Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Этот лонг о том, как небольшой инди-проект смог в полной мере раскрыть известную многим по школьной литературе тему. Но при этом он также сохранил в себе интересный геймплей, сюжет и высочайший уровень реиграбельности. Другими словaми, пример образцовой игры.

Papers, Please - это довольно оригинальная игра про жизнь обыкновенного таможенника. На первый взгляд, казалось бы, Бумажки(называю как хочу - это мой лонг) не должны были стать чем-то таким очень популярным. Ведь инди-проекты нередко остаются незамеченными, даже если были сделаны на высоком уровне. Однако Бумажки, будучи такой маленькой игрой, получили настолько успешную рекламную кампанию. Да, она появилась существенно позже, чем сама игра, но тем не менее эффект оказала мощнейший. Я говорю конечно же про трейлер Papers, Please, который по факту является небольшим фильмом. И кампания эта была настолько успешна, что даже я захотел поиграть в Бумажки. Хотя я на самом деле практически не заинтересован в инди сегменте. Но короткометражка Papers, Please оказалась слишком хороша, и я забайтился на покупку. И вот совсем не пожалел об этом. Игра оказалась хороша не только геймплейно, но и в плане своей истории. Об этом всем я и хочу рассказать в этом лонге.

Ну это просто омега топ. Если вы это не видели, то очень советую все-таки посмотреть.

Геймплей

На первый взгляд геймплей кажется довольно примитивным. Сидишь себе да ставишь штампики в паспортах. Однако игре нужно немного времени, чтобы раскрыться. Потому что на первых этапах действительно все очень просто. У нас минимальное количество правил и условий. Поэтому никаких трудностей в самом начале нет.

Но с каждым новым уровнем игра становится все сложнее и сложнее. К паспортам добавляются дополнительные документы. Например: разрешения на въезд, прививочные паспорта, удостоверения личности, пропуски, разрешения на работу и тому подобная бюрократическая макулатура. Поэтому уже в середине игры все наше рабочее место будет до краев завалено разного рода документами, которые нам нужно проверить на подлинность.

Попробуй разберись
Попробуй разберись

И вот с таким количеством бумаг работать становится по-настоящему трудно. Потому что ошибиться в чем-то становится очень просто. Ведь нам нужно досконально проверить подлинность чуть ли не каждой записи. Это все-таки полноценный симулятор таможенника. И если мы совершим ошибку, то нам сразу же прилетит штраф. Два штрафа будут предупредительными. А начиная с третьего у нас будут забирать часть заработанных денег.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Штрафы эти нужны, чтобы загнать нас в своего рода "вилку". Ведь наша зарплата в конце уровня напрямую зависит от количества людей, которых мы пропустили через себя на пункте. То есть чем больше людей, тем больше будет денег. Однако эти штрафы не дают нам излишне торопиться. А торопиться очень хочется, потому что деньги - это одна из важнейших частей геймплея Бумажек. Потому что у нас есть семья, которую буквально нужно кормить, платить за отопление, покупать лекарства. И если мы будем пренебрегать этим, то они попросту помрут. В таком случае у нас будет другая концовка.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Но сложность заключается не только в штрафах и увеличении количества документов, которые надо проверить. По мере прохождения также добавляется новый функционал. То есть если где-то на ранних этапах игры мы могли просто ставить людям отказы, то примерно в середине приходится еще проставлять причину отказа.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Осуществляются же все эти проверки через специальное окно. Нам нужно на него нажать и сопоставить несоответствующие данные. И так как изначально мало документов, то и функционал этого окна небольшой.

Но со временем, когда бумаг и правил становится больше, функционал этого окна расширяется. У нас появляется возможность осматривать людей на наличие разного рода контрабанды и оружия. И если подобное имеет место быть, то нарушителя необходимо отдать под стражу охране.

Я - скорость

Проверять, кстати, нужно очень тщательно. Потому что результатом невнимательной проверки может стать какой-нибудь терракт на пропускном пункте.

Хотя это также нужно и для того, чтобы проверить пол въезжающего. Потому что иногда девушка может выглядить как мужчина и наоборот. В таких ситуациях главное - не торопиться с решением, чтобы не получить штраф. Необходимо все проверить тем же сканером.

