Mega Man: Battle & Chase — скрытый алмаз или заслуженно забытый кал? [ЛОНГ]
Только ленивый не пытался повторить успех гонок по «Марио», но смогли ли гонки по «Мегамужику» предложить свежие идеи и достойно реализовать их? Разбираю и делюсь впечатлениями об малоизвестном проекте, у которого были хорошие перспективы и задумки, но в итоге провалился и забылся... А затем неожиданно воскрес?
Название: Mega Man: Battle & Chase
Платформа: PlayStation
Жанр: Гонки
Разработчик: Capcom
Дата выхода: 20 марта 1997 года
Это трёхмерная гоночная игра по видеоигровой вселенной Mega Man, главной особенностью которой стал акцент на боевой системе и модификациях собственного транспортного средства. Игра предлагает 3 игровых режима, 12 играбельных персонажей, 15 трасс и множество сменных деталей для машин. Продукт выпущен в честь десятилетия франшизы Mega Man, но получил средние оценки от критиков и не выдержал конкуренции с серией Mario Kart.
Поскольку о разработке этой части почти ничего неизвестно, разберу только саму игру (сюжет, геймплей и музыку), расскажу о своём личном опыте и о том, что она после себя оставила. И поделюсь выводом: оказалась ли она в итоге годным проектом или всё же неудачным.
Почти весь сюжет описан только в мануале к игре, но в конце каждой истории показывают иллюстрации и текст — чем завершилась история персонажей. Есть также вставки на движке перед началом гонки, где у вашего соперника берут интервью. Однако историю более подробно раскроют только в одноимённой маньхуа, которая выйдет спустя два года после релиза игры.
Как в подобных играх, в кампании можно свободно выбрать своего гонщика — и список включает 10 гонщиков. Кроме того, есть ещё двое, которых можно открыть, но они будут недоступны для выбора в кампании. У каждого из которых своя цель, немного отличающиеся противники и трассы (если вы выбрали Басса), а также будет у них своя концовка. Я же затрону только подробно историю главного героя игры — Мегамена.
20XX год. По футуристическому телевидению выходит новое экстремальное гоночное шоу под названием «Битва и погоня», в рамках которого победителю выплачивается крупная сумма денег. Многие роботы решают участвовать в проекте, в том числе и Мегамен, который решает принять участие в турнире, чтобы использовать призовые деньги для починки компьютера доктора Лайта, который сломался после грозы.
Мегамену предстоит выиграть восемь гонок. Но в конце турнира появляется доктор Уайли и крадёт призовые деньги для своих собственных коварных целей, и Мегамен должен сразиться наперегонки с Бассом, а затем и с Уайли, чтобы вернуть приз.
Мегамен успешно справляется с этой миссией и возвращает призовые деньги назад. Но доктор Лайт самостоятельно чинит свой компьютер, а на призовые деньги устроил вечеринку в честь победы героев над злодеями.
Играбельные гонщики:
- Mega Man. Главный герой серии, Он участвует в гонках, чтобы помочь своему создателю, доктору Лайту, починить компьютер.
