Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Для начала, настоятельно рекомендую почитать мою статью по разбору Wo Long: Fallen Dynasty (на которую я немножко здесь ссылаюсь). Будет не лишним, я уверяю.

Также, вот эту статью о историческом контексте игры. Я же буду говорить, чуть про другое, но тоже важное. (история ниндзюцу\боевых искусств, взаимосвязи с другими играми Team Ninja, итд)... После прочтения всего вот этого, чем мы вас тут грузим, разобраться в сюжете Rise Of Ronin и кайфануть с него по полной - обязательно получится.

В тексте имеются некоторые спойлеры (но их немного). Основной сюжет игры я вообще не раскрывал - так что читать можно спокойно, а играть - тем более. Достаём катану из ножен.

Rise Of Ronin – четвёртый (и последний на данный момент) проект в линейке исторических экшенов Team Ninja, начатый с Nioh (2017).

После многолетних проволочек, Nioh так же курировал Фумихико Ясуда - нынешний глава Team Ninja (ещё когда главой компании был Ясукэ Хаяси). Ясуда же ответственен и за Rise Of Ronin. 
После многолетних проволочек, Nioh так же курировал Фумихико Ясуда - нынешний глава Team Ninja (ещё когда главой компании был Ясукэ Хаяси). Ясуда же ответственен и за Rise Of Ronin. 

Над сюжетом игры работали Рюхэй Хаяси и Масахико Коти (Nioh 2); Мари Окамото и Эцуко Маэно (обе отвечали за литературную часть Fate/Samurai Remnant), а также, Сакура Оно (Touken Ranbu Warriors) и Харуки Кодайра (Dynasty Warriors: Origins). И благодаря труду этих людей, наконец- то стало понятно видение Team Ninja относительно многих родственных связей в рамках общей вселенной (да, да, да. Вы всё правильно поняли). Только вот сиквелы у нас тут не прямые, а скорее идейные. Если смотреть на общую картину по играм я бы выделил 2 важных объединяющих контекста: мифологический и социально- исторический. Мифологический – драконы; всякие разные мечи этих самых драконов; демоны; магия, итд… сюда идут, как Nioh, так и Wo Long, Ninja Gaiden, Dead Or Alive… Rise Of Ronin стоит несколько в тени от всех остальных, но не растворяется совсем. (Всё-таки, те же мечи Сохаямару здесь присутствуют, вот вам и прямая ниточка к Nioh, как минимум).

А вот социально исторический момент. Это да.

Во-первых выделю 2 темы, которые красной верёвкой связывают все вышеупомянутые игры (Nioh, Nioh 2, Wo Long, Rise Of Ronin). Это через Nioh и Rise Of Ronin– тема болезненных отношений Японии и запада, которая имела свои последствия, и вообще через все упомянутые игры – история развития боевых искусств и более конкретно – развития ниндзюцу.

Именно об этом, как оказалось нам тихонько шепчут, как минимум с выхода Nioh (2017). Сейчас будем разбираться, и пойду я в хронологической последовательности с исторической точки зрения.

Wo Long: Fallen Dynasty (221 г. до н.э-206 г. до н.э.); (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

У нас затрагивается 2 периода: империи "Цинь" и «Хань». «Цинь». (秦朝) - первая империя в истории Китая (221 г. до н.э. - 206 г. до н.э.). В этот период правил великий император Цинь Шихуанди, он же является основателем династии. Знаменит он был не только своими завоеваниями, но и непомерными аппетитами. Именно по его указу началось строительство «Великой китайской стены», гробницы с терракотовой армией и огромного дворца «Элан», постройка которого так и не была завершена, поскольку в определенный момент началось падение циньской империи и народные восстания. Как вы понимаете великие стройки одиозного правителя, явились причиной сотен тысяч смертей, учитывая и полнейший тоталитаризм в управлении государством. Не будем забывать и о любви данного персонажа к жертвоприношениям во славу богов и процветания им же созданной империи. Где же он прячется в игре Team Ninja ? Да прямо в прологе. а, именно о нём упоминается, когда нам рассказывают о безумном императоре, который искал источники бессмертия и был одержим мифическим эликсиром, который и является краеугольным камнем сюжета Wo Long: Fallen Dynasty.

пролог Wo Long, где речь идёт о империи Цинь. Основные события происходят уже в эпоху следующей империи - "Хань". 
пролог Wo Long, где речь идёт о империи Цинь. Основные события происходят уже в эпоху следующей империи - "Хань". 

Был у Циня один невероятный страх - это смерть, и естественно это вело его к одержимости поисками эликсира бессмертия, за которым согласно некоторым источникам он отправлял экспедицию к берегам Японии. Но, как вы понимаете, источник бессмертия найден не был и вскоре Шихуанди столкнулся со своим страхом лицом к лицу. (умер то бишь). По сюжету игры, Цинь умер, в ходе одержимости эликсиром бессмертия, который к тому же, привёл к падению династии Цинь. В те времена начинался расцвет даосских и дзенских сект и школ, которые любили практиковать различную магию. Тогда же развился прото-цигун - даоинь - практика медитаций и упражнений для образования внутренней эссенции и совершенствования энергии ци (в Японии –ки). От даоиня идёт развитие «мягких» стилей ушу – тай чи, например (тайцзицюань). Отмечу, что в период цинь, дзен, даосизм и все вот эти вот элементы, с которыми был связан сюжет Wo Long: Fallen Dynasty считались магическими и широко распространены не были. Так же не забудем, что примерно в это время, выходит трактат – «Искусство войны», Суня Цзы, который в последствии проникнет в Японию и станет популярным у первых самураев (ещё до написания всяких хагакурэ).

