Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.
Для начала, настоятельно рекомендую почитать мою статью по разбору Wo Long: Fallen Dynasty (на которую я немножко здесь ссылаюсь). Будет не лишним, я уверяю.
Также, вот эту статью о историческом контексте игры. Я же буду говорить, чуть про другое, но тоже важное. (история ниндзюцу\боевых искусств, взаимосвязи с другими играми Team Ninja, итд)... После прочтения всего вот этого, чем мы вас тут грузим, разобраться в сюжете Rise Of Ronin и кайфануть с него по полной - обязательно получится.
В тексте имеются некоторые спойлеры (но их немного). Основной сюжет игры я вообще не раскрывал - так что читать можно спокойно, а играть - тем более. Достаём катану из ножен.
Rise Of Ronin – четвёртый (и последний на данный момент) проект в линейке исторических экшенов Team Ninja, начатый с Nioh (2017).
Над сюжетом игры работали Рюхэй Хаяси и Масахико Коти (Nioh 2); Мари Окамото и Эцуко Маэно (обе отвечали за литературную часть Fate/Samurai Remnant), а также, Сакура Оно (Touken Ranbu Warriors) и Харуки Кодайра (Dynasty Warriors: Origins). И благодаря труду этих людей, наконец- то стало понятно видение Team Ninja относительно многих родственных связей в рамках общей вселенной (да, да, да. Вы всё правильно поняли). Только вот сиквелы у нас тут не прямые, а скорее идейные. Если смотреть на общую картину по играм я бы выделил 2 важных объединяющих контекста: мифологический и социально- исторический. Мифологический – драконы; всякие разные мечи этих самых драконов; демоны; магия, итд… сюда идут, как Nioh, так и Wo Long, Ninja Gaiden, Dead Or Alive… Rise Of Ronin стоит несколько в тени от всех остальных, но не растворяется совсем. (Всё-таки, те же мечи Сохаямару здесь присутствуют, вот вам и прямая ниточка к Nioh, как минимум).
А вот социально исторический момент. Это да.
Во-первых выделю 2 темы, которые красной верёвкой связывают все вышеупомянутые игры (Nioh, Nioh 2, Wo Long, Rise Of Ronin). Это через Nioh и Rise Of Ronin– тема болезненных отношений Японии и запада, которая имела свои последствия, и вообще через все упомянутые игры – история развития боевых искусств и более конкретно – развития ниндзюцу.
Именно об этом, как оказалось нам тихонько шепчут, как минимум с выхода Nioh (2017). Сейчас будем разбираться, и пойду я в хронологической последовательности с исторической точки зрения.
Wo Long: Fallen Dynasty (221 г. до н.э-206 г. до н.э.); (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.).
У нас затрагивается 2 периода: империи "Цинь" и «Хань». «Цинь». (秦朝) - первая империя в истории Китая (221 г. до н.э. - 206 г. до н.э.). В этот период правил великий император Цинь Шихуанди, он же является основателем династии. Знаменит он был не только своими завоеваниями, но и непомерными аппетитами. Именно по его указу началось строительство «Великой китайской стены», гробницы с терракотовой армией и огромного дворца «Элан», постройка которого так и не была завершена, поскольку в определенный момент началось падение циньской империи и народные восстания. Как вы понимаете великие стройки одиозного правителя, явились причиной сотен тысяч смертей, учитывая и полнейший тоталитаризм в управлении государством. Не будем забывать и о любви данного персонажа к жертвоприношениям во славу богов и процветания им же созданной империи. Где же он прячется в игре Team Ninja ? Да прямо в прологе. а, именно о нём упоминается, когда нам рассказывают о безумном императоре, который искал источники бессмертия и был одержим мифическим эликсиром, который и является краеугольным камнем сюжета Wo Long: Fallen Dynasty.
Был у Циня один невероятный страх - это смерть, и естественно это вело его к одержимости поисками эликсира бессмертия, за которым согласно некоторым источникам он отправлял экспедицию к берегам Японии. Но, как вы понимаете, источник бессмертия найден не был и вскоре Шихуанди столкнулся со своим страхом лицом к лицу. (умер то бишь). По сюжету игры, Цинь умер, в ходе одержимости эликсиром бессмертия, который к тому же, привёл к падению династии Цинь. В те времена начинался расцвет даосских и дзенских сект и школ, которые любили практиковать различную магию. Тогда же развился прото-цигун - даоинь - практика медитаций и упражнений для образования внутренней эссенции и совершенствования энергии ци (в Японии –ки). От даоиня идёт развитие «мягких» стилей ушу – тай чи, например (тайцзицюань). Отмечу, что в период цинь, дзен, даосизм и все вот эти вот элементы, с которыми был связан сюжет Wo Long: Fallen Dynasty считались магическими и широко распространены не были. Так же не забудем, что примерно в это время, выходит трактат – «Искусство войны», Суня Цзы, который в последствии проникнет в Японию и станет популярным у первых самураев (ещё до написания всяких хагакурэ).
