Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

«Zenless Zone Zero — настоящий отечественный ААА-шедевр. В игре можно выбрать трёх персонажей и жать на кнопку А. Я дико взволнован!»

Специально для блога FunPay

Спустя всего 24 часа после запуска серверов Zenless Zone Zero скачали более 50 млн раз, игра вошла в топы бесплатных новинок на IOS в 130 странах, заработав $3,7 млн.

Казалось бы, о таком старте мечтает любой, даже самый крупный разработчик. Однако, два предыдущих хита miHoYo (в Китае компания всё ещё называется так, Hoyoverse она только на иностранных рынках), Genshin Impact и Honkai: Star Rail, заработали за первые сутки $4,6 млн и $8,3 млн соответственно.

Разрыв сохранился и через 5 дней: ZZZ успела заработать $24,6 млн, тогда как Genshin за тот же период — $35,3 млн, а Honkai — $55 млн.

Уже сейчас можно сказать, что Zenless Zone Zero — самая провальная по выручке игра miHoYo с момента выпуска Genshin Impact. Несмотря на традиционные для крупных игровых изданий высокие оценки (8/10 баллов по версии IGN), игроки по всему миру очень прохладно встретили ZZZ.

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

И особенно это ощутимо на родном для miHoYo китайском рынке, на который пришлось 57,6% внутриигровых продаж ZZZ.

Так, в агрегаторе мобильных игр TapTap (альтернатива Google Play, там тоже можно скачать и оценить практически любой мобильный тайтл) рейтинг Zenless Zone Zero упал с 9 до 6,3 баллов, а ПК-версия новинки на Bilibili (китайский аналог YouTube, включает разделы популярных игр с оценками от зрителей) и вовсе набрала всего 5,6 баллов.

Для сравнения: у Genshin на TapTap рейтинг 8 баллов, на Bilibili — 5,9 баллов; у Honkai на TapTap 7,4 балла, на Bilibili — 8,5 баллов.

Пользователи китайских соцсетей уже отрефлексировали неудачу miHoYo и вынесли свой вердикт Zenless Zone Zero. Можно было бы просто перечислить претензии игроков к механикам, геймплею и сеттингу, но я решил немного разнообразить текст и рассмотреть самые популярные комментарии к игре через интернет-сленг, попутно знакомя вас с образом мышления китайских игроков.

Игровая консерва

Чаще всего название нового хита miHoYo сопровождается в китайских соцсетях хештегом «скучно» (无聊) — 20 млн просмотров и 14 тыс. упоминаний в Sina Weibo (китайский аналог Twitter/ X).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

«Сегодня я взял выходной, чтобы поиграть. После трёх часов игры я хочу вернуться на работу», — наверное, самый грустный и лаконичный комментарий к ZZZ (2507 лайков и 166 дизлайков — да, китайцы пока не додумались везде отказаться от негативных реакций под комментариями и постами).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

В первую очередь игроков утомляет геймплей — он слишком монотонный и однообразный. Для убийства большинства врагов, за исключением боссов, достаточно жать на одну кнопку удара. При этом противники слишком неповоротливы и слабы, игра не предлагает никаких испытаний и очень быстро надоедает из-за своей низкой сложности.

«Графика и музыка — заметные улучшения в сравнении с Honkai, но, честно говоря, мне некомфортно сражаться. Могу только сказать, что мне это не по душе, лучше я дождусь следующего проекта miHoYo», — вежливо комментирует пользователь WeChat (462 лайка).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Более обстоятельно изучить проблему недовольства ZZZ попытался небольшой игровой портал «Правитель игрового винограда» (游戏葡萄君; некоторые китайские ники и названия лучше не переводить, согласен) путем опроса своих читателей (26,5 тыс. просмотров).

Художественный стиль Zenless Zone Zero очень привлекательный. Если до этого мне казалось, что Genshin и Honkai двигались примерно по одному маршруту, то ZZZ заметно превзошел мои ожидания.
Своим стилем игра напоминает работы японской аниме-студии Trigger [Cyberpunk: Edgerunners, Kill la Kill, «Подземелье вкусностей»], а также американские комиксы. Видно, что было потрачено много времени на создание персонажей. Однако поиграв подольше (3 дня на момент интервью), я понял, что игровой процесс немного однообразен.
Возможно, разработчики придают слишком большое значение художественному самовыражению. Вся структура построена вокруг того, насколько игра красива и крута, для игрового процесса остается мало места. Кажется, будто на анимации потратили слишком много средств, и первое место в игре занимает ее художественная составляющая, а не геймплей, что очень редко встречается в Китае
Комментарий собеседника «Правитель игрового винограда»
Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Однообразие боев родило сразу у нескольких пользователей ассоциацию с «консервной банкой» (罐头), которая в переносном смысле в китайском языке означает конвейерную шаблонность.