Однако, основной сюжет игры развивается, как раз в период династии «Хань» (206 г. до н.э. - 220 г. н.э) - основного периода развития китайской культуры и популяризации кунг фу. Даосизм, также выходит из тени и становится государственной религией, соответственно. Замечу, что во времена упомянутой империи «Цинь», Циню Шихуанди служил такой даос – Сюй Фу. Его в сюжете Wo Long не было, однако, отметить будет не лишним.

Сюй фу - даосский практик, лекарь, политический деятель, мифический основоположник (скорее популяризатор)  древней японской культуры. Ну и создатель ниндзюцу, да. 
Сюй фу - даосский практик, лекарь, политический деятель, мифический основоположник (скорее популяризатор)  древней японской культуры. Ну и создатель ниндзюцу, да. 

Дело в том, что этот чисто легендарный даос, мудрец, лекарь, итд.. руководил группой, искавших этот эликсир бессмертия для императора. Поскольку экспедиция была провалена и плоды бессмертия найдены не были, Сюй Фу решил остаться на японских землях, опасаясь, что тиран его просто убьёт по возвращении в Китай. Благодаря тому, что даос обладал ��наниями духовной магии он стал правителем земли «Кии» и считается мифическим прародителем ниндзюцу в Японии (не историческим, я подчеркну).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Итак, итог 1. Wo Long. Времена сюжета игры взаимосвязаны со становлением даосизма\буддизма и магических практик даосов в Китае, связанных с возникновением китайских боевых искусств; популяризацией кунг фу; мифической версией происхождения ниндзюцу в Японии, а так же написанием трактата «Искусство войны», который будет активно использоваться и самураями в дальнейшем. В целом, сюжет затрагивает ключевой период становления основ китайской культуры.

Nioh 2: First Samurai; Nioh 2: The Darkness In The Capital; Nioh 2: The Tengu s Disciple. Эпоха «Хэйан». (794-1185 г.).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Период «Хэйан» (794-1185) - основной период становления японской культуры. А также развития первых агентурных сетей ниндзя, созданных монахами-воинами – сохэйями.

Помимо этого, в данный период вышли из «тени» другие «прародители ниндзюцу – последователи сюгэндо, которых в период «Нара» (710-794 г.) активно притесняли власти. Однако, благодаря восхождению буддизма на первый план и некоторого ухода синтоизма в тень, горные отшельники – ямабуси и их учение – сюгэндо, восстало. От них ниндзюцу получило свою мистическую сторону (мантры, пасы руками истории о том, что ниндзя умеют исчезать и летать, а так же жёсткие тренировки в горах и аскезы – это всё от них). В Хэйан, так же возникают важнейшие для ниндзюцу и ямабуси, секты эзотерического буддизма – «Тэндай» и «Сингон».

В период Хэйан так же появляются семьи Хаттори и Кога – основатели ниндзя-кланов Ига и Кога соответственно. (в игре, в этот период, впервые появляется и клан Хаябуса, который тесно взаимосвязан с кланом Ига).

Оформляется самурайство, где так же не брезгуют шпионажем, к слову. В этот период Ямабуси «прочно встают на ноги», образовывая чёткую храмовую систему; часто освобождаются от налогов и имеют большую паству. Активно процветает движение сюгэдзя – проводников паломников в священны�� горы. Происходит основание ямабуси хэйхо – боевого искусства ямабуси, которое по легендам практиковали тэнгу – демоны из японского фольклора, чтобы позже подарить его людям – тем самым, став мифическими основателями японских боевых искусств.

Возникает мистическое учение Оммёдо – «Путь инь и ян», которое будет активно использоваться и синоби, и ямабуси (например, оно оказало влияние на тему с энергией ки).

Абэ Но Сэймей - основатель Оммёдо. Реальный исторический\мифологический персонаж. 
Абэ Но Сэймей - основатель Оммёдо. Реальный исторический\мифологический персонаж. 

Минамото Ёсицунэ создаёт школу ниндзюцу – Ёсицунэ-рю. В связи с ним (и не только) становится известна гора «Курама», рядом с которой он жил и трени��овался, обитая в буддийском храме «Курама-Дэра». Кстати, по легендам его учителями в боевых искусствах и были Тэнгу, что в Nioh 2 и отражено. По легендам же, некоторые стили ямабуси хэйхо были основаны монахами этого монастыря, например –Курама хати-рю» - восемь школ горы «Курама». который опирался на китайские трактаты по военной стратегии и подготовке - «Лютао» и «Сань лоэ», а так же некий сборник заклинаний – «Тора но маки» - «тигриный свиток», где среди прочего были и разделы по мгновенному исчезновению и прочим чудо-техникам ниндзя.

В 977 году строится храм Айкуни-дзиндзя – крупнейший синтоисткий храм в провинции Ига, постройке которого содействовал достаточно богатый на то время клан – Хаттори. (который и создал ниндзя клан - Ига).

Итог 2. В DLC к Nioh 2 происходит духовное и военно-экономическое становление ниндзюцу. Появляются первые движения, эзотерические учения, кланы и стили рукопашного боя и разведки. Активно развивается самурайство.