- Roll. Младшая сестра Мегамена, которая помогает в лаборатории доктора Лайт с уборкой и готовкой. Приняла участие в гонках, чтобы составить Мегамену компанию;
- Guts Man. Простодушный, но вспыльчивый робот-строитель. Участвует в гонках, чтобы на выигранные деньги купить как можно больше «Энергетических баков» (местный аналог аптечек). Дебютировал впервые в первом Mega Man в качестве босса;
- Ice Man. Робот-рабочий, созданный для работы в экстремальных климатических условиях. Участвует в гонках, чтобы накопить денег и уехать в отпуск на Южный полюс (также тайно влюблён в Ролл). Дебютировал впервые в Mega Man 2 в качестве босса;
- Napalm Man. Робот, созданный для защиты секретной оружейной фабрики Уайли. Участвует в гонках, чтобы потратить призовые деньги на создание собственного музея оружия. Дебютировал впервые в Mega Man 5 в качестве босса;
- Duo (секретный персонаж). Робот-полицейский с обострённым чувством справедливости. Не участвует в сюжете и доступен только в режимах «Сражение» и «Гонка на время». Открывается в зависимости от версии игры. Дебютировал впервые в Mega Man 2: The Power Fighters в качестве играбельного персонажа;
- Bass. Вероломный соперник Мегамена и антигерой серии. Участвует в гонках, чтобы помочь Уайли и сокрушить Мегамена. Дебютировал впервые в Mega Man 7 в качестве босса;
- Proto Man. Старший брат Мегамена и его соперник-наставник. Участвует в гонках, чтобы убедиться, не замышляет ли Уайли что-то недобросовестное. Дебютировал впервые в Mega Man 3 в качестве босса;
- Quick Man. Быстрый и проворный робот. Участвует в гонках, чтобы чтобы помериться силами с Турбоменом, но тот не сможет принять участие из-за технических неполадок. Дебютировал впервые в Mega Man 2 в качестве босса;
- Shadow Man. Робот-ниндзя. Участвует в гонках, чтобы выиграть деньги и построить дом-ниндзя с полосой препятствий для всех желающих. Дебютировал впервые в Mega Man 3 в качестве босса;
- Spring Man. Робот, состоящий из множества пружин. Участвует в гонках, чтобы потратить призовые деньги на тяжёлые детали и аксессуары, которые сделают его лёгкое тело более устойчивым. Дебютировал впервые в Mega Man 7 в качестве босса;
- Dr Wily (секретный персонаж). Главный злодей серии, который хочет заполучить приз для реализации своих коварных планов. Открывается после прохождения игры.
Неиграбельные гонщики:
- 4 Roader. Робот, напоминающий машину с глазами. Ежегодно участвует в заездах, но ни разу не выиграл их. Первое и единственное появление этого персонажа.
- Truck Joe. Рядовой вражеский робот, который только что получил водительские права. Дебютировал впервые в Mega Man 7 в качестве мини-босса.
- Yellow Devil. Первый боевой робот, созданный Уайли. Участвует в гонках без веской причины. Дебютировал впервые в первом Mega Man в качестве босса.
Также после завершения турнира и продолжения игры в текущем сохранении может появиться один из гонщиков Black Troop (это улучшенные версии неигровых персонажей), который вызовет вас на поединок. И таких гонок может быть несколько, но в случайном порядке. Участвовать в гонке с ними необязательно, однако после победы вы получите секретные детали для машины.
Mega Man: Battle & Chase копирует формулу и механики Mario Kart, причём не прошлогоднюю игру для N64, а сам оригинал для SNES — Super Mario Kart (1992). Однако Battle & Chase выполнен полностью в 3D, что добавляет трассам высоту и объём. У каждого персонажа своя уникальная машина. Например, у Мегамена она сильно напоминает его алого робо-пса Раша, у Басса — фиолетового робо-волка Требла, а у Дуо — футуристический полицейский автомобиль.
Всего в игре три игровых режима:
- Гран-при. Основной режим, в котором нужно победить на десяти трассах по пять кругов каждая;
- Сражение. Гонка против друга или ИИ;
- Гонка на время. Прохождение гонки одному на время.
В игре 15 трасс. Вам предложат проехать через каньон, кристальную пещеру, фабрику, заснеженные просторы и городские улицы. Некоторые трассы, например три трека из Sky Circuit, недоступны в основной кампании, а некоторые нужно ещё разблокировать Локации оригинальны и вообще не напоминают (либо крайне слабо) уровни из других игр серии (что даже жаль).
Экран гонки выглядит нестандартно для гоночных игр: сверху — привычная перспектива от третьего лица, а снизу — мелкая «кинематографичная» камера. Справа расположена карта, а в углах основного экрана — текущая информация о гонке.
База Mario Kart и подобных гонок — это подбираемые предметы, которые случайно выпадают вам. Вот список предметов здесь:
- Blocker. Отключает особые способности противника на некоторое время;
- Count-Up. Увеличивает количество очков, необходимых противнику для получения предмета, на 10;
- Remote controlled bomb. При активации устанавливает бомбу в текущей позиции, а при повторном использовании взрывает её, оглушая противников. Позиция бомбы отображается на карте трассы;
- Mine Transformer. Превращает всех обычных врагов в мины на некоторое время;
- Power-Nitro. Даёт неуязвимость и максимальную скорость. Самый полезный предмет;
- Lightning Bolts. Призывает Kaminari Kogoro (робот, который поражает противников молниями), чтобы тот атаковал всех противников, снижая их скорость;
- Threefold Chance. Эффект от следующего предмета увеличится втрое.