Современные реалии угнетают
Современные реалии угнетают

Помимо этого, на нас возлагают обязанность военного. Кроме обычных проверок и решений по поводу въезда, мы еще должны препятствовать проникновению всяких террористов и прочего сброда. Для этого нам дают доступ к оружию, которое необходимо быстро достать и застрелить противника. За это, кстати, дают премию.

Также может произойти какая-нибудь экстренная ситуация. Например, мне как-то принесли бомбу, которую пришлось обезвреживать.

Насколько я понимаю, если ошибиться во время этого процесса, это приведет к смерти и одной из концовок.

Бан

Вдобавок игра осложняется списками беглых преступников. То есть нам еще надо проверять лицо каждого челика на предмет соответствия с лицами в газете. Об этом на самом деле довольно легко забыть и пропустить через себя какого-нибудь маньяка.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Поэтому с геймплейной точки зрения игра очень даже хороша. Здесь нет 150 уровней сложности или чего-то подобного. Бумажки просто становятся все труднее и труднее, прибавляя нам работу. С каждым новым днем правила игры меняются. Сегодня вам нужно проверить паспорт, а завтра уже целый пакет документов с 10 тысячами разных пунктов. И в каждом таком пункте может быть какая-нибудь ошибка. Поэтому со временем возрастает и наше собственное мастерство как игрока. Мы запоминаем всякие пункты выдачи, районы и прочие детали. Вследствие этого начинаем меньше обращаться к книжке с правилами за уточнением. И наша скорость работы с документами значительно увеличивается. От этого, кстати, получаешь неплохое такое удовлетворение. То есть в самом начале я паспорт + пропуск проверял секунд 20 - 30. А в конце я уже мог пробегать глазами кипу документов и по памяти сразу определять всякие недочеты в городах выдачи, районах, допусках и прочем. И без лишней траты времени пропускать или тыкать в несоответствие. Стоит ли говорить, что после такого начинаешь ощущать себя каким-то мега омега работником, который постоянно преисполняется в своем сознании. И за это стоит поблагодарить разработчика. Сделать из на первый взгляд рутинного занятие такой интересный геймплей. Поэтому в этом плане у меня к игре в, общем-то, претензий нет.

Сюжет и история

С сюжетом дело обстоит примерно также, как и с геймплеем. На первый взгляд кажется, что ничего особо интересного нет. Однако Бумажки - довольно глубокая с точки зрения истории игра. У Papers, Please даже есть небольшой бэкграунд. По сюжету мы играем за таможенника государства Арстотцка, которое прошло 5 летнюю войну с другим государством - Колечией. В результате войны город Грештин был разделен на Восточную и Западную часть. Восток отошел Арстотцке, а запад - Колечии. Мы являемся таможенником на восточной части города. Думаю, вы уже поняли, что конкретно этот момент взят из реальной истории с Берлинской стеной.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Да и в принципе, играя в Papers, Please, довольно часто ловишь себя на мысли, что где-то уже что-то такое видел или читал. Потому что бумажки довольно многое взяли из 1984.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Papers, Please прямо-таки насквозь пропитан настроением этой антиутопии. Закрытые тоталитарные государства, абсолютный контроль со стороны властей и жесточайшие наказания за мельчайшие нарушения. И даже на работу нашего героя взяли путем "октябрьской трудовой лотереи". То есть работаем мы таможенником, считай, по принуждению. Ведь так нам сказала Партия.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

И вся история Papers, Please рассматривается с позиции главного героя, являющегося обыкновенным работягой. Его фактически против воли отправили на работу, которую едва ли можно назвать приятной. Как мне кажется, на этом и построена драматургия всей игры. "Маленький" человек вынужден вершить судьбы других людей через штампики в паспорте.

И Papers, Please очень умело использует это, чтобы постепенно погружать нас в игровой процесс, стирая рамки между Бумажками и реальностью. В самом начале у нас нет никаких моральных выборов или чего-то подобного. То есть мы ощущаем себя таким строгим таможенником, который все делает как надо и согласно правилам. Нам подкидывают условного Жоржи(местный дурачок, который в течение всей игры пытается пройти через границу). У него то паспорта нет, то разрешения, то он вообще наркоту везет с собой. И мы, конечно, можем пропустить его и получить какую-нибудь взятку. Но как таковых моральных размышлений у нас нет. Мы либо на похер его пропускаем, либо на похер не пропускаем.

