Статья удалена
Привет, DTF! Сегодня мы разберем The Elder Scrolls IV: Oblivion. Игру, которая подарила нам незабываемый Сиродил, эпичную музыку Джереми Соула и целый полигон для творчества фанатов.
При всем своем величии и революционности для 2006 года, Oblivion был алмазом, требующим очень серьезной огранки. И пока Тодд Говард рассказывал нам про "It just works", тысячи моддеров по всему миру закатывали рукава, чтобы исправить игру. Эта статья посвящена труду этих энтузиастов. О том, как фан-моды взяли за основу амбициозный, но шероховатый проект Bethesda и довели его до хорошего состояния.
Сияющий Сиродил и его темные закоулки: что было не так с оригиналом?
Прежде чем петь дифирамбы модам, давайте начистоту: Oblivion был прорывом. Огромный мир, потрясающая по тем временам графика, революционная система Radiant AI, обещавшая живых NPC, и главная сюжетная линия, где нам предстояло спасти Тамриэль от даэдрического вторжения.
Но дьявол, как всегда, крылся в деталях. И этих деталей, способных довести до исступления даже самого преданного фаната Bethesda, было предостаточно:
- Легендарный автолевеллинг: пожалуй, главный грех Oblivion. Мир подстраивался под уровень игрока настолько рьяно, что бандиты в даэдрической броне и крысы, способные в одиночку загрызть ветерана Арены, становились нормой. Это убивало чувство прогрессии и исследования. Зачем зачищать опасное подземелье на низком уровне, если финальная награда будет хуже, чем на высоком?
- Картофельные лица и странные анимации: пустые глаза, странные гримасы, деревянные движения – Radiant AI мог сколько угодно симулировать жизнь, но смотреть на эти чудеса без слез (или смеха) было сложно.
- Однообразные врата Обливиона: концепция была крутой – порталы в демонический мир, появляющиеся по всему Сиродилу. Но на практике большинство этих планов Обливиона были до жути похожи друг на друга. Зачистка десятого по счету однотипного подземелья с лавой и шипастыми башнями быстро превращалась в рутину.
- Неуклюжий интерфейс: созданный с оглядкой на консоли, интерфейс был не слишком удобен для ПК. Мелкий шрифт, неудобная навигация по инвентарю и карте.
- Radiant AI – ожидания и реальность: NPC действительно пытались жить своей жизнью: ходили на работу, спали, ели, общались. Иногда это приводило к забавным и неожиданным ситуациям. Но часто их поведение было нелогичным, а диалоги – поверхностными. Ощущение симуляции жизни соседствовало с чувством искусственности происходящего.
И это лишь верхушка айсберга. Были и баги (куда же без них у Bethesda?), и спорные дизайнерские решения. Но главное – у игры был невероятный потенциал, который так и просился наружу.
Святой инструментарий: Construction Set
И тут на сцену выходит главный козырь Bethesda – The Elder Scrolls Construction Set. Предоставив игрокам те же инструменты, которыми пользовались сами разработчики, компания фактически развязала руки тысячам талантливых и неравнодушных людей. И сообщество не заставило себя ждать. Форумы забурлили, сайты вроде Nexus Mods (тогда еще TESSource) стали центрами паломничества, и началось великое преображение Сиродила.
Моддеры видели слабые места игры не как приговор, а как вызов. И они его приняли.
Операция "Спасение Сиродила": как моды лечили Oblivion
Давайте пройдемся по основным болевым точкам и посмотрим, какие лекарства прописало им моддерское сообщество.
1. Эстетическая хирургия: прощайте, картофельные лица!
Первое, за что взялись многие моддеры – это, конечно же, внешний вид.
- Oblivion Character Overhaul (OCO): мод перерабатывает модели лиц, делая их на порядок детализированнее и разнообразнее. Жители Сиродила перестали выглядеть как выходцы из одной очень специфической деревни.
- Текстурные пакеты высокого разрешения (Qarl's Texture Pack III, Oblivion 2020 Retexture Project и др.): эти монументальные труды заменяли тысячи размытых ванильных текстур на четкие и детализированные аналоги. Камни, деревья, броня, здания – все преображается, делая мир гораздо приятнее для глаз.
- Улучшение окружения и освещения (Natural Environments, All Natural, Unique Landscapes, Improved Trees and Flora 2): моды вроде Natural Environments добавляют новые погодные эффекты, улучшают воду, флору и фауну. All Natural интегрировал несколько погодных модов, создавая единую, гармоничную систему. А серия Unique Landscapes превращает генерируемые участки дикой местности в уникальные, созданные вручную локации, каждая со своей изюминкой. Бродить по такому Сиродилу становится в разы интереснее.
2. Переписывая правила игры: геймплейные изменения
Визуальные улучшения – это прекрасно, но что насчет самого игрового процесса? И здесь мододелы развернулись на полную катушку.
- Борьба с автолевеллингом (Oscuro's Oblivion Overhaul, Francesco's Leveled Creatures-Items Mod, Maskar's Oblivion Overhaul): это были настоящие титаны, полностью менявшие систему автолевеллинга. OOO, например, делал мир гораздо более статичным и опасным. Слабые враги оставались слабыми, а в определенные регионы и подземелья лучше было не соваться до определенного уровня. Это возвращает чувство опасности, исследования и заслуженной награды. Francesco's предлагает более гибкие настройки, позволяя игроку самому выбирать степень ванильности или хардкора. Maskar's Oblivion Overhaul пошел еще дальше, добавив множество новых механик, от улучшенного ИИ врагов до новых фракций.
