Breath of Fire: Dragon Quarter - революция в жанре JRPG, которую не заметили

Breath of Fire: Dragon Quarter - революция в жанре JRPG, которую не заметили

Второе эссе-размышление про жанр JRPG на примере игры с PS2 и нулевые годы.

Первая статья была про The Legend of Heroes: Trails in the Sky Second chapter.

В статье я размышлял про падение жанра JRPG с начала эпохи Playstation 3 и до сегодняшнего момента (конец 2019 года). Однако есть одна игра, которая могла значительно толкнуть жанр вперёд ещё в 2003 году, но прошла очень незаметно. Это Breath of Fire: Dragon Quarter.

Вы знаете игровую серию Breath of fire?
Да
Нет
Слышал, но не играл

В то время я фанател от JRPG и страстно охотился за всеми играми на платформе. На PS1 я прошёл ранее почти всё, что нашлось в моей провинции. Диски с играми для PS2 уже заказывал в интернете. Например, с известного в определённых кругах сайта Shinra.ru. На каждую JRPG в среднем уходило по 35 часов. Я уже ощущал падение интереса к жанру и общее повторение сюжетов и боевых систем в играх. В хаотичной охоте за редкими JRPG, вроде Shin Megami Tensei Digital devil saga, Suikoden 3 и Xenosaga Episode I: Der Wille zur Macht я умудрился упустить известные хиты вроде Final Fantasy XII (до сих пор не прошёл, но морально готов купить в Стиме). До японских версий Front Mission 4-5 с фанатским переводом я дотянулся уже несколько спустя лет лет во времена самописных “болванок” и скоростного интернета. Breath of Fire: Dragon Quarter оказалась игрой, диск с которой я добыл, прошёл начало, испугался повышенной сложности и бросил. Игра была передана приятелю-фанату JRPG и просто исчезла из коллекции в итоге.

Обложка диска
Обложка диска

Моя PS2 осталась в шкафу родительского дома в другом городе. Теперь я играю в игры на эмуляторе на PC. Breath of Fire: Dragon Quarter вошла в проблемный список эмулирования. Часто во время боёв игра зависала. Как будто ставилась на паузу. Весьма неприятно получать такой “фриз” во время игрового стрима. Проблему решил сбросом всех настроек эмулятора по умолчанию. Хотя узнал, что в интернете есть ещё другой способ.

Недавно в рамках стримов JRPG я вернулся к “Дыханию огня 5” - именно так игра считается в серии. Захотел вспомнить, отчего у меня так тряслись руки в своё время, предаться ностальгии по PS2-эпохе и послушать саундтрек в исполнении Хитоши Сакимото, который сделал саундтрек к моей любимой Vagrant Story. Breath of Fire: Dragon Quarter была не принята игроками в своё время. Изначально главной причиной я считал тотальное изменение сеттинга: после ярких сказочных второй и третьей части, выполненных в 2D-перспективе игрок видел мрачный трёхмерный мир в стиле постапокалиптики. Это совсем не та игра, которую ждали поклонники сериала. Хотя на “Метакритике” средняя оценка у Breath of Fire: Dragon Quarter высокая в 78%, и другие оценки примерно на этом же уровне. Например, обзор Famitsu - 32/40. В Японии игра продалась хорошим тиражом и пошла в повторный выпуск в серии “PlayStation the Best”.

Моя трансляция Breath of Fire: Dragon Quarter.

Это первая игра серии на платформе Playstation 2, поэтому здесь новый игровой движок. Первый сюрприз из многих для поклонников “Дыхания огня”. События игры развиваются в техногенном мире после большой экологической катастрофы. Все действие происходит под землей. Коричневый цвет и оттенки главные в визуальном оформлении. Это лишает игру прежней мультяшной весёлой сказочности. Игрок реально ощущает давление потолка и стен. Почти до приступов клаустрофобии. Необычный стиль графики “cел-шейдинг” окончательно разрывает связь с прошлыми частями. Выглядит очень необычно и стильно. В защиту могу сказать, что спустя 18 лет после выпуска игра выглядит хорошо лишь благодаря этой технологии. Теперь заметно лишь исходное низкое разрешение, но это не критично.