Однако, основной сюжет игры развивается, как раз в период династии «Хань» (206 г. до н.э. - 220 г. н.э) - основного периода развития китайской культуры и популяризации кунг фу. Даосизм, также выходит из тени и становится государственной религией, соответственно. Замечу, что во времена упомянутой империи «Цинь», Циню Шихуанди служил такой даос – Сюй Фу. Его в сюжете Wo Long не было, однако, отметить будет не лишним.
Дело в том, что этот чисто легендарный даос, мудрец, лекарь, итд.. руководил группой, искавших этот эликсир бессмертия для императора. Поскольку экспедиция была провалена и плоды бессмертия найдены не были, Сюй Фу решил остаться на японских землях, опасаясь, что тиран его просто убьёт по возвращении в Китай. Благодаря тому, что даос обладал ��наниями духовной магии он стал правителем земли «Кии» и считается мифическим прародителем ниндзюцу в Японии (не историческим, я подчеркну).
Итак, итог 1. Wo Long. Времена сюжета игры взаимосвязаны со становлением даосизма\буддизма и магических практик даосов в Китае, связанных с возникновением китайских боевых искусств; популяризацией кунг фу; мифической версией происхождения ниндзюцу в Японии, а так же написанием трактата «Искусство войны», который будет активно использоваться и самураями в дальнейшем. В целом, сюжет затрагивает ключевой период становления основ китайской культуры.
Nioh 2: First Samurai; Nioh 2: The Darkness In The Capital; Nioh 2: The Tengu s Disciple. Эпоха «Хэйан». (794-1185 г.).
Период «Хэйан» (794-1185) - основной период становления японской культуры. А также развития первых агентурных сетей ниндзя, созданных монахами-воинами – сохэйями.
Помимо этого, в данный период вышли из «тени» другие «прародители ниндзюцу – последователи сюгэндо, которых в период «Нара» (710-794 г.) активно притесняли власти. Однако, благодаря восхождению буддизма на первый план и некоторого ухода синтоизма в тень, горные отшельники – ямабуси и их учение – сюгэндо, восстало. От них ниндзюцу получило свою мистическую сторону (мантры, пасы руками истории о том, что ниндзя умеют исчезать и летать, а так же жёсткие тренировки в горах и аскезы – это всё от них). В Хэйан, так же возникают важнейшие для ниндзюцу и ямабуси, секты эзотерического буддизма – «Тэндай» и «Сингон».
В период Хэйан так же появляются семьи Хаттори и Кога – основатели ниндзя-кланов Ига и Кога соответственно. (в игре, в этот период, впервые появляется и клан Хаябуса, который тесно взаимосвязан с кланом Ига).
Оформляется самурайство, где так же не брезгуют шпионажем, к слову. В этот период Ямабуси «прочно встают на ноги», образовывая чёткую храмовую систему; часто освобождаются от налогов и имеют большую паству. Активно процветает движение сюгэдзя – проводников паломников в священны�� горы. Происходит основание ямабуси хэйхо – боевого искусства ямабуси, которое по легендам практиковали тэнгу – демоны из японского фольклора, чтобы позже подарить его людям – тем самым, став мифическими основателями японских боевых искусств.
Возникает мистическое учение Оммёдо – «Путь инь и ян», которое будет активно использоваться и синоби, и ямабуси (например, оно оказало влияние на тему с энергией ки).
Минамото Ёсицунэ создаёт школу ниндзюцу – Ёсицунэ-рю. В связи с ним (и не только) становится известна гора «Курама», рядом с которой он жил и трени��овался, обитая в буддийском храме «Курама-Дэра». Кстати, по легендам его учителями в боевых искусствах и были Тэнгу, что в Nioh 2 и отражено. По легендам же, некоторые стили ямабуси хэйхо были основаны монахами этого монастыря, например –Курама хати-рю» - восемь школ горы «Курама». который опирался на китайские трактаты по военной стратегии и подготовке - «Лютао» и «Сань лоэ», а так же некий сборник заклинаний – «Тора но маки» - «тигриный свиток», где среди прочего были и разделы по мгновенному исчезновению и прочим чудо-техникам ниндзя.
В 977 году строится храм Айкуни-дзиндзя – крупнейший синтоисткий храм в провинции Ига, постройке которого содействовал достаточно богатый на то время клан – Хаттори. (который и создал ниндзя клан - Ига).