Nioh 2. Период Сэнгоку. (1479-1600 г.).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Вообще, у Сэнгоку несколько датировок. Я буду придерживаться некоей игровой логики, закончив этот период на завершении основной части Nioh 2 - дабы не сбиваться. Фактически, Сэнгоку затрагивает и Nioh 1. Но для собственного удобства, я несколько обрежу даты. Скажем так, в данном случае, мы будем рассматривать период до начала правления династии Токугава.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Сэнгоку – «золотой» период развития ниндзюцу (когда, как не в период постоянных междоусобиц, расцветать искусству шпионажа, а нередко и воровства). В этот период среди ниндзя формируются отряды не только из воинов – буси, но и из простолюдинов – асигару. Даймё начинают массово нанимать синоби. И Кога, и Ига развивают деятельность по всей Японии. А если учесть, что кланы нередко сходились друг с другом и оказывали помощь – совершенно неудивительно, что в той же Ига издревле состояли и другие кланы (Момоти, например, которая «откололась» от Ига и стала самостоятельной). Это я к тому, что совершенно логична тесная взаимосвязь кланов Ига и Хаябуса в играх (исторически это не выглядит бредом, или чем-то надуманным). Но вернёмся в Сэнгоку.

Поскольку даймё очень нуждались в шпионах, их стали обучать в различных самурайских кланах, набирая в том числе из ронинов и всяких разбойников, нанимая тех на службу за определённую плату – так называемых суппа или рэппа. Они занимались сбором информации и диверсиями. Активно промышляют шпионажем кланы Такэда, Санада, Ходзё, Мори и другие. В клане Ига происходит раскол: от него отдаляются семьи Момоти и Фудзибаяси, разбредаясь по Японии. Клан Ига начинает служить Ииясу Токугаве.

Например тут показана битва при Анэгаве. (август, 1570-й год). Кланы Ода и Токугава против Адзаи и Асакуры. Хаттори уже поддерживает Токугаву к тому моменту. 
Например тут показана битва при Анэгаве. (август, 1570-й год). Кланы Ода и Токугава против Адзаи и Асакуры. Хаттори уже поддерживает Токугаву к тому моменту. 

Семьи Фудзибаяси и Момоти организуют две независимые агентурные сети на севере и юге провинции Ига. Различные кланы ниндзя начинают действовать сообща: например, с Ига активно сотрудничают кланы Цугэ и Кога (Кога вообще связаны с Ига родственными связями к тому моменту).

Кстати, если покопаться в истории «Ига», то можно узнать, что Хаттори «Масанару» Ханзо из Nioh – сын знаменитого главы ниндзя Ига – Хаттори «Масасигэ» Ханзо, по прозвищу Ханзо-дьявол, или они. Масасигэ прославился, как один из тройки лучших ниндзя на службе Токугавы. Однако тут, разрабы слегка пошаманили с датами – отодвинув жизнь бати Ханзо на полвека, к примеру, назад. Cделав так, что Токугаве служит не Ханзо «Они», а уже его сын – слегка подправили исторический источник. Сделано это было, чтобы одного персонажа вписать и в Nioh 2, и в Nioh 1. (поскольку, приквел Nioh с точки зрения датировки игровых событий вышел позже сиквела. Решили не делать 2-х почти одинаковых персов - ну и правильно). Исторически же Масанару становится главой Ига-гуми после смерти отца – в 1595-м году. (по играм, он служит Токугаве уже во времена правления Оды Нобунаги - 1560 – 1582 г.).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Так же стоит отметить, что Ига специализировались на боевом аспекте (боевые искусства, ловкость итд.. – кароче, делали упор на физический аспект работы ниндзя). Кога – на знания в области медицины, всяких ядов, шпионских приспособлений и шпионажа в целом. Как отмечают историки, Кога практически не занимались боевыми искусствами. Более того, Кога служили лишь одному клану – Сасаки, являясь его вассалами и выходили на задания группами. А вот Ига – постоянно меняли работодателей и предпочитали действовать в одиночку. Я так понимаю, примерно по той же системе Ига работают и Хаябуса, с которыми те официально теперь связаны. Т.е. упор на боевые искусства – есть; работа в одиночку – есть; отсутствие чёткого работодателя – есть. Нобунага «душит» Ига, а клан Хаябуса с ним договора заключает. Нобунага умирает – ну и чёрт с ним. Хаябуса живут дальше и никто сэппуку себе не делает.

Извините отвлёкся, едем дальше. В период Сэнгоку развивается ещё две школы ниндзюцу в провинции «Кии», созданные монахами-ямабуси и сохэйями, соответственно – Нэгоро-рю и Сайга-рю. (храм Нэгоро –дэра, и группировка Сайга-икки, связанная с храмом Исияма Хонган-дзи). Начинается конфликт между кланами ниндзя и Одой Нобунагой, который сжёг множество важных для ямабуси и синоби святынь и храмов, например Исияма Хонган-дзи. Кога начинают сотрудничать с Нобунагой, предав дружбу с Ига. Тогда же появляются два важнейших труда по истории ниндзюцу – Бансэнсюкай и Сёнинки.

Магоити Сайга - глава сайга-икки ну и ещё достаточно ублюдочный босс в игре. 
Магоити Сайга - глава сайга-икки ну и ещё достаточно ублюдочный босс в игре. 

В 1585-м году Тоётоми Хидеёси уничтожает важные для синоби храмы. Например Нэгоро-дэра и ряд святынь Сайга-икки. Отряд воинов из храма Нэгоро поступает на службу к Ииясу Токугаве. Сайга Магоити становится во главе одного из отрядов Тоётоми Хидеёси. Позже он служил, как Токугаве, так и против него. Создаётся отряд Ига-гуми (сентябрь 1600 года), сформированный Ииясу Токугавой. Все воины отряда получают земельные наделы. Хаттори Хандзо переезжает в Эдо. Мотидзуки Тиёмэ, связанная с кланами Санада и Такеда создаёт шпионскую сеть куноити, основным центром которой становится деревня «Нацу», провинция «Синано». Отряды в основном набираются из храмовых служительниц – мико, ямабуси и девочек-беспризорниц.

Кто-то сказал Куноити ?
Кто-то сказал Куноити ?