Дизайн персонажей и чёрная обводка, как особенность технологии “cел-шейдинг”.
Дизайн персонажей и чёрная обводка, как особенность технологии “cел-шейдинг”.

В сюжете всплывают знакомые имена Рю и Нина. Это оценят поклонники серии Breath of Fire. Фирменная механика серии - Превращение в дракона - переделана кардинально и шокирует. Теперь в игру встроен счётчик. Когда он достигнет 100%, то игра автоматически заканчивается, не учитывая, добрался ли игрок до финала. Счётчик после появления по сюжету движется без остановки. Превращение в дракона и атаки в этом виде ускоряют счёт до бесконечности. Звучит безумно. Превращение Рю в дракона в игре карается штрафом, приводящем к надписи Game over. Сделано это специально для другой игровой механики.

Ваша любимая часть серии?
Breath of Fire
Breath of Fire 2
Breath of Fire 3
Breath of Fire 4
Breath of Fire: Dragon Quarter

По умолчанию Breath of Fire: Dragon Quarter очень сложно пройти с первой попытки (но можно, как утверждает знакомый геймер). Игра специально рассчитана на повторные попытки. Для этого придумано другое нововведение - Scenario Overlay или SOL - система, добавляющие новые сюжетные ролики при повторном прохождении. Я пока закончил только первое прохождение за 15 часов, не достигнув финала. Слышал, что сценарий Breath of Fire: Dragon Quarter намного короче прошлых частей благодаря SOL. Это правильное решение - переигрывать два и более раз подряд игру продолжительностью более 50 часов ни у кого не хватит сил. При повторном прохождении открываются новые сцены, добавляя понимания в сюжете.

Вторая механика, заставляющая вернуться в мир игры - D-Ratio - рейтинг персонажей. Рю изначально имеет самый низкий 1/8192. Из-за этого нельзя посетить некоторые области в подземельях, найти особые сокровища и открыть короткие проходы.

Троица главных персонажей.​
Троица главных персонажей.​

Один из основоположных пунктов в любой RPG - боевая система - в Breath of Fire: Dragon Quarter кардинально переделана. Теперь это больше пошаговая командная тактическая стратегия, чем привычная классическая схема.

Как персонаж наткнётся на врагов в подземелье - так и будет происходить битва. Чаще получаешь преимущество и лишний ход. Редко - удар в спину и начать бой вторым в очереди. Можно подманить одного монстра, можно схватиться сразу со всей группой. Некоторые враги избегают битв, а другие просто спят. Они вас не боятся потому, что имеют 80 уровень, и биться вы с ними будете на повторном прохождении. Игрок использует приманки в реальном времени перед боем. Тут и бомбы, ядовитые грибы и другие сюрпризы. Это тоже новая механика в серии - Positive Encounter and Tactics System или PETS. Пожалуй, самая редко используемая. Покупать динамитные шашки или мины дорого, а просто так находить в подземельях их сложно.

Типичная боевая локация в игре.​
Типичная боевая локация в игре.​

Боевая арена подгружается, но полностью повторяет очертания локации. Расстановка персонажей и монстров в начале боя может сильно повлиять на ситуацию. Стоит учитывать этот момент, прежде чем ввязываться в схватку. У каждого персонажа есть очки действия, которые тратятся на передвижение по арене и выбранную атаку. Использовать вещи из инвентаря можно бесконечно. Если не предпринимать никаких действий, то очки единоразово аккумулируются на следующий ход. Так можно провести дополнительную мощную серию атак. Атака бывает трёх видов: лёгкая на 10 очков действия, средняя на 20 и тяжёлая на 30. Можно собирать атаки в цепочки комбо с возрастающим бонусом урона. Каждый вид атаки закреплён за одной кнопкой в отдельном слоте. В меню персонажа можно назначить желаемые виды ударов, если они не закреплены в слотах оружия. Атаки бывают массовые, с влиянием на статус и специальные вроде толкнуть врага. Также есть кнопки сброса действий и побег из боя. У Лин есть особое умения - Анализ врага - просмотр характеристик и слабостей монстров.