Итог 2. В DLC к Nioh 2 происходит духовное и военно-экономическое становление ниндзюцу. Появляются первые движения, эзотерические учения, кланы и стили рукопашного боя и разведки. Активно развивается самурайство.
Nioh 2. Период Сэнгоку. (1479-1600 г.).
Вообще, у Сэнгоку несколько датировок. Я буду придерживаться некоей игровой логики, закончив этот период на завершении основной части Nioh 2 - дабы не сбиваться. Фактически, Сэнгоку затрагивает и Nioh 1. Но для собственного удобства, я несколько обрежу даты. Скажем так, в данном случае, мы будем рассматривать период до начала правления династии Токугава.
Сэнгоку – «золотой» период развития ниндзюцу (когда, как не в период постоянных междоусобиц, расцветать искусству шпионажа, а нередко и воровства). В этот период среди ниндзя формируются отряды не только из воинов – буси, но и из простолюдинов – асигару. Даймё начинают массово нанимать синоби. И Кога, и Ига развивают деятельность по всей Японии. А если учесть, что кланы нередко сходились друг с другом и оказывали помощь – совершенно неудивительно, что в той же Ига издревле состояли и другие кланы (Момоти, например, которая «откололась» от Ига и стала самостоятельной). Это я к тому, что совершенно логична тесная взаимосвязь кланов Ига и Хаябуса в играх (исторически это не выглядит бредом, или чем-то надуманным). Но вернёмся в Сэнгоку.
Поскольку даймё очень нуждались в шпионах, их стали обучать в различных самурайских кланах, набирая в том числе из ронинов и всяких разбойников, нанимая тех на службу за определённую плату – так называемых суппа или рэппа. Они занимались сбором информации и диверсиями. Активно промышляют шпионажем кланы Такэда, Санада, Ходзё, Мори и другие. В клане Ига происходит раскол: от него отдаляются семьи Момоти и Фудзибаяси, разбредаясь по Японии. Клан Ига начинает служить Ииясу Токугаве.
Семьи Фудзибаяси и Момоти организуют две независимые агентурные сети на севере и юге провинции Ига. Различные кланы ниндзя начинают действовать сообща: например, с Ига активно сотрудничают кланы Цугэ и Кога (Кога вообще связаны с Ига родственными связями к тому моменту).
Кстати, если покопаться в истории «Ига», то можно узнать, что Хаттори «Масанару» Ханзо из Nioh – сын знаменитого главы ниндзя Ига – Хаттори «Масасигэ» Ханзо, по прозвищу Ханзо-дьявол, или они. Масасигэ прославился, как один из тройки лучших ниндзя на службе Токугавы. Однако тут, разрабы слегка пошаманили с датами – отодвинув жизнь бати Ханзо на полвека, к примеру, назад. Cделав так, что Токугаве служит не Ханзо «Они», а уже его сын – слегка подправили исторический источник. Сделано это было, чтобы одного персонажа вписать и в Nioh 2, и в Nioh 1. (поскольку, приквел Nioh с точки зрения датировки игровых событий вышел позже сиквела. Решили не делать 2-х почти одинаковых персов - ну и правильно). Исторически же Масанару становится главой Ига-гуми после смерти отца – в 1595-м году. (по играм, он служит Токугаве уже во времена правления Оды Нобунаги - 1560 – 1582 г.).
Так же стоит отметить, что Ига специализировались на боевом аспекте (боевые искусства, ловкость итд.. – кароче, делали упор на физический аспект работы ниндзя). Кога – на знания в области медицины, всяких ядов, шпионских приспособлений и шпионажа в целом. Как отмечают историки, Кога практически не занимались боевыми искусствами. Более того, Кога служили лишь одному клану – Сасаки, являясь его вассалами и выходили на задания группами. А вот Ига – постоянно меняли работодателей и предпочитали действовать в одиночку. Я так понимаю, примерно по той же системе Ига работают и Хаябуса, с которыми те официально теперь связаны. Т.е. упор на боевые искусства – есть; работа в одиночку – есть; отсутствие чёткого работодателя – есть. Нобунага «душит» Ига, а клан Хаябуса с ним договора заключает. Нобунага умирает – ну и чёрт с ним. Хаябуса живут дальше и никто сэппуку себе не делает.
