гиковская тусовка, на которой собираются люди увлечённые играми. Эта демопати была знаковым местом для финской игровой индустрии. Она собирала под одной крышей не только разработчиков, но и геймеров, объединяя воедино игровое сообщество страны.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Никлас, Ярно и Ким не могли пропустить такого рода мероприятие. Тогда они себя именовали как «Rapture Seekers (Искатели Восторга)» и в 2003 году за несколько дней сделали аркаду King of the Cabbage World. Каждый игрок управляет кротом и цель — победить соперника — другого крота, бросая в него взрывающиеся овощи.

Помимо онлайн мультиплеера, есть также режим тренировки для одного игрока. За победу в матчах в сетевом режиме игрок получает кредиты, которые можно использовать для покупки дополнительного оружия. Матч считается выигранным, когда противник попадает под взрыв.

Благодаря этой игре парни выиграли тот конкурс.

Воодушевлённые этим успехом трое парней в конце 2003 года основывают маленькую компанию под названием Relude. Нужно было начинать искать своего первого клиента и зарабатывать деньги. Спустя время парни знакомятся с земляками — компанией Sumea, два сотрудника которой впоследствии основали небезызвестную Supercell.

В результате переговоров Relude продают King of the Cabbage World и позднее она выходит под именем Mole War. К слову, игра действительно оказалась успешной, став одним из первых мультиплеерных проектов для мобильных телефонов. Но ребятам из Relude ничего на этом заработать не удалось, ведь все права они передали Sumea.

В январе 2005 года генеральным директором компании стал двоюродный брат Никласа – Микаэл Хэд.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Его отец, известный в Финляндии бизнесмен, стал первым инвестором Relude. Он вложил в стартап молодых парней миллион евро. В связи с чем компания сменила название на Rovio Mobile.

Rovio переводится с финского, как "костёр"

В конце того же года начинают выходить первые проекты для мобильных телефонов. Одним из таких был незамысловатый стелс-экшен Paid to Kill (2005), вдохновлённый серией Splinter Cell.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Другой новинкой был хоррор головоломка под названием Darkest Fear (2005).

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

В этой игре Томас Уорден ищет членов своей потерянной семьи (свою жену Сьюзен и дочь Хелен) на протяжении пятнадцати миссий в старой больнице, кишащей монстрами.

Среди игроков Darkest Fear обрела определенную популярность, профильные журналы тоже одаривали игру хвалебными отзывами с хорошими оценками. На мобильных платформах нечасто можно было встретить проекты, где все так подробно продумано: диалоги персонажей, записки, все в духе полноценных тайтлов с приставок, чего так не хватало тогда мобильным проектам.

Успех первой части сделал возможным выход еще двух сиквелов — <i>Nightmare</i> и <i>Grim Oak</i>, что последуют в 2006 году
Успех первой части сделал возможным выход еще двух сиквелов — Nightmare и Grim Oak, что последуют в 2006 году

Набив руку в разработке и изданий собственных тайтлов, Rovio были готовы поработать с крупными компаниями. Так им подвернулась возможность заключить контракт с Electronic Arts, искавшей тогда подрядчиков, способных сделать мобильные версии их популярных консольных игр, таких как Burnout (2001) и Need for Speed Carbon (2006).

У EA аудитория в мобильном сегменте на тот момент была не очень велика, в сравнении с тем, чего им удалось добиться на рынке консольных проектов. Но они хотели расширяться в этом направлении. Поэтому контракт с Rovio был полезен обеим сторонам.

Это был своего рода вызов для команды финских разработчиков, ведь для Burnout и Need for Speed предполагалось использовать 3D движок, с которым ранее в Rovio не работали.

Так в 2006-м на свет вышли мобильные версии аркадных гонок Burnout и Need for Speed Carbon.

Финская студия старалась сотрудничать со множеством компаний, как мелкими, так и крупными. К примеру, для платформы N-Gage от Nokia, финский разработчик выпустил аркаду под названием Bounce Boing Voyage (2009).

Rovio разработали свыше 50 игр, но ни одна из них не обрела коммерческого успеха настолько, чтобы стать известной на весь мир, и принести своим создателям деньги и славу.

Но тут студии подворачивается удача и приходит проект под номером 52.

Неожиданный взлёт

Финансовое положение Rovio в начале 2009 оставляло желать лучшего, а существующие тайтлы не приносили дохода. Нужен был хит, который выстрелит, иначе компания могла попросту обанкротиться.

