Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Всем привет. Для прокачки геймдизайнерских навыков важно уметь исследовать и анализировать игры. В этой статье я предлагаю рассмотреть, как Rockstar обучает и погружает игроков в GTA 3, VC, San Andreas. Будет много скриншотов, я предупредил :)

Все скриншоты я делал в GTA Definitive Edition, прошу понять и простить

Оглавление

GTA 3

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

После стартового ролика нам сразу предлагают прокатиться на авто и показывают подсказку, как сесть в машину. Обратите внимание, что подсказок, о том, как в целом управлять персонажем - нет. Только горячая клавиша посадки в авто. Авто, что даже следует из названия игры - одна из главных фишек, ездим мы много и на большом количестве автомобилей, и не удивительно, что в самом начале игры нам сразу дают прокатиться.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

По мере нашей поездки до нужной точки нас знакомят с основами управления автомобилем и с радаром.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Приехав на точку видим подсказку по основной механике, которая будет встречаться нам дальше на протяжении всей игры - светящиеся круги (маркеры), в которых мы получаем и сдаём миссии.

Тут же видим пару подсказок про сохранение игры и гараж.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Дальше нам предлагается проехать к Луиджи. В процессе мы получаем подсказку по ориентированию в мире игры - нам предлагается открыть карту. (FIX - в оригинальной версии не было карты в меню)

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Пока едем, получаем ещё охапку обучалок - как переключать радио, менять режим обзора камеры и (на мой взгляд поздновато) - как осмотреться. Тут же до нас доносится важное для GTA правило - вы можете или взять задание или пойти гулять. Вы свободны в своём выборе.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Мы здесь, конечно же, не для прогулок по городу, а с вполне конкретной целью, поэтому принимаем задание и получаем обучение ещё одной основополагающей механике в игре - оружие.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Следуем цели задания и приезжаем к Мисти, где нам показывают, что в игре ещё можно и сигналить.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

В следующем задании в самой кат-сцене нам подскажут, что для выполнения миссии неплохо бы обзавестись огнестрельным оружием. Небольшой дизайнерский промах, никому не интересны кат сцены :) Но держим в голове, что это 2001 год, поэтому простительно.

Уже после кат-сцены с диалогом мы видим крупным кадром магазин оружия, во дворике которого для нас припрятано оружие. Даже не смотрев кат-сцену можно догадаться, что нам нужно туда.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Направляемся в оруженый магазин. Если зайти в сам магазин, продавец подскажет нам, что надо идти во двор

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Идём во двор, обнаруживаем там огнестрельное оружие и в очередной раз смотрим подсказку про смену оружия. Всё верно, иногда лучше несколько раз подсказать игроку, иногда одного раза мало.

К этому моменту, по факту мы узнали о всех кор-механиках игры и уже имеем представление о том, чем нам предстоит заниматься практически на всём протяжении игры.

GTA Vice City

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Вы когда-нибудь задумывались, почему в нашей стартовой точке в Vice City стоит мотороллер? Да потому что двухколёсного транспорта не было в GTA 3! В этом вся суть Рокстар, в каждой последующей части игры они будут сразу стараться показать, что нового появилось в игре. И это, на мой взгляд, правильно.

В отличии от третьей части, тут мы видим подсказку о том, как двигаться
В отличии от третьей части, тут мы видим подсказку о том, как двигаться

Едем к отелю и получаем пачку подсказок, аналогичных третьей части, как управлять транспортом. Если поехать на мотороллере, то вам будет показана ещё подсказка по езде на заднем колесе.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Приехав в отель видим подсказку о сохранениях. В третьей части игры мы фактически не сталкивались с помещениями, а вот в VC мы сразу оказываемся в шикарном отеле, по которому можно погулять и в глубине которого у нас есть свой номер. Рокстар не стесняются хвастать нововведениями :)

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Едем на нашу первую миссию, и тут нас сходу отправляют переодеться. Да, это новая механика и грех её не показать. Переодевшись в костюм и выходя из магазина мы видим сцену с мотоциклом. Задумывались, для чего она? Да, для того, чтобы показать, что в Vice City появились мотоциклы!

