Офтоп
Федор Сивов
4610

Игровая журналистика изнутри: взгляд с позиции обычного автора

Как попасть в профессию, какие она открывает возможности, а также про особенности работы и депрессию.

В закладки
Аудио

Работа игрового журналиста сильно романтизирована. Со стороны кажется, что представители этой профессии только и делают, что рассказывают про своё хобби, много играют и летают по командировкам. Вот только это лицевая сторона, за которой скрывается много чашек кофе, бессонных ночей и отчаяния.

Жизнь обычных авторов как раз проходит на второй, теневой стороне. А ведь без них не было бы текстов в журналах и на сайтах, без них не было бы сценариев у большинства видеосюжетов. Именно авторами хотели в будущем стать дети, которые зачитывались печатной прессой про игры. За четыре года в игровой журналистике я написал две сотни текстов для Playground, «Игромании», Disgusting Men, Kanobu и DTF. Я пережил как взлёты, так и падения и теперь предлагаю взгляд на профессию со стороны обычного автора. А заодно советы от меня и моих коллег всем, кто хочет им стать.

Но до того пару слов обо мне.

Привет. Меня зовут Федор. Я из тех, кто в детстве так увлёкся играми и зачитался тематическими журналами, что решил в будущем обязательно связать работу со своим хобби. С тех пор прошло одиннадцать лет, я попал в игровую журналистику и за последующие четыре года в профессии мне довелось писать тексты для Playground, «Игромании», Disgusting Men, Kanobu и DTF. Я рассказывал про игры в текстах и на стримах, посещал выставки и презентации, разок даже слетал в командировку. Словом, осуществил мечту. Но не всё так просто.

Начало пути

Писать про игры может каждый. Серьезно. Тут не нужна врождённая предрасположенность к журналистике или другие таланты. Вы же делитесь впечатлениями о Sekiro: Shadows Die Twice или Fortnite со своим друзьям? Вот и чтобы рассказать об игре нужно лишь правильно сформулировать свои мысли и донести их до читателя. Я вообще начал самостоятельно писать сочинения в 15 лет — до этого катал их из решебников. А через шесть лет мой текст впервые опубликовали в игровом издании и заплатили за него гонорар.

Можете доступными словами рассказать, как ощущается боёвка в Sekiro? Считайте, базовый навык игрожура у вас уже есть

Чтобы научиться хорошо писать, нужно много читать, анализировать и практиковаться. Книги помогут почувствовать язык, но для этого их нужно осмысливать. Подмечать что читается хорошо, что скучно, где сложно вникнуть в суть и легко потерять нить повествования. А главное — понять почему так происходит и как автор мог бы сделать лучше. Со временем сформируется привычка, которая поможет критически относится к своим текстам и совершенствовать их. Анализировать нужно и игры. Не просто проходить их, но проходить их вдумчиво, чтобы потом суммировать все свои впечатления в обзоре и ответить на вопрос «как?» то или иное произведение играется.

Художественная литература — это топливо для языка. Когда перестаёшь её читать, тексты начинают беднеть в языковом плане, теряют яркость и становятся стерильными.

Евгений Баранов
Автор StopGame и DTF

Из профессиональной литературы направляют мысли в нужное русло три книжки. «Слово живое и мёртвое» поможет очистить письменный язык от ненужной зауми. «Пиши, сокращай» показывает, как облегчить его. Только советы оттуда нужно фильтровать — иначе есть риск превратиться в нейросеть, штампующую сухие шаблонные тексты. «Новостная интернет-журналистика» уже начинает устаревать, но всё ещё учит грамотно строить тексты и работу в современном СМИ.

Только нужно понимать, что эти книги всего лишь дают показательные примеры того, как не стоит делать и предлагают советы, которые в разной степени полезны для каждого.

Нет универсальной книги, которая научит вас писать. Ищите учителей сами среди великих — как говорится, вставайте на плечи титанов. Я вот вставал на плечи братьев Стругацких, и вы тоже должны найти литературного сенсея.

Евгений Баранов
Автор StopGame и DTF

Ну а дальше только практика. Можно «писать в стол», вести блог, группу ВКонтакте, делиться впечатлениями на своей странице в соцсети — любой способ выражать мысли на письме поможет набить руку.

Чтобы попасть в профессию, нужно предварительно исследовать сферу игровых изданий и разослать примеры в те, для которых хотелось бы писать. А ещё лучше — начать публиковать тексты на сайтах с UGC.

Отправлять свои работы через почту для соискателей я не советую. Слишком мал шанс, что вам вообще ответят, да и в большинстве изданий скорее всего достаточно авторов. А когда понадобятся новые, то на сайте откроют официальный набор. Я в своё время шесть лет посылал тексты буквально всем, пока меня не заметили. А мой коллега Тимур Сафаров, ныне заведующий разделом «Мобайл» на DTF, напротив просто постучался в личку к редактору DTF Олегу Чимде и его скоро взяли в команду авторов. Тут всё зависит от удачи и вашего уровня.

Мне в своё время помог набить руку пользовательский раздел на games.mail.ru

Сейчас лучше сразу публиковать свои материалы на сайтах, где есть UGC. Это полезно уже из-за отклика аудитории и живого обсуждения работы с ней. А когда автор проявит себя с лучшей стороны, его может заметить редакция и предложить работу в штате. Таким образом в коллектив DTF попали, к примеру, Артемий Леонов и Илья Цуканов

Рабочий процесс

Хорошему автору нужно всегда быть на связи , настойчиво продвигать свои работы и уметь принимать правки.

Автор всегда готов к тому, что ему могут вернуть текст с правками. Порой кажется, что редактор издевается над работой, но это вовсе не так. Он старается научить писать лучше. Мои тексты поначалу и вовсе переписывали. Потом к ним присылали десятки комментариев и все они были справедливы. Лишь через полгода-год я начал выдавать достойные материалы сразу. Хотя до сих пор порой пишу дичь. Все порой пишут дичь. Это нормально. Просто нужен человек, который её завернёт или подскажет что исправить.

Принятие правок — самый важный этап в развитии любого автора. Важно понять, что ты не идеален. И редактор тоже. Но совместными усилиями можно выпустить хороший текст. Если же автор не готов принимать критику, или собственный текст для него священен, то в журналистику вообще идти не стоит.

Когда текст опубликовали почти без правок

Автор постоянно на связи и готов написать текст в любое свободное время. Иногда, работу будут предлагать, иногда нужно откликаться, когда редакторы ищут человека, который обработает важный инфоповод. В таком случае нужно быть готовым взяться за задачу срочно. Это нормальная ситуация, когда вы запланировал поездку с друзьями на выходные, а в пятницу вам предлагают написать обзор игры и приходится отменять все дела.

Автору нужно постоянно проявлять инициативу — иначе ничего не добиться.

Важно быть настойчивым. Если есть идеи — продвигать их. Об отправленном на вычитку тексте вот уже несколько дней нет никакий вестей — нужно напомнить о себе. Нужно напоминать о себе всегда, когда есть время и редакторы это будут ценить. Меня и вовсе могли выгнать из «Игромании», если бы я не замучил своего наставника после нескольких неудачных работ и не продал ему новую тему. Несколько моих текстов могли бы затеряться, если бы я о них вовремя не напомнил. И это не потому, что редакторы плохие, а потому, что у них работы много и есть более важные материалы. Добиться публикации в интересах самого автора.

Некоторые тексты в жизни автора решающие. У меня — это обзор Assetto Corsa. Если бы я его плохо написал, то вылетел бы из игрожура на старте своей карьеры

Продвижение своих тем помогло мне выбраться из ниши спортивных игр и гонок. Было время, когда мне больше ничего не доверяли, но я доказал, что и в других играх разбираюсь, и могу писать эссе про индустрию в целом.

Важно придумывать своё, постоянно искать темы для потенциальных материалов. Именно материалы, придуманные и доведенные до публикации автором, приносят больше всего удовлетворения ему, как творцу.

