Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Без традиционного топа игр не обойдётся — награждение лучших в самом конце!

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Всех с наступающим, дорогие друзья! Не вижу смысла писать о том, что оставил после себя 2022-й год — вы и без меня прекрасно понимаете, насколько тяжёлым было это время. Посему перейдём к вещам более приятным, к обсуждению цифрового энтертеймента. А в жизни пусть у всех всё будет — сил вам и всех благ.

В этой статье я буду описывать личные впечатления от художественных произведений, до которых добрались мои ручки: игры, фильмы и книги. Так как специализируюсь я в большей степени на играх, а итоговый традиционный топ будет посвящён именно им, начну я тоже с них, чтобы ими и закончить. Описывать буду кратко, периодически давая ссылки на полноценные текстовые материалы.

Вспоминаем игры

Свой игровой 2022-й я начал с ранней версии игры Baldur's Gate III. Эту игру многие ждут, на неё возлагают большие надежды, но что самое главное — велик шанс на выходе получить поистине нетленную, монструозную cRPG, аналогов которой в индустрии ещё не было: с качественным продакшеном, с недюжиной нелинейностью и богатой геймплейной вариативностью. Если хотите узнать об игре больше, приглашаю вас к моей текстовому материалу.

После горячо ожидаемой Baldur's Gate III я решил попробовать нечто менее популярное, а именно забавную игрушку под названием Everhood. Выделяется данная ритм-игра сразу несколькими особенностями. Во-первых, она очень смешная. Отменных шуток, забавных персонажей и всяческих ироничных оммажей здесь предостаточно. Во-вторых, Everhood — это метанарративная история. Игра прекрасно понимает, что является игрой и что в неё играет человек. Это делает шутки ещё смешнее. И, в-третьих, это милая история о смерти, а её метанарративность позволяет раскрыть довольно банальную для художественных произведений тему несколько иначе.

Everhood прекрасная, но под настроение. Игра постоянно даёт новые уникальные условия, но в конечном итоге всё-таки остаётся пиксельной инди ритм-игрой, хоть и с возможностями исследовать фэнтезийный мир. Зайдёт не всем.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

В этом году я постарался охватить всё эксклюзивное наследие восьмого поколения консолей от Sony, вышедшее на ПК. И первой была God of War (2018).

По старой доброй традиции проходить игры на высокой сложности я решил начать God of War именно так, что выявило одну проблему — игра на высокой сложности не отбалансирована на ранних этапах, когда у игрока есть лишь базовые опции, а враги отличаются существенной живучестью. Благо, баланс постепенно выправляется и становится хорошо.

Кратко резюмируя — игра отличная. За подробностями к статье.

Tales of Arise — очаровательная jRPG. Эпичная, красивая, местами трогательная, местами весёлая. Особенно хочется выделить отсутствие в игре гринда, ибо ранний опыт знакомства с jRPG отравляло именно что растягивание игрового процесса обычной долбёжкой мобов. Порой до степени, когда приходилось использовать читы. Тут бессмысленного убиения мобов в меру, игру прошёл в спокойном темпе на нормальном уровне сложности. Как по мне, Tales of Arise является отличной точкой входа в жанр.

За развёрнутой рецензией прошу проследовать по ссылке ниже.

Приключения Безымянного в закрытой магическим куполом Долине рудников, то бишь Gothic. 2022-й лично для меня вообще отличился на разного рода олдскульные RPG, а всё началось именно с Готики. Планирую продолжить традицию в следующем.

Если говорить в целом, то мне игра понравилась: понравилась иммерсивность, ролевая модель, в которую помещают игрока — роль обычного заключённого в агрессивной среде, где придётся извернуться, чтобы чего-то достичь, — и даже в боевой системе и управлении персонажем есть свой шарм. Три разные фракции, множество поручений, распорядок дня у NPC и прочее, чем славится Готика, действительно выделяют её даже на фоне современных ролевых игр.

Полноценной статьи по игре нет, но есть не менее комплексная заметка.