Встреча с боссом.​
Встреча с боссом.​

При первом прохождении все враги всегда сильнее героев. Часто обгоняют на 3-7 уровней. Боссы особенно жестоки и могут за одну фазу положить весь отряд. Поэтому каждая схватка - проверка на прочность. Вам придётся включать весь ваш тактический скилл, чтобы победить. Сразу забудьте про гринд(прокачку). В Breath of Fire: Dragon Quarter враги в подземельях не респаунятся(не восстанавливаются). Не выйдет просто прокачать отряд, чтобы продвинуться дальше. Либо продираешься сквозь сложные бои, либо сдаёшься.

Анализ монстра.
Анализ монстра.

Рю в качестве оружия использует мечи, Лин - огнестрельное дальнобойное оружие оружие, а Нина - магию и ловушки. Персонажи могут использовать эту атаку для инициации боя. Ловушки Нины относятся к особенным атакам. Эти печати устанавливаются на поле. Максимум три штуки, как и приманки. Когда враг наступает на них, то получает урон. Каждое оружие имеет по три слота, куда можно закрепить атаку. У доспеха лишь один слот для защитного умения, вроде снижения физического и огнестрельного урона на 25%.

Предметы после победы не собираются автоматически. Нужно самому пробежаться по полю боя и подобрать призы. Иногда до них нельзя добраться, поэтому Нина обладает особым умением притягивать предметы, оставшиеся после победы над монстрами. Особое умение Рю - ”Рывок” - ускоренный бег для избежание битв. Естественно умение тоже накручивает счётчик.

В режиме дракона у Рю к атакам трёх уровней добавляются умение однократного увеличения силы удара и “Дыхание” - бесконечная атака, наносящая огромный урон и накручивающая счётчик. То есть можно за один ход довести счётчик до 100%, используя “Дыхание” дракона.

Что важнее в JRPG?
Сюжет
Проработка мира
Боевая система
Персонажи, их мотивация и развитие
Графика и звук

Система начисления опыта в Breath of Fire: Dragon Quarter также не похожа на классическую. После победы в схватке начисляется опыт каждому персонажу и групповой. Также игра выдаёт рейтинговые и тактические бонусные очки, исходя из успешных действий игрока в бою. Групповой опыт можно тратить на любого персонажа и сохранить для прокачки при повторном прохождении. Так при первом прохождении можно накопить достаточное количество очков и начать второе прохождение персонажами с высоким уровнем, тем самым повысив шансы успешного прохождения игры.

<i>Распределение опыта после битвы.​</i>
Распределение опыта после битвы.​

Инвентарь в Breath of Fire: Dragon Quarter ограничен двумя листами по пять пунктов. Каждая вещь хранится в максимум десяти экземплярах. По сюжету листы добавляются. Можно сохранить неиспользованные умения и оружия в хранилище у NPC для второго прохождения.

Это удивительно, но в игре даже система сохранений испытывает игрока на прочность. Сохраняться можно только у телефонов, расставленных в определённых местах. Для этого нужны токены, которые можно найти только в подземельях и нельзя купить.

Фрагмент карты мира игры.
Фрагмент карты мира игры.

Глобальная карта мира очень абстрактная. Она состоит из прямоугольников, соединенные линиями. Каждый прямоугольник - это часть локации. Жёлтым обозначены мирные локации, синим - подземелья. Карта трёхмерная, но менять ракурс в ней нельзя. Есть указатель расстояния до поверхности. Это подсказка, сколько ещё до финала. Карты участков мелкие и малоинформативные. Есть указатели входа/выхода и особых сундуков. Чтобы открыть такой сундук и получить редкий приз, обычно нужно победить сильного врага или большую группу врагов.