Самое сложное и интересное в работе автора — написать текст. Все пишут тексты по-разному, но я советую не начинать работу без плана. Кто-то сразу представляет в голове будущий материал и просто реализует задумку по наитию. Если так получается — здорово. Но если же предварительно посидеть, подумать и прописать всю логику и последовательность подачи тезисов, то останется их только раскрыть. Так банально можно избавить себя от лишней мыслительной работы.

Матёрый автор может написать эссе из головы за три часа. Когда же материал предполагает глубокое исследование темы, работа над ним может затянуться на недели и даже месяцы.

Пишутся тексты по-разному долго. На эссе обычно уходит от пары часов до дня. Качественная подборка занимает от двух до пяти дней. Обзоры в среднем пишутся за четыре дня: два-три дня игру, один — на текст. Но с последними всё зависит от произведения — RPG, стратегии и экшены в открытом мире редко получается пройти и изучить даже за четыре дня. Срок подготовки и длина лонгрида не ограничены.

Если сюжетные игры обязательно нужно пройти до конца перед написанием обзора, то в гонках и спортивных симуляторах достаточно оценить все режимы и красиво обобщить их суть. Но и на это уходят десятки часов

А ещё нужно научиться писать разные тексты на разные темы. Хорошо если у автора изначально есть экспертиза в каком-то жанре и он умеет, скажем, готовить лонгриды, рассказывающие истории людей или студий. Но обязательно нужно выводить себя из зоны комфорта. Если научиться помимо лонгридов писать ещё эссе и подборки, то это поможет не только раскрыть себя, как автора, но банально заслужить больше доверия в редакции. Мне в своё время очень помогло подняться знание автосимуляторов и спортивных игр. Но затем я доказал, что хорошо справляюсь и с обзорами экшенов, стратегий или RPG.

Бонусные уровни

Тексты — далеко не всё, чем может заниматься автор. Профессия открывает ряд возможностей: часть из них нужно использовать самому, а некоторые порой удачно попадаются на пути.

Если в издании есть видео-направление, автору стоит выбить себе право участвовать в стримах и записывать видеоролики. Это способ прокачать навыки выступления на камеру и научиться рассказывать про игры в других форматах. Стримы позволяют свободно общаться с аудиторией — устраивать живое обсуждение во время игры. Записывая мнение на видео, учишься доносить свои мысли в более личной и эмоциональной форме.

Желательно ещё и так навостриться рассказывать про игры, чтобы получалось объяснять, почему важны даже самые неочевидные вещи. Как стартовая мелодия с PS1, например

Любые выступления перед камерой помогают перестать её бояться. Даже если вы совсем замкнутый человек, несколько стримов это исправят. Я далеко не сразу научился сам говорить про игры, а не отвечать на вопросы зрителей и коллег. А вот Захар Бочаров, например, на своей первой трансляции не сказал ни слова. Сейчас в это сложно поверить, правда?

Если отбросить серьёзную сторону, то трансляции — просто способ весело провести время. Так я никогда не забуду, как с Артаваздом Мурадяном устраивал серию ироничных стримом про бывшего главреда «Игромании» Геворга Акопяна, как я рассказывал про новый Gran Turismo Sport в прямом эфире сразу после релиза или просто дурачился с коллегами по DTF в переиздании Burnout Paradise.

Тут я четыре с половиной часа рассказываю про одну из лучших гонок всех времён и просто веселюсь в Paradise City с коллегами из DTF

Следующая крутая возможность — участие в выставках и пресс-показах игр. На выставках предстоит играть в демоверсии и общаться с разработчиками, но основная задача заключается в поиске историй. Многие будут рассказывать эксклюзивные подробности, подготовленные специально для прессы и сделают это быстрее. А вот если немного подумать, то получится ухватиться за смелое заявление Ричарда Гэриота «Даже не пытайтесь превзойти WoW» на пресс-конференции Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues с «Игромира». Или получится поведать, как создатели нового «российского Fallout» пытаются переосмыслить классические RPG по итогам DevGAMM. Или можно поступить, как Вадим Елистратов и рассказать про то, кто стоит за главным билбордом E3 2017. Согласитесь, эти истории хочется узнать не меньше, чем первые подробности ожидаемой игры.

С пресс-показами всё проще. Они позволяют поиграть в ожидаемые игры раньше других или взять интервью у известных людей. Их проводят одновременно или последовательно в нескольких странах, так что можно посмотреть и пройти эксклюзивную демоверсию не выезжая за рубеж. Но в Москве, да. Моя профессиональная карьера и вовсе началась с презентации Alien: Isolation, о которой я затем написал превью для Playground. Вот только сейчас простым превью или интервью не обойтись. Нужно креативить. У меня бы не вышел толковый материал из беседы с Георгием Черданцевым и Константином Геничем, если бы я не разложил монологи футбольных комментаторов на осмысленные мнения. «Первый взгляд» на игру тоже можно преобразить, если, к примеру, подать его через сопоставление «ожидание — реальность», как это сделал Артемий Леонов в случае с Kingdom Come: Deliverance.

Если повезёт, удастся слетать в командировку. Причём здесь везение? Дело в том, что в редакции скорей всего есть специальный человек для поездок. У него уже есть виза и опыт, что крайне важно, потому что обычно оформиться нужно в короткий срок. А вот если требуется экспертиза в конкретной игре или жанре, то тогда удача улыбнётся и обычному автора. Так мне удалось слетать в Италию на демонстрацию Pro Evolution Soccer 2017 и даже посетить финал Лиги чемпионов 2016 года.

Что каждый автор должен понять и принять

Это подработка. Автором быть классно, когда есть непыльная работа, приносящая основной доход, или свободное время в студенческие годы. В любом другом случае полноценно заниматься написанием текстов сложно. А идея стать фрилансером и жить на гонорары заведомо обречена на провал.

Ещё пять-семь лет назад можно было читать книгу Натана Мьюниера и вдохновляться тем, как здорово на западе писать тексты для множества изданий и зарабатывать этим на жизнь. С тех пор многое изменилось. Если штатные сотрудники изданий вроде Kotaku могут зарабатывать хорошие деньги, но большинству изданий — даже IGN и Polygon — выгоднее работать с внештатниками и платить им умеренные суммы. Примерно такая же ситуация и у нас в стране.

Гайд для игровых журналистов-фрилансеров Натан Мьюниер

Сейчас автору нужно понимать, что творчество вряд ли будет приносить ему основной доход. Я никогда не получал гонорар выше двадцати-двадвати пяти тысяч рублей. Более того, деньги каждый раз были разные и чаще всего далеки от моей рекордной суммы. В итоге каждая попытка зарабатывать на жизнь гонорарами за тексты об играх, через несколько месяцев или полгода вгоняла меня в долги и глубокую депрессию. Просто потому, что хотелось стабильно получать достойные деньги и на это уходили все моральные силы.

Но бывают и исключения. Из моих друзей Семён Костин с DTF и Евгений Баранов со StopGame не первый год зарабатывают на жизнь исключительно написанием текстов.

Семёну помогает то, что в отрыве от журналистики он давно ведёт несколько блогов про игры и аниме. Также ему удалось организовать своё время.

Мне очень нравится эта работа, я познакомился со множеством замечательных людей. Но я бы выделил три нюанса, с которыми не каждый готов мириться. Более того, часто по этим причинам люди покидают профессию или сильно выгорают.

Первый и главный нюанс — это соотношение возраста и денег. Сейчас мой ежемесячный заработок складывается из гонорара и донатов от блоггерства (я веду несколько сообществ в ВК про игры и аниме). Считаю, что работа внештатным журналистом полностью оправдывает себя в период учёбы в институте. Ты учишься и параллельно получаешь деньги за свои тексты. Чем больше ты написал, тем больше получил. Это очень крутая прибавка к стипендии.

Однако если ты пришёл в эту профессию в 26 лет (как я), у тебя нет постоянного заработка, есть семья и ты хочешь зарабатывать ТОЛЬКО в этой сфере, то остаётся три варианта: писать очень много (жить от гонорара к гонорару), переходить на фиксированную зарплату, либо продвигать себя (через блог или YouTube), надеясь, что в будущем появятся варианты для карьерного роста. Их немного: обозреватель, редактор или переход в игровую компанию на должность PR-менеджера. Есть и другие, но обычно только эти.

