Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Без Питера и Москвы — зато с шоукейсами в юртах, питчами в библиотеках и шашлыками на свежем воздухе.

Специально для торговой площадки FunPay

Многие считают, что вся жизнь страны сфокусирована в Москве. Москвичи, потому что не видели глубинки вживую и верят в сказки про медведей на улицах. Провинциалы, потому что видели глубинку вживую и грезят о бурлящей жизни в сказочной Москве. Где-то в этой схеме стереотипов появляется Санкт-Петербург. Эдакий младший брат Москвы, не такой как все, интеллигент — поэтому и о нём в статье не будем говорить.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

В детстве, живя в сибирском городке, я мечтала попасть на КРИ, ИгроМир, ComicCon, пожать руку редакторам Игромании, сфотографироваться с Дыбовским, посидеть за чашкой чая с Зулиным (кстати, прошел один Зулин-день и обзор уже вышел). Это всё казалось таким далёким, где-то там в другом мире. Этот мир я познавала лишь по статьям в журналах и видео на дисках.

В те времена и офисы , и конференции были сфокусированы в Москве, даже в Питере уже было сильно меньше геймдева 
В те времена и офисы , и конференции были сфокусированы в Москве, даже в Питере уже было сильно меньше геймдева 

Прошли годы, интернет стал быстрым в каждой деревне. Игровая индустрия из развлечения для избранных превратилась в массовое увлечение. Геймдев уже не непонятное слово из уст айтишников, а популярное профессиональное направление. Так что изменилось в распределении активностей? Не перевелись ли ещё мечтатели о московских пейзажах и возможностях? Есть ли возможности в других городах? Как живет геймдев за пределами центральной России? Я много путешествую по стране, общаюсь с коллегами, посещаю конференции. Пора составить новую карту геймдева.

Суровая Сибирь — снег, ушанки, мобилки

Поскольку я родом из Сибири, начну с неё (и в целом буду больше всего говорить о ней). Даже десять лет назад, когда я искала свою первую работу, шанс найти её в Новосибирске был значительно выше, чем в любом городе вокруг. В городе были представлены филиалы многих крупных студий, в основном представителей мобильного рынка. Как раз в то время только построили Технопарк — модное здание в Академгородке (около 20 км от города) с интересным визуальным дизайном, в котором вечно что-то протекало. Там я и начинала свой путь в геймдев. Почти сразу это здание заселилось офисами IT и геймдев-студий.

Новосибирский Академгородок и сейчас полон офисами компаний, всё ещё в основном мобильного сегмента. Например, компания Overmobile, в которой я работала десять лет назад, до сих пор на плаву и по тому же адресу. Проект «Драконы», для которого я рисовала персонажей, до сих пор существует. Портфолио студии за прошедшее время пополнилось новыми, более крупными играми.

Суровый сибирский разработчик в офисе Overmobile 
Суровый сибирский разработчик в офисе Overmobile 

Кто-то уже наверняка скривился от слова «мобайл» в названии компании и побежал писать гневный комментарий. Любители «больших» игр не считают мобильный геймдев — геймдевом. Высказывают своё важное «фи» в сторону мобильных игроков и разработчиков. В свою очередь с другой стороны отмахиваются от этих эстетов пачкой денег и идут дальше купаться в золоте как Скрудж Макдак.

Компания Playrix, которая сейчас не нуждается в представлении, зародилась где? Правильно, в Вологде-где. Эта студия одна из первых перестала тащить разработчиков физически в один офис, чтобы дружно гонять чаи. Удалённый формат работы — один из факторов бурного развития Playrix. Офисы были по всей России, а сейчас вокруг неё.

В Новосибирске можно менять воду в кулере в офисах компаний Playtox и Deus Craft. Создавать мобильные игры для домохозяек. Покорять нижний геймдев. Если серьёзно, то мобильный рынок — отличная возможность прокачаться специалисту, заработать опыт и деньги. И даже любителям ходить в офис есть из чего выбрать в Новосибирске, не переезжая в Москву или Питер.

Когда смотрю на список мобильных проектов, хочется тоже сказать свое «фи». Что-то про зону, ферма, танки. Мобильные игры уже давно не только такие, что за стереотипный набор?!
Когда смотрю на список мобильных проектов, хочется тоже сказать свое «фи». Что-то про зону, ферма, танки. Мобильные игры уже давно не только такие, что за стереотипный набор?!

