Оригинальный Alan Wake всё

Приятное возвращение в Брайт Фоллс, заставившее попотеть.

Оригинальный Alan Wake всё

Об остальных играх Remedy тут:
Alan Wake 2
Quantum Break
Control

Проникновенного! Короче я не устоял и закрыл первого Встаньку в этом году. Не по плану, да и шут с ним. У меня оставалось примерно 60% неполученных достижений, среди которых были пылесосинг карты, дополнительные условия прохождения уровня и DLC. А, ну и кошмарная сложность. И я вот глаза свои со лба до сих пор стягиваю от удивления, потому что высокий уровень испытания твоих навыков не самое запарное, с чем предстояло встретиться на пути к подсолнуху. Самый АПОЖ как раз скрывался в DLC.

Оригинальный Alan Wake всё

К основной игре претензий то нет. Собираемый на уровнях хлам, вроде термосов, страниц рукописи, теле и радио передачи, ящики вооружения, аккуратно и явно выделены на своих местах, и не составляет большого труда отыскать их всех самостоятельно. Побегать приходится, но справится без гайда можно. Тоже касается и прибавляемых к этапам испытаний, на вроде гуляний по ночному Брайт Фоллс без единой смерти или забега до Зеркальных Вершин за отведённое время (30 минут). Станет душно, выбирай лёгкую сложность и получай достижений без особого труда. Предельно понятно, безо всякой грязи. Но вот драные DLC...

Поскольку в Remedy работают, люди умеющие вписывать собираемый хлам в повествование, DLC тоже не обошлись без сборов. В этот раз будильники, картонные фигуры и диски с копией игры. Только вот где-то тут крот сдох. А сдох он там, где какой-то умник из Remedy посчитал, что слишком очевидно они разбросали своё дерьмо по уровням, а значит надо во втором дополнении, которое «Писатель», закинуть диски в настолько неприметные или неожиданные места, насколько могут вообще запомниться, чтобы затем преследовать в кошмарах. Это тихий ужас просто!

Проклятый старый дом
Проклятый старый дом

Там есть сегмент, перед ураганом с попрыгульками, где над пропастью вертится дом. И надо запрыгнуть на него так, чтобы не свалиться, и затем перебраться на крышу, где как раз и будет лежать диск. Вот только проблема в отсутствии подсказки о расположении этого диска именно на этой крыше. То есть, всю основную игру и дополнение «Сигнал» мы тебе дадим понимание того где и что зарыто, а тут извини, моча в голову ударила, поперхнулись. Диск на крыше такой не один - их будет достаточно, чтобы помянуть дизайнеров всеми "наидобрейшими" словами. Бесит сам факт изменения правил нахождения контента, а не то, что его нужно найти в укромном месте.

Среди прочего, в DLC тоже имеются привязанные к повествованию или ограничивающие по времени и действиям достижения, но они достаточно вменяемые. Иной раз придётся перепройти дополнение, потому что одна ошибка и ты ошибся, однако серьёзного дискомфорта я от этого не испытывал. Мозгодробительный поездец поджидал в достижениях «Без Помарок» и «Без запинки». В этот момент я понял насколько оригинальная игра на кошмарной сложности пусечка.

Оригинальный Alan Wake всё

Значит, опять передо мной ставят условие пройти этапы за один присест ни разу не померев. Там ещё приписка про запрет на использование чекпоинтов, но оно и очевидно. Проблема вот в чём. Основная кампания Встаньки всегда пускает в тебя противника так, чтобы его можно было увидеть глазами. Чтобы ты понимал откуда и кто на тебя прёт. Камера закреплена удобно, охватывает слепую сторону за спиной. Так вот. В обоих DLC зачастую бьют исподтишка. Например, стаи ворон и книг стремительно пикируют тебе в висок, пока ты отбиваешься от очередной засады. Даже на лёгкой сложности в такие моменты легко отлететь к ангелочкам. Но это не всё.