Ну или также где-то на ранних этапах игры мы встречаем мужичка, который, согласно новостям, убил свою жену и пытается сбежать из страны. Если мы его узнаем, то он попросит нас не сдавать его охране. Скажет, что обвинения ложные и все в таком духе. И нам предстоит решить то, отправится ли он на зону или пройдет пограничный контроль. Тут опять же моральный выбор довольно жидкий. Он как бы может быть не виновным, но едва ли это так. Все-таки большинство людей, скорее всего, выбрали посадить его за решетку.

Однако постепенно выборы становятся все более значительными и менее однозначными. Появляются своего рода моральные весы. Когда мы взвешиваем все "за" и "против" чтобы принять решение. И определяем то, сможем ли мы пойти на сделку с совестью. Например, в один день к нам приходит охранник и просит нас задерживать как можно больше людей. Потому что за каждого такого человека он получает мини-премии. И чтобы мы ему содействовали, охранник предложит небольшой процент от этих мини-премий. И тут уже возникает небольшая моральная дилемма. С одной стороны, деньги нам действительно очень нужны. Без них мы не сможем заботиться о своей семье. Но, с другой, не все те, кого мы можем арестовать, по-настоящему заслуживают этот арест. То есть кого-то мы можем не пропустить через границу, и все. И тут уже есть над чем подумать. Хотя дилемма все еще недостаточно тяжелая. Ведь за аресты всех подряд мы не получаем никаких штрафов или чего-то подобного. Конкретно для нас все еще не будет серьезных последствий.

Но чем дольше мы играем, тем сложнее становится принимать решения. Например, в определенный момент к нам начнут приходить члены Ezic. Это тайная оппозиционная организация, которая пытается свергнуть текущее правительство Арстотцки. Они время от времени будут давать нам какие-то задания. И опять же, это начнется с довольно безобидных просьб. То есть нас будут просить пропустить через пропускной пункт каких-то их агентов. Да, за это мы можем получить штраф. Но ведь мы не знаем наверняка то, что Ezic - плохие ребята. И в то же время мы видим, что нынешнее правительство Арстотцки едва ли можно назвать хорошим. А тут можно стать помощником потенциально хорошей оппозиции. А заплатить придется всего лишь парой штрафов.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Однако в какой-то момент они попросят нас убить мужчину, который, с их слов, является киллером, который должен убить членов Ezic. И вот тут уже по-настоящему задумываешься о том, какой все-таки сделать выбор. Ведь это возможно, правда киллер, который убьет оппозиционеров, которые за все хорошее и против всего плохого. А может, он и не киллер, а Ezic, просто какие-то террористы, которые сеют хаос в Арстотцке. И нам предстоит сделать выбор. Убить человека, который может быть киллером, или пропустить его. Потому что и сами оппозиционеры могут быть весьма сомнительными людьми.

А в итоге они вообще выдадут нам ключ от ящика с боевой винтовкой(до этого мы стреляли только транквилизаторами) и попросят убить какого-то особо опасного киллера. Они понимают, что нас в таком случае, скорее всего, арестуют или убьют, и гарантируют нам безопасность нашей семьи. И тут снова нужно задуматься. Ведь даже если мы не хотим помогать им как оппозиционерам, то, возможно, захотим помочь, чтобы просто обеспечить нашу семью. Потому что благосостояние нашей семьи - это самый важный фактор, который мы учитываем, когда принимаем какие-либо решения по ходу игры. Возможно, нам стоит убить этого киллера, и тогда наша семья ни в чем не будет нуждаться? Быть может, это небольшая плата? Такими вопросами задаемся мы и, собственно, наш персонаж тоже.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

Ну и, конечно, не стоит забывать о самой известной моральной дилемме из Бумажек. Я говорю про любимую девушку Сергиу. Это один из наших охранников, который попросит нас пропустить его, возлюбленную, через границу, но документы ее будут не в порядке. И кажется, что здесь нет ничего особенного. Просто получить один штраф и все. Зато другу можно помочь. Однако девушка эта родом из Колечии. Это та самая страна, с которой воевала Арстотцка перед началом событий игры. И именно колечианцы виноваты в террактах, которые происходят на границе. И по ходу игры эти терракты могут случаться просто произвольно. То есть, если вы плохо проверите колечианца на пункте, то он может пройти дальше и взорвать охранников. Поэтому есть опасность, что девушка Сергиу тоже окажется террористом. И нам нужно решить, что делать. Мы можем отправить ее обратно на произвол судьбы, но тогда точно не произойдет ничего плохого. Или же можно довериться Сергиу и пропустить ее, подвергая всех опасности. Хотя в любом случае, я думаю, что вы, как и я, просто не смогли отказать ей.

