Что внутри Pluribus?
Общая информация - Pluribus это новейшая работа сериального гиганта Винса Гиллигана, создателя великих и ужасных "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу". Произведение в новом для него жанре - социальная фантастика, если, конечно, не считать сценарии для некоторых серий "Секретных материалов" и фильмов "Почище напалма", "Хэнкок".
Главную роль отыгрывает Рэй Сихорн, она же Ким Уэкслер, второй по значимости персонаж похождений Сола. В новом сериале Гиллигана она исполняет роль писательницы по имени Кэрол Стурка. Та оказывается в мире, захваченном неким организмом, напоминающим вирус.
Шоу Pluribus, или "Одна из многих" в нашей локализации, на данный момент не завершено. Скажу больше - доступны лишь пара серий, но обсуждение уже имеет место быть, в том числе и здесь, на DTF. Нижеприведённый текст написан в свободной форме и относится к конкурсу от Блога FunPay на тему предсказания сюжетных перипетий свежего сериала.
Итак.
В начале нужно проговорить самое простое, что приходит на ум после просмотра первых двух серий: что в мире более ценно - индивидуальность персоналий или же гомогенизация общества? В первом случае имеют место быть бесконечная конкуренция/войны/стремление возвыситься и переписать правила жизни, а во втором - едва ли не полное отсутствие насилия по отношению к себе подобным, объединение ради общего блага. Оба варианта, очевидно, со своей "стагнирующей музыкой", со своими плюсами и минусами, которых можно говорить очень долго, затрагивая самые разные сферы человеческой жизни, от тривиальных "быт и духовные практики" до этических, политических, экономических принципов в самом широком смысле.
Это на руку сериальной концепции произведения, что обязана побудить людей докопаться до истинного значения каждого из действий персонажей, удержав внимание и рейтинги. В первую очередь авторов заботит проблема предсказуемости: необходим баланс между понятными рельсами и непонятными ответвлениями, что будоражат воображение. А обозначенное абзацем выше противостояние - это довольно таки удобный инструмент для стимуляции зрительских разума и чувств (остаться в своём лагере или всё же перейти во вражеский?). И так как дорогой Винс Гиллиган уже запланировал не один сезон - мозговой штурм авторов может привести к тотальному пересмотру даже лежащего на поверхности.
Мы же будем отталкиваться от случившегося в настоящее время. Захвативший планету вирус выведен из сигнала, полученного из космоса.
Действие вируса, а точнее некоего генетического кода, выглядит направляемым с самого начала (либо он способен к самообучению как ИИ) - за крыс цепляться он будто и не стал, лишь выбрал одну из множества, чтобы проникнуть в существо более высокого порядка согласно меркам Земли. При этом заметен явный расчёт - крыса притворилась, чтобы учёный снял перчатки. После этого и последовал укус.
Предполагаю - вирус стремится занять наиболее выгодную позицию в масштабах планеты. Он двигается "иерархически вертикально". Вероятно, в будущем появятся исключения или сбои в работе "разума вируса", и некоторые из менее продвинутых представителей фауны также окажутся "в одной лодке с людьми". Либо кто-то из представленных НЕ заражённых окажется всё таки заражённым - эдаким наблюдателем, что должен понять почему именно этих людей не коснулась вирусная длань, чтобы впоследствии улучшить работу инопланетной заразы и уже полностью низвести разность в человеческом обществе.
Так или иначе, вирус видится чем-то искусственно созданным - засланным ли издалека, призванным ли Землёй, но созданным по чьей-то воле. Возможно неосознанно, возможно то результат работы другого вируса - земного/человеческого, что наиболее силён в не заражённых, хотя их и осталось всего 12. Тут напрашивается и будущий конфликт в духе "противостояния космического вторженца и опекуна Земли", в которое "скатилась" "Задача трёх тел". Параллели у историй есть, хотя в Задаче учёная как раз сама призывает пришельцев на нашу планету ибо люди-от-рук-отбились и требуется "свежий взгляд" на жизнь, корректировка курса цивилизации. Итог - инопланетянцы оказываются захватчиками и людям приходится с ними бороться.
В Pluribus'е причиной появления вируса могли стать сами люди -изначальный сигнал из космоса становится отправной точкой, далее уже любознательные господа в лаборатории и создают на его основе вирус (насколько позволяют их способности и уровень развития). Возможно, имеет место ошибка и учёные исказили некий высший замысел неопознанных лучших (ли?) умов вселенной. В теории, подобные сигналы могут существовать сколь угодно долго и нельзя игнорировать факт наличия/вмешательства их в жизнь на протяжении всей истории Земли.
