Политические реформы Карфагена в V веке до н.э. после поражения в Битве при Гимере

Небольшая сопроводительная статья к моим историческим конспектам, чтобы помочь читателю понять, как выглядела политическая структура этого великого античного государства до начала войн с Римом.

Политические реформы Карфагена в V веке до н.э. после поражения в Битве при Гимере

Читайте предыдущие статьи:

Полномочия царя Карфагена

Греки называли Магона и его преемников базилевсами — вероятно, переводом карфагенского титула «царь», а не «суффет» (судья), как предполагали некоторые. Немецкий историк, Юлиус Белох, в XIX веке, после раскопок золотых табличек в Пирги, датируемых 500 годом до н.э., объяснил, что была разница между «царём» и «правящим в стране». Последнего римляне называли диктатором, а греки тираном.

Политические реформы Карфагена в V веке до н.э. после поражения в Битве при Гимере

Магон пришёл к власти силой, как диктатор, но карфагеняне называли магонидов словом с корнем МЛК. Греки переводили МЛК как «базилевс», а не как «тиран», поскольку, по крайне мере после смерти Магона, правители Карфагена назначались в ходе установленной законом процедуры. Диодор Сицилийский писал, что они «были царями по законному праву». Геродот утверждал, что Гамилькар был избран царём за свою доблесть. Это означало, что трон не передавался от отца к сыну. Во время выбора преемника учитывались личные качества кандидатов. Гамилькар принадлежал к младшей ветви семьи Магонидов, но его избрали царём, несмотря на то, что предыдущий царь, Гасдрубал, породил целых трёх наследников. Неизвестно, принимало Народное собрание участие в выборе царя или нет.

Какая же тогда это «диктатура Магонидов», если они были царями? Ответ даёт Юстин. По его словам, Гасдрубала назначали диктатором одиннадцать раз. Гасдрубал исполнял свои обязанности, а по окончании срока, его снова избирали на этот пост. Но в глазах карфагенян Магониды были царями, и даже больше. Карфагеняне верили, что царская семья обладает сверхъестественными способностями. Истории о Гамилькаре и его внуке, Гимильконе II (Гимилько), которые до нас дошли, рассказывают, что их власть зиждилась на религии. Геродот был современником Гамилькара, и, благодаря ему, до нас дошла одна из таких историй.

Во время битвы при Гимере Гамилькар, вместо командования войсками, остался в лагере, чтобы принести жертвы богам. Узнав о разгроме своей армии, он сжёг себя на костре. Карфагеняне создали культ Гамилькара и установили в Карфагене и колониях его статуи. Это второй пример царского самосожжения, который полностью совпадает с историей Дидоны.

Битва при Гимере, художник Radu Oltean
Битва при Гимере, художник Radu Oltean

Рассказ о внуке Гамилькара, Гимильконе II, записал Диодор. Царь решил отомстить за поражение в Гимерской битве и вернулся с войсками на Сицилию. Он разрушил гробницу тирана Ферона в Агригенте и могилу Гелона в Сиракузах. Карфагенские солдаты ограбили множество греческих храмов и вырезали всех, кого там находили. Гимилькон II устроил штаб-квартиру в храме Зевса в Сиракузах, чтобы осквернить его. Эти поступки были частью ритуала, который сопровождали обильные человеческие жертвоприношения.

Отсюда вытекает, что Магониды были не только главнокомандующими, но и царями-жрецами, и отмечали свои победы триумфами. Гасдрубал четыре раза получал право проводить свой триумф. Возможно, что эта церемония была заимствована у Египта. Царь-победитель попирал ногой шеи пленников, как это делал фараон.

В целом, карфагенская монархия, пусть и была теократической, даже отдалённо не была похожа на власть фараонов Египта или царей Персии. Диодор называет Магонидов βαδιλειs ĸatά νόμous («конституционными монархами»). Современные Диодору источники подтверждают, что Магониды не правили в одиночку и чтили закон. В договоре Карфагена с Римом 509 года до н.э. в качестве сторон, его подписавших, названы карфагеняне и римляне, но никаких титулов.

Цари Карфагена не могли использовать свою власть без разрешения ассамблей.

Военные реформы Карфагена были запущены Магоном. Царь придал армии ту структуру, которая сохранилась до начала войн с Римом. Она почти полностью состояла из наёмников, но костяк армии набирался из карфагенских аристократов. Это было элитное подразделение, которое Диодор Сицилийский называл «Священный батальон». Вероятно, что он был личной охраной полководца, как у царя Спарты.

Политические реформы Карфагена в V веке до н.э. после поражения в Битве при Гимере

Больше всего знаний о государственном устройстве Карфагена до нас дошло благодаря описаниям Полибия, Аристотеля и Диодора.

Карфагеном правили олигархи, которые могли просто покупать себе государственные должности. Две соперничающие партии постоянно боролись за власть. Одна партия была аграрной и выступала только за расширение земель в Африке, а вторая торгово-промышленная, которая придерживалась политики экспансии.