«Сигнал» удушающе скучный когда ты его перепроходишь. Примерно такой же, как достижение «Слова не ранят», где надо в подвале зажечь все печи. Тоска смертная. Дополнение перенасыщено сценками с диалогами, когда игрок как лох стоит и слушает и без того известный ему трёп. Кроме того, в самом конце этого DLC поджидает дико жирный босс (куча интерьерного говна и телек), от которого как не хер делать отъехать ногами вперёд. Мало того что он плюётся мебелью и прилично так портит здоровье, так там ещё со всех сторон - и со спины конечно же - прут мелкие и крупные противники. Ресурсов дают крайне мало, на что выживать, не понятно. И ты умираешь. Снова и снова. А тебе этого делать нельзя, потому что белым по чёрному написано:

Оригинальный Alan Wake всё

Иными словами, тебе даже выходить из игры посреди прохождения нельзя. Сиди, мучайся, запоминай что и где. В общем, обе ачивки троекратно переваренный кал. Потраченного времени жаль. Будь DLC хоть на минуточку сбалансированы как основная игра, цены бы не было. Многое сюжетно поясняют, есть действительно клёвые этапы, например, поле со словами, за которыми прячутся враги и световые вспышки, да и в целом, это ещё немного мистических приключений, без аналогов среди конкурентов. Почему бы и не да? Ага, говна поешь!

Оригинальный Alan Wake всё

Ладно, с задротской частью в этот раз подзатянул - и это я даже не всё рассказал -, но какое-то представление о подсолнухе иметь будешь. С моей колокольни, конечно. Да и пишу это всё скорее себе на память. Или на будущее, для видосов. Короче, от оригинального Alan Wake я прям тащусь. Примерно на одном уровне с Пэйнами. Вот о нём сейчас поговорим.

С самого первого знакомства, с тогда ещё эксклюзивом Xbox 360, я просто хмелел от удовольствия. До сих пор. Эти истории, про то как творения автора восстают против него - натуральный кайф! Что он будет делать, как справится с плодом своей фантазии, что нового придумает ради собственного спасения? Интрига! Я вот когда сам тексты пишу, и какие-то перестают мне нравится, они прям раздражают и глаз мозолят, но уже опубликованы и поздняк метаться. Считай, происходит примерно такая же борьба, только без гиперболизации. Тихонечко, в воспалённом мозгу. Вспоминается из похожего Comix Zone и тот выпуск черепашек с Джеком Кёрби.

Встанькович алкаш, и у него предсказуемые проблемы с идеями, и он просто хочет, чтобы всё было как раньше. Можно понять. Только вот тьма не дремлет, и то что ещё вчера казалось кошмаром из снов, сегодня для Алыныча уже явь. Жену похищают, вокруг творится какая-то инфернальщина, а во всём этом виноват сам писатель. Ну круто же, блин! По мне так достаточно поводов разобраться в чём собственно дело и помочь бедняге.

Оригинальный Alan Wake всё

Сэм Лэйк чертовски вкусного кофе наварил! Представь. Зёрнами выступают отсылки на поп-культуру. На Кинга этого вашего, на Твин Пикс, на самих Remedy и на много чего ещё. Обжариваются эти зёрна богатой фантазией Лэйка, приправляются его уникальным видением повествования в игре. Заливаются водой и готовятся на медленном огне, доводя до кипения в особо острые моменты адреналиновыми разборками со всякой нечестью. Если с аналогиями трудно, поясню иначе.

Мне очень нравится то, как Remedy вшивают в геймплей различные уникальные способности. Сеттинг городского фэнтези из Alan Wake, ловко наделяет привычные в обычной жизни вещи сверхъестественными свойствами, объясняя простыми словами практически всё, что происходит на экране. Например, Алан много писал про Алекса Кейси (который, Макс Пэйн), следственно, и сам что-то понимает в стрельбе. Как минимум охотничье ружьё в руках держал. Или вот одержимые бояться света, поэтому без фонариков, генераторных ламп и сигнальных ракет не обходится ни одна потасовка. Щит из тьмы взрывается под прямым лучом света, и озаряет окружение яркой вспышкой, разлетаясь сотнями искр в стороны. Что на бумаге звучит красиво, что в геймплее выглядит эффектно.