Саундтрек к Breath of Fire: Dragon Quarter написал Хитоши Сакимото. Если вы играли в Vagrant story и Final fantasy tactics, то сразу узнаете стиль. Музыка в игру вписывается и не надоедает. Композитор постарался поддержать атмосферу игры электронным звуком. Это получилось.

<i>Сюжетный ролик.​</i>
Сюжетный ролик.​

Сюжет в Breath of Fire: Dragon Quarter отбрасывает типичную для серии сказочную тематику, и от того выглядит намного серьёзнее. Рю в игре - наёмник самого низкого ранга, выполняет всю грязную работу начальства. Во время одной миссии по сопровождению важного груза происходит инцидент. Неизвестные нападают на Рю и его напарника. Это едва не заканчивается смертью героя, но неожиданно в его вселяется древний дух Дракона. Так Рю приобретает безграничную силу и проклятие одновременно. И встречается с Ниной, которая была важным грузом. Нина выращена в лаборатории, как искусственный гуманоид. Грязный воздух подземелий медленно убивает её. Тут же рядом оказывается Лин - член местного сопротивления, которая ранее напала на отряд Рю. После объединения с драконом у Рю что-то меняется в голове, и он решает спасти Нину, вытащив её на поверхность. Так начинается Breath of Fire: Dragon Quarter. Впереди игрока ждут бесконечные мрачные клаустрофобические коридоры, отсутствие солнечного света и тактические битвы с жестокими боссами.

Меню инвентаря, включая Счётчик и D-рейтинг.
Меню инвентаря, включая Счётчик и D-рейтинг.

Все элементы в Breath of Fire: Dragon Quarter удачно склеены и создают полноценный уравновешенный продукт. Отпугнуть может только повышенная сложность. Не создаётся впечатления, что разработчики собирали всё наугад или хотели просто удивить. Иногда в JRPG бывали необычные нововведения: система диалогов с монстрами во время боёв в Persona 2, составная боевая система в Legend of Legaia, коллекционирование магии для поднятия характеристик в Final Fantasy VIII, возможность сражаться с финальным боссом в любой момент при повторном прохождении в Chrono Trigger для получения разных концовок, сдача игровых персонажей в обмен на артефакты в Valkyrie Profile. Обычно только один запоминающийся элемент. В Breath of Fire: Dragon Quarter же целый список нововведений, который слаженно работает. Игра сбалансирована.

Меню экипировки и умений.​
Меню экипировки и умений.​

Собрав в один текст все размышления об Breath of Fire: Dragon Quarter, я задумался. Ведь эта игра - совсем не обычная JRPG. Это самая настоящая революция в жанре, которая прошла незамеченной. Всё в игре заставляют игрока выходит за границы комфорта. Breath of Fire: Dragon Quarter каждую минуту испытывает игрока на прочность. При этом она даёт свежий игровой опыт. С необычными решениями в таком количестве я раньше не сталкивался, играя в JRPG.

В далёком 2003 году я даже не понял, с чем столкнулся, играя в Breath of Fire: Dragon Quarter. Я тогда лишь подумал, что на соседнем этаже ваяли очередной Resident evil (обе игры созданы компанией Capcom), и как-то оттуда заглянули разработчики и принесли все эти странности в Breath of Fire: Dragon Quarter. На первый взгляд это просто игра, не похожая на прошлые части сериала “Дыхание огня”. Только годы спустя, имея огромный игровой опыт, способность анализировать и отстранённый нейтральный взгляд, можно увидеть ценность и важность игры для жанра JRPG.

​Пример зоны массовой атаки.
​Пример зоны массовой атаки.