Alawar известная в основном как разработчик и издатель мобильных игр, сейчас имеет отделение для издания игр на ПК. В далеком 1999 году эта компания зародилась в Новосибирске. С 2015 года Alawar начал разрабатывать midcore-игры для запуска в Steam. Пример того, как казуальные игры и денежка от них дали старт ПК направлению и проектам.

Проект Beholder открыл Alawar для ПК аудитории. 
Проект Beholder открыл Alawar для ПК аудитории. 

Еще один издатель инди — Herocraft из города Калининграда. Так что если хотите стучать издателю в окна или стоять под дверью с питчем игры, то придётся покататься по разным городам. А можно сразу на Кипр. Там есть дом, в котором зарегистрированы все, а из сотрудников только сторож...

Наш движок, за который не стыдно, разработан в моём родном городе Томске. На Unigine когда-то, когда трава была зеленее, выходила стратегия Oil Rush. Я даже читала рецензию на неё в журнале «PC игры».

А вы можете посмотреть на StopGame

Сейчас под лозунгом «НАШ движок, русский, сибирский, ух» компания может укрепить свою позицию в игровом направлении. Студия трудится над новой не анонсированной AA-игрой для PC, PlayStation 5 и Xbox Series X.

Компания Unigine занимается не только видеоиграми, а ещё и 3д-визуализацией для бизнеса, исследований и виртуальной реальности. Более широкий спектр услуг позволяет снизить риски. Делать игры вне мобильно-донатной области — неустойчивая стратегия заработка. На сайте указаны офисы в Европе и Армении, классика в современных реалиях. Где Кипр?

Список услуг делится на категории — разработчикам, бизнесу, потребителям. Что-то о серьёзном, на серьёзном.  Но иначе не выжить
Список услуг делится на категории — разработчикам, бизнесу, потребителям. Что-то о серьёзном, на серьёзном. Но иначе не выжить

Еще одна известная мне геймдев-студия Томска, Mirball Games, также переквалифицировалась. Mirball Games — авторы игр Lapsum и The Happy Hereafter. Теперь же студия занимается трейлерами и визуальными эффектами для игр и кино. Компания осталась верна геймдеву, пусть и в другом качестве. В портфолио Mirball заявлен ролик для известной игры Ash of Gods (Banner Saga от наших разработчиков).

После ковида и последующих событий количество офисов разбросанных по России сильно уменьшилось. Но ковид подарил нам удалёнку, которую стали принимать всерьёз в большинстве компаний. Благодаря развитию удалённого формата работы, зарплаты сотрудников в разных точках страны в сфере геймдева практически сравнялись, и специалисты уже не торопятся паковать чемоданы в Москву.

Раньше было не так. Можно было нанять крутана из глубинки и платить ему зарплату, заоблачную по меркам региона. А в Москве её хватило бы на пару чашек кофе на Патриках. К сожалению, и сейчас, просмотрев вакансии на hh, я порой вижу этот подход. Поэтому офисы и не пользуются популярностью. Можно работать удалённо и получать московскую зарплату. Или даже зарплату в долларах. Очень выгодно работать на компанию вне страны, получать зелёные денежки, сидя у Байкала. Что многие и делают, даже не смотря на трудности переводов и комиссии банков.

Где геймдев-то?

Сейчас сложно отследить положение команды. Разработчики одной игры размазаны по стране, как масло по бутерброду. Да и что считать адресом команды? Адрес регистрации ИП? Место проживания CEO? Могу уверенно сказать одно — разработка кипит везде. И это круто, в играх мы можем наблюдать культурные особенности регионов, разный взгляд на игры и их разработку.

Хватит мёрзнуть в Сибири, пора погреться в Краснодарском крае. Недавно выстреливший бумер-шутер Vladik Brutal — российская инди-игра, разработанная и изданная единственным разработчиком Владиславом Мещеряковым.

Благодаря игре он приобрёл квартиру в родном Краснодаре. Учитывая современные реалии, человек с недвижимостью уже становится в ряд успешных богачей. Ходят слухи, что после того, как разработчик поныл о недостаточных продажах, тем самым получив ещё несколько рекламных упоминаний, он собрал команду и работает уже над следующим проектом. У игры семь с половиной тысяч отзывов. Поплачем вместе с создателем о низких продажах игры?