Извините отвлёкся, едем дальше. В период Сэнгоку развивается ещё две школы ниндзюцу в провинции «Кии», созданные монахами-ямабуси и сохэйями, соответственно – Нэгоро-рю и Сайга-рю. (храм Нэгоро –дэра, и группировка Сайга-икки, связанная с храмом Исияма Хонган-дзи). Начинается конфликт между кланами ниндзя и Одой Нобунагой, который сжёг множество важных для ямабуси и синоби святынь и храмов, например Исияма Хонган-дзи. Кога начинают сотрудничать с Нобунагой, предав дружбу с Ига. Тогда же появляются два важнейших труда по истории ниндзюцу – Бансэнсюкай и Сёнинки.
В 1585-м году Тоётоми Хидеёси уничтожает важные для синоби храмы. Например Нэгоро-дэра и ряд святынь Сайга-икки. Отряд воинов из храма Нэгоро поступает на службу к Ииясу Токугаве. Сайга Магоити становится во главе одного из отрядов Тоётоми Хидеёси. Позже он служил, как Токугаве, так и против него. Создаётся отряд Ига-гуми (сентябрь 1600 года), сформированный Ииясу Токугавой. Все воины отряда получают земельные наделы. Хаттори Хандзо переезжает в Эдо. Мотидзуки Тиёмэ, связанная с кланами Санада и Такеда создаёт шпионскую сеть куноити, основным центром которой становится деревня «Нацу», провинция «Синано». Отряды в основном набираются из храмовых служительниц – мико, ямабуси и девочек-беспризорниц.
Итог 3. Во времена развития сюжета Nioh 2, ниндзюцу процветает и имеет популярность у правителей. Отряды ниндзя входят в армии князей. Создаются основные литературные труды по ниндзюцу. На арену выходят куноити – женщины-ниндзя. Ниндзюцу переживает ключевые события своей истории. Будзюцу ( японские боевые искусства военного времени и классического толка), также продолжают развиваться.
Nioh и эпилог Nioh 2. Периоды Сэнгоку и Токугава. (1600 – 1616 г).
Синоби Токугавы принимают участие в обороне замка «Фусими» (август 1600 г), но удержать оборону не удаётся. Позже, ниндзя клана Ига и сам Хаттори Ханзо будут участвовать в битве при Сэкигахара, где будут воевать на стороне Токугавы, входя в отряды Датэ. Также туда входят кланы Кога и ямабуси отряда Нэгоро-гуми. После победы, Ииясу Токугава становится сёгуном (1603 г.). Ввиду воцарившегося на какое-то время мира у ниндзя начинается кризис – они вынуждены искать работу у купцов – выведывая детали сделок конкурентов и занимаясь прочей мелочной работой. Отряды гуми из Ига и Кога становятся охраной самого Токугавы и главного замка – в Эдо. В Эдо появляются кварталы Ига-тё и Кога –тё, а сами ниндзя начинают занимать далеко не последнее место в обществе. В 1615-м происходит осада замка Осака. В битве принимают участие отряды ниндзя Санады, Кога, Ига, в том числе десять храбрецов Санады, куда среди прочего входили такие синоби, как Сарутоби Саскэ (Ига) и Каригакурэ Сайдзо (Кога). В ходе осады гибнут Юкимура Санада, Хидеёри тоётоми и его мать Ёдогими.
В Мирное время из бывших ниндзя организуются отряды мицукэ – отряды полиции и прокурорского органа в одном лице, которые держат Эдо под контролем. В 1624 –м году создаётся оммицу – можно сказать спецназ из бывших ниндзя, которые начинают наниматься различными даймё для проведения шпионских операций, позже войдя в полицейский аппарат государства.
В 1610-х Формируется буддийская секта – фукэ-сю – бродячих монахов- воинов, которые набирались из самураев и ронинов (те самые бродячие монахи с флейтами и большими плетёными шляпами\корзинами на голове). Они находятся на службе сёгуната.
В конце 1610-х годов, Хаттори Ханзо лишается должности главы Ига–гуми, в ходе ряда инцидентов и убийства нескольких человек, приближённых к Токугаве. Ниндзя из Ига проводят мятеж против своенравного начальника – Ханзо. Хаттори «Масанари» Ханзо лишается самурайского титула. В отрядах ниндзя начинается кризис, а ниндзюцу постепенно утрачивает свою популярность в плане военной подготовки. При этом, в будзюцу попадают многие стили, основанные на работе ниндзя (Итидзэн-рю, Курама Ёсин-Рю, Мацуда-Рю, Мугоку Рёдзё-рю, Мори-рю, Унсю дэн Ига-Рю, итд…), а сама методика переходит к полиции. В 17 –м веке многие княжества, вроде Сацумы или Цугару создают из ниндзя свои небольшие формирования охраны и тайных агентов (по аналогии с сёгунскими отрядами Оммицу.).