Команда разработчиков перебирает многочисленные игровые концепции. Одной из них был макет скриншота, предложенный Яакко Иисало, старшим геймдизайнером. На скриншоте были изображены сердито выглядящие круглые персонажи-птицы без крыльев и ног. Они тащились по земле, а за ними тянулось облако пыли и тем самым направлялись к груде блоков.

Яакко Иисало
Яакко Иисало

В Rovio не очень понимали, что со всем этим делать, но команде понравились персонажи. Разработчики знали, что двумерные артиллерийские проекты, основанные на физике, были очень популярны в то время. Например, 28 апреля 2009 года от студии Armor выходила браузерная игра Crush the Castle.

Нужно метать камни из требушета, чтобы разрушить крепость и убить всех, кто в ней находится. Кое что напоминает, не правда ли?

Но и это проект был не оригинальной идеей. Разработчиков из Armor очень вдохновила похожая игра — Castle Clout: Return of the King. Они даже спрашивали у её автора разрешения, на выпуск своей версии проекта. Тот дал команде добро.

Castle Clout: Return of the King

Команде Rovio нужно было изобрести рогатку, потому что у птиц не было крыльев. По мере того как концепция развивалась, птицам требовались и противники. Так на свет появились свиньи. Это было примерно в то время, когда в Финляндии бушевала пандемия свиного гриппа, так что из-за этого родились болезненные зелёные поросята.

Голоса птиц и свиней программисты озвучивали сами. По словам работающих в то время сотрудников, это было самым смешным моментом в создании Angry Birds.

Бюджет разработки Angry Birds составил 100.000 евро.

Примерно в это же время Rovio получили маркетинговую помощь от Питера Вестербаки, бывшего сотрудника HP, который получил название Mighty Eagle (Могучий орёл). В дальнейшем он станет главным по маркетингу в компании.

Питер Вестербака
Питер Вестербака

Rovio сотрудничала с дистрибьютором Chillingo для публикации игры в App Store. Chillingo утверждали, что участвовали в финальной доработке, такой как добавление видимых линий траектории, щелчок для увеличения, хрюканье свиней и кувыркание птиц при приземлении.

Так, в декабре 2009 года, компания выпустила финальную версию Angry Birds. И вы думаете, что вот он бум, тот самый долгожданный хит — нет. Выход новинки прошёл практически незаметно, лишь спустя какое-то время она заняла ТОП-1 в Финляндии.

Новинка вышла вообще на все возможные платформы — от мобильных, включая Tizen или MeeGo, до TV приставок, таких как Roku

Мы заняли первое место в App Store в нашей родной стране, Финляндии, но рынок был настолько мал, что мы могли бы просто сказать всем нашим друзьям, чтобы они скачали нашу игру, и мы бы всё равно были на первом месте.

Микаэль Хед, генеральный директор Rovio

Известная горнолыжница Аня Пирсон в 2010 году рассказала газете, что играла в Angry Birds, чтобы расслабиться перед соревнованиями, а затем заняла первое место на соревнованиях в Швеции. После этого случая игра заняла первое место в шведском App Store. Позднее пошли завоевания и в других европейских странах.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

11 февраля 2010 года Apple представила Angry Birds в британском App Store в качестве игры недели. И наконец-то стала хитом — за следующие 3 дня она поднялась с 600-й позиции на 1-ю. А к апрелю 2010 года уже завоевала первенство и в американском магазине приложений.

Angry Birds выходила в течение трёх месяцев, прежде чем нас представила Apple. Они дали нам этот крошечный баннер на первой странице App Store и внезапно игра стала вирусной.

Микаэль Хед, генеральный директор Rovio

Angry Birds преуспела отчасти потому, что Rovio использовали возможности iPhone — сенсорный экран. Финский разработчик продавал свои игры по гораздо более низким ценам, чем конкуренты — от 99 центов до 1,99 доллара. Кроме того, были созданы бесплатные версии, в которых либо появлялась реклама, либо совершались покупки в приложении.

В октябре 2010 в честь Хэллоуина выходит тематическая Angry Birds: Halloween. Впоследствии новинка стала получать тематические обновления на крупные праздники и со временем сменила название на “Seasons”.

Уже в марте 2011 Rovio удалось привлечь венчурное финансирование в размере 42 миллионов долларов от Accel Partners и Felicis Ventures. Следом выходила Angry Birds: Rio, основанная на мультфильме "Рио" и почти полностью повторяла его сюжет.