Итог 3. Во времена развития сюжета Nioh 2, ниндзюцу процветает и имеет популярность у правителей. Отряды ниндзя входят в армии князей. Создаются основные литературные труды по ниндзюцу. На арену выходят куноити – женщины-ниндзя. Ниндзюцу переживает ключевые события своей истории. Будзюцу ( японские боевые искусства военного времени и классического толка), также продолжают развиваться.

Nioh и эпилог Nioh 2. Периоды Сэнгоку и Токугава. (1600 – 1616 г).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Синоби Токугавы принимают участие в обороне замка «Фусими» (август 1600 г), но удержать оборону не удаётся. Позже, ниндзя клана Ига и сам Хаттори Ханзо будут участвовать в битве при Сэкигахара, где будут воевать на стороне Токугавы, входя в отряды Датэ. Также туда входят кланы Кога и ямабуси отряда Нэгоро-гуми. После победы, Ииясу Токугава становится сёгуном (1603 г.). Ввиду воцарившегося на какое-то время мира у ниндзя начинается кризис – они вынуждены искать работу у купцов – выведывая детали сделок конкурентов и занимаясь прочей мелочной работой. Отряды гуми из Ига и Кога становятся охраной самого Токугавы и главного замка – в Эдо. В Эдо появляются кварталы Ига-тё и Кога –тё, а сами ниндзя начинают занимать далеко не последнее место в обществе. В 1615-м происходит осада замка Осака. В битве принимают участие отряды ниндзя Санады, Кога, Ига, в том числе десять храбрецов Санады, куда среди прочего входили такие синоби, как Сарутоби Саскэ (Ига) и Каригакурэ Сайдзо (Кога). В ходе осады гибнут Юкимура Санада, Хидеёри тоётоми и его мать Ёдогими.

В Мирное время из бывших ниндзя организуются отряды мицукэ – отряды полиции и прокурорского органа в одном лице, которые держат Эдо под контролем. В 1624 –м году создаётся оммицу – можно сказать спецназ из бывших ниндзя, которые начинают наниматься различными даймё для проведения шпионских операций, позже войдя в полицейский аппарат государства.

В 1610-х Формируется буддийская секта – фукэ-сю – бродячих монахов- воинов, которые набирались из самураев и ронинов (те самые бродячие монахи с флейтами и большими плетёными шляпами\корзинами на голове). Они находятся на службе сёгуната.

Типо таких. В игре они реально порой прикидываются и после подачки милостыни достают меч и начинают рубить игрока. Да, их реально можно встретить в бандах, что топят за сёгунат.
Типо таких. В игре они реально порой прикидываются и после подачки милостыни достают меч и начинают рубить игрока. Да, их реально можно встретить в бандах, что топят за сёгунат.

В конце 1610-х годов, Хаттори Ханзо лишается должности главы Ига–гуми, в ходе ряда инцидентов и убийства нескольких человек, приближённых к Токугаве. Ниндзя из Ига проводят мятеж против своенравного начальника – Ханзо. Хаттори «Масанари» Ханзо лишается самурайского титула. В отрядах ниндзя начинается кризис, а ниндзюцу постепенно утрачивает свою популярность в плане военной подготовки. При этом, в будзюцу попадают многие стили, основанные на работе ниндзя (Итидзэн-рю, Курама Ёсин-Рю, Мацуда-Рю, Мугоку Рёдзё-рю, Мори-рю, Унсю дэн Ига-Рю, итд…), а сама методика переходит к полиции. В 17 –м веке многие княжества, вроде Сацумы или Цугару создают из ниндзя свои небольшие формирования охраны и тайных агентов (по аналогии с сёгунскими отрядами Оммицу.).

Видимо, Тосимити Окубо решили сделать подобным охранником. Служит княжеству Сацума и принцессе Ацуко. Реальный исторический персонаж. 
Видимо, Тосимити Окубо решили сделать подобным охранником. Служит княжеству Сацума и принцессе Ацуко. Реальный исторический персонаж. 

Отряды клана Ига воссоединяются и заключают мирный договор о сотрудничестве и взаимопомощи, вне доступа нанимателей к этой информации (т.е. пакт был, своего рода тайным). А учитывая, что группы Ига уже работали по всей Японии, выходило, что они организовали тайную шпионскую сеть.

Ясусукэ Савамура - один из немногих оставшихся ниндзя клана Ига, который (клан) переживает  тяжелый кризис на момент 19-го века. Реальный исторический персонаж. Связан с Хаябуса, ибо владеет их стилем и открывает их броню. Откуда их знает - не признаётся.
Ясусукэ Савамура - один из немногих оставшихся ниндзя клана Ига, который (клан) переживает  тяжелый кризис на момент 19-го века. Реальный исторический персонаж. Связан с Хаябуса, ибо владеет их стилем и открывает их броню. Откуда их знает - не признаётся.

Итог 4. Сюжет Nioh и эпилог Nioh 2 затрагивают последние крупные операции синоби. Ниндзюцу постепенно утрачивает своё значение. Хаттори Хандзо отходит от дел. Из ниндзя формируются полицейские отряды и тайная агентура отдельных княжеств, зачастую находящихся в противоборстве с сёгунатом. Клан Ига заключает мирное соглашение о взаимопомощи в различных точках, что даёт свои положительные плоды, поскольку популярность Ига у князей растёт и их чаще нанимают на службу. Ига разбредаются по всей Японии.

Rise Of Ronin. Период бакумацу (1853-1868).

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Проходят «последние» крупные операции ниндзя (дошедшие до историков).