Отряды клана Ига воссоединяются и заключают мирный договор о сотрудничестве и взаимопомощи, вне доступа нанимателей к этой информации (т.е. пакт был, своего рода тайным). А учитывая, что группы Ига уже работали по всей Японии, выходило, что они организовали тайную шпионскую сеть.
Итог 4. Сюжет Nioh и эпилог Nioh 2 затрагивают последние крупные операции синоби. Ниндзюцу постепенно утрачивает своё значение. Хаттори Хандзо отходит от дел. Из ниндзя формируются полицейские отряды и тайная агентура отдельных княжеств, зачастую находящихся в противоборстве с сёгунатом. Клан Ига заключает мирное соглашение о взаимопомощи в различных точках, что даёт свои положительные плоды, поскольку популярность Ига у князей растёт и их чаще нанимают на службу. Ига разбредаются по всей Японии.
Rise Of Ronin. Период бакумацу (1853-1868).
Проходят «последние» крупные операции ниндзя (дошедшие до историков).
1. Ниндзя из семьи Савамура (клан Ига) вызвался помочь сёгуну по краже важного документа, написанного на английском. Так уж получилось, что только в 60-х годах 20-го века стало известно содержание этого «документа» - слова из старой матросской песни, где обсуждались достоинства девушек разных национальностей: «француженки хороши в постели; немки – на кухне»…
2. «Инцидент с прокламациями храма Исэ». Несколько ниндзя забрались на гору Айсэки и оттуда начали сбрасывать множество листовок со штампелями храма Исэ-дзингу – крупнейшего синтоисткого храма главной японской богини солнца Аматэрасу, с призывом не подчиняться сёгунату и изгонять иностранцев. Бушевавший тайфун разнёс листовки повсюду, произведя на горожан шокирующее впечатление (уверовали в волю богов). После, начались массовые беспорядки и выступления против сёгуната.
3. Столкновение консервативно настроенных самураев и ниндзя из Кога с правительственными войсками в регионе Тохоку (1867).
Традиционное ниндзюцу устаревает и становится не рентабельным пережитком феодального прошлого в новом индустриальном обществе.
Итог 5. Сюжет, затронутый в Rise Of Ronin показывает последние годы жизни традиционного (феодального) ниндзюцу, в том числе поведав об одной известной операции клана Ига.
Как мы видим все 4 игры, так или иначе затрагивают ключевые события жизни ниндзя: от самых мифологических истоков и исторического становления до периода заката, в 19-м веке.
2 тема, как я уже отметил – болезненные отношения между западом и Японией, приведшие к трагическим последствиям для обеих сторон, а в культуре сформировав особый вид японского декаданса – эрогуро (эротический гротеск). Подобных эрогуро-волн, я могу выделить 3.
1 волна связана с приплытием европейцев к берегам Японии и распространением христианства\западной культуры, по итогу чего происходят массовые гонения\казни христиан, издаётся указ о запрете христианства (1612 г). И страна переходит в период изоляции, закрывая границы для европейцев (1633 г.). Хотя, стоит учитывать, что самого термина эрогуро не существовало примерно до 20-х годов, 20-го века.
Эрогуро – происходит от двух иностранных для японца слов – эротика и гротеск. По-сути, это мрачные истории, авторы которых испытали влияние тлетворной западной культуры и ей подражали. Кароче, это японская адаптация европейского декаданса, стилистически заимствующая многое у европейских авторов. Однако, остающаяся японской по-сути. Кабы не эрогуро, аниме бы, например, были бы совершенно другими (по идее). Как некая проекция эротического, эрогуро представляет из себя некий симбиоз, отражающий путь японской нации в сознании японцев: с одной стороны – истинно невинное, божественное, духовное итд.. (привет лолям); с другой - отражающее все те ужасы и кризисы, которые пережила Япония, вмешивая туда и национальные особенности поведения – вроде полного подчинения. Вот и говорим привет хентаю и прочему БДСМ, которое там активно процветает (сочетание невинности\юности и страдания; извращения и чистоты).
Во времена Токугавы во всей красе расцветает искусство гейш (например, открываются знаменитые публичные дома в Йосиваре и Гионе); болезненной татуировки (иризуми); публичных наказаний. Зарождается театр кабуки, где ставятся характерные пьесы.
2 волна – как раз таки бакумацу. В этот период, в театре создаётся особый жанр – кидзэвамоно (грубая современная пьеса о жизни воров или бродяг), где рассказывается о жизни простолюдинов, связанных с криминалом. Такие пьесы полны сцен насилия, секса, убийств, грубой лексики.
3 волна – начало 60-х, 20-го века. Возникновение данной волны было связано с поражением японцев во второй мировой войне; окончательным закреплением западной культуры и провалом множественных акций протеста против американского вторжения.