В тот же период проходили различные мероприятия и форумы, посвящённые современным технологиям, на которых некоторые разработчики довольно критично относились к успеху Angry Birds.

Игра просто основана на удаче.

Об её игровом процессе, основанном на физике

На самом деле Rovio просто повезло.

Разработчики на Mobile World Congress

На одном из подобных мероприятий президент Nintendo Сатору Ивата заявил, что бизнес-модель смартфонов и её дешёвые приложения снижают ценность игр.

В ответ Питер Вестербака, директор по маркетингу в Rovio, заявил следующее:

Интересно видеть, как люди вроде Nintendo говорят, что смартфоны разрушают игровую индустрию.

Конечно, если бы я пытался продавать людям кусочки пластика за 49 долларов, тогда да, я бы тоже волновался.

Довольно интересно читать подобные заявления, зная, как в итоге всё сложилось.

В июле того же года Rovio сменили название на Rovio Entertainment и приступили к реализации стратегии превращения мира во вселенную Angry Birds. В результате бренд Angry Birds красуется на этикетках газированных напитков и гелей для душа, майках и кепках, брелоках, галстуках, кулонах и влажных салфетках. Плюшевые и надувные птички очень популярны в магазинах игрушек, а по всему миру открылись парки развлечений, в которых герои знаменитой франшизы выступают декорациями к аттракционам.

Душистая вода для детей Angry Birds Red Berry, 50 мл
Душистая вода для детей Angry Birds Red Berry, 50 мл

Золотое время

Самым благоприятным временем для Rovio я бы назвал 2012 год. Именно в этот период финны выпускают множество крутых проектов.

Совместно с NASA они запустили свою космическую игру Angry Birds: Space. Геймплей кардинально не изменился относительно предыдущих проектов. Однако и птицы, и свиньи, и рогатка находятся в космосе, на планетах с различной гравитацией и атмосферой, и все эти факторы необходимо учитывать, прибегая иногда к гравитационным манёврам.

За 35 дней стала самым быстрорастущим мобильным приложением в мире. 50 млн установок новинка набрала за 30 дней
Американский астронавт Дон Петтит демонстрирует микрогравитацию с помощью персонажа игры Angry Birds<br />
Американский астронавт Дон Петтит демонстрирует микрогравитацию с помощью персонажа игры Angry Birds

К маю 2012 года общее количество загрузок Angry Birds достигло 1 миллиарда.

На волне высокой популярности Rovio попыталась использовать узнаваемость своего бренда для запуска своей первой игры, не относящейся к Angry Birds.

Amazing Alex — основанная на физике игра-головоломка. Проект был анонсирован генеральным директором Rovio Микаэлем Хедом на финском канале YLE Uutiset в мае 2012 года.Новинка была основана на Casey's Contraptions (2011), игре, созданной для iOS Ноэлем Льописом из студии Snappy Touch и Мигелем Фригиналем из Mystery Coconut, чьи права были приобретены финским разработчиком.

К сожалению, Amazing Alex не обрела большого успеха и в целом прошла незаметно.

Отличная игра. Физика хорошо проработана, она хорошо выглядит и хорошо звучит. Тем не менее, мне этого не захватило, что отчасти связано с отсутствием какой-либо мотивации.

TouchGen, в обзоре 12 июля 2012 года

В сентябре 2012 года злодеи Angry Birds выпустили свой собственный спин-офф Bad Piggies, в котором рассказывалось о строительных усилиях The Pigs.

Цель состоит в том, чтобы построить хитроумное приспособление, которое перевозит свинью от начальной точки до финишной черты, обычно обозначенной на карте. Такие приспособления сделаны из дерева и железа, а также из других предметов, таких как колеса, бутылки из-под газировки, зонтики, моторы, вентиляторы, тротил и воздушные шары.

Заняла первое место за три часа

Космическая серия Злых Птичек имела большой успех и на его фоне финский разработчик выпускает совместный проект с Lucasfilm — Angry Birds: Star Wars.

В 2012 году выручка составила 195 миллионов долларов, что на 101 процент больше, чем 97 миллионов долларов в 2011 году.

Но, несмотря на большой успех, конкуренты тем временем не спали. В 2012 вышли несколько проектов от других разработчиков, которые сильно пошатнули позиции Rovio на рынке мобильных игр. А это были такие проекты, как: Puzzle & Dragons от GungHo, Candy Crush Saga от King или Hay Day и Clash Of Clans от Supercell.