В оригинальную Final Fantasy VII играл совсем чуть-чуть, но зато полностью прошёл её ремейк. К сожалению, несмотря на то, что игра богата на контент и у меня язык не повернётся назвать её незаконченной, всё-таки видно, что финализированность истории исполнена несколько искусственно, спонтанно. Движущая идея образуется лишь ближе к концу игры и посвящается переписыванию судьбы, чем и отличился ремейк, меняя каноничный сюжет оригинала— метанарратив. Но образуется она, скорее, чтобы сформировать классическую антагонистическую силу, придать завершению эпичности и веса. Но этого мало, ведь в конце концов перед нами лишь первая серия многосерийного фильма.

Прикладываю статью по игре.

Главным открытие года для меня стала Days Gone. Совершенно удивительным образом игра содержит в себе крайние противоположности: маскулинный брутализм и историю, акцент в которой делается на романтических отношениях. Брутальная игра про байкеров, но в то же время женственная.

Это что касается повествовательной части. На поверку оказалось, что и геймплейно игра кране последовательная, взаимосвязанная, а потому интересная. Одна из немногих игр, прохождение которой без быстрого перемещения не напрягало.

По игре, как это у нас водится, есть отдельный текстовый материал, в котором я постарался передать суть того, чем именно мне понравилась Days Gone.

В 2022-м году я купил Скайрим и, наконец, прошёл его. Конечно же не полностью, да и до этого я в игре проводил много времени, но зато на сей раз увидел финал мейнквеста, узнал, что там на самом деле случилось с драконами, чем закончилось противостоянием Братьев Бури и Империи и что на высокой сложности сюда лучше не соваться.

Про величие игры пишу в отдельном текстовом материале. Ждём Starfield — на него возлагаю много надежд, ибо геймплейные трейлеры выглядели многообещающе.

В прошлом году выходила отличная Halo: Infinite — пусть и с серьёзными недостатками, — прохождение которой раззадорило желание прикоснуться к истокам серии. И я прикоснулся. Halo: Combat Evolved Anniversary вполне себе бодрый боевик, который замечательно играется даже сегодня, но какого-то особого послевкусия не оставила. Разве только пятую точку изрядно подожгла своей сложностью, немного разочаровала бессмысленным бэктрекингом и периодически однотипными коридорами.

Сюжет совершенно не зацепил, а сеттинг здесь только начинает раскрываться. Одним словом, приемлемо для своего года выхода и жанровой принадлежности к шутерам.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Осторожно, сейчас будет горячо! Elden Ring — провал! Хорошо, с точки зрения здравого смысла игру провалом назвать никак не получится, потому что она была обласкана как игроками, так и прессой. Ещё и продалась крайне мощно. Однако с точки зрения развития концепции Souls Elden Ring убила как минимум половину того, что делало игры серии великими, оставив лишь голую механику, углубив её, но вместе с этим посадив приключение на логику открытого мира с однотипными активностями. Насыщенный на уникальный контент тридцатичасовой опыт превратился в нудную беготню по пустым локациям в поисках хоть чего-то интересного. Зато контента игроки получили на все сто!.. часов.

Нет, это не мой Souls.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

King's Bounty II , наоборот, внезапно порадовала. У 1C Entertainment получилась крепкая тактическая RPG с неплохим продакшеном за бортом, по крайней мере, для современного отечественного геймдева. Глобальная претензия к игре лишь одна — неудачный игровой баланс, который вполне себе предполагает геймовер, что для ролевой игры на тридцать часов непростительно. А враги тут злые, золото то и дело будет тратиться на армию, и особенно на высоком уровне сложности велик шанс угодить в финансовую ловушку, когда пространства для манёвров физически не останется.

Есть претензии и менее масштабные, с которыми вы можете ознакомиться в текстовом материале по игре.

Черепашки Мутантны Ниндзя вернулись к своим корням в Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder's Revenge — это пиксельный битемап старой школы, но с богатыми анимациями, в красивой обёртке и с более разнообразной боевой системой. Месть Шреддера отлично играется и звучит, но самое главное её достоинство заключается в том, что она насыщена всякого рода отсылками и оммажами на битные игры про черепах с NES и SEGA. Наибольшее удовольствие игра приносит в том случае, если вы знакомы с классической линейкой игр TMNT.