В этот период, в литературе становятся широко известны такие характерные авторы, как Эдогава Рампо и Дзюнъитиро Танидзаки. Во всей красе Эрогуро расцветает в кино режиссёров японской "новой волны": Нагиса Осима, Кодзи Вакамацу, Ясудзо Масумура и другие. Появляется направление Pinku Eiga, которое в целом и представляет из себя отражение эрогуро в формате кино.
В общем, и Nioh, и Rise Of Ronin рассказывают о разных этапах единого процесса. Причём, если Nioh повествует о начале правления Токугавы; Rise Of Ronin – завершает эту тему.
Переходим, непосредственно к сюжету игры, но для начала разберу название – Rise Of Ronin. Как по мне, здесь 2 смысловых слоя. 1. Это естественно, восстание народа против сёгуната, отражённое в сюжете игры. 2 смысл идёт от буквального значения слова Ронин (浪人. 浪 - «блуждающие ��олны»; 人 – человек). т.е. странник; самурай без господина. Дело в том, что по сюжету игры нам в любом случае придётся сотрудничать, как с представителями сёгуната; так и с его противниками. А сам главгерой не принадлежит ни к одной из сторон\либо известному роду. Т.е. мы и будем странствовать, погружаясь в общий конфликт и рассматривая его с двух точек зрения сразу. При этом, если ронин – самурай; то главный герой самураем, если и становится, то только со временем. По-сути, оба главных героя – это ниндзя, воспитанные согласно неким тайным канонам и призванные к службе наёмных убийц. Да, Team Ninja снова сделали игру о ниндзя, ещё больше подведя боевую систему к Ninja Gaiden (собственно, в этом и суть всех «соулслайков» от них: чем дальше идём – тем больше уходим к основному прародителю боевой системы всех экшенов компании, а финал всей катавасии – релиз самого Ninja Gaiden 4).
Итак, сюжет игры начинает свой исток в 1853-м году – времени приплытия американских кораблей к берегам Японии, и завершается в 1868-м – финальный акт войны "Босин". Итоги таковы - Эдо переименовывают в Токио и назначают столицей. Начинается эпоха реставрации – «Мэйдзи», а сёгунат окончательно теряет своё влияние в стране. Т.е. зарождается переход от феодального строя к индустриальному и капиталистической модели социума.
Как я сказал, мы играем за одного из двух ниндзя – наёмных убийц, которые «имеют свой зуб» на сёгунат, силы которого не один год кошмарят мирное население. Поэтому, основная сюжетная линия (к которой нас чаще и подталкивают по ходу прохождения) – война на стороне императора. В какой-то момент деревеньку нашего клана – Куросу, сжигают дотла, а наша наставница умирает в ходе последнего «тренировочного» боя – финальный экзамен на зрелость. Логика здесь примерно такая: старое должно погибнуть, дав путь новому (т.е. нашему герою) – что и происходит. И мы, сопровождаемые соколом (фамильная птица, а заодно и духовный тотем и клана Хаябуса, кстати, которая с ним ещё с первого Ninja Gaiden), идём навстречу новой зарождаемой жизни. (буквально, поскольку именно в это время японское общество начинает меняться).
Сёгунат и император – это как раз и выбор между «Человеком нового времени» и самураем-консерватором, которые по итогу останутся в «тени». Я не зря обращаю внимание на данный момент, поскольку никакой личности (как и портрета) у главного героя истории нет. Мы сами формируем, как внешность; так и личность персонажа, посредством ответов в диалогах и конечным выбором одной из сторон. Т.е. по факту, главные герои Rise Of Ronin – не персонажи, а буквально, аватары игрока. Поэтому, никаких намёков на их присутствие в будущих играх Team Ninja ждать не стоит, как и клана Куросу например, который выжжен со старта Rise Of Ronin, почти «под корень».
Мы уже поняли худо-бедно связь этого клана (как и Ига) с Хаябусой. А зачем вам больше ? Тот самый Рю ещё не появился на свет. Да и времена у нас, как для самураев, так и ниндзя, далеко не радужные - "закат" всей классической культуры и социума. Какие уж тут Хаябуса, затаились и не отсвечивают.
Я не буду здесь описывать весь сюжет и копать каждого персонажа – ибо поиграете сами, зачем вам кайф ломать ? Да и потом, на это уйдёт огромное количество сил и времени. Остановлюсь лишь на мелких деталях. К примеру, на будзюцу (т.е. боевых искусствах).