Примерно в 2014 году более 93 миллионов человек играли в Candy Crush Saga, а выручка за трёхмесячный период, по данным King, составляла более 493 миллионов долларов<br />
Примерно в 2014 году более 93 миллионов человек играли в Candy Crush Saga, а выручка за трёхмесячный период, по данным King, составляла более 493 миллионов долларов

Каждый из этих тайтлов приносил своим создателям выручку в сотни миллионов долларов в год, так как в их основе были заложены психологические приёмы для удержания пользователя в игре. Angry Birds не имела таких хитростей, а её геймплей нельзя было подстроить под приёмы, которые использовали конкуренты.

Плавное падение

Ещё с 2012 года Rovio начинают покидать важные для компании сотрудники. Одними из первых были Антти Стен и Туомас Эрикойнен.

Антти Стен (слева), ведущий серверный инженер оригинальной Angry Birds, и Туомас Эрикойнен (справа), ведущий художник
Антти Стен (слева), ведущий серверный инженер оригинальной Angry Birds, и Туомас Эрикойнен (справа), ведущий художник

Оба сыграли важную роль в создании Angry Birds. Стен отвечал за создание серверной инфраструктуры для службы поддержки. Эрикойнен был ведущим художником Angry Birds, Angry Birds: Seasons и Angry Birds: Rio, а также руководил производством Angry Birds: Space. За то время, что они вместе работали над проектами, численность Rovio выросла с 12 человек до более чем 300.

После увольнения парни открывают свою собственную студию под названием Boomlagoon, в которую входили ещё несколько человек из таких компаний как: Digital Chocolate, Housemarque и Recoil. Дебютным проектом стала аркада Noble Nutlings (2013).

Цель состоит в том, чтобы переместить самодельную машину из пункта А в пункт В с помощью наклона и кнопки ускорения, стараясь не перевернуть и не разрушить свой транспорт, стараясь собрать как можно больше желудей

Издатель World of Tanks Wargaming в 2016 решает восстановить свой мобильный бизнес и приобретает финского разработчика Boomlagoon.

К 2013 году в каталоге Rovio было более 30 тысяч тематических продуктов, которые продавались в более 500 локациях по всему миру и приносили почти 50% выручки.

На протяжении большей части 2013 года много разговоров было сосредоточено на том, потеряли ли Angry Birds свою популярность. Джон Риччитьелло, бывший генеральный директор Electronic Arts, усомнился в том, что у мобильных брендов, таких как Angry Birds, действительно есть ноги. Будут ли они по-прежнему находиться примерно через пять лет на вершине чартов? Rovio уже некоторое время не занимала высоких позиций в чартах самых кассовых сборов.

Тем временем по части новых релизов в 2013 у Rovio было всё совсем печально. По мотивам мультфильма The Croods от DreamWorks, финский разработчик выпускает одноименную ферму. Новинка получила крайне негативные отзывы как от критиков, так и от пользователей — из плюсов отмечали только визуальный стиль.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Angry Birds: Go! (2013) — ещё один релиз, напоминающий Mario Kart (1992) от Nintendo.

Компания Rovio Entertainment в 2013 году обьявила об открытии нового подразделения Rovio Stars, которое займется издательством сторонних мобильных проектов.

Как заявлял Джами Лаес, исполнительный вице-президент игрового подразделения, «выход на издательский рынок – это логический шаг для компании».

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Первыми в списке проектов были Icebreaker: A Viking Voyage (2013) от лондонского разработчика Nitrome Ltd, известного по флэш-играм. Представляла собой физическую головоломку, в которой викингу нужно преодолевать препятствия, разрезая глыбы льда.

Второй проект под издательство была приключенческая игра в жанре point-and-click Tiny Thief от студии 5 Ants, вышедшая на iOS, Android, Windows PC и Mac.

История Tiny Thief рассказывает о детстве Робина Гуда, который крадёт у шерифов и пиратов.

Цель состоит в том, чтобы украсть определённый предмет на уровне

В июне 2011 года компания купила финскую студию Kombo, где создавались мультипликационные трейлеры к играм и эпизодам Rovio. Спустя год было объявлено о создании мультсериала Angry Birds Toons и уже в марте 2013 выходит первая серия — Chuck Time.