«Эта игра в очередной раз подтвердила статус miHoYo как консервного завода. Да, это съедобно, вкус не так уж и плох, но он ничем не выделяется», — пишет пользователь Bilibili (262 лайка и 19 дизлайков). С ним согласился комментатор в WeChat: «Игроки устают от конвейерных консервов. Ubisoft уже давно попала в ловушку конвейеризации. В последние годы все попадают в эту ловушку» (554 лайка).

Всю механистичность разработчика ZZZ изящно подытоживает другой пользователь WeChat: «miHoYo постепенно превратилась из компании, создающей игры, в компанию, производящую электронные фигурки в игровых коробках. У нее, очевидно, есть возможность улучшать игровые механики, а не говорить об идеалах и концепциях, но в конце концов она всё равно остается в зоне комфорта мобильных игр» (48 лайков).

Бремя шанхайского Blizzard

Многие комментарии не лишены юмора и откровенных подколок в сторону miHoYo. Так, в разделе комментариев нередко встретишь восхищения новым «AAA-шедевром» (3A大作): «Zenless Zone Zero — настоящий отечественный ААА-шедевр. В игре можно выбрать трёх персонажей и жать на кнопку А. Я дико взволнован!» (803 лайка).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

«Первая усыпляющая AAA-игра, идеальная интеграция виртуального и реального миров. Предлагаю ввести в игру автобаттлер. Если вы не можете уснуть ночью, запустите ZZZ, а наступит 😴», — ставит игре 5/5 звезд пользователь Bilibili (315 лайков и 23 дизлайка).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Нельзя сказать, что ZZZ вызвала исключительно негатив.

Так, другой собеседник «Правителя игрового винограда» похвалил геймплей и не согласился с предыдущей претензией о нажатии одной кнопки в боях: «Что касается геймплея, то мне очень нравится этот набор комбинированных атак. Вообще комбинация навыков является основой хорошей игры, так как она требует множества техник и стратегий победы над противником. Если вы коснетесь этой стороны Zenless Zone Zero, вы можете сказать, что это "‎ААА-игра" (имеется в виду ироничное название).‎ Это определенно не тот случай, когда три персонажа по очереди жмут на кнопку A».

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Но всё же негатив к игре превалирует, и еще одна веская причина низких оценок ZZZ — решение разработчиков отказаться от открытого мира в пользу камерности локаций.

Многие могут возразить, что Honkai тоже не может похвастаться открытым миром, в лучшем случае — «полуоткрытым». Однако карта в Honkai огромна, тогда как в Zenless Zone Zero вообще нет и намека на масштабность действий. Все действия игры происходят в небольшом городке посреди глобальной катастрофы. Причём это осознанный шаг разработчиков, желающих создать более детальный и компактный экшен в рамках одного относительно небольшого, но живого города.

Здесь нет таких уникальных философских рассуждений, как Genshin Impact, и это не похоже на грандиозный опыт исследований и космических путешествий Honkai: Star Rail, Zenless Zone Zero выбирает чистое боевое развлечение
Резюмирует авторитетное шанхайское онлайн-издание The Paper.

Но в то же время ряд авторов выделяют сеттинг как, наверное, единственную сильную сторону ZZZ.

Так, многим понравилось, как авторы показывают непринужденную повседневную жизнь NPC в условиях постапокалипсиса. Можно выполнять их задания или просто наблюдать за их взаимодействием друг с другом и окружающим миром.

Своими маленькими выверенными деталями игра напоминает Persona 5 или серию Yakuza с ее знаменитой улицей Камурочо.

К слову, сеттинг Zenless Zone Zero отсылает к японской ретро-стилистике 80-х гг.: угловатая белая Toyota Crown как символ той эпохи, магазины с видеокассетами и виниловыми пластинками, банды байкеров «босодзоку» и так далее.

Всё это привлекает китайскую молодежь.

Реклама Genshin Impact в токийском районе Акихабара
Реклама Genshin Impact в токийском районе Акихабара

Китайские юзеры не могут сойтись во мнении, было ли верным решением делать ZZZ столь камерной.

С одной стороны, «шанхайский Blizzard» (沪上暴雪), как любят называть miHoYo из-за некоторых сходств двух компаний (обе основали трое молодых студентов, любящих ролевые игры, только с разницей в 20 лет), пытается создать собственную игровую экосистему, подобно американскому «старшему брату», чтобы уставшие от WOW игроки прыгнули в объятия Diablo.

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Якобы разность масштабов Genshin, Honkai и ZZZ расширяет потенциальную аудиторию, собирая под одной крышей поклонников разных жанров (китайской Zelda, пошагового космического приключения и городского экшена).

С другой стороны, не все видят больших различий между этими условными жанрами и считают, что аудитория игр miHoYo никак не расширяется, что грозит студии стагнацией.