Одна из прославившихся во всём мире в последнее время российских игр Black Book разработана пермской студией Mоrteshka. Сейчас в разработке новая игра «Лихо одноглазое» которая выглядит многообещающе. На сайте студии всё ещё в поле адреса написан город Пермь, а не кипрский Лимассол, как у многих исконно русских студий.

«Лимассольск» вообще стал пристанищем для российского геймдева. Офисы в России, даже если сохранились, прикрыты другой вывеской. Пускают туда только по секретным документам. Татарстанская компания Axlebolt создала игру Standoff2 — это один из самых популярных мобильных шутеров Восточной Европы. Сейчас студия добровольно принудительно переехала на Кипр, но интернет помнит, что начиналось всё в Казани.

Миллионы отзывов, сотни миллионов скачиваний, явно успешный успех 
Миллионы отзывов, сотни миллионов скачиваний, явно успешный успех 

Тоже татарстанская студия Fair Games Studio не переехала в «Лимассольск», но разработчики столкнулись с кризисом лицом к лицу. Раньше ребята выпускали довольно крупные по меркам независимой студии проекты на ПК и консолях. Первая игра Protocol собрала в своё время множество наград, её приметили популярные стримеры. После удачного старта, Fair Games Studio выпустили ещё два атмосферных хоррора Loco Parentis и Noch.

Сейчас компания пережидает тяжёлые времена в мире, разрабатывая визуальные новеллы по лицензии и другие небольшие проекты, которые стабильно окупаются. В таком режиме проще прогнозировать будущее, а это важно для того, чтобы остаться на плаву. Желание сохранить независимость и продолжать делать игры как искусство — вызывает уважение. Сложно в наше время не скатиться в разработку казино слотов, чтобы позволить себе купить фисташки.

Пока взрослые инди кряхтят и переживают очередной кризис, новая сила врывается в геймдев с горящими глазами, только начиная свой путь. Выпускники ИТИС (Институт информационных технологий и интеллектуальных систем) в Казани разрабатывают перспективный симулятор покорения Марса роботами AGRONOM. У игры уже 1362 подписчика в Steam (а значит около 20000 вишлистов). Ожидаем успешный успех! Проект выглядит круто.

В прошлом есть ещё одна история о том, что кризисом наших разработчиков не напугать. Если бояться кризисов, то времени на разработку не останется. Что ни день, то кризис, индекс чего-то там упал и денег нет.

В далёком 2008, когда многие игровые российские компании закрывались, в Воронеже была основана студия Bad Pixel. А уже в 2010 ребята выпустили свою первую игру UFO Online: Invasion — пошаговую тактику с одновременным выбором хода оппонентами. В 2020 году от разработчиков вышел мультиплеерный шутер Deadside. А ещё чуть позже подоспел большой брат TinyBuild и купил студию.

Кто-то теряет, а кто-то находит. Говорят, именно 2008 развернул российскую игровую индустрию в мобильную сторону. Но Bad Pixel не развернулись
Кто-то теряет, а кто-то находит. Говорят, именно 2008 развернул российскую игровую индустрию в мобильную сторону. Но Bad Pixel не развернулись

Разработчики из регионов стали чаще обращаться к культурному коду своей области, подчёркивая своё происхождение. Из-за внезапно нахлынувшего патриотизма, желания прославить культуру страны, или чтобы выбить инвестиции из государства? Кто знает — главное результат.

Один из интересных примеров раскрытия в игре региона России — «Сердце Алтая». Атмосферный квест о путешествии по природным красотам республики. Разработчики воссоздают реальные места и атмосферу горного похода. Проект создается при поддержке министерства туризма Республики Алтай. Задействуются научные консультанты. Да, поклонникам обзоров бэдкомедиана такие фразы могут казаться смешными. Но если у ребят получится всё, что они задумали, игроки смогут окунуться в атмосферу Алтая и изучить культуру местных народов. Главное чтобы разработчики не забыли, что игра должна развлекать, а не только учить и рассказывать о культуре.

Я там был, мёд, пиво пил, по горам ходил. Алтайский край стоит того, чтобы иметь игровое воплощение. Команда разработчиков не базируется на Алтае, только её часть.