В среднем каждый из эпизодов длился по 2 минуты, а всего вышло 3 сезона и 103 серии. В мае 2016 сериал прекратил своё существование
В среднем каждый из эпизодов длился по 2 минуты, а всего вышло 3 сезона и 103 серии. В мае 2016 сериал прекратил своё существование

За семь месяцев Angry Birds Toons набрал 1 миллиард просмотров.

Финские разработчики в 2014 году объявили о создании нового бренда, под которым будут издавать собственные проекты, не относящиеся к франшизе Angry Birds — LVL 11. Вице-президент Rovio Джами Лаэс объяснил решение следующим образом:

У нас есть люди, которые делают Angry Birds – игры, а в соседней комнате сидят ребята, которые мечтают о создании совершенно новых проектов.

Selfie Slam (2014) — платформер с элементами песочницы — один из первых проектов новой студии.

Вы фотографируете своё лицо, добавляете различные части тела и сражаетесь со своими друзьями в различных турнирах

RETRY (2014) — аркада с 8-битными визуальными эффектами, в которой нужно управлять самолётом от начала этапа до взлетно-посадочной полосы в конце. Самолёт управляется касанием экрана. То есть новинка была очень похожа на выходившую годом ранее Flappy Bird (2013).

Простая и восхитительно сложная игра Retry расширяет ощущения и механику Flappy Bird, предлагая гораздо более разнообразный и непредсказуемый опыт

Multiplayer.it, в обзоре 9 ноября 2014 года

К сожалению это были единственные релизы от LVL11, больше от студии ничего не выходило.

Непосредственно от Rovio выходили крайне странные проекты, например, раннер Angry Birds: Transformers (2014), который получил неоднозначные отзывы от аудитории.

Да, это весело, но это не кажется таким интересным и захватывающим, как другие проекты серии Angry Birds. Тем не менее, кроссовер, на который стоит обратить внимание.

Vandal, в обзоре 21 октября 2014 года

Новые релизы не приносят финскому разработчику какого-то приемлемого дохода. Поэтому нанимаются несколько новых исполнительных директоров. Ими стали Ренди Спикер, ранее занимавшийся развитием HYBRID JEM LLC (шьёт для LEVI`S и Reebok), Джо Лоусан, более четырёх лет отвечавший в DreamWorks Animation за продвижение продуктов компании на международном рынке, и Пол Бафтон, бывший генеральный директор Warner Bros. Consumer Products.

Такое решение Rovio объясняли тем, что они хотели меньше зависеть от рискованного рынка мобильных игр и, как я раньше писал, отсутствие каких-либо хитов среди новых проектов.

Но такая стратегия провалилась и уже в 2015 году начинается волна крупных сокращений. После долгих лет работы компанию покидают и ключевые сотрудники — уходят генеральный директор Микаэль Хэд, а в 2016 директор по маркетингу Питер Вестербака.

В 2014 году в Rovio работало порядка 800 сотрудников. Уже в 2015 штат сократился до 470 человек.

После ухода Микаэль Хед основал собственный медиа-стартап Kaiken Entertainment, специализирующийся на видеороликах, фильмах и приложениях, в которую перешло и множество других сотрудников Rovio. В 2017 году финаская компания продала Хэду свою мультипликационную студию и книжное издательство.

В том же году случился неприятный инцидент. В 2006 один из крупнейших американских производителей игрушек для домашних животных Hartz Mountain обращается к художнице Джули Адамс для разработки набора игрушек для кошек. Производитель ни в чём Джули не ограничивал и дал ей полною свободу творчества. В этой благоприятной атмосфере были придуманы игрушки Angry Birds.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Художница сохранила за собой все права на бренд и заключила с Hartz лицензионное соглашение до 2012 года. Компания не стала продлевать соглашение и в тот же период к ней обращается Rovio для выпуска своих игрушек под брендом Angry Birds. Hartz, невзирая на то, что права на бренд принадлежали не ей, заключает новое соглашение с финским разработчиком.

Джулю Адамс такое положение дел не устроило и в 2014 году она подаёт в суд на компании. Спустя 2 года конфликт разрешился в суде. Детали соглашения остались не раскрыты, но адвокат Джулии сообщил, что она более чем довольно принятым решением.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

От разработчика из Калифорнии Glu Mobile в конце 2014 года выходит мировой хит — Kim Kardashian: Hollywood. Rovio не стали стоять в стороне и демонстрируют свой взгляд на игры со звёздами под названием Love Rocks starring Shakira.