1. Ниндзя из семьи Савамура (клан Ига) вызвался помочь сёгуну по краже важного документа, написанного на английском. Так уж получилось, что только в 60-х годах 20-го века стало известно содержание этого «документа» - слова из старой матросской песни, где обсуждались достоинства девушек разных национальностей: «француженки хороши в постели; немки – на кухне»…

2. «Инцидент с прокламациями храма Исэ». Несколько ниндзя забрались на гору Айсэки и оттуда начали сбрасывать множество листовок со штампелями храма Исэ-дзингу – крупнейшего синтоисткого храма главной японской богини солнца Аматэрасу, с призывом не подчиняться сёгунату и изгонять иностранцев. Бушевавший тайфун разнёс листовки повсюду, произведя на горожан шокирующее впечатление (уверовали в волю богов). После, начались массовые беспорядки и выступления против сёгуната.

3. Столкновение консервативно настроенных самураев и ниндзя из Кога с правительственными войсками в регионе Тохоку (1867).

Традиционное ниндзюцу устаревает и становится не рентабельным пережитком феодального прошлого в новом индустриальном обществе.

Итог 5. Сюжет, затронутый в Rise Of Ronin показывает последние годы жизни традиционного (феодального) ниндзюцу, в том числе поведав об одной известной операции клана Ига.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Как мы видим все 4 игры, так или иначе затрагивают ключевые события жизни ниндзя: от самых мифологических истоков и исторического становления до периода заката, в 19-м веке.

А NG 4 продолжит эту тему уже в мире будущего, судя по-всему.
А NG 4 продолжит эту тему уже в мире будущего, судя по-всему.

2 тема, как я уже отметил – болезненные отношения между западом и Японией, приведшие к трагическим последствиям для обеих сторон, а в культуре сформировав особый вид японского декаданса – эрогуро (эротический гротеск). Подобных эрогуро-волн, я могу выделить 3.

1 волна связана с приплытием европейцев к берегам Японии и распространением христианства\западной культуры, по итогу чего происходят массовые гонения\казни христиан, издаётся указ о запрете христианства (1612 г). И страна переходит в период изоляции, закрывая границы для европейцев (1633 г.). Хотя, стоит учитывать, что самого термина эрогуро не существовало примерно до 20-х годов, 20-го века.

"Христианские мученики в Нагасаки". (1628 г.).
"Христианские мученики в Нагасаки". (1628 г.).

Эрогуро – происходит от двух иностранных для японца слов – эротика и гротеск. По-сути, это мрачные истории, авторы которых испытали влияние тлетворной западной культуры и ей подражали. Кароче, это японская адаптация европейского декаданса, стилистически заимствующая многое у европейских авторов. Однако, остающаяся японской по-сути. Кабы не эрогуро, аниме бы, например, были бы совершенно другими (по идее). Как некая проекция эротического, эрогуро представляет из себя некий симбиоз, отражающий путь японской нации в сознании японцев: с одной стороны – истинно невинное, божественное, духовное итд.. (привет лолям); с другой - отражающее все те ужасы и кризисы, которые пережила Япония, вмешивая туда и национальные особенности поведения – вроде полного подчинения. Вот и говорим привет хентаю и прочему БДСМ, которое там активно процветает (сочетание невинности\юности и страдания; извращения и чистоты).

Вся эта западно-ориентированная японщина - это как раз эрогуро и есть, ибо использует приёмы и примеры западной культуры в своей основе. Silent Hill - просто идеальное попадание в суть. Тут тебе и извращения, и эротизм, и боль, и фатализм.
Вся эта западно-ориентированная японщина - это как раз эрогуро и есть, ибо использует приёмы и примеры западной культуры в своей основе. Silent Hill - просто идеальное попадание в суть. Тут тебе и извращения, и эротизм, и боль, и фатализм.

Во времена Токугавы во всей красе расцветает искусство гейш (например, открываются знаменитые публичные дома в Йосиваре и Гионе); болезненной татуировки (иризуми); публичных наказаний. Зарождается театр кабуки, где ставятся характерные пьесы.

2 волна – как раз таки бакумацу. В этот период, в театре создаётся особый жанр – кидзэвамоно (грубая современная пьеса о жизни воров или бродяг), где рассказывается о жизни простолюдинов, связанных с криминалом. Такие пьесы полны сцен насилия, секса, убийств, грубой лексики.

Цуруя Намбоку 4-й (1755- 1829) - автор подобных пьес. Драматург театра Кабуки.
Цуруя Намбоку 4-й (1755- 1829) - автор подобных пьес. Драматург театра Кабуки.

3 волна – начало 60-х, 20-го века. Возникновение данной волны было связано с поражением японцев во второй мировой войне; окончательным закреплением западной культуры и провалом множественных акций протеста против американского вторжения.

В этот период, в литературе становятся широко известны такие характерные авторы, как Эдогава Рампо и Дзюнъитиро Танидзаки. Во всей красе Эрогуро расцветает в кино режиссёров японской "новой волны": Нагиса Осима, Кодзи Вакамацу, Ясудзо Масумура и другие. Появляется направление Pinku Eiga, которое в целом и представляет из себя отражение эрогуро в формате кино.

Хорошим примером эрогуро в живописи будут работы Такато Ямамото. Художник использует классическую технику периода эдо - укиё-э, смешивая её с элементами европейской готики.
Хорошим примером эрогуро в живописи будут работы Такато Ямамото. Художник использует классическую технику периода эдо - укиё-э, смешивая её с элементами европейской готики.

В общем, и Nioh, и Rise Of Ronin рассказывают о разных этапах единого процесса. Причём, если Nioh повествует о начале правления Токугавы; Rise Of Ronin – завершает эту тему.