Говоря о российском геймдеве, грех не упомянуть Якутск. Правда речь не о инди-команде, а слава пришла не из-за успеха, а благодаря провалу студии Fntastic с игрой The Day Before. 15 процентов положительных отзывов в стиме. Кто вы, эти 15 процентов? Хотя, что это я, боты ещё не научились отвечать, только отзывы оставлять.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Есть и более позитивные истории и игры из Якутска. Разработчики из Kylyk Games недавно выпустили симулятор интерьера — Urban Jungle под покровительством издателя Assemble Entertainment. Игра выполнена в популярном нынче cozy-сеттинге, позволяет расслабиться любителям создавать уютные комнаты. Пастельные тона, популярный жанр, медитативный геймплей, расслабляющая атмосфера — вот вам и рецепт успеха. А, забыла, и издатель тоже.

Всего трое специалистов разработали игру и подписались с хорошим издателем. Отзывы у игры очень положительные
Всего трое специалистов разработали игру и подписались с хорошим издателем. Отзывы у игры очень положительные

Колоритный инди-хоррор «Сэттээх» опирается на реальные события, произошедшие в 90-х годах в Якутии. Правда дальше в описании игры появляются фразы «потусторонний мир» и «паранормальные явления». Запахло секретными документами. К сожалению, по трейлеру и скриншотам игра не раскрывается как представитель якутского сеттинга. Я вижу стандартные отсылки к СНГ и ещё более стандартный хоррор. Указать в описании игры «основано на реальных событиях» недостаточно.

На скриншотах из «реальных событий» я вижу только реальный уазик. У игры явно проблема с позиционированием и подачей себя 
На скриншотах из «реальных событий» я вижу только реальный уазик. У игры явно проблема с позиционированием и подачей себя 

Якутия оказалась настолько уникальной с точки зрения фольклора, что вдохновила казанского писателя на создание игры «Глушь». Композитор игры из Санкт-Петербурга, а программист родом из Удмуртии, сейчас живёт в Екатеринбурге. Интернет объединяет людей. «Глушь» — ролевая игра с элементами выживания в суровой снежной тайге.

Захотелось показать, как на мир смотрят там люди разных национальностей, живущие в традиции. Одним из консультантов выступил Дмитрий Михайлов, экскурсовод, водящий туристов по самым мистическим достопримечательностям Якутска, автор бестиария о якутских фольклорных существах.

Владимир Шашорин, разработчик игры «Глушь»

В Калининграде во всю кипит разработка нашего ответа Commandos Red Recon: 1944. В студии с колоритным названием «Варяги» (Varangs LLC) трудятся ветераны индустрии, в портфолио которых Jagged Alliance 2, «Блицкриг» и Heroes of Might and Magic. Разработчики хоть и рассказывают о изучении истории и опоре на реальные события и места, не кричат о достоверности каждой песчинки и сразу говорят — вымысла будет много. Наконец-то не правдивая правда, лучше правды, а собирательный исторический образ с художественными дополнениями. Пока звучит многообещающе, следим.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Геймдев-студии, большие и не очень, мобильные и не очень, были есть и будут во многих городах СНГ. Перечислять можно долго, но главное уловить ощущение масштабности игровой индустрии. В какой-то деревне, о которой не знают даже гугл-карты, может прямо сейчас идти разработка хита. Всё возможно.

То, что я перечислила, только вершина айсберга. Сейчас индустрия полна энтузиастов, небольших команд, которые двигают геймдев вперёд. Чтобы нырнуть чуть глубже и посмотреть на часть айсберга под водой, нужно посещать конференции. Именно там собираются инди от мала до велика.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Геймдев это не только студии, но и активности, которые собирают увлечённых людей в одном здании. Нужен весомый повод, чтобы интроверты разработчики вылезали из своих раковин не только за едой, но и для общения. В Новосибирске уже который год проходит Gamedev City Fest — главная сибирская конференция, туда съезжаются на шоукейс инди-разработчики со всей Сибири и не только. Привозят крутых спикеров, приглашают популярных блогеров.

По середине крутой спикер, по краям какие-то популярные блогеры
По середине крутой спикер, по краям какие-то популярные блогеры

Я прогулялась по шоукейсу и поспрашивала, какая нелёгкая занесла разработчиков в Новосибирск. К моему удивлению я услышала интересные истории любви к глубинке, а не рассказы о желании покорить Москву.

Разработчик souls-like метроидвании «Волколак» радостно рассказывал мне о переезде из Москвы в Иркутск! С горящими глазами и шевелящимися усами восторгался красотой Байкала. Объездил весь регион, любит природу, травушку-муравушку и небо голубое. В такой атмосфере намного комфортнее заниматься любимым делом, а технически ограничений для работы уже нет. Удалёнка и дешёвый интернет дают возможность разрабатывать игру, жаря шашлык где-то на берегу озера, а не дыша столичными выхлопными газами. Птички, ветерок, спокойствие и умиротворение заманивают людей в глубину нашей страны.