Оригинальный Alan Wake всё

Прям самый сок, это подвижность Встаньковича. То есть, писака не вертится беспомощно вокруг своей оси или ограничен обзором камеры, а способен прям из любой ситуации выбраться с минимумом затрат. Замахнулся кто, нырнул ему под руку, ушёл от удара, да побежал себе дальше. Откат нырка короткий, можно смело злоупотреблять при необходимости. Бегает правда, сука, так, словно он братка родной от мамки другой героя The Evil Within. Задыхается и хрипит, будто БДСМ-игрищами увлёкся. Хотя и здесь ограничение можно объяснить его алкогольным прошлым, но не обязательно. Всё равно подбешивает.

Ну и вот получается так. Гуляешь по пространствам, где воздух подрагивает или прям колбасится на глазах, там значит сейчас сто процентно выскочит противник. Чаще всего сценарий именно такой, но бывают и исключения. Затем, снимаешь потоком света от фонаря или генераторов, что встречаются на некоторых отрезках уровней, щиты с одержимых, и начинаешь громко пояснять почему они не правы, и писака вооружённый револьвером, это всё таки кто-то опасный. Оружие бахает сочно, отдача и внешне, и по звукам выполнена на достойном уровне, враги своевременно реагируют как на ослепляющий их свет, так и на попадания в тушку. Ляпота.

Оригинальный Alan Wake всё

Патронов хватает всегда. Они есть у источников света, которые кстати лечат раны и сохраняют в некоторых случаях прогресс. Их можно найти в специальных, я так понимаю, туристических шкафчиках. Или с поддержкой нуждающимся. Встречаются целые схроны с бесконечным боезапасом, что лишний раз намекает на иллюзорность происходящего. У игрока может быть револьвер, ружьё или несколько типов винтовок, ракетница, а также сигнальные огни и световые гранаты. Фонари тоже разные, отличающиеся мощностью и экономностью энергопотребления, меняешь их по мере прогресса на уровне. Батарейки для них тоже в достатке. Держи это в уме и помни, что точно такая же ситуация и на высокой сложности.

Кстати, если по пути тебя гоп-стопают, а недалеко виднеется фонарный столб, можно проигнорировать нападение и добежать до него, тем самым сохраняя прогресс. Это не всегда получается безболезненно, т.к. одержимые бросают в спину топорики, догоняют и бьют по ногам, а Уэйк может выдохнуться от интенсивного бега на полпути. Я делал в таких случаях так. Начинаю бежать, периодически поворачиваюсь в сторону противника, свечу на них, снова направляю нос по пути следования и так, пока не окажусь в безопасной зоне. В наказание за такие уловки, разработчик оставляет преследователей в живых, и если вокруг столба виднеется пространство, значит игрок не сможет спокойно пройти вперёд. Придётся дать бой, либо снова бежать оглядываясь на пятки.

Оригинальный Alan Wake всё

Ещё из прикольного есть непродолжительные покатушки. В отличии от сиквела, Alan Wake раскрывает перед игроком широкий простор Брайт Фоллса и его окрестностей. Герой со своей женой прибывает в городок на пароме, перевозящем не только людей, но и автомобили. Следственно, встретить три-четыре раза за игру покатушки вполне себе приемлимо. Не обязательно, наверное, но так лучше чувствуется масштаб Брайт Фоллса, и то что он не коробочка с натыкаными в разнобой деревьями, домами и людьми. Тем более, иной раз мини-боссом в игре выступают трактора, экскаваторы и куски вагонов, так что наличие автотранспорта в нескольких местах, без туевой хучи мест интересов проблемы не делает. И геймплей разбавляет.

В принципе я в игре не нахожу ничего, чтобы сделало её хоть на минутку скучной, теряющей заданный темп или бесчестно издевающейся над игроком. Было у меня такое, что я горел с чекпоинтов, но тут такая вот ситуёвина была, исключительно моя придурь. Я попёрся подбирать оставшийся коллекционный хлам на кошмарной сложности. И там была пара мест, куда нужно пойти в противоположную от предстоящего чекпоинта сторону. Например, радиовышка. Там несколько пролётов, на вершине лежит страница, фальшфейеры и ярусом ниже стоит термос. Как только начинаешь спускаться, нападают стаи ворон. А у меня именно тут как назло было мало сигнальных огней. Помирал раза четыре. Но не в этом суть.

