Размышление: как изменится кино в ближайшие годы

И как на это влияют сериалы и стриминговые сервисы.

Заканчивается 2018 год, все кругом подводят итоги и составляют рейтинги. И в этом году я впервые понял, что гораздо легче собрать топ-10 хороших сериалов, чем аналогичный список фильмов. За год состоялось много громких и обсуждаемых премьер, но мало какие (именно нашумевшие) фильмы хотелось бы называть «лучшей десяткой».

«Рома»
«Рома»

Но это не показатель упадка кинематографа, а просто очередной логичный этап его развития. Экраны в залах становятся больше, спецэффекты — ярче и реалистичнее. И многие зрители идут в кино именно для того, чтобы увидеть какое-то шоу, глобальный аттракцион, известных актёров и забавные шутки. Поэтому фильмы-комиксы собирают огромную кассу — они попадают как раз во все перечисленные категории.

Фильмы уходят из кино

Смотреть что-то серьёзное, над чем нужно подумать, многие предпочитают дома. В кино есть большой шанс попасть на слишком шумную компанию. Яркий пример — «Реинкарнация». Во время сеанса какой-нибудь шутник обязательно начнёт чпокать губами, подражая одной из героинь. Какой уж тут психологический хоррор. На «Тихом месте» шуршание попкорном губит всю атмосферу. А на сеансе «Дома, который построил Джек» одна девушка начала в финале громко икать. Круги ада по Данте и икота — отличное сочетание.

«Дом, который построил Джек»
«Дом, который построил Джек»

Велика вероятность, что авторский кинематограф постепенно перейдёт на стриминговые сервисы. И это не только сомнительные фильмы вроде «Аутсайдера». На Netflix вышла даже «Рома», получившая главный приз Венецианского фестиваля и номинации чуть ли не на все престижные кинопремии.

Да и фантастика, помимо самых дорогих фильмов, созданных специально для большого экрана, начинает иногда переходить на малые экраны. И в этом тоже есть логика. При домашнем просмотре (даже при наличии большого телевизора) акценты смещаются.

«Аннигиляция»
«Аннигиляция»

Наверняка, если бы «Аннигиляцию» и «Яркость» выпустили в широкий прокат, зрители бы придрались к недостаточно проработанным визуальным эффектам. А на Netflix их приняли с удовольствием.

Фильмы превращаются в сериалы

Вторая яркая тенденция последнего времени — перемены в производстве сериалов. Талантливые и «большие» режиссёры всё больше склоняются к многосерийным проектам. Иногда они снимают лишь пару эпизодов, а в остальных выступают продюсерами, как Дэвид Финчер в «Охотнике за разумом» или Мартин Скорсезе в «Виниле». Но другие самостоятельно работают над всеми сериями, создавая настоящий фильм на 8-10 часов.

«Охотник за разумом»
«Охотник за разумом»

И это тоже разумно. Можно вспомнить Алехандро Ходоровски и его попытки в семидесятые годы снять «Дюну». Задумка провалилась в первую очередь из-за того, что сценарий получился часов на 12, а то и 20. Конечно, ни одна студия не хотела бы выпускать на большие экраны такой фильм. Сейчас он отлично смотрелся бы в формате мини-сериала.

Но телевидение тогда представляло собой только набор каналов с чёткой сеткой: утром показывали ситкомы, вечером — драмы. Пересмотреть пропущенную серию человек мог только во время повторов, а в восьмидесятые — если удалось записать её на кассету.

Потому и снимали сериалы, по словам сценариста «Твин-Пикс» Марка Фроста, «как сосиски на производстве». Зритель мог отвлекаться, пропускать серии, и это почти не влияло на сюжет. Отсюда и родилось разделение, что режиссёры и актёры сериалов — низшая каста, производящая «одноразовый» продукт.

«Острые предметы»
«Острые предметы»

Постепенно эта грань всё больше размывалась, а с появлением крупнобюджетных сериалов и стриминговых платформ исчезла окончательно. Даже традиционный подход к выходу эпизодов уходит в прошлое, и это касается не только Netflix и Amazon. Канал AMC в день премьеры сериала «Террор» выложил сразу весь сезон на своей платформе с платной подпиской.

Но если на момент выхода первого сезона «Настоящего детектива» весь сериал, снятый одним режиссёром, выглядел ещё довольно непривычно, то сейчас это стало нормой. Жанк-Марк Валле выпустил сначала «Большую маленькую ложь», а потом «Острые предметы». Дэвид Линч сам снял третий сезон «Твин-Пикса», подчёркивая, что это не сериал, а фильм на 18 часов. Паоло Соррентино лично работал над «Молодым Папой».

«Молодой Папа»
«Молодой Папа»

Посмотрев эти сериалы, сразу можно понять, почему режиссёры поступают именно так. Если представить «Острые предметы» в виде двухчасового фильма, можно сразу предугадать отзывы критиков: сумбур, нераскрытые персонажи, слишком много героев. В десятисерийных «Призраках дома на холме» первые пять эпизодов посвящены главным героям — по часу на каждого. Самый популярный сериал Великобритании «Телохранитель» построен ровно по законам кино, но длится шесть часов — за меньшее время сюжет просто не раскрыть.

Меняются даже съёмки. И хоть бюджеты даже у «Игры престолов» проигрывают блокбастерам с большого экрана, операторская работа давно уже не отстаёт. Как бы ни относились к новому сезону «Доктора Кто», картинка там скорее напоминает фильм, а не эпизод сериала. Не говоря уже о перечисленных выше проектах.

