«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Материал на основе интервью, книги Behind the Mask of Spider-Man: Special Edition — The Secrets Of The Movie и режиссёрских комментариев к фильму.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Вступление

«Что нового можно сказать о фильме, который вышел почти 20 лет назад?»

На самом деле много чего, потому что я затрону в том числе те аспекты боевика, которые важны для франшизы в целом — эффекты, декорации, актёров, ключевые сцены и сюжетные линии; в конце-концов, трилогию Сэма Рэйми гораздо корректнее разбирать, как законченное произведение.

Хочется нам этого или нет, но Человек-Паук пришёл из комиксов, поэтому ниже упоминаются две комикс-вселенные — классическая 616-ая, или просто Прайм, и 1610-ая вселенная под названием Алтимейт. По словам Сэма Рэйми, как заядлый фанат комиксов 60-70-ых годов он больше всего вдохновлялся именно тем периодом в работе над характерами своих героев.

И тем не менее к автору коммерчески суперуспешного 1610-ого мира, Брайану Майклу Бендису, обращались за советами к сценарию блокбастера, поэтому Алтимейт важен не меньше: это фундамент сеттинга из фильма. Аналогично 1610-ой вселенной, Питер в исполнении Тоби Магуайра учится с ЭмДжей и Гарри в школе; Норман сидит на государственных грантах и разрабатывает сыворотку Оз для одной из правительственных структур; Паркера укусил не радиоактивный, а генетически-модифицированный паук, и дальше по списку.

Тоби Магуайр и Сэм Рэйми читают серию Ultimate Spider-Man 2001
Тоби Магуайр и Сэм Рэйми читают серию Ultimate Spider-Man 2001

Кроме того, с классическими комиксами для наилучшего понимания Питера Паркера знакомился актёр главной роли.

До перевоплощения в персонажа я изучаю первоисточник, и поэтому я прочёл первые четыре года [оригинальных] комиксов [т.е приблизительно от Amazing Fantasy #15 (08.1962) до Amazing Spider-Man Vol.1 #44 (01.1967)].

Я оглянулся [на первоисточник], чтобы получить общее представление о комиксах и о том, как люди относятся к Питеру Паркеру и кто он для меня. Затем мне нужно было понять, как всё это вписывается в фильм, который Сэм хочет сделать, и что лично я могу сделать, чтобы моя роль соответствовала его видению.

Я никогда не думал: «Это кинокомикс». Я подхожу ко всему с позиций реализма: а что, если бы это действительно произошло?

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук

Разумеется, статья не зациклена на «каноничности» блокбастера и том, насколько хорошо он адаптировал книжки с картинками. Фильм также рассматривается

  • с точки зрения реализма, о котором говорил в том числе режиссёр;
  • изнутри театральной версии и финального сценария от 9 января 2001 года. До 18 апреля того же года сценарий правили 15 раз.

У редактора DTF есть лимит на изображения и видеоролики, поэтому для общей экономии некоторые скриншоты объединены в один, а несколько роликов поданы в виде внешних ссылок.

Приятного чтения!

Оглавление

О хорошем

VFX и SFX

Графика для своего времени была совершенно прорывной, но сейчас она легко распознаётся.

Это не очень большая проблема, потому что Рэйми умеет органично комбинировать практические и компьютерные эффекты, почти не заостряя внимания на последних с помощью кратких широких/дальних планов и теней. Даже когда графика заметна, она работает на «винтажный» шарм нулевых и даёт фильму несколько очков из снисходительных соображений.

Практические эффекты впечатляют по сей день.

По руке Магуайра ползал неядовитый и специально покрашенный в красно-синий, но всё же настоящий паук вида Steatoda; он спускался с искусственной паутины на потолке. Во время испытания сыворотки Оз в камере шёл настоящий дым, только не зелёный, а белый: зелёный дым был бы токсичным, поэтому цвет сменили на пост-продакшне.

Из глайдера в руки актёра действительно вылетало до 6 бомб — механизм выталкивания работал как насос, активируемый съёмочной командой; трезубец на самом деле был резиновым; в тыквенных бомбах обратный отсчёт действительно начинался нажатием на кнопку и сопровождался бликами с пиканьем.

Большинство взрывов были настоящими; каскадёры не боялись выполнять свои трюки, в том числе неудачный полёт Паркера. В кульминации Магуайр и Данст действительно висели в воздухе, подвешенные на тросах, и Тоби держал две толстые верёвки.

Фасад здания с Фестиваля, балкон которого взорвали по-настоящему, тоже был построен в натуральную величину. В финальной битве Гоблин порвал практическую паутинную сеть. Грим Человека-Паука и Зелёного Гоблина в финальной битве исключительно правдоподобен: Рэйми так и не смог перепрыгнуть самого себя в следующих фильмах трилогии.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Интерьер и декор

Дом Паркеров выглядит недорого, но уютно благодаря интерьеру с плавными формами и пастельной палитрой. Согласно продюсеру Лоре Зискин, узор паутины на обоях в комнате Питера намекает на его будущее альтер-эго.

Апартаменты Озборнов холодные и величавые из-за дорогого дерева, колонн, богатой мебели, оригинальных картин, церемониальных масок, огромной люстры и цветовой аллюзии на Зелёного Гоблина.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Запредельная энергетика ринга рождается за счёт орущей затемнённой публики, безумно-кислотных фонарей и осветлённого ринга. Брюс Кэмпбелл с «Молотом» довершают первобытную эстетику кровавого зрелища.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Лаборатории выглядят «по-научному» структурно: тут и компьютеры, и учёные в халатах, что молча занимаются своим делом, и огромный макет микроскопа; зелёные цветовые акценты в комплексе OsCorp — второе предзнаменование Зелёного Гоблина.

Персонал Daily Bugle живёт своей беспокойной жизнью, пока им руководит недвижимый и спокойный Джей Джона Джеймсон. Равновесие ярких противоположностей вызывает исключительно тёплые чувства, и они сохраняются на протяжении всей трилогии.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Заброшенная больница на острове Рузвельта, где происходит финальная битва, мёртвой тишиной напоминает кладбище — любой звук здесь отдаётся эхом. Зловещие тени мотивируют фокусироваться на фигурах Паука и Гоблина, за счёт чего их действия кажутся ещё более экспрессивными.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Недаром в режиссёрских комментариях Рэйми в основном хвалил сет-декораторов — в Нью-Йорк фильма просто невозможно не поверить, и это достижение: в основном его снимали в Лос-Анджелесе и павильонах Sony.

Актёры

Уильям Дефо завораживает своей игрой, бесшовно переключаясь с физиономий и голоса полного психа на статного бизнесмена. Энергичная работа со всем языком тела, от покачивания головой до активной жестикуляции и агрессивной походки, присутствует.

Около 90% трюков Уильям делал сам, потому что понимал — каким бы талантливым не был каскадёр, он не сможет достоверно передать его движения. В трюках Дефо полагался на собственную природную пластику и огромный опыт йоги.

Лучшая актёрская работа в фильме, за что мы обязаны в том числе режиссёру.

Когда с тобой разговаривают о фильме, то как правило звучат общие идеи, или тебе рассказывают, почему ты можешь подойти для определённой роли. Но Сэм начал рассказывать мне историю Человека-Паука. Он разговаривал со мной 2 часа!

Каждые 10 минут он спрашивал: «Ты слышишь меня, ты слушаешь?», а я отвечал: «Да, продолжай, Сэм, продолжай». Меня просто поразила его умная, конкретная речь с психологическими терминами. Комиксы были для него самой утончённой драмой: он явно подходил к вопросу без цинизма.