Далее. Не заражённые вполне могут оказаться менее приоритеными целями среди всего населения планеты. Самые бесполезные для вируса. Редчайшая природная погрешность. Их очень мало, всего 12 человек.
Можно провести различные параллели с количеством присяжных в тех или иных системах, тем более Гиллиган и сериальные судебные тяжбы - для некоторых синонимичны. "12 нормальных" будут заниматься распутыванием дела аля 12 разгневанных мужчин. Из этого, к слову, можно сделать вывод, что сериал пойдёт больше по пути социальной драмы нежели научной фантастики. Для ситуации эти 12 "слабаков" могут стать и своего рода 12-ю апостолами, что взаимодействуют с гигантским мегаорганизмом, у которого "Нет ни эллина, ни иудея... но все и во всем Христос". Не лишним будет помянуть и другое известное: "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены".
В Pluribus'е обретают дополнительный смысл и нарративные приёмы Гиллигана: в предыдущих его сериалах не раз и не два использовались долгие сцены, косвенно или прямо демонстрирующие детали работы или другой деятельности персонажей (классические примеры - варка мета или охота за мухой).
А здесь - целый мир становится механизмом, что самозабвенно трудится, максимально оптимизируя протекающие внутри процессы. Идеальное общество, лишённое эмоциональных всплесков, резких перемен и импульсивных поступков. Основатель и президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб одобрил бы, хоть и таким как он - идейным людям - места в их же идеальном мире скорее всего и нашлось бы. Как следствие - стагнация по всем фронтам в виду отустствия ведуших лиц. Ну, кроме нашей Кэрол, само собой.
Озвученный же приём подачи вызывает ощущение гипноза, медленно раскачивающегося маятника, что мягко подчиняет зрителя. Я уверен, это сделано намеренно, дабы подчеркнуть идею согласия и объединения людей, а также намекает на некую затаившуются угрозу. Эксперимент высших сил? Или же за кадром спрятались люди как в Шоу Трумана? Люди быть может и в халатах...
Обозначенные 12 "счастливчиков" могут оказаться и иллюстрацией слов "кто возвышает себя, тот будет унижен, а кто унижает себя, тот возвысится". Хоть и банально, но для большинства зрителей сей посыл понятен едва ли не на уровне инстинктов. Тут и напрашивается попытка поставить под сомнение ценность индивидуальности как таковой, дабы вызвать больше споров и разнотолков, в особенности среди политически заряженных людей. Левые и правые легко выведут авторов на чистую воду и найдут истинный подтекст во взаимодействии "героев-эгоистов" и "коммунистического вируса авторства колониалистов" (характеристики сторон могут и поменяться местами).
Рядом с этим интересно смотрится персонаж Сихорн - она писательница, что свои работы не очень-то и любит, но успех есть успех, она пишет реальность своими руками, корпит на кодом действительности. Эта каббалистически тяжёлая ноша её угнетает. Она изначально открыто противоречива в своей основе и эта двойственность повседневности делает её более сложной целью. Подобно тому как ИРЛ люди меняются под давлением актуальных догм - люби всех или мы тебя отменим - Янус в голове Кэрол становится спасителем. Внимательные могут добавить сюда и жирные намёки на нетрадиционную ориентацию героини. Та же попытка придумать очередное сообщение о вдохновляющем мужчине ой как тяжко ей даётся. Вот бы кто-то мог всех уравнять, смог стать одновременно всем и/или мог дать всем быть одновременно всеми...
Вырисовывается забавный конфликт - все счастливы, всем хорошо, а маленькой группе "изгоев" требуется срочная помощь. Их тоже необходимо сделать такими же как все, но не насилием или пытками как в "1984" Оруэлла, но бесконечным угождением и состраданием. "Похитители тел" нынче уже не те, они открыто говорят о своих намерениях, они готовы всячески сотрудничать лишь бы мир стал лучше. Как ни странно, но встреча нескольких не заражённых показывает, что кроме героини Сихорн никому прежний мир и не нужен. Хочется воскликнуть - "отупляющий комфорт - превыше всего!".
Конечно, кому-то история напомнит свежий роман Нила Шустермана "Теперь всё хорошо", где также распространяется некий "вирус победы над депрессией и алчностью, вирус удовлетворения жизнью". Немного задержусь: вирус Шустермана вызывает конфликт сильных мира сего и остальных. Людям в высоких башнях не нравится внезапно свалившееся всеобщее счастье в виду финансовых проблем, вызванных апатично-довольным состоянием граждан. Корпорации начинают борьбу с всеобщей эйфорией: СМИ тиражирует тему опасности "счастья" под разными предлогами, всё чаще звучат призывы не терять связь с человеческим. Те же зависть и гнев ведь также сильные мотиваторы.