Hmmmm. Nice bike
Hmmmm. Nice bike

Выполнив миссию получаем уведомление, что одежда доставлена в наше убежище. Мы можем переодеваться и об этом нам будут всячески напоминать следующие минут 20.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Берём следующее задание с поездкой в клуб Малибу и получаем обучающую подсказку про быстрый бег и прыжки. В третьей части это было упущено и подобной подсказки я не видел.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

После разговора в Малибу, едем в подворотню, убиваем повара и...

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Получаем проклятый сотовый телефон. Тоже новинка GTA Vice City, в предыдущей части такого не было. Соответственно, звонить нам будут много и часто, чтобы мы не забывали, что у нас он есть.

Встречаемся с Ленс Венс Денсом и едем в оружейный магазин, где получаем подробный экскурс по оружию.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Берём следующую миссию... А нет, подождите, звонок.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Так вот, берём следующую миссию и нас снова просят переодеться. На этот раз в рабочего, чтобы устроить мясо на стройке.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

После выполнения задания мы получаем ещё один звонок. Я же говорил, что нам не дадут забыть про этот чёртов мобильный телефон?

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Берём следующую миссию. Угадаете, чего от нас хотят? Верно, снова переодеться, на этот раз мы едем в гольф-клуб.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Ещё примечательное из первых миссий - поездка на пирс, где мы можем увидеть морской транспорт, которого ранее не было в игре и миссия, где нам надо разделаться с одним бедолагой бензопилой. Такого обилия оружия в 3-ей части не было.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Таким образом, в первые 30-60 минут игры мы узнали все основные механики игры, с упором на новые, которых не было в GTA 3. Подход к обучению игрока практически не изменился, но здесь мы могли увидеть типичный почерк Рокстар к демонстрации новых возможностей игры. Фактически, первые 30-60 минут игры, это просто демонстрация новинок. Ещё более ярко мы увидим это в...

GTA San Andreas

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Снова первое, что мы видим в игре - новый транспорт, которого не было ранее. Кстати, обучения, как двигаться мы здесь не наблюдаем, видимо, разработчики предполагают, что как двигаться мы разберёмся и так. На мой взгляд, это верный подход. Если в вашей игре классическое управление, давать подсказку, как двигаться, не обязательно.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Садимся и едем к себе домой, по пути получая пачку обучений, как крутить педали, тормозить и прочее.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Я думаю, мы уже понимаете, что будет следующие 30-60 минут игры. Мы будем наблюдать новые механики и особенности игры. Первая же миссия - мы ВЧЕТВЕРОМ катимся на велосипедах, уезжая от напавшей на нас враждебной банды.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Тут нам сразу дают пощупать одну из главных особенностей игры - банды. И последующий добрый десяток (а то и больше) миссий мы всегда будем с кем-то.

Берём следующую миссию. Конечно же, получив перед этим звонок на мобилку.

Куда же без телефонных звонков, когда ты уже почти ступил на маркер для получения нового задания?
Куда же без телефонных звонков, когда ты уже почти ступил на маркер для получения нового задания?

Тут миссия предлагает нам сначала заехать подстричься. Узнаёте почерк? Да, это новая механика.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

А после - зайти и перекусить. А есть нам надо, потому что GTA San Andreas уже почти РПГ с набором характеристик, среди которых есть и вес.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

В следующей миссии мы уже едем закрашивать граффити, и снова не одни. Одних нас вообще ещё не скоро оставят.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

В процессе закрашивания получаем уведомление о том, что наш авторитет вырос и что мы, внимание, можем управлять бандой из двух человек! Круто, правда? :) Помню, когда играл первый раз, это имело вау-эффект, хотя ещё даже было не понятно, для чего это и как нанять кого-то в свою банду.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