К началу развития института самурайства, в Японии сложилось Кумиути (組討 / 組打) - борьба в доспехах. Когда японцы вдоволь навоевались (к 18-м веку), активно стало развиваться то самое дзюдзюцу (джиу джитсу) – по сути это стало толчком к развитию боевых искусств без оружия, которые в 19-м веке сформируют основы будо: айкидо, дзюдо, каратэ-до, итд. На формирование стилей будо окажет влияние не только опыт родного японского будзюцу, но и опыт с материка: элементы китайского кэнпо попадут в каратэ, а сама философская идея будо будет частично позаимствована у китайских дао стилей (туда входит тай чи, к примеру). Идея, ориентированная на войну и максимально быстрое устранение противника (будзюцу), уступит место физическому и духовному самосовершенствованию и дисциплине (будо). Чуть попозже, тот же Масутацу Ояма решит сделать сплав идей в своём киокусинкай каратэ, но всё потом.
Самих школ к 19-му веку расплодились сотни, а возможно и тысячи. Поэтому, совершенно неудивительно, что в Team Ninja переосмыслили стойки из Nioh, создав на их основе именно стили со своими приёмами, стойками, ударами, таймингами и прочими деталями.
Если выкинуть «гайдзинские» стили типа американской\британской\французской манеры ведения боя саблей или штыковым ружьём, то оставшиеся можно поделить на 2 типа: самурайские – более «прямые» и уязвимые для контратаки, но и более мощные, и ниндзюцу – более стремительные, ловкие, но и менее болезненные для противника. Некоторые вообще меняют определённые механики боя, позволяя, например, делать мгновенный рубящий удар после парирования. В Rise Of Ronin присутствуют как выдуманные, так и реально существовавшие стили кендзюцу (искусство боя с мечом).
Реальные.
Айдзу кагэ-рю – Основан в конце 15-го века. (период Муромати).
Хокусин Итто рю – основан в 1820-х годах.
Ходзоин-рю – основан в середине 16-го века монахом храма кофуку –дзи - Ходзоином Какудзэнбо Иннэем.
Дзигэн-рю и Нодати дзигэн-рю – школа дзигэн основана в 16-м веке Тюем Того.
Дзитокуин- рю – Отходи�� к клану Ямаока. Этим стилем копья владел самурай Такахаси Дэйсю (урождённый Ямаока), живший в 19-м веке, а также Сейдзан Ямаока. В 1856 – м Такахаси становится инструктором этого стиля в военной академии Кобусё.
Стиль отряда Кихэйтай. Кихэйтай – реально существовавшее военное формирование и террористическая группировка периода бакумацу.
Кёсин Мэйти-рю – основан Момои Наоёси в 1773-м году.
Нитэн ити-рю – основан в 17-м веке знаменитым самураем Миямото Мусаси.
Синдо Мунэн-рю – Основан в 18-м веке мастером Фукуи Хёэмоном Ёсихирой.
Танэда Рю – стиль владения копьём. Дата основания неизвестна.
Тацуми рю – создан в 16-м веке. Основатель - Тацуми Санкэ.
Тэннэн Рисин-рю – школа основана в конце 18-го века. Основатель - Кондо Кураносукэ Нагахиро. Стиль отряда Синсэнгуми.
Ягу Синкагэ-рю – создан в 16-м веке. Основатель – Нобуцуна Камидзуми.
Хосин рю – основан в 19-м веке.
Выдуманные стили\либо не нашёл инфы о том, что они реальны:
Хаябуса рю- стиль клана Хаябуса.
Нио рю – стиль Уильяма Адамса из Nioh.
Стиль китайской династии Инь. Инь - последняя императорская династия в Китае (1644-1912). Так что, возможно стиль и имел реальный прототип.
Гикэй Рю – ниндзя стиль с упором на стремительных контратаках.
Мумё рю – универсальный стиль боя. Его практикуют члены клана Куросу, включая и главных героев игры.
Отмечу, что нам дадут намёк на зарождение линии будо в японских боевых искусствах, когда мы повстречаем основателя первой школы дзюдо – Дзигоро Кано. Будо – направление, созданное уже во времена реставрации Мэйдзи. Т.е. опять же, начиная с Nioh и далее, нам показываются основные периоды жизни, именно будзюцу, а вот в конце 19-го века их популярность резко пойдёт на убыль (навоевались японцы), а будо, наоборот – быстро начнёт завоёвывать популярность в мире.
Что касается ключевых событий сюжета и сторон конфликта – их можно поделить на 4 части. Упомяну лишь фракции, дабы тут не накидать лишних спойлеров, поскольку сюжет в игре вполне хорош, да и следить за ним интересно (не хочу лишать вас данного удовольствия, даже минимально).