Второй нюанс — самоорганизация. Если ты работаешь из дома, то иногда очень тяжело заставить себя сесть за тяжёлый текст. Порой нет настроя и вдохновения, постоянно на что-то отвлекаешься, к тому же если ты живёшь не один, то нужно готовить, убираться, ходить за продуктами, следить за хозяйством и три раза в день гулять с животными. Обычная ситуация: проснулся в 9 утра и не заметил, как уже 2 часа дня. За это время ты не написал ни строчки. Я давно уже справился с самоорганизацией, но иногда я думаю о том, что мне бы легче работалось из офиса, чем из дома.

И третий — нужно учиться и постоянно расширять свой кругозор. Плох тот журналист, который не совершенствует свой слог, не знает хотя бы английский и вообще не читает книги. Я постоянно исправляю свои старые тексты. Смотрю на материалы из 2016 года и мне стыдно. В комментариях читатели хвалят мою работу, а мне всё равно стыдно, что я так писал. Поэтому многие старые (и до сих пор актуальные) тексты я переписал и дополнил новой информацией, Если нет такой самокритики к своей работе, то нет и роста. Проблема в том, что на самосовершенствование нужно найти время, а его часто не хватает.

Так что игровая журналистика — это увлекательная, но не лёгкая работа. Чтобы чего-то добиться нужно натурально пахать, к тому же быть преданным своему делу и не выгореть. Для себя я установил правило: если за день я не написал хотя бы три страницы, то день прошёл впустую. Так мне легче жить.

Семён Костин
Автор DTF
Все номера «Игромании», в которых вышли тексты Семёна Костина. С них началась его карьера в игровой журналистике

Пример Жени показывает, что автору порой приходится браться за любую даже малоизвестную тему и подстраиваться под формат работы издания, на которое он трудится.

Всё не так уж просто. Чтобы устроиться на StopGame, мне пришлось совершить немало усилий над собой — и совершать их по сей день. Научиться монтировать видео, озвучивать, приобрести навыки, которые и не сформулируешь толком — как, например, отличить затянутый кекный момент от незатянутого. Перейти от текстовой подачи информации к визуальной, ведь безупречно написанный текст после озвучки и монтажа зачастую становится ахинеей.

Впрочем, это никак не касается финансовой стороны вопроса.

Чтобы заработать себе на жизнь игрожурскими делами, нужно хвататься за всё, за любую работу. Желания и предпочтения больше ничего не значат: нужно быть готовым отработать абсолютно любую тему, в том числе коммерческую. Идеальный пример в моей карьере — краткая история серии Forza, ради которой я знакомился с нуля со всей франшизой. А в гонках я чертовски плох.

Но это ещё не всё. Автор-игрожур в современном мире — это маленький винтик исполинский PR-машины, и хотя он делает львиную долю работы, достаются ему лишь объедки с барского стола.

На StopGame всё иначе.

В отличие от почти всех игровых изданий, которые применяют корпоративную структуру, SG куда больше похож на дикую кочевую орду, или банду пиратов на угнанной субмарине — вообще-то, официально всё это называется «творческое объединение блогеров», но аналогия с пиратами мне нравится больше. Потому что StopGame относится к своим авторам, как к равным участникам сделки. Если у SG дела пошли хорошо – значит, будет повышение ставки. Когда ты рожаешь здоровенное эпическое видео, тебя спрашивают, сколько ты за него хочешь.

Выплата гонораров напоминает скорее делёж добычи, ведь никогда точно не знаешь, сколько будет (особенно учитывая донаты со стримов), но всегда получается честь по чести, независимо от должности. Если автор создаёт много хорошего контента, то запросто обгонит по зарплате главного редактора. Я и сам подбирался к этой отметке, хотя я далеко не самый плодовитый и популярный автор StopGame. Но даже когда получка куда скромнее, и когда главред получает в несколько раз больше моего — будь я трижды проклят и съеден чёрными русалками, если этот хитрожопый деляга не заслужил каждый полученный им рубль! Как и все остальные стопгеймовцы.

Евгений Баранов
Автор StopGame и DTF
Евгений Баранов и Ричард Гэрриот, «ИгроМир 2017»

Авторам свойственна тревожность и близкие к депрессии настроения. Дело в том, что написание текстов по формату — удалённая работа из дома. Она предполагает, что нужно долго находится за компьютером и наедине с самим собой. Тут многое зависит от крепости нервной системы, но затворнический образ жизни скорей всего откроет много нового о самом себе. Я периодически страдал от панических атак, бессонницы и эмоционального истощения. Порой бывало, что редактор стучится в личку, чтобы узнать, как продвигается работа над текстом, а мне нечего ответить, так как нет сил успокоить себя, собрать мысли и хотя бы составить план или написать пару предложений.

Типичное состояние депрессивного автора

И так можно долго тратить свои силы, но ничего не добиться, потому что развиваться в профессии очень сложно. На это уйдут годы. За всё время моей работы я видел только два-три случая, когда авторы вырастали в редакторов честным трудом. Обычно на это уходило от трёх до пяти лет. Но также я встречал и людей, которые пишут тексты дольше, но до сих пор ничего не добились по разным причинам.

Зато сейчас некоторые издания предоставляют авторам смежные позиции со стабильной оплатой. На DTF, к примеру, есть должность «Обозреватель». Обозреватели тоже пишут тексты, но получают за это фиксированную зарплату с одним условием: нужно выполнить недельный план по количеству материалов. Поэтому чаще всего им приходится составлять выжимки и отрабатывать инфоповоды. Но если остаётся время, то они могут взяться за обзор или подготовить лонгрид.

Как мне видится, я мутировал из автора в обозреватели по двум причинам. Во-первых, я очень активно писал и брался практически за всё. Во-вторых, в какой-то момент я понял, что писать короткие эссе и заметки с личным мнением мне гораздо интереснее, чем месяцами копаться в одной теме ради монументального лонгрида. Не всем дано быть Семёном Костиным.

Выдавать качественные авторские тексты на ежедневной основе физически невозможно — сужу по себе, но предполагаю, что если бы авторы с такими талантами существовали, я бы о них что-нибудь слышал. Зато в мире индустрии развлечений каждый день происходит что-то, о чём можно написать: например, известный режиссёр дал интервью с яркими высказываниями, а легендарный разработчик поделился какими-нибудь неожиданными фактами о своей игре. Если это достаточно интересно — либо я, либо мой коллега Артём Калеев уже выезжаем на место происшествия «выбирать главное».

Таким образом, я — нечто среднее между новостником, колумнистом и «обзорщиком». Постоянно пребываю в режиме поиска чего-нибудь интересного в интернете, если приходят в голову интересные мысли — пишу эссе или колонку. Если выходит интересная мне игра — пишу обзор.

Когда пишешь много, часто, на разные темы и в разных форматах — эссе, рецензия на фильм, обзор игры, выжимка, перевод, — неизбежно набивается рука. Сейчас я пишу гораздо быстрее и увереннее, чем в начале своего пути — вероятно, если бы я продолжил писать по паре авторских статей в месяц, эта «прокачка» заняла бы куда больше времени.

Что касается самого рабочего процесса — для меня работа на DTF это нечто среднее между полноценной работой и подработкой, о которой Федя пишет выше. С одной стороны, у меня есть план, который нужно выполнять, и стабильный заработок, не зависящий от моей активности, удачи и числа релизов за месяц. С другой — я не хожу в офис, у меня относительно свободный график и достаточно свободного времени на другие занятия и проекты. Думаю, это идеальный вариант для многих.

Артемий Леонов
Обозреватель DTF
Артемий Леонов — один из немногих журналистов, кому посчастливилось пообщаться с легендарным игроком EVE Online, Космическим Папой на посвященном игре фестивале в 2018 году

Как бы сильно автор не старался и как бы много не писал, только текстами обрести известность не так просто, как кажется. Для этого нужно ещё писать на популярные или резонансные темы, или продвигать себя, как личность, в соцсетях.