Тема для Шустермана не нова, мир абсолютного благополучия он уже описывал в своём "Жнеце". Отличие от новой работы в том, что исследование проблемы доверено совершенно разным персонажам и если в "Теперь всё хорошо" это представители разных слоёв общества, то в "Жнеце" это подмастерья Жнецов - уполномоченные следить за количеством людей на планете и должные "укорачивать на голову" определённую его часть.
Возможно, не заражённые герои Pluribus'а также находятся в положении особенных и нужны для работы с заражёнными или обычными. Характер работы? Вечная поддержка механизмов развития ведь инаковость людей в не меньшей степени двигает прогресс.
Шустермана и Гиллигана отличает ЦА: первый ориентируется на аудиторию Дивергентов и прочих Голодных игр, его социальная фантастика идёт с припиской "подростковая", написана в несколько томов с очевидными клиффхэнгерами (кто же кого победит?). Винс же, как известно, за более зрелый подход. Поэтому, даже при условии, схожести зачина, его сирик может и должен играть на более тонких струнах. Вплоть до смещения акцентов в повествовании ради добавления щепотки своеобразного параноидального триллера, который уже проклюнулся в сценах заговора с целью заражения всех, но далее ситуация может решительно измениться - окружающие продолжат улыбаться, но будут всячески пытаться устранить/убить как героиню-белую ворону, так и тех кто на её стороне (даже при условии принятия ими новых законов, что также в сериале уже произошло). Хотя, опять же, озвученный приём таки хуже, чем открытые и прозрачные способы помощи, перерастающие в настоящую пытку любовью и вниманием, чем-то напоминающие эротические романы авторства Кэрол Стурки, одиноко проживающей в Альбукерке, дорогой сердцу Винса.
В названии своей новой работы Гиллиган, как известно, использует часть латинского изречения E pluribus Unum, что переводится как "Из многих единое". Данное словосочетание появилось на американских монетах ещё до In God We Trust и отсылало к образованию США из 13-ти колоний, их стремлению объединиться под общей валютой. Изречение может добаить территориальности происходящему и поднять вопрос разобщения государственных субъектов. По аналогии с ИРЛ настроениями отдельных штатов.
E pluribus Unum также напоминает и пресловутое, и уже мною помянутое, "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены". Похожие высказывания восходят ещё к Гераклиту и позднее появляются то-тут-то-там в значении соединения ради появления чего-то нового. Посему не исключено появление некоего симбиоза, естественного соединения вируса и человека, возможно появление ребёнка у писательницы от заражённого (предварительное обучение друг друга тонкостями общения с "другой" стороной - включено). Монтекки и Капулетти, ага. И вот их плод, как символ нового витка эволюции (добровольной ассимиляции?) станет целью для распрей и распятия, дабы явились создатели и показали свою Инженерскую силу, показали себя как пример того самого существа чей генетический код изначально и был послан для ознакомления жителям Земли. Код, тем не менее, оказавшийся вирусом, которому теперь противостоит писательница-хакер реальности, корпящая над неким магнум опусом. Спасёт ли текст Кэрол планету? Будем следить за развитием событий.
Инженерская мысль, в моём случае отсылающая к вселенной Чужих, может вывести авторов сериала и на тропу происхождения человеческого вида, а точнее появления разума у предтеч людей. Допустим, по Гиллигану, это будут не обезьяны, а кто-то ещё, соединившийся с ними. Возможно некий полурастительный-полуживотный вид (здравствуйте Старцы Говарда гения Лавкрафта) или гигамицелий (Resident Evil 8, привет!), и, как следствие, далее можно помечтать о попытках авторов расширить понимание реальности силами мира коллективного сознания, расширить или же подменить как у Станислава Лема в "Футурологическом конгрессе". Вновь остановлюсь на сюжете помянутого призведения - ресурсы планеты заканчиваются, сильные мира с помощью психотропных веществ - бенигаторов, решают погрузить население в нечто похожее на виртуальность, мир иллюзий, где вокруг изобилие и счастье. Напоминает и Матрицу в том числе, в игре по вселенной которой The Matrix Online была фракция лютых фанов Нео - E Pluribus Neo. Какие совпадения, хехе.