Настоящий подарок для фанатов как черепашек-ниндзя, так и битемапов в целом. Единственный недостаток игры кроется в её продолжительности — хорошего много не бывает.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Самая загадочная игра года, Ghostwire: Tokyo, оказалась, как ни странно, медленным арена-шутером в прямом смысле этого слова: с несколькими типами атак, похожими на аналогичные из шутеров, раскиданными по арене бонусами, добиваниями из DOOM и важной ролью позиционной игры. Помимо прочего, в игре можно выделить ненавязчивый открытый мир, который наполнен множеством отлично проработанных сайд-квестов и который открывается для исследования постепенно, харизматичных персонажей, интересный антураж мистического Токио и трогательный сюжет, рассказанный в контексте темы смерти.

Прикладываю статью по игре, в которой всё это описано подробнее. В целом же игра оставила после себя позитивное впечатление, хоть и покритиковать там есть что.

На пару десятков часов залетел в Battlefield 2042, чтобы погасить голод по обычным милитари стрелялкам. И не был разочарован. Приложенная ниже статья больше про критику критики. Что касается самой игры, то она мне понравилась. Динамичная, красивая, с адекватной прогрессией и удобной, приятной стрельбой. А множество геймдизайнерских страшилок, кои можно было встретить в сети, оказались в итоге пшиком.

Как же игровой год обходится без игр Ubisoft? За Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint обидно, ведь во многих своих проявлениях игра классная: красивый открытый мир, богатый гардероб, обилие возможностей, в меру разнообраных мувмент-систем и множество деталей, которые делают игру иммерсивней. Да вот только разработчики забыли выстроить вокруг механики хоть сколько-нибудь интересную игру с проработанными миссиями, с отличающимся геймплейным или нарративным контекстом. А в открытом мире делать особо нечего — только сундучки лутать.

Подробности об игре ниже.

Довелось пройти серию Torment: классическую Planescape: Torment и продолжение в лице Torment: Tides of Numenera. Что примечательно, Нуменера понравилась куда больше, а единственный её серьёзный недостаток, причём, крайне критический — текст, который тяжело читать по разным причинам. Но как произведение в себе игра мне понравилась больше, чем Planescape, которая при всех своих достоинствах во второй половине сильно проседает по качеству контента, не выдерживая собственного же уровня, заявленного изначально. Но обе игры, так или иначе, классные.

Статья о серии Torment по ссылке ниже.

Marvel's Spider-Man. В юношестве любил Человека-Паука, до дыр засматривал видеокассеты с мультфильмами и дилогию Рэйми (третий фильм смотрел уже в цифре) и, конечно же, играл в игры. По иронии судьбы адекватно работала только вторая часть на ПК, та самая, знаменитая, а другие были непроходимы либо из-за кривого русификатора, либо по иным техническим причинам. Лишь в Ultimate удавалось перебороть недуг кратковременной сменой языка. Spider-Man 3 работала без сохранений, и даже Человек-Паук на Dendy был критически забагован — с определённого момента вся игра покрывалась графическими артефактами.

Это я к чему? Да просто так! Marvel's Spider-Man беспрецедентно выдающаяся, но к сюжету вопросики есть — он работает с переменным успехом, на половинку. А во всём остальном, в других игровых аспектах, будь то графика или боевая система, на лицо высокое премиум качество Sony💪💪💪

Статью, конечно же, прикладываю.

До Saints Row (2022) я проходил лишь ремастированную версию The Third — самую расхваленную часть серии. Особых эмоций прохождение не вызвало. Игра отпечаталась в памяти как обычная стрелялка в открытом мире, но с юмористическим тоном. А вот ребут серии, вышедший в этом году, наоборот, понравился куда больше, хотя геймплейные трейлеры заставляли опасаться отсутствия нововведений и в прямом смысле пустынного открытого мира. На деле же оказалось, что Санто-Илесо (место действия игры) — самый красивый и проработанный город в серии, а игра под своим капотом прячет множество новшеств, из-за чего ощущается свежо, да и принадлежность к серии не потеряла.

После прохождения захотелось пройти и другие игры: Saints Row 2 и Saints Row IV — и я прошёл. Вторая часть понравилась, но пришлось бороться с отвратительной технической частью, а четвёрка лишний раз доказала, что выбранный разработчиками путь ещё в The Third был тупиковым. Saints Row (2022) вернула серию к корням, когда происходящее ещё не было похоже на клоунаду. К тому же сами шутки здесь прописаны изящнее.