Также у каждого гонщика есть свои уникальные спецприёмы. Например, Shadow Man бросает сюрикен, а Guts Man — камни, а при полной полоске энергии, которая сама заполняется в течении около 5 секунд, создаёт ударную волну.
На треках может быть до 8 гонщиков, вот только погонять с вами может только один гонщик из списка играбельных персонажей, а остальные — это неиграбельные гонщики (их количество может разниться). На трассах встречаются не только гонщики, но и различные препятствия. Здесь есть пропасти, полоски замедления/ускорения, а также обычные вражеские роботы разного размера (пингвины, конусы, пушки и шарообразные роботы с касками). Если уничтожить десять таких роботов — получите случайный предмет.
Уникальная особенность этого проекта — это возможность тюнинговать свой автомобиль. Можно установить любой понравившиеся вам двигатель, крылья и шины. Но получить новые детали можно, только победив соперника в гонке в режиме «Гран-при». Но можно забрать только одну деталь за раз — после чего данная трасса становится тяжелее при повторном прохождении. Это не обязательно, если вы хотите просто пройти игру, не тратя лишнее время на тюнинг.
Мы хотели перенести уникальный для серии Mega Man аспект — «победи врагов и забери их вещи» — в гоночную игру.
В оригинальной японской версии гонщика Дуо можно разблокировать, только загрузив специальное сохранение с картриджа, которого можно было найти в журнале Dengeki PlayStation magazine во время рекламной акции.
В перевыпущенной версии этот персонаж доступен сразу. А для европейской версии он открывается только после победы над всеми членами Black Troop и также необходимо четыре раза пройти режим «Гран-при» с одним и тем же гонщиком в одном и том же файле сохранения. Или же использовать устройство для чит-кодов. Вместе с ним открывается и секретная трасса, разворачивающаяся в космосе.
Пожалуй, музыка в игре — это то, над чем действительно прекрасно постарались, и никаких «но» здесь почти не будет. Композитором выступил Ёсинори Оно, до этого работавший над саундтреками к файтингу про рестлеров Saturday Night Slam Masters (1993) и видеоигровой адаптации Street Fighter: The Movie (1995).
♫┤Saturday Night Slam Masters — Tokyo (Stage 1)├♫
Саундтрек Mega Man: Battle & Chase сочетает энергичный рок и синт-поп с фирменной мелодичностью серии. В нём переплетаются электрогитары, синтезаторы, клавиши, программные барабаны и даже традиционные японские инструменты с вокальными вставками. Всё это создаёт яркое, бодрое и при этом немного романтичное настроение.
У нас есть жизнерадостная и немного неуклюжая гонщица — изобразим музыкально весёлый хаос, символизирующий час пик на городских улицах и пляжную тематику, ведь пляж — это море, свежий ветер, солнце, чайки и беззаботная атмосфера.
♫┤Mega Man: Battle & Chase — Sunshine Girl ~Theme of ROLL~├♫
Хочу также отметить, что похожие нотки этого трека можно будет услышать в файтинге Toshinden 4 (1999), где музыку писала Луна Умэгаки, которая впоследствии напишет немало композиций к Mega Man Zero 2–4 и Mega Man ZX.
♫┤Toshinden 4 — Battle with Fen├♫
(Эта композиторша будет ещё фигурировать в одном из будущих моих разборах, но речь будет не о Mega Man).
А если у нас простодушный робот-строитель, для которого работа — это страсть и любовь? Добавим японский традиционный струнный инструмент (похоже на сямисэн, но не уверен) и духовые — чтобы создать лёгкую, ненапряжную атмосферу и передать рабочую романтику. Но я всё же добавил бы сюда более тяжёлое звучание, ведь Guts Man — всё-таки вспыльчивый и сильный противник.