Существование же виртуальных идеальных цивилизаций Лем поминал ещё в своей легендарной "Сумме технологий", которая, на мой взгляд, восходит ещё к Декарту и его рассуждениям о сомнении во всех данных сознания (тут можно притянуть и Платона с его Мифом о пещере). Фантастическая плоскость произведения, где воочию можно наблюдать объединение сознаний, просто таки обязывает помнить о Спанже, Фреймах и выравнивании поверхности до зеро-слоя, ахах. Доля шутки, тем не менее, заставляет помыслить о проникновении внутрь Сети сознаний с целью её изменения/подчинения/разрушения, чем и может заняться Кэрол в будущем (даже ценой своей жизни). Как? С помощью сближения с кем-то из Сети, обработки этого человека своими "эгоистичными флюидами любви" и обретения понимания каким образом можно одолеть Сеть сознаний. Не исключено, что всё сведётся к диалогу по душам и основной удар Кэрол нанесёт аргументами "за и против текущего положения вещей", как на заседании суда. Или же финалом сезона станет противостояние не Сети и Кэрол, но Кэрол и других не заражённых, а в качестве "топлива для войны" пойдут очарованные своей идеальностью заражённые сетевики.
Не знаю насколько велика вероятность работы авторов с иллюзорным, но может быть и иной исход. Гиллиган ведь писал сценарии к Секретным материалам, как, собственно, и Нил Шустерман, потому я и провёл параллели выше. Сверхъестественное Винсу явно не чуждо. Если обратиться к его работе над нетленкой Криса Картера, то стоит вспомнить серию "Беспокойство", где затрагивается тема мыслеграфии или появления на плёнке образов из воображения. Сюжет не особо увязывается с новым сериалом (ну, кроме женщины в центре, а точне её исчезновения, и особого вещества, с помощью которого злодей похищает жертв), но на роль антагониста взяли Пруитта Тейлора Винса. Гиллиган лично настоял на этом решении.
Возвращаясь к Пруитту и настоянию Винса на его участии в сериале Картера: автор Pluribus'а исходил из любви к "Лестнице Иакова", где травмированный герой противостоит реальности, "поглощённой дурным предсмертным сном" (в самых общих чертах описал, чтобы не затягивать, а также заинтересовать тех, кто не смотрел сей шедевр Эдриана Лайна, хехе). Веду я к тому, что явление осязаемых иллюзий в новом сериале Гиллигана вполне может состояться. Точнее даже так - их место может быть существенно расширено ибо новообразованный коллективный разум уже подослал к героине девушку, очень похожую на персонажа её романа. Дальше можно и целые сцены текстов Кэрол отражать в реальности, пытаясь понять каким образом "очаровать" мисс Стурку.
Вообще, фантастика не всегда приводит к столь реалистичному отображению своих перипетий. Стоит отдать должное авторам Pluribus'а - в их мир веришь. А если задуматься, то способность коллектива "читать" друг друга и героиню - это буквально кошмар наяву. Пока Сеть, конечно, не в состоянии подавить волю Кэрол, но читать её может. Как мне видится, благодаря воспоминаниям Хэлен и информации из книг. Писательница и публичная фигура, занимающаяся чем-то большим - эта идея вписывается как никогда хорошо, тут и банальнейший троп "реальность = вымысел" может проявить себя. Даже в виде отчёта врачей о наблюдении странного случая помешательства женщины средних лет. В этом случае её победа может стать возможной благодаря лаконичному творческому откровению (все страницы которого будут исписаны All works and no play makes Jack a dull boy, хехе).
Стоит добавить и такое оружие в руках Кэрол как та самая двойственность: её знают по воспоминаниям умершей подруги, а также информации из книг. Но и там, и там 100% есть искажения и недомолвки, преувеличения, которыми героиня способна накрыться аки плащом невидимкой и провернуть... Что? Не знаю. Мыслей хватает, я бы остановился на переписывании Сети сознаний, введении в его основу ещё одной фундаментальной идеи, помимо необходимости объединиться, идее важности сохранения различий. В этой дихотомии, опять же, находит отражение жизнь героини - творчество искусственное, напускное и творчество естественное, всесжигающее - они питают друг друга, но лишают исполнителя души, действуя по одиночке. "Мешок костей" Стивена Кинга, когда-то, в числе прочих, вдохновивший Сэма Лейка на написание сценария к Алану Вейку, передаёт привет.