Подробности по ссылке ниже.

В какой-то момент поймал себя на мысли, что мне нравится серия Fallout, но в классическую дилогию так и не поиграл. Решил исправиться. Получил массу удовольствия от прохождения, но не без подводных камней и потерянных верёвок. В довесок перепрошёл ещё New Vegas, который раскрылся с новой стороны, а также начал перепроходить Fallout 4 и на пару десятков часов вернулся в 76.

По такому случаю опубликовал статью, где подробно рассказал об основных играх серии.

Как уже отмечал выше, мне нравится серия Souls, но за её рамками достойных проектов в том же жанре найти сложно. Например, в этом году я пробовал вкатиться в Lord of the Fallen, но бросил — не зацепило. А вот Steelrising от студии Spiders заинтересовала ещё на этапе предрелизных трейлеров и по итогу даже не разочаровала. Почти.

Это добротный, слегка упрощённый Souls в интересном сеттинге великой французской революции и с автоматонами. Ещё и с полноценным сюжетом. Но особо хочется выделить то, что Spiders, отказавшись от довольно масштабного жанра экшен-RPG по части продакшена, наконец выдали крайне компетентный проект, сумев достойно реализовать ключевые его аспекты. Не без изъянов, за некоторые недостатки мне было обидно — речь идёт о концовке и всё с ней связанным, — но в целом Steelrising получилась.

Статья об игре есть.

Ну что, ещё один провал по мнению общественности? На сей раз это Gotham Knights, в которой, вот сюрприз, на самом деле нет ничего ужасного. Более того, ненавязчивый открытый мир, который не требует зачистки всех вопросиков на карте, а служит лишь подводкой к основным миссиям, воспринимается свежо. Красивых катсцен много, сюжет с интересными антагонистами в лице Суда Сов и прочих на месте, комплексная боевая система со множеством тонкостей — тоже.

Отдельно выделю смелость руководителей проекта, которые решились сделать игру о непопулярных среди мейнстрим аудитории персонажах, а именно о Бэтгёрл, Найтвинге, Робине и Красном Колпаке. Это как минимум смело.

В самой же игре мне не хватило одного — сайд-квестов, криминальных дел или кейсов, как они тут называются. В их проработку вложили много сил, но их мало, всего три. Победить дадут Харли Квинн, Глиноликого и Фриза. Хотелось бы ещё парочку злодеев.

Статьи, к сожалению, нет.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Uncharted 4: Путь Вора. Игра о двух крайностях: с одной стороны мы имеем отменный экшен, который и выглядит, и играется на высоком уровне Sony💪💪💪, а с другой — посредственный паркур. Он не развивается, он не ставит перед игроком никаких препятствий, он до безумия уныл и его до неприличия много.

Сценарий образцовый, по крайней мере, для приключенческого боевика. Выдержан тон, персонажи по ходу игры развиваются, а у истории есть раскрытая финальная идея. То есть по части драматургии, как и по части экшена, Uncharted 4 тоже классная.

Но паркур! О боже... Как в это можно играть хоть с толикой интереса, я даже не представляю.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

ANNO: Mutationem представлялась мне игрой для фанатов киберпанка, но на деле оказалось, что киберпанка в ней практически нет, но зато есть Evangelion. В принципе, вариант тоже неплохой вариант, даже с учётом обмана ожиданий, но есть один большой нюанс — у игры колоссальные проблемы с темпом. Она не знает меры, она неуклюже подаёт сюжет, она плохо тасует имеющиеся разновидности геймплея. Как результат — местами бывает душно.

И ярче среди прочих видится проблема с темпом. В первые часов пять экшена практически нет, но зато есть мирный геймплей — надоедает. Затем баланс между этими позициями приходит в норму, но уже финальные уровни душат своей продолжительностью. Ты думаешь, ну вот сейчас, уже всё, уже финал! А нет, ты даже не близко<...>

И даже в послесловии игра умудряется передушнить. Там, где необходимо красиво и лаконично поставить точку, игра растягивает диалог до неприличия.