Это аркада в стиле “три в ряд”. Трудно поверить, что такого качества проект мог выйти от создателей Angry Birds

В тот же период выходит долгожданное продолжение оригинальной игры Angry Birds. В этом проекте финны попробовали адаптировать классический тайтл под free-to-play. Пользователей это не устроило и новинку встретили довольно прохладно, потому что механики монетизации сильно портили геймплей.

В последующие годы от финского разработчика чего-то стоящего не выходило. Всё это были копии популярных жанров под соусом Злых Птичек. Я бы отметил разве что первую МOBA от Rovio под названием Battle Bay, которая вышла на Android в марте 2016, а затем и на iOS.

Что касается неожиданных сюрпризов, Battle Bay занимает одно из первых мест. Это определенно не та игра, которую можно было бы ожидать от Rovio, но ей удалось взять то, что другие компании сделали в многопользовательском PvP-пространстве, и развить это со своими собственными уникальными поворотами.

Gamezebo, в обзоре 9 мая 2017 года

Финансовое положение финского разработчика оставляет желать лучшего. Но в Rovio продолжают пробовать свои силы в новых направлениях. Так, в конце 2016 года открывается дочерняя компания под названием Hatch. Возглавляет её Юхани Хонкала, который до этого в Rovio занимался облачными технологиями и занимал пост старшего вице-президента.

Hatch — это мобильный аналог облачного гейминга, например, таких сервисов, как Geforce NOW. То есть вы можете играть в мобильные тайтлы на телефоне, не скачивая их из магазина приложений. При этом пользователи могли записывать свой игровой процесс и делится им в ленте. Крайне странная идея, ведь мобильные игры не имеют каких-то высоких требований к железу, как в случае с тайтлами для PC.

Более 40 компаний в первой половине 2017 года загрузили 100 проектов на платформу
Более 40 компаний в первой половине 2017 года загрузили 100 проектов на платформу

Но была у сервиса одна интересная особенность. На платформу разработчики могли загрузить только премиум игры — полные версии без монетизации и рекламы. Монетизация в стартапе осуществлялась путём показа рекламы, но её можно было отключить, оформив подписку.

По очень похожей схеме сейчас работают сервисы Apple Arcade и Google Play Pass.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Пользователи не поняли для чего им такой сервис и приносил Rovio только убытки. Hatch пытались несколько раз продать, но, что логично, непонятный стартап был никому не нужен и в декабре 2021 его благополучно закрыли.

Целевой аудитории Hatch просто не существовало — это было его самым большим падением. Большинство проектов из его библиотеки были доступны для скачивания в магазинах приложений, а элемент облачных игр не понравился обычным мобильным игрокам

Джордж Джиджиашвили, старший аналитик Omdia

Очевидно, что интерес к франшизе Злых Птичек у аудитории стремительно падал. В попытках вернуть внимание к себе, 12 мая 2016 года в партнерстве с Sony Pictures, состоялась премьера полнометражного мультфильма, который в целом получился неплохим и оказался довольно успешным.

При бюджете в $73 миллиона в мировом прокате фильм собрал $352 миллиона
При бюджете в $73 миллиона в мировом прокате фильм собрал $352 миллиона

В начале 17-го года финский разработчик объявляет о том, что открывает новую студию в Лондоне. Там уже было небольшое представительство компании и в Rovio решили развивать свой бизнес за пределами северной Европы, к тому же Лондон — крупный центр I.T. индустрии.

Руководить лондонским подразделением берётся Марк Сорелл. Согласно задумке, к концу 2017 года в Rovio London должно быть порядка восьми новых сотрудников. Сорелл отметил, что несмотря на то, что студия расположена в Великобритании развиваться она будет со свойственной финнам основательностью.

Марк Сорелл
Марк Сорелл

Мы не будем нанимать рок-звёзд от мира разработки или каких-то ниндзя. Сейчас мы ищем команду, готовую медленно, но верно расти и прогрессировать в типичной для северян атмосфере.

Марк Сорелл, руководитель лондонского филиала Rovio

Странный подход, учитывая, что у Rovio уже давно не было крупных хитов и именно сейчас компании не помешали бы люди из индустрии, которые уже добились какого-то успеха. В прошлом году были тяжёлые времена, но Марк уверен, что вот в этот раз всё будет значительно лучше.