На конференцию в Москву при желании можно прилететь. А потом быстренько улететь обратно.

Антон Надеин, разработчик игры «Волколак»
Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Мне, как стереотипной провинциалке, сложно понять такую логику. Я всегда хотела жить в столице, уехать из родного города, и чтоб миллионер на большой черной машине сбил меня, как в сериале на телеканале «Россия». Влюбился, инвестировал денег в мою игру и умер. Но не все разделяют мои мечты, люди с радостью уезжают в Сибирь и даже дальше.

Разработчица визуальной новеллы о тяжёлой жизни дворника в сеттинге Лавкрафта с интригующим названием «Дно» также не горит желанием ехать в столицу за геймдев-активностями и возможностями. Помимо крупных конференций рассказала о различных небольших митапах по барам в пьяном угаре.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Так как многие ниши освободились добровольно принудительно после 22 года, люди пытаются делать что-то своё, чтобы их занять. Открывается (да и почти сразу закрывается, что уж) много стартапов, небольших компаний, разрабатываются игры. Плюс в Новосибирске действительно есть работа, да и всегда есть удалёнка, которая разбаловала специалистов. Поднимать попу и ехать куда-то в дальние края уже хотят не все.

Один из разработчиков Kingdom Loop даже поделился интересной мыслью о конкуренции за специалистов в регионах. Те, кто не уехал, пользуются отличным спросом среди работодателей, а это понижает градус желания уезжать. Лучше быть царём у себя в городе, чем одним из множества «понаехов» в Москве.

Kingdom Loop не единственный проект студии RootGames. Среди портфолио виднеется повествовательная игра с колоритным сибирским сеттингом Siberian Way. Правда на сайте студии адрес указан в Бишкеке, но мы все всё понимаем.

Уже знакомая мне семья создателей новеллы «ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зелёные Глаза» с большой любовью рассказывают про свой город Новосибирск. А до столичных активностей добираются при желании, 21 век на дворе всё-таки, во многих участвуют онлайн.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Gamedev CityFest — это главное ежегодное событие новосибирского, да и, пожалуй, всего сибирского геймдева. Причём на него уже слетается народ и с других регионов России, где, казалось бы, и своих фестивалей навалом. Почему? Да потому, что он давно вырос и вышел за границы этакой местечковой тусы для «своих». А ведь ещё лет десять назад никаких таких подобных сходок у нас в Новосибе и в помине не было, и всё начиналось буквально со встреч пары-тройки игроделов-энтузиастов в каком-то молодёжном клубе поболтать «за жизнь». Есть ещё Gamedev Weekend. Так же круто, но только на природе, с белками. Хотя, если всё ещё хочется «за жизнь» поболтать, то для этого у нас есть маленькие теплыё и ламповые инди-сходки, которые проходят гораздо чаще, чем большие фестивали.

Вова Рыбонавт, разработчик игры «ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зелёные Глаза»

Учитывая то, с каким старанием и вниманием к деталям ребята оформляют свой стенд, везти в Москву пришлось бы пару чемоданов реквизита.

Где три улицы, два дома, где всё просто и знакомо

Новосибирск — крупный город, упоминание его в списке важных точек сбора геймдев-тусовки не вызывает удивления. Но что же дальше? Есть ли активности за пределами миллионников?

В 2019 году моя игра Potata была показана в родном городе Томске на конференции Future GAMES. Я тогда уже во всю покоряла северную столицу. Но мою игру представила моя сестра.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Людей было очень много. Плотность потока на шоукейсе была чуть ли не больше, чем на DevGamm. Это показывает, насколько такие мероприятия нужны в регионах, насколько широк охват геймдева.

Какой фестиваль без знаменитости! Приглашенный гость — Николай Дыбовский порадовал сибирскую тусовку геймеров и разработчиков. Праздник был почти как при открытии Макдональдса. Весь геймдев Томска собрался, чтобы пожать руку звезде. А я так и не пожала, гештальт не закрыт, развела судьба злодейка. Подобные конференции для регионов — событие, поэтому можно получить поддержку в местных СМИ, что даёт больший охват аудитории.