- Ремонт боевой системы (Deadly Reflex): ванильная боевка Oblivion была, мягко говоря, простенькой. Моды вроде Deadly Reflex добавляют новые движения, уклонения, парирования, возможность ставить блоки щитом, а также эффектные добивания.
- Магические моды (Midas Magic Spells of Aurum, Supreme Magicka): магия в Oblivion была мощной, но не слишком разнообразной. Midas Magic добавляет сотни новых, часто безумных и невероятно креативных заклинаний, для получения которых нужно выполнять целые квесты. Supreme Magicka перерабатывал существующие заклинания, делает их более сбалансированными и интересными, а также снимает некоторые ограничения ванильной системы.
- Интерфейс для людей (DarNified UI, BTMod): мододелы быстро исправили консольное наследие интерфейса. DarNified UI, пожалуй, самый известный из модов, делает шрифты читаемыми, элементы интерфейса – масштабируемыми, а навигацию – в разы удобнее.
3. Больше, чем просто Сиродил: новые земли, квесты и погружение
Когда основные проблемы были решены, моддеры начали расширять сам мир и его наполнение.
- Большие квестовые моды (Kvatch Rebuilt, The Lost Spires, Elsweyr the Deserts of Anequina): если вам не хватило контента после основной сюжетной линии и гильдий, эти моды предлагают десятки часов геймплея. Kvatch Rebuilt позволяет отстроить разрушенный Кватч, превратив его в процветающий город, с кучей новых квестов и персонажей. The Lost Spires отправляет игрока в масштабное приключение на поиски древних тайн археологической гильдии. А моды вроде Elsweyr the Deserts of Anequina (и другие, добавляющие целые провинции) открывают для исследования новые, огромные территории за пределами Сиродила.
- Глубокое погружение (Living Economy, Immersive Weapons/Armor, Better Dungeons): моды, направленные на улучшение иммерсивности, делают мир более живым и логичным. Living Economy, например, создает более реалистичную экономическую систему, где цены зависели от спроса и предложения. Immersive Weapons/Armor добавляет сотни новых видов оружия и брони, органично вписанных в мир игры. Better Dungeons и подобные ему перерабатывают стандартные подземелья, делая их более разнообразными и интересными для исследования.
- Неофициальный мастодонт: Unofficial Oblivion Patch и его собратья – без этих модов ни одна серьезная сборка Oblivion не обходится. Unofficial Oblivion Patch исправляет тысячи багов, оставленных разработчиками – от мелких графических до критических ошибок в квестах. Это титанический труд, который делает игру просто стабильнее и приятнее.
Синергия творчества: Oblivion, каким он должен был быть?
Каждый из этих модов по отдельности хорош. Но настоящая магия начинается, когда собираешь собственную сборку, комбинируя десятки, а то и сотни модификаций. Графика, геймплей, контент, исправление ошибок – все это сливается воедино, превращая Oblivion в игру мечты.
Многие игроки, впервые познакомившиеся с Oblivion именно в таком, отполированном виде, даже не подозревали, сколько шероховатостей было в оригинале.
Наследие моддинга
История Oblivion и его мододелов – это не просто рассказ о том, как фанаты доделали игру за разработчиков. Это нечто большее:
- Демонстрация силы сообщества: Oblivion наглядно показал, на что способны объединенные общей страстью талантливые люди.
- Важность инструментов для моддинга: предоставление мощного и относительно доступного Construction Set стало ключевым фактором успеха. Bethesda, несмотря на все свои особенности, всегда понимала ценность моддинг-комьюнити.
- Завышенная планка для будущих игр: успех модов для Oblivion (а затем и для Skyrim) сформировал у игроков определенные ожидания. Теперь мы не просто ждем игру от Bethesda – мы ждем платформу для творчества.
- Долголетие игры: именно благодаря модам Oblivion жив и играбелен даже спустя столько лет. Новые квесты, графические улучшения, геймплейные изменения – все это позволяет возвращаться в Сиродил снова и снова (Ну или до первого вылета или шаманства с модами).
Конечно, не все моды идеальны, некоторые конфликтуют друг с другом, а процесс установки порой напоминает шаманские пляски с бубном. Но результат того стоит. Oblivion, пропущенный через горнило фанатского творчества, действительно становится небольшим шедевром – многогранным, глубоким и бесконечно реиграбельным, возвращая нас обратно в 2006 год, как будто игра была изначально так и задумана.
И пусть сегодня многие уже исследуют просторы Skyrim, играют в Oblivion Remastered или ждут The Elder Scrolls VI, давайте не забывать тот вклад, который внесли безымянные герои-мододелы Oblivion. Они не просто исправили ошибки – они подарили нам небольшую мечту. Мечту о Сиродиле, который мы заслужили.
А какие моды для Oblivion запомнились вам больше всего? Делитесь своим мнением в комментариях, всех прочитаю, всем отвечу!