Я подумал: «Блин, хочу сняться в этом фильме», потому что мы могли убить двух зайцев сразу. Огромная отдача блокбастера — мы получили бы удовольствие от оборудования и мелодрамы — но с углублением в сложную психологию и отношения героев.

Уильям Дефо, Норман Озборн/Зелёный Гоблин

Джонатан Кимбл Симмонс идеально вписался в роль Джеймсона и выдал максимально убедительный перформанс: тональность голоса, жестикуляция и микромимика выглядят стойко и вызывающе, сплетаясь в монолитный, запоминающийся образ. У него даже каноничная для персонажа арка: сначала он позиционируется как самовлюблённый циник, а потом раскрывается как храбрец, когда не сдаёт имя Питера Зелёному Гоблину.

Досадно, что дальше Джону сделали фоновым персонажем с упором на юмор и оборвали все намёки на развитие. Но это не значит, что его испортили.

Розмари Харрис великолепно сыграла тётю Мэй: спокойный мягкий голос и неспешный язык тела делают её персонажа приветливым и почти что родным, а слёзы Мэй, когда она узнаёт о смерти супруга, трогают до глубины души.

Тяжёлые медленные движения, такие же тяжёлые вздохи, реалистичное кряхтение и размеренная речь обеспечили Клиффу Робертсону прекрасное попадание в образ дяди Бена.

В 616-ой и 1610-ой вселенных грабитель украл у Питера возможность поговорить с дядей перед смертью: когда герой пришёл на место преступления, Бен уже был мёртв. Именно Клифф предложил идею — в фильме Бен успеет увидеть племянника, посмотреть ему в глаза и взять его за руку перед смертью. Одна из сильнейших сцен в кинокомиксах, где слёзы наворачиваются сами по себе, и единственная вселенная, где у Питера Паркера получилось вовремя попрощаться с приёмным отцом.

1:47

Кирстен Данст хорошо сыграла неуверенную в своей идентичности красотку, что падка на властных парней и жаждет от них одобрения, как от своего папы.

Детали

Комиксный биомагнетизм, с помощью которого супергерой ползает по стенам, слишком труден для понимания даже в комиксах непосредственно, поэтому решение заменить его на липкие волоски логично и последовательно.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

То, что волоски недостаточно длинные для работы через кроссовки или сапоги — обычная условность.

Операторская работа эффектна, что для такого фильма важно. Приятных крупных/средних/общих планов уйма, свет в каждой сцене поставлен очень красиво. За экшеном наблюдать не скучно — слоумо смакует ценные моменты, удары по лицу ощущаются в полную силу, а разрушаемость окружения выглядит натурально за счёт практических эффектов.

В крупных проектах с Человеком-Пауком очень важно передать его паучью акробатику и гибкость для сохранения визуального интереса зрителя. Главный залог успеха это, грубо говоря, количество диагональных линий в силуэте — от сгорбленной спины, согнутых рук, кистей, ног и пяток до пальцев.

Винс Эванс (1995)
Винс Эванс (1995)

Работа с языком тела в фильме не самая интересная, но она есть. Можно вспомнить 3 хорошие позы.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Из саунд-дизайна хочется отметить неплохой звук паутины, Паучьего Чутья и периодически «мультяшный» звук удара, усиливающий импакт драк.

О плохом

Экспозиция

В представлении Гарри, Нормана, Бена и Мэй используется небольшая лень и лобовое письмо, когда глубинные переживания герои произносят вслух. «Тебя вечно выгоняли из частных школ за неуспеваемость» = Осборн разочарован сыном, «Мне не стыдно, за то кто я есть» = Гарри стыдно, что он не соответствует завышенным ожиданиям отца — люди редко говорят настолько открыто, что бьёт по правдоподобности диалога и делает его несколько наигранным.

Норман много слышал про Питера, но не знает, что его воспитывали дядя и тётя, поэтому Паркер заранее проговаривает это вслух, чтобы у аудитории в будущем не было вопросов.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Можно предположить, что раз Норман не очень доволен своим сыном, то и его рассказы о друге слушал краем уха и с толикой недоверия. Однако в таком случае Уильям Дефо скорее всего показал бы лёгкую осторожность в начале диалога с Питером, но её нет.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Питер познакомился с отцом лучшего друга только через несколько лет после дружбы с ним, да ещё и в начале фильма, как будто специально для удобства зрителя. Безусловно, Норман — очень занятой бизнесмен, но в этой сцене он смог найти время для короткой беседы перед не самым важным для сына внеклассным занятием; дальше Норман задержится на выпускном Гарри, будет еженедельно проверять его с Питером апартаменты, а ещё успеет выделить время для обеда в День Благодарения.

То есть до появления в сюжете персонаж бескомпромиссно был занят за кадром, но как только появился, то время для участия в сюжете сразу освободилось. Это не очень правдоподобно.

Ещё менее правдоподобно выглядит лобовое письмо Бена Паркера, когда он в первом же появлении в подробностях произносит всю нужную информацию о себе. Навряд ли кто-то будет в таких деталях объяснять, кем он был 35 лет, что с ним стало и почему только из-за предостережения не упасть на пятую точку.

У Мэй примерно такие же неорганичные реплики.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Зритель слышит напоминания о любви, выкладку значимых характеристик персонажа и социального положения его семьи только из-за смены лампочки и объявления в газете. Не верится.

Весь оставшийся хронометраж отношение к Норману и Бену остаётся несколько сумбурным, но это не единственная проблема, вытекающая из экспозиции.

Интеллект Питера Паркера

Питер Паркер — очкарик, писал реферат по нанотехнологиям, восхищается характеристиками микроскопа, знаком с биологическими особенностями пауков, тихий и неуклюжий, витает в облаках и дружит с таким же аутсайдером, поэтому его задирают, а он терпит, потому что слабак. Комната поддерживает образ ботана деталями вроде старых игрушек, материнских плат, учебников, фанатских постеров, таблицы Менделеева и прочим.

Питер единственный окончил школу с научной премией.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Он настолько «ботанистый» что не смог придумать себе цепляющего псевдонима, и Брюсу Кэмпбеллу пришлось выдумать всё за него.

0:34-1:02

Вместе это описательные характеристики персонажа, или характеризация.

Характер отличается от характеризации тем, что проявляется в действиях, которые герой совершает под давлением и таким образом раскрывает свою сущность. Пример: персонаж храбрый не из-за костюма со знаками почёта, а из-за того, что готов броситься под машину для спасения незнакомого ребёнка.

Укус

Питера кусает паук.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Паркер видит ярко-кислотный окрас паука, а это почти всегда признак ядовитого животного; помнит, что находится на экскурсии, где помимо экзотических пауков, которые умеют то прыгать, то плести сверхпрочную сеть, то обладают паучьим чутьём, представили также 15 суперпауков, и они умеют всё сразу, при этом один из них находится вне вольера. Питер смотрел на суперпауков и знает, как они выглядят.

Но после укуса странного паука подросток не обратился к экскурсоводу или учёным за помощью. При его знаниях о пауках, при том, что прямо сейчас он находится на экскурсии с экзотическими пауками, он даже не предположил об опасности паучьего укуса, хотя для такого предположения достаточно посмотреть на окрас паука.

Если сравнивать фильм с первоисточником, то в 616-ой вселенной укус произошёл на научной выставке, где проводились эксперименты с радиацией. Там незаметный ни для кого паучок попал под радиоактивные лучи, после чего также незаметно упал на руку Питера и укусил его. В ту же секунду у подростка закружилась голова, и он вышел на улицу полностью дезориентированный.

Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко
Amazing Fantasy #15 (1962), сценарий Стэна Ли, рисунок Стива Дитко

Обращаться к учёным в этой ситуации не имело особого смысла, потому что выставка не была связана с пауками и на ней не было экспертов по паукам. По этой причине и по причине внезапной головной боли непонимание произошедшего Питером логично обусловлено, даже несмотря на то, что он видел, как паук светится и ощущал жжение от укуса.

В 1610-ой вселенной единственный в мире генетически модифицированный суперпаук сбежал из тайного крыла Оскорп и бегал по комплексу до тех пор, пока не укусил Паркера, который находился на экскурсии. Школьник потерял сознание, а паука убили. Оскорп оплатила Питеру врачей — тесты показали, что укус неядовитый, а состояние крови нормальное. В связи с этим Бен и Мэй не стали подавать иск на компанию Нормана и не хотели портить отношения с Гарри Озборном: они знали, что это единственный приятель Питера в школе.

Ultimate Spider-Man #1 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли
Ultimate Spider-Man #1 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли

В фильме у протагониста нет подобных отговорок для нулевой реакции на укус. Он видел схожих пауков ещё до укуса, потому что их не держали в секрете; паук сам по себе имел опасный окрас, о чём Паркер с большой вероятностью должен знать, учитывая его интерес к паукам; дезориентирующее головокружение наступило не сразу; на выставке были эксперты по паукам, которым можно было сказать о произошедшем.

Даже в отрыве от первоисточника реакция героя на укус мягко говоря глупая.

Способности

После метаморфозы Питер просыпается с внезапно идеальным зрением, говорит «Weird», видит появившиеся за ночь мышцы, молчит и на стук тёти удивлённо выталкивает «I’m fine», потом «Big change» и всё — после этого ему в принципе плевать, что он за ночь нарастил мышцы без химии. У всех было.

Удивлённый крик после «Weird» из сценария слегка увеличил бы правдоподобность реакции.

17 страница без учёта оглавления и примечаний
17 страница без учёта оглавления и примечаний

Паркер без проблем бегает по стене и совершенно не удивляется этому до тех пор, пока рука не липнет к плакату на автобусе. Тогда он опять удивляется.

Но в школе ему снова фиолетово.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Даже после органической паутины, Паучьего Чутья, сверхрефлексов, суперсилы, то есть драки с Флэшем, Паркер всё равно ничего не понял.

Согласно эмоциям Тоби в сцене, фокусу кадра и режиссёрским комментариям Сэма Рэйми, Питер осознал, что с ним произошло только тогда, когда зашёл в переулок и увидел паука в сети.

0:05-0:17

Сложно разделить момент осознания с протагонистом, ведь ты как средний зритель всё понял на выпуске паутины, а ботану и любителю пауков, микроскопов, нанотехнологий и обладателю единственной научной премии на весь класс понадобится ещё 3 минуты с проявлением полного перечня сил.

Далее Питер пытается выстрелить паутиной с помощью голосовых команд.

Проблема в том, что в кафетерии он дважды выстрелил паутиной молча.

Сэм хотел, чтобы актёр как-нибудь «забавно» скрасил полностью молчаливый подбор жестов из финального сценария и сымпровизировал, что Магуайр и сделал — во вред выстроенной характеризации героя.

24 стр.
24 стр.

Гораздо более серьёзный и менее заметный при первом просмотре вред нанёс сам факт того, что Питер решил полетать на выбранной местности. Он выстрелил в единственно доступную точку, которая находится выше и дальше здания напротив; при этом точек для коррекции траектории по сторонам не было, потому что это малоэтажный район.

Можно понять что будет при раскачивании в таких условиях даже с не самым лучшим зрением, но у главного героя оно 20/20 (или 1/1 для СНГ), исходя из сценария и комментариев книги.

17 стр.
17 стр.

Позже на этом выстроят развитие персонажа: «Смотрите! Теперь-то он понял, как надо летать на паутине!»; с позиционированием его ума он должен был понять это гораздо раньше.

1:01-1:24

Стоит отметить, что существовали раскадровки, где Питер догадался обо всём сразу после драки, направился в библиотеку с компьютерами и нашёл ответы на все вопросы в интернете.

Идея сцены в библиотеки была в том, что Питер складывает кусочки паззла. Ещё мы рассматривали вероятность того, что он будет искать информацию об OsCorp в интернете, думая, что инцидент в генетической лаборатории может быть как-то связан с OsCorp.

Джеффри Линч, Художник-раскадровщик

Сцену не сняли из-за сложности съёмок в библиотеке и отсутствия экшена — посчитали, что персонаж должен познать всё на практике. Для блокбастера более правильного решения быть не может, однако путь к испытанию паучьих сил получился не очень продуманным, как и само по себе испытание этих сил.

Иногда для неожиданного поворота специально выстраивают фальшивую характеризацию, которая не соответствует настоящему характеру персонажа, но Питер Паркер — не тот случай. Трилогия никогда не иронизирует над умственной стороной протагониста и, напротив, постоянно пытается выдать характеризацию умника за настоящую черту характера.

Несмотря на то, что доктор Коннорс называл Паркера «блестящим», а сам Паркер полтора часа обсуждал установку с Отто на равных — о чём говорит уважительный тон Альфреда Молины — он не смог придумать способ отключения последней установки и в буквальном смысле попросил Октавиуса придумать способ за него.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Несмотря на знания об акустике и воспоминания о том, что колокол спугнул чёрный костюм, в триквеле герой очень драматично, но поздно вспомнил, что симбиоты не любят громкие звуки.

Умная характеризация Питера и его глупый характер вызывают комичный диссонанс на протяжении всей трилогии. В адаптации для самой массовой аудитории можно не делать Питера Паркера каноничным гением, но делать его дурачком тоже не стоит.

Шутки

В трилогии очень мало шуток или забавных комментариев со стороны героя.

Сам переход от молчаливого ботана к острому на язык и уверенному супергерою с шутками про «муженька» выполнен очень неубедительно, но если создатели начали работать в этом направлении, то надо работать до конца.

В Прайм и Алтимейт вселенной Человек-Паук шутил, чтобы скрыть свой страх или вывести противника из равновесия, а также успокоить гражданских, показывая свою приветливость и общительность; забавные комментарии отражали яркий образ супергероя. Читателям шутки помогали понять чувства и эмоциональный фон Паркера, делали его более живым.

В первой стычке с Зелёным Гоблином ничто не мешало Питеру сказать что-то помимо «Oh boy», но он молчал, как и в поимке мелких грабителей. В целом неприятная черта закрепилась во всей трилогии, однако в первом фильме она вызывала особенный диссонанс: Паркеру хватало социальных навыков оставлять доброжелательные записки (как в мультсериале 67-го года), но не кидаться ванлайнерами чаще двух раз за бой.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Не нужно вставлять шутки в сцены финальных драк, ведь тогда они потеряют свой вес. Достаточно прописать их в первых крупных битвах или во время ловли обыкновенных преступников, и тогда контраст между говорливым и молчаливым Пауком будет заметнее, а финальные сцены станут лучше: зритель будет ещё сильнее понимать, что шутки (буквально) кончились.

Понять настрой протагониста или установить с ним связь сложнее, когда он молчит, и наигранный отыгрыш прописанных шуток по меньшей мере в первой части делу не помогает.

Исполнитель главной роли

Тоби Магуайр — хороший актёр, что до премьеры первого «Человека-Паука» доказал хотя бы The Cider House Rules (1999), а в последствии Brothers (2009) и Pawn Sacrifice (2014).

Когда жена Сэма Рэйми показала ему фильм The Cider House Rules, визионер железно решил отдать роль Питера Паркера именно Магуайру.