Эти глаза напротив
Эти глаза напротив

К сожалению, по многим подобным активностям ударил ковид, не все выздоровели и начали собирать людей вновь после пандемии. Но компания Unigine, которая тоже присутствовала на Future GAMES, помогла Томску не потерять геймдев-активность и организовала свою конференцию на свежем воздухе с палатками, шашлыками и играми.

Сибирская геймдев тусовка выбралась на шашлыки на UNIGINE Open Air
Сибирская геймдев тусовка выбралась на шашлыки на UNIGINE Open Air

В этом году конференция UNIGINE Open Air расширяется и будет включать инди-зону с шоукейсами. Обещают ещё больше спикеров и интересных развлечений. Эх, а меня не позвали! Неужели когда-то не дала списать математику кому-то из организаторов?

Шоукейсы инди игр проходят не только в суровой Сибири, но и в суровом Якутске на Ykt Geek Fest.

Даже по некоторым  превью считывается холодная Якутия в проектах на фестивале
Даже по некоторым превью считывается холодная Якутия в проектах на фестивале

Фестиваль помимо геймдева представляет косплей, аллею авторов, ярмарку и другие гик-радости. Ставить геймдев-зону на фестивали гик-культуры практика довольно частая. Правда по опыту посещения подобных мероприятий не могу сказать, что это круто для инди. Аудитория пусть и пересекается, но всё же недостаточно. И на шоукейсы приходят люди, не играющие в игры. Спрашивают, как нажимать на кнопочки.

Шоукейс в юрте, колоритнее некуда. Культурный код выкручен на максимум
Шоукейс в юрте, колоритнее некуда. Культурный код выкручен на максимум

В Нижнем Новгороде проводится ИГРОDEV. Среди спикеров уже видны знакомые имена: Вера Величко, Сергей Гимельрейх, Алексей Сойер, Слава Грис. Для инди организован шоукейс и питч. Тут кто-то уже вздыхает: «А инвесторов на таких конференциях кто-то нашел? А издателей? А зачем это все?». И тут отвечу — я о подобных историях успеха слышу очень редко. Но это не повод отказываться от таких мероприятий. Не стоит упускать возможность протестировать питч на аудитории конференции. Можно исправить что-то перед рассылкой издателям по полученному фидбеку. А на шоукейсе показать демку самой разношерстной аудитории. Это поможет составить портрет своего игрока и понять, что делать чтобы завлечь людей.

«Стачка» — проводится в Ульяновске. Это IT конференция с геймдев-секцией. Для инди есть шоукейс и питч активности — это база. Общая IT тематика конференции смущает, так как основная часть людей не из геймдева. Искать своих среди не совсем своих — сложно. На шоукейсах будет не целевая аудитория. Но это кому-то наоборот может сыграть в плюс. На геймдев-тусовках уже все как одна большая семья, которая съезжается за один стол только по праздникам. Лица знакомы, игры известны. А на конференции общей тематики можно расширить круг общения и интересов.

Калининградский Playport — моя любимая конференция. Мне там дали подарочек за второе место в конкурсе питчей. Теперь я подкуплена на долгие годы вперед. Шоукейсить свою игру в пяти минутах ходьбы до моря очень приятно. Туда даже заглядывал местный губернатор в 2023 году. Выступал на открытии и общался с участниками. Не все чиновники считают игры главным злом.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

Я перечислила лишь самые крупные офлайн-активности, мелькающие в инфополе. На которых можно найти известные в узком кругу лица и куда съезжаются с ближайших и не только городов. Но мелкие митапы на базе библиотек, университетов и баров не менее важны. Там люди собираются в команды, делятся идеями. Я о разработке одной из своих игр, пока не анонсированной, договорилась именно в библиотеке абсолютно случайно. Так что моя идея «никогда не знаешь, где стрельнет» пока только крепнет. Такие сходки есть в любом крупном городе страны, а сейчас ещё и ближнего зарубежья. Там шанс встретить знакомое лицо стал намного выше с недавних пор.

Кстати о ближнем зарубежье. Минск за пределами Москвы и Питера? А значит тоже можно записать этот город в список «мест за МКАДом», где бушует геймдев. Ежегодно в Беларуси проходит Unicon Expo на котором с каждым годом зона «Инди-хаб» становится всё больше. Стенды по играм уже не теряются в других гик-фандомах, а среди косплея всё больше игровых персонажей. Игры продолжают расширять влияние.