Облегчение
Облегчение

Размышления по ходу игры также отягощаются тем, что Бумажки довольно реалистичные. То есть наш герой буквально ничего из себя не представляет, и его собственная жизнь может оборваться в любой момент. Если мы неправильно обезвредим бомбу или тронем яд, то мы просто умрем, и наша история закончится. И по такому же принципу нас могут посадить в тюрьму или что-то в этом роде. Например, я для этого лонга прошел игру дважды(и еще прохождения 3 есть за плечами) и в обоих случаях меня посадили. В первый раз я признался, что ко мне приходили из Ezic какому-то кгфсбшнику, и все. Игра закончилась в 2 раза быстрее.

Papers, Please. Судьба "маленького" человека, который вынужден выбирать

А во второй раз меня посадили за то, что я не стал пропускать какую-то знакомую нашего шефа. То есть я просто отказал во въезде какой-то бабе и меня за это посадили.

После пары таких концовок вы четко осознаете, что Бумажки недалеки от реального мира, где может произойти примерно точно такое же. И поэтому всякий раз, когда мы решаем что-то серьезное, мы все взвешиваем. Например, в определенный момент Ezic попытается дать нам взятку. И по меркам игры там будет совершенно колоссальная сумма - 1000/2000 долларов. Честным трудом такое заработать буквально невозможно. Казалось бы, надо взять, но ведь за такое очень даже можно присесть в тюрьму. В Бумажках такие решения всегда имеют последствия. Поэтому приходится напрягаться и думать, чтобы не ошибиться.

В этом в, общем-то, вся суть сюжетной составляющей бумажек. Это довольно редкое явление, когда события игры происходят с перспективы самого обычного работяги. Мы не избранный или кто-то в этом роде. А наоборот, являемся самым обыкновенным таможенником, который просто хочет выжить в антиутопичном мире и сохранить при этом свою семью. И игра может прерваться буквально в любой момент. Потому что в ней, на минуточку, целых 20 концовок. И выглядят они вполне себе реалистично. Тронул яд - умер, помешал шефу - посадили, не смог обезвредить бомбу - умер, взял взятку - посадили, помог оппозиции - умер или посадили. Бумажки не упираются в какое-то типичное противостояние доброй оппозиции и плохой власти. Никто не дает нам выбирать между двух сторон, где мы становимся центром всего. Наш таможенник просто пешка в политических играх. Поэтому нас не за хер собачий могут слить обе стороны, и игра просто закончится. Вследствие этого мы являемся центром только своей жизни и жизней членов нашей семьи. И должны метаться между всеми, чтобы выжить. И даже малейшая ошибка может привести к концу. В этом прелесть сюжета Papers, Please. Он очень депрессивный, но в то же время абсолютно понятный и реалистичный.

Итог

Прохождением Бумажек я, конечно же, доволен. Это далеко не самая простая для восприятия игра, но тем не менее ее постоянно хочется перепроходить. Я в сумме прошел ее где-то на 5 - 6 концовок, хотя, казалось бы, совсем не фанат инди сегмента. Но Papers, Please перепроходить хочется. Потому что действительно хочется посмотреть как можно больше концовок. Хочется прожить максимальное количество дней и увидеть самую лучшую концовку из возможных. Потому что когда игра заканчивается в совершенно неожиданный момент, в самый первый раз, этого не хватает, чтобы в полной мере насладиться ей. Поэтому Papers, Please хочется начать сначала, когда уже немного поднабрал в скилле таможенника, и посмотреть, что же еще припасла игра. И это совсем не надоедает. Бумажки не душат ни геймплеем, ни сюжетом. Это буквально образцовый проект, на который стоит ровняться. Потому что выглядит Papers, Please очень просто. Но это, тем не менее, это очень глубокая игра. Поэтому я поставлю Бумажкам 9/10 и наверняка вернусь в них еще раз через какой-то промежуток времени.

Данная статья участвует в конкурсе при поддержке kupikod.com#KUPIKODбашляет

Pyk
950950 показов
353353 открытия
11 репост
Начать дискуссию