В процессе закрашивания граффити сталкиваемся с балласами и получаем подсказку, что это - враждующая банда. Если вдруг вы не поняли после поездки на велосипедах.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Расправившись с противниками, получаем ещё одну новую механику - теперь наш персонаж может перелазить через препятствия.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Берём следующую миссию и едем с Райдером разбираться с нарко-притоном. Снова мы не одни.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Следующая миссия - знакомимся более близко с механикой стрельбы из автомобиля. Стреляем, конечно, не мы, а наши собандийцы, но всё же.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Берём следующую миссию (не забыв получить перед этим очередной звонок на мобилку) и едем ближе знакомиться с оружием. И узнаём пару новых механик, которых не было в предыдущих частях - стрельба из положения сидя с возможностью перекатов и стрельба по бензобакам в автомобилях (Это даже в наше время ВАУ!).

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Далее - снова звонок на мобильный и просьба зайти в магазин и одеться в цвета банды. Тут мы знакомимся с новой системой одежды, где каждый элемент гардероба можно выбрать отдельно.

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Ах, да, нам ещё звонили и говорили, что можно зайти в качалку и подкачаться. Это же почти РПГ, помните?

Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Приоделись, подкачались и едем на следующее задание. В процессе выполнения этой миссии мы знакомимся сразу с тремя новыми механиками - тачка на прокачку(тюнинг), лоурайдерство и мини-игра танец, где нужно вовремя нажимать стрелочки.

Не забываем про Hesoyam, чтобы прокачать тачку достойно 
Не забываем про Hesoyam, чтобы прокачать тачку достойно 
Как Rockstar погружают игроков в свои игры? Исследуем GTA III, Vice City и San Andreas

Таким образом снова в первый час игры на нас вывалили большое количество новых механик (но не все. В GTA SA было такое обилие новых механик, что рассказать обо всех за начало игры, наверное, было просто невозможно.)

Выводы

Rockstar обладает достаточно уникальным подходом к погружению игроков в свои игры. Каждая часть серии не только знакомит игрока с базовыми механиками, но и сильно акцентирует внимание на нововведениях, чтобы подчеркнуть их значимость. Во всех играх серии последовательно демонстрируются новые возможности игры, начиная с первого же взаимодействия с игроком.

Невозможно не отметить, как мастерски Рокстар, беря всё лучшее из предыдущих частей и добавляя к этому новые механики, в итоге каждый раз получает качественный продукт, который не кажется и не ощущается вторичным.

Так же важно взять на заметку, как происходит обучение игрока через непосредственный опыт, что делает обучение органичной частью игры.

Опрос

Был ли материал полезен?
Да
Нет
Не читал / Посмотреть результаты
При игре обращали внимание на то, что описано в статье?
Да
Нет
Не читал / Посмотреть результаты
88
6 комментариев

Все скриншоты я делал в GTA Definitive Edition, прошу понять и простить

Не понимаем и не прощаем

4
Ответить

В целом, статья неплохая. Хотя сам автор её походу перед публикацией не прочитал, потому что есть абзац который не закончен. Ну да ладно.

Одной из важнейших обновлений San Andreas для меня было то, что NPC теперь можно убивать одной пулей в голову. Это было прям мега-круто. Наконец-то пистолет ощущался грозным оружием а не пукалкой.

Но самый важный элемент вообще всех гта: они кормят игрока новыми механиками ПОСТОЯННО, на протяжении ВСЕЙ игры.

В рамках одной игры вы буквально не найдёте миссии которая точь-в-точь идентична другой. Да, во всех используются базовые механики езды-стрельбы-бега, полиция. Вы везде играете примерно в одну и ту же игру. Но игра в каждой миссии даёт какие-то новые мелочи. Нету эффекта ММОРПГ когда у тебя каждый новый квест это одна и та же хрень: «иди убей десять разбойников, иди убей десять йети, иди убей десять волков». Сейчас таким грешат уже не только ММО, но и обычные игры делают неинтересные повторяющиеся квесты.