Один из вариантов постепенно вырасти в персоналию — видео и трансляции, где любое появление перед зрителями добавляет публичности. Алексея Луцая и Владимира Акиньшина на DTF знают лучше, чем авторов, которые пишут тексты с самого перезапуска издания. Аня Тоска больше известна по роликам о механиках управления временем и о том, как играть в файтинги, чем по монументальному материалу о Стэнли Кубрике. Ивана Абрамова скорее запомнят по его видеоревью Resident Evil 2 и мнениям с «Игромира», чем за героический обзор Sekiro: Shadows Die Twice. Это грустно, согласен. Но здесь в первую очередь работает психология выступлений перед публикой. Аудитория ведь запоминает тех ораторов, которые представляются, выглядят броско и говорят уверенно. Но есть ещё один нюанс.

Видео Алексея Луцая — пример того, как нужно делать эссе на неочевидные темы. Посмотрите их, если ещё нет

Издания затмевают авторов. Если вы не пишете на популярную тему или не зарекомендовали себя за годы работы, то про вас скорей всего не будут знать. Ваше мнение будут воспринимать, как мнение издания. Мало кто знает журналиста GameSpot Дэнни О'Дуайера — знают Дэнни О'Дуайера, ведущего канала Noclip. Мало кто знает Джима Cтерлинга, как редактора Destructoid — знают Джима Стерлинга с канала Jimquisition. Кто-то вообще помнит, что Антон Логвинов когда-то ещё и тексты для «Игромании» писал? Скоро тоже самое можно будет сказать и об Игоре Асанове, например.

Сейчас читателям и зрителям нужны персоналии. Игроки цепляются за искреннее мнение, которое отражает то, что чувствуют они. Если кому-то нужно просто мнение — другим важно мнение личности, человека, которому можно доверять, как своему другу. Именно эти люди смотрят, кто автор материала, кто — ведущий трансляции.

Если хочется чего-то добиться в современной игровой журналистике, то нужно сразу придумать, как продвигать самого себя. Это трудный, но более перспективный путь. И каждый выбирает сам идти по нему или нет.

Несмотря на все сложности в работе и карьерном росте, журналистика открывает двери в игровую индустрию и не только. Чаще всего из прессы уходят в разработку на позиции комьюнити-менеджеров, PR-менеджеров и маркетологов. Бывший редактор «Игромании» Артемий Козлов сейчас работает КМом в Pixonic. Бывший главный редактор «Страны игр» Константин Говорун сейчас работает PR-менеджером в Gaijin Entertainment. И подобные примеры можно приводить долго. Мне же опыт ведения стримов помог достаточно хорошо раскрепоститься, чтобы пойти в школы читать лекции про современные технологии. А затем благодаря моим скилам в публичных выступлениях и написании текстов меня взяли комьюнити-менеджером в Nikita Online. И так многие мои друзья попали в разработку именно благодаря игровой журналистике.

Джим Стерлинг о проблемах в англоязычной игровой журналистике

Все страдания искупают результаты и полученный опыт. С лучшими людьми в своей жизни я познакомился именно в игровой индустрии и благодаря ей. Я высказывал и продолжаю высказывать непопулярные мнения про игры, которые находят отклик. Здесь я нашёл себя, наконец. Спустя годы, взвешивая все плюсы и минусы, с уверенностью скажу, что это стоило того. А всё «но» я описал выше.

В игровую журналистику стоит идти затем, чтобы реализовать себя, как творца, или начать путь в индустрии. Начало этого пути отнюдь не будет простым. Зато это возможность рассказывать людям про игры, найти единомышленников, друзей и определить своё будущее.

По крайней мере, так всё сработало у меня. Надеюсь, мой опыт поможет тем, кто только хочет стать автором, лучше понять профессию и избежать некоторых ошибок.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Федор Сивов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0444\u0444\u0442\u043e\u043f","\u0438\u0433\u0440\u043e\u0432\u0430\u044f\u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u0438\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 159, "likes": 208, "favorites": 300, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 57051, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 20 Jul 2019 16:29:05 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 57051, "author_id": 3237, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/57051\/get","add":"\/comments\/57051\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/57051"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64955, "last_count_and_date": null }
159 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
29

В тексте я описал, как вижу профессию, опираясь исключительно на свой опыт. Уверен, он у каждого свой, как у ребят, дополнивших мой текст своими примерами.

Поэтому, если кто-то из коллег по профессии или людей, работавших автором раньше, поделится своим опытом в комментариях, это поможет разнообразить картину.

Ответить
53

Извини что лезу в чужой огород. Вообще честно скажу, я начал читать, но потом перестал когда в общих чертах понял о чем статья. Такие тут кажется уже были как минимум одна или две.
Хочу сказать вот что, Федя, в других профессиях все то же самое. Это не игровая журналистика романтизирована, а жизнь и работа в целом. Хоть ты банкир, программист, дизайнер, музыкант или сварщик. Мы все хотим заниматься чемто приносящим радоость и удовлетворение, чего-то добиться, кто-то хочет семью, дом, детей, но оказывается для всего надо въебывать и делать то что надо, а не то что хочется. Это хуево и так у большинства, причем во всем мире. Вот и все.
Депрессия это ужасно, конечно, и надеюсь тебя не сильно засасывает.

Ответить
10

но оказывается для всего надо въебывать и делать то что надо, а не то что хочется.

Или нет :) По-моему во многих профессиях решает инициатива. У меня есть крутая и поучительная (как мне кажется) история. Я до игровой журналистики работал в местном екатеринбургском рекламном агентстве креативщиком. И, в общем, я не очень хорошо сработался с коллегами — новичок, в офисе работать не умею, стеснительный и закрытый весьма тогда был. А креатив — дело кооперативное.

Однажды я опоздал на совещание: всем уже раздали задачи по брифам, а мне нет. Я спросил: «А на мне что?». Босс ответил: «А ты — придумай хокку про весну и сакуру». Я пожал плечами, ну, шутка, ладно. Вечером я пришёл увольняться. Начальник принял увольнение и сказал: «Ты знаешь, я бы на твоём месте придумал это хокку».

И я тогда понял: блин, мне действительно стоило придумать хокку, и я конкретно обосрался с этим. Шутка шуткой, а любая возможность может быть решающей и важной.

Поучительная история почему — потому что за каждый шанс нужно хвататься, проявлять инициативу, лезть во все сферы сразу, интересоваться сразу всем. И придумывать хокку, если даже в шутку тебя это просят. Такие дела. И тогда всё будет хорошо, и через силу работать не придётся, как мне кажется.

Ответить
0

Еще можно кофе всем делать и подавать/приносить. ; )

Ответить
8

Не вижу ничего зазорного в том, чтобы принести коллегам кофе, если честно.

Ответить
1

Также я не уверен, что эта история понятна, сорри — я её постоянно всем рассказываю, но её мало кто обычно правильно понимает :) Но конкретно меня эта ситуация сильно «перевернула», поэтому с тем пор я лезу в каждую сферу, до которой могу дотянуться, и стараюсь не ныть. Мне кажется, именно таким образом что-то хорошее в жизни и получается.

Ответить
0

Лично я эту историю понял как "даже когда тебя подъебывают можно вместо того чтобы обижаться и ныть перевенуть ситуацию в свою пользу". Но правда в том, что если бы ты тогда поступил не так как поступил, а иначе, то тебя бы это не "перевернуло" и ты бы сейчас не был тем, кто ты есть. А я именно так понимаю личностный рост. Суть не в том, чтобы так или иначе делать что-то, будь то правильно или нет, а в том чтобы делать из этого выводы.

Ответить
0

Все так, Олег, все так. И я это и подразумевал под въебывать. В креативных профессиях, суть которых работать не руками, а головой, "хвататься, проявлять инициативу, лезть во все сферы сразу, интересоваться сразу всем", если это не въебывание, то даже не знаю что.

Ответить
10

Да норм и я всё это прекрасно понимаю. Но не вижу ничего плохого в том, чтобы поделиться опытом)

Ответить
2

Все верно сказал. Хотя банкиров, пожалуй, пристегнул сюда зря. В экономическом английском есть понятия sticky floor и sticky ceiling. Владельцы банков обычно существую у потолка, и им надо сильно работать, не чтоб подняться, а чтобы обеднеть.