я

Так или иначе, игра всё равно компетентная и на удивление очень комплексная. По сути перед нами полноценная экшен-RPG с исследованием полуоткрытого мира, с сайд-активностями и прокачкой. Контента предостаточно.

ANNO: Mutationem не рекомендуется тем, кто аниме на дух не переносит, ибо сама подача в ней крайне инфантильная. Остальным — по своему усмотрению. Возможно, по рецепту.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Приятно удивила отечественная cRPG Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG. Игра комплексная, интересная, затягивающая, красивая, с уникальным сеттингом и в качественной русской озвучке — Юлия Горохова топ, — но также как и ANNO: Mutationem, она проблемная в плане темпа. Здесь наблюдается нехватка контента во второй половине игры и частично поломанный геймплейный цикл, из-за чего игра может в какой-то момент, причём, довольно быстро, просто утомить.

Подробности в отдельной статье.

Продолжение приключений Безымянного, но на сей раз в Хоринисе — Gothic II: Ночь Ворона. Сиквел, как оно часто заведено, стал больше и шире, но вместе с тем количество контента игре пошло лишь во вред. Во-первых, потому что кратно увеличились объёмы гринда, а отставать по уровню вы явно не захотите, потому будьте добры набивать опыт на мобах. Во-вторых, некоторые главы и многие квесты не выделяются интересным контекстом: убей четырёх драконов, найди три лагеря, победи десять орков, найди пять табличек и так далее. Вот такого копипаста там навалом.

Но, благо, это всё ещё очень иммерсивная ролевая игра с живым открытом миром, где необходимо следить за словами и крайне внимательно играть. По моему мнению, вшитое в игру дополнение Ночь Ворона идёт лишь во вред основной игре: оно отличается по настроению, ещё больше утяжеляет игру контентом, ломает темп повествования и много ещё чем вставляет палки в колёса, особенно новым игрокам.

Кстати, в конце главный герой набирает команду на корабль, чтобы отправиться на самоубийственную миссию. Как в Mass Effect 2, между прочим, и задолго до того, как это стало мейнстримом.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Вспоминаем фильмы

Уже давно не имею привычку смотреть всё подряд. Если раньше редко пропускал киноновинки, то нынче оставляю за бортом множество нашумевших лент. Приходится выбирать, либо игры, либо фильмы. Но в этом году вдруг загорелся желанием устроить марафон научно-фантастических кинолент про роботов, киборгов, андроидов и киберпанк.

Все фильмы упоминать не буду, краткие отзывы вы можете найти по хештегу #марафонкинчиков (просто нажмите на него). Отмечу лишь самые лучшие. То, что запомнилось больше всего.

Blade Runner: Black Lotus. Аллергии на сериальную 3D анимацию у меня нет, а киберпанк, как вы могли понять, я люблю. Поэтому не удивляйтесь — мне понравился мультсериал во вселенной Бегущего по лезвию. Тем более, в ней (во вселенной) явно не хватает простых историй с акцентом на экшен. Чёрный лотос заполняет эту нишу и расширяет вселенную новым сюжетом про крутого репликанта девушку, которая по мотивам Убить Билла идёт по следу мести за своим создателем.

А ещё сериал красивый и круто анимирован в хореографии.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Про первый сезон нового Призрака в доспехах: Синдром одиночки я ничего не писал, потому что резюмировать было нечего — история оборвалась на полуслове, законченным произведением его назвать было нельзя. Но в этом году вышел второй сезон, ставящий в сюжете точку, и теперь можно твёрдо сказать, что новая интерпретация Мотоко Кусанаги получилась отличной.

Я не считаю оригинальный мультсериал Синдром одиночки каким-то шедевром. В нём было много критических изъянов, многие из которых задевали повествовательную часть — сериал было попросту скучно смотреть из-за обилия филеров ни о чём и ни про что.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Новый сериал, что примечательно, полностью исправил недостатки Синдрома: филеров по минимуму, основной упор идёт на сквозной сюжет, а заявленные мотивы раскрыты здесь куда лучше и понятнее. По сути новый Синдром одиночки является ремейком оригинального сериала. Может, не официально, но по духу.