По слухам, сейчас miHoYo занимается разработкой 3D-симулятора жизни, своего аналога Animal Crossing, что внушает надежду инвесторам. Хотя и о доходности ZZZ не стоит волноваться: на конец сентября 2024 г. игре прогнозируют выручку в размере $1 млрд.

Печёночный император и угнетенный зеленый лук

Но оставим все эти бизнес-процессы и деловитые рассуждения аналитиков — они никак не решают проблему гачи-рабства Zenless Zone Zero, на которое жалуется комментатор в WeChat: «В последнее время все новые игры требуют слишком много мелкой возни. Я больше не играю в Genshin, давно не заходил в Honkai. Сейчас попробовал ZZZ — такая же печёночная игра, как и другие. Игры созданы для отдыха и развлечения, а не утомительной работы. Мне больше понравилась Wuthering Waves — это забавная игра с таким же большим миром, как в Genshin» (24 лайка).

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Упомянутая им «печёночная игра» отсылает к популярному в китайском игровом сленге выражению «печёночный император» (肝帝), означающему задрота, занимающегося бесконечным гриндом для повышения уровня. Дело в том, что любой задрот, как убеждены китайцы, мало спит, что в свою очередь плохо влияет на здоровье печени.

Существует целая категория сленговых словечек с производной от «императора» и синонимов: «криптоновый император» (氪帝) — донатер; «европейский монарх» (欧皇) — везунчик, победитель лотерей и т. п.; «африканский вождь» (非酋) — самый большой неудачник (часто изображается в мемах с чёрным лицом).

Встречаются в комментариях и традиционные китайские идиомы из классической литературы.

Так, защищая miHoYo от хейтеров, один пользователь вспоминает афоризм из романа «Путешествие на Запад»: «большие деревья привлекают ветер» (树大招风), имя в виду, что все нападки на разработчика объясняются его весом в игровой индустрии.

Другой комментатор подобрал ироничную идиому про ZZZ, в этот раз из романа «Троецарствие»: «И есть невкусно, и выбросить жалко» (食之无味,弃之可惜). А кто-то просто подытоживает свой обзор на игру выражением «харкать кровью» (吐血), отсылающему к распространенной в азиатском кино сцене, которое можно сравнить с нашей «тряской».

Источник: сцена из гонконгского фильма «Флиртующий ученый», в которой герой от переполняющей его злобы фонтанирует кровью изо рта

Самый яркий, на мой взгляд, образ, периодически встречающийся в комментариях к Zenless Zone Zero и хорошо характеризующий современную китайскую интернет-культуру — «зеленый лук» (韭菜).

Это самоуничижительная (обращенная к самому себе) метафора угнетённых и обманутых простаков со стороны правительства, корпораций, коллективного «начальника». Также есть выражение «срезать зеленый лук» (割韭菜) — «стричь лохов» или, как сегодня бы в шутку сказали, «прогревать гоев».

Как Zenless Zone Zero приняли в Китае — китаист перевёл мнения комментаторов и журналистов из китайского интернета (спойлер: игру там высмеивают и унижают)

Как вы уже поняли, в нашем случае игроков прогревает игровой гигант miHoYo, подсаживающий китайцев на гачи-механики, донатные предметы (или персонажей) и однообразный гринд. Забавно, что один из комментаторов в пылу возмущения пытается оправдать разработчика ZZZ и прямо пишет, что «китайские разработчики не могут нарезать зеленый лук, ведь они отечественные, свои». Смутно что-то напоминает, не правда ли?

Новую игру от miHoYo китайцы встретили крайне неоднозначно.

Конечно, в комментариях находились и позитивные отзывы, в том числе о производительности, графике, саундтреке, кому-то понравился геймплей, многим зашел сеттинг и проработанность игрового мира.

Но негатив всё же преобладал. Причем не в грубой форме, а скорее в виде разочарования и безмерной скуки.

А вы что думаете? Узнали, согласны? Или и пробовать игру не станете, слишком не ваше?

И ещё немного про гачи-игры!

352352
1010
55
22
11
11
474 комментария

Спасибо @О чём не говорил Конфуций за поиски, переводы и аналитику!

Тоже понравилась статья? Лайкни!
Хочешь ей помочь? Репостни!
Нужно больше статей? Подпишись!

34
1
Ответить

Ждать невероятной глубины от мобильной гачи это конечно архи разумизм....

82
Ответить

пчёл, сейчас в некоторых мобилках и ММО сюжет лучше АААА игр.

75
45
Ответить

ну, есть и вполне неплохие представители
другое дело, ждать от михуё чего-то нового, когда они уже третью игру подряд по одной и той же формуле делают

14
Ответить

по боевке она довольно глубока, много тонкостей и нюансов. Например на солдате 11 нужно в определенном ритме кликать автоатаку чтобы она била огнем

7
Ответить

Началось.
Когда неудобно - "это просто мобилка, чего ждать?"
Когда удобно - "игры михуя лучше нынешнего западного геймдева!"

6
Ответить