Ответить
9

Банкиры тут, скорее, как работники банков в целом (кассиры, менеджеры, консультанты), а не конкретно верхушка банков)

Ответить
0

Менеджеров я ещё слышал чтобы причисляли к банкирам, но чтобы работников касс и консультантов?

Ответить
0

Не банкиры = кассиры, а банкиры = человек, что работает в банке. Такое заблуждение слышал от кучи людей)

Ответить
2

Да ладно
С детства мечтал быть программистом и им по итогу работаю
Делаю то что надо, но внезапно моё то что хочется зачастую совпадает с тем что надо
Работа вполне себе приносит и удовлетворение от изучения новых вещей, и радость от выполненных проектов, и в принципе неплохой доход
Вот теперь думаю, где я по вашим словам поступил не так)

Ответить
6

Мне кажется просто так обстоятельства сложились. С работой повезло и т.д. и т.п.
Ну или просто не так давно этим занимаешься.
Я в айти больше 15 лет, по началу тоже был всем доволен как и ты, но уже стало подзаебывать. Точнее вещи от меня не зависящие чаще стали вызывать фрустрацию.

Ответить
0

через 15 лет станет яснее - про "не так"

Ответить
0

Ну, 8-мь уже прошло. Буду дальше ждать, мне не сложно)

Ответить
30

Я вас разочарую — этой профессии нет, она вымерла довольно давно. И не только игровой, но и какой либо ещё журналистики. У нас есть корреспонденты, есть авторы статей, есть даже редактора, но журналистов нет. А жаль, было бы интересно таковых почитать.

За последние годы, на моей памяти, в игровом сегменте лишь Шраер провёл журналистскую работу, с его расследованием разработки Anthem. И на этом всё, каюк, финиш.

Имхо Сергея, 8 лет на федеральном тв.

Ответить
0

Сергей, вы считаете, что профессия журналиста сводится к расследованиям?

Ответить
17

Существует всего два типа журналистики — расследование и исследование.

И если с первым типом всё ясно, его днём с огнём не сыщешь (особенно в геймдеве), то пересказ первой трети игр, перефразирование пресс-релизов, рассказы о фуршетах в пресс-турах, пересказ чужих постов и перепечатывание сливов, явно, не тянут и на второй тип тоже. А больше никто ничего и не делает.

Итог всё тот же, печальный.

Исключение лишь одно — редкие эссеисты, вроде Алексея Луцая, любим, ценим, лайкаем.

Ответить
0

Допустим, я три с половиной года назад выпустил заметку, где на основании статистики за 5 лет ответил на вопрос "существует ли языковой барьер в соревновательных играх". Вы бы отнесли это к журналистике?

Ответить
9

Хех, какой вы хитрый,)

Допустим, я три с половиной года назад купил масляные краски и запечатлел ими на холсте натюрморт с яблоками и вазой. Будет ли это живописью, а я художником?

Мы говорим о профессиональной деятельности, о профессии, а не разовых актах. За 8 лет проф деятельности в ТТЦ Останкино я встречал оооочень мало людей, которых можно назвать журналистами. Хотя казалось бы, там должна быть их максимальная концентрация. Но они были большим исключением, а не правилом, хотя было много людей, занимающих номинально те же должности.

И по моему скромному профессиональному мнению профессии журналиста и журналистики в СНГ нет, хотя самих журналистов можно встретить, пусть и ооочень редко. Более того, порой некоторые работники прессы могут проделать некий журналисткий труд, но в качестве исключения или очень большой личной инициативы.

Не думаю, что проблема в людях — дело в отсутствии достаточного спроса. От людей этого не требуют, у них это не просят, им платят не за это. Как минимум половина моих коллег способны стать журналистами, вот только это никому не нужно. А жаль.

Ответить
0

Не стоит думать что это был единичный случай, просто пример. Мне интересно насколько выше вы цените расследование Шраера на тему Андромеды на фоне, допустим, моего материала о чрезмерности открытого мира в играх?

Ответить
4

Одно я читал, другое нет. Как я могу сравнивать?

Но даже если я прочту ваш материал, то мне стоит и перечитать работу Шраера, освежить в памяти. И тут у меня простой вопрос:
— А вы уверены, что в праве просить незнакомца потратить столько личного времени ради вашего любопытства, м?

Ответить
0

Вопрос в вашем приоритете в категориях. Из первого сообщения мне показалось что вы ставите расследование выше.

Ответить
0

Нет, не ставлю, вам показалось.

Ответить
0

Ок. Хорошего дня.

Ответить
1

Все очень четко разложил по полочкам. Красава!

Ответить
1

Эссе... журналистика ли это или нечто иное? Ещё не знаю, нужно это обдумать, изучить.

Хм, судя по всему, да. Но где-то на грани, изначально с литературой, так как подразумевает личный взгляд, что не совсем корректно для журналистики. Нечто пограничное, как экшен-рпг, некий сплав двух жанров,)

Ответить
4

На Rock Paper Shotgun как-то было интервью с Молинье за авторством Джона Уокера, начиналось с вопроса "Считаете ли вы себя паталогическим лжецом?" и было насквозь острым, неудобным и дико интересным - это тоже был редкий и неожиданный пример именно журналистики в игровой индустрии.

Ответить
1

То, что это было для вас неожиданно говорит сам за себя.
Будь это нормой, неожиданностью оно бы не стало.

Ответить
4

Так я не спорю с вашим утверждением, просто сразу всплыло в памяти это исключение из общей тенденции.

Ответить
2

Текст очень в точку. Я в киберспорте начинал переводчиком и в итоге стал автором. Минусы удалённой работы и финансовый аспект совпадают с опытом Фёдора и его коллег. Правда, я сидел на зарплате, да и получать гонорары в русскоязычном сегменте почти не от кого. Выходила хорошая студенческая подработка: у родителей просить денег не надо, можно слетать в отпуск пару раз за год (или поучиться по обмену за свой счёт).

Про ступеньку в карьере тоже правда: через три года ушёл в контент-маркетинг. Без работы автором это вряд ли бы произошло, да и работа была скорее приятной, чем нет. Если бы не контент-маркетинг, то пошёл бы работать по диплому или около того. Автором в российском киберспорте всё так же больших денег не заработать.

Спасибо Фёдору за текст — было интересно узнать, как оно там в смежном профиле:)

Ответить
2

студенческая подработка

можно слетать в отпуск пару раз за год (или поучиться по обмену за свой счёт)

Ничего себе подработка

Ответить
0

Ну так и работы по 40 часов в неделю:) Не выделял этот момент отдельно, поскольку подумал, что у Фёдора и подобных фрилансеров в среднем тоже выходит что-то подобное.

Ответить
38

Релевантно для любой профессии

Ответить
0

как долго длится детство?

Ответить
27

До "мне нечем платить за хату"-момента.

Ответить
2

Так нужно просто купить дом
https://www.youtube.com/watch?v=pb2lo5sOc6M

Ответить
14

мой коллега Тимур Сафаров, ныне заведующий разделом «Мобайл» на DTF, напротив просто постучался в личку к редактору DTF Олегу Чимде и его скоро взяли в команду авторов

Помню, в этом самом разделе конкурс был, авторов...:)
Люди писали-писали статьи, и не знали, дураки, что всего-то нужно было постучаться в личку Олегу Чимде:)

Ответить
4

Давайте немного поясню, чтобы не было недоразумений и недопонимания. Попасть в авторский состав DTF можно каким угодно способом, в том числе написав мне в личку. Или поздоровавшись на улице. Или написав несколько лонгридов через кнопку «Написать». Или поучаствовав в конкурсе, который мы проводили прицельно, чтобы найти авторов с определённой экспертизой.

Абсолютно не важен способ, вот вообще. Важны тексты, которые потенциальный автор покажет, какие идеи предложит, как зарекомендует себя в работе над тестовыми заданиями. Мы скилл оцениваем, и только лишь его.

Ответить
1

Редакция ДТФ вольна брать в авторский состав любым удобным ей способом, с этим глупо спорить. Я лишь описал то, как выглядит цитата в контексте проведенного конкурса авторов

Ответить
1

Блин, а я думал его из этого конкурса взяли. Теперь обидно даже как-то.