Я большой поклонник вселенной Призрака в доспехах и сериал мне понравился, но вот реакцию массового зрителя предугадать будет несложно — начнётся риторика про 3D, про то, что раньше было лучше и т.д. Икона киберпанка в лице одноимённого художественного фильма 1995 напирала как раз-таки на разнообразие, в рамки которой новый Призрак отлично вписывается. Узкая специализация ведёт к слабости.

И ещё одно небольшое дополнение к сказанному: во втором сезоне графику ощутимо улучшили, что заметно по масштабным и детализированным экшен-сценам.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Главный открытием года смело могу назвать фильм Архив, или в нашем варианте Мой создатель. Выдающаяся картина, которая к финалу задаёт истории новый контекст. Тот редкий случай, когда эмоционально ты понимаешь, о чём фильм, но сформулировать мысль довольно тяжело, ибо Архив не торопится раскрывает свои карты, а лишь даёт наводки. Разбирать фильм было не менее увлекательно, чем его смотреть. Эпохальная, уникальная кинолента, которую должен посмотреть каждый.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

А потом я зашёл в интернет и оказалось, что фильм плохой. Мда. В общем, настоятельно рекомендую. Поверьте, банальную историю о том, как учёный воссоздаёт андроида по облику почившей возлюбленной, не стоит. Там всё гораздо интереснее.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Довелось посмотреть фильм Двухсотлетний человек. Картина той самой категории, которую можно смело советовать всем. Как какой-нибудь Титаник или Побег из Шоушенка. Мало кто останется равнодушным.

Фильм предлагает пронаблюдать жизнь андроида, который на протяжении двух ста лет ищет себя, переживает смерть любимых людей, заводит новые знакомства и, в конце концов, понимает, что значит быть человеком.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Как же обойтись без нашумевшего Cyberpunk: Edgerunners? Конечно же, я посмотрел сериал среди первых и остался полностью доволен. Это не аниме на века, но многое сериал делает отлично: хорошая драматургия, харизматичные персонажи, тот самый подчерк студии Trigger и Гуррен-Лаганн-лайков, но с умеренным безумством, ибо аниме всё-таки по лицензии. Нельзя бросаться в пошлую крайность.

Помимо прочего, сериал даёт качественный фансервис по Cyberpunk 2077, не противоречит духу игры и в финале способен растрогать. Его единственный недостаток заключает в том, что нарративно Edgerunners не дотягивает до высочайшего уровня польского шутера. Но тут не его вина, что приходится конкурировать с мастодонтами.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Земля будущего (2015) отличается тем, что картина будущего (извините за тавтологию) тут рисуется очень даже обнадёживающей. Вы наверняка могли заметить, что научно-фантастически фильмы намного чаще описывают свои миры в постапокалиптических оттенках, где человечеству приходится несладко. Земля будущего от режиссёра Брэда Бёрда частично ломает подобные устои и предлагает зрителю обсудить заявленную тему: почему так происходит?

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Однако и без того фильм снят складно, глобальных претензий у меня к нему нет: хорошие актёры, интересный сюжет и интрига, раскрытая и, что не менее важно, оригинальная центральная идея. А ещё он чуточку заряжает позитивом.

Полагаю, фильм понравится не всем, ибо рейтинги у него сомнительные, но в моё настроение, когда хочется верить во что-то светлое, Земля будущего попала метко.

А ещё там сюжет, как в Терминаторе 2. Только в роли Т-800 не Шварценеггер, а миловидная девчушка.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Ещё одним кинематографическим открытием года для меня стала картина Метрополис (1927). Причём на фильм засматривался давно, знакомые советовали, да и тема научной-фантастики была близка. Но, сами понимаете, 1927 год, эпоха немого кино — это отталкивало.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Фильм прекрасен не только как произведение в себе, не только натуралистичными съёмками и богатым по тем временам продакшеном, но и драмой, что с ним приключилась.