Короткая ремарка: это немного странное кастинговое решение, когда у самого типично-худощавого 17-летнего ботана заметна щетина не то что от усов, а от бороды; то же самое можно сказать и про массовку. Первые 50 минут невозможно поверить в то, что это — типичные американские школьники.

В течении 5 месяцев Тоби занимался 6 раз в неделю по 4 часа в день и соблюдал диету, чтобы привести себя в достойную физическую форму. Для вегетарианца это двойной труд.

Особенно весело было заниматься гимнастикой. Я делал очень много базовых упражнений для освоения в воздухе, потому что часто приходилось работать с тросами, где это важно. Я занимался стандартными сальто на батуте и карабкался по канатам, пытаясь красиво исполнить кувырки.

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук

Больше всего актёр отметился в сценах (2) с Мэри Джейн, где его голос звучит также натурально, как натурально выглядят игра телом и микромимика. Вполне возможно, что на это повлияли отношения актёра с Кирстен Данст.

Однако в целом игру Магуайра можно назвать удручающей — от деревянной жестикуляции…

…до практически нулевых движений корпусом или головой, бровями, глазами, недоигранного голоса и 5-6 эмоций, которые не меняются почти всю трилогию. Актёр часто стоит с одинаково отстранённым выражением лица.

На 6 минуте и 16 секунде он смотрит прямо в камеру, что рушит всё погружение в мир фильма.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

А сильнейшую сцену смерти дяди Бена Магуайр почти свёл на нет забавной гримасой, что в каком-то смысле станет традицией.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

У такой игры может быть несколько причин.

Для Тоби это был первый в жизни блокбастер после таких драм, как The Ice Storm (1997) и The Cider House Rules (1999), а также первый опыт работы с крупными студиями. Не каждый способен выдержать этот переход.

Тоби ничего не знал о персонаже до съёмок, о чём сам говорил (1), и это совершенно нормально: для убедительной игры не нужно знать первоисточник с пелёнок, к тому же актёр ровнялся на виденье Сэма.

Это вторая гипотетическая причина не самой лучшей игры — Магуайр консультировался с человеком, который не до конца разбирается в персонаже и хочет соединить самоуверенно-дерзкого Питера времён Стэна Ли, истерично-импульсивного Питера версии Брайана Майкла Бендиса и собственный «реалистичный тон», то есть несочетаемые вещи. Возможно поэтому игра Магуайра такая «зажатая», а возможно, он не совсем внимательно читал комиксы. Может быть он исполнил всё по задумке, но тогда немного странно, что Сэм видит Питера именно таким.

Третья причина прозвучит странно, но судя по всему, с Тоби иногда очень сложно работать; например, по началу он не хотел проходить вторые пробы.

Меня зацепило виденье Сэма [Рэйми] и я хотел стать частью фильма, но просьба поучаствовать в новых пробах казалась обескураживающей. Иногда моё эго встаёт на пути, и на тот момент я не хотел заниматься этим.

Я поговорил с Сэмом, и он сказал: «Слушай, ты тот, кто мне нужен, ты тот, с кем я хочу снять этот фильм. Без тебя я буду потерян и не уверен в том, что фильм получится.»

Было приятно знать о творческом партнёре, который верит в меня. Из-за его энтузиазма ко мне я решился пройти пробы.

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук

Сложно винить актёра, учитывая его подготовку к первым пробам, но на этом история не закончилась.

В интервью Питеру Холмсу исполнитель роли Флэша Томпсона, Джо Манганьелло, рассказал, как во время съёмок драки в школе один из электриков предложил ему 100 долларов, чтобы тот «случайно» ударил Магуайра по-настоящему. По словам Манганьелло, электрик был не единственным на съёмочной площадке, кто хотел это увидеть.

Согласно Variety, Тоби был раздосадован тем, что получил за первый фильм ~4 млн. долларов, когда его продюсер Лора Зискин получила ~30 млн. К сиквелу Магуайр заявил Columbia о серьёзных проблемах со спиной, которые он получил на съёмках Seabiscuit (2003), и поэтому настаивал на гонораре в 25 млн. долларов, так как знал, что в паучьем сиквеле придётся выполнять опасные для спины трюки.

Примерно в середине переговоров Рэйми попросил актёра пройти сканирование тела для спецэффектов фильма, но из-за проблем со спиной и требованием побрить бороду, необходимую для роли в Seabiscuit, Магуайр отказался.

Я работал [над Seabiscuit] шесть дней [в неделю] по 14-15 часов в день, а потом меня спрашивают: «Хочешь в седьмой день пройти восьмичасовое сканирование?»

Если бы я понимал, насколько это важно для Сэма, то, наверное, пнул бы себя… и сделал бы это.

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук

Я хотел, чтобы наш фильм стал самым важным в его жизни. Мне казалось, он думал, что это повлияет на его работу над Seabiscuit…

Когда картина выходит не настолько хорошей, насколько могла, а эффекты получились не самыми лучшими, хотя могли такими стать, я не очень доволен результатом…

Да, я действительно хотел, чтобы Тоби прошёл это сканирование, и я за него боролся.

Сэм Рэйми, Режиссёр трилогии Человека-Паука

Я был в шаге от травмирования, спина адски болела, и я подумал: «Если пройти сканирование, то с Seabiscuit возникнут трудности». Это была сложная ситуация.

Навредить съёмкам фильма не хотелось, обидеть Сэма - тоже. Я просто хотел наладить свою жизнь. Потому я отложил решение на три недели, что их взбесило. Тогда я этого не понял.

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук

Через три недели Columbia, раздражённые тем, что актёр ведёт переговоры исключительно через агентов, согласились на гонорар в ~17 млн. долларов. На съёмках Тоби понял, что трюки оказались в 3 раза сложнее, чем он думал, поэтому начались новые переговоры об их уменьшении и упрощении; его доктор считал, что запланированные трюки могут парализовать Магуайра.

Как я понял, серьёзное повреждение спины могло спровоцировать у Тоби паралич. Я не хотел просить актёра сделать то, что могло стоить ему пожизненной травмы. Но как режиссёр, я и не хотел ставить свой фильм под угрозу. Стало ясно, что мне придётся отказаться от Тоби.

Сэм Рэйми

Магуайра уволили, а жена Сэма Рэйми предложила Джейка Джилленхола на главную роль, что он в последствии подтвердил.

Утечка о Джилленхоле спровоцировала давление агентов и знакомых на Магуайра, после которого он загорелся желанием вернуть роль, прошёл несколько медосмотров и раскачивался на упряжке; оказалось, что спина актёра всё-таки могла выдержать трюки, и Sony вернула ему роль.

Я просто рад, что все получилось. Рад, что мне удалось посмотреть этим людям в лицо и сказать: «Мне очень жаль. Я сделаю все, что потребуется.»

Тоби Магуайр, Питер Паркер/Человек-Паук
Иван Рэйми предложил вставить эту реплику в сценарий, чтобы обыграть вышеописанную ситуацию. Тоби был не против. Spider-Man 2
Иван Рэйми предложил вставить эту реплику в сценарий, чтобы обыграть вышеописанную ситуацию. Тоби был не против. Spider-Man 2

Прибавьте к этому информацию о поведении актёра с Шарлиз Терон на съёмках The Cider House Rules, и сложность работы с Магуайром не вызовет сомнений.

В конечном итоге можно гипотетически предположить, что карикатурный перформанс Тоби в фильме вызван тем, что он не разделял энтузиазма Сэма и не понял его парадоксального виденья, а также разочаровался гонораром и странно коммуницировал со съёмочной командой и продюсерами, то есть всеми факторами сразу.