♫┤Mega Man: Battle & Chase — A Man's Glorious Way ~Theme of GUTSMAN~├♫
Теперь нужно придумать композицию для трассы в небесных декорациях. Давайте соединим напряжённые мотивы с воздушными, даже межпространственными мелодиями. Можно также вдохновиться другими играми, например, Sonic & Knuckles, где тоже был уровень на небесной тверди.
♫┤Mega Man: Battle & Chase — Dimension shift ~Sky Course~├♫
Для сравнения:
♫┤Sonic & Knuckles — Sky Sanctuary Zone├♫
А зачем ограничиваться только инструменталом? Добавим хоровые партии в композицию, где нужно передать пафос и величественность, но также хитрость и коварство главного злодея.
♫┤Mega Man: Battle & Chase — I am world king!! ~Theme of Dr.WILY~├♫
А для некоторых концовок героев можно создать полноценные лиричные песни — чтобы подчеркнуть завершённость их историй и наступление безмятежности после напряжённых времён.
♫┤Mega Man: Battle & Chase — WIND, Carry My Words ~ROLL Special Ending~├♫
Композитор проделал отличную работу над саундтреком, который прекрасно передаёт азарт гонок и индивидуальность героев. После работы над этой игрой господин Оно решил полностью посвятить себя звуковому менеджменту, отказавшись от написания музыки.
Игра оказалась очень лёгкой, что даже удивительно для данной серии. Управление — нормальное, противники — тупые, а тюнинг нужен скорее для эстетического удовольствия, чем для ощутимого преимущества в гонках. Трассы, хоть и не дотягивают до уровня гонок про усатого водопроводчика, достаточно разнообразны и приятные на вид. Жаль только, что это ограничивается рамками самой трассы — за её пределами виднеются лишь простенькие модели сооружений и далеко не лучшие текстуры. Механика уничтожения противников не слишком полезна, ведь почти все предметы особо не помогают. Сюжет спокойно проходится за час.
Это посредственная игра с хорошими задумками, но ей сильно не хватает проработанности локаций, ощутимой разницы в деталях машин, а также веселья и вызова, зато с бодрым саундтреком и крутым дизайном машин.
Если хотите ознакомиться, то берите японскую версию игры, а точнее — переиздание PlayStation the Best for Family. В европейской же версии отсутствуют почти все сюжетные вставки и некоторые неиграбельные персонажи.
Сама же идея перенести вселенную Mega Man на гоночные рельсы — отличная, но нужно было всё-таки подождать несколько лет и ориентироваться уже на Crash Team Racing (1999), которая отлично развила геймплей Mario Kart 64, добавив проработанные до мелочей локации, увлекательные дополнительные режимы и драйва к самим заездам.
Представляю в голове такой проект на первую плойку, где, помимо героев из классических частей, появились бы персонажи из подсерии Mega Man X (Икс, Зеро, Сигма). В качестве хаб-локации можно было бы сделать, замок Уайли, город с зелёными небоскрёбами из первой Mega Man X и другие знаковые места. Ещё можно добавить арены для битв между гонщиками или против гигантского босса, после победы над которым игрок получал бы деталь, реально влияющую на последующие гонки.
А позже выпустить сиквел, скажем, на Nintendo DS, куда добавить героев из Mega Man Zero, Battle Network и ZX. Но это уже мои размышления о том, как могла бы развивалась гоночная подсерия.
Проект получил смешанные отзывы. Критики сравнивали её с Mario Kart 64, но оценки разнились. Одни восторгались японской версией, называя её «одной из самых крутых игр серии», хваля графику и звук. Другие, напротив, считали визуал устаревшим, но хвалили механику «кражи деталей», которая была полностью в духе этой серии. А некоторые сходились во мнении, что это маленькая, но забавная игра, которую можно заценить в перерыве между другими частями франшизы.
Позже Mega Man: Battle & Chase вошла в сборник Mega Man X Collection (2006) для PlayStation 2 и GameCube, но её нужно было разблокировать — надо пройти первые три игры серии (Mega Man X1–X3).
Игра разошлась тиражом около 70 000 экземпляров, из которых 60 000 пришлось на японский регион, а остальные — на Европу. Изначально релиз в Северной Америке планировался через месяц после японского, но по разным причинам Sony Computer Entertainment не дала на него добро.