В Nioh 1 токугава, как раз становятся сёгунами. В Rise Of Ronin,  мы увидим последние дни жизни японского феодализма и дома Токугава в частности. Ёсинобу Токугава - реальная историческая личность.
В Nioh 1 токугава, как раз становятся сёгунами. В Rise Of Ronin,  мы увидим последние дни жизни японского феодализма и дома Токугава в частности. Ёсинобу Токугава - реальная историческая личность.

Переходим, непосредственно к сюжету игры, но для начала разберу название – Rise Of Ronin. Как по мне, здесь 2 смысловых слоя. 1. Это естественно, восстание народа против сёгуната, отражённое в сюжете игры. 2 смысл идёт от буквального значения слова Ронин (浪人. 浪 - «блуждающие ��олны»; 人 – человек). т.е. странник; самурай без господина. Дело в том, что по сюжету игры нам в любом случае придётся сотрудничать, как с представителями сёгуната; так и с его противниками. А сам главгерой не принадлежит ни к одной из сторон\либо известному роду. Т.е. мы и будем странствовать, погружаясь в общий конфликт и рассматривая его с двух точек зрения сразу. При этом, если ронин – самурай; то главный герой самураем, если и становится, то только со временем. По-сути, оба главных героя – это ниндзя, воспитанные согласно неким тайным канонам и призванные к службе наёмных убийц. Да, Team Ninja снова сделали игру о ниндзя, ещё больше подведя боевую систему к Ninja Gaiden (собственно, в этом и суть всех «соулслайков» от них: чем дальше идём – тем больше уходим к основному прародителю боевой системы всех экшенов компании, а финал всей катавасии – релиз самого Ninja Gaiden 4).

в каком-то смысле идейная суть всей игры, данная после пролога. Но это мы ещё поясним. 
в каком-то смысле идейная суть всей игры, данная после пролога. Но это мы ещё поясним. 

Итак, сюжет игры начинает свой исток в 1853-м году – времени приплытия американских кораблей к берегам Японии, и завершается в 1868-м – финальный акт войны "Босин". Итоги таковы - Эдо переименовывают в Токио и назначают столицей. Начинается эпоха реставрации – «Мэйдзи», а сёгунат окончательно теряет своё влияние в стране. Т.е. зарождается переход от феодального строя к индустриальному и капиталистической модели социума.

Юкити Фукадзава - отличный пример японца "нового" времени. Активно "топит" за сотрудничество с иностранцами, мечтает приобрести иностранный опыт и развиваться дальше. Учитывая события игры, с ним нельзя не согласиться. Реальный исторический персонаж.
Юкити Фукадзава - отличный пример японца "нового" времени. Активно "топит" за сотрудничество с иностранцами, мечтает приобрести иностранный опыт и развиваться дальше. Учитывая события игры, с ним нельзя не согласиться. Реальный исторический персонаж.

Как я сказал, мы играем за одного из двух ниндзя – наёмных убийц, которые «имеют свой зуб» на сёгунат, силы которого не один год кошмарят мирное население. Поэтому, основная сюжетная линия (к которой нас чаще и подталкивают по ходу прохождения) – война на стороне императора. В какой-то момент деревеньку нашего клана – Куросу, сжигают дотла, а наша наставница умирает в ходе последнего «тренировочного» боя – финальный экзамен на зрелость. Логика здесь примерно такая: старое должно погибнуть, дав путь новому (т.е. нашему герою) – что и происходит. И мы, сопровождаемые соколом (фамильная птица, а заодно и духовный тотем и клана Хаябуса, кстати, которая с ним ещё с первого Ninja Gaiden), идём навстречу новой зарождаемой жизни. (буквально, поскольку именно в это время японское общество начинает меняться).

Сёгунат и император – это как раз и выбор между «Человеком нового времени» и самураем-консерватором, которые по итогу останутся в «тени». Я не зря обращаю внимание на данный момент, поскольку никакой личности (как и портрета) у главного героя истории нет. Мы сами формируем, как внешность; так и личность персонажа, посредством ответов в диалогах и конечным выбором одной из сторон. Т.е. по факту, главные герои Rise Of Ronin – не персонажи, а буквально, аватары игрока. Поэтому, никаких намёков на их присутствие в будущих играх Team Ninja ждать не стоит, как и клана Куросу например, который выжжен со старта Rise Of Ronin, почти «под корень».

Мы уже поняли худо-бедно связь этого клана (как и Ига) с Хаябусой. А зачем вам больше ? Тот самый Рю ещё не появился на свет. Да и времена у нас, как для самураев, так и ниндзя, далеко не радужные - "закат" всей классической культуры и социума. Какие уж тут Хаябуса, затаились и не отсвечивают.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Я не буду здесь описывать весь сюжет и копать каждого персонажа – ибо поиграете сами, зачем вам кайф ломать ? Да и потом, на это уйдёт огромное количество сил и времени. Остановлюсь лишь на мелких деталях. К примеру, на будзюцу (т.е. боевых искусствах).

К началу развития института самурайства, в Японии сложилось Кумиути (組討 / 組打) - борьба в доспехах. Когда японцы вдоволь навоевались (к 18-м веку), активно стало развиваться то самое дзюдзюцу (джиу джитсу) – по сути это стало толчком к развитию боевых искусств без оружия, которые в 19-м веке сформируют основы будо: айкидо, дзюдо, каратэ-до, итд. На формирование стилей будо окажет влияние не только опыт родного японского будзюцу, но и опыт с материка: элементы китайского кэнпо попадут в каратэ, а сама философская идея будо будет частично позаимствована у китайских дао стилей (туда входит тай чи, к примеру). Идея, ориентированная на войну и максимально быстрое устранение противника (будзюцу), уступит место физическому и духовному самосовершенствованию и дисциплине (будо). Чуть попозже, тот же Масутацу Ояма решит сделать сплав идей в своём киокусинкай каратэ, но всё потом.