Откажись Рэйми от сочетания собственного, классического и Алтимейт Паркера, сконцентрируйся он только на одной версии — и Тоби Магуайр, вероятно, мог бы показать достойный перформанс, как Уильям Дефо или Кирстен Данст, которые не читали комиксы и ориентировались исключительно на виденье Сэма.

Как бы то ни было, игра актёра не только усугубляет впечатление от интеллекта персонажа, но и просто отталкивает своей ненатуральной отстранённостью на протяжении большей части всей трилогии.

With great power…

Бена взволновало долгое и скрытное поведение Питера после укуса паука, поэтому он решил с ним поговорить.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Итогом стала эта культовая сцена. Советую полностью её пересмотреть.

Во-первых, реплики ниже не имеют смысла.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Между тем, как Питер проигнорировал свои обязанности и первыми претензиями Бена прошло 6 минут и 19 секунд. За эти 6 минут Питер в один и тот же вечер вспомнил, что забыл покрасить кухню, поговорил с Мэри Джейн и нарисовал костюм. Утром он практиковался с паутиной, и уже в следующей сцене появился Норман.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Сцен с Паркером за эти 6 минут больше нет. Бен винит Питера в том, что тот «странно себя ведёт» и «так долго с ним не разговаривает», что Бен с Мэй «больше его не понимают», но судя по монтажу за 6 минут прошло от силы 3 дня, за которые Питер одним вечером опоздал домой, поболтал с ЭмДжей, нарисовал костюм и утром пострелял паутиной. Бен говорит о том, что осталось за кадром, вне фильма, поэтому его слова вызывают лишь недоумение.

Равнодушная реакция Мэй через сцену тоже не производит нужного создателям эффекта.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В скрипте Питер вёл себя чуть страннее — на стрельбу паутиной у него ушли два дня: в первый раз всё прошло неудачно и шумно, а во второй раз Паркер создал вспомогательный веб-шутер, и всё прошло удачно, но снова шумно — Бен даже постучал по стене.

Это принципиально ничего не меняет, но тем не менее.

Во-вторых, Бен сделал особый акцент на том, как жёстко Питер закончил драку с Флэшем.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В Алтимейт претензии Бена имели смысл, там Паркер сломал хулигану руку.

Ultimate Spider-Man #2 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли
Ultimate Spider-Man #2 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли

В сценарии фильма претензии имели ещё больше смысла: там Питер ударил хулигана в челюсть, после чего тот отлетел в шкафчики, ненадолго потерял сознание и лежал с окровавленным лицом.

23 стр.
23 стр.

Но в театральной версии реакции смысла почти не имеют, потому что Флэш не испытал реального ущерба: он всего лишь испачкал голову и футболку, не получил даже синяка и тем же вечером задорно катался на кабриолете.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В-третьих, у Паркера нет причин взрываться по теме родного отца, он не вспоминал и никогда не вспомнит о нём в фильме и трилогии вообще.

Опять же, в 1610-ой вселенной тема кровных родителей изначально подана как один из сквозных сюжетов (что дальше выльется в Венома, Карнажа и Сагу о Клонах), а формулу паутины Паркер так и вовсе доделывал за своим отцом ещё с тех пор, как научился читать. В комиксе Питер часто контактировал с вещами папы, и даже мантра про силу и ответственность — идея Ричарда Паркера, Бен её просто пересказывает. Поэтому в Алтимейте реплики про отца очень уместны, а в фильме нужны для «крепкого словца».

И это обидно, ведь в финальном сценарии была сцена, где социальный работник отдаёт маленького и заплаканного Питера тёте Мэй и дяде Бену в самом начале картины. Сегмент сходу объявлял главную тему фильма — отцы и дети, а также намекал, что смерть кровных родителей преследовала героя всю жизнь.

1 стр.
1 стр.

Тема родителей поднимется ещё в знакомстве Питера с Норманом, когда окажется, что Озборн-старший тоже сирота.

Не очень натуральный диалог, но стоит упоминания. 6 стр.
Не очень натуральный диалог, но стоит упоминания. 6 стр.

После разговора с ЭмДжей на заднем дворе камера должна была заглянуть в комнату Питера и на пару секунд остановиться на совместных фотографиях с матерью и отцом, где мальчику было 4 года.

27 стр.
27 стр.

Но в театральной версии всего этого нет.

В-четвёртых, причины для пассивной агрессии у Питера отсутствуют, до этого момента у них с Беном не было ни одного конфликта и Питер не проявлял даже малейшей склонности к негативу в сторону дяди.

Вероятно, весь сегмент обрезали и пересняли для экономии хронометража. В отличие от сцены в финальном драфте, театральная сцена натянута от начала и до конца. От полного провала её спасла лишь харизма Клиффа Робертсона.

Убийца дяди Бена

Питер в 616-ой и 1610-ой вселенной не убил грабителя, потому что он

  1. Понял, что вина за смерть дяди лежит и на нём, а это значит, что перекладывать всю ответственность на другого человека и выносить ему высшую меру наказания (смерть) нельзя. С точки зрения Питера.
  2. С великой силой приходит великая ответственность, и если у героя в этот момент есть сила подарить убийце шанс на исправление, то он так и поступит: в этом заключается фундаментальная разница между ними. Кроме того, ответственность за смерть убийцы он не выдержит: Бена достаточно.
  3. Грабитель воспользовался силой и убил хорошего человека. Убить грабителя — значит мгновенно снять с него груз всей ответственности за содеянное. Он обязан пожинать свои плоды в тюрьме, и есть даже вероятность, что это его исправит (пункт 2).

В трилогии Питер не был в оцепенении, когда грабитель выпал из окна, потому что секунду назад свернул ему руку. Дальше в фильме он дважды поймал Мэри Джейн, в сиквеле — тётю Мэй, в триквеле — Гвен Стейси и ЭмДжей. Но тут он ничего не делает.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

И это объяснимо: герой стоял на втором этаже и не успел бы поймать убийцу на такой высоте; он был слишком зол из-за того, что в один день его обманули на деньги, его дядю убили и теперь, как оказывается, это его вина; он менее стабилен и проницателен по сравнению с первоисточником.

Бездействие Питера можно понять, но факт остаётся фактом — на его руках косвенно осталась кровь не только Бена, но и грабителя. Вероятно, в этом и смысл: понимая свои грехи, Питер искупит их в финале боевика. Об этом мы поговорим в самом конце материала, но сейчас стоит заострить внимание именно на смерти Денниса Кэррэдайна, убийцы дяди Бена.

Заострить внимание стоит потому, что Питеру плевать на его смерть. Он всю трилогию корит себя за смерть Бена, но ни разу не вспомнит смерть Кэррэдайна, где причина та же самая — бездействие. До третьей части можно с натяжкой списать равнодушие на трудный период, проблемы с работой, учёбой и друзьями.

Потом случился триквел, где мало-мальский вес смерти Денниса аннулировал Флинт Марко, настоящий убийца дяди Бена. Любопытно, что это оригинальная идея братьев Рэйми на ранней стадии продакшна, а не вмешательство Sony.

Мы решили, что Песочный Человек будет ответственен за смерть дяди Бена, чтобы у Питера Паркера возникло огромное желание наказать этого грешника, огромное желание ему отомстить.

Если бы аудитория жаждала крови злодея, но потом узнала всю правду и хотела бы увидеть, как Питер простит его, то это стало бы достойным путешествием.

Сэм Рэйми, The Spider-Man Chronicles: The Art and Making of Spider-Man 3, 19 стр.

Но вернёмся к теме — Деннис умер зря.

В триквеле нет внутренних флешбеков, где Паркер жалеет, что не попытался поймать преступника; нет поиска родственников или знакомых Кэррэдайна, чтобы хоть как-то выразить соболезнования. Питер не произносит и не думает о нём совершенно ничего.