Ответить
1

Классика DTF, вечно у них как-то не так всё

Ответить
0

А зачем нам неудачники?))

Ответить
0

каким образом коррелирует "неудачник" и "люди, которые пишут статьи"?

Ответить
1

Это часть анекдота про набор персонала:когда hr берет верхнюю стопку резюме,а нижнюю выкидывает. Ведь"зачем нам неудачники".

Ответить
11

В игровую журналистику стоит идти затем, чтобы реализовать себя, как >творца

Не в обиду. Но разве, рассказывая впечатления от чужих творений, ты становишься творцом? Я еще мог бы понять, что журналистику можно воспринимать как первый шаг к своему творчеству. Набил руку в языке и подачи, и написал хорошую книгу. Но когда разбор игр становится самоцельным творчеством, это как-то...

Ответить
3

И это ещё при факте, что часто обзоры и т.п. - это солянка и компиляция чужих обзоров.

Ответить
1

Ну, будем ориентироваться на лучшее, - есть же люди, которые пишут сами. Про абзац оттуда, абзац отсюда, - это уже совсем ужасная халтура.

Ответить
3

Обзор — это произведение, вдохновлённое другим произведением. Я так это всегда видел, по крайней мере. Это (и уж тем более другие жанры вроде тех же эссе или аналитических статей) — так или иначе, создание чего-то нового. А создание чего-то нового — это творчество.

Ответить
3

Если так рассуждать, - то и комментарий под обзором здесь - "это произведение, вдохновленное произведением, которое вдохновлено произведением". -) Мы все здесь творцы. Все почти Микелянджелы, и Толстые. С точки зрения формальной логики, - наверно да. С точки зрения ценности такого творчества... Для меня есть некоторая разница, между человеком (группой), которые придумали лор, сюжет, историю мира, нарисовали это, облекли в программный код. И человеком, "творчество" которого заключается в описании того, что он увидел на экране. Я не знал, что в детстве пересказывая пацанам сюжет из Терминатора, почти поднимался до Кэмэрона. А экскурсовод в музее говоря, "на этой картине вы можете видеть", становилась почти Рембрантом. Полагаю, да - есть моменты работы игрового журналиста, в которых творчества, больше, (эссэ, расследование), есть меньше (обзоры). Но - личное мнение - надо быть осторожным со словом "творчество". Слишком высоко некоторые творцы в истории подняли его планку.

Ответить
0

Ну да, слово размытое и непонятное, я согласен. Но что вы в комменте использовали — то я и взял :)

У журналистики множество функций. В нашем случае — информативная (читатели узнают все новости первыми, корректно и в достаточном объёме), просветительская (читатели узнают что-то новое по актуальной теме — на это работает большинство наших лонгридов, например), развлекательная (тут понятно) и, ммм, слово забыл... практическая польза? (когда мы рассказываем про игру/кино, а читатель берёт это во внимание, принимая решение, стоит ли на это тратить деньги и время). И так далее.

Я поэтому не понимаю тезис «игровые журналисты не нужны» (тут где-то в треде было) и мне действительно интересно прочитать подробный материал с аргументами, почему не нужны.

Ответить
0

Ну да, слово размытое и непонятное, я согласен. Но что вы в >комменте использовали — то я и взял :)

Я, в свою очередь, взял то, которое использовал автор статьи. -)

У журналистики множество функций. В нашем случае — >информативная (читатели узнают все новости первыми, >корректно и в достаточном объёме), просветительская (читатели >узнают что-то новое по актуальной теме — на это работает >большинство наших лонгридов, например), развлекательная (тут >понятно) и, ммм, слово забыл... практическая польза? (когда мы >рассказываем про игру/кино, а читатель берёт это во внимание, >принимая решение, стоит ли на это тратить деньги и время). И >так далее.

Ну, здесь невозможно спорить. Я никогда не считал журналистскую профессию бесполезной. Хотя... вспоминая тему с недавним освещением на сайте сериала "Чернобыль", где по сайту прошел прям цикл статей исключительно восторженного свойства, - и ни намека на критику, (хотя сериал собрал и немало негатива, втч, и от некоторых еще живых ликвидаторов, которым малость виднее о "цене лжи"), - смело заменяю в вашей цитате слово "корректно", на "субъективно".

Ну а если игровая журналистика вдруг исчезнет, то некоторые новости будут просто проскакивать мимо нас. Поэтому, конечно профессия эта полезная.

Ответить
0

смело заменяю в вашей цитате слово "корректно", на "субъективно"

Ну тут речь ведь явно не о новостных заметках? Новостные заметки мы пишем безоценочно всегда — оценивать инфоповоды предстоит уже самим читателям. Однако мы пишем также личные эссе (обзоры у нас тоже часто с элементами эссе), и там конечно субъективная оценка есть, куда уж без неё. Также по «Чернобылю» у нас были исторические материалы — в них вроде тоже оценочности не было т.к. формат такой.

В общем, «субъективно» — это касается только определённых журналистских жанров. У нас, по крайней мере.

Ответить
7

Текст отличный, но пустой по факту. Внезапно, даже занимаясь любимым делом, нужно работать и вкалывать, а не отдыхать и расслабляться.

Ответить
9

У меня всегда есть пара идей для статей на Дтф, но когда я сажусь что-то писать, то понимаю, что слог у меня плохой. Даже если я смогу выразить свои мысли, сделать это красиво и досканально у меня не получится. Поэтому каждый раз я успешно забиваю на это и оставляю подобное авторам на ставке. Им за этот навык хотя бы платят, а тратить своё личное время на текст и на улучшение навыка письма не является хорошим вариантом для меня, так как у всех всегда есть куча других дел, и у меня тоже.

Ответить
8

Есть такой приколяс, когда полноценный материал идет туговато, но когда дело доходит до дискуссии в комментариях, то фактор сколь живого общения многое упрощает. Вот даже сейчас ты написал, а слог не такой уж и плохой. ;)

Ответить
0

Правильно, что сразу понимаешь, что это всё фигня и не стоит этого. Время ценный ресурс и нужно его экономить и правильно использовать;)

Ответить
0

Если тема интересная и, что важно, малоизвестная, то попробовать все же стоит. В первый раз скорее всего слог будет не очень, да, но на свете не так уж и много вещей которые получаются с первого раза.
Для примера можно мою же статью про старый сюжет второй халфы. Если я её прочитаю сейчас, то скорее всего мне захочется повесится от стыда. Но от этого тема не стала хуже,тем более что на дтф (да и вне) про такое могли даже не слышать.

Ответить
3

Так можно сказать о любой статье, основывающейся на "личной истории". Их задача не в обогащении знаниями, а скорее в вдохновении и диалоге с автором на личные темы. Не знаю как вы, но я очень люблю подобные уютные тексты. Словно сидишь у барной стойки с человеком и слушаешь его излияния, искренне интересуясь его жизнью. Даже если он говорит фактами, в том КАК он говорил чувствуется его отношение к каждой из озвученной темы. Лампота же =3

Ответить
0

Ну типа игрожурналисты идут в профессию за творчеством, а через время проф. рост заканчивается, как и творчество. Вот и получается несоответствие ожиданий и реальности. В других профессиях может быть полегче т.к. изначально нет завышеных ожиданий.
Как-то так мне это всё видится.

Ответить
9

за которой скрывается много чашек кофе, бессонных ночей и отчаяния.

Здесь надо было пустить слезу?

Ответить
2

Почувствовать боль в глазах представляя усталость и в горле, думая об обжигающем кофе.

Ответить
5

TL;DR: галера везде одинакова.

Ответить
1

Привет,...ное ИТ.

Ответить
4

Я высказывал и продолжаю высказывать непопулярные мнения про игры

У меня вьетнамскими флэшбэками в голове начали звучать слова одного Тохи, когда он собирая донаты начал втирать, что делает уникальный для СНГ ютуба контент.

Ответить
3

Думал будет абзац про то, чему учили на факультете с реальностью, но теперь даже не уверен, что автор имеет образование.
Ну ок.