Вот этот спуск у радиовышки
Вот этот спуск у радиовышки

В отличии от Quantum Break или Control, если ты поднял предмет и помер немного погодя, ты возвращаешься на чекпоинт и тебе снова надо раздобыть этот предмет. Он не сохраняется в статистике. Хотя я заметил пару раз, как это правило было нарушено самой игрой, но в подавляющем большинстве случаев, я был вынужден собирать хлам и выживать до следующей точки сохранения. И только в таких ситуациях игра давала жару на высокой сложности. Опять таки, сам виноват. Кто в здравом уме лезет в сборку мусора в неравных условиях? Вопрос риторический, я уже затрахался с себя угорать в этом моменте.

Remedy любят делать сюжетно-ориентированные игры, и знают в этом толк. Находимые на уровнях Alan Wake страницы рукописи рассказывают о том что было или будет. В теле и радио вещании отражаются актуальные события, или иронично обыгрываются ситуации и смыслы из сюжета. Последние, кто столкнулся с тьмой, оставляют подсказки о схронах, дабы Уэйк не превратился в губку для иголок. Писатель хочет вернуть свою жену. Писатель хочет победить своих демонов. Свет бьёт тьму. И даже эти вещи транслируются через геймплей. Получается химия.

Оригинальный Alan Wake всё

Зрелище визуальное, достигнутое замечательной проработкой деталей и отменными эффектами, дополняется аудиальным. Звуки, озвучка, фоновый шум, саундтрек, всё что ты слышишь в игре придаёт ей особый колорит, задаёт необходимое настроение, делает происходящее живым. Самое охуенное для меня было и есть то - щас вот поднапряги мозги -, что Владимир Лем уже не просто лицо игр Remedy, но и полноценный голос, принадлежащий нарративу. Poets of The Fall перевоплотились для всех последующих (кроме QB) игр студии в Old Gods of Asgard, в группу существующую в мирах Алана Уэйка, и напрямую влияющую на историю. На её прошлое, настоящее, будущее.

Первый Встанька насыщен киношными сценками, которые хорошо закрепляются в памяти, но самая эффектная, создавшая традицию для игр Remedy, конечно же битва на сцене под Children of The Elder God. Твой агент Барри у пульта, ты вооружён до зубов и особо опасен, со сцены выстреливает пиротехника, а к ней приближаются толпы одержимых. Под бодрый гитарный рифф, под ритмичные прыжки баса и классический бит ударных, ты раскидываешь орду кайфуя от яркости момента. Подпеваешь Одину и отправляешь как можно больше упырей обратно к Хель. Красота.

Оригинальный Alan Wake всё

Так, ну наверное пора завязывать наяривать тут, да итоги подводить. Alan Wake до сих пор занимает в моей библиотеке пройденного и опробованного особое место. Почему, я подробно описал. Не так подробно, как хотелось бы - водички у меня ещё литров десять в запасе. Я не первый год возвращаюсь к первой части, прохожу её и снова получаю удовольствие. А теперь ещё и подсолнух вырастил. Зашибенненько. Остался только American Nightmare, и всё. Свой респект Remedy я отсалютую и пойду дёргать Like a Dragon. Жду теперь DLC, надеюсь такой же давкой на 100% прохождения не будут, да ремейки Макса Пэйна.
Спасибо, что прочёл пост до конца!

2020
11 комментариев

Почитал про достижения душные и унылые и вспомнил срачик в теме по второму Уэйку про платину.

А что там было?

Владимир Лем уже не просто лицо игр Remedy, но и полноценный голос, принадлежащий нарративуВот тут, пожалуй, стоило чутка расписать и о том, что Марко Сааресто из "поэтов" для Лема в первом Максе выступал физиономией, и что он же Один из OGOA ) Допускаю, что многие не знают

Специально же написал " - щас вот поднапряги мозги -,".