System Shock 2, "Remember Citadel..."

Ох уж этот загадочный Immersive Sim. Можно долго гадать, спорить и утверждать что это такой вот хитрый жанр/поджанр/геймдизайн/стиль/философия/концепция, как хотите это называйте. И вот тебе кажется что ты уже нащупал истину и уверен в свих выводах, но всегда найдутся вполне убедительные контраргументы, от которых закрадываются сомнения. Не сейчас, не в этот момент, но потом... Ну да ладно. Сегодня мне захотелось напомнить про пока еще довольно известную игру. Конечно я уверен в том, что многие знают про такие проекты как Bioshock, Dishonored, Deus Ex, замечательную Prey (2017), ну и пару других схожих по жанру и концепции игр типа той же Arx Fatalis, Thief: The Dark Project или Thief II: The Metal Age.

Look at you, hacker: a pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?
© SHODAN

В 1994-м году вышла замечательная System Shock, которая, как и Ultima Underworld, положила начало новому поколению игр. Но сегодня мы поговорим именно про наследницу первой части System Shock, которая изначально вообще должна была быть отдельной, не связанной с лором System Shock, игрой.

System Shock 2 - Trailer (1999)

///Compilation...

Что мы знаем про Immersive Sim? Если очень коротко, то это, можно сказать, такая особая концепция или даже философия геймдизайна, когда игрок может использовать различные способы взаимодействия с миром игры, что в свою очередь помогает здорово погрузиться в игровой процесс. Помимо этого, данный жанр имеет ряд своих особенностей, отличающих Immersive Sim от, например, того же простого FPS. Конечно это не все приемы, которые необходимы для качественного погружения в игру. Можно к примеру отметить работу звуковой системы, работу AI персонажей и врагов, особенности левелдизайна и так далее. Создание Immersive Sim игры всегда очень трудоемкий процесс. Нужно заранее просчитать множество вариантов решения той или иной задачи игроками. Все должно взаимодействовать идеально, не нарушая ин процесс игры, ни ее сюжетную линию. Именно поэтому, сейчас на свет выходит очень мало настоящих шедевров данного жанра. Остается надеяться на инди сегмент и не ждать AAA Immersive Sim проектов.

System Shock 2 Magazine Advertisement (Magazine Advertisements): PC Gamer (USA), Issue 7/1999
System Shock 2 Magazine Advertisement (Magazine Advertisements): PC Gamer (USA), Issue 7/1999

Студия Looking Glass уже известна нам такими играми как Ultima Underworld, System Shock (1994) и Thief: The Dark Project и Thief II: The Metal Age. И вот, в августе 1999-го года их список дополнился еще одной игрой, которую вместе с первой частью сейчас называют прародительницей серии Bioshock, это конечно же System Shock 2. Ранее я уже писал про серию Thief (и про Thief: Deadly Shadows тоже, кстати), но на мой взгляд именно System Shock 2 более ярко передает все прелести становления Immersive Sim игр.

System Shock 2 Magazine Advertisement (Magazine Advertisements): PC Games (Germany), Issue 04/2000
System Shock 2 Magazine Advertisement (Magazine Advertisements): PC Games (Germany), Issue 04/2000

В разработке игры учувствовал очень талантливый геймдизайнер Кен Левин, который до этого писал сценарий и предлагал дизайнерские решения для Thief: The Dark Project. К слову, System Shock 2 разрабатывалась сразу двумя студиями Looking Glass Studios и молодой тогда Irrational Games, основателем который и был Кен. Изначально игра должна была выйти на свет как отдельный самостоятельный проект, но в процессе разработки сценарий был переписан на манер продолжения первой System Shock.

Concept art from the award-winning PC title System Shock 2
Concept art from the award-winning PC title System Shock 2

Действие игры происходит в 2114-м году (после событий первой части, происходивших в 2072 году) на борту звездолёта "Фон Браун" (Von Braun). После нескольких лет обучения (процесс построения характеристик персонажа реализован в игре очень интересно), главный герой, не без помощи доктора Дженис Полито, выходит из анабиоза и узнает, что на борту "Фон Брауна" творится настоящий хаос. Звездолет захватили какие-то незнакомые ранее организмы — аннелиды. Следуемый советами доктора Полито, главный герой, сам того не подозревая... Ну не буду спойлерить. Может кто-то еще и не играл в System Shock 2 и НЕ будет дальше.

Concept art from the award-winning PC title System Shock 2
Concept art from the award-winning PC title System Shock 2

Сюжет игры очень даже хорош, а если учесть некоторые сюжетные повороты, так игра вообще может захватить с головой до самых титров. Как и в первой части, по локациям раскидано множество журналов, которые не только интересно, но и полезно читать. System Shock 2 не обошлась без отсылок к различным фантастическим романам и фильмам (чего только стоит код для открытия первого шлюза на звездолете).