Наиболее распространённая версия гласит, что на рынке уже было слишком много гоночных игр с персонажами-маскотами. Однако я считаю это заявление — полным бредом. На момент выхода игры похожих проектов было крайне мало, особенно на PlayStation. Если не считать недавние Mario Kart 64, Sonic R и Diddy Kong Racing (потому что вышли на другие платформы), среди реальных конкурентов можно назвать разве что Twisted Metal 2 и Motor Toon Grand Prix 2 — обе вышли ещё в 1996-ом.
Более того, в 1999-ом Sony одобрила выпуск в Америке Bomberman Fantasy Race и Chocobo Racing — что прямо противоречит той самой «официальной» версии. Очень много картингов с героями игр/маскотов/мультфильмов выйдут лишь к 2000–01 годам, уже на волне успеха Crash Team Racing появятся проекты на PS1 по «Смурфикам», «Луни Тюнз», «Маппетам», мультсериалам телеканала Nickelodeon и многим другим.
По сравнению с другими играми тех лет, того же жанра и от той же компании Capcom, Mega Man: Battle & Chase можно считать финансовым провалом.
По мотивам игры были созданы:
- Маньхуа (китайский комикс) Rockman Battle & Chase (1999). В ней намного подробнее раскрывают про события, представленные в игре, в рамках семи коротких глав.
- Rockman GP (2004) — игра для японских мобильных телефонов. В ней было два режима: «Сражение», в котором игрок соревнуется с другими гонщиками, и «Гонка на время», где нужно пройти контрольные точки за отведённое время. Также в распоряжении игрока — три играбельных персонажа: Mega Man (Rockman), Roll и Bass (Forte).
- Отсылки в других проектах. В американской серии комиксов о Мегамене от Archie Comics содержатся камео различных героев и упоминания о событий игры. Также встречались отсылки и в серии Mega Man ZX для Nintendo DS.
- Отдельная история в манге Mega Man Gigamix (2009). В ней рассказывается о гонке «Битва и погоня», устроенной в честь открытия нового моста между Японией и США. Ролл решает принять в ней участие, а Мегамен присоединяется к гонке, узнав, что доктор Вайли не только участвует в соревновании, но и заложил бомбу в машину Ролл.
- Целое дополнение для Sonic Racing: CrossWorlds (2025). В него войдут: 2 новых гонщика (Mega Man и Proto Man), новая трасса (замок Уайли) и каноничное транспортное средство Мегамена из Mega Man: Battle and Chase — Rush Roadstar. Обещают выпустить DLC только в 2026 году.
Нельзя не отметить и творчество фанатов, которые создают самые разные арты, статьи, видео, а также целые игровые модификации и фан-проекты, вдохновившись этой игрой, хоть контента по ней и не так много.
Почему игра осталась в забвении, и заслужила ли она это?
На этот факт повлияли низкие продажи и смешанные оценки от критиков и игроков. Кроме того, Sony почему-то не дала добро на выпуск игры в Северной Америке, где та могла бы избежать финансового провала, хотя вряд ли стала бы большим хитом.
Заслужила ли она остаться забытой — сложно сказать однозначно. Думаю, Capcom стоило бы выпустить сиквел, где можно было бы учесть все недостатки оригинала и уделить больше внимания качеству и внутреннему контенту.
А DLC к недавним гонкам по «Сонику» — это достойный и приятный шаг со стороны Capcom и Sega. Они вспомнили об этом неудачном проекте и дали ему новую жизнь. Возможно, мы увидим ещё больше героев из Battle & Chase, а может даже и новую гоночную игру.
Игра — кал?
Кратко: Да.
Развёрнуто: Не ужасно, но и не хорошо. У игры были хорошие идеи, но реализовали их криво. Из-за низкой сложности механики «отжима» деталей и их замены — почти бесполезны, разве что для визуального удовольствия. Графика выглядит устаревшей даже по меркам 1997 года. Вышла бы она на заре PlayStation или вовсе на Nintendo 64 воспринималась бы лучше, просто потому что технические ограничения оправдывали бы подобный уровень проработки.