  • Почти сразу после выхода в 1927-м году Метрополис подвергся цензуре в США. Оригинальное виденье режиссёра Фрица Ланга могли увидеть лишь те, кто застал киноленту во время первого проката, но даже на родине, в Германии, Метрополис в дальнейшем сильно порезали, чтобы соответствовать американской версии. Из фильма было удалено около четвери материала, а также был изменён его монтаж.
  • Оригинальное виденье фильма, его монтаж, отснятый материал и музыкальное сопровождение спустя время были утеряны. Потом ещё не единожды разные люди пытались реставрировать картину.
  • В 2008-м году в киномузее Буэнос-Айреса, Аргентина, в коллекции одного кинокритика нашли оригинальный фильм, записанный на 16-мм плёнку. Люди, занимающиеся кино и реставрацией Метрополиса, сначала даже не поверили, ведь новости о новом материале всплывали и раньше, но оказывались ошибочными.
  • По итогу мы можем посмотреть практически полностью оригинальный монтаж фильма с отреставрированным материалом. За исключением побитых сцен, заменённых текстом (их мало) и некоторых катов — естественно, основная часть материала была взята из американской, отреставрированной версии. История длинною в 80 лет подошла к концу.

После просмотра картины мне захотелось чуть больше узнать о истории её создания. Написал краткую выжимку из увиденного в документальном фильме. А за небольшой заметкой по непосредственно Метрополису прошу проследовать сюда. Если коротко: это классика, это знать надо. Даже сегодня фильм смотрится отлично.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

От новых Охотников за привидениями, которые Наследники, я многого не ждал. Но был сильно удивлён, когда увидел качественный фильм, бережно относящийся к оригинальным произведениям. Наследники также нестыдно скроенные и написанные. Большой подарок фанатом, если таковые остались после прошлого фильма.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Ну что, пацаны, Уэнсдей? (Кстати, вариант Вэнсди мне кажется более удачным). Да, это бескомпромиссный шедевр, вы всё правильно поняли. Более того, сериал вдохновил меня на просмотр других кинолент во франшизе Аддамсов, включая низкосортную полнометражку Воссоединение семейки Аддамс от 1998 года. И какими бы классными ни были фильмы Барри Зонненфельда, а они действительно классные: ироничные и антуражные — Уэнсдей от Тима Бёртона им уже не переплюнуть. Ибо это какая-то нереальная смесь из Гарри Поттера, помноженная на виденье режиссёра, который собаку съел на фильмах подобного плана — на придурковатой мрачности. Ещё и на продакшен не поскупились, что вообще отвал.

Заметку по сериалу и другим фильмам про Аддамсов вы можете найти всё по тому же хештегу #марафонкинчиков .

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Первый сезон Периферийных устройств по роману Уильяма Гибсона тоже посмотрел. Захватывающее внимание повествование и крайне напряжённые диалоги, интереснейшие персонажи и богато раскрытые заложенные идеи! Прямо всё, как я люблю, ещё и подчерк Гибсона здесь можно уловить. Вот хоть сейчас иди и рекомендуй всем! Но обрывается сериал на полуслове, поэтому в достаточной степени оценить историю не получится. А хочется.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Вспоминаем книги

Книги читаю редко и только то, что по-настоящему заинтересовало. Поэтому мне не составит труда вспомнить в принципе всё, что читал в этом году. А также поделюсь опытом перевода комикса по Призраку в доспехах. Да, не манги, а именно что комикса.

Нейромант Уильяма Гибсона едва ли нуждается в представлении. Это монументальный роман, положивший начало целому жанру в категории научной фантастики под названием киберпанк. Из ключевых особенностей книжки выделю две.

Во-первых, читая Нейроманта, вы то и дело будете вспоминать самые разные истории и фильмы в жанре, ибо роман полнится интересными, запоминающимися образами. А, во-вторых, вы должны смириться, что читать работу Гибсона — занятие не из простых. Быстренько пробежаться по тексту и получить сиюминутное удовольствие не получится. Придётся буквально вчитываться в написанное и прогрызать себе путь к прекрасному. А всё потому что автор рисует повествование иным, непривычным образом, задвигая на второй план конкретику в угоду общим, но не менее детализированным мазкам. Имейте в виду, если собираетесь приобщиться.

Статья по роману есть, прикладываю ссылку. Ещё напишу, что принялся за роман Периферийные устройства от того же Гибсона — уж очень захотелось узнать, чем там в одноимённом сериале всё закончилось.

Вторая прочитанная книга по списку, вот это сюрприз, тоже около киберпанковская — Мечтают ли андроиды об электроовцах? Как и Нейромант Гибсона, роман Филипа К. Дика также не нуждается в представлении. Хотя бы потому, что на его основе снят Бегущий по лезвию.