Мэттью Вайнер в «Романовых» вообще объездил весь мир и снял, по сути, восемь полуторачасовых самостоятельных фильмов с известными актёрами, объединённых лишь упоминанием царской семьи. Чем не поздний Вуди Аллен и прочие любители необычных локаций от Парижа до Владивостока?

«Романовы»
«Романовы»

К этому можно добавить недавние слова братьев Руссо, что двухчасовой формат кино устарел, а также построение почти сериальных франшиз на больших экранах. И тогда становится очевидно, что фильмы и сериалы объединились в единое целое, и в ближайшие годы значительная часть кино, помимо комиксов и прочих масштабных блокбастеров, уйдёт на стриминговые платформы, а известнейшие режиссёры обратятся к производству сериалов. Ведь, возможно, Квентину Тарантино не пришлось бы делить четырёхчасовой «Убить Билла» на две части, разрушая целостность сюжета — смотри хоть целиком, хоть по эпизодам.

Сериалы превращаются в игры

Конечно, это пока что из области фантазий, но тенденция налицо. Некоторые компьютерные игры выходят по сезонам, в их озвучке и захвате движений участвуют известные актёры. При этом в сериалах уже появилась «Мозаика» Стивена Содерберга, где зрители могли выбрать развитие сюжета, и только потом режиссёр показал свою версию. А авторы «Чёрного зеркала» обещают интерактивный эпизод в пятом сезоне.

«Чёрное зеркало»
«Чёрное зеркало»

Поэтому возникает мысль, что в будущем, помимо обычный сериалов, у нас появится новый подвид: когда цифровое телевидение и игры сольются в нечто единое, представляя полноценные интерактивные сериалы, где зритель сам будет влиять на сюжет, а может и управлять какими-то героями. Что-то типа Minecraft: Story Mode, который недавно вышел на Netflix, только совершеннее.

Можно ещё порассуждать о виртуальной реальности и многих других технологических новинках. Но одно становится очевидно: именно сейчас кинематограф радикально меняется. Фильмы превращаются в сериалы, сериалы превращаются в фильмы, всё это смешивается с играми и подаётся через интернет. Интересно, что же из этого получится в итоге?

11 показ
8.9K8.9K открытий
65 комментариев

Кстати по поводу нынешнего форма выхода всех серий сразу оказывается не все довольны таким форматом вот цитата с канала Запасаемся Попкорном:
"Или другая интересная деталь. Оказывается среди продюсеров сериалов уже второй год назревает бунт, они хотят заставить Netflix поменять стратегию: сейчас стриминговая платформа выкладывает свои сериалы целиком, а не по одной серии в неделю (также как и Amazon) и это очень вредит шоу, говорят продюсеры. Это связано с «неравномерностью смотрения»: какие-то зрители имеют возможность посмотреть сразу все серии, какие-то – смотрят по одной в день, а кто-то вообще отгадывает просмотр до каникул или выходных. И это наносит колоссальный ущерб сериалу – в таких условиях нет пространства обсуждения, нет возможности на следующий день проговорить с друзьями и коллегами события прошлой серии, нет нарастающий волны отзывов в соцсетях, итд.

Чтобы понять о чем идет речь проще всего вспомнить «Игру престолов»: каждый понедельник соцсети, курилки, офисные столовые, кафе, итд, заполняются людьми, обсуждающими свежую серию. Эти обсуждения создают buzz – запускают «сарафанное радио» - и генерируют свежий интерес, прессу и, как следствие, новых зрителей. А у сериалов Netflix и Amazon этого естественным путем не происходит – либо сама платформа должна тратить огромные деньги, чтобы генерировать разговоры искусственно – то есть прямой рекламой и маркетингом, либо сериал должен быть по-настоящему выдающимся. Так что среди прогнозов сериальных экспертов – возможная скорая смерть этой модели дистрибуции и угасание культуры binge-watching."

Ответить

Надеюсь, их бунт провалится. Не нужны мне ваши обсуждения, мне нужен сериал.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Чтобы понять о чем идет речь проще всего вспомнить «Игру престолов»

Линч выпустил новый "Твин Пикс" на Шоутайм по тем же причинам, хотя ему предлагали гораздо лучшие условия на нетфликс. Ну и? Много было обсуждений? Лол.

Надо понимать что ИП это социокультурный феномент и исключение из правил. Ткните пальцем практически в любой другой сериал и увидите что всем насрать на обсуждения. Посмотрел серию и забыл до следующей. Поэтому сериальные "эксперты" обосруться со своими прогнозами, а binge-watching будет чем дальше тем больше становиться стандартом.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Мое личное мнение - статья представляет собой компиляцию давно заезженных мыслей и не рассказывает ничего нового. Об уходе среднебюджетных драм из кинотеатров говорится уже лет пятнадцать, а Нетфликс - это просто форма распространения. Выйдет фильм на ТВ или стриминговой платформе - роли не играет вообще никакой.
Касаемо распространения сериального формата в кино - это никакой не прогресс, а деградация формата крупнобюджетных франшиз. Продюсеры потеряли все берега и готовы снимать любые фильмы до бесконечности, при необходимости плюя на характеры персонажей и логику повествования.

Ответить

Полностью согласен с заезженностью и компиляцией, но это уже давно зреет. Не соглашусь со вторым абзацем. На мой взгляд кино жестко идет в сторону сериальности. И это здорово !
Проблема мне кажется зреет со стороны нетфликса. Отсняли кучу часов материала, порезали на куски, с легкой руки (без редактуры, все что сняли - держите) и выдают сразу, целиком. Неудобоваримо получается. Хотя, может и есть фанаты такой подачи.

Мне кажется сериальная подача возобладает (это уже происходит постепенно) над кино. Были бы хорошие руки.

Ответить