Игра ощущается как сырой прототип — такой, после которого продюсер, скорее всего, сказал бы команде: «Уделите больше времени графике, балансу и разнообразьте контент». Похвалить можно разве что за дизайн, проработанные модели машин и отличный музон.
Заслужила ли эта игра такого разбора?
Хз, но мне лично было интересно её разобрать и побольше узнать о мелочах — даже начал лучше к ней относиться. Да, игра не оказалась «хидден-гемом», но, к счастью, не она ставляет палки в колёса вам, а может порадовать вас приятными мелочами. Разбор же занял у меня 3–4 вечера — что очень быстро для меня (и даже лень не было всем этим заниматься).
Если не эта игра, то какие картинги можешь посоветовать? (только не Mario Kart).
Если что-то современное, то мог бы посоветовать Crash Team Racing Nitro-Fueled (2019) и Sonic Racing: CrossWorlds, но сам не играл в них, но видел только положительное о них. А оригинальная Crash Team Racing — одна из моих самых любимых игр. К сожалению, я не смог поиграть в ремейк (у меня нет нужной консоли), а новые гонки по «Сонику» — мне просто неинтересны в рамках игры в них.
Если что-то из старого ещё, то Toy Story Racer (о которой я уже упомянул выше). Увлекательная гонка с немалым количеством режимов, прикольных трасс и персонажей, у каждого из которых своя уникальная машинка. Можно также попробовать Pac-Man World Rally (2006).
А если хочется чего-то необычного, то обратите внимание на Sonic Robo Blast 2 Kart (2018). Это фанатский проект на движке Doom II с псевдо-трёхмерной графикой, которая выглядит просто восхитительно. На онлайн-серверах есть моды на сотню трасс и персонажей. Можно ездить с Зеро из Mega Man X, ежом Шэдоу, Снейком из MGS и жутким маскотом Domino’s Pizza. Играл в неё ещё в 2022-ом. Что сейчас с онлайном — не знаю: либо пару всё ещё серверов забиты хардкорщиками, либо онлайн — почти полностью умер.
Но относительно недавно вышел новый проект от тех же разрабов — Dr. Robotnik's Ring Racers (2024), который по сути является сиквелом предыдущей игры. Я попробовал её, но дальше обучения не ушёл (оно заняло у меня около 50 минут). Мне кажется, она чересчур перегружена лишними механиками, но попробовать, думаю, всё же стоит — тем более она полностью бесплатная.
Есть ли ещё проекты в этой серии, которые заслуживают остаться в забвении?
Да, И это Mega Man Soccer (1994). Играл, но не прошёл до конца. Это футбол в мире «Мегамена» — что уже звучит сомнительно. В ней, конечно, есть симпатичная графика, но камера расположена слишком близко к игрокам — из-за чего большую часть времени ты смотришь именно на мини-карту. Управление тоже неудобное, да и в целом плохое. Всё это складывается в ощущение, будто против тебя играют футболисты уровня Месси, Салаха, Педри, Райса и Буффона, а у тебя — Дарвин Нуньес, Гарначо, Винисиус и Андре Онана (мемы для футбольных типов).
К тому же игру создавала неизвестная американская студия в стране, где футбол всё ещё был крайне непопулярным видом спорта. Но они и решили её выпустит к Чемпионату мира, прошедшему как раз в США в в том же году, Проект получил низкие оценки, но его хотя бы вспоминают чаще — особенно когда речь заходит о странных спин-оффах видеоигр или худших играх по «Мегамену».
Об остальных играх серии Mega Man — не только плохих, но и множестве хороших и даже шедевральных, а также о других медиа-проектах вам расскажет Мариса в этом восхитительном материале:
А вы играли в Mega Man: Battle & Chase, может только слышали о ней или впервые узнали из этого материала? Какие ещё картинги вам запомнились больше всего (кроме тех, что были выше)? Пишите в комментах — с удовольствием почитаю!
Можете также прочесть мой прошлый материал об играх с осенним настроением — много атмосферных, нетипичных проектов и никакого ИИ-слопа:
Всем хороших игр и приятных дней! До встречи в следующей катке!