После Нейроманта, кстати, читать Дика было удивительно комфортно, а что либо критиковать в романе у меня при всём желании не получится. Если ещё не читали, то советую — роман сильно отличается от Бегущего по лезвию заложенными мотивами и их раскрытием, персонажи тут хоть и носят привычные имена, но в сути своей совершенно другие, а история в целом глубже. Не в укор фильму Ридли Скотта.

Конечно же, роман понравился, прочитал его с большим удовольствием, а после ещё и всех Бегущих по лезвию пересмотрел.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

А я уже писал, что большой фанат Призрака в доспехах? Так вот, в этом году я прочитал второй том оригинальной манги Сиро Масамунэ и остался доволен. Чтиво нишевое и не из простых, но для фаната франшизы интерес представляет ещё какой — каноничное продолжение истории Мотоко Кусанаги после союза с Кукловодом. Хотя главная героиня тут даже не Мотоко, а вопросов после прочтения осталось больше, чем ответов.

Как и раньше, повествование второго тома изобилует авторскими примечаниями, от чего появляется странное чувство, будто ты читаешь книгу не один, а вместе с автором. А экшен тут своеобразный — акцент в нём ставится на различных хакерских манипуляциях, что очень непривычно.

Издание книги от Азбуки великолепное, манга понравилась, рисунок стал ещё круче и подробней. Вырезать хентай до конца у издателя на сей раз не получилось, но пикантный разворот всё-таки удалили.

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

Я уже говорил о Призраке в доспехах? Так вот — в этом году я перевёл сборник комиксов по франшизе под названием Призрак в доспехах: Глобальная нейронная сеть. Две недели безвылазно работал над текстом — там 160 страниц, объём сравним с восемью ваншотами, а знания английского у меня никакие, — консультировался с разными людьми, кто занимается переводами профессионально, до миллиметра отмерял самые удачные формулировки и вообще с большой самоотдачей вложился в проект.

А фидбека ноль. Ну прочитайте! И, кстати, большое спасибо оформителю, что согласился сесть за фотошоп и довести дело до конца. В общем, приятного чтения. Ссылка на комикс и аннотации к нему ниже.

Топ лучших игр 2022 по мнению Клуба фанатов киберпанка

Сразу необходимо дать небольшой комментарий, потому что данный раздел, пожалуй, видится мне самым взрывоопасным. Далеко не все проекты, в которые я бы хотел поиграть, получилось достать. Ко всему прочему я не ставил себе задачу целенаправленно проходить все новинки, чтобы в конце выдать максимально объективный рейтинг игр, выходящих в этом году. Все пройденные игры я перечислил выше и вы могли заметить, что большинство из них выходили намного раньше: Encased, Fallout, Готика, игры Sony, Скайрим, Kings Bounty II и так далее.

К сожаление, у меня не получится собрать хоть сколько-нибудь адекватный топ игр 2022 года, а потому держите неадекватный!

  • 2 место — Saints Row
  • 1 место — Gotham Knights

Войдите в моё игрожурское положение! Из тех игр, что мне понравились, там остались лишь Черепашки, Steelrising и Ghostwire: Tokyo. Игры то хорошие, но именно сердцем я отдаю предпочтение знойному Санто-Илесо и не менее знойной Бэтгёрл. На Кинопоиске у меня вообще никнейм Главный по бэтгерле, всё, отстаньте!

Итоги 2022 года от Клуба фанатов киберпанка: во что играли, что смотрели и что читали

А по существу, желаю хорошо провести время в предновогодние праздники, неиссякаемого позитива, счастья и удачи во всех начинаниях. С наступающими вас праздниками! Да не угаснут надежды на лучшее.

181
86 комментариев
5000 ₽

Достойно уважения! 🔥🔥🔥

6
Ответить

Это мы читаем.
Надеюсь я не увижу в конце лучшими играми Сайнтс Роу или Готам Найтс.

52
Ответить

Кажется я знаю Тимура слишком хорошо.

29
Ответить

Он не знает...

7
Ответить

Да, не, ну какие Готам Роу, это же импрувнутый чел!

1
Ответить