Сторонники императора - Княжества Тёсю, Тоса, Куросу (но его упомяну отдельно). Ключевая фигура – император Японии, которого в игре мы не увидим. Выступают за упразднение сёгуната, выдворение иностранцев из страны и укрепление феодальных порядков. Консерваторы-идеалисты, в общем (утописты к тому же). Многие не брезгуют откровенным террором в отношении иностранцев и поддерживающих сёгунат, японцев. ��а и идеи у них, частенько радикально-сектантские.
Сёгунат Токугава. Именно они обладают государственной властью. Ключевая фигура - Ёсинобу Токугава.
Выступают за модернизацию устаревших феодальных порядков, упразднение отсталости Японии во многих сферах (прежде всего, ВПК, медицины - страна страдает от эпидемии холеры и к тому же, повсюду распространяется таберкулёз. Торговли, итд).. как результат - за налаживание контактов с западом и изучение новых технологий, и вообще сотрудничество с другими странами. При этом, ребята не брезгуют устраивать казни инакомыслящих и терроризировать население теми же непомерными налогами. В общем, министры жируют, население - дохнет, да и чёрт с ним.
Княжество Куросу. (выдумано разработчиками). Ключевая фигура - неизвестно.
Выступают на стороне императора. По-сути, закрытое поселение ниндзя, промышляющее торговлей оружием, шпионажем и наёмными убийствами. Именно к этой фракции относятся главные герои игры - "парные клинки" или «незримые лезвия» (что ещё раз подчёркивает их скрытную деятельность).
Княжество Сацума. Отступники сёгуната. Ключевая фигура - принцесса Ацуко - приёмная дочь правителя Сацумы - Нариакиру Симадзу и жена бывшего сёгуна - Иэсады Токугавы.
Выступает за прекращение войны между японцами и заключение мирного соглашения между сёгунатом и сторонниками императора. Т.е. стоит между сёгунатом и имперцами, при этом беря во внимание идеи обеих сторон. В какой-то момент сближается с княжеством Тёсю, что не нравится сёгунату и приводит к военным столкновениям.
Сюжет же, также состоит из 4-х (6) частей: пролог, Йокогама, Эдо, Киото, Эдо, эпилог. Но детально раскрывать сюжет не буду, ибо в этом нет смысла даже в рамках этой статьи, поскольку связи с другими играми Team Ninja либо чисто внутренние (я их, в общем-то раскрыл); либо настолько мелкие, что можно их принять за отсылочки для фанатов. Типо наличия лже-Бэнкея или исторической\гипотетической взаимосвязи кланов ниндзя: Куросу, Ига, Хаябуса…
Немножко о моём отношении. Считаю ли я основные игры Team Ninja едиными ? Естественно, ибо в противном случае, данной статьи бы и не было. Преемственность тут заметна, как с точки зрения общих идейных линий\исторических моментов. Так и постепенного ухода геймплея от Soulslike к более свободной форме слэшера (этакая эволюция в рамках единой механической системы) и дальнейшие отсылочки, мы увидим в Ninja Gaiden\Dead or Alive, правда сомневаюсь, что они будут большими, дабы дистанцировать игры друг от друга. Прямая сюжетная связь на уровне персонажей и связей, если и будет, то в рамках Ninja Gaiden\Doa. Не забываем, что время в данной вселенной течёт по другому принципу, а конкретных дат происходящих событий, игры не имели, да и они были там совершенно не нужны и вредны.
Можно ли сохранить данный подход, при этом оставив некую логическую преемственность с историческими играми Team Ninja - считаю, что возможно. Причём, достаточно просто. Учитывая, что многие исторические фигуры, по итогу стали ками - божествами\святыми если аналогию с христианством провести (как тот же Сёин, или Сакамото Рёма), можно выделить всю эту историческую линейку в область легенд\мифических событий, которые когда-то были, но влияния на мир Ninja Gaiden\Doa уже не оказывают, оставаясь лишь поводом для мелких отсылок. Которые мы, кстати, увидим, как ту же броню Хаябусы из Ninja Gaiden 4, которая сильно схожа с бронёй клана Ига из Rise Of Ronin, но более футуристична своим дизайном в сравнении с феодальным аналогом.
Вообще, мне этот подход очень нравится. С одной стороны, ты видишь определённые родственные связи между играми, но при этом своеобразие каждой отдельной не страдает, как в плане сюжета, так и элементов геймплея, внося в каждую, некое разнообразие не просто за счёт сеттинга, но глубже.
Ждём Ninja Gaiden\DOA и наблюдаем за деятельностью разрабов. Team Ninja говорим спасибо за игры, а вам, за то, что читали. До новых статей.