Выйди в промежуток 2011-2019 - эпоху преклонения перед хардкорными играми (например, с механиками из серии Dark souls или или играми жанра Roguelike), то Breath of Fire: Dragon Quarter явно была бы замечена игроками и принята куда теплее, чем в 2003 году. Уже тогда, взглянув на столь необычные механики этой JRPG можно было встряхнуть и освежить жанр. Для сравнения, в 2003 году также вышли Disgaea: Hour of darkness, Shin megami tensei: Nocturne, Star ocean 3 till the end of time, которые почему-то больше запомнились фанатам жанра JRPG. Хотя нововведений в них почти нет. Но в итоге вышло иначе - революция не случилась, а “Дыхание огня 5” незаметно прошла в тени для большинства игроков. Мало того, еще и сама серия взяла после большую паузу, а вышедшая в 2016 году Breath of Fire 6 оказалась многопользовательской онлайн-пустышкой с микротанзакциями. Игра не выбралась за пределы Японии и закрылась через полтора года.

Какую боевую систему любите в JRPG?
Пошаговая
В реальном времени
Тактическая с перемещением персонажей

В русскоязычном сегменте Интернета я нашёл лишь один подробный обзор Breath of Fire: Dragon Quarter! Это слишком мало для игры, которая могла стать локомотивом революции, изменившим жанр JRPG. Тем самым не дав ему стагнировать, что началось во второй половине 00х и длится до сих пор.

Эссе изначально опубликованно в нашей группе ВК. На DTF опубликовано для получения обширной обратной связи и рекламы моего youtube-канала стримов видеоигр.

Поделитесь вашими размышлениями о жанре JRPG в комментариях. Расскажите, какая игра по вашему мнению сделала большой вклад в жанр.

Моя трансляция Breath of Fire: Dragon Quarter.

В прошлой статье в комментариях публика была очень активна и получилось интересное обсуждение. Хороший показатель, что жанр JRPG пользуется популярностью

Бонус.

Ещё одна статья в соавторстве с другом-владельцем Nintendo 3DS о разочаровании в серии Fire Emblem, как одном из ведущих эксклюзивов.

1919 показов
7.5K7.5K открытий
107 комментариев

Это слишком мало для игры, которая могла стать локомотивом революции, изменившим жанр JRPG.

Слишком громкие словеса. Через полгода вышла Arc the Lad: Twilight of the Spirits с практически такой же боевкой, но куда более красивым исполнением - откуда революция-то, в чем она должна была состоять вообще?!

Эта игра забила большой ржавый гвоздь в серию BoF, эффективно её убив своими экспериментами и всем этим постапокалиптическим постмодернизмом. Да, сам по себе эксперимент был в принципе занятным, но вряд ли оно того стоило, лично я бы выбрал жизнь сериала...

Ответить

А ведь я играл в Arc the Lad: Twilight of the Spirits! Вообще не помню игру. Видите, как интересно. А "Дыхание огня 5" запомнил. Видите, как по-разному у нас остался в памяти 2003 год.

Ответить

Тоже читал обзор страны игр в том же журнале где обозревали FFX-2. Запустил, убогая графика и не сильно приятный игровой процесс. Мб механики там революционные какие-то, но ради механик терпеть такой графен и нудную прокачку не хочется.

Ответить

Нет, чувак всё правильно написал! BoF действительно была РЕВОЛЮЦИЕЙ в жанре JRPG.

Я этот Arc the Lad: ToS тоже играл. Он вышел позже - это раз. Является не классической JRPG, а тактической ролевой стратегией - это два (см. GameFAQs). Ну и сам по себе куда менее амбициозен, хардкорен в хорошем смысле слова и впечатляющ по миру игры. Короче, проходной проект В ДРУГОМ ЖАНРЕ, тогда как Brteath of Fire 5 - действительно великая JRPG и непонятая революция в жанре.

Ответить

Это маленькая история...И бесконечно печальная и прекрасная игра.

Ответить

О да! Вступительная заставка откладывается в памяти навсегда ^_^

Ответить

Моя любимая часть Breath of Fire. Порою жутко неудобная для меня, да и такие коридоры не моё, в который происходит вся игра, но всё же очень хорошая игра. Мне понравилось, в каком направлении они пошли, и хотелось бы такого же продолжения. И если бы сеттинги так постоянно менялись, было бы здорово. 

Ответить