А происходит это потому, что, исходя из книги первого фильма, создатели и близко не позиционировали смерть Кэрредайна как вину Паркера, дословно: «…final film, however, would conform to the classic ethics of a superhero who doesn’t kill (the killer indeed fall out of the window, but by tripping over his own feet when cornered by Spider-Man).»

Классической этики здесь и близко нет: 616-ый Паркер всё равно попытался бы поймать грабителя, что Питер из фильма собственно и сделал в сценарии.

47 стр.
47 стр.

Предположительно сцену пересняли для нагнетания, увы, мнимой драмы. Сегмент сделал персонажа косвенным убийцей (гораздо очевиднее, чем в ситуации с Беном), но трилогия забудет сей неприятный момент и сделает вид, что всё нормально.

Полёты

Игра ракурсами не сильно впечатляет, если за ней ничего не стоит: ~90% полётов всей трилогии проходят без малейших кульбитов, интересных движений, группировок или паучьих поз. В основном это медленные раскачивания на паутине с поднятыми или подтянутыми ногами, где практически нет элемента риска или напряжения.

До 6:42

Однотипная конструкция полётов запоминается глазом уже со второго-третьего просмотра, в следствие чего теряет визуальный интерес и вызывает лёгкую скуку. Игра ракурсами и музыка не сильно спасают: однообразная хореография внутри полётов приглушает происходящее за их пределами.

Казалось бы, всё просто — с 2002 по 2007 годы технологии были просто слабо развиты. Но это не совсем так. Технологии уже тогда позволяли, например, симулировать несколько видов тканей и реакцию одежды на потоки воздуха.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Технологии позволяли рисовать первый неуклюжий (и потому самый интересный) полёт героя с околореалистичным поведением тела.

1:20

Они позволяли как угодно играться с пластикой персонажа, потому что у него был собственный скелет.

0:48

С помощью технологий ещё в первом фильме рисовали складки на костюме.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

К сиквелу 3D Нью-Йорк заменили на 18 новых зданий с улучшенной геометрией, что дало камере возможность смелее приближаться к фасадам компьютерных небоскрёбов. Героев тоже улучшили: Альфреда Молину отсканировали с головы до ног, а модель Человека-Паука из первой части обновили. Теперь камера чаще снимала нарисованных персонажей общим, средним и крупным планом, подолгу на них останавливаясь.

Без рендер-ферм, которые развились с тысячи процессоров с частотой 1GHz в первой картине до 2 тысяч процессоров с частотой 3GHz, «Человек-Паук 2» не получил бы Оскар за лучший VFX.

Зритель мог увидеть бюджетную версию полётов «Нового Человека-Паука» ещё в трилогии — в обоих франшизах за VFX отвечала одна и та же студия, Sony Pictures Imageworks. Спенсер Кук, ведущий аниматор персонажей, говорил, что изначально они пытались встроить некоторые позы и движения из комиксов в первом фильме, но судя по контексту — отказались от идеи.

0:39-1:00

Официальной причиной стало виденье режиссёра — Сэм отмечал, что представляет полёт и в принципе движения Человека-Паука как динамичный, но «величавый балетный танец», поэтому он перенёс этот самый танец на экраны.

Для кино в реальном мире с живыми актёрами балетный танец на паутинных канатах звучит немного странно. Ещё страннее выглядит Человек-Паук, неспешно раскачивающийся на фоне стремительно проносящихся зданий с примерно одинаковой скоростью все три фильма, и его излишняя мускулатура только мешает визуальной правдоподобности происходящего.

В фотореалистичном сеттинге уместнее выглядели бы полёты наподобие тех, что рисовали Марк Багли, Стив Скросс и Тодд МакФарлейн. Не нужно точь в точь переносить перекошенные ноги Тодда, нужно зафиксировать, что полёты на паутине — это экстремальный вид спорта, где для эффективного перемещения необходимо задействовать все группы мышц и все части тела.

Но на самом деле замаскировать сказочно постоянную скорость полётов и скучную хореографию можно тремя менее сложными способами.

Первый сразу отпадает — переделать мускулистую модель Человека-Паука для наибольшей визуальной правдоподобности в полёте нельзя: Тоби Магуайр отказался проходить сканирование. Более того, если переделать модель героя, то придётся изменять накладки искусственных мускул (muscle suit) для настоящего костюма, чего съёмочная команда не могла себе позволить по двум причинам: во-первых, режиссёр хотел, чтобы Человек-Паук выглядел как «мощный» супергерой вроде Бэтмена, поэтому на телосложение Тёмного Рыцаря и ориентировались при создании костюма для первого фильма; во-вторых, если изменить мускулатуру героя после первого фильма, то это вызовет у зрителей диссонанс.

Второй способ — это игра с позами и трюками в полёте, чем трилогия воспользовалась, но не в полную силу: есть две интересные заметные позы и один интересный, почти незаметный трюк. За три фильма Паук осуществил всего две группировки.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми
«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми
«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Третий способ — это интересное (рискованное) взаимодействие с окружением в полёте, и здесь фильмы четырежды неплохо себя показали.

0:37 — смена траектории с помощью фонарного столба, риск удариться в стену/упасть в огонь
0:59 — многократное изменение траектории в узком пространстве с риском врезаться в балки
1:02 — Взаимодействие с опасным динамичным объектом в узком пространстве двумя нитями паутины, которые зацеплены за диаметрально противоположные точки
3:28 — скачок в узкое пространство

Неплохо, но мало: после двух раз в первой части рискованное взаимодействие с окружением снизилось до одного раза в каждом следующем боевике.

Если оскароносная команда VFX художников может создать правдоподобный Нью-Йорк, убедительно анимировать щупальца Дока Ока, песчинки Флинта Марко или злобные щупальца симбиота, мышцы Венома, но не может показать больше четырёх взаимодействий с окружением в полёте или двух поз, это значит, что проблема не в них, и, наверное, даже не в Сэме.

Гипотетически камнем преткновения мог стать, банально, бюджет. Безусловно, с каждой частью трилогии он рос, но то же самое можно сказать и об аспектах продакшна, не связанных с VFX.

Гонорар Тоби во второй и третьей части вырос в четыре раза по сравнению с первым фильмом, гонорар Кирстен повышался на ~3-4 млн. Прибавить к этому новых актёров в каждом следующем боевике, новую аппаратуру вроде упомянутых рендер-ферм, траты на практические эффекты, сет, декор, маркетинг — и для усложнения полётов всё меньше и меньше места.

Стоит также учесть, что согласно июльскому номеру Empire 2002 года, полёты в первом фильме обошлись Sony в дополнительные ~30 млн. долларов; на VFX каждой части по словам Сэма Рэйми уходило минимум 40% бюджета.

А если каждая новая картина приносила меньше прибыли, чем предыдущая, то тратить больше 30 млн. долларов на полёты просто нельзя, да и незачем, если массового зрителя всё устраивало.

Гипотетические причины, однако, не отменяют однообразной скуки в полётах трилогии.

Мотивация и цель злодея

Сначала Зелёный Гоблин хотел убить полковника и совет директоров ради мести и власти — чтобы дальше расширять капитализацию своей компании. Это конкретная цель с мотивацией.

0:23

После убийства директоров Норман хочет «управлять городом» или «разрушить его». Это размытые цели с таким же уровнем мотивации.

2:23-3:07

До премьеры «Человека-Паука» Зелёный Гоблин Алтимейт-вселенной представлял из себя рычащего халкоподобного монстра. Такого злодея действительно сложно адаптировать.