Ответить
2

Автор-то как раз получил профильное редакторское образование. Просто по факту это мало что значит на практике, учебные программы от реальности оторваны в большинстве вузов

Ответить
0

Наверное, я вас разочарую, но в игрожуре очень мало людей, которые в самом деле заканчивали журфаки)

Да и в принципе в интернет-журналистике это редкость.

Ответить
1

Над журфаком рофлят почти все профессионалы, к нам как-то приходил редактор научного раздела Русского Репортера, так он сразу заявил, что журфак не нужен и учитесь чему-то полезному, чтобы потом писать об этом. А в некоторых изданиях (вспоминаю Коммерсант) выпускников журфака принципиально не берут, пока те не получат опыт работы.

Ответить
2

Вероятно, зависит всё не от образования как такового, а от того, как человек применяет полученные знания на практике. Мне немного неуютно от того, что многие хуесосят журфак, я этого не понимаю. Журфак (не всякий, наверное) даёт очень разносторонние знания в самых разных сферах. Меня тоже не хотели сначала брать в «Игроманию» т.к. я журфак закончил. Вероятно, из-за этих самых заблуждений. Но вот взяли, и вроде бы неплохо всё получилось.

Ответить
3

Очень вдохновляющий материал! Спасибо!

Отдельно вдохновляет то, что в кой-то веке не увидел избитого "писал статьи с 6 лет, первая публикация в 12, первая зарплата за это в 13, первый миллион в 16". Очень греет душу история от человека, который добился профессии не по школьным годам, а в вполне пост-институтском возрасте. Без преуменьшения, очень сильно ценю это в тексте, благо подобные "молодые дарования" побуждают пустить слезу от своего возраста и кол-ва публикаций в блогах.

Да чего уж там, хочется вновь пересилить себя и попробовать что-то написать! Пускай мне и стыдно за каждую свою публикацию, в частности за те, которые StopGame наградили финансово. Удовольствие от фидбека, даже негативного, ни с чем не сравнимое удовольствие. Пускай сам момент публикации и вызывает стресс сравни первому походу сдачи ЕГЭ.

Ответить
1

Я также в свое время мечтал работать обзорщиком гаджетов. Лет в 25 начал писать бесплатно писать статьи на гиковских площадках. Потренировася, прокачал уровень благодаря критике редакторов и читателей. Через год собрал свои лучшие статьи и начал стучаться в разные издания.

Сначала взяли в hi-tech.mail.ru, потом в 4pda и iPhones.ru. Ничего сложного, имхо. Главное, чтобы тебе нравилась тема, о которой пишешь.

Ответить
1

Так-же воодушевляете) Осталось лишь собраться с силами и вновь сесть за перо.

Ответить
0

Я вот сел.Правда хватило пока на одну статью,а потом как-то подзабил.Вот опять вспомнил)

Ответить
0

А только гаджеты? Как насчёт «железа»? :3

Ответить
0

Я не очень силен в компьютерном железе, если честно

Ответить
0

А по профессии вы кто?

Ответить
0

Я так и не закончил универ. Учился сначала на инженера, потом на маркетинговых коммуникациях, но все забросил в итоге. Сейчас работаю в пиаре

Ответить
3

Писать про игры может каждый. Серьезно. Тут не нужна врождённая предрасположенность к журналистике или другие таланты.

Вызывает сомнения. Дальше идет речь про огромную работу над текстом, регулярную практику и т.д. — это уже не "может каждый".

Ответить
0

Думаю посыл в том, что легко начать и писать любительские качественные тексты, но трудно достичь высот и профессионализма.

Ответить
3

Но нельзя начать писать "качественные тексты". Про достижения — это уже не "легко" и не "сможет каждый".

Ответить
0

Это уже вопрос саморазвития) Я же приводил пример того, как можно прийти в профессию и с нуля всё освоить

Ответить
3

Пример из собственной жизни или какого-то человека нельзя приводить в качестве аргумента к утверждению — это логическая ошибка.

Ответить
1

Easy to learn but hard to master, как говорили классики :)

Ответить
0

У каждого человека есть обучаемость, по крайней мере у того, кто может говорить, читать и писать.

Ответить
3

Когда я пытался что-то писать на эту тему, у меня всегда срабатывал "синдром самозванца". С чего это я решил, что я в этом разбираюсь? Кому вообще может быть интересно мое мнение? Хотя я видеоиграми и игрожуром я интересуюсь очень давно (и в школе за сочинения пятерки получал, да), но признать свои знания сколько-нибудь ценными для публики не получается. Смотришь того же О'Дуайера или dunkey и ни разу не сомневаешься в том, что они свое дело знают отлично а я - просто любитель поиграть иногда.

Ответить
0

Другого адекватного научпопа, кроме Норы Галь и Пиши, сокращай нет на русском вовсе? Везде, где говорят про написание текстов только эти книги и мелькают.

Ответить
6

А ты не думал что их советуют именно потому что они отличные? Или ты каждый раз молоток заново изобретаешь чтобы гвоздь забить?

Ответить
0

Что за все время только две адекватных книжки. Причём, одна еще при совке написана.

Ответить
3

Именно про тексты?
Мне дико зашел текст Владимира Гуриева: https://www.facebook.com/vguriev/posts/10156354139388305

"меня сегодня почему-то позвали рассказать непрофильной аудитории, как писать хорошие тексты.

за пятнадцать минут.

я, честно говоря, еще думаю, насколько я там могу быть полезен, но вот моя пятиминутная тестовая версия..."

Еще у меня есть личная небольшая подборочка здесь: http://janvarev.ru/Tochkazrenija/Kakpisat'

—-

Исходя из практики: есть чего сказать - говори, почти пофигу, каким языком (ну, желательно хоть немного художественным). Нет - никакой навык писательства тебе не поможет.

Ответить
2

одна еще при совке написана.

Это и делает её ценной. Мы живем во времена убитого универсального образования. Даже советский троечник, по сравнению с современным, это был Демосфен с Цицероном в одном флаконе. Так что смело читай Нору Галь.

Ответить
0

Образование было такое хорошее, что люди банки пошли заряжать и деньги в МММ вкладывать. В каких-то аспектах оно действительно было качественное (математика, физика), но местами это был полный провал из-за политической повестки (история, обществознание), а некоторые вещи и вовсе могли признаваться лженауками и в школе бы про подобное не рассказали.

Так что давайте без таких обобщений. А Нора Галь - умница и классик, но как правильно написали ниже, даже она устаревает.

Ответить
3

Вы говорите, - "давайте без обобщений", - а сами при этом натягиваете мудаков, заряжавших банки, на всю страну, что как бы намекает... Что до образования, - я не говорю, что советское образование было идеалом - это уже ваши домыслы. Я говорю, что оно было лучше сегодняшнего. И заметьте, что вкладывать в деньги в МММ не так глупо, как брать микрокредиты под адский процент. В МММ хотя бы первые вложившие срывали банк.

Ответить
0

натягиваете мудаков, заряжавших банки

Эка ты лихо миллионы советских граждан (в том числе и с высшим техническим образование) в мудаки записал.

Ответить
0

Не знаю про миллионы, - ты что пробежал по всем квартирам и подсчитал количество?

Ответить
0

Да-да, давайте притворимся, что никакой истерии по экстрасенсам, нло и прочему нью эйджу не было.

Ответить
0

Ты компьютер? У тебя строго двоичное сознание? Ты не можешь выбрать никаких других вариантов между "миллионами" и "давайте притворятся, что не было"? Ну, сочувствую...
.
На твоих фото, чтоб было понятно залы-"тысячники". Никаких миллионов тут и близко нет. Тему Кашпировских\Чумаков в то время знатно пиарили, но какой процент населения реально заряжал банки, никто не знает.

Ответить
0

Ну, сочувствую...

Тут я могу только признать безоговорочное поражение. Снимаю шляпу - крыть нечем.

Ответить
2

Как связано МММ, математика, история и русский язык? Я уж не говорю что у тебя у самого противоречащие пункты внутри одного абзаца.

Ответить
2

мы все еще на русском разговариваем вроде, правила русского тоже не поменялись особо.