Хочется сделать ставку и на скорые катаклизмы и изменения в природном балансе: множество муравьёв-товарищей, "обобщённых сознанием", своей слаженной работой могут нанести непоправимый ущерб планете ибо каждый теперь сознателен, каждый работает согласно требованиям мирового коллектива, каждый чувствует свою сопричатность (прозвучало как лозунг, ахах). Это поведёт к скачку качества конвертации окружающей среды, к серьёзным изменениям в промышленности, в том числе и "от противного" - сохранение природного богатства в ущерб цивилизации. В таком случае, возвращаясь к аналогии с муравьями, есть смысл поддерживать уникальность отдельных фигур и не заразившиеся очень хорошо подходят на эту роль. Они - главные или эдакие королевы, что сохранили человеческое порывистое естество и своими действиями (а то и просто своим присутствием) должны побуждать коллективное сознание сохранять темпы прогресса. Отголоски идеи уже представлены - героиня агрессирует по отношению к заражённым и это отражается на окружающем мире, прокатывается волна разрушений из-за связи всех и вся (или же они просыпаются, отрываясь от Сети, из-за силы её импульса, но сразу же умирают от "невидимых рук" других членов Сети сознаний). С точки зрения психологии помянутое далеко выше "угождение" как раз и связано со страхом быть отвергнутым, страхом получить негативный отклик. У Гиллигана сие превращается в механизм работы вируса.
Эхо далёких бедствий это серьёзное повышение ставок, заявленное ещё на моменте информации о заражении космонавтов. Как такое возможно? Сложный вопрос. Вирус изначально был сигналом или кодом, а значит кто-то должен быть в состоянии воспринять заложенную информацию без "осязания" (ну или хз, вероятно вирус способен передаваться как-то ещё и этот способ пока не раскрыли). Вероятно, космонавты и их скорое "обобщение" обязаны этому своей особой подготовкой, или же то лишь часть процесса, спровоцированного простым: космическое пространство изначально порабощено и является территорией неких более сложных и многомерных созданий, а Земля - защищена несовершенством людей и их разобщённостью. Сие необходимо преодолеть (код может быть и оружием порабощения, да), дабы "поле для экспериментов", должное в очередной раз быть вспаханым и засеяным, не просто дало урожай, но полностью изменило свой статус, став частью сознания более высокого уровня. И тогда потерявшаяся в лабиринте внутренних противоречий (очередная Алиса) Кэрол наконец покинет пустыню одиночества, чтобы исследовать внешний, потусторонний мир бесконечных открытий заЗемельного пространства, откуда и явился таинственный сигнал.
Сигнал, что показал героине насколько тяжело установить контакт между индивидуальным и коллективным, между эго и альтруизмом, и насколько важно стремиться к их балансу.
Что окажется на правдой? Может и ничего из перечисленного и самый несчастный человек на свете возьмёт да и проиграет всеобщему экстазу и "осчастливливанию". Растворится, чтобы радикальные гуманисты наконец объявили день X - праздником вымирания мизантропов. Возможно и не только по ту сторону экрана.
На этом всё. Благодарю за внимание!
Вечно благодарю всех кто подписан на блог и отдельную УЛЬТРА-благодарность выражаю этим ВАЖНЫМ людям:
Vivid Phoenix, Sushken, Дмитрий Котруца, Кирилл Филиппов, Grimgnaw, Plissken, FunPay, Евгений Ельцов, Cybercitizen, Granger, VladRnNerd oke, Дмитрий Котруца, Труша Груша, eaglecanfly, Роман Антипов, Dr.A.Maximus, Андрей Давайзавтра, shyyasf,Женя Мальцев,Michael Keehl, Дмитрий Киселёв, Yager, Дмитрий Лаки, Иван Ребиков, Bender Rodriguez, lowwuf, Crooked_Mike, Spiffchinsky, Aleksei Bogdanov, Flower, Alien_Fiend, Tim Larick, Razumixin, Саня Изотоп, Имя Фамилия, Родипыт Иваныч, Леонид Пятибратов.
Nightreign Мелина, Phazonoid, Ник СЦК, Zader, Дремота Енота, Усы Сакагути, Станиславский, Алекс Мерфи, Иммерсив Сименыч, Пифагор, Необычные турели (ждём RE9), Timk9, Панам Палмер, Stanislav Peter, Galaction, Люк Кедж, DWWR, Nekot, Resident Кажумба Гений, Налог на IQ, Обаче, Mr Mysterious NoName, Romix, Kravcev, Усы Сакагути, Кардинал Кардиналыч, KaNormu, Просто так и многих других (ведь 100% кого-то забыл).