Однако у классического Гоблина, которым фильм вдохновлялся в большей степени, изначально была конкретная цель — стать боссом криминального мира. Мотивацией стало то, что ему некуда было двигаться: он уже разросся вширь в легальном поле, став одним из крупнейших игроков в отрасли химической промышленности, поэтому оставалось расти только вглубь, в нелегальное поле, что личность Зелёного Гоблина и сделала. Если в комиксе всё последовательно и логично (для комиксов), то во второй половине фильма начинается глупость, которая проигрывает самой себе из первой половины.

Причём глупость даже не способна закончить дело до конца: «удар в сердце» оказался пшиком, ведь Норман собирался убить Мэй, но не сделал этого, потому что сюжету нужно чуть больше времени, чтобы Озборн узнал о романтической связи Питера с Мэри и попытался убить уже её. А менее тривиального повода, чем соприкасающиеся руки Паркера и ЭмДжей, которые увидел Гарри, придумать не вышло.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Размытые мотивация с целью во второй половине фильма делают Гоблина антагонистом категории B, что выделяется исключительно за счёт актёра.

You mess with one of us…

3:11-3:41

Данный сегмент призван показать, что несмотря на жёлтые заголовки о Человеке-Пауке и слова Зелёного Гоблина о «неблагодарных овцах», которые рано или поздно возненавидят супергероя, люди всё-таки способны на добро.

Это не вызывает сильных впечатлений, потому что большинство людей на протяжении фильма относились к Человеку-Пауку положительно. Статисты коротко делились в основном позитивным интересом; люди приветствовали Паука, когда он ворвался на Таймс Сквер; мать ничего не заподозрила, когда Питер спас её ребёнка от огромного воздушного шара; толпа буквально аплодировала Человеку-Пауку, когда он улетел с Мэри Джейн.

2:22

Но всё это произошло до первого жёлтого заголовка Daily Bugle, конечно.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Питер пару секунд грустно посмотрел на заголовок «Разыскивается» и на следующий день спас младенца из горящего дома, за что его благословила мать этого ребёнка. В ту же секунду полицейский попытался арестовать Человека-Паука, указывая на него пальцем, но в итоге сам же попросил стенолаза вернуться в горящее здание для спасения человека.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми
1:08-1:36

Жители Нью-Йорка слишком мягко обходятся с паутиноплётом между объявлением в розыск и репликой полицейского «Go, go!» за 6 минут.

В сценарии подсюжет работает чуть лучше: полицейский сразу наставил на супергероя не палец, а пушку, и после «I’ll be here when you get back» ничего не говорил.

Страница 94А
Страница 94А

Но в театральную версию это не попало.

Невозможно прочувствовать общественную панику или недоверие к Человеку-Пауку, когда оно состоит в газетах, на которые главный герой всего лишь грустно смотрит, и единственном копе, что не использует огнестрел и даже подстрекает Человека-Паука к спасению людей.

I’ve been like a father to you

В интервью Filmtreat и длинном ТВ-спешле с актёрами Сэм Рэйми назвал Нормана Озборна приёмным отцом Питера в фильме.

18:36

В это при всём желании не верится — персонажи встречались всего 4 раза.

В первый раз они познакомились и быстро обменялись любезностями, несмотря на то, что Питер знаком с Гарри много лет и должен был хотя бы раз пересечься с его отцом ещё раньше, о чём мы уже говорили.

Во второй раз, на выпускном, Гарри сообщил Питеру о том, что отец выбил им квартиру. Норман выразил соболезнования о смерти Бена, похвалил Питера за научную премию, пожелал успехов в будущем, за Гарри сказал, что Питер ему как брат и назвал Паркера «частью семьи». Если Норман так много знает и настолько доверяет Питеру, почему он встретился с «частью семьи», с которым Гарри дружит несколько лет, только на выпускном?

Ещё позже Гарри намекнул отцу на то, что Питеру нужна работа, но Паркер отказался и ответил, что найдёт всё самостоятельно, и это по непонятным причинам впечатлило Нормана до глубины души.

Норман вроде бы должен помнить, что невероятно самостоятельный Питер Паркер живёт в двухэтажном лофте, который сам Озборн ему в буквальном смысле подарил.
И ещё раз, Норман «много слышал» о Питере, но не знает, что в школе тот был фотографом.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В последний раз Паркер встретился с Норманом в День Благодарения, где Озборн спросил у протагониста только про ранение, после чего сорвал обед, нагрубил сыну с его девушкой и ушёл.

По итогу есть 4 встречи, в трёх из которых персонажи обменялись любезностями, Норман (явно на время) подарил Питеру возможность жить на Манхэттене, а потом сорвал обед. При этом сцены знакомства и выпускного не воспринимаются в полную силу из-за не очень убедительной экспозиции. В уважительные отношения героев можно поверить — как человек к человеку или учёный к учёному, но слышать про отца просто смешно.

В свою очередь, ответ Питера на просьбу Нормана не работает как катарсис.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

У Питера не было причин грубить Бену в машине, а у Нормана было слишком мало реплик и действий, чтобы в нём серьёзно можно было разглядеть подобие отца для главного героя.

Воспринимать развитие их отношений за кадром невозможно, потому что это развитие не показали, а если развития не показали — его не было.

This is my gift. My curse.

Рекомендую полностью пересмотреть финальную сцену блокбастера.

А теперь спросите себя: почему Питер не раскрыл девушке свою тайну?

Чтобы она была в безопасности, ведь если он расскажет ей и примет её любовь, то враги Человека-Паука могут убить ЭмДжей. Верно? Не совсем.

Питер считает, что если ЭмДжей узнает правду о нём, то будет в опасности, ведь для него (и фильма) признание в секрете и любовь с ЭмДжей — это имплицитно одно и то же, что понятно как из первой, так и второй части.

Во-первых нет, можно рассказать Мэри всю правду и всё равно отвергнуть её. Во-вторых, сам фильм в нападении на тётю Мэй и двух нападениях на Мэри Джейн показывает, что злодей может напасть на близких супергероя в любом случае. Принципиально важно не то, знают ли близкие тайну личности героя, важно то, знает ли тайну злодей.

Может быть, Питер не раскрыл ЭмДжей свой секрет, чтобы она каждый день о нём не волновалась?

Мэри говорит, что на краю гибели думала не о Гарри или о Человеке-Пауке, а о Питере. Она признаётся ему в любви, целует со слезами на глазах и дрожью в голосе.

0:30-1:52

А в ответ герой отвергает её без объяснения причин.

Кем нужно быть для того, чтобы серьёзно думать, что после такого девушка успокоится и будет довольна френдзоной? Она заплаканная призналась в любви на кладбище рядом с чужой могилой, после этого она очевидно не забудет Питера, не поймёт причину его решения и в итоге возненавидит за то, что он просто так держит её на расстоянии.

В сиквеле это и произошло: ЭмДжей стала невесткой Джона на зло Питеру и даже повторила поцелуй вверх ногами.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Скажи Питер правду в конце первого фильма, Мэри Джейн было бы больно, но она поняла бы причину и относилась к Паркеру по-человечески, возможно, со временем даже смирилась бы с ситуацией. А ещё это был бы просто честный поступок со стороны супергероя.

Если Питер раскроет секрет Мэри Джейн, это не значит, что он должен раскрывать его всем прохожим. Тётя Мэй и так настрадалась после смерти Бена и неизвестно, выдержит ли её старое сердце новый удар; Гарри скорбит по отцу и явно ненавидит Человека-Паука — раскрывать ему тайну личности как минимум опасно, если вспомнить, что он миллионер; снимать маску перед второстепенными персонажами не имеет смысла, у Питера нет перед ними никаких моральных обязательств или, что ещё важнее, доверия.