Инди зона расположена почти на входе и разработчиков там по ощущениям штук двадцать. Не каждая конференция даёт столько мест, удобное расположение и адекватные условия для показа игры
Инди зона расположена почти на входе и разработчиков там по ощущениям штук двадцать. Не каждая конференция даёт столько мест, удобное расположение и адекватные условия для показа игры

С недавних пор в Минске проводится «Игровая индустрия». Это бизнес конференция, для бизнеса про бизнес. И слово «бизнес» вы будете слышать очень часто, а на слайдах лекций видеть какие-то циферки и графики, вокруг видеть очень серьёзные лица. Пока не начнётся вечеринка.

Кто назвал мою игру визуальной новеллой? А ну иди сюда!
Кто назвал мою игру визуальной новеллой? А ну иди сюда!

В уголочке обустроили место для шоукейса, а бизнес-лекции разбавлены темами близкими для разработчиков. На шоукейс можно заманить потенциальных инвесторов издателей и популярных блогеров.

Игроков на этой конференции будет мало, потому что билеты стоят приличную сумму. По стендам гуляют в основном приглашённые гости и докладчики.

Какие-то популярные Минские блогеры. По шоукейсам ходят, по головке разработчиков гладят
Какие-то популярные Минские блогеры. По шоукейсам ходят, по головке разработчиков гладят

Игроки могут пройти только по билету +1 к спикеру, шоукейсеру, бесплатно проходят студенты. Массового тестирования вашего билда можно не ждать.

А когда игры делать будем?

Интернет позволяет не только удалённо работать, но и удалённо отдыхать. Звучит страшно, скоро всё будем делать удалённо, не вставая со стула. Образ будущего из мультфильма «Валли» уже не кажется смешным.

Слева направо — издатель, инвестор, инди-разработчик
Слева направо — издатель, инвестор, инди-разработчик

Онлайн активности для разработчиков помогают объединить геймдев со всей страны. На многих офлайн конференциях есть возможность онлайн участия. Причём как в качестве спикера, так и в качестве гостя.

Онлайн организуют геймджемы, которые позволяют начинающим и не очень командам в сжатые сроки сделать прототип игры с помощью коллективного разума. Крупнейший из таких — Syberian Game Jam. Проводится аж с 2014 года, недавно отпраздновал первый юбилей. До ковида организовывался в оффлайн-формате, после окончания пандемии начали проводить онлайн.

Приходит 1000+ участников из регионов со всей России. А с недавних пор ещё и близлежащие страны подтянулись. Среди судей можно встретить известные в геймдеве лица, а у номинаций появились спонсоры. Мероприятие растет! В прошлом году я была в составе жюри и могу сказать, что игр реально много. Да, половина отсеивается сразу по техническим моментам. Но из оставшихся очень сложно выбрать победителей.

Геймдев за МКАДом: как живут и что делают разработчики игр в российских регионах

В геймдеве много громких имён. Но самые крутые истории часто начинаются не в студиях, а вот в таких джемах — где люди впервые пробуют, ошибаются, создают. Геймджем — это не просто событие. Это возможность за пару дней прожить мини-жизнь разработчика, понять, твоё ли это, и обрести свою команду. В джемах участвуют ребята со всего СНГ. И каждый раз я удивляюсь: насколько крутые команды растут у нас прямо на глазах. Региональный геймдев — это не глушь. Это сила, которой не хватает только одного — чтобы в неё поверили

Виктория Чернова, организатор Syberian Game Jam

А чтобы разнести наш геймдев по всей планете разработчики собираются на ретрит раз в год. Ребята приезжают в определённое интересное туристическое место и совмещают работу над прототипом и созерцание красот вокруг.

Собираются люди с разных городов и даже стран. В прошлом году такой ретрит прошёл в Армении и дал жизнь игре MiceGard.

Игра полгода дорабатывалась после ретрита и вышла на ПК и консолях. Поездка в Армению окупилась и игра принесла прибыль. А что ещё нужно?

Среди разнообразия личностей и культур зарождаются шедевры. Да, клонов много, идей «сделай также, но по-другому» тоже, как и возведения на пьедестал заработка, а не творчества. Но сила в многообразии. И на просторах нашей страны и её окрестностей этого в избытке.

Так поднимем же бокалы за геймдев! За то, чтобы творчество приносило радость и рождало новые культовые игры. За то, чтобы творец не был голодным, но и не терял дух авантюризма в творчестве. За вас, такие разные инди разработчики!

123
15
10
8
2
1
1
1
76 комментариев