Самих школ к 19-му веку расплодились сотни, а возможно и тысячи. Поэтому, совершенно неудивительно, что в Team Ninja переосмыслили стойки из Nioh, создав на их основе именно стили со своими приёмами, стойками, ударами, таймингами и прочими деталями.

Если выкинуть «гайдзинские» стили типа американской\британской\французской манеры ведения боя саблей или штыковым ружьём, то оставшиеся можно поделить на 2 типа: самурайские – более «прямые» и уязвимые для контратаки, но и более мощные, и ниндзюцу – более стремительные, ловкие, но и менее болезненные для противника. Некоторые вообще меняют определённые механики боя, позволяя, например, делать мгновенный рубящий удар после парирования. В Rise Of Ronin присутствуют как выдуманные, так и реально существовавшие стили кендзюцу (искусство боя с мечом).

Реальные.

Айдзу кагэ-рю – Основан в конце 15-го века. (период Муромати).

Хокусин Итто рю – основан в 1820-х годах.

Ходзоин-рю – основан в середине 16-го века монахом храма кофуку –дзи - Ходзоином Какудзэнбо Иннэем.

Дзигэн-рю и Нодати дзигэн-рю – школа дзигэн основана в 16-м веке Тюем Того.

Дзитокуин- рю – Отходи�� к клану Ямаока. Этим стилем копья владел самурай Такахаси Дэйсю (урождённый Ямаока), живший в 19-м веке, а также Сейдзан Ямаока. В 1856 – м Такахаси становится инструктором этого стиля в военной академии Кобусё.

Стиль отряда Кихэйтай. Кихэйтай – реально существовавшее военное формирование и террористическая группировка периода бакумацу.

Кёсин Мэйти-рю – основан Момои Наоёси в 1773-м году.

Нитэн ити-рю – основан в 17-м веке знаменитым самураем Миямото Мусаси.

Синдо Мунэн-рю – Основан в 18-м веке мастером Фукуи Хёэмоном Ёсихирой.

Танэда Рю – стиль владения копьём. Дата основания неизвестна.

Тацуми рю – создан в 16-м веке. Основатель - Тацуми Санкэ.

Тэннэн Рисин-рю – школа основана в конце 18-го века. Основатель - Кондо Кураносукэ Нагахиро. Стиль отряда Синсэнгуми.

Ягу Синкагэ-рю – создан в 16-м веке. Основатель – Нобуцуна Камидзуми.

Хосин рю – основан в 19-м веке.

Выдуманные стили\либо не нашёл инфы о том, что они реальны:

Хаябуса рю- стиль клана Хаябуса.

Нио рю – стиль Уильяма Адамса из Nioh.

Стиль китайской династии Инь. Инь - последняя императорская династия в Китае (1644-1912). Так что, возможно стиль и имел реальный прототип.

Гикэй Рю – ниндзя стиль с упором на стремительных контратаках.

Мумё рю – универсальный стиль боя. Его практикуют члены клана Куросу, включая и главных героев игры.

Все стили для катаны. Нарезать уже лень было. Есть видос по всем типам орудия, но там видос на 2 с половиной часа. Этот -  всего 40 минут. 

Отмечу, что нам дадут намёк на зарождение линии будо в японских боевых искусствах, когда мы повстречаем основателя первой школы дзюдо – Дзигоро Кано. Будо – направление, созданное уже во времена реставрации Мэйдзи. Т.е. опять же, начиная с Nioh и далее, нам показываются основные периоды жизни, именно будзюцу, а вот в конце 19-го века их популярность резко пойдёт на убыль (навоевались японцы), а будо, наоборот – быстро начнёт завоёвывать популярность в мире.

Дзигоро Кано - поделится с нами своими наполеоновскими планами, которых собирается достичь созданием дзюдо. Совсем ещё пацан. на момент игры практикует, естественно, джиу джитсу, на основе которого и создаст дзюдо.  Реальный исторический персонаж. 
Дзигоро Кано - поделится с нами своими наполеоновскими планами, которых собирается достичь созданием дзюдо. Совсем ещё пацан. на момент игры практикует, естественно, джиу джитсу, на основе которого и создаст дзюдо.  Реальный исторический персонаж. 

Что касается ключевых событий сюжета и сторон конфликта – их можно поделить на 4 части. Упомяну лишь фракции, дабы тут не накидать лишних спойлеров, поскольку сюжет в игре вполне хорош, да и следить за ним интересно (не хочу лишать вас данного удовольствия, даже минимально).

Зелёные - сторонники императора; фиолетовые - за сёгуна. Но на самом деле фракций здесь чуть больше. Все - реальные исторические персоны. Ии Наосукэ, Така Муруяма, Сакамото Рёма, Когоро Кацура, Мэттью Перри, Резерфорд Олкок.
Зелёные - сторонники императора; фиолетовые - за сёгуна. Но на самом деле фракций здесь чуть больше. Все - реальные исторические персоны. Ии Наосукэ, Така Муруяма, Сакамото Рёма, Когоро Кацура, Мэттью Перри, Резерфорд Олкок.

Сторонники императора - Княжества Тёсю, Тоса, Куросу (но его упомяну отдельно). Ключевая фигура – император Японии, которого в игре мы не увидим. Выступают за упразднение сёгуната, выдворение иностранцев из страны и укрепление феодальных порядков. Консерваторы-идеалисты, в общем (утописты к тому же). Многие не брезгуют откровенным террором в отношении иностранцев и поддерживающих сёгунат, японцев. ��а и идеи у них, частенько радикально-сектантские.