В гта по-другому: в одной миссии нужно кого-то подвести, потом запугать, потом кого-то убить, потом преследовать, потом появится какой-то хп-бар союзника который не должен умереть, управление вертолетом, управление самолетом, погоня на мотоцикле, прыжки на мотоцикле, тайное фотографирование, угнать лодку, угнать танк, то миссия на время, банк ограбить, т.д. Везде хотя бы чуточку уникальные ситуации – иногда вовсе не чуточку.

Даже миссии которые очень похожи, – всё равно заметно отличаются, например… Есть миссия таксофона, где нужно во время езды максимально раздолбать чужую машину чьей-то жены – вам нужно найти и раздолбать. И позже есть миссия такси когда нужно раздолбать машину чужого таксиста – хотя по итогу миссия тоже сводится к тому же самому, раздолбать чужую машину, но есть много нюансов. Например, миссия изначально планировалась быть другой – вы должны были просто подвести клиента, вы приезжаете к нему в особняк, гудите, и ждете пока он сядет к вам в машину, – но только лишь для того чтобы другой таксист подъехал ближе и клиент ушел к врагу. Уже некоторое отличие. Плюс когда вы всё-таки раздолбаете машину таксиста и клиент испугается и выйдет, вам нужно будет всё-таки его подхватить и отвести в аэропорт. То есть в одном случае миссия просто «Б» тогда как в другом случае – «А+Б+В». Так что вроде бы: повторение. А вроде и не совсем. Уникальность в сочетании элементов – которые сами по себе были но не были все вместе в одной миссии. Плюс машину жены нужно было разбить прям до самого взрыва. Тогда как таксиста нужно раздолбать просто до тех пор пока клиент не испугается. А ведь потом ещё таксист сам за вами гоняться будет. Так что ещё обратной погони – когда не вы гонитесь но за вами гонятся. То есть вроде элементы похожие уже были – но есть много отличий. В итоге даже похожие миссии – непохожи.

Новый вид транспорта ЛОДКИ вообще только к середине игры дают познакомиться, перед убийством диаза и вашим первым из семи ассетов. Конечно вам никто не мешает самому лодку найти опробовать до миссии – но разработчики подстраховались даже на такой случай, потому что вы управляете не просто лодкой а САМОЙ БЫСТРОЙ ЛОДКОЙ – во всей игре. Сначала просто украсть, а потом миссия-гонка. Всегда что-то уникальное.

И вот эта «кормёжка механиками», хотя звучит грубо, но на самом деле говорю это с любовью, – она нужна для того чтобы в каждой миссии ощущалось немного новшества. Это отличная постановка миссий, с грамотным планом не просто сценария и сюжета НО САМОЙ ИГРЫ, – то есть игровых механик. Ведь игровые механики это то что делает игры играми.

Почему-то некоторые про это забывают, и не планируют свои множество механик на протяжении всей игры. А ведь их нужно планировать точно также как сценарий. Так делает гта, и это очень грамотный хороший подход.

Если ещё интересно почитать моих мыслей на эту тему, пишу больше вот в этой статье:

https://dtf.ru/1862228

1
Ответить

Недописанный абзац поправил, спасибо, буквально пара слов потерялась при редактировании.

"Почему-то некоторые про это забывают, и не планируют свои множество механик на протяжении всей игры."

А лучше всего это делать в бит-чарте. Он позволяет сразу видеть, где идёт повторение механик, а какая механика используется редко. С помощью бит-чарта легко распределить механики так, чтобы они не надоедали игроку и чтобы он при этом не забывал про их существование.

1
Ответить

В процессе мы получаем подсказку по ориентированию в мире игры - нам предлагается открыть картуВ оригинальной GTA 3 не было карты в меню.

Только миникарта (круглый радар в углу экрана) и бумажная из коробки лицензионного издания.

1
Ответить

Спасибо, внёс fix.

Ответить