Царь обладал политической мощью, исходя из положения главного администратора, но после поражения в Битве при Гимере олигархи добились ослабления власти царей и, с 479-го по 410-й год до н.э., с их подачи, в Карфагене проходили политические реформы, которые создали чёткую структуру государства. Магонидов, по факту, отстранили от власти, после чего они превратились в обычных военачальников. Хотя, в глазах простого народа, они были царями.

В результате политических реформ V века до н.э. государственное устройство Карфагена стало выглядеть следующим образом:

  • Высшая власть была сосредоточена в руках старейшин из Совета тридцати (до Магонидов — совета десяти) и Совета старейшин («сенаторов»), в который входило около трёхсот человек. Должность сенатора была пожизненной.
  • Исполнительную власть представляли суффеты (судьи, в Тире — магистраты). Должность суффетов схожа с римскими консулами — их также было двое и они избирались каждый год. В случае острой необходимости суффет мог взять на себя роль генерала армии.

  • Во время политических реформ V века до н.э. олигархи-рабовладельцы, купцы и промышленники добились создания нового органа власти — это был Трибунал ста четырёх. Он ограничивал влияние военачальников, пресекал возможность появления диктаторов, следил за любыми попытками захватить власть, казнил генералов за измену и слишком плохое командование во время боевых действий, наказывал любое должностное лицо за превышение полномочий. Каждый случай рассматривался отдельно. Трибунал, со временем, стал настолько влиятельным органом, что его боялись все.

  • Трибунал ста четырёх формировался специальными коллегиями из пяти человек. Неизвестно, как их называли в Карфагене, но до нас дошло название на греческом языке — «пентархии». Члены этих коллегий избирались путём кооптации — собственным решением коллегии без проведения выборов. Пентархии формировали Трибунал ста четырёх так, чтобы в него входило сто старейшин, два суффета, казначей и раб куханим (верховный жрец).
  • Рабы (ударение на букву «а») — «руководители», карфагенские чиновники, занимавшие высшие должности. Раб маханат — полководец. Раб куханим — верховный жрец. Раб софрим — главный писарь. Иногда рабы могли дослужиться до должности суффета.

  • Народное собрание состояло не из олигархов, а из граждан Карфагена. Оно принимало окончательное решение в различных государственных вопросах, если Советы старейшин и Трибунал ста четырёх не смогли между собой договориться. Кроме того, без согласия Народного собрания царь не мог начать войну.

Политические реформы Карфагена в V веке до н.э. после поражения в Битве при Гимере
Статуя Аристотеля в парке Аристотеля в Стагире (Греция)
Статуя Аристотеля в парке Аристотеля в Стагире (Греция)

Политическая структура Карфагена была уникальна тем, что одни и те же люди могли занимать разные должности. Так, например, сто старейшин и два суффета исполняли свои обязанности, но, в то же время, входили в Трибунал ста четырёх. Аристотель считал такой подход минусом, и вот что он пишет:

Отрицательной стороной можно считать и то, что одному человеку предоставлена возможность занимать одновременно несколько должностей; между тем в Карфагене такой порядок процветает. Однако всякое дело лучше всего исполняется одним человеком. С этим обязательно должен считаться законодатель — он не должен допускать, чтобы один и тот же человек и на флейте играл, и сапоги тачал. Таким образом, в государстве не слишком малых размеров чертой, более свойственной политии, а вместе с тем и демократии, являлось бы участие возможно большего числа граждан в управлении: тогда всякий будет делать своё дело, как мы сказали, и более сообразуясь с общественной пользой, и лучше, и скорее. Это ясно сказывается в военном и морском деле, где приказание и послушание как бы пронизывают всё.

Однако Аристотель и хвалит государственный строй Карфагена за его стойкость, с некоторыми нюансами:

Хотя, таким образом, государственное устройство Карфагена и является олигархическим, карфагеняне, однако, удачно спасаются от возмущений со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть, а именно они постоянно высылают определённую часть народа в подвластные города. Этим они врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость. Но здесь всё — дело случая, между тем как предупреждение волнений среди граждан вменяется в обязанность законодателя. При нынешнем же положении стоит случиться какой-нибудь беде, и масса подвластных перестанет повиноваться, а в законах не найдется средства для водворения спокойствия.

Это было удивительное государство, одновременно строгое и демократичное, государство торговцев и колонизаторов, которое полагалось в своих войнах на наёмников.

Спасибо за внимание!

Спасибо Rrh, Михаилу Меняйлову, Aidolar, Не меценату и Alex007 за любовь к истории и донаты.

Основные источники:

Аристотель, «Политика»

Полибий, «Всемирная история»

Ж.Ш. Пикар и К. Пикар: Карфаген. Летопись легендарного города-государства с основания до гибели

Подписывайтесь! История — это увлекательно. Также в моём оглавлении есть обзоры на игры и лор Warhammer Fantasy Battles.

Следующая статья:

15K15K показов
2.2K2.2K открытий
25 комментариев

Каждый раз радуешь. Спасибо!

Ответить

Опять не порно-новелла(

Ответить

Ахуенный лонг!
Вот таких надо побольше на дтф)

Ответить
Ответить