Сёгунат Токугава. Именно они обладают государственной властью. Ключевая фигура - Ёсинобу Токугава.

Радует, что даже сёгуна показали достаточно двойственным.
Радует, что даже сёгуна показали достаточно двойственным.

Выступают за модернизацию устаревших феодальных порядков, упразднение отсталости Японии во многих сферах (прежде всего, ВПК, медицины - страна страдает от эпидемии холеры и к тому же, повсюду распространяется таберкулёз. Торговли, итд).. как результат - за налаживание контактов с западом и изучение новых технологий, и вообще сотрудничество с другими странами. При этом, ребята не брезгуют устраивать казни инакомыслящих и терроризировать население теми же непомерными налогами. В общем, министры жируют, население - дохнет, да и чёрт с ним.

Княжество Куросу. (выдумано разработчиками). Ключевая фигура - неизвестно.

Мы её и представляем, собсна. 
Мы её и представляем, собсна. 

Выступают на стороне императора. По-сути, закрытое поселение ниндзя, промышляющее торговлей оружием, шпионажем и наёмными убийствами. Именно к этой фракции относятся главные герои игры - "парные клинки" или «незримые лезвия» (что ещё раз подчёркивает их скрытную деятельность).

Княжество Сацума. Отступники сёгуната. Ключевая фигура - принцесса Ацуко - приёмная дочь правителя Сацумы - Нариакиру Симадзу и жена бывшего сёгуна - Иэсады Токугавы.

Принцесса Ацуко. Реальный исторический персонаж. 
Принцесса Ацуко. Реальный исторический персонаж. 

Выступает за прекращение войны между японцами и заключение мирного соглашения между сёгунатом и сторонниками императора. Т.е. стоит между сёгунатом и имперцами, при этом беря во внимание идеи обеих сторон. В какой-то момент сближается с княжеством Тёсю, что не нравится сёгунату и приводит к военным столкновениям.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.

Сюжет же, также состоит из 4-х (6) частей: пролог, Йокогама, Эдо, Киото, Эдо, эпилог. Но детально раскрывать сюжет не буду, ибо в этом нет смысла даже в рамках этой статьи, поскольку связи с другими играми Team Ninja либо чисто внутренние (я их, в общем-то раскрыл); либо настолько мелкие, что можно их принять за отсылочки для фанатов. Типо наличия лже-Бэнкея или исторической\гипотетической взаимосвязи кланов ниндзя: Куросу, Ига, Хаябуса…

Немножко о моём отношении. Считаю ли я основные игры Team Ninja едиными ? Естественно, ибо в противном случае, данной статьи бы и не было. Преемственность тут заметна, как с точки зрения общих идейных линий\исторических моментов. Так и постепенного ухода геймплея от Soulslike к более свободной форме слэшера (этакая эволюция в рамках единой механической системы) и дальнейшие отсылочки, мы увидим в Ninja Gaiden\Dead or Alive, правда сомневаюсь, что они будут большими, дабы дистанцировать игры друг от друга. Прямая сюжетная связь на уровне персонажей и связей, если и будет, то в рамках Ninja Gaiden\Doa. Не забываем, что время в данной вселенной течёт по другому принципу, а конкретных дат происходящих событий, игры не имели, да и они были там совершенно не нужны и вредны.

Ибо соединяют в себе элементы прошлого, настоящего и будущего в одном блюде. Выходит очень вкусно. Там тебе и элементы древних цивилизаций вроде ацтеков или шумеров, и одновременно супер-технологичные лаборатории, роботы, итд... 
Ибо соединяют в себе элементы прошлого, настоящего и будущего в одном блюде. Выходит очень вкусно. Там тебе и элементы древних цивилизаций вроде ацтеков или шумеров, и одновременно супер-технологичные лаборатории, роботы, итд... 

Можно ли сохранить данный подход, при этом оставив некую логическую преемственность с историческими играми Team Ninja - считаю, что возможно. Причём, достаточно просто. Учитывая, что многие исторические фигуры, по итогу стали ками - божествами\святыми если аналогию с христианством провести (как тот же Сёин, или Сакамото Рёма), можно выделить всю эту историческую линейку в область легенд\мифических событий, которые когда-то были, но влияния на мир Ninja Gaiden\Doa уже не оказывают, оставаясь лишь поводом для мелких отсылок. Которые мы, кстати, увидим, как ту же броню Хаябусы из Ninja Gaiden 4, которая сильно схожа с бронёй клана Ига из Rise Of Ronin, но более футуристична своим дизайном в сравнении с феодальным аналогом.

Вообще, мне этот подход очень нравится. С одной стороны, ты видишь определённые родственные связи между играми, но при этом своеобразие каждой отдельной не страдает, как в плане сюжета, так и элементов геймплея, внося в каждую, некое разнообразие не просто за счёт сеттинга, но глубже.

Учитывая, что 4 - продолжение 3, Аяне стоит ожидать, видимо. Да и не сомневаюсь, что фансервиса для фанатов будут тонны (слишком долго мы ждали анонса. Разрабы точно будут бомбить из всех стволов). 
Учитывая, что 4 - продолжение 3, Аяне стоит ожидать, видимо. Да и не сомневаюсь, что фансервиса для фанатов будут тонны (слишком долго мы ждали анонса. Разрабы точно будут бомбить из всех стволов). 

Ждём Ninja Gaiden\DOA и наблюдаем за деятельностью разрабов. Team Ninja говорим спасибо за игры, а вам, за то, что читали. До новых статей.

Бегущие за восходящим солнцем – разбираемся в сюжете и взаимосвязях Rise Of Ronin.
15
1
4 комментария