Говоря о новом проекте глава студии подчеркнул важность создания успешной игры вне серии Angry Birds, ведь предыдущие попытки вроде головоломки Amazing Alex, не снискали особого успеха.

Мы не хотим выпустить как можно больше игр, мы бы предпочли сделать небольшое количество приложений, которые пришлись бы по душе каждому.

Марк Сорелл, руководитель лондонского филиала Rovio

Angry Birds со временем стали чем-то большим, чем просто героями мобильной игры — с 2012 года по всему миру открылась сеть тематических парков, запустился сериал, основанный на их приключениях. Выходил и полнометражный мультфильм, если не говорить ещё о многочисленных игрушках, сделанных по лицензии франшизы.

Важно стать чем-то большим, чем создателями Angry Birds. В определённый момент слишком успешный франчайз превращается в золотую смирительную рубашку. Если мы хотим быть компанией успешно существующей на рынке через 100 лет, а мы хотим, то надо, чтобы бренд Rovio узнавали не хуже чем Angry Birds.

Марк Сорелл, руководитель лондонского филиала Rovio

Марк Сорелл был настроен очень положительно и всех заверил, что вот сейчас начнётся долгожданный взлёт компании.

Спустя чуть больше года, в марте 2018 Rovio объявила о закрытии лондонского подразделения из-за неудовлетворительных результатов. Студия не выпустила ни одного проекта
Спустя чуть больше года, в марте 2018 Rovio объявила о закрытии лондонского подразделения из-за неудовлетворительных результатов. Студия не выпустила ни одного проекта

В сентябре 2017 Rovio приняли решение выйти на IPO, то есть стать публичной компанией для привлечения финансирования путём размещения своих акций на бирже. Компанию оценили в один миллиард долларов. Цена каждой ценной бумаги составила от €10,25 до €11,50. Но, к сожалению, выше этой суммы подняться не удалось — буквально через несколько месяцев цена стала падать и больше не поднималась.

К 2019 году количество загрузок всех игр серии Angry Birds превысило 4,5 миллиарда.

Последующие годы Rovio будто бы смирились с тем, что им не удастся выпустить очередной хит, потому что каких-то примечательных релизов не было — лишь попытки доить свою популярную франшизу. Причём в основном это были проекты серии “три в ряд”.

Разве что я бы отметил Angry Birds AR: Isle of Pigs (2019), которая предлагает новый взгляд на популярную серию.

Игра сама по себе весёлая, зрелищная, приятная и стабильная работа, но, к сожалению, очень скоро она может наскучить.

Отзыв с Metacritic

С 2015 года в компании с завидной регулярностью сменялось руководство того или иного подразеления. Выручка то росла, то падала, но её количество было далеко до тех объёмов, что зарабатывали конкуренты.

За 2021 год Rovio получила доход в размере $300 миллионов. За тот же период финский коллега по цеху в лице Superell заработал около $2 миллиардов.

Так же Rovio изредка приобретала сторонии студии, которые на момент покупки не имели с своём портфолио каких-либо хитов. Например, финская PlayRaven, которая несмотря на то, что была основанна в 2013 году, на момент поглощения (2018) выпустила четыре мобильные проекта. Ни один из них не был успешным.

Чем обуславливались эти поглощения — остаётся загадкой.

Так же вы наверняка слышали о том, что Rovio удаляли из магазинов приложений свои классические проекты. Обуславливалось это тем, что они устаревшие и негативно могут сказываться на продажах более современных, либо в Rovio проводился какой-то свой эксперимент.

К началу 2023 года Rovio так и не удалось победить свою зависимость от бренда Angry Birds. Франшиза приносила финскому разработчику 83% всего дохода.

В начале февраля 2023 года финский разработчик официально заявил, что ведёт переговоры о продаже своего бизнеса с несколькими компаниями
В начале февраля 2023 года финский разработчик официально заявил, что ведёт переговоры о продаже своего бизнеса с несколькими компаниями

Японская Sega решает заняться развитием своих игр на консолях и смартфонах для долгосрочного роста, поскольку её традиционный бизнес по производству аркадных автоматов сталкивается с сокращением аудитории и в последние годы пострадал от волны ограничений, связанных с Covid-19.

Среди быстро растущего мирового игрового рынка, рынок мобильных игр обладает особенно высоким потенциалом, и долгосрочной целью Sega будет ускорить свою экспансию в этой области.

Харуки Сатоми, генеральный директор Sega

В апреле 2023 года было объявленно о приобретении Rovio Entertaiment японской Sega, за скоромные 775 миллионов долларов.