Concept art from the award-winning PC title System Shock 2
Concept art from the award-winning PC title System Shock 2

Игра предоставляет нам и некую упрощенную RPG-систему. В зависимости от предпочтений, герой может стать искусным хакером, сильным и ловким воякой или элегантным псиоником. В игре присутствует множество предметов, оружия, инструментов и т.д. И все это, в той или иной степени можно использовать в игре. Еще из особенностей игры можно выделить наличие элемента Survival Horror. В System Shock 2 было по-настоящему страшно играть, без преувеличения.

Concept art from the award-winning PC title System Shock 2
Concept art from the award-winning PC title System Shock 2

System Shock 2 базируется на известном нам по Thief 1 и Thief 2 движке Dark Engine и на то время игра выглядела вполне симпатично. Отдельно стоит упомянуть очень хороший дизайн локаций, дизайн различных монстров и оружия. Весьма качественно были реализованы спецэффекты выстрелов и эффекты псионики. Звуковые эффекты так же были на высоте. Особенно я хотел бы выделить мега-крутой саундтрек, который я иногда слушаю просто так.

Fan Art by Jonah Lobe
Fan Art by Jonah Lobe

...Done///

///Comparison...

Сегодня System Shock 2 выглядит крайне устаревшей в визуальном плане. В августе 2019 года анонсировала разработку улучшенной System Shock 2 Enhanced Edition. К сожалению, пока про проект нет никакой информации .Но как обычно, находятся фанаты игры, которые на одном лишь энтузиазме создают различные моды, направленные на то, что бы хоть немного, но приукрасить явные "шероховатости" уже престарелой игры. Даже в части геймплея. Использовать будем System Shock 2 от Steam и накрутейший МОД-ПАК от BroFox.

Fan Art by ConejoBlanco
Fan Art by ConejoBlanco

///Data analysis...

Состав МОД-ПАКА примерно такой (мог что-то упустить):

Olfred's fixed objects: data deleted?

Simon Pennington Protocol Droid: data deleted?

Heads-Up Display, HUD: data deleted?

...Done///

Fan Art by Dakota Lee
Fan Art by Dakota Lee

...Done///

⇦ Слева оригинал — System Shock 2 (Steam), разрешение 3840x2160, все настройки на MAX

⇨ Справа обновленный вариант — System Shock 2 (Steam), Сборка SS2-ModPack от BroFox, разрешение 3840x2160, все настройки на MAX

...Done///

///Collecting...

1) Приобретаем System Shock 2 (Steam-версия)

2) Скачиваем собранный готовый МОД-ПАК от BroFox

...Done///

///Installation...

1) Устанавливаем игру

2) Все файлы из архива с мод-паком кидаем в корневой каталог игры (C:\Program Files (x86)\Steam\steamapps\common\SS2)

Fan Art by *unknown*
Fan Art by *unknown*

...Done///

///Initialization...

1) Запускаем игру

2) В настройках выставляем разрешение экрана и настраиваем управление

Fan Art by Jenya Lefter
Fan Art by Jenya Lefter

...Done///

///Сalibration...

1) В корне игры есть конфиг "cam_ext.cfg", там можете настроить fov, подогнать GUI, включить сглаживание, bloom и много чего еще. Вы справитесь.

...Done///

///Termination process...

Недавно вышел замечательный ремейк первой System Shock. И вот когда-нибудь (когда уже!?) выйдет System Shock 2: Enhanced Edition от Nightdive Studios. Но лично я мечтаю о продолжении System Shock 3, ну или "хотя бы" надеюсь на ремейк System Shock 2. Впрочем когда понимаешь, что immersive sim'ы уходят в прошлое, то становится немного грустно...

...Fatal error///

System shodown process... 3... 2...1... System offline...

...I am called Shodan

4646
12 комментариев

И вот когда-нибудь (когда уже!?) выйдет System Shock 2: Enhanced Edition от Nightdive Studios.

самому очень интересно.

2
Ответить

Жаль что Левин после нее скатился в говно. Не понятно что от Judas ждать.

1
Ответить

Первый биошок почти что шедевр, дальше да, тоска

Ответить

Все перечисленный игры мои любимые)) Сей час на компе SS1 SS2 DEx HumRev, серию Thief тож хочу пройти

1
Ответить

2 систем шок одна из моих любимых игр, как то за ней часов 10 просидел и даже не заметил)

1
Ответить

Вот это и называется immersive sim. Самое настоящее его проявление.

Ответить