ЭмДжей — меньшее из всех зол. У неё никто не погиб, она преодолела кризис личности и сказала об этом прямо в сцене, у неё нет проблем со здоровьем или желания убить Человека-Паука. Она настоящий друг в прямом смысле этого слова, и ей можно доверить эту тайну.

Но Питер под надуманным сценарным предлогом решил этого не делать.

Добивает ситуацию тот факт, что ЭмДжей всё-таки узнала секрет по поцелую: это понятно из музыки Эльфмана и последних эмоций Кирстен Данст в сцене, что она подтвердила в книге по фильму.

Питер целует её, и Мэри Джейн понимает, что она уже чувствовала это — она знает, что это он.

Кирстен Данст, Мэри Джейн

Озарение девушки даже отдельно прописано в сценарии.

128 стр.
128 стр.

Выходит, что Питер сам усугубил своё проклятье в концовке, а главная сюжетная линия «Человека-Паука 2», с которой картина начинается и на которой заканчивается, высосана из пальца, потому что ЭмДжей по щелчку пальцев «забыла» страшную правду о Паркере, чтобы потом вспомнить её во второй раз.

Такого не бывает.

Избранник

Ни для кого не секрет, что Человек-Паук получил суперспособности случайно, и в этом весь смысл: получить его силы мог любой. Поэтому в каждой версии до 2002 года, будь то классическая 616-ая вселенная или мультсериалы, Питера обязательно кусают в густой толпе.

Алтимейт вселенная пошла чуть дальше: паук укусил Питера в толпе и у всех на виду, а через секунду оказался на Мэри Джейн и мог укусить уже её, но был вовремя раздавлен. В последствии девушка часто будет припоминать, что тоже могла бы ползать по стенам.

Ultimate Spider-Man #1 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли
Ultimate Spider-Man #1 (2000), сценарий Брайана Майкла Бендиса и рисунок Марка Багли

Сэм Рэйми сделал Питера Паркера избранным задолго до Марка Уэбба, и прежде всего это заметно в сцене в генетической лаборатории: протагониста укусили не в толпе, а в пустующей стороне холла; ближе всего к Питеру — как и в Алтимейт — стояла ЭмДжей, но не в 10 сантиметрах, а в 4-5 метрах.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Упомянутая в самом начале статьи комната протагониста подчёркивает его избранность ещё более явно.

Мы создали очень много предметов для этого фильма.

Например, у меня есть коллекция старых тканей, и во время поисков я наткнулась на ткань с рисунком паутины. Я показала её Нилу [Списаку], и он решил сделать из этого обои для спальни Питера. Мы попросили графического дизайнера отсканировать ткань и выделить паттерн паутинной сети.

Обои тонко намекают на будущее Питера.

Карен О’Хара, Сет-декоратор
«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В этой спальне главный герой прожил большую часть жизни «в ожидании» своей судьбы.

Следующая деталь — это голубые глаза Паркера.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Невероятно пышный костюм с блестящим серебряным веббингом тоже выглядит как подарок свыше, учитывая финансовые трудности Питера, на которых всегда делают значительный фокус в каждом фильме.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

В прошлой статье подробно раскрывалось, что Зелёный Гоблин — это прямая манифестация дьявола: он видит в людях только худшее и хочет ими манипулировать, управляет огнём, орудует трезубцем, носит дьявольскую маску и прерывает молитву тёти Мэй, где его называют «злом».

А кто сражается с дьяволом, как не голубоглазый ангел, объятый божественным золотистым светом и церковным хором? Это же его «дар и проклятье».

Причём золотой свет настолько засел в массовом сознании, что спустя 16 лет Insomniac Games намеренно представили костюм Сэма Рэйми в своей игре именно с таким освещением.

В комиксах Питер Паркер особенный, это правда, но он не был избранным, и случайный укус паука он превратил в судьбу по своей воле. Допустим, что Сэм Рэйми забыл этот нюанс и специально сделал Питера избранным, потому что он видит его так.

Я не против избранников судьбы и библейских мотивов, если у богоизбранного героя есть интересные характер и арка, а мотивы поданы в меру. Но как минимум в первом фильме у Питера не самый интересный характер и откровенно сломанные арки, а безбожно растянутые библейские мотивы поданы прямо в лоб на протяжении всей трилогии.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

Избранность героя кажется по крайней мере незаслуженной, а по-хорошему — ошибочной.

Итоги

Театральная версия «Супермена» 1978 года шла 2 часа и 23 минуты; продолжительность двух фильмов Тима Бёртона о Бэтмене — 2 часа и 6 минут. Все три фильма оказались успешными в прокате и получили положительные оценки зрителей и критиков.

Хронометраж «Человека-Паука» 2002 года составляет всего 2 часа и 1 минуту, что преступно мало. Последнее слово здесь навряд ли было за Сэмом, учитывая, что в будущем Sony не раз влияли на монтаж фильмов Марка Уэбба (2) и Джона Уоттса. В случае с первым фильмом Рэйми у Sony было полное моральное право на это решение: после сокрушительного провала «Бэтмена и Робина» в 2 часа и 5 минут желание рисковать лишними деньгами (то есть минутами хронометража) естественно отпадает.

Неудачные ситуации случаются, но минусов первой части трилогии они, к сожалению, не отменяют.

Увы, Сэм неосознанно усугубил ситуацию, превратив Питера Паркера — по совместительству посланника Божьего — в безответственного дурачка и косвенного убийцу без капли рефлексии, который действует или бездействует не исходя из сценария фильма и произошедших в нём событий, а исходя из «крутого момента», усложняя себе жизнь на совершенно ровном месте.

Само по себе отступление от сценария и актёрская импровизация вещи совершенно нормальные, да и сценарий блокбастера далеко не идеальный…

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми

…но он выравнивал большую часть подсюжетов картины без вреда хронометражу.

В сиквелах у Рэйми были шансы действительно дать Питеру хотя бы средний интеллект, отрефлексировать лишнюю смерть грабителя и кровь на руках протагониста; была возможность показать диалог Человека-Паука и Гарри Озборна, где первый попытался бы объяснить смерть Нормана; были затравки на искреннюю, но трудную любовь главного героя с Мэри Джейн.

Однако увеличенный бюджет и хронометраж режиссёр потратил на традиционно неплохой экшен с пафосными пустыми речами и высосанными из пальца конфликтами, а Тоби Магуайр приправил всё это комично-деревянным, в основном отталкивающим перформансом.

Никто не отрицает популярность и огромные кассовые сборы первого фильма или культовый статус трилогии. И уж точно никто не отрицает право Сэма Рэйми на собственное виденье.

Но это виденье сложно назвать последовательным.

«Человек-Паук» (2002) Сэма Рэйми
902902 показа
20K20K открытий
1919 репостов
121 комментарий

Дочитал пока до Уиллема и в очередной раз убедился в том, что мимо роли Джокера все эти годы пролетал едва ли не самый лучший кандидат

Ответить

Стоит ввести в гугле "willem dafoe as joker" - и становится понятно, что его лицо, его мимика органично смотрятся в образе Джокера.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

И единственная (пока что).

Ответить

это же парк юрского периуда, ну там где она в джуманджи играла.

Ответить

 недвижимый и спокойный Джей Джона Джеймсон

Ответить

Начал за здравие, закончил за упокой. Начался пост с деталей съемки и подхода к работе над ним, закончился пустой критикой человека далекого от понимания первоисточника, так и просто передергиванием. В чем смысл в итоге поста? 20% - деталей и цитатат, остальные 80% никому не нужное личное мнение автора.

Ответить