Ответить
0

Я о том, что за 50 лет так мало хорошего материала, на слуху, по этой теме. Задумался - от чего так.

Ответить
1

Нора Галь во многом устарела (например, она советовала что-то в духе "бифштексы нужно переводить как котлеты, иначе наши люди не поймут"), но в целом - это классический текст, который хорошо помогает и сегодня.

А более актуальные тексты сейчас изначально появляются в интернете

Ответить
2

Пиши, сокращай

Это одна из худших книг, для людей которые пытаются в публицистику. Без четкого понимания что и как писать, ее прочтение превратить читателя в слепого адепта, который будет херить все.

Ответить
0

Поэтому в статье и советуют читать её очень осторожно.

Ответить
0

У этих людей та же проблема, что и у тех кто изучает медитативные практики но не учит буддистскую философию, йогу или тантру. Другими словами, они получают молоток но не знают что с ним нужно делать, но про этом наивно думают что уже знают всё. В этом не виноват ни Ильяхов, ни Будда.

Ответить
0

Буду откровенен, но и другие работы Ильяхова и его компашки вызывают у меня определенные вопросы. Местами там заметны усилия по натягиванию на глобус, как по мне.

Ответить
2

Чо сложного ёптыть. Пишешь про игрульки свои, ну и пиши.

Ответить
2

Наверно таки пора начать говорить и показываться публике, а то текстами на тему «восстание роботов по своей сути — социалистическое» и россказнями про всякие Изумрудные Скрижали да Сети ZZ прославиться нельзя.

Ответить
2
Ответить
2

А когда автор проявит себя с лучшей стороны, его может заметить редакция и предложить работу в штате.

Вернее, за штатом. Мне твой текст напомнил Донована Д. Доусона из Va-11 Hall-A. Он там потешался над внештатниками, которые делают большую часть работы. И над их надеждами попасть в штат. Впрочем, у модных инфотеймент-изданий всё ещё лучше: солидную часть траффика приносит бесплатный UGC, остаётся только спиннер крутить да вейп потягивать.

Ответить
1

Фёдор, привет, дай ответ!

Часто хочется поделиться своими мыслями по поводу какой-нибудь игры, порой, неактуальной. Меня останавливает одно - нужен ли мой пост людям? Пишу по 20 твитов на тему, собираю лайки и потом грызу себя за то, что не собрал все размышления в единый текст.

Ответить
2

Привет!

А почему не нужен будет? Мнением всегда поделиться не стыдно)

Я поэтому и советую начинать с сайтов, на которых можно самому свободно публиковаться. Их сообщество привыкло обсуждать тексты друг друга даже на неактуальные темы. И ничего, даже если сразу много откликов и лайков не наберёшь. Это тоже практика.

Мне так раздел для авторов на games.mail.ru помог набить руку в своё время. А на DTF есть тег #сейчасиграю, с его помощью редакция и участники сообщества делятся мнениями об играх, которые сейчас проходят. Там часто рассказывают и про старые игры.

Ответить
1

Многие читают текст не потому, что раздумывают над приобретением продукта, а ради иного взгляда на него или сопоставления мнений. Ну или если хотят узнать о чём-то новом. Иными словами, если человек открыт к новым мнениям и знаниям, для него не важно как давно вышел продукт! Им важно то, что человек скажет и как он будет об этом говорить)

Читатель на что угодно найдётся!

Ответить
1

Гоу, с удовольствием почитаю.

Ответить
1

Скоро тоже самое можно будет сказать и об Игоре Асанове, например

Хто это?

Ответить
0

Раньше писал в игроманию, сейчас на ютубе снимает ролики про автоспорт. Довольно неплохие, тем более что автоспорт у нас сейчас как-то позабыт.

Ответить
1

Пока я читал эту статью, возникла идея для своей. И главная её мысль будет в том, что сейчас в 2019-то году, игровая журналистика не нужна. И это очень печальная мысль, ведь сам хотел был игрожуром ещё со школьного возраста.

Ответить
1

Попробуйте написать! Будет интересно узнать, почему же мы не нужны, и что будет, если игровые журналисты (считай, любые другие журналисты) исчезнут.

Ответить
0

И кому тогда заносить чемоданы?)
Это в второй миф(?) игрожура.

Ответить
0

Уверен, чемоданам место всегда найдётся!

Ответить
1

“До 15 лет писал сочинения по решебникам» - это объясняет, почему статья написана таким ужасным нечитабельным языком. Эх, где вы, кумиры моей юности? Ом, Вершинин, ПэЖэ?

Ответить
1

Ещё и вычитка нулевая: "когда вы запланировал поездку", "двадвати пяти", путаница с "не" и "ни"...
И это при "профильном редакторском образовании". О_о

Ответить
1

Я думаю, что многие читатели дтф сами написали не одну сотню текстов за свою жизнь, вложив в нее какие-то свои оригинальные идеи и опыт. У кого-то не выстрелило, потому что не попал в ца ресурса. У кого-то выстрелило, но денег не принесло. Было бы интересно почитать откуда деньги на зп авторам текстов, как адаптируются тексты под ца и т.п. вещи. Про то, что работа это работа и на ней не очень много платят, ну, не очень интересно читать.

Ответить
1

Приятно видеть, как человек, с которым еще в начале "десятых" бодался на конкурсах игровых рецензий пользователей на форуме одного игрового журнала, в итоге вырос в очень крутого игрового журналиста, на которого еще и ссылаются в подобных материалах.

(Рауль, привет!)

Ответить
1

А идея стать фрилансером и жить на гонорары заведомо обречена на провал.

Ну я жил фрилансером-игрожуром с 2002 по 2007. Ничего страшного, мог даже позволить себе обновить видюху в случае ее досрочного выхода из строя. И ел не доширак, а размороженную комплексную еду.

Ответить
0

Времена изменились, к сожалению(

Ответить
0

Не хочу показаться Дудём, но сколько вы сейчас зарабатываете (или сколько получает ваш коллега, который совсем не вы)? И сколько платят типичному автору с фиксированной зарплатой в РФ? Это же самое главное.

Ответить
2

В случае с внештатными авторами у нас сейчас 2-4к за текст, в зависимости от сложности.

Ответить
0

Неплохо для периодического заработка. Спасибо за информацию.

Ответить
0

Да, это неплохая подработка, как мне кажется. И по фану (мы не даёт авторам темы, которые им не интересны совсем), и деньги норм.

Ответить
0

Скорей всего? Может быть «скорее всего» правильно? Не уверен. Ну и опечатка чуть ниже.

Ответить
1

Спасибо, исправил)

Ответить
1

Дочитал, спасибо за статью, интересно)

Ответить
0

Не без интереса прочитал (кстати, про то где кто работал знаю лично я, а еще вы забыли самый яркий пример - как Грег Касавин, будучи главным редактором GameSpot много лет и кстати очень клево с этим справляющийся и делающий классные ревью в свое время ушел и стал сценаристом и девелопером создав Supergiant games, которые впоследствии выпустили множество, лично для меня очень важных и крутых игр - Bastion, Transistor, Pyre, Hades, так что бывает и так - более того, игровой опыт и умение писать в данном случае пригодилось как нельзя лучше), хотя и остался слегка депрессивный оттенок, по этой причине я хоть и хотел в свое время и срывался пару раз, но не решился и думаю, что сделал правильно в итоге. Мне, кстати, кажется, что есть еще варианты - вести что-то в лайве сродни шоу на твиче и так ты куда меньше завязан на текстах, но при этом можешь заниматься любыми разборами, мнениями и прочими вещами и тут уже больше будешь завязан на зрителях, но наверное это ближе к какому-то видеоконтенту.

Но самый главный вопрос конечно к товарищу Костину. 3 раза в день ? Жизненно, но что за животные ? Это важно, я как кошатник и собачник в 1 лице не могу пройти мимо не спросив) И спасибо за лонгриды, они вдохновляют в отношении того что хочется больше информации диггить для себя же, а не по верхам и банальностям о которых и так знают все.

Ответить
1

Две собаки (такса и помесь дворняги с таксой) и один кот. Хожу с собаками в 9-10 утра, 6 вечера и 12 ночи.

Ответить