Зарубежные аналитики считают, что единственная цель сделки — просто получить стабильный денежный поток для Sega, ведь бренд Angry Birds ежегодно приносит стабильный доход в $300 миллионов.

Фото из офиса Rovio в Эспоо:

Небольшая студия пробует из раза в раз выпустить свой первый хит. Годами перебирают различные идеи, механики, подходы. Появляется определённая идея, которая цепляет всю команду. Затем смотрят, что сейчас популярно в игровой индустрии. И впоследствии долгой работы рождается проект — Angry Birds. Никто не ставит на этот релиз, ведь положение компании оставляет желать лучшего — терять уже нечего. Но неожиданно игра становится крайне успешной.

На волне успеха появляются новые тайтлы, имеющие всё ту же успешную основу, но несколько меняется внешний вид. Так рождаются такие проекты, как: “Seasons”, “Rio” и “Space”. Но последующие игры уже не приносили того успеха. Чаще они были даже хуже ранее выходивших проектов.

Студия начинает расти и превращается уже в полноценную компанию и расширяется в разные индустрии. Руководство понимает, что из недавнего хита можно сделать полноценную франшизу и начинают экспансию бизнеса, используя свой бренд везде, где только можно.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

Для продвижения бренда привлекаются люди из специальностей продаж и маркетинга, которые внутри компании быстро получают узнаваемость и репутацию — могут найти быстрые выигрыши для компании. Но в коллективе есть и люди, которые создают сам продукт и чётко понимают его. А маркетологи умело вытесняют таких людей, ведь это их работа — продавать, будь это ты сам или продукт.

Но любая, даже самая увлекательная видеоигра рано или поздно надоест, а рынок мобильных игр — один из самых конкурентных. Любая франшиза со временем тоже надоедает, если её не развивать или же пихать везде, где только можно. И внезапно создаётся ситуация, что компании нужно сделать новый продукт, а не получается. Пробуют ещё раз, и тот же результат.

Конкуренты тем временем тоже не дремлют. Если в конце 2009 года с момента запуска App Store и Android Market прошло около полутора лет и мобильный игровой рынок ещё не был достаточно сформирован, то спустя несколько лет он уже стремительно развивался. Важно было не только угадывать тренды, но и пробовать новые бизнес модели и грамотно адаптировать их под свой продукт.

Талант или удача: история финского разработчика Rovio

В кризисный для Rovio период компанию покидают ключевые сотрудники, большая часть из которых стояла у истоков. Пришедшие вместо них люди будто бы не понимали, что со всем этим птичьим безобразием делать — то ли отказываться от рынка мобильных игр, то ли вновь возвращаться, понимая, что такая стратегия оказалась провальной. Поэтому один за другим начинают покидать компанию, пока в конечном счёте Rovio просто не смиряются с мыслью, что тогда, в 2009 году, они оказались в нужное время и в нужном месте — им просто повезло.

Ранее я писал материал об авторе известной серии Galaxy On Fire — Fishlabs. Советую ознакомится, если ещё не сделали этого.

6.6K6.6K показов
1.2K1.2K открытий
11 репост
10 комментариев

Многие игры знакомы в посте, понастольгировал

Ответить

angry birds epic как-то потерялся в этой истории. Интересно почему rovio не могли просто сидеть и собирать прибыль за лицензию на персонажей, откуда эти финансовые проблемы, им же даже ничего делать не нужно было.
Зарубежные аналитики считают, что единственная цель сделки — просто получить стабильный денежный поток для SegaОпять же для сега это надёжный источник прибыли, но почему для ровио это не работало

Ответить

Интересно почему rovio не могли просто сидеть и собирать прибыль за лицензию на персонажей откуда эти финансовые проблемы

Так тебе же всю статью говорят, что они отказываются признавать то, что являются "студией одной игры", постоянно экспериментируют в поисках способа расширить бизнес, на это уходят средства

для сега это надёжный источник прибыли, но почему для ровио это не работало

Потому что сега, вероятно, просто собирается доить эту самую ключевую франшизу

Ответить

Мобильный гейминг это и не гейминг даже.

Ответить

скорее наоборот, мобильный гейминг это более гейминг, чем всё остальное

Ответить

Никогда им не прощу изменение дизайна в птицах. Выглядит дико кринжово...

Ответить

Отвага и слабоумие

Ответить